Проведение мониторингового исследования по
функциональной грамотности обучающихся 5 классов
общеобразовательных организаций
Особенности диагностической работы
Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки
качества образования Института стратегии развития
образования Российской академии образования, к.п.н.
Продолжение проекта по формированию и оценке
функциональной грамотности в 5 классе
• Основная цель – оценить готовность школы к
формированию функциональной грамотности в
основной школе (с учетом вклада начальной школы)
• Проведение тестирования учащихся и анкетирование
учителей
• Особенности диагностической работы:
– включение всех шести направлений функциональной
грамотности;
– выделение приоритетных компетенций: работа с
информацией и решение проблем
Особенности диагностической работы
• Цель: оценить уровень сформированности читательской, математической,
естественнонаучной, финансовой грамотности, а так же таких направлений как
«глобальные компетенции» и «креативное мышление» как составляющих
функциональной грамотности обучающихся 5х классов с учетом результатов 4
класса.
• Состав варианта: Вариант сформирован по четырем из шести направлений
функциональной грамотности: читательской (ЧГ), математической (МГ) и
естественнонаучной (ЕНГ), финансовой(ФН), глобальным компетенциям (ГК),
креативному мышлению (КМ).
• Выделение приоритетных компетенций: работа с информацией и решение
проблем
• Типы заданий: с выбором одного или нескольких верных ответов; с
множественным комплексным выбором; с кратким ответом (в виде букв, слов,
цифр); с развернутым ответом; с выбором ответа и пояснением к нему
• Система оценивания: за выполнение заданий – 0, 1 или 2 балла, за работу в
целом – суммарный балл и уровень сформированности функциональной
грамотности
Структура измерительных материалов в исследовании PISA
и в региональном мониторинге
ЧГ: Типы и
форматы текста
ЧГ: Работать с информацией:
•находить и извлекать
•осмысливать и оценивать
•интерпретировать
МГ: Формулировать, применять
МГ:
Содержательная
область
ЕНГ: Естественнонаучные
предметы
Методология
интерпретировать и оценивать
результаты с позиций математики
и реальной проблемы
ЧГ: Ситуации
функционирования
текста
БЛОК
ЗАДАНИЙ
Компетентностная
область
ЕНГ:
• давать научные объяснения,
• применять е/н методы
исследования,
• интерпретировать данные,
делать выводы
Разделы математики
МГ: Мир
индивидуума, социума,
образования и науки
Контексты/
ситуации
ЕНГ:
Здоровье, ресурсы
окружающая среда,
связь науки и технологии
Характеристики заданий и система оценивания
Характеристика заданий:
компетентностная область оценки
Формулировать
Рассуждать
Применять
Интерпретировать
Находить и извлекать информацию
Оценивать содержание и форму текста
Интегрировать и интерпретировать информацию
Использовать информацию из текста
Научное объяснение явлений
Применение методов естественнонаучного исследования
Интерпретация данных для получения выводов
Выявление финансовой информации
Оценка финансовой проблемы
Анализ информации в финансовом контексте
Применение финансовых знаний и понимания
Выявлять мнения, подходы, перспективы
Анализировать различные мнения, подходы, перспективы
Объяснять сложные ситуации и проблемы
Оценивать информацию
Выдвижение разнообразных идей
Доработка идеи
Отбор креативных идей
Выдвижение креативной идеи
Характеристика заданий: контекст
Общественный
Научная деятельность
Личный
Образовательный
Личный
Научный
Общественный
Изобретательство
Личные траты, досуг и отдых
Дом и семья
Гражданин и сообщество
Личный
Личный
Общественный
Общественный
Научный
Изобретательство
Характеристика заданий: формат ответа
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Задание с выбором одного верного ответа
Задание с выбором нескольких верных ответов
Задание с кратким ответом
Задание с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов)
Задание с кратким ответом и пояснением к нему
Задание с развернутым ответом (в виде текста, рисунка или и рисунка, и
текста)
Задание на установление соответствия (две группы объектов)
Задание на установление соответствия (несколько групп объектов)
Задание на установление последовательности
Задание на выделение фрагмента текста
Задание с комплексным множественным выбором
Комплексное задание с выбором ответа и объяснением
Характеристика заданий: уровень сложности
Характеристика заданий: способ проверки
Дизайн вариантов
1
2
КМ1:
Благоустройство
города
ГК1: Как сберечь
родной язык_МВ
ФН1: Интересное
хобби+Самокат
3
МА1:
Конструктор+Колесо
обозрения
4
ЧТ1: Мир размером
с пуговицу
5
6
ЕС1: Откуда берутся
звуки? /Наблюдать
бактерии
ЧТ1: Мир
ФН1: Интересное
размером с
хобби+Самокат
пуговицу
ЕС2: Вездесущий
ЧТ_4 класс:
МА1:
углерод/Из чего
Удивительная Конструктор+Кол
сделан снег
женщина-ученый есо обозрения
ЕС1: Откуда
КМ1:
МА_4 класс:
берутся звуки?
