МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПЕРВОУРАЛЬСК
МАОУ СОШ №12
РАССМОТРЕНО
На ШМО начальных классов
______________
А. Р. Гафурова
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
___________________
А.А. Павловой
УВЕРЖДЕНО
Директором МАОУ СОШ №12
____________________
Н.В. Щербаковой
Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.
Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.
Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 КЛАСС
ГО Первоуральск 2023 г.
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский
язык» составлена в соответствии:
•
Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с
ОВЗ (вариант 7.1.);
•
Программы формирования универсальных (базовых) учебных
действий.
Данная программа адресована обучающимся 3 классов, обучающихся
по АООП НОО с ЗПР (вариант 7.1.) МАОУ СОШ №12
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ
(вариант 7.1.). Получение детьми с ОВЗ образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения
их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Цель:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
Задачи:
— формировать первоначальные представления о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
— развивать диалогическую и монологическую устную и письменную
речь;
— развивать коммуникативные умения;
— развивать нравственные и эстетические чувства;
— развивать способности к творческой деятельности.
Практические задачи:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умения
выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
• формировать у младших школьников первоначальные представления
о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике,
орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех еѐ проявлениях, умения
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивные эмоционально-ценностные отношения к
русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
2.Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский
язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных
целевых установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном
развитии и воспитании младших школьников. Систематический курс
русского языка представлен в программе следующими содержательными
линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и
орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и
синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их
роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и
речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил
строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на
основе формирования символико-моделирующих учебных действий с
языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой,
фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной
системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур —
формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется
становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение
и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и
развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над
текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение
речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную
основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение),
собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание,
текст-рассуждение) и жанра с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения,
соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений,
связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой
работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение
учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие
умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на
обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.
На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения,
процессы словоизменения, формируются грамматические умения,
орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников
представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике
способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как
единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении
мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и
эстетической функции родного слова; овладению умением выбора
лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата,
ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и
обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и
речевого развития личности.
Серьѐзное внимание уделяется в программе формированию фонетикографических представлений о звуках и буквах русского языка. Чѐткое
представление звуковой и графической формы важно для формирования всех
видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная
роль
отводится
формированию
представлений
о
грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических,
синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом
умственного и речевого развития: у школьников развиваются
интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления,
классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего
формирования общеучебных, логических и познавательных (символикомоделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на
основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность
умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать
орфограмму, различать еѐ тип, соотносить орфограмму с определѐнным
правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический
самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися
приѐмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым
единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий,
дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что,
несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой
основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета
изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи
основных единиц языка.
Программой
предусмотрено
целенаправленное
формирование
первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка
формируются умения, связанные с информационной культурой: читать,
писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с
информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,
схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать,
преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать
новые
информационные
объекты:
сообщения,
отзывы,
письма,
поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих
работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности,
которая способствует включению учащихся в активный познавательный
процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить
полученные на уроках знания, создаѐт условия для творческого развития
детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной
деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с
другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и
систематизировать нужную информацию.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Русский язык» относится к образовательной области
«Филология». На изучение русского языка в начальной школе выделяется
560 ч.
В третьем классе – 119 ч. (3,5 ч в неделю, 34 учебные недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего
образования обусловлено тем, что русский язык является государственным
языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством
межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве
человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы
формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому
языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что
правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры
человека. На уроках русского языка ученики получают начальное
представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной
задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения,
средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты
обучения по другим школьным предметам.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
•
внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на
содержательные моменты школьной действительности и принятие образца
«хорошего ученика»;
•
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и
внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебнопознавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению
и читательской деятельности;
•
осознание языка как основного средства человеческого общения,
понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
•
восприятие русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения
школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
•
понимание того, что правильная устная и письменная речь
является показателем индивидуальной культуры человека;
•
способность к самооценке на основе наблюдения над
собственной речью;
•
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости
за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
•
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре
других народов;
•
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной
справедливости;
•
этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание
чувствам других людей;
•
чувство прекрасного и эстетических чувства на основе
материалов курса русского языка;
•
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в
процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•
развитие мотивации к творческому труду (в проектной
деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к
работе на результат;
•
установка на здоровый образ жизни и реализация еѐ в реальном
поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видеои графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и других) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства
в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•
практическое овладение формой диалогической речи; овладение
умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и др.);
•
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и
бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой;
•
владеть монологической формой речи; умение под руководством
учителя строить монологическое высказывание на определѐнную тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
•
работать с текстом: самостоятельно озаглавливать текст по его
теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок
предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
•
написание письменного изложения под руководством учителя;
•
составлять тексты повествовательного и описательного характера
на основе разных источников (по сюжетному рисунку, по серии картинок);
•
письменно сочинять небольшие речевые произведения
освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
•
проверять правильность своей письменной речи, исправлять
допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать
написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на
более точные и выразительные;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
•
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты
с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной
речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
•
анализировать последовательность своих действий при работе
над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
•
оформлять результаты исследовательской работы;
•
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность
речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых
средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
•
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные —
