РП АОП Литературное чтение 2 класс (Вариант 7.1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПЕРВОУРАЛЬСК
МАОУ СОШ №12
РАССМОТРЕНО
На ШМО начальных классов
______________
А. Р. Гафурова

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
___________________
А.А. Павловой

УВЕРЖДЕНО
Директором МАОУ СОШ №12
____________________
Н.В. Щербаковой

Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.

Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.

Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
2 КЛАСС
(ВАРИАНТ 7.1)

ГО Первоуральск 2023 г.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение» составлена в соответствии:
•
Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с
ОВЗ (вариант 7.1.);
•
Программы формирования универсальных (базовых) учебных
действий.
Данная программа адресована обучающимся 2 классов, обучающихся
по АООП НОО с ЗПР (вариант 7.1.) МАОУ СОШ №12.
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ
(вариант 7.1.). Получение детьми с ОВЗ образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения
их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Цель:
•
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным
чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих
умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и
книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в
выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
•
Развитие художественно – творческих и познавательных
способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения
понимать художественное произведение;
•
Обогащение нравственного опыта младших школьников
средствами художественной литературы; формирование нравственных
чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
•
- обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в
пределах программных требований, необходимых для развития речи,
сознательного, правильного, выразительного чтения;
•
- расширить кругозор школьников;
•
- привить интерес к чтению, книге;
•
- сформировать нравственные и эстетические представления;
•
- способствовать развитию наглядно-образного и логического
мышления.
2.Общая характеристика учебного предмета
Программа предусматривает знакомство с книгой как
источником
различного
вида
информации
и
формирование
библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все
виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать,
1.

говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на
формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование
коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырѐх лет обучения меняются приѐмы
овладения навыком чтения: сначала идѐт освоение целостных
(синтетических) приѐмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения
целыми словами); далее формируются приѐмы интонационного объединения
слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение),
постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания
прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приѐмами
чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными
нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста
(выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии
с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка
беглого, осознанного чтения ведѐтся целенаправленная работа по развитию
умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Учащиеся овладевают приѐмами выразительного чтения. Совершенствование
устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с
обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух
высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого
высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному
произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные
формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и
внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и
общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и
классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь
учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или
проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный
словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный
пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в
программе отводится работе с текстом художественного произведения.
На уроках литературного чтения совершенствуется представление о
текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают
художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся
соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью),
овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части,
озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной
информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая
пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной
теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об
основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение,
сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица,
считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и
выразительные средства словесного искусства («живописание словом»,
сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность

стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план
выдвигается
художественный
образ
(без
термина).
Сравнивая
художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что
перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно
произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания
читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного
образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ
образных средств языка в начальной школе проводится в объѐме, который
позволяет детям почувствовать целостность художественного образа,
адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети
осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с
использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий
(передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного
текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют
его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с
нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного
произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приѐмы и
способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать
художественное произведение и проявлять собственные творческие
способности.
При работе с художественным текстом (со словом) используется
жизненный, конкретно-чувственный опыт ребѐнка и активизируются
образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается
умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного
произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к
действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для
чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации,
выступают в роли актѐров, режиссѐров и художников. Они пишут изложения
и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к
литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного
искусства.На протяжения четырѐх лет обучения меняются приѐмы овладения
навыком чтения: сначала идѐт освоение целостных (синтетических) приѐмов
чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее
формируются приѐмы интонационного объединения слов в предложения.
Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение
про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся
постепенно овладевают рациональными приѐмами чтения и понимания
прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и
предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное,
ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной
речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения
ведѐтся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл

прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают
приѐмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить)
проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения
воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели
речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или
прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются
продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях
учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями
национального этикета и общения людей проводится на основе
литературных
(фольклорных
и
классических)
произведений.
Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский
текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения),
целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся
осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или
услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом
художественного произведения. На уроках литературного чтения
совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение,
повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и
научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием
текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями,
как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение
главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее
(основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных
жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка),
особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка,
прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные
средства словесного искусства («живописание словом», сравнение,
олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность
стихотворной речи).
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста:
подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и
краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа
прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь
героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя,
соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл
прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приѐмы и способы
деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать
художественное произведение и проявлять собственные творческие
способности. При работе с художественным текстом (со словом)
используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребѐнка и

активизируются образные представления, возникающие у него в процессе
чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с
авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие
литературного произведения, формирование нравственно-эстетического
отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки
из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и
декламации, выступают в роли актѐров, режиссѐров и художников. Они
пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается
интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства.
3.Описание места учебного предмета
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 540 ч.
Во 2 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет
большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственноэстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует
формированию личностных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения
продолжается развитие техники, совершенствование качества чтения,
особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребѐнок
задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и
т.д. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в
рамках урока.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видеои графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и других) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
У выпускника будут сформированы:
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения
к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
•широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
•способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности
в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
•ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;

•знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
•развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
•эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
•установка на здоровый образ жизни;
•основы экологической культуры: принятие ценности природного
мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
•внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов
и предпочтении социального способа оценки знаний;
•выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
•адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
•положительной адекватной дифференцированной самооценки на
основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика»;
•компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
•морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
•установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном
поведении и поступках;
•осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
•эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
•принимать и сохранять учебную задачу;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
выполнения заданий;

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям заданий;
•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
Выпускник получит возможность научиться:
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
•преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия
в новом учебном материале.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
•использовать знаково-символические средства, в том числе модели;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•основам смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в
первую очередь текстов);
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
•осуществлять синтез как составление целого из частей;
•проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
•строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
•обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности
для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения
сущностной связи;
•осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
•устанавливать аналогии;
Выпускник получит возможность научиться:
•осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
•записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;

•создавать и преобразовывать модели и схемы;
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
•осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
•осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
•строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
•адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной
поддержкой),
владеть
диалогической
формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
•допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что
партнѐр знает и видит, а что нет;
•задавать вопросы;
•контролировать действия партнѐра;
•использовать речь для регуляции своего действия;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
•учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
•понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями
партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
•с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнѐром;
•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
•адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
•адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Чтение. Работа с текстом
Поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
•находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде;
•определять тему и главную мысль текста;
•делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
•вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать
их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
•сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два
три существенных признака;
•понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное
утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять
общий признак группы элементов);
•понимать информацию, представленную разными способами:
словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
•понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нѐм
информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
•использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
•ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
•использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки,
сноски) для поиска нужной информации;
•работать с несколькими источниками информации;
•сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
•пересказывать текст подробно и сжато, устно;
•соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи,
не показанные в тексте напрямую;
•формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;

•сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста
информацию;
•составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Оценка информации
Выпускник научится:
•высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;
•оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
•участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
•сопоставлять различные точки зрения;
•соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
•искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях
и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска
внутри компьютера; составлять список используемых информационных
источников (в том числе с использованием ссылок);
Выпускник получит возможность научиться:
•грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах
данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
•готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:
создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать
пояснения и тезисы для презентации;
Выпускник получит возможность научиться:
•представлять данные
Предметные результаты 2 класс
Учащиеся научатся:
•
пользоваться в читательской практике приѐмами вдумчивого
чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в
диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами
чтения и под руководством учителя;
•
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей
понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора
читаемого текста;
•
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, еѐ
элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы
в книге художественной;

•
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и
поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному
чтению»;
•
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок,
мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с
изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
•
распределять загадки на тематические группы, составлять
собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
•
соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать
взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется);
определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков
в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
•
читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и
интонационные нормы чтения, отражая настроение автора;
•
пересказывать текст подробно на основе коллективно
составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
•
составлять собственные высказывания на основе чтения или
слушания
произведений,
высказывая
собственное
отношение
к
прочитанному.
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки,
осознавать их культурную ценность для русского народа;
•
находить
отличия
между
научно-познавательным
и
художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его
принадлежность к научно-познавательному или художественному;
составлять таблицу различий.
•
использовать знания о рифме, особенностях жанров
(стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях
юмористического
произведения
в
своей
литературно-творческой
деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
•
осознавать смысл традиций и праздников русского народа,
сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным
праздникам; составлять высказывания
о самых ярких и впечатляющих
событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться
впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
•
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и
высказываниях на заданную тему;
•
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно,
передавая своѐ отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по
смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
•
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу,
какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
•
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и
«безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих

оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения
конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
•
пользоваться элементарными приѐмами анализа текста по
вопросам учителя (учебника);
•
осуществлять переход с уровня событий восприятия
произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль
произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя
произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
•
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на
них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для
ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
•
делить текст на части; озаглавливать части, подробно
пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
•
находить книги для самостоятельного чтения в различных
библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при
выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат
книги, еѐ элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения
произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о
прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных
книгах;
•
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
•
сочинять свои произведения малых жанров устного народного
творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной
задумкой.
•
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
•
понимать особенности стихотворения: расположение строк,
рифму, ритм.
•
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и
разъяснять еѐ своими словами.
•
находить
в
произведении
средства
художественной
выразительности (сравнение, олицетворение).
6.
Содержание учебного предмета
В процессе реализации программы используются следующие
педагогические технологии:
- проблемно – поисковые;
- информационно – коммуникативные;
- объяснительно – иллюстративные;
- творческие;
- здоровьесберегающие;
- контроль знаний.
методы обучения:
- беседа
- практические
- наглядные
- упражнения