Благоустройство
/Наблюдать
Почта+Кафе
города
бактерии
ЧТ2: Первый
ГК_4 класс:
ФН2: На летний
человек в
открытом
Сохраним
отдых +
планету
Подарочная карта космическом
пространстве
МА2: Детская
ЕС_4 класс:
железная
Почему стекла
КМ2:Вода
дорога+Фотоальбо потеют? Угадай
м
планету
КМ_4 класс:
ФН3: Услуги почты ГК1: Как сберечь
Волшебная
+ Карта для Арины родной язык_МВ
страна
ГК2: Будьте
здоровы_ГП
Количество
направлений: 6
Количество
вариантов: 6
Время
выполнения
блока: 20 минут
Время
выполнения
варианта: 80
минут (2 урока)
Дизайн вариантов
1
КМ1:
Благоустройство
города
ГК2: Будьте
здоровы_ГП
ЕС2: Вездесущий
ГК1: Как сберечь
углерод/Из чего
родной язык_МВ
сделан снег
2
3
4
5
6
ФН1: Интересное
хобби+Самокат
МА_4 класс:
Почта+Кафе
МА1:
Конструктор+Кол
есо обозрения
ГК_4 класс:
Сохраним
планету
ЧТ1: Мир
размером с
пуговицу
ЕС1: Откуда
берутся звуки?
/Наблюдать
бактерии
КМ2:Вода
КМ_4 класс:
Волшебная
страна
Кол-во Кол-во
заданий баллов
ЧТ1: Мир размером ФН1: Интересное
с пуговицу
хобби+Самокат
ЧТ_4 класс:
Удивительная
женщина-ученый
МА1:
Конструктор+Колес
о обозрения
29
44
28
43
ЕС1: Откуда берутся
звуки? /Наблюдать
бактерии
КМ1:
Благоустройство
города
28
ЧТ2: Первый
ФН2: На летний
человек в открытом
отдых + Подарочная
космическом
карта
пространстве
29
МА2: Детская
ЕС_4 класс: Почему
железная
стекла потеют?
дорога+Фотоальбом Угадай планету
28
45
45
42
ФН3: Услуги почты + ГК1: Как сберечь
Карта для Арины
родной язык_МВ
27
42
Дизайн вариантов
1
2
КМ1:
Благоустройство
города
ГК1: Как сберечь
родной язык_МВ
ФН1: Интересное
хобби+Самокат
3
МА1:
Конструктор+Колес
о обозрения
4
ЧТ1: Мир размером
с пуговицу
5
6
ЕС1: Откуда берутся
звуки? /Наблюдать
бактерии
ЧТ1: Мир
ФН1: Интересное
размером с
хобби+Самокат
пуговицу
ЕС2: Вездесущий
ЧТ_4 класс:
МА1:
углерод/Из чего
Удивительная Конструктор+Кол
сделан снег
женщина-ученый есо обозрения
ЕС1: Откуда
КМ1:
МА_4 класс:
берутся звуки?
Благоустройство
/Наблюдать
Почта+Кафе
города
бактерии
ЧТ2: Первый
ГК_4 класс:
ФН2: На летний
человек в
открытом
Сохраним
отдых +
планету
Подарочная карта космическом
пространстве
МА2: Детская
ЕС_4 класс:
железная
Почему стекла
КМ2:Вода
дорога+Фотоальбо потеют? Угадай
м
планету
КМ_4 класс:
ФН3: Услуги почты ГК1: Как сберечь
Волшебная
+ Карта для Арины родной язык_МВ
страна
ГК2: Будьте
здоровы_ГП
Повтор блоков
позволяет
выстроить
задания всех
вариантов на
одной шкале
Дизайн вариантов
1
2
КМ1:
Благоустройство
города
ГК1: Как сберечь
родной язык_МВ
ФН1: Интересное
хобби+Самокат
3
МА1:
Конструктор+Колесо
обозрения
4
ЧТ1: Мир размером
с пуговицу
5
6
ЕС1: Откуда берутся
звуки? /Наблюдать
бактерии
ЧТ1: Мир
ФН1: Интересное
размером с
хобби+Самокат
пуговицу
ЕС2: Вездесущий
ЧТ_4 класс:
МА1:
углерод/Из чего
Удивительная Конструктор+Кол
сделан снег
женщина-ученый есо обозрения
ЕС1: Откуда
КМ1:
МА_4 класс:
берутся звуки?
