РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Литература 11 класс ФОП

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПЕРВОУРАЛЬСК
МАОУ СОШ №12
РАССМОТРЕНО
на МС школы
______________
А.П. Трофимович

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
___________________
А.А. Павловой

УВЕРЖДЕНО
Директором МАОУ СОШ №12
____________________
Н.В. Щербаковой

Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.

Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.

Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет «Литература»
для учащихся 11 классов (в соответствии с ФОП)

ГО Первоуральск 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации. Федерации 07.06.2012 г., рег. номер —
24480), с учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена территориям территории Российской Федерации от 9 апреля 2016
г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» отличается формированием духовного облика и
нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом воспитании обучающихся, в
становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности
литературы как школьного предмета воплощены с темой, что литературные произведения
являются феноменом культуры: в них сочетаются эстетическое освоение мира, богатство
и многообразие человеческого бытия, выраженные в художественных образах, которые
обнаруживают в себе воздействие на читателей и приобщают их к нравственноэстетическим свойствам. , как интересно, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 11 классе положено чрезвычайно
важное значение и изучение выдающихся источников отечественной и зарубежной
литературы второй половины ХIХ – ХХI века начала с целью формирования целостного
восприятия и понимания художественного произведения, достоверно его анализировать и
интерпретировать в соответствии с возрастными охватами старшеклассников, их
литературным Вероятно, жизненным и читательским опытом.
Литературное образование в средней школе преемственно по соседству с курсом
литературы в основной школе. Происходит углубление межпредметных связей с курсом
русского языка, истории и предметов художественного цикла, что большое формирование
художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
В рабочей программе учебной темы «Литература» учтены этапы российского
историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века,
представляющие разделы, включающие произведения литературы народов России и
зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся подробно описаны в каждой
монографической или обзорной теме.
В рабочей программе на базовом уровне определена группа собраний предметных
результатов, охват которых соблюдается в отношении всех собирающихся. Планируемые
предметные результаты на углубленном уровне реализуются в отношении наиболее
мотивированных и способных обучающихся, выбравших уровень изучения предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
.
Реализация проблемных ситуаций с очевидным читательским качеством и
устойчивым интересом к чтению в качестве средств приобщения к российскому
литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры,
базируется на знании содержания, осмыслении выявленных в выявлении проблем,
выявлении коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и
выраженности совершенства устной и письменной речи обучающихся на лучших

образцах литературы. Достижение целей возможно при комплексном достижении и
воспитательных задач, стоящих перед старшей школой и составленных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувств причастности к отечественной традиции
и осознанию причастности к естественности происхождения, включением в языки
пространства русской культуры, воспитанием ценностного отношения к выявлению как
части культуры, составляющего в приобщении более классных образцов к естественным
образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века,
воспитании к отечественной остроте как социокультурному и эстетическому феномену,
освоению в ходе изучения литературы духовного опыта развития, этико-нравственных,
философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и охвата.
Задачи, связанные с формированием внутреннего интереса к чтению как средства
познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним, приобщению
к российскому литературному наследству и через него – к выявлению потребностей в
сокровищах отечественной и мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие
потребности в чтении художественных выявление, знание содержания и осмысление
выявленных проблем, связанных с употреблением наркотиков в России,
распространением мировой и современной литературы, в том числе среди литературных
народов России, , чтение, повтор, книжной культуры.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и владением общественными
читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного толкования прочитанного, направлены на развитиее умений анализа и
сочетания литературного произведения как художественного присутствия с учѐтом
историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей с
современностью с использованием теоретико-литературных знаний и представлений об
историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи возлагаются на представления о
специфике литературы вида искусства и умение сопоставлять произведения русской и
мировой литературы и решать их с художественными интерпретациями в других видах
искусств, кроме выявления взаимообусловленности элементов содержания и
литературного произведения, а также образов, тем, идеи, проблемы, распространение их
осмыслению художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающихся коммуникативно-эстетических
возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в дальнейшей жизни,
направлены на расширение представлений обьективно-выразительных возможностях
русского языка в литературных текстах, овладение проникновением проникновения
обработки текстов с использованием литературных ресурсов, в том числе в сети Интернет.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в 11 классе среднего среднего образования на базовом
уровне в учебном плане отводится 102 часа (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
11 КЛАСС
Литература конца XIX – начала ХХ века
А. И. Куприн. Рассказы и повести ( одно произведение по выбору). Например,
«Гранатовый браслет», «Олеся» и др.

