РП ОРКСЭ 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПЕРВОУРАЛЬСК
МАОУ СОШ №12
РАССМОТРЕНО
На ШМО начальных классов
______________
А. Р. Гафурова

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
___________________
А.А. Павловой

УВЕРЖДЕНО
Директором МАОУ СОШ №12
____________________
Н.В. Щербаковой

Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.

Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.

Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ID 4011148)

учебный предмет «Основы культуры и светской этики»
для обучающихся 4 класса

ГО Первоуральск 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа Рабочая ссылка вариант уточнения требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает
содержательную составляющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты
по каждому учебному модулю. При разработке приведенных результатов
учитываются цели обучения, требования, которые представлены в
стандартах, и конкретное содержание каждой учебной модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений,
которые обучают каждого обучающегося, независимо от изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию
у обучающихся представленных о моральных идеалах и ценностях особенно
и светских традиций народов России, формировании ценностного отношения
к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама,
иудаизма,
светской
этики
в
истории
и
культуре
нашей
страны. Коммуникативный подход к преподаванию предметов ОРКСЭ
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них навыков выслушивания позиции партнера по
деятельности, ее, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и
размышления. Деятельностный подход, основа принципа диалогичности,
осуществления в процессе активного взаимодействия обучающихся,
сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т.
д. п.
Предпосылками обучения младшими школьниками содержание курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность,
получение результатов взросления. Психологи подчеркивают естественную
открытость детей этого возраста, способны эмоционально реагировать на
искренность окружающей среды, остро реагировать на доброжелательность,
отзывчивость, доброту к другим людям, а также на несправедливость,
нанесение обид и оскорблений. Всѐ это становится предпосылкой к
пониманию солнечных лучей в социуме и принятию их как руководства к
собственному управлению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо
учитывать, что младшие школьники с трудом осваивают абстрактные
философские представления, нравственные поучения, поэтому особое
внимание должно быть уделено эмоциональной стороне наблюдения за
социальной жизнью, связанной с вниманием или нарушением нравственных,
этических норм, обсуждения конкретных жизненных ситуаций, дающих
образы морально ценного поведения.
Целью ОРКСЭ является привлечение к мотивации обучающегося к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении

традиций многонационального культурного народа России, а также к диалогу
с отчасти другими культурами и мировоззрениями.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культуры, основами мировой культуры постепенно и
светской этики по выбору родителей (законных представителей);
развитие представленных обучающихся о понимании нравственных
норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, ранее полученных в начальной школе, приводит к ценностносмысловой сфере личности с учѐтом мировоззренческих и культурных
явлений и настроений семьи;
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе
взаимного контроля и диалога. Основной методологический принцип
реализации
ОРКСЭ
–
культурологический
подход,
содействие
формированию у младших школьников первоначальных представлений или
традиционных религий народов культуры России (православия, ислама,
буддизм, иудаизм), российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. в
Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы культуры и светской этики» изучается в 4
классе один час в неделю, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение,
прикладное
искусство),
православный
календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и
религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учителя нравственности в
исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в
исламских традициях. Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Столпы
ислама
и
исламской
этики. Обязанности
мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское

летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные
ценности ислама. Праздники исламских народов России: их различия и
особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную
традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские
святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и ее
ценностях. Буддизм
в
России. Человек
в
буддийской
картине
мира. Буддийские
символы. Буддийские
ритуалы. Буддийские
святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский
календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской
культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную
традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические
тексты иудаизма. Патриархии еврейского народа. Пророки и добродетели в
иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее
устройства. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в
России. Традиции иудаизма в повседневной жизни следуют. Ответственное
составление заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство
и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности
семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их
основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях
мира. Человек в необычных традициях мира. Добро и зло. Священные
сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной
культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в
религиях
мира. Обычаи
и
обряды. Религиозные
ритуалы
в
искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные
ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним
разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и ее значение в
жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль

гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая
мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время. Высшие моральные ценности, идеалы,
принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы
морали. Этикет. Образование как современная норма. Методы нравственного
самосовершенствования появляются.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы культуры и светской этики»
в 4 классе у обучающегося формируются следующие личностные
результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, проблему
чувства гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность легкой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать какую-либо религию;
строить свое общение, совместную деятельность на основе правил
общения: навыки договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение, независимо от приборов собеседников, к религии или к
атеизму;
соотносить свои действия с моральными ценностями, принятыми в
российском обществе, учитывать уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к сторонникам разного вероисповедания;
строить свое поведение с учѐтными моральными нормами и
правилами; приспособление
в
повседневной
жизни
к
доброту,
справедливости, доброжелательности в обществе, желанию при
необходимости прийти на помощь;
осознавать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать свое поведение, осуждать
негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
Не следует игнорировать бережное отношение к материальным и
духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладевать пониманием и сохранением целей и задач учебной
деятельности, определение оптимальных средств их достижения;
формировать знания, планировать, контролировать и оценивать
технологические действия в соответствии с поставленной задачей и
обеспечивать ее реализацию, определять и находить наиболее эффективные
методы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в
процесс их реализации на основе оценки и учѐта ошибок характера, понимать
причину успеха/неуспеха учебной деятельности. ;
совершенствовать навыки в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных аппаратах; адекватное использование речевых средств и
средств решения информационно-коммуникационных технологий для
различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать навыки в области работы с информацией,
осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами общения;
владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, проведения аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать способность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность освещения различных точек зрения и право каждого
иметь свою собственную, умений излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и наблюдать за событиями;
совершенствовать организационные
навыки
в
коллективной
деятельности, навыки определения цели и пути ее достижений, умений
договариваться о распределенных ролях в совместной деятельности,
адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
Универсальные
технические
действия
Познавательные УУД:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества
–
мораль,
этика,
этика,
справедливость,
гуманизм,
благотворительность, а также влияние в разных религиях (в пределах
изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения
математических задач: сравнивать, анализировать, обсуждать, делать выводы
на основе изучаемого фактического материала;

признавать
возможность
существования
разных
точек
зрения; обосновывать
свои
суждения,
приводить
убедительные
доказательства;
выполнить совместные проектные задания с опорой на предложенные
элементы.
Работа с информацией:
воспроизводить
прослушанную
(прочитанную)
информацию,
подчеркивать ее принадлежность к конкретной религии и/или к этой
гражданке;
использовать разные средства получения информации в соответствии с
поставленной учебной программой (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете
(в условиях контролируемого входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать ее объективность и
правильность.
Коммуникативные УУД:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли именно
при тч, сказанных, проявленных фольклоре и художественной литературе,
анализе и оценке жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы
нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать свое мнение; обеспечить уважительное отношение к
собеседнику с учетом всех участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
Европы, анализ и оценку морально-этических идей, представленных в конце
учений и светской этике.
Регулятивные УУД:
самостоятельность,
инициативность,
организованность
в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
мероприятиях; следить за состоянием своего здоровья и эмоционального
состояния, предвидеть опасные ситуации для здоровья и жизни и правильно
их интерпретировать;
обеспечение готовности изменять себя, анализировать свои действия,
ориентироваться на моральные правила и нормы современного российского
общества; предоставить возможность к осознанию самоограничения в
поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
отрицательного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
выражать свое отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям:
одобрять
нравственные
нормы
поведения; осуждать
несправедливость, жадность, нечестность, зло;

