Пояснительная записка
Сегодня, как никогда прежде, сопряжены государственные,
представленные деятельностью образовательных учреждений, и семейные
стороны воспитания. Социальное партнёрство педагоги – дети – родители
есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58
Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании)
перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном
государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая
национальная ценность.
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию
подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации
является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной
напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания
предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами
педагогов в воспитании детей и их права на специальные психологопедагогические знания.
В современных социальных условиях, когда родители отчуждены от
своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами,
когда дети предоставлены самим себе, приобретает особую актуальность
проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка
приобретает особую актуальность в современных условиях и подчеркивается
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней
бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация
ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми,
формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность,
а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития
личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и
социального в человеке, обеспечивается переход индивида из
биологического состояния к социальному, его становление как личности и
индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный
институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость
существования общества, в котором происходит физическое и духовное
воспроизводство человека. «Сколько-нибудь успешная воспитательная
работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического
просвещения, повышение педагогической культуры родителей», –
утверждает В.А. Сухомлинский.
Таким образом, необходимость психолого-педагогического просвещения
родителей обусловлена рядом причин:
потребностями современного общества, характерной особенностью
которого
является
изменение
социокультурной
ситуации
(необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в
процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего
поколения);
инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления
воспитания подрастающего поколения нового столетия;
открытостью
современного
педагогического
сообщества
(родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в обществе требует создания новой, более
эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи.
Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности
происходящих изменений, согласования позиций, выработки концепции,
принимаемой педагогическим и родительским сообществом. Для этого
необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к
собственному психолого-педагогическому образованию, повышению
педагогической культуры, связанной:
с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка
(подростка);
со
спецификой процесса его личностного становления и
профессионального самоопределения;
с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их психологопедагогического просвещения.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания
подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей,
представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими
специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс
возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные:
одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать,
третьи – не понимают, зачем это нужно. В условиях, когда большинство
семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического
выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от
решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не
владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных
особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую,
интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели
взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Педагогический
коллектив детского сада должен направить свою деятельность на
формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах.
Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и
воспитания их детей, очень быстро становится актуальной, именно поэтому
было решено создать программу, в которой бы учитывалась динамика
современного обучения, возможность адаптации и раскрытия внутреннего
потенциала у родителей и их детей.
Во
всех
случаях
необходима
квалифицированная
помощь
образовательного учреждения.
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта,
терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и школой всей тяжестью ложится на ребенка.
Не секрет, что многие родители не интересуются успехами ребенка в учебе,
посещением школы. И учителя очень часто испытывают большие трудности
в общении с родителями по этой причине.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к
участию в работе школы, однако в реальных взаимоотношениях учителей и
родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию
этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы:
нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы –
все это может привести к формированию личных и профессиональных
предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в
воспитании своих детей. Поэтому учителя должны проявить инициативу и
понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на
благо ребенка.
Подпрограмма направлена на активизацию родителей к совместной
работе в группе, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей.
Для успешной реализации подпрограммы школа располагает
необходимыми ресурсами, такими как:
- квалифицированные классные руководители, логопед, педагог-психолог,
социальный педагог;
- спортивный зал;
-методические и дидактические материалы для организации совместной
деятельности;
- современные технические средства (проекторы, экраны, компьютеры,
видеотека, интерактивные доски).
Ценность программы состоит в наличии теоретического и
практического материала, направленного на повышение педагогической
культуры родителей и установление доверительных контактов между семьей
и школой через внедрение нетрадиционных форм организации общения.
Актуальность
Настоящая программа разработана для того, чтобы повысить
педагогический статус семьи в воспитании ребенка. В процессе
формирования у родителей активной позиции в воспитании ребенка, важное
значение отводится обучению разнообразным формам взаимодействия с ним,
наблюдению и оценки его реакции и поведения.
Взаимодействие
с
родителями
строится
на
личностноориентированном подходе, т.е. с учетом их жизненного опыта (не только
опыта познания, но и общения). Чтобы позитивно влиять на желания той или
иной семьи, участвовать в педагогическом процессе, педагог должен хорошо
знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные
особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны
предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет
доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те
возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
Отношения
«педагог-родитель»
основаны
на
принципах
сотрудничества и свободы выбора. Сотрудничество с родителями не должно
быть ограничено только педагогической пропагандой, при которой семья
рассматривается лишь объектом воздействия, а возможности семейного
воспитания не используются в полной мере. Принципиально важными
являются привлечение родителей к участию в деятельности образовательного
учреждения,
активизации
их
педагогического
самообразования,
консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детскородительских отношений.
