1
•
Обеспечение единого структурно-организационного подхода, заключающегося в
совокупности требований к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным
компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;
•
Применение единого психолого-педагогического методологического подхода к
ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности», опора на зону
актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка, к понятию об
универсальных учебных действиях, ориентации на возрастные психофизиологические
особенности детей
• Соблюдение принципа организации инклюзивного образования: разработка
адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ, опора
на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных
образовательных условий для детей-инвалидов).
• Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и
укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего
школьника.
Программа преемственности дошкольного образования и начального общего
образования является частью Основной образовательной программы начального общего
образования (ООП НОО) МАОУ СОШ №12 и Основной образовательной программы
дошкольного
образования
Необособленного
Структурного
подразделения
общеразвивающего вида. Имеет психолого-педагогическую направленность.
Охватывает дошкольников и учащихся 1 класса 6-8 лет.
Психофизические возрастные особенности
Программа предлагает общие принципы и подходы для конкретных действий
педагога, определяют ведущие цели, конкретные задачи, дают характеристику способов
достижения целей развития ребёнка дошкольного возраста, а также результатов такого
развития. При этом Программа носит рекомендательный характер, что позволяет педагогам
учитывать когнитивные и эмоциональные потребности, интересы детей, их мотивации и
мнения, разные точки зрения.
Программы обеспечивают развитие интеллектуально-познавательных, физических,
духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста,
их творческих способностей, а также формирование предпосылок учебной деятельности у
старших дошкольников и учащихся 1 класса.
Программа включает совокупность образовательных областей (ДО) и предметных
областей (НОО), реализация которых обеспечивает создание условий развития детей
дошкольного и младшего школьного возраста, открывает возможности для позитивной
социализации каждого ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в соответствующих дошкольному и младшему школьному возрасту видах
деятельности.
Программа предлагает подходы к организации образовательного процесса как для
детей, развивающихся в норме, так и для детей с особыми образовательными
потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Психолого – педагогическое сопровождение.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности
дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности
психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и
начальной школе.
Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и
начального школьного образования.
2
Задачи непрерывного образования:
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его
положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к
творческому самовыражению;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование
коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в
различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми
разного возраста);
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Проблемы непрерывного образования:
1. Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, то есть сохранение
дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие
образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование
и без учета дальнейших перспектив.
2. Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам
на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между «входными»
и «выходными» требованиями детского сада и школы.
3. Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебнометодическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство
существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям
обучения.
4. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного
образовательного уровня на другой.
5. Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного
материала по ступеням.
6. Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в
специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих профессиональный
потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
7. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе
непрерывного образования.
Преемственность образовательного процесса:
1. Целевая - согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях
развития.
Цель дошкольного образования: Общее развитие ребенка, задаваемое государственным
стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и
спецификой детства, как самоценного периода жизни человека.
Цель начального образования: Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных
возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных
навыков, в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности
(мотивации, способов и типов общения)
2. Содержательная - обеспечение «сквозных» линий в содержании, повторений,
пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ.
Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на
более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения
"сквозных" линий, использование принципа концентричности в организации
содержания учебных программ и межпредметных связей.
3
Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент
программы: программа школы и примерная образовательная программа дошкольного
образования, парциальные программы - единые.
3. Технологическая - преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и
обучения.
- Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих
подходов к организации воспитательного - образовательного процесса в
подготовительной группе детского сада и образовательного процесса в начальном
звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе
специфических для этого возраста видов деятельности: отказ в д/саду от учебнодисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению.
Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен
игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно-практической
деятельности, то есть руководство деятельностью первоклассников должно
осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.
- Взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы
средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к
знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения.
4. Психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного
процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных
особенностей:
- учет возрастных особенностей;
- снятие психологических трудностей;
- адаптация переходных периодов;
- обеспечение достаточной двигательной активностью;
- общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;
- обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;
- использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение
инициативности учащихся, их активности на занятиях;
- снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.
Административная - хорошо отработанная нормативно-правовая база: Устав,
локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией,
бюджетное и внебюджетное финансирование, база данных на детей и сотрудников.
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования
1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
2. Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств
и пр.;
3. Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными
вчерашними достижениями);
4. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному,
социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и
сохранение его индивидуальности;
5. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора
на игру при формировании учебной деятельности;
6. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей, готовый образец) и
исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных норм активности.
Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального
школьного образования.
4
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей;
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной
деятельности;
3. Умственные и нравственные способности учащихся и воспитанников.
4. Сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и
личностного развития;
5. Развитие коммуникативности, то есть умения общаться с взрослыми и детьми.
-
-
-
Планируемые результаты:
обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на
переходе ребенка с уровня дошкольного образования на начальное общее
образование;
скоординированность деятельности педагогического коллектива МАОУ СОШ
№12 и НСП общеразвивающего вида по организации преемственности между
дошкольным и начальным общим образованием в соответствии с планом;
обеспечение единого структурно-организационного подхода к реализации ООП ДО
и ООП НОО;
выработка единого психолого-педагогического методологического подхода к
личностному развитию ребенка;
обеспечение принципа организации инклюзивного образования.
Ресурсы:
Кадры начальной школы имеют базовое профессиональное образование и
необходимую квалификацию, способны к инновационной профессиональной деятельности,
обладают необходимым уровнем методологической культуры и сформированной
готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.
Педагоги компетентны в осуществлении обучения и воспитания
младших
школьников, использовании современных образовательных, в том числе информационнокоммуникационных, технологий обучения, способны эффективно применять учебнометодические, информационные и иные ресурсы реализации основной образовательной
программы начального общего образования, постоянно развиваются в профессиональном
отношении.
Комплексное оснащение учебного процесса и оборудование учебных помещений,
учебно-методическое
обеспечение,
материально-техническое
оснащение
и
информационное обеспечение учебного процесса регламентировано Приказом
Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». Оснащенность
соответствует требованиям на 70%.
Развивающая среда ДОУ способствует развитию творческих способностей и
сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно
влияет на всестороннее развитие личности ребенка. В группах организованы уголки
театрализованной и игровой деятельности, уголки экспериментирования и физкультурные
уголки. Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания
детей в детском саду, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к
регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их
работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
Схема сотрудничества
5
социум
родители
воспитанники
подготовительной
группы НСП
МО начальных
классов МАОУ
СОШ №12
Администрация
НСП
учащиеся 1 класса
МАОУ СОШ №12
Воспитатели НСП
Администрация
МАОУ СОШ №12
психологопедагогическая
служба МАОУ
СОШ №12
Содержательная часть
В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
- развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего образования;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- технологию продуктивного чтения,
- проблемно-диалогическую технологию,
- проектно- исследовательскую технологию,
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Программа предусматривает следующие виды деятельности дошкольника и
младшего школьника:
- учебное сотрудничество (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная
дискуссия, групповая работа);
- индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с
использованием дополнительных информационных источников);
- игровая;
- художественно-эстетическая
(изобразительное,
музыкальное,
вокальное,
хореографическое творчество, формирование замысла и реализация социально
значимых инициатив и др.) и проектная деятельности;
- познавательная деятельность;
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде,
в социально значимых трудовых акциях);
- спортивно-оздоровительная деятельность (освоение основ физической культуры,
знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных
соревнованиях, спортивных акциях, др).
В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаются
возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми
содержания, освоенного на занятиях.
Блоки
Основные формы работы
Ответственные
Формы работы
6
директора 1. Совместные
педагогические
старший советы, семинары, консилиумы;
2. Взаимопосещение
открытых
занятий;
3. Работа творческих групп;
4. Проведение
предметно
педагогических недель;
5. Анкетирование, тестирование;
6. Мониторинги усвоения учебной
программы;
7. Дни открытых дверей для
родителей
и
будущих
первоклассников;
8. Родительские
собрания,
консультации для родителей;
9. Информационные
бюллетени
для родителей.
Медицинский работник 1. Проведение оздоровительных,
Оздоровительный
закрепленный за МАОУ закаливающих, профилактических
блок
СОШ №12, учитель мероприятий;
физкультуры.
2. Проведение дней здоровья;
3. Работа с родителями;
4. Мониторинг
здоровья
воспитанников.
Социально1. Диагностическая
и
Психологический
психологическая служба исследовательская
деятельность
блок
психологов ДОУ и школы
2. Анализ
психологической
готовности детей к школе на основе
исследований.
3. Психолого-педагогические
семинары
4. Тренинги.
5. Консультации для педагогов и
родителей
6. Уроки общения.
1. Организационные экскурсии в
Блок
досуговой Музыкальные
работники, заместитель школу, на пришкольный участок, в
деятельности
директора по ВР
школьную библиотеку.
2. Конкурсы, викторины, выставки
детских работ.
3. Праздники.
Методический блок
Заместитель
по
УВР,
воспитатель
План
совместной работы НСП и МАОУ СОШ №12
на 2021 – 2022 учебный год
СЕНТЯБРЬ
Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний. Урок Зам. директора по ВР
Знаний.