уровень высокого уровня познавательной мотивации, интереса к
предмету, желания больше узнать о других религиях и правилах светской
этики и этикета.
Совместная деятельность:
выбирать партнера не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно
отмечать свою работу, объективно их оценивать;
владеть
навыками
совместной
деятельности:
подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие
конфликты;
Готовьте индивидуально, в парах, в группах по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным воздействием и
видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути
духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для
жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;
выразить мои слова понимания открытия нравственного с
неожиданностью и роли в этом личном человеке, приведя пример;
выражать понимание и понимание значений российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основ духовного
развития, морального развития;
разработка о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их
понимание в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
подробно раскрывать содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, парламентие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение
заповедей, борьба с грехом, спасение), постоянное содержание и отношение
ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств ,
христианского
морально-идеальногоа; объяснить
«золотое
правило
нравственности» в православной христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
раскрыть своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картинном мире) в православии, вероучении о Боге-Троице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;

повествование о Священном Писании Писания Церкви – слушания
(Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и
житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах
(общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания,
Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
разработка назначения и устройства православного храма (собственно
храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), норм поведения в храме, общения
с мирянами и священнослужителями;
идея о православных праздниках (не менее трѐх, Воскресение Христово
и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
раскрыть более подробно содержание норм в православной семье,
ответственности и ответственности мужчин в семье, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; православных
семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять ее словами ее смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
произведение о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; предлагать и объяснять особенности значков в изображении с
картинками;
излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), этими
словами объяснять роль православия в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности,
регионах (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению ее результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
этих наческих норм религиозной культуры и внутреннего установления
личности, поступать согласно своему совести;
выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного
(приводить
пример),
понимание
российского
общенационального (общенационального, культурного) патриотизма, любви
к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество
последователей традиционных религий;
название традиционной религии в России (не менее трех, кроме
изучаемой), народы России, для длительного сохранения религии
историческими являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности жизни в православной духовно-нравственной культуре, традициях.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:

выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути
духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для
жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;
выразить мои слова понимания открытия нравственного с
неожиданностью и роли в этом личном человеке, приведя пример;
выражать понимание и понимание значений российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основ духовного
развития, морального развития;
разработка о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной
морали, их воплощение в выстраивании отношений в семье, между людьми,
в общении и деятельности;
раскрыть содержание нравственных категорий в исламской культуре,
традициях
(вера,
искренность,
парламентие,
ответственность,
справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпимость,
выдержка, достойное поведение, уважение к знаниям);
первоначальный опыт осмысления и моральной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиции исламской этики;
раскрыть своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картинном мире) в исламской культуре, единобожии, вере и
ее основах;
проповедь о Священном Коране и Сунне – примеры из жизни пророка
Мухаммады; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз,
хадж, пост, закят, дуа, зикр);
разработка назначения и устройства мечети (минбар, михраб), нормы
поведения в мечети, общение с верующими и служителями ислама;
«Идея о праздниках в исламе» (Ураза-байрам, Курбан-байрам,
Маулид);
раскрыть подробное содержание норм отношений в исламской семье,
отношений и ответственности членов семьи; нормальные отношения детей к
отцу,
матери,
братьям
и
сѐстрам,
старшим
по
возрасту,
предкам; нормализовать
отношения
с
дальними
родственниками,
соседями; исламских семейных отношений;
распознавать исламскую символику, объяснять ее смысл своими
словами и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
произведение о художественной культуре в исламской традиции,
особенно напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, физическом;
излагать основные исторические сведения о возникновении исламской
религиозной традиции в России, своими словами объяснить роль ислама в
становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исламского исторического и культурного наследия в своей местности,

регионах (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и
представлению ее результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
этих наческих норм религиозной культуры и внутреннего установления
личности поступать согласно своему совести;
выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного
(приводить
пример),
понимание
российского
общенационального (общенационального, культурного) патриотизма, любви
к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество
последователей традиционных религий;
название традиционной религии в России (не менее трех, кроме
изучаемой), народы России, для длительного сохранения религии
историческими являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать словами понимание человеческого достоинства, ценности
жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность
умений:
выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути
духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для
жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;
выразить эти слова понимания открытия морального самосознания и
роли в этом личном человеке, приведя пример;
выражать понимание и понимание значений российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основ духовного
развития, морального развития;
проповедь о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной
морали, их проявление в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
раскрыть содержание нравственных категорий в буддийской культуре,
традиции (сострадание, президентство, любовь, ответственность, благое и
неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе,
постоянство перемен, внимательность); основные идеи (учения) Будды о
сущности легкой жизни, цикличности и значении сансары; понимание
личности как раскрытие всех поступков; значение понятий «правильное
воззрение» и «правильное действие»;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
раскрыть своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картинном мире) в буддийской культуре, учении о Будде
(будде), бодхисаттвах, вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и

