Пояснительная записка
«Когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет
попутным».
Сенека.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять
все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям
человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает
его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,
выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению
целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая
должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих
формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно
приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и
социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для
общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном,
самоопределении призвана профессиональная ориентация.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по
оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии
способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе
профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка,
многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через
учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Профориентационная работа является естественным продолжением всей
педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим
завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает
ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные
предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и
привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда
оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от
соблазнов сегодняшней жизни).
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной.
Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как
она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с
их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы
находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял
напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного
производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое
удовлетворение от своего труда.
Цель подпрограммы: создание условий для формирования самостоятельной,
ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в
обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи:
получение непротиворечивых
возможностях обучающихся;
данных
о
предпочтениях,
склонностях
и
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет
комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках,
элективных курсов и в воспитательной работе;
координация
работы
классных
руководителей
по
преемственности
профориентационной работы между ступенями образования, по организации
индивидуальной работы с обучающимися и их родителями для формирования
обоснованных профессиональных потребностей;
расширение системы профинформирования;
обеспечение удовлетворения обучающихся в углубленном изучении предметов
через организацию профильного обучения в старшей школе;
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
стимулирование творческого саморазвития и самосовершенствования личности
обучающегося.
Формы работы:
экскурсии;
уроки;
классные часы;
анкетирование;
дискуссии, диспуты;
исследовательские работы (групповые и индивидуальные);
встречи со специалистами различных профессий;
изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
консультации по выбору профильного обучения (индивидуальные, групповые);
элективные курсы;
родительские собрания;
встречи с представителями учебных заведений;
предметные недели;
олимпиады;
творческие работы (сочинения, рисунки и т. д.).
Принципы профориентационной работы
1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна
ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с
первого по выпускной класс.
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от
возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных
ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и родителями.
4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров
профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных
организаций.
5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями
общества в кадрах).
Этапы профориентационной работы
1. Начальная школа (1 – 4 классы) – формирование представлений о мире профессий,
о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах
деятельности: социальной, трудовой, игровой, исследовательской, учебной.
2. Первая ступень основной школы (5 – 7 классы) – развитие интересов и
способностей, связанных с выбором профессии; развитие у школьников
личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и
возможностях (формирование образа “Я”);
3. Вторая ступень основной школы (8 – 9 классы) – формирование профессиональной
мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей;
уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других
курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью
выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля
обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и
способностям, ценностным ориентациям.
4. Старшие классы (10 – 11 классы) – формирование ценностно-смысловой стороны
самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся,
развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Сроки реализации подпрограммы: 2020 - 2021 учебный год.
Ожидаемые результаты
достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения;
сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии:
самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации
о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое)
пробы своих сил в конкретных областях деятельности;
сформированность у учащихся уверенности в социальной значимости труда, т. е.
сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;
сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение
школьником своих профессионально важных качеств);
наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить
требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих
индивидуальных особенностей);
сформированность у школьников профессионально важных качеств, т. е. качеств,
непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.
План работы по профориентации на 2020 - 2021 учебный год
1-4 классы (пропедевтический)
- формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни
человека.
работа с обучающимися
№
Мероприятия
Время
Ответственный
п/п
1.
Классные часы по темам:
По плану
Классные
1 класс
руководители
«Мир моих интересов»
«Все работы хороши, выбирай на вкус»
2 класс
«Профессии наших родителей»
3 класс
«О профессиях разных, нужных и важных»
4 класс
«Путь в профессию начинается в школе».
2.
Экскурсии на предприятия, в библиотеку и т. д. В течение года
(знакомство с различными профессиями)
Учебная деятельность
По программе
- Знакомство с профессиями в курсе «Русского
языка» (словарная работа со словами,
обозначающими профессии);
- Знакомство с профессиями художника,
архитектора,
скульптора
на
уроках
изобразительного искусства;
- Профессия оператор ЭВМ (информатика).
4.