Библиотекарь, учителя –
предметники.
7
Экскурсия дошкольников по школе (медицинский кабинет,
библиотека, специализированные кабинеты: химии, музыки,
биологии, географии).
Воспитатели, учителя
начальных классов.
Родительские собрания в подготовительных группах с
участием учителей начальных классов.
ОКТЯБРЬ
Концерт, посвященный Дню учителя.
Зам. директора по ВР
Мероприятия, посвященные
(видеопоздравление).
Дню
пожилого
человека Зам. директора по ВР
Митинг, посвященный памяти Д.М. Карбышева.
Родительское
собрание
первоклассников.
для
родителей
Зам. директора по ВР
будущих
Сбор макулатуры.
НОЯБРЬ
Школа будущих первоклассников.
Зам. директора по ВР,
классные руководители,
мамам…», библиотекарь
Видеопоздравление
«Спасибо,
нашим
посвященное Дню Матери (НСП, 1-4 классы).
Выставка рисунков воспитанников
посвященная дню Матери.
и
обучающихся,
Выставка поделок воспитанников
посвященная дню Матери.
и
обучающихся,
Мастер-класс по изготовлению подарков для мам.
Неделя математики (взаимное посещение уроков
математике в 1-х классах и подготовительной группе).
по
Круглый стол «Мотивационная готовность детей к школе.
Развитие речи и воспитание коммуникативной культуры –
один из условий равных возможностей для поступления
детей в школу».
ДЕКАБРЬ
Школа будущих первоклассников.
Зам. директора по ВР,
классные руководители,
Новогодний спектакль.
библиотекарь
Спортивное мероприятие «Веселые старты», посвященное
Дню Героев Отечества.
ЯНВАРЬ
Школа будущих первоклассников.
Акция «Дорогою добра ...».
Зам. директора по ВР,
классные руководители,
библиотекарь
8
Неделя естествознания (взаимное посещение уроков по
окружающему миру; совместные выставки, мероприятия).
Выступление команды ЮИД в НСП.
ФЕВРАЛЬ
Школа будущих первоклассников.
Выставка рисунков «Профессии наших пап».
Зам. директора по ВР,
классные руководители,
библиотекарь
Выступление команды ДЮП в НСП.
МАРТ
Школа будущих первоклассников.
Видеопоздравление для тружеников тыла, ветеранов труда
АО «Русский хром 1915», посвященный 8 Марта.
Концерт для учителей - ветеранов педагогического труда
(или видеопоздравление), посвященный 8 Марта.
АПРЕЛЬ
Спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная семья!».
Выставка рисунков, поделок воспитанников и обучающихся
к Дню космонавтики.
Зам. директора по ВР,
классные руководители,
библиотекарь
Зам. директора по ВР,
классные руководители,
библиотекарь
Неделя словесности (взаимное посещение уроков по
окружающему миру; совместные выставки, мероприятия).
МАЙ
Митинг у памятника Карбышева, посвященный Дню Победы Зам. директора по ВР,
(воспитанники, 1-4 классы).
классные руководители,
библиотекарь
Концерт (или видеопоздравление) для ветеранов,
посвященный Победе в Великой Отечественной войне.
Мастер-класс по изготовлению подарков для ветеранов.
Познавательное мероприятие «Поле чудес. Знатоки
природы».
Преемственность начальной и основной школы
Актуальность
Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего
образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных
результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных
программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения
педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.
Данный этап образования (конец 4-го года обучения - 5-й год обучения), как и первый
этап, имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во
времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть
осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования до
манифестации подросткового кризиса. Экспериментальными исследованиями показано,
что:
9
а) возможно строить обучение детей 10-15 лет, не порождая типичных трудностей,
вызываемых традиционно организованным переходом из начальной в среднюю школу (в
мотивации, дисциплине и пр.);
б) наложение одного кризиса на другой (возрастного кризиса на кризис перехода к
новому типу образовательного процесса) усиливает кризисные явления не в два, а в
значительно большее число раз.
Для успешной адаптации школьника к новым условиям необходимо:
- учитывать психологические особенности 10—12 летних детей, вступающих в
подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которой
ребенок перешел в 5-й класс;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности
(пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
- создать педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность
опробовать средства и способы действий, освоенные в начальной школе,
индивидуализированный “инструментарий» учебной деятельности (действия
контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного
сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и
анализу и др.) в разных учебных ситуациях.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через
формирование универсальных учебных действий, которые, прежде всего, являются
инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение
учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а
затем развитие личностных и метапредмпетных УУД в основной школе. В связи с этим,
возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на
начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации.
Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
совместная методическая работа учителей начальной школы и учителейпредметников в среднем звене;
работа с учащимися;
работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие
направления:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.
Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах начального общего
и основного общего образования.
Задачи программы:
1. Проанализировать причины, препятствующие успешности адаптационного
периода в классе, наметить пути коррекции.
2. Выработать четкие представления о целях и результатах образования на
начальной и основной ступенях.
3. Наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего
этапа в начальной школе и первого этапа в основной.
4. Продемонстрировать возможности развития учебного диалога, особенности
стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего
школьника.
10
Планируемые результаты:
- Взаимосвязь и совместная деятельность начальной и средней школы с целью
совершенствования учебно-воспитательного процесса.
- Обучающийся проявляет интерес к обучению, верит в свои силы и возможности,
чувствует психологическую комфортность при переходе в среднее звено.
- Сохранение здоровья обучающихся.
- Социальная адаптация детей в новых условиях.
Содержательная часть
В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
- развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира;
- обеспечение преемственности начального общего образования, основного общего
образования;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- технологию продуктивного чтения,
- проблемно-диалогическую технологию,
- проектно- исследовательскую технологию,
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Формы работы:
- Совместные педагогические советы, семинары, консилиумы;
- Взаимопосещение открытых занятий;
- Работа творческих групп;
- Проведение предметно - педагогических недель;
- Анкетирование, тестирование;
- Мониторинги усвоения учебной программы;
- Дни открытых дверей для родителей и будущих первоклассников;
- Родительские собрания, консультации для родителей;
- Информационные бюллетени для родителей;
- Анализ психологической готовности детей к обучению в среднем звене на основе
исследований;
- Психолого-педагогические семинары;
- Тренинги.
План работы школы
с целью адаптации пятиклассников
на 2021 – 2022 учебный год
НОЯБРЬ
Проверка дневников.
Проверка тетрадей.
Практикум
«Единый
орфографический
оформлении письменных работ учащимися».
Неделя математики (взаимное посещение
математике в начальной и средней школе).
режим
Зам. директора по ВР
Учителя начальных
классов
при Руководитель ШМО
начальных классов
уроков
ДЕКАБРЬ
Анкетирование учащихся: «Как мне живется и работается в
классе?». Обработка анкет.
по Учителя математики,
учителя начальных
классов
Классные руководители
11
Анкетирование родителей. Обработка анкет.
ЯНВАРЬ
Круглый стол «Адаптация пятиклассников»
трудностей работы с «особыми» детьми».
Классные руководители
с
учетом Зам. Директора по УВР
Неделя естествознания (взаимное посещение уроков по Учителя-предметники
математике в начальной и средней школе).
АПРЕЛЬ
Неделя словесности (взаимное посещение уроков по Учителя-предметники
математике в начальной и средней школе).
Внеурочные мероприятия в 4-х классах, организуемые Будущий классный
будущими классными руководителями.
руководитель
МАЙ
Внеурочные мероприятия в 4-х классах, организуемые Будущий классный
будущими классными руководителями.
руководитель
Последние звонки в 4-х классах с приглашением будущих Классные руководители
классных руководителей.
4-х классов
Преемственность основной и средней школы
Актуальность
Проблема преемственности в образовании в настоящее время стоит как никогда остро.
Дошкольное и начальное образование в нашей стране традиционно развиваются отдельно
друг от друга.
От реализации преемственных связей зависит успешность адаптации учащихся к
обучению в основной школе между начальным общим и основным общим образованием.
Для решения проблемы преемственности, адаптации к обучению необходимо:
- учителям 10-х классов с учетом психологических особенностей учащихся
определить уровень познавательной деятельности, с которым ученик пришел в 10-й
класс;
- классным руководителям анализировать причины неуспешного адаптационного
периода и намечать пути коррекции трудностей адаптации; прорабатывать эти
вопросы со всеми участниками образовательного процесса: учителями,
работающими в классе, родителями, учащимися;
- учителям 10-х классов иметь четкие представления о целях и результатах
дошкольного образования, на начальной и основной ступенях образования, видеть
стратегические направления преемственности 9-10 классов по учебным
программам;
- иметь преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа
обучения в начальной и основной школе (9 классы) и первого этапа обучения в
старшей школе (10 класс);
- знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного
диалога, особенности взаимодействия учитель-ученик.
Выпускник средней школы должен:
Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана.
Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми,
учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами
12
деятельности:
планированием,
проектированием,
моделированием,
прогнозированием, исследованием.