нирване; понимание ценностей любой формы жизни как связанной с
ценностью легкой жизни и бытия;
история о буддийских писаниях, ламах, службах; смысл принятия,
восьмеричным путем и карме;
идея назначения и устройства буддийского храма, нормы поведения в
храме, общение с мирскими последователями и ламами;
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
раскрыть более подробно содержание норм в буддийской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношения детей к отцу,
матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских
семейных ценностей;
распознавать буддийскую символику, объяснять ее смысл и значение
своими словами в буддийской культуре;
произведение о художественной культуре в буддийских традициях;
излагать основные исторические сведения о возникновении
буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами
объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России,
российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
буддийского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионах (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению ее результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
этих наческих норм религиозной культуры и внутреннего установления
личности, поступать согласно своему совести;
выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного
(приводить
пример),
понимание
российского
общенационального (общенационального, культурного) патриотизма, любви
к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество
последователей традиционных религий;
название традиционной религии в России (не менее трех, кроме
изучаемой), народы России, для длительного сохранения религии
историческими являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выразить словами понимание человеческого достоинства, ценностей
жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути
духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для
жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;
выразить мои слова понимания открытия нравственного с
неожиданностью и роли в этом личном человеке, приведя пример;

выражать понимание и понимание значений российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основ духовного
развития, морального развития;
проповедь о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их
проявление в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
подробно раскрыть содержание нравственных категорий в иудейской
культуре, традиции (любовь, вера, парламентие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с
грехом и спасением), основное содержание и место заповедей (прежде всего,
Десяти заповедей) в жизнь человека; объяснить «золотое правило
нравственности» в иудейской религиозной традиции;
первоначальный опыт осмысления и моральной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиции иудейской этики;
раскрыть своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картинном мире) в иудаизме, учении о единобожии, об
основных принципах иудаизма;
проповедь о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде,
произведения выдающихся деятелей иудаизма, богослужений, молитв;
разработать назначения и устройства синагог, о раввинах, нормах
поведения в синагоге, общении с мирянами и раввинами;
история об иудейских праздниках (не менее четырех, включая Рош-аШана, Йом-Киппур, Суккот, Суккот), постах, назначении поста;
раскрыть подробное содержание норм в еврейской семье,
ответственности и ответственности членов семьи, детей к отцу, матери,
братьям и сѐстрам, старшим по возрасту отношениям, предкам; иудейских
традиционных семейных расходов;
распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами ее
смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;
произведение о художественной культуре в иудейской традиции,
каллиграфии, собственно напевах, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, существе;
изложить основные исторические сведения о возникновении иудаизма
на территории России, своими словами объяснить роль иудаизма в
становлении народов культуры России, российской культуры и
государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, нациях
(синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и
представлению ее результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
этих наческих норм религиозной культуры и внутреннего установления
личности, поступать согласно своему совести;

выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного
(приводить
пример),
понимание
российского
общенационального (общенационального, культурного) патриотизма, любви
к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество
последователей традиционных религий;
название традиционной религии в России (не менее трех, кроме
изучаемой), народы России, для длительного сохранения религии
историческими являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать словами понимание человеческого достоинства, ценности
жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы конкретно культурных народов России» должны отражать
сформированность умений:
выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути
духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для
жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;
выразить эти слова понимания открытия морального самосознания и
роли в этом личном человеке, приведя пример;
выражать понимание и понимание значений российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основ духовного
развития, морального развития;
проповедь о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных
религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их проявление в
выстраивании отношений в семье, между людьми;
раскрыть содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, парламентариев, забота о слабых, взаимопомощь) в
религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме,
иудаизме); объяснить «золотое правило нравственности» в традиционных
традициях;
соотносить носимые нравственные формы поведения с моральными
нормами, заповедями в традиционных религиях народов России;
раскрыть своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма,
иудаизма; об основателях религий;
описание священных писаний традиционных религий народов России
(Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителей предания и
служителей религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины),
периодически обрядов, ритуалов, обычаев (1–2 экземпляра);
разработка назначений и устройств священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России, основные нормы поведения в
храмах, общение с верующими;

создание о особых календарях и праздниках традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного
религиозного праздника каждой традиции);
подробно раскрыть содержание норм в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных
ценовых отношениях в традиционных религиях народов России; понимание
отношений к труду, учебе в традиционных религиях народов России;
распознавать религиозную символику традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизм, иудаизм минимально по одному
символу), объяснять своими словами ее значение в религиозной культуре;
«Идея о художественной культурной традиционных религиозных
народов России» (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская
танкопись); основные особенности религиозного искусства православия,
ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и
поэтика, включая тексты, музыка или звуковой среды);
излагать основные исторические сведения о роли традиционных
религий в становлении культуры народов России, российского общества,
российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религиозных народов
России в своей местности, регионах (храмы, монастыри, святыни, памятные
и святые места), оформлении и представлении ее результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
этих наческих норм религиозной культуры и внутреннего установления
личности поступать согласно своему совести;
выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного
(приводить
пример),
понимание
российского
общенационального (общенационального, культурного) патриотизма, любви
к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество
последователей традиционных религий;
название традиционной религии в России, народы России, для
поддержки которых историческими религиями являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
выражать словами понимание человеческого достоинства, ценности
жизни в традиционных религиях народов России.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути
духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для
жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;
выразить эти слова понимания открытия морального самосознания и
роли в этом личном человеке, приведя пример;

выражать понимание и понимание значений российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основ духовного
развития, морального развития;
представление о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношениях и
поведении людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в России;
раскрыть содержание этих нравственных категорий российской
светскойки (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность
и достоинство средней жизни, взаимоуважение, вера в доброту,
человеколюбие, парламентарие, добродетели, патриотизм, труд) в
отношениях между людьми в российском обществе; объяснить «золотое
правило нравственности»;
высказывать
мнение
оценочного
характера,
выражающего
нравственность в жизни человека, семьи, народа, общества и
государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета,
приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и моральной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиции российской светской
(гражданской) этики;
раскрыть своими словами первоначальные представления об основных
нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине,
российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение к
памяти предков, исторических и культурных традиций и народов России,
российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого
человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
история праздников как единой из форм древней памяти народа,
общества; российские
праздники
(государственные,
народные,
экономические,
семейные
праздники); российские
государственные
праздники, их история и традиции (не менее трѐх), особенно праздники (не
менее двух разных традиционных религиозных народов России), праздники в
своих странах (не менее одного), очередные семейные праздники в жизни
человека, семьи;
раскрыть глубокое содержание понимания, семейных отношений на
основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз
мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни,
рождения и воспитания детей; любовь и забота о детях; любовь и забота о
детях, нуждающихся в помощи). родителях; уважение старших по возрасту,
предков); российские традиционные семейные расходы;
распознавать российскую государственную символику, символику
своего региона, объяснять ее значение; выразить уважение российской
государственности, власти в российском обществе, законных интересов и
прав людей, сограждан;

