Содержание
стр.
Целевой раздел образовательной программы
дополнительного образования
3
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Цели и задачи дополнительного образования
4
1.3
Концептуальная основа дополнительного образования
5
Содержательный радел образовательной программы
дополнительного образования
6
2.1
Содержание дополнительного образования
6
2.2
Условия реализации дополнительного образования
7
2.3
Планируемые результаты освоения программы
9
3
Организационный раздел образовательной
дополнительного образования
1
2
3.1
программы
10
Учебный план МАОУ СОШ №12 по реализации
образовательной программы дополнительного образования
на 2019 – 2020 учебный год
10
2
1.
Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития
личности
и
обучения
посредством
реализации
дополнительных
общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг
и
информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных
программ в интересах человека, государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№12» (далее - МАОУ СОШ №12) по общеразвивающим программам осуществляется на
основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726 - р);
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172
– 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от
28 декабря 2010 г. № 2106;
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 – р «План
мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей»;
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
Устав МАОУСОШ №12.
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального
закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени.
Дополнительное образование обучающихся обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования
составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей обучающихся.
3
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального
развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей
обучающихся и их родителей, что особенно важно, поскольку не все обучающиеся
обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование в МАОУ СОШ №12 создано в целях реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных
развивающихся средах.
Дополнительное образование обучающихся является
равноправным,
взаимодополняющим
компонентом
базового
образования,
удовлетворяющим потребности обучающихся в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественноэстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях
физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического и трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся.
1.2. Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся МАОУ СОШ
№12 соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся.
Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих
способностей
детей,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их
свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования
программ,
имеющих
физкультурно-спортивную,
художественную,
военнопатриотическую и социально-педагогическую направленности, и внедрения современных
методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются:
изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании
детей;
обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования
по общеразвивающим программам;
обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного,
трудового развития и воспитания обучающихся;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и
адаптации к жизни в обществе;
4
формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и
культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования МАОУ СОШ №12
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного
образования в МАОУ СОШ №12 заключается в том, что оно, дополняя возможности и
потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования,
развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного
образования.
Деятельность МАОУ СОШ №12 по дополнительному образованию детей строится
на следующих принципах:
природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее,
чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо
найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже
есть, выращивать то, чего пока нет;
гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные
виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;
демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов,
учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку
максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и
физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных
потребностей;
творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта,
исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество
обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;
свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора
объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой
регламентации
делают дополнительное образование привлекательным для
обучающихся любого возраста;
дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает
сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в
разновозрастных объединениях ребята могут проявить
свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая
интересы других.
Функции дополнительного образования:
образовательная
–
обучение
обучающегося
по
дополнительным
общеобразовательным программам, получение им новых знаний;
воспитательная – обогащение культурного слоя МАОУ СОШ №12, формирование
в гимназии культурной среды, определение на этой основе четких нравственных
ориентиров, ненавязчивое воспитание обучающихся через их приобщение к
культуре;
информационная – передача педагогом обучающемуся максимального объема
информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может
усвоить);
коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения обучающегося со сверстниками и взрослыми в свободное время;
5
рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил обучающегося;
интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
компенсаторная – освоение обучающимися новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для обучающегося фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в
избранных им сферах творческой деятельности;
социализация – освоение обучающимся эмоционального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых
для жизни;
самореализация – самоопределение обучающегося в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного
образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической
педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на
самореализацию,
личностно-равноправная
позиция
педагога
и
ребенка,
ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную
уважения.
2.
Содержательный раздел образовательной программы дополнительного
образования
2.1. Содержание дополнительного образования
Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется через
физкультурно-спортивную, художественно-эстетическую направленности.
