Актуальность и назначение программы
Курс внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по биологии» разработан в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС СОО), на основе примерной основной
образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
В 11 классе на изучение биологии в рамках школьной программы выделяется 2
часав неделю (базовый уровень). По окончании года учащимся предстоит сдавать Единый
Государственный экзамен, к которому необходима подготовка. Внеурочный курс по
биологии «Подготовка к ЕГЭ по биологии» нацелен, прежде всего, на подготовку
учащихся к ЕГЭ по биологии с помощью углубления изучения материала и практических
занятий. Курс также рассчитан на учащихся, интересующихся биологией, но не
планирующих сдавать экзамен.
Цель курса – подготовка выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по биологии (в
том числечасти с развёрнутым ответом).
Задачи программы курса:
подготовить выпускников к единому государственному экзамену по биологии;
развивать умения самостоятельно работать с литературой, систематически
заниматься решением задач, работать с тестами различных видов;
выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по
биологи;
подобрать задания, вызывающие наибольшие затруднения у учащихся при сдаче
ЕГЭ по биологии, включая задания, недостаточно изучаемые в рамках школьной
программы;
проводить информационную работу с учащимися;
проводить практические занятия для лучшего усвоения учащимися материала
курса.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 11 классов.
Программа курса рассчитана 1 год обучения с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация
программы
предусматривают
предполагает
активность
и
использование
самостоятельность
форм
работы,
обучающихся,
которые
сочетание
индивидуальной и групповой работы, практическую и исследовательскую деятельность.
Подготовка к ЕГЭ придаёт уверенности в себе и уменьшает стресс, который так или иначе
присутствует при сдаче экзаменов. Благодаря тому, что ребёнок будет хорошо
подготовлен к специфике заданий, он сможет показать свой реальный уровень знаний.
Взаимосвязь с программой Воспитания
Одним из направлений программы Воспитания является «ценности научного
познания – воспитание к стремлению познания себя и других людей, природы и общества,
получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и
общественных потребностей». Эти ценности находят свое отражение в содержании
занятий,
которые
самоконтроля,
позволяют
волевой
обучению
саморегуляции,
учащихся
развития
навыкам
внимания,
самоорганизации
памяти,
и
мышления,
воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа
жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.
Особенности работы педагогов по программе
В планировании, организации и проведении занятий участвует учитель биологии.
Для успешной подготовки обучающихся к сдаче ГИА педагог должен правильно
оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки обучающихся в
соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
Задача учителя состоит в реализации содержания курса через в вовлечение
обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных
результатов педагог может достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него
деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную и поддерживающую
атмосферу, насыщая занятие личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является многообразие, используемых педагогов форм
работы.
Содержание курса
Модуль 1 Молекулярная биология
Строение ДНК и РНК. Процессы транскрипции и трансляции. Практические
задания по теме. Репликация ДНК. Генная инженерия и биотехнологии. Практические
задания по теме.
Модуль 2 Биохимия
Строение и функции белков, липидов, углеводов (Ферментативные реакции).
Гомеостаз и метаболизм. Практические задания по теме.
Фотосинтез и дыхание (Сходство и отличие, АТФ, фотодыхание, спектр видимого
света, пигменты листа). Практические задания по теме.
Модуль 3 Цитология и эмбриология
Строение клетки и ее функции, разнообразие клеток. (Клетки грибов, растений,
животных, бактерий). Митоз и мейоз (Клеточный цикл). Практические задания по теме.
Развитие организма и формирование органов и систем животных. Жизненные циклы
растений. Практические задания по теме
Модуль 4 Морфология и анатомия растений и животных
Организация растительных и животных клеток, тканей и органов. Растительные и
животные системы органов. Практические задания по теме. Адаптации организмов к
среде обитания. Практические задания по теме.
Модуль 5 Экология и охрана природы
Экосистемы и их взаимодействие. (Биосфера, вещества биосферы, круговорот
веществ и отдельных элементов, сукцессии). Ресурсы природы и их использование.
