РП АОП (Вариант 7.1) Русский язык 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПЕРВОУРАЛЬСК
МАОУ СОШ №12
РАССМОТРЕНО
На ШМО начальных классов
______________
А. Р. Гафурова

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
___________________
А.А. Павловой

УВЕРЖДЕНО
Директором МАОУ СОШ №12
____________________
Н.В. Щербаковой

Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.

Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.

Приказ № 403
от «30» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС

ГО Первоуральск 2023 г.

1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский
язык» составлена в соответствии:
•
Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с
ОВЗ (вариант 7.1.);
•
Программы формирования универсальных (базовых) учебных
действий.
Данная программа адресована обучающимся 2 классов, обучающихся
по АООП НОО с ЗПР (вариант 7.1.) МАОУ СОШ №12.
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ
(вариант 7.1.). Получение детьми с ОВЗ образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения
их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Цель:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
Задачи:
— формировать первоначальные представления о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
— развивать диалогическую и монологическую устную и письменную
речь;
— развивать коммуникативные умения;
— развивать нравственные и эстетические чувства;
— развивать способности к творческой деятельности.
Практические задачи:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умения
выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
• формировать у младших школьников первоначальные представления
о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике,
орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех еѐ проявлениях, умения
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивные эмоционально-ценностные отношения к
русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.

2.Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский
язык» основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания; - развитие диалогической и монологической
устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений; - развитие
нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой
деятельности. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации
основных целевых установок начального образования: становлении основ
гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном
развитии
и
воспитании
младших
школьников.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими
содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и
орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и
синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их
роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и
речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил
строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на
основе формирования символико-моделирующих учебных действий с
языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой,
фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной
системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур —
формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется
становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение
и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и
развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над
текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение
речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную
основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение),
собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание,
текст-рассуждение) и жанра с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения,
соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений,
связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой
работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение
учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие
умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на

обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.
На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения,
процессы словоизменения, формируются грамматические умения,
орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников
представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике
способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как
единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении
мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и
эстетической функции родного слова; овладению умением выбора
лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата,
ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и
обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и
речевого развития личности.
Серьѐзное внимание уделяется в программе формированию фонетикографических представлений о звуках и буквах русского языка. Чѐткое
представление звуковой и графической формы важно для формирования всех
видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная
роль
отводится
формированию
представлений
о
грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических,
синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом
умственного и речевого развития: у школьников развиваются
интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления,
классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего
формирования общеучебных, логических и познавательных (символикомоделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на
основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность
умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать
орфограмму, различать еѐ тип, соотносить орфограмму с определѐнным
правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический
самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися
приѐмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым
единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий,
дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что,
несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой
основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета
изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи
основных единиц языка.
Программой
предусмотрено
целенаправленное
формирование
первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка
формируются умения, связанные с информационной культурой: читать,
писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с

информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,
схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать,
преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать
новые
информационные
объекты:
сообщения,
отзывы,
письма,
поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих
работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности,
которая способствует включению учащихся в активный познавательный
процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить
полученные на уроках знания, создаѐт условия для творческого развития
детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной
деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с
другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и
систематизировать нужную информацию.
Виды организации учебной деятельности: самостоятельная работа,
работа с учебником, работа в группах, парах, тренинги, проектная работа.
Формы контроля освоения обучающимся содержания учебного курса:
проверочная работа, тест, контрольная работа, комплексная работа.
Основные технологии и методы обучения: технология деятельностного
подхода, проблемного обучения, группового обучения, РКМЧП, игровые и
здоровьесберегающие технологии; словесные, наглядные, частичнопоисковые.
Методы и приемы педагогической поддержки:
•
наличие индивидуальных правил работы для учащихся с ОВЗ;
•
близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю;
•
предоставление ученику с ОВЗ дополнительного времени (при
необходимости) для выполнения задания, упражнения;
•
меньший объем заданий;
•
предъявление инструкций, указаний, как в устной, так и
письменной форме;
•
неоднократное повторение инструкции, указания индивидуально
учащемуся с ОВЗ;
•
объяснение материала, способа выполнения задания в малой
группе;
•
выявление понимания учащимся инструкции, задания;
•
поэтапное разъяснение заданий;
•
поэтапное (пооперационное) выполнение задания;
•
демонстрация образца выполнения задания с одновременным
участием в этом процессе учащегося;
•
выполнение задания в парах: обычный ученик – ученик с ОВЗ;
•
выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет
ту часть общего задания, которое для него посильна;
•
индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную
направленность;
•
разрешение переделать задание, с которым ученик не справился;