Целью художественной направленности является: нравственное и художественноэстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе
достижения этой цели задачами объединений являются:
развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства
радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих
способностей;
развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры,
произведений искусства, природы;
способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения
профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в
коллективе;
формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования
является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся,
формирование потребности здорового образа жизни. Работа с обучающимися
предполагает решение следующих задач:
создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил;
формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и
проигрышу;
организация межличностного взаимодействия на принципах успеха;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности
конституционному и воинскому долгу; развитие духовных и физических качеств
6
личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях;
подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к
Российской Армии.
Содержание образовательных программ соответствует:
достижениям мировой культуры, российским традициям;
определенному уровню образования;
направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
современным образовательным технологиям, которые отражены:
в принципах обучения;
в формах и методах обучения;
в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в системе
дополнительного образования МАОУ СОШ №12:
практические (упражнения, самостоятельные задания);
наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения);
демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений);
дидактические (использование обучающих пособий);
иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и
периодической печати);
словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение);
игровые (основаны на игровой деятельности обучающихся);
технологические (использование различных педагогических технологий в
организации работы с детьми);
объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном
фактическом материале);
проблемные (проблемная ситуация, научный поиск);
частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка
отдельных проблемных вопросов);
исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания).
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:
Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
Конкурс
Фестиваль
Соревнование
Экскурсия
Концерт
Выставка
Викторина и т.д.
2.2.Условия реализации образовательной программы дополнительного образования
Развитие системы дополнительного образования обучающихся зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, материальнотехнического, программно-методического, психологического характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы
дополнительного образования обучающихся в МАОУ СОШ №12 и способствуют
созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно
анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и
7
их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также
учесть особенности МАОУ СОШ №12, его приоритетные направления работы, основные
задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материальнотехнические и кадровые возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции
основного и дополнительного образования обучающихся.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены обучающиеся в
возрасте от 7 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких
группах. Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х
объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение
занятий спортивного и неспортивного профиля.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 1 сентября
и заканчивается 25 мая текущего года.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в
зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды
занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать
лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, мастерские,
деловые и ролевые игры, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки,
творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется
содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых
результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием
программы.
Прием обучающихся в объединения осуществляется по желанию обучающихся
(родителей (законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным
планом дополнительного образования.
В МАОУ СОШ №12 созданы необходимые условия для организации
дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов
дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов
дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями,
совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических,
общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в
частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и
профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования
МАОУ СОШ №12 информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1. возможность достижения обучающимися определенных результатов;
2. соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и
электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда
работников.
Кабинеты МАОУ СОШ №12 оборудованы интерактивными досками, экранами,
обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности,
имеющие выход в сеть «Интернет».
Для занятий по художественной направленности имеется кабинеты музыки,
технологии.
Кабинет технологии оснащен необходимыми материалами: наглядные наборы
муляжей, репродукций, мультимедийное оборудование.
8
Кабинет музыки обеспечен следующим оборудованием: музыкальный центр,
синтезатор, музыкальные инструменты, компьютер с выходом в сеть «Интернет».
Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные, мячи
баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, а также спортивные
комплексы для лазания, подтягивания.
Имеет оборудование для проведения массовых мероприятий: микрофоны, колонки,
ноутбук, микшерный пульт.
Для реализации курсов «Строевая и огневая подготовка» имеются в наличии 2
пневматические винтовки.
2.3. Планируемые результаты освоения программы
Одним
из
ключевых
элементов
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения
обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок
освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу
программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося,
которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации
дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные
и личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные
обучающимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при
решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов
универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают
способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими
компонентами:
мотивационно-ценностными
(потребность
в
самореализации,
саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень
притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых
действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их
применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и
практические умения, предусмотренные программой.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки
достижений обучающихся способствуют росту их самооценки и познавательных
интересов в дополнительном образовании, а также возможности диагностировать
мотивацию достижений личности.
Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным
общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом
(выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.).
Реализация дополнительной общеразвивающей программы МАОУ СОШ №12
позволит достичь следующих результатов:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
сохранить государственные гарантии доступности дополнительного
образования детей;
совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию
дополнительного образования.