Л. Н. Андреев. Рассказы и повести ( одно произведение по выбору). Например, «Иуда
Искариот», «Большой шлем» и др.
М. Горький. Рассказы ( один по выбору). Например, «Старуха Изергиль», «Макар
Чудра», «Коновалов» и др. Пьеса «На дне».
Стихотворения поэтов Серебряного века ( не менее двух стихотворений одного поэта
по выбору). Например, стихотворения К. Д. Бальмонта, М. А. Волошина, Н. С. Гумилѐва и
др.
Литература ХХ века
И. А. Бунин. Рассказы ( два по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый
понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и др.
А. А. Блок. Стихотворения ( не менее трех по выбору). Например, «Незнакомка»,
«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течѐт, грустит лениво…»
(из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о
славе...», «О, весна, без конца и без края…», « О, я хочу безумно жить…» и др.
Поэма «Двенадцать».
В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «А вы могли
бы?», «Нате!», «По вере!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшие», «Письмо
Татьяне Яковлевой» и др.
Поэма «Облако в штанах».
С. А. Есенин. Стихотворения (не менее трѐх по выбору)Например, «Гой ты, Русь,
моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт
деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и др.
О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трѐх по выбору)). Например,
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Ленинград», «Мы живѐм, под собою не чуя страны…» и др.
М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее трѐх по выбору)Например, «Моим
стихам, написанным так…», «Кто создан рано из камня, кто создан из глины…», «Идѐшь,
на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по рождению». !
Давно…», «Книги в красном переплѐте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла
«Стихи о Москве») и др.
А. А. Ахматова. Стихотворения (не менее трѐх по выбору)Например, «Песня
последней встречи», «Сжала руки под тѐмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по
аллеям…», «Мне голос был. Он звонил утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...»,
«Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля» и др. Поэма «Реквием».
Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» .
М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по
выбору).
А. П. Платонов. Рассказы и повести ( одно произведение по выбору). Например,
«В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и др.
А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трѐх по выбору)). Например, «Вся
суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли
гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и
др.
Проза о Великой Отечественной войне ( по одному произведению не менее чем
двух писателей по выбору). Например, В. П. Астафьев «Пастух и пастушка»; Ю. В.
Бондарев «Горячий снег»; В. В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б.
Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списке не значился», «Завтра была война»; К. Д.
Воробьѐв «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В. Л. Кондратьев «Сашка»; В. П.
Некрасов «В копах Сталинграда»; Е. И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната
номер два»; С.С. Смирнов «Брестская крепость» и другие.

А.А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия».
В.О. Богомолов. Роман «В августе сорок четвѐртого».
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения
( по одному
стихотворению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Ю. В. Друниной, М. В.
Исаковского, Ю. Д. Левитанского, С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А.
Слуцкого и др.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы ( одно произведение по
выбору). Например, В. С. Розов «Вечно живые» и др.
Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трѐх по выбору)Например, «Февраль.
Достать очаг и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всѐм мне хочется дойти…», «Снег
идѐт», «Любить иных – тяжѐлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь»,
«Гамлет», «Зимняя ночь» и др.
А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг
ГУЛАГ» ( фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под
камнем»).
В. М. Шукшин. Рассказы ( не менее двух по выбору). Например, «Срезал»,
«Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и др.
В. Г. Распутин. Рассказы и повести ( не менее одного произведения по выбору).
Например, «Живи и помни», «Прощание с Матѐрой» и др.
Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трѐх по выбору)). Например, «Звезда
полей», «Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский
огонѐк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и др. .
И. А. Бродский. Стихотворения ( не менее сложно по выбору). Например, «На
смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни
погоста…»), «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я ходил вместо
дикого зверя». в клетки…» и др.
Проза второй половины XX – начала XXI века. Рассказы, повести, романы(по
одному произведению не менее чем трех прозаиков по выбору). Например, Ф. А. Абрамов
(«Братья и сѐстры» (фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и др.); Ч. Т. Айтматов
(повести «Пегий пѐс, бегущий краем моря», «Белый пароход» и др.); В. И. Белов
(рассказы «На родине», «За волоками», «Бобришный угор» и др.); Г. Н. Владимов
(«Верный Руслан»); Ф. А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты),
философская сказка «Кролики и удавы» и др.); Ю. П. Казаков (рассказы «Северный
дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и др.); В. О. Пелевин (роман «Жизнь
насекомых» и др.); Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат» и др.); А. Н. и Б. Н.
Стругацкие (повесть «Пикник на обочине» и др.); Ю. В. Трифонов (повести «Обмен»,
«Другая жизнь», «Дом на набережной» и др.); В. Т. Шаламов («Колымские рассказы»,
например, «Одиночный замер»,
Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Стихотворения ( по одному
произведению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Б. А. Ахмадулиной, А. А.
Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкого, Т. Ю. Кибирова, Ю.
П. Кузнецова, А. С. Кушнера, Л. Н. Мартынова, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского,
А. А. Тарковского, О. Г. Чухонцева и др.
Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века. Пьесы ( произведение
одного из драматургов по выбору). Например, А. Н. Арбузов «Иркутская история»; А. В.
Вампилов «Старший сын»; К. В. Драгунская «Рыжая пьеса» и др.
Литература народов России
Рассказы, повести, стихотворения ( не менее одного произведения по выбору).
Например, рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер
каслания» и др.; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д.
Кугультинова, К. Кулиева и др.