•
предоставление возможности выбора контрольного задания;
•
объяснение учащимся сущности контрольного задания в
доступной для них форме (показ образца выполнения,
упрощенная
формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.);
•
разрешение устных ответов по читаемым текстам;
•
оценка содержания выполненной работы отдельно от ее
правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных
показателей;
•
неограниченное время для выполнения контрольной работы,
тестов;
•
предоставление ученику возможности представить выполненное
задание сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом;
•
акцентирование внимания на достижениях ученика.
Дети с ОВЗ осваивают образовательную программу совместно с
другими обучающимися.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Русский язык» относится к образовательной области
«Филология». На изучение русского языка в начальной школе выделяется
560 ч.
Во втором классе – 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего
образования обусловлено тем, что русский язык является государственным
языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством
межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве
человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы
формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому
языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что
правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры
человека. На уроках русского языка ученики получают начальное
представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной
задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения,
средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты
обучения по другим школьным предметам.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и других) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
•
понимание значения русского языка как государственного языка
нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
•
воспитание уважительного отношения к русскому языку как
родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие
народы;
•
понимание русского языка как великого достояния русского
народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
•
первоначальное представление о некоторых нормах русского
языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах
речевого этикета (в объѐме изучаемого курса);
•
начальные умения выбирать адекватные языковые средства при
составлении небольших монологических высказываний;
•
овладение первоначальными научными представлениями о
системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми
понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика,
морфемика, морфология и синтаксис (в объѐме изучаемого курса);
•
применение орфографических правил и правил постановки
знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объѐме
изучаемого курса);
•
первоначальные умения проверять написанное;
•
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми
единицами;
•
формирование начальных умений : находить, характеризовать,
сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква,
слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение
(в объѐме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий
программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников,
говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого
поведения);
•
строить предложения для решения определѐнной речевой задачи
(для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного
мнения)(для ребят с ОВЗ при помощи учителя);

•
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них
новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной
задачей (под руководством учителя);
•
пользоваться словарями учебника для решения языковых и
речевых задач;
•
различать устную и письменную речь;
•
различать диалогическую речь; понимать особенности
диалогической речи;
•
отличать текст от набора не связанных друг с другом
предложений;
•
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и
восстанавливать их последовательность в тексте;(для ребят с ОВЗ данный
вид работы не предусмотрен)
•
понимать тему и главную мысль текста (при еѐ словесном
выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их
абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
•
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них
ответы и грамотно их записывать(для ребят с ОВЗ при помощи учителя);
•
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по
рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи
товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или
письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности
содержания;
•
соблюдать нормы произношения, употребления и написания
слов, имеющихся в словарях учебника;
•
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
•
распознавать тексты разных типов: описание и повествование,
рассуждение;
•
замечать в художественном тексте языковые средства,
создающие его выразительность;
•
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты
на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной
подготовки);
•
находить средства связи между предложениями (порядок слов,
местоимения, синонимы);
•
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений
за фактами и явлениями языка; на определѐнную тему;
•
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников
(помещѐнных в учебнике);
•
письменно излагать содержание прочитанного текста (после
предварительной подготовки) по вопросам;