Благоустройство
/Наблюдать
Почта+Кафе
города
бактерии
ЧТ2: Первый
ГК_4 класс:
ФН2: На летний
человек в
открытом
Сохраним
отдых +
планету
Подарочная карта космическом
пространстве
МА2: Детская
ЕС_4 класс:
железная
Почему стекла
КМ2: Вода
дорога+Фотоальбо потеют? Угадай
м
планету
КМ_4 класс:
ФН_4 класс: :
ГК1: Как сберечь
Волшебная
Услуги почты +
родной язык_МВ
страна
Карта для Арины
ГК2: Будьте
здоровы_ГП
Повтор блоков
из 4 класса
позволяет
выстроить
результаты 4 и
5 класса на
единой шкале
Описание основных характеристик заданий по
функциональной грамотности для 5 класса: читательская
грамотность
Число заданий
В%
Содержательная область
Чтение для получения образования: культура
10
35%
Чтение для получения образования: научные знания и открытия
18
65%
10
18
35%
65%
5
20
3
18%
71%
11%
11
2
39%
7%
Развернутый ответ
2
7%
Задание с комплексным множественным выбором
задание на выделение фрагмента текста
Задание на установление соответствия
6
21%
4
14%
3
11%
28
100%
Компетентностная область
Находить и извлекать информацию
Интегрировать и интерпретировать информацию
Уровень сложности
Низкий
Средний
Высокий
Формат ответа
Выбор ответа
Краткий ответ
Итого
Анкетирование учителей
Примерный список вопросов
• Основные демографические характеристики
• Предмет, который преподает учитель в тестируемых
классах
• Педагогический стаж
• Повышение квалификации
• Организация учебной деятельности на уроке и вне уроков,
при выполнении домашних заданий
• Использование ИКТ
• Опыт работы по формированию функциональной
грамотности
Что означает, что учитель готов к развитию
функциональной грамотности в учебном процессе?
•
•
•
•
•
•
•
Овладение основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью
Овладение практиками формирования и оценки функциональной грамотности
(различение процессов формирования и оценки функциональной грамотности)
Понимание роли учебных задач как средства формирования функциональной
грамотности
Умение отбирать / разрабатывать учебные задания для формирования и оценки
ФГ
Овладение практиками развивающего обучения (работа в группах, проектная и
исследовательская деятельность и др.)
Овладение технологией формирующего оценивания с учетом критериальноуровневого подхода
Умение работать в команде учителей, организуя межпредметное
взаимодействие
Задачи образовательных организаций в развитии
функциональной грамотности учащихся
• Разработать программу по развитию функциональной грамотности
• Выделить специалиста, который будет отвечать за реализацию программы
по развитию функциональной грамотности
• Спланировать и организовать работу по повышению квалификации
учителей по разработке и использованию заданий для формирования
функциональной грамотности
• Изучить особенности (инструментария и подходы к оценке) в исследования
PISA-2018 и PISA-2022, а также в федеральном проекте Минпроса РФ
«Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся»
• Проанализировать учебно-методические материалы, которые используют
учителя, и обеспечить учителей учебными материалами нового поколения
• Перестроить методическую работу учителей, создать механизмы
мотивации учителей, организации их сотрудничества и обмена опытом, а
также поощрения их работы
Главные детерминанты качества
школьного образования
• Качество школьного образования в основном
определяется качеством профессиональной
подготовки педагогов
(по результатам PISA, отчет McKinsey, 2007 )
• Качество образовательных достижений
школьников в основном определяется качеством
учебных заданий, предлагаемых им педагогами
(по результатам ITL, PISA)
Что подготовлено к 2020/2021 учебному году
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
СЕРИЯ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»
ПРОЕКТ ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
Читательская
грамотность
Математическая
грамотность
Естественнонауч
ная грамотность
Финансовая
грамотность
Глобальные
компетенции
Креативное
мышление
• направлено на формирование умения применять в жизни знания, полученные в
школе
• предлагает обучающие и тренировочные задания, основанные на реальных
жизненных ситуациях
• рассчитано на обучающихся 10—15 лет
• содержит развернутые описания особенностей оценки заданий и рекомендации по их
использованию
• содержит комплекс задач для самостоятельного или коллективного выполнения
• приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания
© АО «Издательство
«Просвещение», 2020
Электронный банк заданий для оценки функциональной
грамотности
Проблемы разграничения:
формирование функциональной грамотности и
оценка функциональной грамотности
Важно: формирования функциональной грамотности – это не
натаскивание на образцы оценки
Стартовая
диагностика
Формирующая оценка
Основной критерий оценки
функциональной грамотности:
способность применять знания в
различных нетипичных ситуациях,
поиск новых решений и способов
действий.
Оценка
сформированности
функциональной
грамотности
Учебный процесс – формирование функциональной грамотности
ЯН Д ЕК С .У ЧЕБ Н И К Д Л Я Н АЧАЛ Ь Н ОЙ Ш К ОЛ Ы
Ложная установка: "В каждый предмет надо включить задачи по
функциональной грамотности". Массово появляются так называемые
«PISA-подобные» задания и разворачиваются программы повышения
квалификации учителей.
2
3
Что делать?
Эффективное введение ФГОС:
❖ реализация педагогических практик развивающего обучения
❖ внедрение новой системы учебных заданий и учебных
ситуаций, ориентированных на формирование
функциональной грамотности
❖
повышение квалификации учителей
Учебно-методические средства обучения:
❖ технологии развивающего обучения
❖ эффективные педагогические практики
❖ учебные задания и учебные ситуации
24
Спасибо за внимание!
Презентация подготовлена сотрудниками
Центра оценки качества образования Института
стратегии развития образования РАО
электронная почта – centeroko@mail.ru
Тел.: +7-495-621-76-36
25