Конкурс рисунков: «Все профессии нужны,
В течение года
все профессии важны».
работа с родителями
№
Мероприятия
Время
п/п
1.
Беседы о воспитании у детей готовности к В течение года
труду.
3.
2.
Совместные мероприятия детей и родителей.
В течение года
Классные
руководители
Учителя предметники
Зам. директора
по ВР
Ответственный
Классные
руководители
Классные
руководители
Диагностика (4 класс):
o выявление интересов учащихся;
o определение жизненно важных ценностей;
o выявление способностей и уровня развития познавательных процессов.
5-7 классы (поисковозондирующий)
- формирование адекватной самооценки у учащихся;
- формирование у учащихся общетрудовых навыков;
- получение данных о предпочтениях, склонностях, возможностях учащихся;
- развитие интересов и способностей учащихся;
-расширение сведений о профессиях;
- профориентационная направленность уроков;
- развитие навыков общения и взаимодействия.
работа с обучающимися
№
Мероприятия
Время
Ответственный
п/п
1.
Классные часы по темам:
По плану
Классные
5 класс
руководители
«Мир моих интересов»
«Мир профессий»
6 класс
«Моя мечта о будущей профессии»
«Навыки общения и взаимодействия»
7 класс
«Мои увлечения»
«Все профессии важны, все профессии
2.
нужны».
Экскурсии на предприятия и учреждения.
Учебная деятельность
5 класс
- Изучение тем: «Кто где работает», «Кем ты
хочешь стать?» на уроках иностранного языка;
- Знакомство с профессиями ювелир,
кожевенник, гончар на уроках истории;
- Изучение правил взаимодействия с
окружающими в курсе «Обществознания».
6 класс
- Знакомство с профессией топограф на уроках
географии;
- Знакомство с профессией археолог на уроках
истории.
7 класс
- Знакомство с профессиями: повара, швеи ,
модельера, вышивальщицы, вязальщицы,
менеджера, дизайнера, предпринимателя,
столяра на уроках технологии.
- Знакомство с профессиями картограф,
синоптик на уроках географии.
4.
Развитие интересов учащихся через участие в
различных конкурсах (рисунки, поделки,
фотографии и т. д.), концертах, спортивных
соревнованиях.
5.
Участие в акции «Чистый дом» (уборка
классных помещений и территории вокруг
школы)
работа с родителями
№
Мероприятия
п/п
1.
Беседы на родительских собраниях о трудовых
навыках учащихся, учебных и внеучебных
интересах.
2.
Совместные мероприятия детей и родителей.
3.
В течение года
По программе
Классные
руководители
Учителя предметники
В течение года
Зам. директора
по ВР
В течение года
Классные
руководители
Время
В течение года
Ответственный
Классные
руководители
В течение года
Классные
руководители
Диагностика: «Общечеловеческие ценности», «Навыки общения и взаимодействия»,
«Уровень воспитанности».
8-9 классы (профессиональное осознание)
- формирование профессиональной мотивации;
- развитие навыков самопознания;
- развитие интересов и склонностей обучающихся;
- формирование правильного понимания сущности профессий и самоопределения;
- знакомство с различными учебными заведениями.
работа с обучающимися
№
Мероприятия
Время
Ответственный
п/п
1.
Классные часы по темам:
По плану
Классные
8 класс
руководители
2.
«Мотивы выбора профессий»
«Мои увлечения – шаг к будущей профессии»
9 класс
«Моя жизненная позиция»
«Возможности и профессия»;
Куда пойти учиться?» (знакомство с учебными
заведениями).
Экскурсии на предприятия и учреждения.
В течение года
Учебная деятельность
8 класс
- Знакомство с профессиями: повара, швеи,
модельера,
менеджера,
дизайнера,
предпринимателя на уроках технологии;
- Знакомство с профессиями геолога,
синоптика на уроках географии;
- Знакомство с профессиями: сейсмолог,
гидролог, инженер, конструктор, машинист,
авиатор и профессиями, необходимыми для
обслуживания электростанций на уроках
физики.