9
2. Ресурсное обеспечение:
создать единое информационно-образовательное пространство основного и
дополнительного образования детей;
улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования
детей;
создать условия для поддержки профессионального развития педагогических
кадров;
создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности
дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей:
организовать дополнительное образование в соответствии с социальным
заказом;
содействовать развитию инновационного движения
в дополнительном
образовании детей;
внедрять интегрированные программы дополнительного образования,
направленные на социально-педагогическую поддержку детей.
3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного
образования
3.1 Учебный план МАОУ СОШ №12 по реализации образовательной программы
дополнительного образования
на 2019 – 2020 учебный год
Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного
образования Учреждения направлен на обеспечение доступности, эффективности и
качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий
для раскрытия природных способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития
творческого потенциала личности обучающихся.
Учебный план ориентирован на шестидневную рабочую неделю и составлен с
учетом кадрового, программно-методического и материально- технического обеспечения
образовательного процесса.
Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в себя
следующие направленности:
художественно-эстетическая;
физкультурно-спортивная.
Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного
образования на 2019 – 2020 учебный год
№
1
2
Объединение дополнительного
образования детей
Педагоги
Год
Недельн
ческая
обучения ых часов
нагрузка
по УП
в неделю
Художественно-эстетическая направленность
Объединение декоративного
2
первый
2
творчества «Фантазия»
(руководитель – Горшкова
М.В.)
Фольклорный ансамбль
3
первый
3
«Жаворонки»
(руководитель – Волкова О.А.)
Количество Количест
групп
во часов в
год
1
(5-10
классы)
68
1 (3а, 6а
класс)
102
10
3
4
5
6
7
8
9
«Пресс – центр»
2
первый
2
(руководитель – Ахтямова Г.Х.)
«Литературная гостиная»
2
первый
2
(руководитель – Ахтямова Г.Х.)
Физкультурно-спортивная направленность
ДЮП
1
первый
1
(руководитель – Ахмадуллин
И.Р.)
ЮИД
1
первый
1
(руководитель – Агафонова
В.В.)
Волейбол
5
второй
4
(руководитель – Онищенко
В.Н.)
первый
1
Баскетбол
(руководитель – Онищенко
В.Н.)
Военно-патриотическое
объединение (руководитель –
Воробьев В.И.)
2
первый
2
18
первый
18
1 (9а
класс)
1 (7б, 9а
классы)
68
1
(5-10
классы)
1
(3-5
классы)
1 (8-11
классы)
1 (5-7
классы)
1 (8-11
классы)
34
(3-10
классы)
68
34
136
34
68
612
Аннотация к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
Название программы
Краткое содержание программы
Художественно-эстетическая направленность
«Пресс-центр»
Возраст обучающихся: 13 – 17 лет (7 – 11 класс)
Срок реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся два раза в неделю по 2
часа. Час – 40 минут.
Цель программы – становление духовного мира человека, создание условий для
формирования
внутренней
потребности
личности
в
непрерывном
совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
При этом обучающийся овладевает навыками редакторской правки, основами
верстки газеты и радиопередачи, интервирования.
Задачи:
Научить обучающихся ориентироваться в большом количестве
предлагаемой информации;
Сформировать умение работать с документами; проводить опросы; видеть
речевые и стилистические ошибки в газетных публикациях; определять
жанры публицистики;
Обучить приемам верстки газеты;
Обучить навыкам ораторского искусства.
На страницах школьной газеты обучающиеся могут представить на суд свое
литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных
людях, мероприятиях, проводимых в школе и в классе, призвать читателей к
решению острых проблем.
Данная программа рассчитана на вовлечение детей в различные формы
деятельности: теоретические уроки, рукописная подготовка заметок,
компьютерный набор статей, создание компьютерного варианта газеты в
программе MicrosoftOfficePublisher, макетирование и верстка газеты, занятия по
11
«Литературная
гостиная»
«Фантазия»
психологии и аутотренинги, артикуляционные практикумы.
Возраст обучающихся: 11 – 15 лет (5-9 класс)
Срок реализации программы: 1 года
Программа предполагает 1 год обучения с 2-х часовой работой в неделю. Час –
40 минут.
