фольклорный ансамбль

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фольклорный
ансамбль «Жаворонки» (далее Программа) составлена в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в последней редакции);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в последней редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21) (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N
62296);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного образования
детей в Свердловской области от 06.05.2022 № 434-Д;
- Концепция информационной безопасности в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023. № 1105-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (зарегистрирован в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих

программ

с

применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
06.05.2022 № 434-Д «Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного
образования детей в Свердловской области;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019

г.

№

70-Д

«Об

утверждении

методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.12.2021 г. № 1245-Д «СО от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций

по

подготовке

правил

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области»;
- Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

программ

для

включения

в

систему

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской
области в 2021 году» (вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»;
- Устав МАОУ СОШ №12.

Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы Фольклорный ансамбль «Жаворонки».
Актуальность: Одним из гарантов общественной стабильности в современном
обществе является толерантность: социальная, возрастная, конфессиональная, этническая.
Для нас наиболее важным представляется формирование и дальнейшее развитие у
подрастающего поколения этнической толерантности. Формирование этого важнейшего
качества должно начинаться в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений,
продолжая затем развиваться в подростковом возрасте. Однако вопросы воспитания
этнической толерантности в детях и подростках в силу целого ряда причин в курсе изучения
учебных предметов в системе общего и дополнительного образования, как правило,
представлены весьма ограниченно. Еще уже представлены программы по развитию у
подрастающего поколения этнической толерантности средствами фольклора. Поэтому
целесообразно

в

системе

дополнительного

образования

с

помощью

программы

«Фольклорного кружка» предлагать подросткам комплексное изучение фольклора с целью
формирования и дальнейшего развития у них этнической толерантности, а именно,
формирования у воспитанников знаний, умений и навыков терпимого отношения и готовности
к проявлению их в различных сферах современного поликультурного и полиэтнического
общества. На сегодняшний день существуют Правовые документы, регламентирующие
внедрение

идей

педагогики

толерантности

в

практику:

«Декларация

принципов

толерантности», «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав
человека». Данные документы подтверждают актуальность формирования и развития
толерантности подрастающего поколения.
Новизна программы: состоит в том, что программа призвана способствовать решению
задач по утверждению в чувствах и сознании подростков ценностей, взглядов и убеждений
через развитие интереса к историческому и культурному наследию, творчеству и к
этнокультурным традициям разных народов. Для учения и воспитания рекомендованы
методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый; метод убеждения, упражнения,
личный пример.
Содержание данной программы играет решающую роль в реализации целей и задач;
основывающихся на позиции духовных, социальных, исторических, нравственных,
политических проблемах. Обогащает общепедагогические формы и методы опытом народной
педагогики; включает в учебно-воспитательный процесс культурно-исторический опыт,
нормы, традиции, способы и стили жизнедеятельности народов России; способствует
формированию самобытной, разносторонне развитой личности.

Отличительные особенности данной программы заключается в том, что программа
«Фольклорного кружка несет в себе психологическое обеспечение, которое включает в себя:
комфортно-доброжелательную атмосферу, анализ приобретенных знаний, умений и навыков,
побуждения творческого воображения подростков. Программа построена на концептуальных
идеях данного направления современной педагогической науки, и на принципах народной
педагогики, а именно: ненасильственное, терпимое взаимодействие педагога с различными
субъектами педагогического процесса и создание условий для развития толерантности во
взаимоотношениях с разными представителями этносоциальных групп у подростков.
Современные подходы к педагогическому знанию в данной области предполагают разработку
программы в единстве ее теоретической и практической сторон. В соответствии с этим данная
программа является интегрированной. Занятия строятся таким образом, что полученные
теоретические знания тут же закрепляются 3 практически, что позволяет развить у подростков
навыки этнотолерантного взаимодействия на фольклорном материале.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в формировании
дружеского, сплоченного коллектива. Творческое объединение развивает художественные
способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививает любовь к труду, интерес к
познанию нового в изучаемом предмете.
Воспитательная

работа.

