Образовательная программа платного ДО

Содержание
стр.
Целевой раздел образовательной программы
дополнительного образования

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи дополнительного образования

4

1.3

Концептуальная основа дополнительного образования

5

2

Содержательный радел образовательной программы
платного дополнительного образования

6

2.1

Содержание платного дополнительного образования

6

2.2

Условия реализации дополнительного образования

7

2.3

Планируемые результаты освоения программы

9

3

Организационный раздел образовательной
дополнительного образования

1

3.1

программы

10

Учебный план МАОУ СОШ №12 по реализации
образовательной программы платного дополнительного
образования на 2019 – 2020 учебный год

10

2

1.

Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития
личности
и
обучения
посредством
реализации
дополнительных
общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг
и
информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных
программ в интересах человека, государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№12» (далее - МАОУ СОШ №12) по общеразвивающим программам осуществляется на
основе следующих нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726 - р);
 Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
 Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172
– 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
 Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;
 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от
28 декабря 2010 г. № 2106;
 постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 №706 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
 Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
 Устав МАОУСОШ №12.
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального
закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени.
Дополнительное образование обучающихся обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования
составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей обучающихся.
3

Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального
развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей
обучающихся и их родителей, что особенно важно, поскольку не все обучающиеся
обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование в МАОУ СОШ №12 создано в целях реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных
развивающихся средах.
Дополнительное образование обучающихся является
равноправным,
взаимодополняющим
компонентом
базового
образования,
удовлетворяющим потребности обучающихся в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественноэстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях
физической культурой и спортом;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
 обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического и трудового воспитания обучающихся;
 выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
 профессиональную ориентацию обучающихся;
 социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 формирование общей культуры обучающихся;
 удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся.
1.2. Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся МАОУ СОШ
№12 соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся.
Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих
способностей
детей,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их
свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования
программ,
имеющих
физкультурно-спортивную,
художественную,
военнопатриотическую и социально-педагогическую направленности, и внедрения современных
методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются:
 изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании
детей;
 обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования
по общеразвивающим программам;
 обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного,
трудового развития и воспитания обучающихся;
 формирование условий для создания единого образовательного пространства;
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и
адаптации к жизни в обществе;
4

 формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
 создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и
культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования МАОУ СОШ №12
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного
образования в МАОУ СОШ №12 заключается в том, что оно, дополняя возможности и
потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования,
развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного
образования.
Деятельность МАОУ СОШ №12 по дополнительному образованию детей строится
на следующих принципах:
 природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее,
чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо
найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже
есть, выращивать то, чего пока нет;
 гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные
виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;
 демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов,
учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку
максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и
физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных
потребностей;
 творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта,
исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество
обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;
 свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора
объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой
регламентации
делают дополнительное образование привлекательным для
обучающихся любого возраста;
 дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает
сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в
разновозрастных объединениях ребята могут проявить
свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая
интересы других.
Функции дополнительного образования:
 образовательная
–
обучение
обучающегося
по
дополнительным
общеобразовательным программам, получение им новых знаний;
 воспитательная – обогащение культурного слоя МАОУ СОШ №12, формирование
в гимназии культурной среды, определение на этой основе четких нравственных
ориентиров, ненавязчивое воспитание обучающихся через их приобщение к
культуре;
 информационная – передача педагогом обучающемуся максимального объема
информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может
усвоить);
 коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения обучающегося со сверстниками и взрослыми в свободное время;
5

 рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил обучающегося;
 интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
 компенсаторная – освоение обучающимися новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для обучающегося фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в
избранных им сферах творческой деятельности;
 социализация – освоение обучающимся эмоционального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых
для жизни;
 самореализация – самоопределение обучающегося в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного
образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической
педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на
самореализацию,
личностно-равноправная
позиция
педагога
и
ребенка,
ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную
уважения.
2.

Содержательный раздел образовательной программы платного
дополнительного образования
2.1. Содержание платного дополнительного образования

Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется через
физкультурно-спортивную, художественно-эстетическую направленности.
Целью социально-педагогической направленности является формирование
готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе
формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной
одаренности.
В ходе достижения этой цели задачами объединений являются:
 привить ребенку нормы морали, общечеловеческие ценности;
 дать ребенку понятие о его правах и обязанностях как члена общества;
 научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под
происходящие в нем изменения;
 развить у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект, активность,
творчество).
Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание
мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как
члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных
взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие
детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач
социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас
на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать
универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно
сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные
перспективы.
Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ:
развитие дошкольников, социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия,
6

подготовка к школе, основы медиаинформационных технологий, основы психологии,
социологии, политологии и права, игротехники и игровое конструирование, профориентация
и предпрофессиональная подготовка.
Используемые методы организации образовательной деятельности в системе
дополнительного образования МАОУ СОШ №12:
 практические (упражнения, самостоятельные задания);
 наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения);
 демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений);
 дидактические (использование обучающих пособий);
 иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и
периодической печати);
 словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение);
 игровые (основаны на игровой деятельности обучающихся);
 технологические (использование различных педагогических технологий в
организации работы с детьми);
 объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном
фактическом материале);
 проблемные (проблемная ситуация, научный поиск);
 частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка
отдельных проблемных вопросов);
 исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания).
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные
В дополнительном образовании используются следующие формы аттестации для
объединений социально-педагогической направленности:
 зачетное занятие,
 открытое занятие,
 конференции,
 игровая программа,
 компьютерное тестирование,
 практическая работа,
 интеллектуальное состязание.
К формам предъявления результата относят: участие в конкурсах, олимпиадах,
соревнованиях, выставках, концертах, спектаклях, открытые занятия, портфолио
достижений, защита творческих работ, родительские собрания, компьютерные
презентации.

