Аннотация программы
Существование и развитие любого человеческого общества невозможно без соблюдения его членами исторически
обусловленных норм поведения, регламентирующих разнообразные права и обязанности. Каждый входящий в общество
новый гражданин должен знать эти нормы и следовать им. Особенно в сегодняшних условиях следует помнить, что
криминализация подростковой среды отрицательно влияет на общество. «Трудные подростки» легко могут стать
средством достижения цели в руках незаконопослушных взрослых, быть вовлеченными в политику и «чужие игры».
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют главное в части «портрет
выпускника школы»: сознает и принимает традиционные ценности семьи, российского гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества, осознает свою сопричастность судьбе Отечества; осознает себя
личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознает ответственность перед семьей, обществом,
государством, человечеством.
Поэтому ответственная задача по решению этой важной проблемы и формированию законопослушного
поведения граждан возложена на образовательные учреждения.
Таким образом, правовое и гражданское воспитание учащихся - основа правопорядка в государстве.
Паспорт программы
Наименование
Программа профилактики правонарушений, негативных явлений, формирования
законопослушного и ответственного поведения учащихся
программы
2
Исполнители программы
Место реализации
программы
Целевая аудитория
(участники)
Сроки реализации
Педагогический коллектив МАОУ СОШ №12
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №12 г. Первоуральск, ул. Карбышева 1 А
Учащиеся с 1 по 11 классы, родители, педагоги. Привлекаются социальные партнеры,
учреждения и органы системы профилактики.
2024-2029 г.
программы
Цель программы
Создание и развитие условий, системы работы обеспечивающих профилактику
правонарушений, формирование законопослушного и ответственного поведения учащихся,
неприятия вредных привычек, обретение «собственного Я».
Задачи программы
1. Обеспечить нормативно-правовые основания реализации программы.
2. Обеспечить информационно-просветительское сопровождение учащихся и их родителей
(законных представителей).
3.Обеспечить организационно-содержательную деятельность участников программы.
4.Обеспечить реализацию учащимися на практике знаний и навыков, необходимых для
успешного участия в общественной жизни, через практико-ориентированную деятельность,
приобретение опыта.
3
5. Обеспечить контрольно-диагностическую деятельность реализации программы.
6. Обеспечить координацию и коррекцию совместных действий участников и исполнителей
программы.
Критерии и показатели
1. Снижение фактов противоправного и рискованного поведения среди учащихся.
результативности
2. Увеличение количества учащихся, участвующих в социальных проектах, акциях.
3. Снижение количества учащихся «группы риска».
Ожидаемый
результат
Сформированность у большинства учащихся мотивационной установки на
осознанное отношение к своему здоровью, ответственного отношения к своим поступкам,
повышение уровня правовой культуры.
Основополагающие принципы деятельности:
1. Взаимодействие семьи, школы, социума.
2. Совместный поиск истины через сотворчество, сотрудничество.
3.Включение каждого в процесс самовоспитания и саморазвития.
Особенности образовательного учреждения:
Количество учащихся-380. Количество педагогов-33. Учащихся с ОВЗ-53.Учащихся-инвалидов-7. Многодетных семей61. Малообеспеченных семей-12. Учащихся, находящихся под опекой, проживающих в приемных семьях-10.Учащихся,
не имеющих гражданства РФ- 20.
4
Нормативно-правовые основания программы:
Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка; Семейный кодекс РФ; Федеральный закон «Об основных гарантиях
прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998г.; Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
ФГОС; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 21.06.1999г.; Областной закон Свердловской области «О защите прав ребенка» №28-ОЗ от
23.10.1995г.; Закон Свердловской области «О профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в
Свердловской области» №58-0З
от 28.11.2001г.; Закон Свердловской области «Об установлении на территории
Свердловской области мер по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред
здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и по
недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их
заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей» №73-ОЗ от 16.07.2009г.; Постановление
Правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных
организаций, расположенных на территории Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей,
находящихся
в
социально
опасном
положении,
организации
индивидуальной
профилактической
работы
с
несовершеннолетними и семьями, находящими в социально опасном положении» №188-ПП от 02.04.2020г. и др.
Ресурсы:
Технические ресурсы: компьютеры, мультимедийная аппаратура, интернет, музыкальное оборудование,
спортивный зал и др.
5
Информационные ресурсы: библиотека, школьная газета, пресс-центр, информационные стенды, сайт школы,
социальные сети и др.
Кадровые ресурсы: педагогический коллектив (администрация, классные руководители, учителя-предметники,
социальный педагог, педагог-психолог, тьюторы, педагог-организатор), привлекаются социальные партнеры ПО
«Хромпик», ГУФСИН России по Свердловской области, учреждения и органы системы профилактики.
Основные механизмы реализации программы
п.
Направление
п.
деятельности
Содержание деятельности
Ответственный
Срок
Планируемый
исполнения
результат
№
1.
Нормативно-
11.1.
Контроль
изменений
правовое
законодательстве.
в Администрация
По
необходимости
мере Функционирование
развитие
1.2. Своевременная разработка и
внутришкольной
принятие локальных актов.