Овладеть ключевыми компетентностями:
компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников
информации;
компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение
ролей гражданина, избирателя, потребителя);
компетентностью в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение
анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные
возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки
самоорганизации, использование социального опыта);
компетентностью в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья,
семейного бытия, отношения к старшим и др.);
компетентностью в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей
и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих
личность).
Таким образом, создание модели компетентного ученика и обеспечение надлежащих
условий для достижения результатов – это конкретные задачи, выполнение которых
позволит обеспечить новый результат образования, адекватный сегодняшнему состоянию
общества и культуры – формирование компетентной личности.
Цель:
Формирование личности, владеющей ключевыми образовательными, социально –
культурными компетентностями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим
миром, самообразованию, самоопределению в новых социальных, экономических,
культурно – исторических условиях.
Задачи:
1. Создание условий для самовыражения ученика начальной, основной, старшей
ступени образования, предупреждения «риска», трудностей адаптационного
периода.
2. Достижение
ключевых
образовательных
компетентностей
на
основе
преемственности
содержания,
реализации
стратегических
направлений
образовательных, целевых программ развития лицейского образования.
3. Обеспечение на всех ступенях достижения нового качества образования в
соответствии с международными стандартами, социальным заказом родителей,
общества.
4. Отработка научно – методического обеспечения практической деятельности всех
участников образовательного процесса (родителей, учащихся, учителей) по
преемственности преподавания и адаптации учащихся на каждой образовательной
ступени.
Планируемые результаты:
1. Создание в школе системы научно – методической, психолого-педагогической,
практической деятельности всех участников образовательного процесса по
стратегическим направлениям преемственности в обучении и воспитании.
2. Создание образовательной среды школы, интегрирующей в себе на всех ступенях
обучения преемственность предметного содержания обучения, педагогического
воздействия, особенности психологического состояния ученика для формирования
у учащихся ключевых социальных, образовательных, коммуникативных
компетентностей, способностей учиться на протяжении как профессиональной, так
и социальной жизни.
3. Создание социально – психологического комфорта для статуса обучающихся школы
на всех этапах школьного обучения, избежания «рисков» возрастной и социально –
13
образовательной
адаптации
ученика
через
применение
современных
воспитательных технологий и эффективных механизмов социализации.
Содержательная часть
Изменяющиеся условия обучения при переходе с одной ступени образования на
другую предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному, и к личностному
развитию школьников, а также к степени сформированности у них определённых учебных
знаний и действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции.
Однако этот уровень развития учащихся далеко не одинаков. Поэтому данный переходный
период часто сопровождается проявлением разного рода трудностей, возникающих не
только у школьников, но и педагогов.
Учителя, психологическая и социальная службы, администрация лицея
рассматривают возможность решения этих непростых для всех участников учебновоспитательного процесса проблем в углубленном изучении индивидуальнопсихологических особенностей учащихся, в единстве учёта особенности школы и
особенностей ученика, в развитии адаптационных качеств через специально
организованную внеклассную работу, в координации работы школы с семьёй.
Серьезного педагогического и управленческого внимания требует создание
качественного среднего образования на основе преемственности. Необходимо повышать
стартовые возможности первоклассников, создавать условия обучения, соответствующие
возрастным закономерностям детей.
Средняя ступень общего образования, которая приходится на «трудный»
подростковый возраст, требует внедрения современных воспитательных технологий,
применения эффективных механизмов социализации.
Старшая ступень образования требует обновления содержания образования,
разработки и внедрения новых общеобразовательных стандартов, основанных на
компетентностном подходе. Это необходимо для того, чтобы научить каждого человека
оперативно ориентироваться в массивах информации, успешно решать практические
проблемы, эффективно взаимодействовать в любой социальной среде, быть готовыми
мобильно переучиваться в соответствии с быстро меняющимися экономическими,
социальными условиями.
План работы школы
с целью адаптации десятиклассников
на 2021 – 2022 учебный год
СЕНТЯБРЬ
Познавательно-развлекательное мероприятие «Посвящение Зам. директора по ВР
десятиклассников в старшеклассники»
ОКТЯБРЬ
Внеклассное мероприятие «Осенины»
Классный
руководитель
НОЯБРЬ
Развлекательное мероприятие «День именинника»
Классный
руководитель
ДЕКАБРЬ
Анкетирование учащихся: «Как мне живется и работается в Педагог - психолог
классе?».
ЯНВАРЬ
Круглый стол «Адаптация десятиклассников»
Зам. директора по УР
14
15