Зарубежная литература
Зарубежная проза XX века ( не менее одного произведения по выбору).
Например, произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; А. Камю
«Посторонний»; Ф. Кафки «Превращение»; Дж. Оруэлла «1984»; Э. М. Ремарка «На
западном фронте без перемен», «Три товарища»; Дж. Сэлинджера «Над пропастью во
ржи»; Г. Уэллса «Машина времени»; О. Хаксли «О дивный новый мир»; Э. Хемингуэя
«Старик и море» и др.
Зарубежная поэзия XX века ( не менее двух стихотворений одного из поэтов по
выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота и др.
Зарубежная драматургия XX века ( не менее одного произведения по выбору).
Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и еѐ дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О.
Уайльда «Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай «Желание»; Б. Шоу «Пигмалион» и др.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
11 КЛАСС
1) осознание чувства, свойственного отечественному традиционному и осознание
преемственности пород; включение в культурно-языковое пространство русской и
мировой культуры через умение соотносить художественную литературу конца XIX –
начала XXI века с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы
в духовном и культурном развитии общества; отношения воспитания и ценностного
содержания раскрываются как крупные части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковыми, литературными, интеллектуальными,
духовно-нравственными знаниями в области профессионального осмысления болезней
русской, зарубежной литературы и народов России и собственного интеллектуальнонравственного роста;
3) приобщение к российскому наследству и через него – к выявлению
потребностей и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание роли и места
русской литературы в мировом культурном процессе;
4) знание содержания и понимание проблемы ограничения русской, зарубежной
литературы, литературных народов России (конец XIX – начало XXI века) и современной
литературы, их историко-культурного и морально-ценностного анализа на построение
национальной и мировой литературы;
5) сформированность закономерности определения и принятия историкокультурного контекста и контекста творчества в процессе анализа художественных
текстов, выявлять связь литературных концов XIX–XXI веков со временем написания, с
современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы;
6) возможность выявлять в произведениях образов художественной литературы,
темы, идеи, проблемы и выражать собственное отношение к развѐрнутым
аргументированным устным и письменным высказываниям; участие в обсуждении
литературных тем; свободное владение устной и письменной речью в процессе чтения и
обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной
автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального восприятия;
8) сформированность умений выявлено (с учѐтом неизбежности обучающихся)
читать, в том числе наизусть не менее 10 сильных и (или) фрагментов;
9) овладение результатами самостоятельного анализа и некоторыми
художественными обоснованиями в единстве форм и содержания (с учѐтом различных

