Пояснительная записка
Безопасность дорожного движения является одной из важных социальноэкономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на
автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как
обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм
приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут
или становятся инвалидами дети.
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни
и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со
сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его
обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость
сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения.
Особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования:
детским садам, школам, колледжам и высшим учебным заведениям. Избежать опасностей
на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения
ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника
движения, пешехода. Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы
обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но
анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно. Рост
детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать
эффективные пути решения указанной проблемы.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет
свою актуальность.
Актуальность
Во-первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо
выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей
от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный
травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся
участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно
увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами.
К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) во внеклассной работе
классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в безопасном
поведении детей на дорогах. Подпрограмма будет способствовать воспитанию
полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и
выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части.
Во-вторых, обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с
развитием у детей ориентировки в пространстве.
В-третьих, подпрограмма позволит воспитать в детях такие качества, как
дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность,
уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных
происшествий.
Нормативно - правовая база
Подпрограмма разработана с учетом следующих законодательных нормативноправовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Правила дорожного движения;
- Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О
безопасности дорожного движения».
Цели и задачи подпрограммы
Цель: создание условий для формирования у обучающихся культуры безопасной
жизнедеятельности, как участников дорожного движения.
Задачи подпрограммы:
Обеспечить системный подход к обучению учащихся безопасному поведению на
дорогах и улицах.
Расширять и углублять знания по Правилам дорожного движения и профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма.
Выработать практические навыки, необходимые участникам дорожного движения,
формировать умения безопасного поведения в различных дорожно-транспортных
ситуациях.
Повышать эффективность урочных и внеурочных занятий по обучению
безопасному поведению на улицах и дорогах.
Расширять внеурочную работу и дополнительное образование детей по
профилактике детского травматизма на улицах и дорогах.
Развивать формы сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с
семьей, подразделениями ГИБДД, общественными организациями.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил
дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
Основные принципы реализации подпрограммы
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет
личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического
развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся,
изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения
можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре
поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда» Чем меньше возраст
школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки
безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется
вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор,
пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных
регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые
двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и
воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожнотранспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут
подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется
стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это
надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой –
необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать
привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое
расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило,
легкой
отвлекаемостью,
импульсивностью,
спешкой,
заинтересованностью,
увлеченностью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать
и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать
конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в
обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение
этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности
дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей
среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила
дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные
действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип
реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно
легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками,
замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и
возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для
подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог
должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Основные направления деятельности
1. Повышение профессионально-педагогической квалификации кадров.
Формы работы с педагогами: теоретические и практические занятия с приглашением
сотрудников ГИБДД, консультации, тестирование, открытые занятия, выставки, мастерклассы и разные презентации.
2. Обучение детей безопасному поведению на дороге.
С целью качественного и всестороннего обучения наших детей безопасному поведению
на дорогах города, в МАОУ СОШ №12 используются различные формы работы с детьми:
целевые прогулки и экскурсии; продуктивная деятельность; досуги, праздники,
развлечения; практические занятия на учебном перекрестке; проведение акций; сюжетноролевые игры.
3. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
В нашем ОУ успешно используются и активно применяются следующие формы работы с
родителями наших обучающихся: безопасный маршрут «Дом - школа, школа - дом»,
родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД; консультации, беседы.
4. Взаимодействие с ГИБДД, учреждениями социума предполагает включение во все
вышеперечисленные мероприятия сотрудников Госавтоинспекции, проведение встреч с
инспекторами, совместное патрулирование и дежурство юидовцев и сотрудников
дорожно-патрульной службы (ДПС) на улицах, «круглые столы» с участием выпускников
школы и родителей – работников ГИБДД, представителей автотранспортных
предприятий.
5. Материально-техническое и методико-дидактическое обеспечение предполагает
оборудование или обновление кабинетов, уголков по безопасности дорожного движения,
создание специальных транспортных площадок, оборудование автогородков для
практических занятий по безопасному поведению на улицах, изготовление стендов,
макетов улиц, перекрестков, светофоров, дорожных знаков, моделей транспортных
средств и т.п.
План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»
на 2024 – 2025 учебный год
№
Мероприятия
Время
Ответственный
п/п
повышение профессионально-педагогической квалификации кадров
1 Ознакомление педагогического
Сентябрь
Зам. директора
коллектива с нормативными и
по ВР
методическими документами по
Руководитель
предупреждению ДДТТ.
объединения
ДО «ЮИД»
2 Оказание методической помощи
Постоянно Зам. директора
классным руководителям в
по ВР
организации профилактики ДДТТ.
Руководитель
объединения
ДО «ЮИД»
3 Разработка учебно-методического
Постоянно Зам. директора
обеспечения процесса профилактики
по ВР
ДДТТ.
Руководитель
объединения
ДО «ЮИД»
обучение детей безопасному поведению на дороге
1 Работа отряда ЮИД.
В течение
Руководитель
года
отряда ЮИД
2 Уроки ОБЖ «Правила ПДД».