Новая философия взаимодействия семьи и школы требует иных линий
отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания.
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и
«взаимодействие». Сотрудничество – это общее «на равных», где никому не
принадлежит привилегия указывать, оценивать. Признание приоритета
семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и
образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и
доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше
узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных
особенностей, развитии способностей ребенка.
Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу,
ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью
переложили на педагогов, а сами они должны лишь контролировать и
оценивать действия педагогов, не участвуя в самом воспитательнообразовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не
интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или
проблемы их ребенка.
Школа не может заменить семью, она лишь дополняет ее, выполняя
свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения
между педагогами и родителями были доверительными, чтобы родители
были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители
совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому
каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе,
ищет новые формы и методы работы с семьей.
При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за
жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают
деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их
воспитательные методы не приводят к эффективному завершению.
Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:
неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
педагогическая и психологическая неграмотность;
нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах
воспитания;
нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию
ребенка.
Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять,
насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:
основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми
чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе
психокоррекционные принципы;
как поступать в критических ситуациях.
Так была создана настоящая подпрограмма.
Цель подпрограммы: Развитие сотрудничества между родителями и
школой. Совместный поиск положительных опор в качествах личности
ребенка.
Задачи:
осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей;
повышать воспитательное воздействие семьи;
воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества у
всех участников образовательных отношений;
переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному
участию в сотрудничестве со школой.
Законодательная база для разработки подпрограммы:
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон «О правах ребенка»;
Устав школы.
Участники программы: педагоги, родители, обучающиеся.
Показатели эффективности программы:
отсутствие конфликтности, «мирное» разрешение проблем между
обучающимися и их родителями;
повышение степени удовлетворённости родителей результатами
работы школы и классного руководителя;
устойчивость в поведении детей.
Ожидаемые результаты
Для родителей:
активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с
семьей;
повышение степени участия родителей в разработке и отборе;
повышение уровня включения родителей в участии в различных
мероприятиях класса и школы;
повышение педагогической компетенции родителей по вопросам
воспитания детей.
Для педагогов:
обобщение и распространение опыта работы с семьей;
умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование
разнообразных форм и методов работы.
Мероприятия по реализации подпрограммы
Диагностика семей
Задачи:
изучить образ жизни семьи;
выявить особенности семейного воспитания;
выяснить отношение семьи к школе;
выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
Действия
Предполагаемый результат
1. Изучение семей будущих
Формирование единых
первоклассников, их знакомство с
педагогических требований.
системой обучения в школе
2. Ежегодное составление
Создание банка данных
социального паспорта школы
3. Посещение семей
Раннее выявление кризисных семей.
5. Диагностика «Рисунок семьи»
Своевременное выявление детей,
требующих особого внимания.
Совместные мероприятия с родителями
Задачи:
установить неиспользованный резерв семейного воспитания;
найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и
семьи;
пропагандировать здоровый образ жизни.
Действия
Предполагаемый результат
1. Поздравление бабушек и дедушек с Вовлечение родителей в
Днем пожилого человека
воспитательный процесс школы.
2. День Матери (концерт, выставка
работ обучающихся,
поздравительные открытки)
3. Встречи для вопросов и ответов
4. Спортивные соревнования «Папа,
мама и я - спортивная семья»
5. День открытых дверей
6. Ярмарка
7. Спортивные соревнования
«Волейбол» между командами
родителей, педагогов и обучающихся
8. Масленица
9. Поздравление дедушек и бабушек
поселка с Днем Победы
10. Защита портфолио класса
11.Привлечение родителей –
выпускников школы для сохранения
и приумножения школьных традиций
12. Последний звонок
Педагогическое и психологическое просвещение родителей
Задачи: Повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение
родителей.
Действия
Предполагаемый результат
1. Собрания родителей («Итоговая Терапия семейных отношений.
аттестация»,
«Профориентация», Улучшение микроклимата в семье.
«Текущая успеваемость учеников»,
«Последний звонок. Выпускной»)
2. Открытые уроки для родителей
3.
Тематические
собрания
привлечением родителей
с
4. Реализация Программы психологопедагогического
просвещения
родителей «Школа для родителей» на
2020-2025 г.г. (См. приложение 1).
5. Совместные
ученические
приглашением
предметников
6.