•
проверять правильность своей письменной речи, исправлять
допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в
содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и
правильно произносить звуки в слове и вне слова;
•
определять качественную характеристику звука: гласный —
согласный, гласный ударный — безударный, согласный твѐрдый — мягкий,
парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в
объѐме изученного);
•
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова
и в слове по заданным параметрам(для ребят с ОВЗ параметры характеристик
сужены);
•
понимать характеристику звука, представленную в модели (в
звуком обозначении);
•
анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным
характеристикам звуков;
•
определять функции букв е, ѐ, ю, я в слове;
•
определять способы обозначения буквами твѐрдости-мягкости
согласных и звука [й’];
•
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и
классифицировать слова по слоговому составу;
•
определять ударный и безударные слоги в слове;
•
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова
по алфавиту( для ребят с ОВЗ с опорой на алфавит);
•
использовать знание алфавита при работе со словарями;
•
определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
•
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в
словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я и мягким знаком — показателем
мягкости согласного звука: коньки, ѐлка, маяк;(для детей с ОВЗ не
предусмотрен)
•
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава
слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ѐж, лось,
друг, сказка);
•
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами
литературного языка (круг слов определѐн орфоэпическим словарѐм
учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
•
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с
помощью заданного в учебнике алгоритма;
•
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в
словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

•
применять знания фонетического материала при использовании
правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные,
согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твѐрдые и др.);
•
пользоваться при письме небуквенными графическими
средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•
осознавать слово как единство звучания и значения;
•
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении
учителя или обращаться к толковому словарю;
•
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
•
иметь представление о синонимах и антонимах;
•
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
•
подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
•
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
•
наблюдать над словами, употреблѐнными в прямом и переносном
значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении
учителя или обращаться к толковому словарю;
•
на практическом уровне распознавать слова, употреблѐнные в
прямом и переносном значении (простые случаи);
•
замечать в художественном тексте слова, употреблѐнные в
переносном значении;
•
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить
его с понятием «однокоренные слова»;
•
владеть первоначальными признаками для опознавания
однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
•
распознавать группы однокоренных слов при решении учебной
задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо
с заданным корнем(для детей с ОВЗ среди предложенных учителем)
•
определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным
алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
•
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
•
различать однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями, однокоренные слова и синонимы;
•
подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:

•
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов,
действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с
определѐнной частью речи .(дети с ОВЗ с опорой на наглядность)
•
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу
усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол(для
детей с ОВЗ по алгоритму)
•
находить имена существительные, понимать их значение и
употребление в речи, опознавать одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена
существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные
имена существительные, определять форму числа имѐн существительных;
•
находить имена прилагательные, понимать их значение и
употребление в речи, опознавать форму числа имѐн прилагательных, роль в
предложении;
•
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи,
опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные
местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
•
находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
•
подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
различать грамматические группы слов (части речи) по
комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в
предложениях;
•
выявлять принадлежность слова к определѐнной части речи на
основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
•
различать имена существительные, употреблѐнные в форме
одного числа (ножницы, кефир);
•
выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
•
использовать
личные
местоимения
для
устранения
неоправданных повторов;
•
пользоваться словами разных частей речи в собственных
высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•
различать текст и предложение, предложение и слова, не
составляющие предложения; выделять предложения из речи;
•
определять существенные признаки предложения: законченность
мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи
интонацию конца предложений;
•
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации
(без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию,
(мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
•
находить главные члены предложения (основу предложения):
подлежащее и сказуемое;
•
различать главные и второстепенные члены предложения (без
дифференциации на виды);