Целью

воспитательной

работы

при

реализации

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы фольклорный ансамбль
«Жаворонки» является формирование у детей социального опыта, необходимого для жизни в
обществе, а также системы ценностей, принимаемой обществом для многогранного развития
и социализации каждого обучающегося.
В достижении цели воспитательной работы поможет решение ряда задач, а именно:
-

развитие общей культуры обучающихся через традиционные объединения, выявление

одаренных детей и работа с ними;
-

формирование у детей гражданско-патриотического сознания;

-

развитие творческих способностей учащихся в процессе создания творческой

атмосферы в объединении через организацию совместной деятельности педагогов,
обучающихся и родителей;
-

формирование нравственной культуры, интеллектуального расширение кругозора для

улучшения образовательного процесса;
-

пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-

опасных явлений;

-

создание условий для активного и полезного взаимодействия МАОУ СОШ №12 и

семьи по вопросам воспитания обучающихся.
Мероприятия воспитательного характера позволяют включить каждого ребенка в
практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям.
Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по профилю,
но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
Воспитательная работа необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

2.

Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование социальных установок этнотолерантного сознания
через развитие культуры этнотолерантных отношений подростков в условиях межэтнического
и межконфессионального диалога средствами фольклора.
Задачи программы:
Воспитательные
1. Сформировать на этнотолерантной основе гражданскую позицию, патриотизм
средствами фольклора.
2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности, адекватную
самооценку, установку на толерантное взаимодействие и на необходимость создания
толерантной среды в окружающем полиэтническом социуме.
3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность,
этническая толерантность, милосердие и т.д.), позитивное мироотношение.
4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к фольклору, авторскому
творчеству разных народов.
5. Приобщить подростков к гармонии души и тела и здоровому образу жизни через знания
о

фольклоре

как

феномене

традиционной

культуры,

идеальной

формы

сосуществования людей.
Развивающие
1. Развитие умения думать, исследовать, взаимодействовать на толерантной основе.
2. Развитие координации, усидчивости, целеустремленности, гибкости, пластики, общей
физической выносливости средствами фольклора.
3. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии
через вариативный подход при освоении фольклорного материала.

4. Развитие интереса подростков к освоению жанрово-стилевого многообразия фольклора
через приобщение к традиционной народной культуре России;
5. Развитие артистических, эмоциональных качеств у подростков средствами фольклора.
Обучающие
1. Научить вариативному способу освоения фольклорного материала.
2. Способствовать овладению воспитанниками народной певческой манерой исполнения
традиционных песен, народного эпоса.
3. Формировать музыкально-ритмические навыки в процессе ознакомления и исполнения
фольклорных песенных образцов.
4. Научить правильному певческому дыханию через приобщение к народному песеннопоэтическому творчеству.
5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.
7. Научить обращаться с подручным материалом (бумага, пластилин, глина и пр.).
Адрес программы: программа предназначена для обучающихся 2-4 классов, возраст 912 лет, увлекающихся изучением фольклором и желающих попробовать себя на сцене в
актерском мастерстве, активные, любящие творчество, имеющие фантазию.
Количество обучающихся в группе: 10-20 человек
Режим занятий и объем программы:
- два раза в неделю по два академических часа итого 102 часа.
Срок и объем реализации программы:
Уровень

Год
обучения

Дата
начала
занятий

Базовый

1 год

Дата
окончан
ия
занятий

Количест
во
учебных

Количество
учебных
дней

Количество

Режим

учебных
часов

занятий

недель
2 раза в
неделю
по 1,5
часа
неделю)

1
сентября

мая
ИТОГО:

Уровень

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

фольклорный ансамбль «Жаворонки» – базовый, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.

Условия набора:
Основной набор проходит в начале учебного года. В группы принимаются дети, на
добровольной основе. На обучение принимаются мальчики и девочки, достигшие 9 –летнего
возраста. Возможен дополнительный набор обучающихся взамен выбывших по болезни,
другим причинам. Состав группы разновозрастной, разнополый, сменный.
Возрастные особенности. 9 – 12 лет происходят существенные изменения в психике
ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает
сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию
теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого возраста
формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех
остальных психических процессов, то есть “память становится мыслящей, а восприятие
думающим”. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы
такие новообразования, как произвольность, способность к саморегуляции, рефлексия
(обращенность на себя). Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир,
заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде
получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения.
В подростковом возрасте возникает новый тип взаимоотношений между детьми и
взрослыми. Подросток претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Меняется в этот
период и отношение детей к дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении со
сверстниками. Это явление объясняется тем, что у подростка формируются новые ценности,
которые понятны и ближе сверстнику, нежели взрослому. Существенно меняется характер
самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных самооценок.
Недовольство собой у детей распространяется не только на общение с одноклассниками, но и
на учебу.
Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков
потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего
взрослыми.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном
отношении. Подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения,
постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия,
ранимость, неадекватность реакций.
Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому
подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с
ним, увлечь и заинтересовать его.