Практические задания по теме.
Модуль 6 Генетика
Законы генетики. Практические задания по теме.
Планируемые образовательные результаты
Освоение курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» должно обеспечивать
достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов:
Личностные результаты
Уважительное отношение к окружающей природе и понимание взаимосвязи
биологических процессов с жизнью человека.
Способность к критическому мышлению и анализу при решении
биологических задач.
Развитие интереса к изучению биологии и науки в целом.
Метапредметные результаты
Развитие навыков самостоятельной работы, включая постановку целей,
поиск информации, оценку и анализ полученных результатов.
Развитие умения работать в команде, общаться и аргументировать свою
точку зрения.
Развитие навыков применения научного подхода к решению проблем.
Предметные результаты
организмов.
Понимание молекулярных и клеточных процессов, лежащих в основе жизни
Понимание структуры и функционирования организмов, включая их
адаптацию к среде обитания.
Знание основных экологических принципов и умение анализировать их
применение в реальных ситуациях.
Подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии, включая знание наиболее трудных
вопросов и умение решать соответствующие задачи.
В целом, курс интенсивной подготовки по наиболее трудным вопросам ЕГЭ по
биологии позволит учащимся развить свои знания в биологии, а также приобрести
навыки, которые помогут им успешно сдать ЕГЭ и продолжить обучение в высших
учебных заведениях, связанных с биологией и науками о жизни в целом.
№
1
2
34
56
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС (33 ЧАСА)
Тема урока
Количест
Основное содержание
Основные виды деятельности
Формы
Образовательные
во часов
проведения
ресурсы, включая
занятий
электронные
1 час
https://bioОсобенности ЕГЭ
ege.sdamgia.ru/
Особенности подготовки к
1
Структура заданий ЕГЭ по Знать структуру заданий ЕГЭ
ЕГЭ
биологии,
кодификатор, по биологии. Уметь заполнять
https://fipi.ru/ege/otkryt
спецификация
бланки.
yy-bank-zadaniy6 часов
Молекулярная биология
ege#!/tab/173765699-6
Структура ДНК и РНК.
1
Типы нуклеиновых кислот. Дать определения терминам. Беседа,
Составляющие мономеров Перечислить
типы индивидуальн
ДНК и РНК. Особенности нуклеиновых кислот, назвать ая
и https://4ege.ru/biologi/
строения
нуклеиновых составляющие
мономеров групповая
кислот. Структура ДНК. ДНК И РНК, характеризовать работа, тесты
Виды
РНК.
Строение особенности
строения
молекулы АТФ.
нуклеиновых кислот.
Основные методы изучения
1
Методы
геномики, Характеризовать, описывать и Беседа,
РНК и ДНК
транскриптомики,
схематически
изображать индивидуальн
протеомики.
строение нуклеотида ДНК и ая
и
двойной
спирали
ДНК, групповая
секвенирование
ДНК. работа, тесты
Сравнивать
нуклеиновые
кислоты. Формулировать и
объяснять
принцип
комплементарности и правило
Чаргаффа.
Практические занятия по
1
Практическая
Изучению ДНК и РНК. Работа
работа
с моделями молекул белков.
«Исследовани
е
нуклеиновых
кислот,
выделенных
7
Разбор заданий ЕГЭ по
молекулярной биологии.
3
Биохимия
Биохимические процессы в
клетке
5 часов
1
Изучение
биохимических 1
методов исследования клеток и
тканей.
Разбор заданий ЕГЭ по 3
биохимии
6 часов
Цитология и эмбриология
1
Структура и функции клетки
из
клеток
различных
организмов»
Беседа,
индивидуальн
ая
и
групповая
работа, тесты
Строение
и
функции
белков, липидов, углеводов
(Ферментативные реакции).
Гомеостаз и метаболизм.
Раскрывать
содержание
терминов и понятий: белки,
липиды, углеводы, гомеостаз,
метаболизм.
Перечислять
функции белков, липидов и
углеводов.