•
устанавливать связи слов между словами в предложении(для
детей с ОВЗ при помощи учителя);
•
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение,
соответствующее схеме;
•
восстанавливать деформированные предложения(для детей с ОВЗ
не предусмотрено)
•
составлять предложения по схеме, рисунку, на определѐнную
тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать предложения распространѐнные и нераспространѐнные;
составлять такие предложения, распространять нераспространѐнные
предложения второстепенными членами;
находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
•
применять изученные правила правописания:
•
раздельное написание слов в предложении;
•
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в
положении под ударением и без ударения);
•
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк,
чт, чн, щн, нч;
•
перенос слов;
•
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•
проверяемые безударные гласные в корне слова(для детей с ОВЗ
с опорой на проверочные слова)
•
парные звонкие и глухие согласные в корне слова(для детей с
ОВЗ с опорой на проверочные слова);
•
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень
слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных(для детей с ОВЗ с
опорой на словарь);
•
разделительный мягкий знак (ь);
•
знаки препинания конца предложения (. ? !);
•
раздельное написание предлогов с именами существительными;
•
раздельное написание частицы не с глаголами;
•
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме
под диктовку и при списывании;
•
безошибочно списывать текст с доски и учебника объѐмом 40—
50 слов(для детей с ОВЗ снижен объем);
•
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными
правилами объѐмом 30—40 слов(для детей с ОВЗ снижен объем);
Обучающийся получит возможность научиться:
•
осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая
орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
•
определять разновидности орфограмм и соотносить их
изученными с правилами;

•
разграничивать орфограммы на изученные правила письма и
неизученные;
•
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным
признакам в указанных учителем словах;
•
применять разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование
орфографического словаря;
•
пользоваться орфографическим словарѐм учебника как средством
самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми
орфограммами.
6. Содержание учебного предмета
2 класс
Наша речь
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения
людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и
уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо,
внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст
Текст.
Сопоставление текста и отдельных предложений, не
объединѐнных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между
предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста
и выражение еѐ в плане. Красная строка в тексте.
Предложение
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль
предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова.
Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания
и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое
ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в
прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление
диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного
диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа
предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов
в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных
членов предложения.
Распространѐнные и нераспространѐнные
предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу.
Распространение предложений второстепенными членами. Составление
предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по
опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…
Слово и его лексическое значение. Общее представление о
лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические
группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное
значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в

речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор
нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со
словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая
часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова,
отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в
распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение
над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как
минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной.
Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение
над
разноместностью
и подвижностью русского ударения. Использование
свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых
ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать
ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в
правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим
словарѐм.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую.
Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского
языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов.
Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение
не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование
умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение
слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков. Их смыслоразличительная роль в
слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки.
Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков
буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм
одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов.
Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение
правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных
в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми
ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением.
Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не
проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с
орфографическим словарѐм.
Основные признаки согласных звуков. Их смыслоразличительная роль
буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание
слов с двойными согласными. Твѐрдые и мягкие согласные звуки, способы
обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком.
Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ,
произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие

согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов
с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий
знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по
глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным.
Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки
написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в
корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по
глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил
обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по
глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне
слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне
однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий
предметов, их отнесѐнность к определѐнной части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим
значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта
часть речи). Роль имѐн существительных в речи. Одушевлѐнные и
неодушевлѐнные
имена
существительные
(общее
представление),
упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена
существительные (общее представление). Заглавная буква в именах
собственных. Правописание собственных имѐн существительных. Число
имѐн существительных. Изменение имѐн существительных по числам.
Употребление имѐн существительных только в одном числе (ножницы,
молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имѐн
существительных, различать имена существительные в прямом и переносном
значении, имена существительные близкие и противоположные по значению.
Совершенствование навыка правописания имѐн существительных с
изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имѐн
существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в
правописании имѐн существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола
и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи.
Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с
частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в
правильном употреблении их
в речи и в правописании глаголов с
изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить
лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и
переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью
глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного
текста.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим
значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта
часть речи). Роль имѐн прилагательных в речи. Связь имени прилагательного
с именем существительным в предложении и в словосочетании.
Единственное и множественное число имѐн прилагательных. Изменение
имѐн прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имѐн
прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в
правописании имѐн прилагательных с изученными орфограммами.
Формирование умения воспроизводить лексическое значение имѐн
прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном
значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Текст – описание. Наблюдение над ролью имѐн прилагательных в
описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных
местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании
местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение
(общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание
наиболее распространѐнных предлогов с именами существительными.
Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с
именами существительными, в правописании предлогов с именами
существительными.
Повторение
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и
второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит.
Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове.
Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение
слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ
слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берѐза, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до
свидания, жѐлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста,
картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро,
морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда,
октябрь, осина, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги,
сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор,
улица, урожай, фамилия, февраль, шѐл, щавель, яблоко, яблоня, ягода,
январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка,
положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями
в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке
усложнения их начертания:

