МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПЕРВОУРАЛЬСК
МАОУ СОШ №12
РАССМОТРЕНО
На ШМО начальных классов
______________
А. Р. Гафурова
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
___________________
А.А. Павловой
УВЕРЖДЕНО
Директором МАОУ СОШ №12
____________________
Н.В. Щербаковой
Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.
Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.
Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1 КЛАСС
ГО Первоуральск 2023 г.
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский
язык» составлена в соответствии:
•
Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с
ОВЗ (вариант 7.1.);
•
Программы формирования универсальных (базовых) учебных
действий.
Данная программа адресована обучающимся 1 классов, обучающихся
по АООП НОО с ЗПР (вариант 7.1.) МАОУ СОШ №12
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ
(вариант 7.1.). Получение детьми с ОВЗ образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения
их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Цель:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
Задачи:
— формировать первоначальные представления о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
— развивать диалогическую и монологическую устную и письменную
речь;
— развивать коммуникативные умения;
— развивать нравственные и эстетические чувства;
— развивать способности к творческой деятельности.
Практические задачи:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умения
выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
• формировать у младших школьников первоначальные представления
о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике,
орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех еѐ проявлениях, умения
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивные эмоционально-ценностные отношения к
русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
2.Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский
язык» основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания; - развитие диалогической и монологической
устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений; - развитие
нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой
деятельности. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации
основных целевых установок начального образования: становлении основ
гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников.Курс русского
языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на
формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка,
развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря,
совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматикоорфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на
уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму
идѐт параллельно с обучением чтению с учѐтом принципа координации
устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает
решение
основных
задач
трѐх
его
периодов:
добукварного
(подготовительного),
букварного
(основного)и
послебукварного
(заключительного). Добукварный период является введением в систему
языкового и литературного образования. Его содержание направлено на
создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому
процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению
начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика,
особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к
учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в
мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления
его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых
ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы
(фонетической и графической). У первоклассников формируются
первоначальные представления о предложении, развивается фонематический
слух и умение определять последовательность звуков в словах различной
звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ
слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в
слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа,
ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На
подготовительном этапе формируются первоначальные представления о
гласных и согласных (твѐрдых и мягких звуках), изучаются первые пять
гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают
требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся
писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных
звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их
обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука;
знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая
особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении
чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида
чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как
говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями;
осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными
видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий
этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный
переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя,
развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного,
темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся
знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия,
благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций
общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идѐт
параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков,
с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают
читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по
подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление
полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского
языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе
следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и
орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и
синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их
роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и
речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил
строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на
основе формирования символико-моделирующих учебных действий с
языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой,
фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной
системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур —
формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется
становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение
и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и
развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над
текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение
речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную
основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение),
собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание,
текст-рассуждение) и жанра с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения,
соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений,
связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой
работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение
учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие
умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на
обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.
На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения,
процессы словоизменения, формируются грамматические умения,
орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников
представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике
способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как
единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении
мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и
эстетической функции родного слова; овладению умением выбора
лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата,
ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и
обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и
речевого развития личности.
Серьѐзное внимание уделяется в программе формированию фонетикографических представлений о звуках и буквах русского языка. Чѐткое
представление звуковой и графической формы важно для формирования всех
видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная
роль
отводится
формированию
представлений
о
грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических,
синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом
умственного и речевого развития: у школьников развиваются
интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления,
классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего
формирования общеучебных, логических и познавательных (символикомоделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на
основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность
умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать
орфограмму, различать еѐ тип, соотносить орфограмму с определѐнным
правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический
самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися
приѐмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым
единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий,
дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что,
несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой
основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета
изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи
основных единиц языка.
Программой
предусмотрено
целенаправленное
формирование
первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка
формируются умения, связанные с информационной культурой: читать,
писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с
информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,
схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать,
преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать
новые
информационные
объекты:
сообщения,
отзывы,
письма,
поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих
работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности,
которая способствует включению учащихся в активный познавательный
процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить
полученные на уроках знания, создаѐт условия для творческого развития
детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной
деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с
другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и
систематизировать нужную информацию.
Виды организации учебной деятельности: самостоятельная работа,
работа с учебником, работа в группах, парах, тренинги, проектная работа.
Формы контроля освоения обучающимся содержания учебного курса:
проверочная работа, тест, контрольная работа, комплексная работа.
Основные технологии и методы обучения: технология деятельностного
подхода, проблемного обучения, группового обучения, РКМЧП, игровые и
здоровьесберегающие технологии; словесные, наглядные, частичнопоисковые.
