ВУД РП_Функциональная-грамотность_10-11-класс

Актуальность образовательной программы и назначение программы
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов
жизнедеятельности

человека,

он

затрагивает

практически

все

сферы

жизнедеятельности современного человека. Каждый человек на протяжении всей
своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в
области формирования личных доходов и осуществления личных расходов.
Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию
современного человека, она так же жизненно важна для каждого человека, как и
умение писать и считать. Финансовая грамотность помогает домохозяйствам
эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в
области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать
излишней личной задолженности, ориентироваться в сложных услугах и
продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и
снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных
участников рынка.
Цель программы: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых
знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в
сфере управления личными финансами.
Задачи:
• повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и
организация

их

личностного

самоопределения

относительно

задач

повышения личного (семейного) благосостояния;
• приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений
пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых
решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений;
•

усвоение обобщенных способов проектирования и планирования

действий при решении финансовых задач.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов. Программа
курса рассчитана на два год с проведением занятий 1 раз в неделю. Реализация

программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают
активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и
групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры,
организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в
данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение,
расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В
целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности.
Взаимосвязь с программой Воспитания
Программа

курса

внеурочной

деятельности

разработана

с

учетом

рекомендаций примерной программы воспитания.
Согласно программе воспитания, у современного школьника должны быть
сформированы

ценности

Родины,

человека,

природы,

семьи,

дружбы,

сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности
находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям
функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское,
патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое,
воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового
образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует
осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию
школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Особенности работы педагогов по программе
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие
учителя истории и обществознания. Задача педагогов состоит в реализации
содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность,
организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является
личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь,
увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во

время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия
личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие
используемых педагогом форм работы.
Реализация

программы

предполагает

возможность

вовлечения

в

образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.
Содержание курса
Тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых
разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая
составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить
знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность
модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все
вопросы для успешного решения в будущем стоящих передним финансовых задач.
Изучение финансовой грамотности в школе дает возможность обучающимся
овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире денежных отношений.
Модуль

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Банки: чем они могут быть вам полезны в
жизни
Фондовый рынок: как его использовать для
роста доходов
Налоги: почему их надо платить и чем грозит
неуплата
Страхование: что и как надо страховать, чтобы
не попасть в беду
Собственный бизнес: как создать и не потерять
Финансовые мошенничества: как распознать и
не стать жертвой
Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления
Итоговый контроль по курсу

Количество Количество
часов
часов
10 класс
11 класс
10
10
7

-

6

6

-

10

-

10

-

6

1

1

Модуль 1 Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов,
кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование,
потребительское кредитование. Понятие банковской системы, виды депозитов,
порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов,
основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры
выбора необходимого вида кредита.
Модуль 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой
инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер,
валюта, валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных
бумаг,

разновидности

паевых

инвестиционных

фондов,

отличия

паевых

инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды
профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.
Модуль 3 Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по
налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги,
уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его
получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию,
знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
Модуль 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в
беду
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование,
страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное
и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость,
страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка,
особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых
продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм
действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой
компании.

Модуль 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять
Бизнес, уставный капитал, привлечѐнный капитал, бизнес-план, доходы, расходы,
прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и
средний бизнес. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования
уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли,
необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и
менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и
среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Модуль 6 Финансовые мошенничества: как распознать и не стать
жертвой
Инвестиции,

инвестирование,

инвестиционный

портфель,

стратегия

инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного
портфеля,

финансовый

риск,

доходность,

срок

инвестирования,

сумма

инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при
осуществлении

финансовых

операций,

способы

защиты

от

финансовых

мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Модуль 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Пенсия,

пенсионная

система,

пенсионный

фонд,

управляющая

компания,

негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в
старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих
программах пенсионного обеспечения.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• понимание принципов функционирования финансовой системы современного
государства;
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе
взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения
курса:

• владение умением решать практические финансовые задачи:
• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и
адаптация к собственным потребностям,
• определение стратегических целей в области управления личными финансами;
• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей; •
планирование использования различных инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления личными
финансами;
• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
• владение коммуникативными компетенциями:
• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и
решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора
информации и обмена ею;
• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками
финансовых отношений;
• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в
процессе своей жизнедеятельности.