безударные; согласные твѐрдые — мягкие, парные — непарные твѐрдые —
мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие;
группировать звуки по заданному основанию;
•
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной
речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме
орфоэпического словаря учебника);
•
пользоваться орфоэпическим словарѐм при определении
правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим
орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
•
различать звуки и буквы;
•
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного
состава по самостоятельно определѐнным критериям;
•
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться
алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
•
пользоваться при письме небуквенными графическими
средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки
(абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
•
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова
самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать
правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объѐме
изучаемого курса);
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
•
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
толкового словаря;
•
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы;
•
находить в художественном тексте слова, употреблѐнные в
переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
оценивать уместность использования слов в устной и письменной
речи;
•
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при
их сравнении;
•
работать с разными словарями;
•
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•
различать изменяемые и неизменяемые слова;
•
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных)
слов (форм слов);
•
находить в словах окончание, основу (в простых случаях),
корень, приставку, суффикс, овладение алгоритмом опознавания изучаемых
морфем;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
•
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с
однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом;
•
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с
целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание
графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием
слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
•
определять принадлежность слова к определѐнной части речи по
комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
•
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в
объѐме программы);
•
пользоваться словами разных частей речи и их формами в
собственных речевых высказываниях;
•
определять грамматические признаки имѐн существительных —
род, склонение, число, падеж;
•
определять грамматические признаки имѐн прилагательных —
род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные
по падежам;
•
определять грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в
единственном числе); иметь представление о склонении личных
местоимений; использовать личные местоимения для устранения
неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных
местоимений;
•
распознавать неопределѐнную форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем
времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени);
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по
родам; иметь представление о возвратных глаголах;
•
определять грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в
единственном числе); иметь представление о склонении личных
местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать
личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно
употреблять в речи личные местоимения;
•
различать наиболее употребительные предлоги и определять их
роль при образовании падежных форм имѐн существительных и
местоимений;
•
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
•
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым
частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным
морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или
отсутствию освоенных признаков;
•
различать
смысловые
и
падежные
вопросы
имѐн
существительных;
•
наблюдать за словообразованием имѐн существительных, имѐн
прилагательных, глаголов;
•
проводить
полный
морфологический
разбор
имѐн
существительных, имѐн прилагательных, глаголов по предложенному в
учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического
разбора;
•
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные,
возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым
они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
•
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые
ошибки и недочѐты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•
различать предложение, словосочетание и слово;
•
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь
по смыслу и по форме;
•
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между
словами в предложении; отражать еѐ в схеме;
•
классифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске (по интонации);
•
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
•
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные
члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения
словосочетания;
•
распознавать предложения с однородными членами, находить в
них однородные члены; использовать интонацию при перечислении
однородных членов предложения;
•
составлять предложения с однородными членами и использовать
их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной
связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
различать простое предложение с однородными членами и
сложное предложение;
•
находить в предложении обращение;
•
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,
синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
•
раздельное написание слов;
•
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
•
перенос слов;
•
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
•
проверяемые безударные гласные в корне слова;
•
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•
непроизносимые согласные;
•
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с
удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и
суффиксах;
•
разделительные мягкий (ь) и твѐрдый (ъ) знаки;
•
мягкий знак (ь) после шипящих на конце имѐн существительных
(речь, брошь, мышь);
•
безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•
безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
•
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание частицы не с глаголами;
•
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого
лица единственного числа (читаешь, пишешь);
•
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
•
безударные личные окончания глаголов;
•
раздельное написание предлогов с другими словами;
•
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
•
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными
членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•
соединительные о и е в сложных словах (самолѐт, вездеход);
•
запятая между частями в сложном предложении;
б) применять разные способы проверки правописания слов: изменение
формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой,
знание
фонетических
особенностей
орфограммы,
использование
орфографического словаря;
в) при составлении собственных текстов, во избежание
орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь
взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
6. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание.
Осознание
цели
и
ситуации
устного
общения. Адекватное восприятие звучащей
речи.
Понимание на
слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача
его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и
условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое
овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с
учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Обобщение содержащейся в тексте
информации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в
системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с
учѐтом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста.
Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике (на
основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий
картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Язык и речь
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение
(повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды
предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с
обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и
сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание.
Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об
изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном,
глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее
представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы
(обобщение и углубление представлений).
Состав слова
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа
слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание
слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед
согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное
Повторение
и
углубление
представлений.
Число
имен
существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.
Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.
Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола.
Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение
7. Тематическое планирование АОП НОО для детей с ТНР
соответствует тематическому планированию ООП НОО
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
•
Программа «Русский язык» УМК «Школа России» / Канакина
В.П., Горецкий В.Г, Дементьева М.Н, Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. - М.:
Просвещение, 2017 г.
•
Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»:
1.
Русский язык. 3 класс в 2-х частях/ Канакина В.П., Горецкий
В.Г.– М.: Просвещение 2018.
•
Электронные приложения
1.
Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику
В.Н.Канакиной, В.Г. Горецкого/ НП «Телешкола», ОАО «Издательство
«Просвещение», 2018.
•
Методические пособия
1.
Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс / Дмитриева
О.И.– М.: ВАКО, 2017.
2.
Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений./ Канакина В.П. - М.:
Просвещение, 2017 г.
3.
УМК «Школа России», методические материалы. - http://schoolrussia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29170
•
Контрольно-измерительные материалы
1.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс /
составитель. Никифорова В.В. – М.: «ВАКО», 2017.
2.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе. Система заданий в 3-х частях / Демидова М.Ю., Иванов С.В.,
Карабанова О.А. и другие. – М.: «Просвещение», 2017.
3.
Русский язык: оценка достижения планируемых результатов
обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2 – 4 классы /
Романова В.Ю., Петленко Л.В., под редакцией Иванова С.В. – М.: «ВентанаГраф, 2017
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв,
образцы письменных букв).
Касса букв и слогов
Таблицы к основным разделам грамматического материала,
содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с
тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому
языку (в том числе и в цифровой форме).
Словари всех типов по русскому языку.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы,
указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том
числе и в цифровой форме).
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Компьютер
Принтер