Режим занятий:
- занятия проводятся два раза в неделю по 1,5 часа с перерывом 10 минут. Академический
час 40 минут.
Формы и методы проведения занятий:
В дополнительном образовании приоритетной формой обучения является учебное
занятие. Занятие может быть теоретическим, практическим или смешанного типа.
Организация работы с коллективом детей также имеет свои формы и подразделяется на
групповую, подгрупповую и индивидуальную. При реализации программы используются
различные методы:


словесные: беседы, рассказы, объяснение, описание;



наглядные:

аудио-видеоматериалы,

репродукции,

таблицы,

образцы

изделий

декоративно-прикладного творчества;


практические: освоение пения и народного танца на фольклорной основе, изучение

наглядных пособий, образцов и макетов изделий.
Виды занятий: игра, занятие – репетиция, актёрский тренинг, творческие выставки.
Особенности организации образовательного процесса.
Прочное усвоение материала, предусмотренного программой, возможно лишь при
хорошо

продуманной

структуре

занятия.

Материал

учебного

курса

представляет

определенную сложность для самостоятельного осмысления его подростками, поэтому на
занятиях можно ограничиваться указанными пунктами работы. Важно иметь для проведения
данного учебного курса хорошо подобранный аудио-видеоматериал, который мог бы
облегчить освоение теоретической информации.
Для эффективного усвоения воспитанниками изучаемых в программе тем следует
рекомендовать наиболее доступные для данного возрастного контингента примеры из
социально-культурной жизни современного полиэтнического общества. В ходе практической
деятельности в рамках программы необходимо также отбирать материал, соответствующий
психофизиологическим особенностям современных детей и подростков.
Формы подведения результатов:


творческие выставки, концерты, открытые уроки;



проведение праздников и мероприятий с привлечением родителей;



выполнение заданий на определённую тему и в определённой технике;



демонстрация тех или иных приемов работы по разным творческим направлениям.

3.

Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Базовый уровень. 1 год обучения

№

Раздел
Всего

1.

1.1

1.2

1.3
2.

Где песня льется – там
легче живется
Народный календарь и
национальные
праздники России.
Вариативность – основа
творческого
самовыражения.
Народный эпос.
Были бы песни – будут и
пляски.

3.3

Основы
народносценического танца.
Фольклорный театр как
жанр
театральноигровой традиции.
Беседа дорогу коротает, а
песня – работу.
Шедевры декоративноприкладного творчества
России.
Деревянное зодчество,
народный костюм.
Фольклорное рукоделие.

4.

Семейные традиции.

2.1
2.2

3.
3.1

3.2

Количество часов

Форма

Теория

контроля

Практика

Творческая
25

выставка

8

8
9
Показ
27

моноспектакля

13
14
25

Концерт

8
8
9
Праздник с
25

привлечением
родителей

4.1
4.2
4.3

Встречают по одежке, а
провожают по уму.
Красна изба углами, а
стол – пирогами.
Береги платье снову, а
честь – смолоду.

8
8
9

ИТОГО:
Календарный

учебный

график

разработан

в

соответствии

с

санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.3648-20), (см. Приложение 2).

Содержание учебного плана
Базовый уровень. 1 год обучения
Раздел I. Где песня льется – там легче живется.
Тема 1.1. Народный календарь и национальные праздники России.
Теория: Россия – многонациональная страна. Взаимодействие народов на этнотолерантной
основе средствами традиционной культуры. Фольклор – уникальная сокровищница народных
знаний. Значение народного календаря для традиционного быта. Сходство праздников
языческой и христианской культуры. Знакомство с календарными праздниками и обрядами.
Происхождение праздников и их связь с природой.
Практика: Подготовка и проведение праздников:


осенние календарные праздники (День Симеона-летопроводца, Осенины, Покров);



зимние календарные праздники (Святки, Рождество Христово, Крещение Господне,

Масленичная неделя);


весенние календарные праздники (Пасха, Троица – «Праздник Березки», Духов День).
Тема 1.2. Вариативность – основа творческого самовыражения.