Календарно-тематическое планирование 10 класс
№
занятия

Тема занятия

Модуль 1. Банки: чем они
могут быть вам полезны в
жизни
1-2
Банковская система

Количество
часов

10
2

3-4

Как сберечь деньги с
помощью депозитов

2

5-6

Банки и золото: как
сохранить сбережения
в
драгоценных
металлах
Кредит: зачем он
нужен и где его
получить

2

7-8

2

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы
проведения
занятий

Образовательные
ресурсы,
включая
электронные

Брехова
Ю.,
Алмосов
А.,
Завьялов
Д.
Финансовая
Понятие
банковской Понимать
особенности Беседа,
системы. Коммерческий функционирования
банка
как индивидуальная грамотность:
банк.
финансового
посредника, и
групповая материалы для
Виды депозитов, порядок взаимосвязей риск – процентная работа, круглый учащихся 10–11
кл. – М.: ВАКО,
начисления простых и ставка по депозиту, вид кредита – стол
2018. – 400 с.
сложных
процентов, процентная ставка по кредиту,
(Учимся
порядок
возмещения ключевых характеристик выбора
разумному
вкладов,
основные депозита и кредита.
финансовому
Выбирать подходящий вид вложения
параметры депозита.
поведению)
средств
в
банке,
Система
страхования денежных
сравнивать
банковские
вклады
и
вкладов.
кредиты, защищать свои права,
проводить предварительные расчёты
платежам
по
кредиту
с
Виды
кредитов, по
использованием
формулы
простых
и
характеристики кредита.
процентов,
оценивать
Кредитная
история, сложных
процент,
ипотека, стоимость привлечения средств в
финансовых
кредитная
карта, различных
организациях.
автокредитование,
Выбирать
оптимальный
вид
потребительское
инвестирования
средств
с
кредитование.

Какой кредит выбрать
и
какие
условия
кредитования
предпочесть

2

Модуль 2. Фондовый рынок:
как его использовать для роста
доходов
11-12
Что такое ценные
бумаги и какие они
бывают.

10

Профессиональные
участники
рынка
ценных бумаг
Граждане на рынке
ценных бумаг
Зачем нужны паевые
инвестиционные
фонды
и
общие
фонды банковского
управления

2

Операции
на
валютном
рынке:
риски и возможности.

2

9-10

13-14

15-16
17-18

19-20

2

2
2

Параметры
необходимого
кредита.

выбора использованием
банков, Диспут
вида рассчитывать собственную долговую
нагрузку, подбирать оптимальный
вид кредитования, знать свои права и
порядок их защиты, сравнивать
различные
варианты
вложения
денежных средств в банке.

Фондовый рынок, ценная
бумага, акция, облигация,
вексель. Виды ценных
бумаг.
Брокер, дилер, валюта,
валютный курс, рынок
FOREX.
Виды
профессиональных
участников ценных бумаг.
Пай,
паевой
инвестиционный
фонд,
общий фонд банковского
управления.
Отличия
паевых инвестиционных
фондов от общих фондов
банковского управления.
Типы валютных сделок.
Риски и возможности.

Понимать
порядок
функционирования фондового рынка,
функций
участников
рынка,
особенностей работы граждан с
инструментами
такого
рынка,
осознание рисков, с которыми
сталкиваются участники фондового
рынка
в
процессе
его
функционирования,
понимание
структуры
и
порядка
работы
валютного рынка.
Выбирать подходящий инструмент
инвестирования на фондовом рынке,
выявлять риски, сопутствующие
инвестированию денег на рынке
ценных бумаг, рассчитывать уровень
доходности
по
инвестициям,
анализировать информацию
для
принятия решений на фондовом
рынке.
Знать и выбирать инструменты
фондового
рынка,
работа
с
информационными потоками для

Беседа,
индивидуальная
и
групповая
работа

принятия оптимальных финансовых
решений
на
рынке,
расчѐт
необходимых
показателей
эффективности работы на фондовом
рынке, определение и нейтрализация
основных рисков, связанных с
работой на фондовом рынке.
Модуль 3. Налоги: почему их
надо платить и чем грозит
неуплата
21-22
Что такое налоги и
почему их нужно
платить

8

2

23-24

Основы
налогообложения
граждан.