По
Учитель ОБЖ
программе
3 День знаний. Единый день
01.09.24
Классные
безопасности ДД.
руководители,
заместитель
директора по ВР
4 Социальные акции «Родительский
в течение
Руководитель
патруль».
года
отряда ЮИД,
заместитель
директора по ВР
5 Встречи с сотрудниками ГИБДД.
в течение
Заместитель
года
директора по
ВР.
6 Профилактическое мероприятие по
сентябрь
Заместитель
ПДД для первоклассников
директора по ВР
«Посвящение в пешеходы».
, отряд ЮИД
7 Классные часы «Безопасность детей
сентябрь
Классные
на дорогах». Инструктажи по ПДД.
руководители
8 Составление и проверка схем
сентябрь
Классные
безопасных маршрутов движения
руководители
детей в школу и обратно.
9 Размещение на стенде материалов
сентябрь
Руководитель
«Месячник безопасности».
объединения
ДО «ЮИД»
10 Изготовление и распространение
сентябрь
Руководитель
памяток о правилах дорожного
объединения
Отметка о
выполнении
11
движения.
Городской конкурс по безопасности
дорожного движения.
12
Городской смотр - конкурс кабинетов
«Светофор».
октябрь
13
Тестирование учащихся ПДД.
декабрь
май
14
Минутки безопасности.
15
Занятия в рамках программы
«Культура безопасности на дорогах".
февраль
16
Обучение навыкам безопасного
поведения в рамках курса «Основы
безопасности жизнедеятельности»,
«Окружающий мир».
Беседы и инструктажи на
родительских собраниях на тему:
«Обеспечение безопасности детей на
дороге».
Городские соревнования юных
велосипедистов «Безопасное колесо».
постоянно в
соответстви
ис
программой
в течение
года
17
18
19
Инструктажи и беседы по ПДД.
20
Профилактическая операция
«Каникулы».
Профилактическая операция
«Внимание - дети».
Проведение «Единого дня
безопасности».
21
22
сентябрьоктябрь
сентябрь май
май
В течение
года
В течение
года
май
Апрель май
вовлечение родителей в образовательный процесс
1 Общешкольные родительские
собрания с участием инспектора
ГИБДД
2
3
Разработка безопасного маршрута
«Дом - школа, школа - дом»
Лекции с родителями детей нарушителей ПДД
ДО «ЮИД»
Руководитель
объединения
ДО «ЮИД»
Руководитель
объединения
ДО «ЮИД»
Классные
руководители,
руководитель
объединения
ДО «ЮИД»
Классные
руководители,
учитель ОБЖ
Классные
руководители,
преподаватель
ОБЖ,
заместитель
директора по ВР
Преподаватель
ОБЖ, учителя
начальных
классов
Классные
руководители
Руководитель
объединения
ДО «ЮИД»
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Заместитель
директора по ВР,
учитель ОБЖ
Зам. директора
по ВР,
инспектор
ГИБДД
Родители
Зам. директора
по ВР,
руководитель
объединения
Информирование родителей из
сообщений ОГИБДД о ДТП в городе,
регионе
взаимодействие с ГИБДД, учреждениями социума
1 Лекции для учащихся 1-11 классов
Ежемесячно
4
2
3
4
Организация практических занятий на
площадке по ПДД
Выступление на родительских
общешкольных и классных собраниях
Участие в проведении внеклассных
мероприятиях по ПДД («Посвящение
первоклассников в пешеходы»,
«Волшебное колесо», социальные
акции по ПДД и др.)
Показ спектаклей, агитбригад по ПДД
По плану
ДО «ЮИД»
Зам. директора
по ВР, классные
руководители
Инспектор
ГИБДД
Инспектор
ГИБДД
Инспектор
ГИБДД
Инспектор
ГИБДД
Зам. директора
по ВР
руководитель
объединения
ДО «ЮИД»
материально-техническое и методико-дидактическое обеспечение
образования
1 Создание специальных
Администрация
автотранспортных площадок в
рекреациях школы для закрепления
практических навыков по ПДД
2 Обновление материальноАдминистрация
технического оборудования и
методико-дидактического материала
по ПДД в кабинете ЮИД
3 Обновление уголков по ПДД к
Классные
кабинетах, общешкольных стендов
руководители
руководитель
объединения
ДО «ЮИД»
5
Тематическое планирование классных часов по ПДД для 1-11 классов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема
1 класс
Дорога в школу и домой
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Что такое
транспорт
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах?
Светофор
Правила поведения на тротуаре и обочине
Что такое проезжая часть дороги?
Пешеходный переход
Что означают дорожные знаки?
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9/10
1
2
3
4
5
6
7
8
9/10
1
2
3
4
5
6
7
8
9/10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
Контрольное занятие
Экскурсия «Я - пешеход»
2 класс
Почему дети попадают в дорожные аварии?
История появления автомобиля и правил дорожного движения
Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС?
Новое о светофоре
Правила безопасности перехода улиц и дорог
Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках
Правила перехода перекрестка
Мы - пассажиры
Экскурсии « Я - пешеход и пассажир»
3 класс
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах
Новое о светофоре и дорожных знаках
Что нужно знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта
Правила перехода проезжей части дороги
Остановочный и тормозной путь автомобиля
Правила перехода железной дороги
Правила езды на велосипеде
Правила поведения в транспорте
Экскурсии «Я - пешеход»
4 класс
Как избежать несчастного случая на улице и дороге?