Теория: Жанрово-стилевая специфика песен регионов России. Развитие исполнительскотворческих навыков на фольклорной основе.
Практика: Формирование представлений обучаемых о специфике звучания традиционной
народной песни. Развитие индивидуальных возможностей обучаемых путем освоения метода
варьирования народных песен. Сочетание коллективного и индивидуального в творческой
интерпретации фольклорного материала как проявление толерантности.
Тема 1.3. Народный эпос.
Теория: Роль народного эпоса в воспитании подрастающего поколения. Разновидности
традиционных эпических (малых) жанров (байки, былины, заговоры, загадки, заклички,
поговорки, пословицы, сказания, сказки). Детский фольклор.

Практика: Работа над сюжетом народной сказки. Малые жанры фольклора – «кладезь»
народной мудрости. Инсценировки малых жанров фольклора.
Раздел II. Были бы песни – будут и пляски.
Тема 2.1. Основы народно-сценического танца.
Теория: Народный танец как одна из главных составляющих традиционной обрядовой
культуры. Связь народного танца с традиционным бытом. Особенности сочетания танца и
песни. Большое разнообразие видов, форм, композиционных построений и движений
народного танца. Хороводы, кадрили, переплясы и пляски. Сюжеты (лирические, игровые,
веселые и удалые). Элементы народной хореографии в различных национальных народных
танцах.
Практика: Организация праздничного досуга в соответствии с традициями празднования для
формирования навыков толерантного взаимодействия с представителями разных возрастных
групп. Формирование образа себя как носителя культуры своего народа через демонстрацию
имеющегося игрового опыта и его пополнение.
Тема 2.2. Фольклорный театр как жанр театрально-игровой традиции.
Теория: Традиции народного театра у разных народов. Основные сюжеты и герои
представлений.
Практика: Инсценировки фольклорных сюжетов. Особенности сценической речи на
фольклорной основе с учетом специфики голосообразования воспитанников. Этносоциальные
функции народной игры. Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры,
игры для создания доверительных отношений в группе; игры, направленные на развитие
внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма.
Раздел III. Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
Тема 3.1. Шедевры декоративно-прикладного творчества России.
Теория: Народные промыслы Центрального региона России (Богородская игрушка,
Городецкая роспись, Гжельская роспись, Дулевский фарфор, Дымковская игрушка,
Жостовские подносы, Павлопосадские платки, Палехская шкатулка, Ростовская финифть,
Тверская игрушка, Тульская игрушка, Хохломская игрушка и пр.). Сходства и различия в
декоративно-прикладном творчестве.
Практика: мастер-классы по созданию игрушек.
Тема 3.2. Деревянное зодчество, народный костюм.
Теория: Занятие-беседа о специфике деревянного зодчества. Образцы деревянного зодчества.
Русский Север. Музеи под открытым небом (Кижи, Коломенское и др.). Многообразие
народного костюма. Социальный статус костюма, его региональное разнообразие. Назначение

костюма и правила ношения одежды в традиционном быту. Традиционные орнаменты
национальной вышивки. Знакомство с репродукциями картин русских художников,
изображающих персонажи в вышитой одежде.
Практика: экскурсии в музей, праздники.
Тема 3.3. Фольклорное рукоделие.
Теория: Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности. Символика
игрушки.
Практика: Сбор природного материала (например, листьев с разной листовой пластиной).
Работа с бумагой, роспись, лепка, работа с тканью, работа с бисером, работа с природным
материалом, ИЗО.
Раздел IV. Семейные традиции.
Тема 4.1. Встречают по одежке, а провожают по уму.
Теория: Занятие-беседа о значении семьи как основы становления личности человека для
традиционного общества. Община – как феномен традиционного сосуществования людей.
Основные фазы жизненного цикла, возрастные категории традиционного общества.
Практика: Передача жизненного опыта как основа преемственности поколений в рамках
семейных праздников. Обрядовые функции подрастающего поколения.
Тема 4.2. Красна изба углами, а стол – пирогами.
Теория:

Особенности

ведения

хозяйства

в

традиционном

быту.