9 класс
- При изучении отраслей промышленности на
уроках географии, знакомство с профессиями
данных отраслей;
- Знакомство с профессиями (химик-лаборант,
химик-эколог, инженер-технолог) и учебными
заведениями при изучении темы: «Химическое
производство» (химия);
- Знакомство с профессиями, связанными с
энергетикой на уроках физики.
4.
Развитие интересов учащихся через участие в
различных конкурсах (рисунки, поделки,
фотографии и т. д.), концертах, спортивных
соревнованиях.
5.
Встречи обучающихся
9-го класса с
преподавателями колледжей, техникумов,
училищ и других учебных заведений г.
Первоуральска.
6.
Участие в акции «Чистый дом» (уборка
классных помещений и территории вокруг
школы)
работа с родителями
№
Мероприятия
п/п
1.
Обсуждение
с
родителями
возможных
перспектив
профессионального
самоопределения (родительские собрания,
индивидуальные консультации).
2.
Совместные мероприятия детей и родителей.
3.
3.
По программе
Классные
руководители
Учителя предметники
В течение года
Зам. директора
по ВР
В течение года
Зам. директора
по ВР
В течение года
Классные
руководители
Время
Ответственный
В течение года
Классные
руководители
В течение года
Классные
руководители
Классные
Встречи с родителями, имеющими различные В течение года
профессии.
Диагностика:
o «Изучение склонностей учащихся»;
o «Изучение профессиональных интересов»;
o «Моё жизненное самоопределение».
руководители
10-11 класс (уточнение социально-профессионального статуса)
- определение профиля обучения;
- формирование знаний и навыков в определённой деятельности через изучение
профильных предметов;
- обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию;
- коррекция профессиональных планов;
- оценка готовности к избранной деятельности.
работа с обучающимися
№
Мероприятия
Время
Ответственный
п/п
1.
Классные часы по темам:
По плану
Классные
10 класс
руководители
«Профессии с большой перспективой»
«Сотвори своё будущее»
11 класс
«Психологические
характеристики
профессий»
«Что век грядущий нам готовит»
2.
Экскурсии на предприятия, учреждения, В течение года Классные
учебные заведения города Первоуральска, и
руководители
города Екатеринбурга.
3.
Учебная деятельность
По программе
Учителя Знакомство с профессиями:
предметники
- оператор-аппаратчик, сталевар, инженертехнолог (химия);
- историк, философ, политолог, правовед
(обществознание);
- социолог, демограф, этнограф, профессии,
связанные со сферой услуг (география).
4.
Развитие интересов учащихся через участие в В течение года Зам. директора
различных конкурсах (рисунки, поделки,
по ВР
фотографии и т. д.), концертах, спортивных
соревнованиях.
5.
Встречи с представителями различных В течение года Зам. директора
учебных заведений.
по ВР
6.
Предоставление учащимся информации об В течение года Классные
учебных
учреждениях
и
о правилах
руководители
поступления в них.
7.
Единый информационный день открытых Апрель
Зам. директора
дверей для выпускников 9-11 классов
по ВР
8.
Участие в акции «Чистый дом» (уборка В течение года Классные
классных помещений и территории вокруг
руководители
школы).
9.
Встречи с выпускниками школы.
В течение года Зам. директора
по ВР
10. Анкетирование
«Моё
жизненное По плану
Зам. директора
самоопределение».
работа с родителями
№
Мероприятия
Время
п/п
1.
Родительские собрания: «Самовоспитание В течение года
школьника как важнейшее условие его
подготовки к профессиональному труду»,
«Самоопределение школьников» (11 класс)
2.
Совместные мероприятия детей и родителей.
В течение года
3.
4.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Индивидуальные и групповые консультации В течение года
родителей о перспективах развития рынка
труда, о правилах приёма в профессиональные
заведения, о контрактно-целевой подготовки
кадров.
Единый информационный день открытых Апрель
дверей для выпускников 9-11 классов.
по ВР
Ответственный
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители,
зам. директора
по УР
Зам. директора
по ВР
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)