заложенных в нѐм смыслов и наличием в нѐм подтекста) с использованием теоретиколитературных терминов и понятий (в дополнении к исследованию в основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творческом
отношении; традиция
и
новаторство; авторский
замысел
и
его
воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм,
народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения:
романтизм,
реализм,
модернизм
(символизм,
акмеизм,
футуризм),
постмодернизм; литературные жанры; опасное и комическое; психологизм; тематика и
проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя
речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные
образы»
в
литературе; взаимосвязь
и
взаимовлияние
национальной
литературы; художественный перевод; литературная критика;
10) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сталкиваться с их художественными интерпретациями в других видах
искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике;
12) овладение общественными читательскими практиками, культурным
восприятием и литературными текстами, интенсивное самостоятельное истолкование
прочитанного в устной и письменной форме, изучение обработки текстов в виде
аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений
различных жанров (не менее 250). слов); владеть навыками значительно и проводить
собственные письменные высказывания с учѐтом норм русского литературного языка;
13) умение самостоятельно работать с текстурными информационными
источниками, в том числе в медиапространстве, используя ресурсы, несовместимые с
библиотекой и электронными библиотечными системами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Название разделов и тем программы

Количество часов

Всего Контрольные работы Пр

Раздел 1. Литература конца XIX — начала ХХ века
1.1 А. И. Куприн. Повесть ««Олеся»

2

0

1,2 Л. Н. Андреев. Рассказ «Большой шлем»

2

0

1,3 М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

5

1

1,4 Стихотворения поэтов Серебряного века..Н. С. Гумилѐва..

2

0

Итого по разделу

11

Раздел 2. Литература ХХ века
2.1 И. А. Бунин. Рассказы «Антоновские яблоки», «Чистый
понедельник»,

3

0

2.2 А. А. Блок. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь,

4

0

4

0

3

0

2

ввести значение

2

ввести значение

2.3

2,4

2,5

2,6

улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течѐт, грустит
лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной
дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, весна, без
конца и без края…», « О, я хочу безумно жить…» . Поэма
«Двенадцать».
В. В. Маяковский. Стихотворения [[(не менее простым по
выбору). Например, «А вы могли бы?», «Нате!», «По вере!»,
«Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшие», «Письмо Татьяне
Яковлевой» и др.]] Поэма «Облако в штанах».
С. А. Есенин. Стихотворения [[(не менее простым по выбору).
Например, «Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо матери»,
«Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Я последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом
с голубыми ставнями...» и др.]]
О. Э. Мандельштам. Стихотворения [[(не менее простым по
выбору). Например, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За
гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы
живѐм, под собою не чуя страны…» и др.]]
М. И. Цветаева. Стихотворения [[(не менее простым по выбору).
Например, «Моим стихам, написанным так…», «Кто создан
рано из камня, кто создан из глины…», «Идѐшь, на меня
похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска
по рождению». ! Давно…», «Книги в красном переплѐте»,
«Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве»)
и др.]]

№
п/п

Название разделов и тем программы

Количество часов

Всего Контрольные работы Пр

2,7 А. А. Ахматова. Стихотворения [[(не менее простым по выбору).

4

1

2

0

4

0

2.10 М. А. Булгаков. [[Роман «Мастер и Маргарита»

4

1

2.11 А. П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

2

0

2.12 А. Т. Твардовский. Стихотворения «Вся суть в одном-

3

0

3

1

2

0

2,15 В.О.Богомолов. Роман "В августе сорок четвертого"

1

0

2.16 Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения Ю. В.

2

0

1

0

3

0

2

1

Например, «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мне голос
был. Он звонил утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...»,
«Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля» и др.]]
Поэма «Реквием».
2,8 Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» [[(избранные
главы)]]
2,9 М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» [[(избранные

главы)]]

единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их
вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»,
«Дробится рваный цоколь монумента...»
2.13 Проза о Великой Отечественной войне [[(по одному
произведению не менее чем трех писателей по выбору).
Например, В. П. Астафьев «Пастух и пастушка», «Звездопад»;
Ю. В. Бондарев «Горячий снег»; В. В. Быков «Обелиск»,
«Сотников», «Альпийская баллада»; Б. Л. Васильев «А зори
здесь тихие», «В списке не значился», «Завтра была война»; К.
Д. Воробьев «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В. Л.
Кондратьев «Сашка»; В. П. Некрасов «В копах Сталинграда»; Е.
И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два»;
С.С. Смирнов «Брестская крепость» и др.]]
2.14 А.А.Фадеев. Роман «Молодая гвардия»

Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д. Левитанского, С. С.
Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А. Слуцкого и
др.]]
2.17 Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы [[(одно
произведение по выбору). В. С. Розов «Вечно живые»
2.18 Б. Л. Пастернак. Стихотворения [[(не менее трехпо выбору).