Половозрастное

распределение обязанностей в доме. Отношение к дому как семейному очагу в традиционном
быту. Архитектурное разнообразие традиционных построек, их хозяйственное назначение
Сакральность повседневной и праздничной пищи. Традиционная кухня у разных народов,
особенности приготовления скоромной и постной пищи.
Практика: Приготовление некоторых национальных блюд.
Тема 4.3. Береги платье снову, а честь – смолоду.
Теория: Любовь к Родине начинается с любви к своей семье. Семейные ценности у разных
народов, сходство и различие. Нравственная основа воспитания подрастающего поколения.
Понятие «чести» в традиционном обществе.
Практика: Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к
активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных
традиций (совместные праздники).

4.
Личностные результаты:

Планируемый результат

-

формирование

навыков

и

потребности

к

сотрудничеству со

сверстниками,

доброжелательному отношению со сверстниками, бесконфликтному поведению, стремлению
прислушиваться к мнению одногруппников;
-

формирование этических чувств, эстетических потребностей, ценности и чувства;

-

сознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;

-

готовность к саморазвитию и дальнейшему самообразованию в сфере театрального

искусства;
-

соблюдение норм и правил, принятых в сообществе;

-

овладение навыками сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

-

уважительное отношение к иному мнению;

-

оказание бескорыстной помощи окружающим;

-

способность принимать активное участие в организации и проведении совместных

культурно массовых мероприятиях.
Метапредметные результаты:
-

умение понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

-

умение проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,

сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировки;
-

умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и

активность;
-

умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и

активность;
-

умение формулировать свои затруднения;

-

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

приходить к общему решению;
-

умение формулировать собственное мнение и позицию;

-

умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

-

умение планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

-

умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

-

умение анализировать причины успеха/ неуспеха, осваивать с помощью педагога

позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
-

умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре

видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
Планируемые результаты, критерии и механизм оценивания результатов.
Обучающийся будет знать:

-

календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный и

православный календари;
-

профессиональные качества актера;

-

правила основных игр на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности;

-

правила хорошей аудитории и понимают значимость тишины и поддержки;

-

театральные жанры;
Обучающийся будет уметь:



правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных

поступков;


владеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в

любой обстановке;


ориентироваться в традициях народной культуры;



применять элементы народной культуры в повседневной жизни;



участвовать в конкурсах и фестивалях, связанных с фольклорной деятельностью;



общаться, использовать различные каналы коммуникации;



свободно держаться на сцене;



самостоятельно использовать имеющиеся знания для постановки собственных

миниатюр, импровизаций на сцене.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРЫЙ УЧЕНЫЙ ГРАФИК К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ «ЖАВОРОНКИ»
Начало учебных занятий – 01 сентября.
Продолжительность учебного года – 34 учебных недель.
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Окончание учебного года – 25 мая.
Каникулы – новогодние.
Промежуточная аттестация: 19-24 декабря, 15-20 мая.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:

Для организации обучения по программе необходимы следующие материальнотехнические средства:
- учебный кабинет, оборудованный столами и стульями, отвечающими требованиям
ГОСТа (по размеру);
- хорошая освещенность, возможность проветривания помещения;
- стол для педагога;
- демонстрационная магнитно-маркерная доска;
- мультимедийная техника (ноутбук, экран, телевизор, мультимедиа проектор);
- синтезатор;
- игровые средства обучения: мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы
цветных карандашей, фломастеров, красок, сценическая ширма;
- инструкции по технике безопасности;
- методическая и детская художественная литература;
- таблицы, схемы, раздаточный материал.
Информационное обеспечение:
- Инструкции по технике безопасности на занятие.
- Диагностические методики.
- Видеоматериалы.
- Информационные ресурсы, необходимые для реализации программы в дистанционном
режиме.
Кадровое обеспечение реализации программы:
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с
уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту.
Программу реализует педагог дополнительного образования Волкова Оксана Анатольевна.
Форма участия других лиц в реализации программы: участие других педагогов специалистов
при проведении постановок; участие и помощь родителей на репетициях, и мероприятиях
воспитательного характера.
Методические материалы:
Дидактическое обеспечение реализации программы разработано в соответствии с
темами учебного плана программы.
Используемые для реализации программы:

1. Игровые технологии
Технологии развивающего обучения
3. Информационно – коммуникативные технологии
4. Здоровье сберегающие технологии
5.