2

25-26

Виды
налогов,
уплачиваемых
физическими лицами
в России.
Налоговые
вычеты,
или
как
вернуть
налоги в семейный
бюджет

2

Модуль 4. Страхование: что и
как надо страховать, чтобы не

6

27-28

2

Налоговая
система, Осознать необходимости уплаты
налоги, пошлины, сборы. налогов, понимание своих прав и
обязанностей
в
сфере
налогообложения,
ориентация
в
системе
Основания
взимания действующей
Уметь
налогов
с
граждан. налогообложения.
пользоваться личным кабинетом на
Необходимость
получения
ИНН
и сайте налоговой инспекции и
получать актуальную информацию о
порядок его получения.
налогах
и
Виды налогов. Налоговый начисленных
задолженности,
заполнять
налоговую
вычет, пеня по налогам.
декларацию, оформлять заявление на
получение
налогового
вычета,
Способы
получения рассчитывать сумму налогов к
Организовывать
свои
налоговых
вычетов. уплате.
Налоговая
декларация. отношения с налоговыми органами,
реагировать
на
Случаи,
в
которых своевременно
в
налоговом
необходимо
заполнять изменения
законодательстве.
налоговую декларацию.
Заполнение
налоговой
декларации.

Беседа,
индивидуальная
и
групповая
работа

попасть в беду
29-30

Страховой
рынок
России: коротко о
главном

2

31-33

Имущественное
страхование:
как
защитить
нажитое
состояние

3

34

Итоговый
по курсу.

1

контроль

Страхование, страховой
полис,
имущественное
страхование,
личное
страхование, страхование
ответственности,
страховой
случай,
страховая
выплата,
обязательное
и
добровольное
страхование, франшиза,
страховая
сумма,
страховая
стоимость,
страховая
премия.
Страховой
рынок,
основные
участники
страхового
рынка,
особенности
развития
страхового
рынка
в
России.
Классификация
страховых
продуктов,
условия осуществления
различных
видов
страхования,
алгоритм
действий
при
наступлении страховых
случаев.
Тестирование.

Осознать цель, задачи и принципы
страхования, понимать важность
приобретения страховых услуг, уметь
правильно
выбирать
страховые
продукты, знать преимущества и
недостатки
условий
договоров
страхования. Понимать содержание
договора
страхования,
уметь
работать с правилами страхования,
уметь актуализировать страховую
информацию,
уметь
правильно
выбрать условия страхования, уметь
оперировать
страховой
терминологией,
разбираться
в
критериях
выбора
страховой
компании. Понимать нужность и
важность процедуры страхования,
проводить
сравнение
страховых
продуктов, принимать правильные
решения о страховании на основе
проведения
анализа
жизненной
ситуации.

Беседа,
индивидуальная
и
групповая
работа

Тест

Календарно-тематическое планирование 11 класс
№
занятия

Тема занятия

Модуль 4. Страхование: что и
как надо страховать, чтобы не
попасть в беду
1-2
Здоровье и жизнь —
высшие
блага:
поговорим о личном
страховании

Количество
часов

Основное содержание

6
2

3-4

Если нанесѐн ущерб
третьим лицам

2

5-6

Доверяй,
но
проверяй,
или
несколько советов
по
выбору
страховщика

2

Модуль
5.
Собственный
бизнес: как создать и не
потерять

10

Страхование жизни и
здоровья, что оно дает.
Спортивный страховой
полис. Страхование от
несчастных случаев.
Ответственность
за
вред,
причиненный
третьим
лицам.
Причинение
вреда
чужому автомобилю.
Особенности
выбора
страховой компании.

Основные виды деятельности

Формы
проведения
занятий

Образовательные
ресурсы,
включая
электронные

Брехова
Ю.,
Алмосов
А.,
Завьялов
Д.
Финансовая
Понимать
содержание
договора Беседа,
страхования, уметь работать с индивидуальная грамотность:
правилами
страхования,
уметь и
групповая материалы для
учащихся 10–11
актуализировать
страховую работа
кл. – М.: ВАКО,
информацию,
уметь
правильно
2018. – 400 с.
выбрать условия страхования, уметь
(Учимся
оперировать
страховой
разумному
терминологией,
разбираться
в
финансовому
критериях
выбора
страховой
поведению)
компании. Понимать нужность и
важность процедуры страхования,
проводить
сравнение
страховых
продуктов, принимать правильные
решения о страховании на основе
проведения
анализа
жизненной
ситуации, оценивать надѐжность
страховой
компании,
оценивать
правильность и прозрачность условий
страхования.

7-8

Создание
собственного
бизнеса: что и как
надо сделать

2

9-10

Пишем бизнес-план.

2

11-12

Расходы и доходы в
собственном бизнесе

2

13-14

Налогообложение
малого и среднего
бизнеса

2

15-16

С
какими
финансовыми
рисками
может
встретиться

2

Бизнес,
уставный
капитал, привлечѐнный
капитал.
Понятие
малого и среднего
бизнеса,
порядок
формирования
уставного капитала.
Бизнес-план.
Структура
бизнесплана.
Его
необходимость.
Доходы,
расходы,
прибыль,
бухгалтерский
учёт,
маркетинг,
менеджмент, структура
доходов и расходов,
порядок
расчёта
прибыли,
необходимость
и
назначение
бухгалтерского учёта,
функции маркетинга и
менеджмента в работе
предприятия.
Порядок расчёта и
уплаты
налогов
в
малом
и
среднем
бизнесе.
Определение рисков и
их снижение.