Например, «Февраль. Достать очаг и плакать!..», «Определение
поэзии», «Во всѐм мне хочется дойти…», «Снег идѐт», «Любить
иных — тяжѐлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…»,
«Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др.]]
2.19 А. И. Солженицын. Произведения [[«Один день Ивана
Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги по

№
п/п

Название разделов и тем программы

выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под
камнем»)]]
2.20 В. М. Шукшин. Рассказы [[(не менее двух по выбору).
Например, «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер»,
«Крепкий мужик», «Сапожки» и др.]]
2.21 В. Г. Распутин. Рассказы и повести [[(не меньше одного
произведения по выбору). Например, «Живи и помни»,
«Прощание с Матѐрой» и др.]]
2,22 Н. М. Рубцов. Стихотворения [[(не менее простым по выбору).
Например, «Звезда полей», «Тихая моя родина!..», «В горнице
моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонѐк», «Я буду
скакать по холмам задремавшей отчизны...» и др. .]]
2,23 И. А. Бродский. Стихотворения [[(не менее простым по выбору).
Например, «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба»,
«Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На
столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я
входил вместо дикого зверя». в клетки…» и др.]]
Итого по разделу
Раздел 3. Проза второй половины XX — начала XXI века
3.1 Проза второй половины XX — начала XXI века. Рассказы,
повести, романы [[(по одному произведению не менее сложных
прозаиков по выбору). Например, Ф. А. Абрамов («Братья и
сѐстры» (фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и др.); Ч. Т.
Айтматов (повести «Пегий пѐс, бегущий краем моря», «Белый
пароход» и др.); В. И. Белов (рассказы «На родине», «За
волоками», «Бобришный угор» и др.); Г. Н. Владимов («Верный
Руслан»); Ф. А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из
Чегема» (фрагменты), философская сказка «Кролики и удавы» и
др.); Ю. П. Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка»,
«Во сне ты горько плакал» и др.); В. О. Пелевин (роман «Жизнь
насекомых» и др.); Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат» и
др.); А. Н. и Б. Н. Стругацкие (повесть «Пикник на обочине» и
др.); Ю. В. Трифонов (повести «Обмен», «Другая жизнь», «Дом
на набережной» и др.); В. Т. Шаламов («Колымские рассказы»,
например, «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом» и
др.) и др.]]
Итого по разделу
Раздел 4. Поэзия второй половины XX — начала XXI века
4.1 Поэзия второй половины XX — начала XXI века.
Стихотворения [[(по одному произведению не менее чем двух
поэтов по выбору). Например, Б. А. Ахмадулиной, А. А.
Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н.
А.Заболоцкого, Т. Ю. Кибирова, Ю. П. Кузнецова, А. С.
Кушнера, Л. Н. Мартынова, Б. Ш. Окуджавы, Р. И.
Рождественского, А. А. Тарковского, О. Г. Чухонцева и др.]]

Количество часов

Всего Контрольные работы Пр

2

0

2

0

2

0

3

0

60
3

0

3
2

0

№
п/п

Название разделов и тем программы

Итого по разделу
Раздел 5. Драматургия второй половины ХХ — начала XXI века
5.1 Драматургия второй половины ХХ — начала XXI века. Пьесы
[[(произведение одного из драматургов по выбору). Например,
А. Н. Арбузов «Иркутская история»; А. В. Вампилов «Старший
сын»; К. В. Драгунская «Рыжая пьеса» и др.]]
Итого по разделу
Раздел 6. Литература народов России
6.1 Рассказы, повести, стихотворения [[(не одного меньше
произведений по выбору). Например, рассказ Ю. Рытхэу
«Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер
каслания» и др.; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова,
М.Джалиля, М.Карима, Д.Кугультинова, К.Кулиева и др.]]
Итого по разделу
Раздел 7. Зарубежная литература
7.1 Зарубежная проза XX века [[(не одного меньше произведений
по выбору). Например, произведения Р. Брэдбери «451 градус по
Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»; Ф. Кафки
«Превращение»; Дж. Оруэлла «1984»; Э. М. Ремарка «На
западном фронте без перемен», «Три товарища»; Дж.
Сэлинджера «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса «Машина
времени»; О. Хаксли «О дивный новый мир»; Э. Хемингуэя
«Старик и море» и др.]]
7.2 Зарубежная поэзия XX века [[(не менее двух стихотворений
одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения Г.
Аполлинера, Т. С. Элиота и др.]]
7.3 Зарубежная драматургия XX века [[(не менее одного
произведения по выбору). Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша
Кураж и еѐ дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О. Уайльда
«Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай „Желание―»; Б. Шоу
«Пигмалион» и др.]]
Итого по разделу
Развитие речи
Уроки внеклассного чтения
Итоговые контрольные работы
Подготовка и защита проектов
Резервные уроки
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов

Всего Контрольные работы Пр
2
1

0

1
2

0

2
2

0

1

0

1

0

4
7
2
4
4
2
102

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19

20
21
22
23
24
25

Тема урока

Всего

Введение в курс русской литературы ХХ века. Основные этапы жизни и творчества
А.И.Куприна. Проблематика рассказов
Своеобразие сюжета повести А.И. Куприна "Олеся". Художественное мастерство
матери
Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Андреева. На перепутьях реализма и
модернизма
Проблематика рассказа Л.Н.Андреева «Большой шлем». Трагическое мироощущение
автора
Основные этапы жизни и творчества М.Горького. Романтический пафос и суровая
правда рассказа «Старуха Изергиль».
Социально-философская драма «На дне». История создания, смысл названия
произведения
Тематика, проблематика, система образов драмы «На дне»
«Три правды» в пьесе «На день» и их резкое столкновение
Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы "На дне"
Развитие речи.Подготовка к домашнему сочинению по пьесе М.Горького «На дне»
Сочинению по пьесе М.Горького «На дне»
Серебряный век русской литературы.Эстетические программы модернистских
объединений
Художественный мир поэта Н. С. Гумилѐва .Основные темы и мотивы лирики поэта
Развитие речи. Анализ лирического произведения поэтов Серебряного века
Основные этапы жизни и творчества И.А.Бунина. Темы и мотивы рассказов
Тема любви в произведении И.А.Бунина «Чистый понедельник». Образ Родины
Социально-философская проблематика рассказов И.А.Бунина «Господин из СанФранциско»
Основные этапы жизни и творчества А.А. Блока. Поэт и символизм. Разнообразие
мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в поэзии. «Незнакомка», «На железной
дороге».
Образ «страшного мира» в лирике А.А. Блока. Тема Родины. «Россия», «Ночь, улица,
фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течѐт, грустит лениво…» (из цикла «На «О
доблестях, о подвигах, о славе...» .
Поэт и революция. Поэма А.А.Блока «Двенадцать»: история создания,
многоплановость, сложность художественного мира поэмы
Герои поэмы "Двенадцать", сюжет, композиция, многозначность финала.
Художественное своеобразие языка поэмы
Подготовка к презентации проекта [[по тексту начала ХХ века]]
Презентация проекта [[по тексту ХХ века начала]]
Основные этапы жизни и творчества В.В.Маяковского. Новаторство поэтики
Маяковского. Лирический возбудитель болезни
Поэт и революция. Сатира в стихотворениях Маяковского «Прозаседавшие»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

№
п/п

Тема урока

Всего

26 Своеобразие любовной лирики Маяковского («По вере!», «Лиличка!», «Письмо
27
28

