Пояснительная записка
За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во
всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о
его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много
сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители
испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном
процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные
наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство
родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их
детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии
ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где
ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше
способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением,
здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя
страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает
постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с
детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и
принимать меры по его решению. Организация Объединенных Наций во Всеобщей
декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие
своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь,
включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц,
которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи
со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение
судебной процедуры. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана
с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями
оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его
социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в
асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее
эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры
ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы
насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований
психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском
возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них,
чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет
вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.
Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет
право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса,
затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или
административного разбирательства. Первое направление основывается на том, что
значительная часть случаев насилия над детьми, по поводу которых граждане
обращаются, являются преступлениями. Поэтому обязательным элементом помощи,
оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Жестокое обращение с
детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети,
перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы.
Цели подпрограммы
Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с
проблемами жестокого обращения с детьми.
Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по
жестокому обращению с детьми.
Задачи подпрограммы
защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной
жизненной ситуации;
раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной
адресной помощи;
создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой
поддержки обучающихся;
осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в
охране их психофизического и нравственного здоровья;
осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся,
педагогических работников, родителей.
Принципы ненасилия над детьми в воспитании:
1.
2.
3.
4.
Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти.
Не судите и не поучайте.
Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.
Станьте своими и не наживайте врагов.
Сроки реализации подпрограммы: 2023 – 2024 учебный год.
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы
формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности;
отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.
План мероприятий по реализации подпрограммы по профилактике жестокого
обращения с детьми
1. Организация работы с обучающимися
№
Содержание работы
п/п
1.
Классные часы:
«Давайте жить дружно!», «Друг.
Дружба», «О насилии на стадии
свиданий»,
«Взаимоотношения
в
семье», «О правилах поведения и
безопасности на улице», «Учись быть
добрым», «Учись управлять своими
эмоциями».
2.
Изучение курса «Права человека».
3.
Организация
мониторинга
уровня
сроки
ответственные
В течение года
Классные руководители
В
течение Учитель
учебного года
обществознания
В течение года Педагог - психолог
4.
5.
6.
адаптации обучающихся 1, 5, 10
классов к новым условиям обучения.
Обучение
учащихся
навыкам В течение года
психологической адаптации.
Организация
и
проведение В течение года
мониторинга
«Выявление
уровня
тревожности,
определение
акцентуации характера и самооценки,
выявление агрессивности» с целью
определения
контингента
обучающихся, склонных к суициду.
Осуществление по итогам мониторинга В течение года
соответствующей
коррекционноразвивающей
и
консультативной
работы с обучающимися.
Педагог - психолог
Педагог - психолог
Педагог - психолог,
социальный педагог
7.
Проведение индивидуальной работы с В течение года
детьми, проявляющими агрессивность
среди сверстников, с семьями, где
наблюдается насилие над детьми.
Педагог - психолог,
социальный педагог
8.
Организация встречи с участковым
инспектором
ОДН
(советы
профилактики).
1 раз в месяц
Социальный
педагог,
заместитель директора
по ВР
9.
Проведение урока «Международный
день детского телефона доверия»
17 мая
Классные руководители,
специалисты клиники
дружественной к
молодежи
2. Организация работы с родителями
№
Содержание работы
сроки
п/п
1.
Организация
систематической В течение года
информационно-профилактической
работы с привлечением специалистов
Управления социальной политики по г.
Первоуральску,
учреждений
здравоохранения,
и
социальнопсихологических служб в отношении
родителей (законных представителей)
обучающихся по противодействию
жестокому обращению с детьми,
защите их прав, профилактике суицида
среди несовершеннолетних, оказанию
помощи
в
трудной
жизненной
ситуации.
2.
Родительский лекторий «Школа для В течение года
родителей» с целью психологопедагогического
просвещения
родителей, состоящий из
1 модуль – «Семейное воспитание»
2 модуль – «Основы семейного права»
3 модуль - «Трудные дети»
ответственные
Директор
заместитель
по ВР
школы,
директора
Педагог заместитель
по ВР
психолог,
директора
3.
4.
4 модуль - «Основы здорового образа
жизни и содержательного досуга»
Осуществление
по
итогам В течение года
мониторинга
соответствующей
коррекционно-развивающей
и
консультативной
работы
с
родителями.
Посещение семей учащихся с целью В
течение
выявления
случаев
жестокого учебного года
обращения.
Педагог - психолог,
социальный педагог
Социальный
педагог,
классные руководители
5.
Проведение
работы
с
семьями, В
течение Администрация,
относящимися к группе риска по учебного года
классные руководители,
жестокому обращению с детьми.
социальный педагог
6.
Организация встречи с участковым
инспектором
ОДН
(советы
профилактики).
1 раз в месяц
Социальный
педагог,
заместитель директора
по ВР
7.
Организация родительских собраний с
целью информирования родителей с
результатами мониторинга уровня
адаптации обучающихся 1, 5, 10
классов к новым условиям обучения.
Октябрь декабрь
Классные руководители,
педагог-психолог
3. Организация работы с сотрудниками школы
№
Содержание работы
сроки
п/п
1.
Организация
систематической В течение года
информационно-профилактической
работы с привлечением специалистов
Управления социальной политики по г.
Первоуральску,
учреждений
здравоохранения
и
социальнопсихологических служб в отношении
педагогов
по
противодействию
жестокому обращению с детьми,
защите их прав, профилактике суицида
среди несовершеннолетних, оказанию
помощи
в
трудной
жизненной
ситуации.
2.
Проведение семинара с классными Сентябрь
руководителями по вопросам:
- Изучение основных нормативных
актов, понятий, необходимых для
осуществления
работы
по
профилактике жестокого обращения с
детьми;
- Ознакомление с подпрограммой по
профилактике жестокого обращения с
детьми.
3.
Осуществление
по
итогам В течение года
мониторинга
соответствующей
ответственные
Директор
заместитель
по ВР
школы,
директора
Заместитель директора
по ВР, социальный
педагог
Педагог - психолог,
социальный педагог
коррекционно-развивающей
консультативной
работы
родителями.
и
с
План действий для педагогов по выявлению фактов жестоко обращения с детьми
•
При наличии ряда признаков, свидетельствующих о насилии в отношении ребёнка,
необходимо получить дополнительную информацию для установления фактов
совершения насильственных действий с ребёнком.
Исходя из степени тяжести ситуации, представители администрации учебного
заведения могут:
•
вынести родителям предупреждение;
•
организовать совет профилактики с присутствием родителей;
•
написать представление в ТКДН и ЗП и/или полицию.
•
По установленным фактам физического и/или сексуального насилия в семье
педагог
по
закону в
обязательном
порядке
должен
проинформировать
правоохранительные органы.
•
Если ситуация неясная и нет возможности получить достаточное количество
информации из различных источников, то педагогу или администрации также необходимо
подать заявление в полицию. Полиция обязана провести проверку и решить вопрос о
принятии мер по данному заявлению.
•
Специалистам школы (педагог, психолог, социальный работник, завуч) необходимо
разработать план действий по выводу ребёнка из кризисной ситуации, в т.ч. ситуаций
эмоционально-психологического и экономического насилия. Помощь в этом могут
оказать специалисты районной социально-психологической службы помощи семье и
детям.
•
При злостном уклонении родителей от обязанностей по воспитанию ребёнка
педагог имеет право собрать необходимые документы (характеристику ребёнка, акт
жилищно-бытовых условий, докладные и др.) и направить в отдел опеки и попечительства
для решения вопроса о лишении родительских прав, а также в полицию для принятия к
ним мер правового воздействия.