проповедь о трудовой морали, моральных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную
ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся,
результатам труда;
работа о российских культурных памятниках и возведении памятников,
о культурных достопримечательностях и памятниках культуры своего
региона;
раскрыть основное содержание российской светской (гражданской)
этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности
и патриотизма в истории России;
объяснить своими словами роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского
общества в своем регионе, оформлению и представлению ее результатов;
приводить примеры нравственных поступков, осуществляемых с
опорой этих наческих норм российской светской (гражданской) этики и
вводить установку личности поступать согласно своему совести;
выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного
(приводить
пример),
понимание
российского
общенационального (общенационального, культурного) патриотизма, любви
к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество
последователей традиционных религий;
название традиционной религии в России, народы России, для
поддержки которых историческими религиями являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
выражать словами понимание человеческого достоинства, ценности
жизни в российской светской (гражданской) этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
№
п/п

Название разделов и тем программы

Россия — наша Родина
2
Культура и религия. Введение в православную духовную традицию
3
Во что верят православные христиане
4
Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему
5
Отношение к труду. Долг и ответственность
6
Милосердие и сострадание
7
Православие в России
8
Православный храм и другие святыни
9
Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный
календарь. Праздники
10 Христианская семья и ее ценности
11 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1

Количество часов
Всего Контрольные
работы

Практические
работы

1
2
4
4
2
2
5
3
6

3
2
34

0

0

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
№
п/п

Название разделов и тем программы

Россия — наша Родина
2
Культура и религия. Введение в исламскую духовную традицию
3
Пророк Мухаммад — образец нравственности человека и учителя в
исламской традиции
4
Коран и Сунна
5
Во что верят правоверные мусульмане (вера в Аллаха, в ангелов и
посланников Бога, в Божественные Писания, в Судный день, в
предопределение)
6
Пять столов исламской веры Обязанности мусульман
7
Творческие работы учащихся. Творческая работа учащихся с участием
взрослых и друзей
8
История ислама в России
9
Нравственные основы ислама
10 Наука, искусство — достижения исламской культуры. Мечеть
11 Мусумальнское летоисчисление. Праздники ислама
12 Любовь и уважение к Отечеству
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

1
3
2
2
4

5
2
1
9
3
1
1
34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Название разделов и тем программы

Количество часов
Всего

Россия — наша Родина
Культура и религия. Введение в буддийскую духовную
традицию
Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама. Будда и
его учение
Буддийские священные каноны Трипитака
Буддийская картина мира
Добро и зло. Принцип ненасилия
Человек в буддийской картине мира
Сострадание и парламентие
Отношение к природе
Буддийские учителя Будды и бодхисаттвы
Семья в буддийской культуре и ее ценностях
Творческие работы учащихся
Обобщающий урок
Буддизм в России
Путь духовного с сюрпризом
Буддийское учение о добродетелях
Буддийские символы
Буддийские ритуалы и обряды
Буддийские святыни

1
2
4
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

№
п/п

Название разделов и тем программы

Количество часов
Всего

Буддийские священные сооружения
21
Буддийский храм
22
Буддийский календарь
23
Буддийские праздники
24
Искусство в буддийской культуре
25
Любовь и уважение к Отечеству
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
20

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

1
1
1
1
1
1
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Название разделов и тем программы

Количество часов
Всего

Россия — наша Родина
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и
религия
Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое
правило Гилеля»
Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма
Патриархи еврейского народа: от Авраама до Моше.
Дарование Торы на горе Синай
Пророки и добродетели в иудейской культуре

1
2
2
1
4
2

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

№
п/п

Название разделов и тем программы

Храм в жизни иудеев
8
Назначение синагоги и ее устройство
9
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал
10
Молитвы и благословения в иудаизме
11
Добро и зло
12
Творческие работы учащихся
13
Иудаизм в России
14
Основные принципы иудаизма
15
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
16
Традиции иудаизма в повседневной жизни
17
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное составление
заповедей
18
Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с народами и
традициями
19
Еврейский календарь
20
Еврейские праздники: их история и традиции
21
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери
еврейского народа
22
Любовь и уважение к Отечеству
23
Творческие работы учащихся
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
7