29

30
31
32

33

34

35

36

37

38
39
40
41
42
43

Татьяне Яковлевой» ]
Художественный мир поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах»
Основные этапы жизни и творчества С.А. Есенина. Особенности лирики поэта и
многообразие тематики стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная...», «Собаке
Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…»
Тема России и родного дома в лирике С.А.Есенина. Природа и человек в
произведениях поэта («Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я
последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
.
Своеобразие любовной лирики С.А.Есенина«Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
Развитие речи.Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А.Блока,
В.В.Маяковского, С.А.Есенина.
Страницы жизни и творчества О.Э.Мандельштама. Основные мотивы лирики поэта,
философичность его поэзии [[(«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую
доблесть грядущих веков…»)]]
Художественно своеобразие поэзии Мандельштама. Символика цвета, ритмикоинтонационное многообразие лирики поэта (стихотворения «Ленинград», «Мы
живѐм, под собою не чуя страны…».
Страницы жизни и творчества М.И.Цветаевой. Многообразие тематики и
проблематики в лирике поэта («Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан
из камня, кто создан из глины…» )
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монологаисповеди [[(«Идѐшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,
«Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплѐте», «Бабушке», « Красною
кистью…» (из цикла «Стихи о Москве»)
Основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой. Многообразие тематики
лирики. Любовь как всепоглощающее чувство в лирике поэта [[(«Песня последней
встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…»
и др.)
Гражданский пафос лирики Ахматовой.Тема Родины и судьбы в творчестве поэта «Не
с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля»,
«Мне голос был. ..утешно…»
История создания поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл
названия
Широта эпического обобщения в поэме «Реквием». Художественное своеобразие
произведения
Подготовка к контрольному сочинению [[по произведениям первой половины ХХ
века]]
Контрольное сочинение [[по произведениям первой половине ХХ века]]
Страницы жизни и творчества Н.А.Островского. История создания, идейнохудожественное своеобразие романа «Как закалялась сталь»
Образ Павки Корчагина как символ мужества, героизма и силы духа

1
1
1

1

1
1
1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1

№
п/п

Тема урока

Всего

44 Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания шолоховского
45
46
47
48

эпоса. Особенности жанра
Роман-эпопея «Тихий Дон». Система образов. Тема семьи. Нравственные ценности
казачества
Роман-эпопея «Тихий Дон». Трагедия населения и судьба одного человека.Проблема
гуманизма в эпопее
Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Роль пейзажа в произведении.Традиции Л. Н.
Толстого в прозе М. А. Шолохова
Развитие речи. Анализ эпизода первое убийство человека Г.Мелеховым (глава13 части

1
1
1
1
1

3 тома)
49 Основные этапы жизни и творчества М.А.Булгакова. История создания «Мастер и
50
51
52
53
54
55
56
57

58
59
60
61
62

Маргарита» (
Своеобразные жанры и композиции. Многомерность исторического пространства в
романе « «Мастер и Маргарита» . Система образов..
Проблема выбора моральной и гражданской позиции «Мастер и Маргарита»
Эпическая широта изображения панорамы и лиризм размышлений представителей
.Смысл финала в романе «Мастер и Маргарита»
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на литературную тему по
творчеству М.А.Шолохова и М.А.Булгакова.
Картины жизни и творчества А.Платонова. Утопические идеи сильной силы. Особый
тип платоновского главы
Высокий пафос и острая сатира веса Платонова в рассказе «В прекрасном и яростном
мире»
Страницы жизни и творчества А.Т.Твардовского. Тематика и проблематика
авторитета автора .
Поэт и время. Основные мотивы лирики Твардовского. Тема Великой Отечественной
(«Памяти матери» ,«В краю, куда их вывезли гуртом…», «Я знаю, никакой моей
вины…».
Тема памяти. Доверительность и исповедальность лирической интонации
Твардовского («Дробится рваный цоколь монумента...»
Тема Великой Отечественной войны в прозе (обзор). Человек на войне. В. Л.
Кондратьев «Сашка»
Историческая правда художественных последствий о Великой Отечественной войне.
Своеобразие «лейтенантской» прозы. К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой»,
Героизм и мужество защитников Отечества. Традиции реалистической прозы о войне
в русской литературе. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие»
Страницы жизни и творчества А.А.Фадеева. История создания романа «Молодая
гвардия». Жизненная правда и художественный вымысел в романе.

63 Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество

молодогвардейцев
64 В.О.Богомолов "В августе сорок четвертого". Мужество и героизм защитников
Родины
65 Страницы жизни и творчества поэта (Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

№
п/п

Тема урока

Всего

Левитанского и др.)]]. Проблема переноса памяти в лирических произведениях о
Великой Отечественной войне
66 Патриотический пафос поэзии о Великой Отечественной войне и ее художественное
своеобразие Стихотворения С. С. Орлова, Его зарыли в шар земной.».Д. С.
Самойлова»Сороковые, роковые» ,»Мне снился сон»

1

67 Развитие речи. [[Анализ лирического произведения о Великой Отечественной войне

