Общие положения.
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и
дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация
их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся - предоставление каждой
образовательной организацией сферы деятельности, необходжимой для реализации
интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в
непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья,
способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:
1. Развитие личности одаренных детей - это изменение в интеллектуальной,
эмоциональной и волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует
развитию субъективности ребенка, способности быть автором, активным созидателем
жизни. уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному
выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам.
Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности
всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит
через адаптацию и освоение социокультурных норм, через развитие умения учиться.
2. Содержание образования - культурологический подход к определению сдержания
образования определяет его через понятие культуры. Содержание образования включает
систему знаний и сформированность универсальных учебных действий, а также опыт
творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к
труду. Содержание образования является основой для развития ценностей и смыслов,
основой для развития его нравственной позиции и духовности.
3. Поиск наиболее эффективных форм занятий - индивидуальных занятий, научноисследовательской деятельности, совместной творческой деятельности.
Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала
не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей,
их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего
образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника
вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными
обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших
аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей начинается уже в начальной
школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления.
Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей
учащихся, включает такие понятия, как способности, талант, одаренность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей
успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какойлибо деятельности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми. (Рабочая концепция одаренности. Богоявленская Д.Б.)
Одаренные дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
2. Цель и задачи.
Цель: Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через
оптимальную структуру школьного и дополнительного образования создание условий для
оптимального развития детей.
Задачи:
• знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и
методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми;
• совершенствование системы выявления и сопровождения способных и одарённых детей,
их специальной поддержки;
• отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют
развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
• создание условий для укрепления здоровья способных и одарённых детей;
• расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных,
областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных
конкурсах;
• организация целенаправленной работы с участниками образовательного процесса;
• разработка образовательных, досуговых программ и технологий обучения для
одаренных детей в рамках их индивидуальных образовательных траекторий;
• повышение профессиональной компетентности педагогов в области воспитания и
образования талантливых и способных детей, организации обмена опытом;
• разработка новых педагогических комплексов по работе с талантливыми детьми
(кружки, факультативные и элективные занятия, тренинги, семинары, дистанционное
обучение и индивидуальные образовательные маршруты
• расширение социального партнерства, как инструмента совместной деятельности по
решению социально-значимых задач воспитания одаренных детей;
• реализация экономических механизмов, обеспечивающих центр финансовыми,
материально- техническими, информационными ресурсами;
• создание устойчивой системы работы с одаренными детьми в рамках образовательного
пространства школы на основе современных научных методик и технологий обучения,
воспитания и развития личности;
• использование информационно-образовательных технологий.
3. Принципы работы с одарёнными детьми.
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения
учащихся).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.
4. Участниками реализации данной Программы являются:
Администрация школы (директор, заместители)
Руководители школьных МО
Учителя-предметники
Классные руководители
Руководители кружков и секций
Медицинский работник
Психолог
Библиотекарь
Родители или законные представители учащихся.
5. Формы проведения мониторинга реализации Программы.
Формы
Периодичность
Предметные олимпиады
1 раз в год
Общешкольная конференция достижений учащихся
1 раз в год
Предметные недели
По годовому плану
Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми. Педсовет
Внутришкольный контроль.
По годовому плану
Творческие отчёты кружков и спортивных секций.
1 раз в год
Тематические конкурсы, выставки.
По годовому плану.
Проектная деятельность
По годовому плану
Мониторинг динамики развития
По годовому плану
II. Основные направления работы
1) Диагностика одарённости учащихся.
2) Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.
3) Включение проблемы работы с одарёнными детьми как приоритетного направления в
системы научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей.
4) Создание и организация работы научного общества учащихся.
5) Помощь педагогам в работе с одарёнными детьми (проведение семинаров, тренингов и
т.д.)
6) Работа с родителями (классные собрания, тренинги, индивидуальные консультации).
III. Организация и функциональное обеспечение данной Программы.
1. Функции директора.
2.
Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми
и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и
учителей, работающих с одаренными учащимися.
Введение штатной единицы (заместителя директора или ответственного за работу с
одаренными детьми).
Функции заместителя директора.
Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией
данного положения (учебный план, расписание, элективы).
Оформление нормативной документации.
Разработка программ.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.
Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
детей.
Сбор банка данных по одарённым детям.
3. Функции рабочей группы.
Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической
литературы по данной проблеме.
Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
Определение критериев эффективности работы.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
4. Функции руководителей школьных методических объединений.
Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад.
Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по
предметам.
Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы, стенде
методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.)
Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными
детьми.
5. Функции учителей-предметников.
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми,
включение заданий повышенной сложности, творческого, научноисследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям
школьного, областного, регионального и др. уровня.
Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для
предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта
для предъявления на педсовете.
Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня
сложности.
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей
их детей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
6. Функции классных руководителей.
Выявление детей с общей одарённостью.
Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам
(областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений,
учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными
детьми класса своих способностей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
7. Функции руководителей кружков и секций.
Выявление одарённых детей.
Организация творческих отчётов детей.
Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Консультирование родителей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме).
8. Функции психолога
Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная).
Индивидуальные и групповые занятия с учащимися.
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся.
Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации).
Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
IV. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
Направление деятельности
Содержание
Информационное
обеспечение
1. Нормативно-правовое обеспечение:
*Программа работы с одаренными детьми;
*Положение о проведении школьного тура предметных
олимпиад;
*Положение о проведении предметной недели (декады);
*Положение о научно-практической конференции;
*Положения о конкурсах, викторинах и т.п.
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы
спецкурсов, факультативов, кружков и т.п.)
3. Наличие комплекта информационно-методических
материалов (рекомендации, публикации, списки литературы
по направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта,
иллюстрированных отчетов.
Организационнометодическое обеспечение
1. Создание целевого методического объединения по
проблеме работы с одаренными детьми.
2. Повышение квалификации педагогов через систему
школьных тематических семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы
дополнительного образования в школе.
4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
5. Мониторинг работы системы.
V. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма
Задачи
Факультатив
- Учет индивидуальных возможностей учащихся.
-Повышение степени самостоятельности учащихся.
-Расширение познавательных возможностей учащихся.
-Формирование навыков исследовательской, творческой и
проектной деятельности.
Ученическая
конференция
-Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения
знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и
справочной литературой.
-Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
-Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя
(декада)
-Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
-Повышение мотивации учеников к изучению образовательной
области.
-Развитие творческих способностей учащихся.
-Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и
проектной деятельности.
-Формирование аналитического и критического мышления
учащихся в процессе творческого поиска и выполнения
исследований.
Кружки, студии,
объединения
-Развитие творческих способностей учащихся.
-Содействие в профессиональной ориентации.
-Самореализация учащихся во внеклассной работе.
VI. Организация исследовательской работы учащихся в школе
1–4
классы
Подготовительный этап:
-Формирование навыков
научной организации труда.
-Вовлечение в активные формы
познавательной деятельности.
-Формирование познавательного
интереса.
-Выявление способных
учащихся
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Кружки эстетического цикла.
Секции.
5-7
классы
Творческий этап:
-Совершенствование навыков
научной организации труда.
-Формирование познавательного
интереса.
-Творческое развитие учащихся.
-Индивидуальная работа со
способными школьниками.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
Факультативы.
Конференции.
Кружки.
Секции.
8-9
классы
Развивающий этап:
-Совершенствование навыков
научной организации труда.
-Развитие и расширение
познавательных интересов
учащихся.
-Формирование
исследовательских навыков.
-Развитие информационной
культуры учащихся.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Факультативы.
Конференции.
Индивидуальная работа по разработке
программ, проектов и выполнению
рефератов.
Элективные курсы (9 классы).
10-11
классы
Исследовательский этап:
-Совершенствование
исследовательских навыков.
-Совершенствование
информационной культуры
учащихся.
-Самостоятельное применение
учащимися знаний умений и
навыков.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Факультативы.
Элективные курсы.
Индивидуальная работа по разработке
программ, проектов и выполнению
рефератов и исследовательских работ.
VII. План мероприятий по выполнению Программы «Одаренные дети»
№
1.
2.
Содержание деятельности
Диагностика одаренных детей, проведение мониторинга состояния
работы с одарёнными детьми в школе.
Проведение совещания по результатам диагностирования способных
Сроки
Февраль
Март
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11
12
13
14
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
учащихся
Организация патронажа между способными учащимися и учителямипредметниками
Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов
учащихся
Организация и проведение школьных олимпиад.
Участие в муниципальных, окружных олимпиадах
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы
«Одаренные дети», организация и осуществление комплексного
мониторинга по выявлению одаренных детей и детей, чья одаренность на
данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто
способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
качественный скачек в развитии способностей.
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными
детьми, обеспечение индивидуального сопровождения учащихся,
склонных к интеллектуальному труду.