Понимать порядок функционирования
предприятия, роли уставного и
привлечённого капиталов в его
развитии,
необходимости
учёта
доходов и расходов в процессе
ведения бизнеса.
Определять потребность в капитале
для развития бизнеса, составлять
бизнес-план, рассчитывать прибыль,
налоги, знать порядок уплаты налогов
в малом и среднем бизнесе, строить
структуру
управления
на
предприятии.
Знание ключевых этапов создания
бизнеса, структуры бизнес-плана,
финансовых расчётов, необходимых
для ведения бизнеса, знание основ
маркетинга
и
менеджмента,
необходимых для управления вновь
созданным предприятием.

Беседа,
индивидуальная
и
групповая
работа

бизнесмен
Модуль
6.
Финансовые
мошенничества:
как
распознать и не стать жертвой
17-18
Финансовые риски и
стратегии
инвестирования

10

Финансовая
пирамида, или как не
попасть
в
сети
мошенников
Виды финансовых
пирамид

2

Виртуальные
ловушки, или как не
потерять деньги при
работе
в
сети
Интернет

2

19-20

21-22

23-24

2

2

Инвестиции,
инвестирование,
инвестиционный
портфель,
стратегия
инвестирования,
инвестиционный
инструмент,
диверсификация
инвестиционного
портфеля, финансовый
риск, доходность, срок
инвестирования, сумма
инвестирования.
Финансовая пирамида.
Виды
рисков
при
осуществлении
финансовых операций,
способы защиты от
финансовых
мошенничеств, знания
о
признаках
финансовой пирамиды.
Хайп,
фишинг,
фарминг. Как избежать
мошенничества в сети
Интернет.

Понимать
взаимосвязь
риск
–
доходность
инвестиционных
инструментов,
ключевых
характеристик
выбора
стратегии
инвестирования,
особенностей
функционирования мошеннических
финансовых схем.
Различать стратегии инвестирования,
выбирать приемлемую для себя
стратегию инвестирования с позиции
приемлемого
уровня
риска
и
доходности, рассчитать доходность
инвестиций,
диверсифицировать
инвестиционный портфель с точки
зрения минимизации рисков и
приемлемости доходности, распознать
финансовую
пирамиду
среди
множества
инвестиционных
предложений, отличить фишинговый
сайт от подлинного, защитить себя от
фарминга и фишинга.
Сравнивать и выбирать оптимальный
вариант размещения своего капитала
в
различные
инвестиционные
инструменты, оценивать доходность
своих
инвестиций,
определять
уровень
риска
инвестиционного

Беседа,
индивидуальная
и
групповая
работа, круглый
стол

Сюжетно-ролевая
обучающая
игра.
Ток-шоу
«Все
слышат».
Модуль
7.
Обеспеченная
старость:
возможности
пенсионного накопления
27-28
Думай о пенсии
смолоду, или как
формируется пенсия

2

Как распорядиться
своими
пенсионными
накоплениями
Как
выбрать
негосударственный
пенсионный фонд

2

33

Обучающая
игра
«Выбери
свой
негосударственный
пенсионный фонд»

1

34

Итоговый контроль
по курсу

1

25-26

29-30

31-32

портфеля.

Сюжетноролевая игра

Осознать факторы, влияющие на
размер будущей пенсии, риски,
присущие различным программам
пенсионного обеспечения, понимание
личной
ответственности
в
пенсионном обеспечении.
Уметь влиять на размер собственной
будущей
пенсии,
с
помощью
калькулятора, размещѐнного на сайте
Пенсионного
фонда
России,
рассчитывать
размер
пенсии,
выбирать
негосударственный
пенсионный фонд.
Управлять
собственными
пенсионными накоплениями, выбор
оптимального
направления
инвестирования накопительной части
своей будущей пенсии, выбор
негосударственного
пенсионного
фонда с точки зрения надѐжности и
доходности.

Беседа,
индивидуальная
и
групповая
работа

7

2

2

Пенсия,
пенсионная
система, пенсионный
фонд,
управляющая
компания,
негосударственное
пенсионное
обеспечение. Способы
финансового
обеспечения
в
старости,
основания
получения пенсии по
старости, знание о
существующих
программах
пенсионного
обеспечения.

Тестирование.

Обучающая
игра

Тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».