Электронные образовательные ресурсы: компьютерные презентации, разработанные

педагогом, по темам программы, банк видеоматериалов
Информационные материалы к темам программы (афиши, программки, билеты и.т.д.)
7. Методики обучения актерскому мастерству
8. Методики обучения развития сценического движения
9. Методики обучения развития пластики и жеста тела
10. Методики обучения развития ораторского искусства
11. Методики разбора произведений по ролям
12. Методики технологии изготовления бутафории
13. Методики технологии изготовления декораций
14. Методики технологии изготовления плакатов, афиш, программок
15. Методики оценки актерских способностей
18. Проектная методика
Системы средств контроля и результативности обучения – представляет собой
различные виды анкетирования, самостоятельных работ и мониторинга.
1.

Анкета

для

родителей

«Степень

удовлетворенности

спектром

и

качеством

дополнительного образования в МАОУ СОШ 312.
2.

Темы устных опросов (зачетов) «Техника безопасности на занятиях».

3.

Темы индивидуальных творческих заданий: этюды по использованию элементов

актерского мастерства, по сценическому движению, по теме «Моя любимая сказка», «Моя
любимая песня», «Моё любимое стихотворение».
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ (АТТЕСТАЦИЯ) И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Главным видом контроля является концерт, который проводится в конце года.

Для осуществления правильной оценки результативности реализации дополнительной
Общеобразовательной общеразвивающей программы фольклорный ансамбль «Жаворонки»
проводится:
Входная диагностика проводиться в сентябре с целью выявления первоначального
уровня развития речевого аппарата, музыкальных данных.
Формы:
педагогическое наблюдение
собеседование
прослушивание.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течении всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала обучающимися, повышение уровня
актерского мастерства у обучающихся
Формы:
- педагогическое наблюдение
- устный зачет
- выполнение индивидуальных творческих заданий
Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь и май) с целью
выявления уровня освоения программы обучающихся.
Формы:
- мониторинг участия в творческих конкурсах и фестивалях
- выполнение индивидуальных творческих заданий
- участие в итоговом концерте (в конце учебного года)
Итоговый контроль проводиться в конце обучения по программе.
Формы:
- участие в итоговом концерте
- мониторинг участия в творческих конкурсах и фестивалях
Планируемый репертуар: 1 этюд (индивидуальный зачет); спектакль (коллективная
работа).
Критерии оценивания отчетного концерта
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной
шкале:
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
Выступление участников ансамбля может
быть

названо

концертным.

Яркое,

экспрессивное

выступление,

блестящая,

отточенная вокальная техника, безупречные
стилевые признаки, ансамблевая стройность,
выразительность

и

убедительность

артистического облика в целом
4 («хорошо»)

Хорошее, крепкое исполнение, с ясным
художественно-музыкальным намерением,
но

имеется

некоторое

количество

погрешностей, в том числе вокальных,
стилевых и ансамблевых
3 («удовлетворительно»)

Слабое

выступление.

Текст

исполнен

неточно. Удовлетворительные музыкальные
и

технические

данные,

но

очевидны

серьёзные недостатки звуковедения, вялость
или

закрепощенность

артикуляционного

аппарата.

Недостаточность

художественного мышления и отсутствие
должного слухового контроля. Ансамблевое
взаимодействие на низком уровне
2 («неудовлетворительно»)

Очень слабое исполнение, без стремления
петь выразительно. Текст исполнен, но с
большим количеством разного рода ошибок.
Отсутствует ансамблевое взаимодействие
Список литературы для педагога

1. Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий- М.2007;
2. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор пособие для
методистов, музыкальных руководителей. - М.: Гном-Пресс - 2000г.- 88с.
3. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000 г.;
4. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов.
композитор, - 1988г.- 190 с.;
5. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду - М.: ТЦ Сфера - 2006
г.-320 с.;

6. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией С.И.Мерзляковой – М.: Гуманитарный
центр ВЛАДОС - 1999г. – 216 с.;
7. Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».