системы
1.3.Заключение
планов
о
профилактической
совместной работе с социальными
воспитательной
партнерами.
в
Информационн
2.1.Создание
банка
(социальные
паспорта
данных Социальный
класса, педагог
6
Постоянно
соответствии
Упорядочивание
информационных
и
работы
законодательством
2.
и
с
ое
социальный
паспорт Педагог- психолог
образовательного
потоков,
учреждения, Классные
оптимизация
количества информации,
списки учащихся по различным руководители
своевременная
категориям,
коррекция,
информацией,
работа
с
полученной
от
регулирование
учреждений и органов системы
профилактики,
корректировка и
др).
2.2.Информирование
просвещение
и Администрация
всех
участников Психолог
образовательных отношений
обмен
2.3.Информационный
взаимодействие
(законными
с
получение информации,
Социальный
необходимых
педагог
участниками
Классные
образовательных
руководители
отношений
и Администрация
знаний
По факту
Информирование
Учебный год
Снижение
родителями классные
партнерами
субъектами профилактики.
Организационн 3.1.
Своевременное
представителями), руководители
социальными
3.
Учебный год
Получение
и социальный педагог
психолог
обязательного Администрация
7
количества
о-
основного
общего
образования: Классные
пропусков занятий среди
содержательное (контроль посещаемости занятий руководители
учащихся,
учащимися; работа комиссии по Педагог-психолог
снижение
урегулированию
неправомерного,
участниками
отношений,
примирения,
споров
между
образовательных
школьной
школьного
профилактики,
рискованного поведения
службы
совета
психолого-
педагогического консилиума и др.
3.2. Совместная деятельность с Социальный
По плану
учреждениями и органами системы педагог
По факту
профилактики.
3.3. Сотрудничество с родителями
(законными представителям).
Активные формы взаимодействия.
Педагогическое
сопровождение
учащихся и семей, состоящих на
разных учетах.
3.4.
Взаимодействие
фактов
с
социальными партнерами
8
3.5.
Работа
с
педагогическим
коллективом:
-обучение
педагогов
основам
профилактической
работы,
оказание им методической помощи
через
подготовительные
работу
ШМО
курсы,
классных
руководителей.
3.6.
Организация
значимой
социально
деятельности
для
учащихся с целью приобретения
ими опыта культуры адекватного
социальным нормам поведения и
здорового
образа
жизни,
ответственного отношения к своим
действиям, чувств доброты.
9
4
контрольно
– 4.1.
Работа
школьного
Совета Администрация
диагностическо профилактики.
е
4.2.
Совещания
Классные
при
директоре руководители
соответствующей тематики.
Психолог
4.3. Анкетирование учащихся, срез Педагогправовых
знаний,
уровня
По плану и по факту
Исполнение намеченных
планов
и
принятых
решений,
своевременная
коррекция
определение организатор
воспитанности Социальный
выпускников и др.
педагог
4.4. Ведение банка на учащихся,
семей особого контингента.
4.5.Отчеты ответственных лиц на
совещании по итогам работы.
Основные мероприятия в рамках программы:
срок
Раз
четверть
Название мероприятий
Ответственные
в Дни профилактики, общешкольные рейды в семьи, находящиеся в социально Классные
опасном положении, в семьи учащихся, состоящих на учете школы, ТКДН, полиции. руководители
Приглашение на встречи с учащимися сотрудников полиции,
специалистов из Заместитель
учреждений и органов системы профилактики; адвокатов, судей и др.
директора по ВР
Социальный
педагог
10
их
Раз в месяц
Раз
четверть
Классные часы по темам: «Я гражданин», «Знай и соблюдай», «Правовой статус Классные
подростка»,
«Железная дорога-источник повышенной опасности», «Азбука руководители
избирателя» и др.
Социальный
Просмотр фильмов, роликов, обсуждение.
педагог
в «Недели добрых дел» (акции: «Подари книге вторую жизнь», «Синичкин день»,
«Мы вместе», «Сбор кормов для животных», сбор макулатуры, субботники,
благотворительные концерты и выступления перед родителями, в детских садах,
перед ветеранами, поздравление ветеранов с праздниками по месту жительства,
социальные акции и др.
Классные
руководители
Заместитель
директора по ВР
Педагогорганизатор
Постоянно
Тематические групповые и индивидуальные беседы с учащимися и родителями.
Классные
руководители
Психолог
Социальный
педагог
тьюторы
администрация
2 раза в год
Недели психологии.
Педагог-психолог
Квартально
Тренинги на сплочение классных коллективов, «Умей сказать нет»,
формированию стрессоустойчивости и позитивных установок и др.
2 раза в год
Недели безопасности, месячник безопасности
11
по Классные
руководители
Классные
руководители
1 раз в год
СПТ. Работы с выявленной группой риска.
Психолог
Классные
руководители
По плану
Работа отряда «ЮИД», ДЮП, ВПО «Патриот» рейды, выступления, акции
отрядов
Раз
четверть
в Дни самоуправления, общешкольные тематические линейки, рейды по классам
Руководители
отрядов
Зам. директора по
ВР
Раз в год
Проведение социометрии.