Новое о дорожных знаках
Типы перекрестков и особенности перехода
Значение сигналов светофора и регулировщика
Значение предупредительных сигналов транспортных средств
Особенности поведения пешехода
Какие ошибки мы допускаем при переходе улиц и дорог
Правила перехода проезжей части вне зоны видимости
Экскурсии « Как я знаю правила дорожного движения»
5 класс
Мой город
Транспорт и его значение
Что нужно знать о правилах дорожного движения?
Основные понятия необходимые участникам дорожного движения
Правила движения и перехода улиц и дорог
Какие опасности подстерегают пешехода на дороге
Обязанности пассажиров
На железной дороге
Виды светофоров и их сигналы
Контрольная проверка
6 класс
Дорожно-транспортное происшествие
Переход улиц и дорог
Перекресток - опасные участки улиц и дорог
Светофор и его значение
Дорожные знаки
Передвижение транспортных средств и пешеходов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1/2
3/4
5
6
7
1
2
3/4
5/6
7
Травмы на дорогах
Транспорт. Виды транспорта
Передвижение на велосипеде
Практическое занятие с выходом на улицу, дорогу
7 класс
Правила движения - закон улиц и дорог
Как мы знаем правила дорожного движения. Занятие - викторина
Значение дорожных знаков и дорожной разметки
Горизонтальная и вертикальная разметки
Типичные ошибки на улицах и дорогах
Поведение участников и очевидцев ДТП
Велосипед и мопед
Перевозка людей
Правила перевозки на мопеде, мотоцикле, велосипеде
Первая помощь при ДТП. Аптечка и ее содержимое
8 класс
Дорожные знаки
Элементы дорог. Разметка проезжей части
Движение пешеходов
Опознавание транспортных средств
Правила поведения участников дорожного движения
Остановочный и тормозной пути автомобиля
Черепно-мозговые травмы
Проверка усвоения знаний
Мопед
Практическое занятие
9 класс
Права и обязанности участников дорожного движения
Меры по обеспечению безопасности дорожного движения
Единые правила дорожного движения
Перевозка грузов с помощью транспортных средств
Осветительные приборы автомобилей и их значение
Движение в теплое время суток и в сложных погодных условиях
Автомобили и мотоциклы со специальными сигналами
Контрольная работа по ПДД
Практическое занятие. Правила перехода на макете перекрестка
Экскурсия. Занятие на улице инспектором ГИБДД
10 класс
Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП
Дорожные «ловушки»
Ответственность за нарушения правил дорожного движения
ГИБДД. Работа инспекторов дорожного движения
Итоговое занятие (проверка знаний учащихся по ПДД)
11 класс
Организация дорожного движения.
Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.
Поведение учащихся при ДТП. Практическое занятие по оказанию
пострадавшему первой доврачебной помощи.
Дорожные знаки, разметка, регулирование движения.
Итоговое занятие (проверка знаний учащихся по ПДД)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
2
2
1
Оценка эффективности реализации подпрограммы
Обучающий эффект:
- изучение основ безопасного поведения на дороге и выработка практических навыков,
необходимых участникам дорожного движения;
- формирование умений безопасного поведения в различных дорожно-транспортных
ситуациях.
Воспитательный эффект:
- воспитание законопослушных участников дорожного движения;
- развитие творческой активности за счет привлечения учащихся к пропаганде правил
безопасного поведения на улицах и дорогах;
- формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника
дорожного движения.
Оздоровительный эффект:
- пропаганда здорового образа жизни;
- привлечение учащихся к занятиям физической культурой, спортом;
- развитие физической выносливости, способности переносить большие физические
нагрузки.
Развивающий эффект:
- активизация познавательной активности в различных областях деятельности человека,
связанных с безопасной жизнедеятельностью;
- расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и
улицах;
- формирование чувства осмысления необходимости полученных знаний по основам
безопасного поведения на дорогах, эффективности проводимых практических
мероприятий.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения правил дорожного движения ученик должен знать/понимать:
Где должны ходить пешеходы.
Почему нельзя ходить на проезжей части.
Части улиц и дорог.
Как надо переходить улицу.
Что такое перекресток. Какие бывают перекрестки.
Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров.
Как надо пересекать перекресток.
Свой путь в школу и обратно.
О переходе улицы группой.
Места ожидания общественного транспорта.
Правила поведения в общественном транспорте.
Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай.
Какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы.
Правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках.
Для чего служит пешеходная дорожка.
Правила движения пешеходов на загородной дороге.
Особенности движения на улице в зимнее и весеннее время.
Сигналы регулировщика.
Для чего служат дорожные знаки.
Группы дорожных знаков.
Что такое тормозной путь транспорта. От чего зависит тормозной путь транспорта?
Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения транспорта.
Уметь:
Пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на
транспорте.
Нарисовать свой путь в школу. Дорожные знаки, встречающиеся на этом пути.
Различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение).
Применять на практике полученные знания.