Цель программы: воспитание художественного вкуса и эстетического
восприятия путем знакомства с лучшими образцами словесного искусства,
углубление знаний по литературе, привитие любви к чтению, активизация
творческих способностей.
Задачи программы – выработать у учащихся интерес к жизни и творчеству
изучаемых в школе произведений.
1. Образовательные:
изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;
обучить учащихся грамотному составлению сценария планируемого
мероприятия.
2. Развивающие:
развивать интерес учащихся к изучению биографии писателей;
развивать коммуникативные навыки учащихся;
развивать сценические навыки учащихся.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений;
воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам.
Особенностью построения программы является то, что коллектив учится на
практике, разобрав необходимые для первого выступления знания и навыки,
сразу начинает применять их на практике. После первого выступления
проводится анализ результатов и снова проводится теоретический этап. В
процессе подготовки второго выступления учитываются ошибки первого и т.д.
Этот цикличный метод обучения способствует поддержанию интереса
обучающихся и более крепкому закреплению полученных знаний и умений,
которые они со временем передадут малышам.
Программа организуется для обучающихся в возрасте 11-15 лет. Срок
реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 2
часа. Час – 40 минут.
Цели программы:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
развитие воображения, образного мышления, пространственных
представлений, сенсорных навыков, способности к художественному
творчеству;
освоение первоначальных знаний об изобразительном искусстве,
дизайне, их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой, формирование
художественного кругозора, приобретение опыта работы разными
художественными материалами.
Цели реализуются в следующих задачах:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений
искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в
реальной жизни;
формирование навыков работы с различными художественными
материалами;
12
Фольклорный
ансамбль
«Жаворонки»
«Баскетбол»
освоение изобразительных приёмов с использованием различных
материалов;
создание простейших художественных образов средствами живописи,
рисунка, графики;
освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.
Художественное
образование
формирует
эмоционально-нравственный
потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к
художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска
человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии,
в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный
смысловой стержень программы.
Возраст обучающихся: 10 – 13 лет (3 – 7 классы)
Срок реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на 1 года обучения (3 часа в неделю).
Цель программы – формирование социальных установок этнотолерантного
сознания через развитие культуры этнотолерантных отношений подростков
в условиях межэтнического и межконфессионального диалога средствами
фольклора.
Современные подходы к педагогическому знанию в данной области
предполагают
разработку программы в единстве ее теоретической и
практической сторон. В соответствии с этим данная программа является
интегрированной. Занятия строятся таким образом, что полученные
теоретические знания тут же закрепляются практически, что позволяет
развить
у подростков навыки
этнотолерантного взаимодействия на
фольклорном материале.
Физкультурно-спортивная направленность
Возраст обучающихся: 14 – 18 лет (8 – 11 класс)
Срок реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 2
часа. Час – 40 минут.
Цель программы: Создание условий для формирования у детей и подростков
мотивации здорового образа жизни, путем вовлечения в спортивную
деятельность с целью самореализации личности, физического и духовного
развития.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
формирование представлений об игре в баскетбол;
обучение основам техники и тактики игры в баскетбол;
обучение основным техническим и тактическим приёмам.
Оздоровительные:
укрепление здоровья;
содействие гармоничному физическому развитию.
Развивающие:
развитие и совершенствование жизненно важных двигательных навыков
и умений;
развитие основных двигательных качеств (быстроты, координации,
ловкости, выносливости, гибкости), а так же психических качеств (памяти,
внимания, мышления).
Воспитательные:
привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к баскетболу;
13
«Волейбол»
«Дружина юных
пожарных» («ДЮП»)
формирование потребности в самостоятельном физическом развитии
детей и подростков;
формирование потребности в здоровом образе жизни детей и подростков.
Отличительной особенностью данной программы является то, что набор в
группы объединения «Баскетбол» производится не по физическим показателям
вводного тестирования, а исключительно по желанию учащихся. Это очень
актуально, т.к. среди подростков есть много желающих заниматься
баскетболом, однако в спортивную школу их не зачисляют в связи с
отсутствием должной физической подготовки или природной одарённости.