1

68
69
70
71
72
73
74
75

76
77
78
79
80
81
82
83

84

85

(по выбору)]]
Тема Великой Отечественной войны в драматургии. Художественное своеобразие и
сценическое воплощение драматических последствий
Внеклассное чтение. «Страницы, опаленные войной» по произведениям о Великой
Отечественной войне.
Подготовка к контрольному сочинению [[по произведениям о Великой
Отечественной войне]]
Контрольное сочинение [[по произведениям о Великой Отечественной войне]]
Основные этапы жизни и творчества Б.Л.Пастернака. Тематика и проблематика
лирики поэта
Тема поэта и поэзии. Любовная лирика Б.Л.Пастернака
Тема человека и природы. Философская глубина лирики Пастернака
Основные этапы жизни и творчества А.И.Солженицына. Автобиографизм прозы
беременных. Своеобразное воспроизведение «лагерной» темы. Рассказ Солженицына
«Один день Ивана Денисовича», творческая судьба произведений
Человек и история страны в Южной Африке в книжном журнале «Архипелаг
ГУЛАГ»
Презентация проекта [[по сюжету второй половины ХХ века]]
Страницы жизни и творчества В.М.Шукшина. Своеобразие прозы «Срезал»,
«Обида».
Нравственные искания героев рассказов В.М.Шукшина. Своеобразие «чудаковатых»
проявлений
Страницы жизни и творчества В. Г.Распутина. Изображение патриархальной русской
деревни
Тема памяти и преемственности пород. Взаимосвязь моральных и экологических
проблем в произведениях В. Г.Распутина «Прощание с Матѐрой» .
Страницы жизни и творчества Н.М.Рубцова. Тема Родины в лирике поэта. «Звезда
полей», «Тихая моя родина!..»
Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова («В горнице моей
светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонѐк», «Я буду скакать по холмам
задремавшей отчизны...» и др. )
Основные этапы жизни и творчества И.А.Бродского. Основные темы лирических
проблем поэта ( «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы»,
«Стансы» («Ни страны, ни погоста…») , «На столетие Анны Ахматовой»,
«Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетки…»)
Тема памяти. Философские мотивы в лирике Бродского

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

№
п/п

Тема урока

Всего

86 Своеобразие поэтического мышления и языка поэта Бродского

1

87 Развитие речи. [[Анализ лирического произведения второй половины ХХ века]]

1

88 Проза второй половины XX – начала XXI века. Страницы жизни и творчества.

1

«Деревенская» проза. повесть «Пелагея»;
89 Нравственные искания героев в прозе второй половины ХХ – начале ХХI века. В.Т.
Шаламов «Колымские рассказы».
90 Разнообразие множественных форм в изображении жизни современного общества.
Ч.Т. Айтматов «Пегий пѐс, бегущий краем моря.
91 Поэзия второй половины XX — начала XXI века. Страницы жизни и творчества В. С.
Высоцкого.
92 Художественные приемы и особенности поэтического языка Е. А. Евтушенко .
93 Особенности драматургии второй половины ХХ - начала ХХI веков. Основные темы и
проблемы
94 Литература народов России: страницы и творчество Ю. Рытхэу «Хранитель огня»;.
Художественное произведение в историко-культурном факультете
95 Литература народов России: страницы жизни и творчества М. Джалиля, М. .
Лирический герой в историческом мире.
96 Разнообразие тем и проблем в зарубежной прозе ХХ века. Страницы жизни и
творчества Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».Творческая история
произведений.
97 Проблематика и сюжет произведений». Э. Хемингуэя «Старик и море». Специфика
жанра и композиция. Система образов
98 Художественное своеобразие нагрузки зарубежной прозы ХХ века. Историкокультурная фиксация
99 Общий обзор европейской поэзии XX века. Основные направления. Проблемы
самопознания, морального выбора стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота.
100 Общий обзор зарубежной драматургии ХХ века. Своеобразие конфликта в пьесе.
Парадоксы жизни и судеб в мире условностей и мнимых представлены . Пьесы Б.
Шоу «Пигмалион» .
101 Урок внеклассного чтения [[по зарубежной литературе ХХ века]]
102 Презентация проекта [[по описанию второй половины ХХ - начала ХХI веков]]
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».