Структурная
биология: Раскрывать
содержание
биохимические
и терминов
и
понятий.
биофизические
Перечислять перспективные
исследования состава и направления
научных
пространственной
исследований в структурной
структуры биомолекул.
биологии,
раскрывать
их
значение для медицины.
Беседа,
индивидуальн
ая
и
групповая
работа
Беседа,
индивидуальн
ая
и
групповая
работа
Тесты
Типы клеток. Структурнофункциональные
образования
клетки.
Строение
прокариотической,
гетеротрофной
и
автотрофной
клеток.
Плазматическая мембрана.
Раскрывать
содержание
терминов
и
понятий:
плазматическая
мембрана,
эндоцитоз,
экзоцитоз,
клеточная
стенка,
осмос,
диффузия,
симпласт.
Характеризовать особенности
строения
и
функции
Беседа,
индивидуальн
ая
и
групповая
работа
Эндоцитоз.
Экзоцитоз. эукариотической клетки.
Клеточная стенка.
Практические
занятия
работе с микроскопом
по 1
Изучение процессов развития 1
эмбриона
Разбор заданий ЕГЭ по
цитологии и эмбриологии
Морфология и анатомия
растений и животных.
Лекции по основным группам
животных и растений
Изучение основных органов и
систем органов у животных и
растений
3
Работа
с
гербарием
и
коллекцией животных
Разбор заданий ЕГЭ по
морфологии
и
анатомии
растений и животных
Экология и охрана природы
Лекции по экосистемам и
экологическим проблемам
1
Практическая
работа
«Изучение
клеток»
Митоз и мейоз (Клеточный Раскрывать
содержание Практическое
цикл). Развитие организма терминов и понятий: митоз и задание.
и формирование органов и мейоз, жизненные циклы.
систем
животных.
Жизненные
циклы
растений.
Тесты
5 часов
1
1
Организация растительных
и животных клеток, тканей
и органов. Растительные и
животные системы органов.
Адаптации организмов к
среде обитания.
Беседа,
индивидуальн
ая
и
групповая
работа,
практическое
задание
Практическое
задание
Тесты
2
5 часов
1
Экосистема как открытая
система. Функциональные
блоки
организмов
в
экосистеме.
Трофические
Раскрыть
терминов.
структурные
экосистемы.
содержание
Называть
компоненты
Приводить
Беседа,
индивидуальн
ая
и
групповая
Изучение методов измерения 1
экологических показателей
уровни. Трофические цепи и примеры
организмов
в
сети.
экосистеме
на
основе
имеющихся знаний.
Основы
экологического Раскрывать
содержание
нормирования
терминов:
урбоэкосистема,
антропогенного
городская флора, городская
воздействия. Методология фауна,
экомониторинг.
мониторинга естественных Оценивать
состояние
и антропогенных систем.
урбоэкосистем
своей
местности.
Работа с экспериментальными 1
данными
о
воздействии
факторов на экосистемы
Разбор заданий ЕГЭ по 2
экологии и охране природы
5 часов
Генетика
Работа
с
генетическими 1
картами
и
моделями
генетических
процессов,
схемами родословных.
работа
Беседа,
индивидуальн
ая
и
групповая
работа
Практическая
работа
«Анализ
природной
воды
и
почвы»
Тесты
Кариотип
человека.
Методы изучения генетики
человека. Наследственные
заболевания
человека.
Генные и хромосомные
болезни человека. Значение
медицинской генетики в
лечении
генетических
заболеваний.
Стволовые
клетки.
Раскрыть
содержание
терминов: карта хромосомы,
пробанд,
наследственные
болезни,
амниоцентез.
Перечислять
особенности
изучения генетики человека.
Различать на изображениях
карты
хромосом.
Характеризовать
наследственные заболевания
человека.
Устанавливать
взаимосвязь
между
наследственными
заболеваниями
и
их
Практическая
работа
«Составление
и
анализ
родословной»
генетической основой.
Разбор заданий ЕГЭ по 2
генетике.
Решение задач нового типа.
2
Тесты
Тесты