2.2.Условия реализации образовательной программы
платного дополнительного образования
Развитие системы дополнительного образования обучающихся зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, материальнотехнического, программно-методического, психологического характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы
дополнительного образования обучающихся в МАОУ СОШ №12 и способствуют
созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно
анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и
их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также
учесть особенности МАОУ СОШ №12, его приоритетные направления работы, основные
задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материальнотехнические и кадровые возможности.
7

Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции
основного и дополнительного образования обучающихся.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены обучающиеся в
возрасте от 7 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких
группах. Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х
объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение
занятий спортивного и неспортивного профиля.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 1 сентября
и заканчивается 25 мая текущего года.
Программа по адаптации детей к условиям школьной жизни рассчитана на 22
неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю в период с октября по март текущего
учебного года. В среду и субботу проводится по 2 занятия соответственно. Общее
количество часов – 88 часов.
Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут.
Занятия не проводятся в каникулярное время. Наполняемость группы – 15 - 20 человек.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в
зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды
занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать
лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, мастерские,
деловые и ролевые игры, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки,
творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется
содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых
результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием
программы.
Прием обучающихся в объединения осуществляется по желанию обучающихся
(родителей (законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным
планом дополнительного образования.
В МАОУ СОШ №12 созданы необходимые условия для организации
дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов
дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов
дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями,
совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических,
общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в
частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и
профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования
МАОУ СОШ №12 информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1. возможность достижения обучающимися определенных результатов;
2. соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и
электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда
работников.
Кабинеты МАОУ СОШ №12 оборудованы интерактивными досками, экранами,
обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности,
имеющие выход в сеть «Интернет».
Для занятий по художественной направленности имеется кабинеты музыки,
технологии.
8

Кабинет технологии оснащен необходимыми материалами: наглядные наборы
муляжей, репродукций, мультимедийное оборудование.
Кабинет музыки обеспечен следующим оборудованием: музыкальный центр,
синтезатор, музыкальные инструменты, компьютер с выходом в сеть «Интернет».
Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные, мячи
баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, а также спортивные
комплексы для лазания, подтягивания.
Имеет оборудование для проведения массовых мероприятий: микрофоны, колонки,
ноутбук, микшерный пульт.
2.3. Планируемые результаты освоения программы
Одним
из
ключевых
элементов
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения
обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок
освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу
программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося,
которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации
дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные
и личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные
обучающимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при
решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов
универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают
способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими
компонентами:
мотивационно-ценностными
(потребность
в
самореализации,
саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень
притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых
действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их
применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и
практические умения, предусмотренные программой.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки
достижений обучающихся способствуют росту их самооценки и познавательных
интересов в дополнительном образовании, а также возможности диагностировать
мотивацию достижений личности.
Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным
общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом
(выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.).
Реализация дополнительной общеразвивающей программы МАОУ СОШ №12
позволит достичь следующих результатов:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
сохранить государственные гарантии доступности дополнительного
образования детей;
совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию
дополнительного образования.
9

2. Ресурсное обеспечение:
создать единое информационно-образовательное пространство основного и
дополнительного образования детей;
улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования
детей;
создать условия для поддержки профессионального развития педагогических
кадров;
создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности
дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей:
организовать дополнительное образование в соответствии с социальным
заказом;
содействовать развитию инновационного движения
в дополнительном
образовании детей;
внедрять интегрированные программы дополнительного образования,
направленные на социально-педагогическую поддержку детей.
3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного
образования
3.1 Учебный план МАОУ СОШ №12 по реализации образовательной
программы дополнительного образования (платные образовательные программы)
на 2019 – 2020 учебный год
Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного
образования Учреждения направлен на обеспечение доступности, эффективности и
качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий
для раскрытия природных способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития
творческого потенциала личности обучающихся.
Учебный план ориентирован на шестидневную рабочую неделю и составлен с
учетом кадрового, программно-методического и материально- технического обеспечения
образовательного процесса.
Содержание учебного плана дополнительного образования детей (платные
образовательные программы) включает в себя следующие направленности:
 социально-педагогическая.
Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного
образования (платные образовательные программы) на 2019 – 2020 учебный год
№

1

Объединение дополнительного
образования детей

Педагоги
Год
Недельн
ческая
обучения ых часов
нагрузка
по УП
в неделю
Социально-педагогическая направленность
Группа развития «Знайка»
4
первый
4 (в
(учителя начальных классов,
среду и
педагог-психолог, учитель ИЗО
субботу
и технологии, логопед)
проводит
ся по 2
занятия)

Количество Количест
групп
во часов в
год

1
(15 - 20
человек)

88

10

Аннотация к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
Название программы
Краткое содержание программы
Социально-педагогическая направленность
Группа развития
Возраст обучающихся: 5,5 - 6,5 лет (дошкольники)
«Знайка»
Срок реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на 88 часов. Занятия проводятся два раза в неделю по 2
часа. Час – 30 минут.
Цель программы – формирование у ребѐнка желания идти в школу, интереса к
обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований
родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между
дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения.
Задачи:
- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и
специальных), пополнение их;
- развитие познавательной активности, познавательной мотивации,
интеллектуальных способностей детей;
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого
ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к
активной деятельности и творчеству;
- формирование четких представлений и школе и формах школьного поведения;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной
позиции школьника,
заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и
доброжелательности к людям.
Особенности программы:
 в организации психолого-педагогического и социально-педагогического
сопровождения старших дошкольников и их родителей;
 в применении экспериментальной программы стартовых возможностей для
детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс,
независимо от социального уровня семьи, места жительства, здоровья ребенка,
этнической принадлежности т.д.
 в создании предпосылок для формирования иноязычных коммуникативных
способностей и умений.
Платные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
педагогов (приложение 1).
Форма договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг
(приложение 2).

11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».