Собрания
родителей
7.Индивидуальная
родителями
родительские
собрания
учителей
и
с
-
практикумы
для
работа
с
8. Итоговые четвертные собрания по
классам
9. Родительские конференции
Работа с нестандартными (многодетные, неполные, неблагополучные)
семьями
Задачи:
учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение
родителей;
оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в
стрессовых ситуациях;
предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Действия
Работа классного руководителя:
а) регулярное посещение проблемных
семей;
б)
индивидуальные
беседы
с
родителями;
в) совместная работа классного
руководителя, родителей и учителей предметников;
г) проведение малых педсоветов;
д) ведение учета пропусков занятий
учащихся, способных прогуливать
уроки без уважительной причины.
Работа
социального
педагога,
психолога:
а) психодиагностика уровня развития
детей;
б) индивидуальные консультации для
родителей;
в) совместная профилактическая
работа с инспектором ОДН.
Работа администрации школы:
а)
индивидуальные
беседы
и
консультации;
б) контроль работы классных
руководителей;
в) тематические совещания при зам.
директоре по ВР;
г) индивидуальные отчеты классных
руководителей
о
текущей
успеваемости
и
посещаемости
учебных занятий учащимися из
проблемных семей;
д) изучение данных о занятости
учащихся в кружках и спортивных
секциях.
Работа с семьями опекаемых детей:
а) регулярное посещение семей
опекаемых детей;
б) контроль за регулярным питанием
опекаемых учащихся в школьной
столовой;
в) индивидуальное собеседование с
опекунами;
г) оказание помощи в организации
Предполагаемый результат
Оказание помощи семьям, снижение
правонарушений среди подростков,
устранение
злоупотреблений
со
стороны
недобросовестных
родителей, уменьшение количества
проблемных семей.
Реабилитация
и
социальная
адаптация подростков с девиантным
поведением,
профилактика
правонарушений
и
вредных
привычек.
Обеспечение
плодотворного
и
полноценного
сотрудничества
с
родителями в учебно-воспитательном
процессе.
Составление
банка
данных,
контрольное обследование раза в год,
своевременная помощь в различных
ситуациях.
летнего отдыха опекаемых детей;
д)
своевременное
выявление
школьников,
проживающих
с
родственниками при неоформленном
опекунстве.
Работа
с
многодетными
и Составление банка данных. Оказание
своевременной
помощи
особо
малоимущими семьями:
а) контроль над постановкой детей из нуждающимся
детям
из
данной
категории
семей
на малообеспеченных семей.
бесплатное льготное питание в
школьной столовой;
б) проведение праздников для детей
из многодетных семей;
в) оказание материальной помощи
многодетным семьям
Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной
работы класса и школы.
Задача: Организация работы Совета родителей
Действия
Предполагаемый результат
Создание единого воспитательного
Работа Совета родителей
пространства «родители - дети Создание классных и общешкольного учителя». Создание условий для
Совета родителей
развития
родительских
общественных организаций.
Контроль членов Совета родителей за
организацией
питания
и
медицинским обслуживанием
Помощь родителей в выполнении
детьми режима дня и правил для
обучающихся
Присутствие родителей на защите
портфолио класса и школы
Посещение
членами
Совета
родителей «проблемных» семей.
План работы Совета родителей прилагается (см. приложение 2).
Работа с педагогическими кадрами
Задача: Способствовать формированию теоретических представлений у
педагогов о возможностях и условиях использования различных методов,
новых форм и технологий в работе с родителями.
Действия
Предполагаемый результат
Изучение
нормативно-правовых Знание педагогами необходимых
документов по работе с семьей.
нормативных правовых документов,
доступность
информации
по
Уточнение
функциональных проблеме работы с семьями, создание
обязанностей социального педагога, методических разработок в помощь
классного руководителя, психолога.
классным руководителям.
Качественная
работа
информационного
центра
в
библиотеке.
Выявление потребностей педагога в
обучении
и
повышение
профессиональной квалификации по
проблеме организации работы с
семьей.
Обобщение опыта работы педагогов
по работе с семьей.
Работа с социумом
Задача: Активизация работы с социумом, поиск новых путей привлечения
семьи к участию в жизни школы.
Действия
Предполагаемый результат
МАОУ СОШ №12 традиционно Расширение
культурноподдерживает отношения с:
воспитательного пространства
Библиотекой;
Театром «Вариант»;
ЦДТ;
Инспектором ОДН;
Инспектором ГИБДД;
Клиникой,
дружественной
к
молодежи;
Специалистами
наркологической
больницы;
Специалистами ПЧ г. Первоуральска;
ПО «Хромпик» и др.
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
Уровень педагогической компетентности родителей;
Уровень вовлеченности в реализацию подпрограммы учителей,
родителей и обучающихся школы;
Положительные отзывы партнеров и участников подпрограммы;
Новые формы сотрудничества семьи и школы.