- работа с учебником
формы обучения:
- урок в зависимости от целей
- конкурс, викторина и т.д.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного
произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за
особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся,
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному,
правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий
осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической
отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения,
определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от
чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.
2 класс
Развитие навыка осознанного и правильного чтения.
Выработка чтения целыми словами.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов,
передача их с помощью интонирования.
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объѐму и жанру произведений).
Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении;
развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания
и текста. Темп чтения незнакомого текста не меньше 50 слов в минуту.
Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном,
учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном
содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения
героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по
вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых
знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало
книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы
книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на
внешние показатели книги, еѐ справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание
сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка,
алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
2 класс
Определение особенностей художественного текста: своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя).
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием.
Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной
мысли прочитанного (с помощью учителя).
Ориентировка в учебной книге: знакомство с содержанием,
нахождение в нем названия нужного произведения, умение пользоваться
заданиями и вопросами, помещенными в учебных книгах.
Практическое различие художественных и научно- популярных
текстов.
Наблюдение над стилистическими особенностями текстов.
Подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием
приемов устного рисования и иллюстраций.

Установление последовательности действия в произведении и
осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление
правильного ответа на вопросы выборочным чтением.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного
произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков
героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов
(на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов),
последовательное
воспроизведение
эпизодов
с
использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),
рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя)
поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет,
характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского
отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение
главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и
всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных
или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из
текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных
высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор
слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие
умения
предвосхищать
(предвидеть)
ход
развития
сюжета,
последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного

текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приѐмами
анализа различных видов текста: установление причинно-следственных
связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микро тем. Ключевые или опорные слова. Построение
алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста
с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.
Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение
работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным
материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно
задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный
опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе литературных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого
объѐма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме
ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи,
эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или
прослушанного с учѐтом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
(синонимы, антонимы, сравнения) с учѐтом особенностей монологического
высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,
отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на
заданную тему.
2 класс
Внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой
форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(художественному, учебному, научно-познавательному).
Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,
отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, либо на
заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы,
сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с
общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые
фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные
сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков
отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы,
знакомство с произведениями современной отечественной (с учѐтом
многонационального характера России) и зарубежной литературы,
доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших
школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о
защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая,
фантастическая,
научно-популярная,
справочно-энциклопедическая
литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,
произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре,
дружбе, честности, юмористические произведения.
2 класс
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области
литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика,
современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из
произведений, составляющих золотой фонд детской литературы.
Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности,
юмористические произведения. Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, С. Я.
Маршака, с творчеством русских писателей Л.Н. Толстого, Н.Н. Носова и
других.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов,
сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная
ориентировка
в
литературных
понятиях:
художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет
(последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь,
поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов
рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет,
интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение),
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их
различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые,
волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре,
наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов.
Первоначальная
ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий),
тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение
автора к герою. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки,
пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение
основного смысла.
Сказки о животных, бытовые, волшебные.
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее
представление о жанре и наблюдение за особенностями построения и
выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация,
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий, изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие
умения различать состояние природы в различные времена года, настроение
людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить
литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою,
объяснять свой выбор.

1-2 класс
Развитие умения воспринимать на слух произведения различных
жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своѐ настроение в
рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации
отрывка из произведения.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное
рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным
текстом, создание собственного текста по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта.
Развитие умения различать состояние природы в различные времена
года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или
письменной речи.
2 класс (136 ч, из них 2 ч - резервные)
Самое великое чудо на свете
Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые
книги. Герои любимых книг.
Устное народное творчество
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и
перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые
и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое
зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль»,
«Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую.
Осень Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт.
«Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки
пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С.
Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И.
Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы»
(из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя»,
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов.
«Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и
внучек».
О братьях наших меньших
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была
собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е.
Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов 1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс,
С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д.
Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А.
Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую.

Зима И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светлопушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С.
Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским
(«Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В.
Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто
(«Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая
душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В.
Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна,
не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
И в шутку и всерьез
Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки
Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...»,
«Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый»,
«Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной
стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы»
Литература зарубежных стран
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения
зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы»,
«Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в
сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»),
Э. Хогарт («Мафии и паук»).
7. Тематическое планирование и календарно- тематическое
планирование соответствует ООП НОО
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Климанова Л.Ф. Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие
программы. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2018.
Учебники:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное
чтение. Учебник. 2класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2018.
Методические пособия:
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные планы
1,2,3,4 классы
Печатные пособия
Мультимедийные слайды
Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с
содержанием обучения по литературному чтению (в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
http://fcior.ru
http://collection.edu.ru
Техническая база:
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».