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации
работы с одаренными детьми
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов,
фестивалей, учащихся, имеющих стабильно высокие результаты на
олимпиадах, конкурсах, конференциях муниципального, регионального
уровня.
Организация работы научного общества обучающихся и учителей
(НООУ) в учебном году
Расширение системы дополнительного образования для развития
творческих способностей одаренных детей
Творческий отчет
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми
Распространение опыта работы с одаренными детьми
Проведение профориентационной работы с учащимися для определения
сферы интересов и практического применения результатов
исследовательской деятельности.
Проведение предметных недель и декад, Проведение ежегодного “Дня
науки” в рамках презентации проектной деятельности учащихся.
Март
Май
Октябрь
Ноябрь,
декабрь
Январь
Постоянно
Постоянно
Сентябрь
в течение
года
Май
ежегодно
в течение
года
ежегодно
Ежегодно
Создание банка данных о творческих конкурсах различного уровня и
условиях участия в них
Проведение педагогических советов, мастер-классов, лабораторий
нерешённых проблем, практических семинаров на тему «Внедрение
педагогических технологий развития детской одарённости (осмысление и
актуализация системы работы с одарёнными детьми)».
Повышение компьютерной грамотности педагогов и учащихся для более
полного использования ИКТ.
Проведение общешкольных родительских
в течение
собраний по темам «Детская
одарённость: что я знаю о своём ребёнке?»
уч. года
(начальная школа), «Детская
одарённость: пути развития способностей ребёнка» (5-7 классы),
«Способности и интересы моего ребёнка: выбор профиля обучения» (8-9
классы)
ежегодно
Разработка нормативных документов, необходимых для осуществления
работы с одарёнными детьми: Положений о деятельности НОУ,
проведении предметных недель и Дней науки
по мере
необходимости
в течение уч.
года
в течение уч.
года
23.
Создание системы дополнительного образования по развитию детской
одарённости через организацию и проведение занятий по интересам по
следующим направлениям: спортивное, художественно-эстетическое,
декоративно - прикладное, школа лидеров.
в течение уч.
года
24.
Участие учеников школы научно-практических конференциях (очных и
заочных): «Шаг в будущее», «Портфолио», «Юность. Наука. Культура» и
международных предметных конкурсах и олимпиадах: «Русский
медвежонок», «Кенгуру», дистанционных олимпиадах.
Разработка “портфолио” учащегося и учителя–наставника для отражения
их успехов в исследовательской деятельности
ежегодно
25.
в течение уч.
года
VIII. Модель личности одаренного ребенка:
* Личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
*Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации,
осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности,
владеющая средствами и способами исследовательского труда;
* Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
* Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
*Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями
и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на
свободу выбора, самовыражения;
*Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных
образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей,
сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
IX. Ожидаемый результат
1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам
деятельности.
2. Повышение ответственности учителей, социально-психологической службы школы
при организации работы с одаренными детьми.
3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными
детьми.
4. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными
детьми.
5. Создание атмосферы заинтересованности к одаренным детям.
6. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.
7. Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Х. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
1. Количественные и качественные показатели участия школьников в олимпиадах
разного уровня и творческих конкурсах.
2. Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской
деятельности.
3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской
деятельности.
4. Рост профессионального мастерства учителей, работающих с одарёнными детьми,
отраженный в “портфолио” учителя-предметника.
5. Уровень социальной успешности выпускников.
XI. Мониторинг достижения запланированных результатов
1. Мониторинг успеваемости учащихся школы по итогам учебных четвертей и года.
2. Технология Б. Зайцева «Зона повышенного внимания».
3. Мониторинг участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
4. Тестовая диагностика личностного роста школьников.
5. Анализ достижений по направлениям образовательной работы школы.
6. Тестовая диагностика удовлетворённости образовательной подготовкой (ученики,
родители).
XII. Формы представления результатов программы
1. Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации комплексно-целевой программы.
2. Написание педагогами школы методических рекомендаций по проблеме эффективной
взаимодействия с одаренными детьми.
3. Публикация в информационных изданиях издательских фирмах “Сентябрь”,
“1 сентября” и др. материалы по инновационным развивающим технологиям, по
организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
4. Материалы научно-практических семинаров, проведенных в школе по данной
проблеме.
5. Выпуски альманаха с лучшими исследовательскими работами и творческими
проектами учащихся.
6. Тематическое методическое пособие с обобщением опыта работы с одаренными
детьми.
7. Проведение ежегодного “Дня науки” в рамках презентации проектной деятельности
учащихся.