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
2
34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
№
п/п

Название разделов и тем программы

Россия — наша Родина
2
Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и
иудаизм. Основатели религии мира
3
Священные книги христианства, ислама, иудаизма и буддизма
4
Хранители предания в религиях мира
5
Добро и зло
6
Человек в традиционных традициях народов России
7
Священные сооружения
8
Искусство в религиозной культуре
9
Творческие работы учащихся
10 Религиозная культура народов России
11 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
12 Праздники и календари
13 Религия и мораль. Нравственные заповеди в христианстве, исламе,
буддизме и иудаизме
14 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
15 Семья и семейные ценности
16 Долг, свобода, ответственность, труд
17 Любовь и уважение к Отечеству
18 Обобщающий урок. Подведение итогов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

1
4
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
1
1
1
1
1
34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
№
п/п

Название разделов и тем программы

Россия — наша Родина
Этика и ее значение в жизни человека. Нормы морали.
Нравственные ценности, идеалы, принципы
3
Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция)
в государстве как источник российской гражданской этики
4
Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России.
Природа и человек
5
Праздники как одна из форм исторической памяти
6
Семейные ценности. Этика семейных отношений
7
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства
8
Что значит быть нравственным в наше время. Методы
нравственного самосовершенствования
9
Этикет
10 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
2

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

1
8
1
8
2
1
3
6
2
2
34

0

0

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Наша Родина – дружная семья народов
Этническая карта Российской Федерации

1

Наука
о
народах:
«этнография»,«этнология»,
«социально-культурная антропология»
Ранняя этническая история народов Восточной
Европы
Этногенез и этническая история русского народа

1

1

9

Традиционная культура русского народа: хозяйство,
земледелие, одежда
Неславянские народы европейской части России:
этногенез и социальная организация
Народы Северного Кавказа: антропология, религия,
культурогенез.
Народы Сибири: расселение, занятия, культура

10

Повторительно-обобщающий урок

1

11

Религия как феномен культуры

1

1
2

3

4

5
6

7

8

1

1
1

1
1
1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего
1

14

Ранние формы религиозного сознания. Славянское
язычество.
Ранние формы религиозного сознания. Шаманизм и
анимизм в Сибири
Появление монотеизма и его значение

15

Иудаизм. История распространения по России

1

16

буддизм,

1

буддизм,

1

18

Восточные
религии:
джайнизм,
конфуцианство, даосизм
Восточные
религии:
джайнизм,
конфуцианство, даосизм
Буддизм в Российской Федерации

19

Христианство в Российской Федерации

1

20

Ислам в Российской Федерации

1

21

Повторительно-обобщающий урок

1

22

Малочисленные народы России и их традиции

1

23

Малочисленные народы России и их традиции

1

24

Малочисленные народы России и их традиции

1

12

13

17

1
1

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

25

Малочисленные народы России и их традиции

1

26

Малочисленные народы России и их традиции

1

27

Повторительно-обобщающий урок

1

28

Языковой состав населения России.

1

29

Этноконфликты: причины, специфика, типы, формы и
способы регулирования
Этноконфликты: причины, специфика, типы, формы и
способы регулирования
Этноконфликты: причины, специфика, типы, формы и
способы регулирования
Этноконфликты: причины, специфика, типы, формы и
способы регулирования

1

33

Викторина по теме «Основы культуры народов
России

1

34

Обобщение

1

30

31

32

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

1
1
1

34

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА

4-й класс: учебник, 4 класс/ Шемшурина А.И., Шемшурин А.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Соловьѐва, М. А. Методическое пособие для учителя ОРКСЭ к учебнику под
научной редакцией О. Ю. Васильевой. Основы православной культуры. 4
класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/ ).
Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы
православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации)
(http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson ).
Информационно-методические материалы о введении курса ОРКСЭ:
www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx.
Материалы сайта Министерства образования и науки РФ http://минобрнауки.рф.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».