Обязательным документом является медицинский допуск к занятиям.
Возраст обучающихся: 15 – 18 лет (9 – 11 класс)
Форма и режим занятий
1 год обучения – 1 раз в неделю по 1 акад. часа (34 часа в год)
2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 акад. часа (136 часов в год)
3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 акад. часа (136 часов в год)
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часу в каждой группе. Час – 40
минут.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
образовательные
ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на
занятиях и дома; формировать здоровый образ жизни;
изучить основы техники и тактики игры;
способствовать приобретение необходимых теоретических знаний;
развивающие
способствовать овладению основными приемами техники и тактики
игры;
развивать устойчивый интерес к данному виду спорта;
развивать креативные способности (мышление, умение предугадать
тактику противника);
содействовать правильному физическому развитию;
развивать физические способности (силу, выносливость, гибкость,
координацию движений);
развивать специальные технические и тактические навыки игры;
подготовить учащихся к соревнованиям по волейболу;
воспитательные
способствовать
воспитанию
воли,
смелости,
настойчивости,
дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
способствовать привитию ученикам организаторских навыков;
способствовать привитию общей культуры поведения (основ гигиены,
этикет).
Данная программа составлена с использованием специальной литературы по
обучению волейболу. В программе задействованы методики обучения игре в
волейбол, которые на данный момент являются наиболее современными и
используются при подготовке волейболистов. Программа позволяет варьировать
нагрузку ребёнка (в зависимости от его физических возможностей), не теряя
результат обучения. В программе используются принципы наглядности,
доступности и индивидуализации.
Возраст обучающихся: 11 – 15 лет (5 – 9 класс)
Срок реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на 34 часов. Занятия проводятся один раза в неделю по 1
14
часу. Час – 40 минут.
Целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение
обучающихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности
дружины юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе
дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя
правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Дружина юных пожарных создаётся в целях совершенствования обучения детей
мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации,
пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение
пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего
поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и
самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности
и патриотизма.
В основе обучения лежит пожарно-прикладной спорт. В процессе обучения
отрабатываются приемы работы с пожарно-техническим вооружением, четкость
и слаженность при выполнении упражнений в составе команды, формируются и
совершенствуются профессиональные навыки. Проводятся тренировки и
соревнования по пожарно-прикладному спорту. Критерием подготовленности
учащихся являются соревнования по пожарно-прикладному спорту и получение
разрядных норм.
«Юные инспектора
Возраст обучающихся: 9 – 13 лет (3 – 7 классы)
дорожного движения» Срок реализации программы: 1 год
(«ЮИД»)
Программа рассчитана на 34 часов. Занятия проводятся один раза в неделю по 1
часу. Час – 40 минут.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и
выполнения ПДД;
привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
обучение школьников ПДД;
обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;
развитие творческих способностей;
формирование
общечеловеческих
нравственных
ценностных
ориентаций;
привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи
при ДТП;
формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного
поведения на дорогах и улицах;
развивать мотивацию к безопасному поведению;
формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на
улице.
Отличительными особенностями данной программы следует считать
непрерывность обучения обучающихся правильным действиям на улицах и
дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с
социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся.
«Патриот»
Программа рассчитана на учащихся 9 – 16 лет. Срок реализации
дополнительной образовательной программы два года.
Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому,
15
интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России,
его лидерских качеств.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма
и любви к Родине; воспитание бережного отношения к героическому прошлому
нашего народа, землякам; ответственности за личную безопасность,
ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и
общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей
среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности,
общества, государства.
Развивающие: формирование профессионально значимых качеств и умений,
верности конституционному и воинскому долгу; развитие духовных и
физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в
экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств
подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в
опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать
ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в
экстремальных ситуациях; подготовка подрастающего поколения к военной
службе и воспитание уважения к Российской Армии.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и
непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю,
психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военнопатриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит
подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей,
укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы педагогов
(приложение 1).
16