Педагог-психолог
Учебный
год
Работа с учащимися по результатам
Классные
руководители
учебный год Контроль посещаемости занятий, принятие мер при необходимости,
помощь в обучении и социализации
Администрация
Классные
руководители
тьюторы
Учителяпредметники
Педагог-психолог
Социальный
педагог
2 раз в год
Правовые недели.
Классные
12
Конкурс рисунков с 1 по 5 класс «Мои права». Правовая игра «Я-человек!».
руководители
Конкурс правовых кроссвордов» с 5 по 11 классы
Социальный
педагог
Проведение правовой игры «Я-человек!»
Дебаты по правовым и социально значимым темам с 9 по 11 класс.
Заместитель
директора по ВР
Экскурсии в суд и др.
Раз в месяц
Мониторинг социальных сетей учащихся, принятие мер при необходимости
Классные
руководители
Раз в год
Флеш-моб «Мы против вредных привычек» .
по
четвертям
Недели здоровья.
Зам. директора по
ВР
Проведение игр-тренингов по ЗОЖ «Сегодня про счастливое завтра».
Классные
руководители
Минутки здоровья. Встречи с медицинскими работниками. Просмотры фильмов. Социальный
Конкурс рисунков с 1 по 6 класс «Мы за ЗОЖ». Классные часы.
педагог
Первое
полугодие
Работа по адаптации учащихся 1, 5, 10 классов
Классные
руководители
Психолог
Социальный
педагог
По факту
Выявление учащихся, семей, находящихся в социально опасном положении, Классные
направление информации в ТКДН и ЗП, в полицию и др. Индивидуальная руководители
профилактическая работа.
Социальный
13
Рейды с полицией
педагог
Взаимодействие с учреждениями и органами системы профилактики безнадзорности администрация
и правонарушений несовершеннолетних, обмен информацией
Учебный
год
Проведение «Разговоров о важном».
Звучание Гимна РФ, подведение итогов недели, поощрение лучших учащихся.
Зам. директора по
ВР
Каждый
понедельник
Классные
руководители
раз
четверть
Классные
руководители
в Конкурс среди учащихся с 1 по 5 класс и с 6 по 11 класс «Самый лучший класс».
Психолог
социальный
Раз в год
Фестиваль «Мы разные, но мы вместе»
Зам. директора по
ВР
Классные
руководители
Учебный
год
Работа «ящиков доверия»
Педагог-психолог
Информирование учащихся о работе телефоне доверия
Классные
руководители
Социальный
педагог
Учебный
год
Работа Совета старшеклассников,
выходы старшеклассников в начальные классы с тематическими беседами
Зам. директора по
ВР
Классные
14
руководители
Учебный
год
Работа с родителями: проведение родительских собраний, общешкольных собраний, Администрация
индивидуальных бесед, информирование, консультирование, просвещение.
Классные
Работа Совета родителей.
руководители.
Раз в год
День открытых дверей
Администрация
классные
руководители
Учителяпредметники
По плану
Учебный
год
Летний
период
Совместные мероприятия с социальными партнерами ПО «Хромпик»,
России по Свердловской области.
Классные
руководители
Работа по вовлечения учащихся в посещение кружков и секций, «движения Первых», Классные
«Орлята России», «Билет в будущее» и др. проектах, в участие классных и школьных
Руководители
мероприятиях.
Работа по помощи в организации летней занятости учащихся (пришкольный лагерь, Педагог
отряды мэра и др.)
Учебный
год
ГУФСИН Администрация
Организатор
Проектная деятельность учащихся и педагогов по патриотическим, правовым темам, Классные
духовно-нравственным ценностям и др.
руководители
Учителяпредметники
Учебный
Патриотическая деятельность клуба «Патриот»
15
Педагог
дополнительного
год по плану
образования
Учебный
Деятельность школьного спортивного клуба
год по плану
Руководитель
ШСК
Раз в год
Церемония награждения лучших
«Хромпиковские звездочки»
учащихся
по
итогам
учебного
года Зам. директора по
ВР
Ожидаемые результаты и выводы:
1. Школа обязана заниматься гражданско-правовым воспитанием.
2. Успешной работе способствует смоделированное образовательно – воспитательное пространство, которое
позволяет максимально задействовать потенциал социума, семьи, учреждений и органов системы профилактики.
3. Определяющим фактором успеха является мотивация педагогов на принятие каждого обучающегося и
выстраивания с ним отношений по индивидуальному плану.
4. Процесс воспитания наиболее эффективно осуществляется через организацию деятельности учащихся, с
реализацией активных форм сотрудничества, как – то: социальных проектов, социальных акции, социальных практик.
Как результат работы можно считать, что учащиеся получают правовые знания, мотивированы на осознанное
отношение к праву; получают опыт работы в коллективе; проявляют способность ответственного отношения к
принятым обязательствам.
Реализация программы обеспечит развитие у обучающихся способности предвидеть последствия своего
поведения, повысит навык понимания и выстраивания причинно-следственных связей между событиями, действиями,
последствиями и приведет обучающихся к ответственному поведению, высокой гражданской позиции.
16