Методы и приемы педагогической поддержки:
•
наличие индивидуальных правил работы для учащихся с ОВЗ;
•
близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю;
•
предоставление ученику с ОВЗ дополнительного времени (при
необходимости) для выполнения задания, упражнения;
•
меньший объем заданий;
•
предъявление инструкций, указаний, как в устной, так и
письменной форме;
•
неоднократное повторение инструкции, указания индивидуально
учащемуся с ОВЗ;
•
объяснение материала, способа выполнения задания в малой
группе;
•
выявление понимания учащимся инструкции, задания;
•
поэтапное разъяснение заданий;
•
поэтапное (пооперационное) выполнение задания;
•
демонстрация образца выполнения задания с одновременным
участием в этом процессе учащегося;
•
выполнение задания в парах: обычный ученик – ученик с ОВЗ;
•
выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет
ту часть общего задания, которое для него посильна;
•
индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную
направленность;
•
разрешение переделать задание, с которым ученик не справился;
•
предоставление возможности выбора контрольного задания;
•
объяснение учащимся сущности контрольного задания в
доступной для них форме (показ образца выполнения,
упрощенная
формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.);
•
разрешение устных ответов по читаемым текстам;
•
оценка содержания выполненной работы отдельно от ее
правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных
показателей;
•
неограниченное время для выполнения контрольной работы,
тестов;
•
предоставление ученику возможности представить выполненное
задание сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом;
•
акцентирование внимания на достижениях ученика.
Дети с ОВЗ осваивают образовательную программу совместно с
другими обучающимися.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Русский язык» относится к образовательной области
«Филология». На изучение русского языка в начальной школе выделяется
560 ч.
В первом классе – 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели).
Выделяются три периода:
Подготовительный период — 17 ч
Букварный период – 78 ч
Послебукварный период — 70 ч
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего
образования обусловлено тем, что русский язык является государственным
языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством
межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве
человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы
формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому
языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что
правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры
человека. На уроках русского языка ученики получают начальное
представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной
задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения,
средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты
обучения по другим школьным предметам.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видеои графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и других) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» обучающимся
начальной школы будет обеспечено:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой
явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения, осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
Содержательная линия «Система языка» и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные;
согласные твѐрдые/мягкие, парные/непарные твѐрдые и мягкие; согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться
алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетикографический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по
предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения
фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.«
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в
объѐме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо
обращаться за помощью к учителю, родителям и др.Состав слов
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова
с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по
составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном
значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имѐн существительных — род,
число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род,
число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в
прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имѐн существительных, имѐн
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и
наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к
которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами
в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
•
определять
восклицательную/невосклицательную
интонацию
предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — определения,
дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом
разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический),
оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объѐме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому
словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с
изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической
ошибки;
• подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
•
при
составлении
собственных
текстов
перефразировать
записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять способы действий, помогающих предотвратить еѐ в
последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых
средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать
разговор);
• выражать собственное мнение и аргументировать его;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие
небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием
разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры
речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе
над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи:
соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном
общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и
способы связи).
6. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Ученик научится.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предложенном тексте, определение основной мысли текста, передачи его
содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и
условиями для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями
начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Практическое и овладение устными монологическими высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.
Русский язык. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтом
гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание,
письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное
изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по
интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных
произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин
художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Русский язык
Ученик научится.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и
его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.
Подбор слов к определенной модели. Различение гласных и согласных
звуков, гласных ударных и безударных, согласных, твѐрдых и мягких,
звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица.
Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная
роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы Гласных как
показатель твѐрдостимягкости согласных звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале Небольших
текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми
словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство
самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Русский язык. Усвоение гигиенических требований при письме.
Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие
умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных)
и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение приѐмов последовательности
правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание
функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса.
Слово и предложение.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с
предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в
предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной
интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах
собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном
чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам
собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов
7. 7. Тематическое планирование АОП НОО для детей с ТНР
соответствует тематическому планированию ООП НОО
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
•
Программа «Русский язык» УМК «Школа России» / Канакина
В.П., Горецкий В.Г, Дементьева М.Н, Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. - М.:
Просвещение, 2017 г.
•
Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»:
1.
Азбука. 1 класс в 2-х частях/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.,
Виноградская Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2018г.
2.
Русский язык. 1 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.– М.:
Просвещение, 2018г.
•
Электронные приложения
1.
Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику / Горецкий
В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др / НП «Телешкола», ОАО
«Издательство «Просвещение», 2018.
2.
Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику
В.Н.Канакиной, В.Г. Горецкого/ НП «Телешкола», ОАО «Издательство
«Просвещение», 2018.
•
Рабочие тетради
1.
Прописи 1 – 4 Горецкий В.Г, Федосова Н.А. - М.: Просвещение,
2019г
•
Методические пособия
6.
Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс / Дмитриева
О.И.– М.: ВАКО, 2017.
7.
УМК «Школа России», методические материалы. - http://schoolrussia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29170
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв,
образцы письменных букв).
Касса букв и слогов
Таблицы к основным разделам грамматического материала,
содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
Словари всех типов по русскому языку.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы,
указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том
числе и в цифровой форме).
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Компьютер
Принтер