•
и,ш,И,Ш,п,р,т,г;
•
л,м,Л,М, я, Я,А;
•
3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч;
•
с,С,е,Е,о,О,а,д,б;
•
ь,ы,ъ и их варианты в соединениях;
•
н,ю,Н,Ю,к,К;
•
В,З,з,Э, э, Ж,ж,Х,х,ф;
•
Ф,У,Г, П, Т,Р, Б, Д.
•
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с
разлиновкой в одну линию.
•
Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются
недочѐты при начертании:
•
Я, Т, Р, Ж, У, Х, Н, К, Ф и др.
•
а, у, д, з, в, б, т и др.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение
мягких и твѐрдых согласных звуков, определение парных и непарных по
твѐрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих
согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости
согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный
— согласный; гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый —
мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный —
непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.
Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях.
Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского
литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости
и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и
ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа
стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я; в словах с
непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в
пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения.
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового
словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и

переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах,
фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с
разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм
одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами корня. Различение изменяемых и
неизменяемых слов.
Морфология. Части речи.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение
имѐн существительныходушевлѐнных и неодушевлѐнных по вопросам кто?и
что? Выделение имѐн существительных собственных и нарицательных.
Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Глагол. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание
их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и
зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по
эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения:
подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов
предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
•
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•
сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
•
перенос слов;
•
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•
проверяемые безударные гласные в корне слова;
•
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на
ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и
согласных звуков в корне слова
•
разделительный ь;
•
раздельное написание предлогов с именами существительными;
•
раздельное написание частицы не с глаголами;

•
раздельное написание предлогов с другими словами;
•
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательные знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и
где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация с учѐтом ситуации общения.
Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с
помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение
строить устное монологическое высказывание на определѐнную тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание
собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным
планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с
учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной
речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без
заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное,
изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинениеописание, сочинение-рассуждение.
7. Тематическое планирование АОП НОО для детей с ТНР
соответствует тематическому планированию ООП НОО
8.
Описание
материально-технического
обеспечения
образовательного процесса
•
Программа «Русский язык» УМК «Школа России» / Канакина
В.П., Горецкий В.Г, Дементьева М.Н, Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. - М.:
Просвещение, 2017 г.
•
Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»:
1.
Русский язык. 2 класс в 2-х частях/ Канакина В.П., Горецкий
В.Г.– М.: Просвещение 2018.
•
Электронные приложения

1.
Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику
В.Н.Канакиной, В.Г. Горецкого/ НП «Телешкола», ОАО «Издательство
«Просвещение», 2018.
•
Методические пособия
6.
Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс / Ситникова
Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю.– М.: ВАКО, 2017.
7.
УМК «Школа России», методические материалы. - http://schoolrussia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29170
•
Контрольно-измерительные материалы
1.
Контрольные работы по русскому языку. 2 класс. / Тимченко Л.И.
– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
2.
Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому
языку: 2 класс / Игнатьева Т.В., Тикунова Л.И. – М.: «Экзамен», 2007.
3.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс /
составитель. Никифорова В.В. – М.: «ВАКО», 2017.
4.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе. Система заданий в 3-х частях / Демидова М.Ю., Иванов С.В.,
Карабанова О.А. и другие. – М.: «Просвещение», 2017.
5.
Русский язык: оценка достижения планируемых результатов
обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2 – 4 классы /
Романова В.Ю., Петленко Л.В., под редакцией Иванова С.В. – М.: «ВентанаГраф, 2017
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв,
образцы письменных букв).
Касса букв и слогов
Таблицы к основным разделам грамматического материала,
содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с
тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому
языку (в том числе и в цифровой форме).
Словари всех типов по русскому языку.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы,
указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том
числе и в цифровой форме).
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Компьютер
Принтер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».