РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
вокальный
ансамбль «Звонкие голоса» (далее Программа) составлена в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в последней редакции);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в последней редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (вместе с СанПиН 1.2.3685-21) (зарегистрировано в Минюсте
России 29.01.2021 №62296);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован 26.09.2022 №
70226);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного образования
детей в Свердловской области от 06.05.2022 № 434-Д;
- Концепция информационной безопасности в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023. № 1105-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
06.05.2022
№
434-Д
«Об
утверждении
концептуальных
подходов
к
развитию
дополнительного образования детей в Свердловской области;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019
г.
№
70-Д
персонифицированного
«Об
утверждении
финансирования
методических
дополнительного
рекомендаций
«Правила
образования
детей
в
Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.12.2021 г. № 1245-Д «СО от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
по
подготовке
правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
- Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской
области
в
2021
году»
(вместе
с
методическими
рекомендациями
«Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
- Устав МАОУ СОШ №12.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы вокальный ансамбль «Звонкие голоса».
Актуальность: Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос
помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным
явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в
себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим
голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового
аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении,
испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует
развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического
искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. В
певческой
деятельности
творческое
самовыражение
обучающихся
формируется
в
ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов
вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без
сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. По всей целевой
направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование
практических умений и навыков в области хорового искусства.
Новизна программы: состоит в том, что содержание программы вокальный ансамбль
«Звонкие голоса» дает возможность каждому ребенку освоить вокал.
Отличительные особенности. Универсальным механизмом развития личности,
обеспечивающим ее вхождение в мир культуры и адаптации к существованию в
современном мире, является творчество. Творческая деятельность человека, как правило,
обусловлена теми способностями, которые формируются в школьные годы. Она стимулирует
развитие индивидуальности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей,
служит средством углубления знаний. Особым видом творческой деятельности детей
является изучение и практическое освоение вокального пения. Программа включает в себя
освоение вокала, умения слушать и слышать музыку, разбираться в классической и
современной музыке и т.д.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в формировании
дружеского, сплоченного коллектива. Творческое объединение развивает художественные
способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививает любовь к труду, интерес к
познанию нового в изучаемом предмете.
Воспитательная
работа.
Целью
воспитательной
работы
при
реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокальный ансамбль
«Звонкие голоса» является формирование у детей социального опыта, необходимого для
жизни в обществе, а также системы ценностей, принимаемой обществом для многогранного
развития и социализации каждого обучающегося.
В достижении цели воспитательной работы поможет решение ряда задач, а именно:
-
развитие общей культуры обучающихся через традиционные объединения, выявление
одаренных детей и работа с ними;
-
формирование у детей гражданско-патриотического сознания;
-
развитие творческих способностей учащихся в процессе создания творческой
атмосферы в объединении через организацию совместной деятельности педагогов,
обучающихся и родителей;
-
формирование нравственной культуры, интеллектуального расширение кругозора для
улучшения образовательного процесса;
-
пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-
опасных явлений;
-
создание условий для активного и полезного взаимодействия МАОУ СОШ №12 и
семьи по вопросам воспитания обучающихся.
Мероприятия воспитательного характера позволяют включить каждого ребенка в
практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям.
Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по
профилю, но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
Воспитательная работа необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Цели и задачи
Главная цель программы «Звонкие голоса»: развитие музыкальной культуры
обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую
деятельность.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области
«Искусство» в целом и музыкального искусства в частности:
1)
становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательной сферы;
2)
осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения,
интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
3)
реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении
с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.
Достижению
поставленных
целей
способствует
решение
круга
задач,
конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся
наиболее важные направления, а именно:
—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного
переживания
музыкальных
образов,
развитие
и
совершенствование
эмоционально-
ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей
обучающихся;
—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира,
приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое
освоение интонационно-об- разного содержания произведений отечественной музыкальной
культуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре
других стран и народов;
—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального
языка, направления, стили и т. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу,
ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на
окружающий мир;
—улучшение
физического
и
психического
самочувствия,
укрепление
здоровья
обучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной
социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города,
республики, страны.
Адрес программы: программа предназначена для обучающихся 4 классов, возраст 910 лет, увлекающихся пением и желающих попробовать себя на сцене, активные, любящие
творчество, имеющие фантазию.
Количество обучающихся в группе: 20-40 человек
Режим занятий и объем программы:
- один раза в неделю по два академических часа итого 68 часа.
Срок и объем реализации программы:
Уровень
Год
обучения
Дата
начала
занятий
Базовый
1 год
Дата
окончан
ия
занятий
1
25
сентября
мая
ИТОГО:
Уровень
дополнительной
Количест
во
Количество
учебных
дней
Количество
Режим
учебных
часов
занятий
34
68
68
34
68
68
1 раз в
неделю
по 2
часа (2
часа в
неделю)
учебных
недель
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
вокальный ансамбль «Звонкие голоса» – базовый, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
Условия набора:
Основной набор проходит в начале учебного года. В группы принимаются дети, на
добровольной основе. На обучение принимаются мальчики и девочки, достигшие 9 –летнего
возраста. Возможен дополнительный набор обучающихся взамен выбывших по болезни,
другим причинам. Состав группы разновозрастной, разнополый, сменный.
Возрастные особенности. 9 – 12 лет происходят существенные изменения в психике
ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает
сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует
развитию теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого
возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка
всех остальных психических процессов, то есть “память становится мыслящей, а восприятие
думающим”. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть
сформированы такие новообразования, как произвольность, способность к саморегуляции,
рефлексия (обращенность на себя). Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий
мир, заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом
виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения.
В подростковом возрасте возникает новый тип взаимоотношений между детьми и
взрослыми. Подросток претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Меняется в
этот период и отношение детей к дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении
со сверстниками. Это явление объясняется тем, что у подростка формируются новые
ценности, которые понятны и ближе сверстнику, нежели взрослому. Существенно меняется
характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных
самооценок. Недовольство собой у детей распространяется не только на общение с
одноклассниками, но и на учебу.
Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков
потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего
взрослыми.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном
отношении. Подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения,
постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия,
ранимость, неадекватность реакций.
Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к
каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при
работе с ним, увлечь и заинтересовать его.
Режим занятий:
- занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа с перерывом 15 минут.
Академический час 45 минут.
Формы и методы проведения занятий:
Программа реализуется в работе с обучающимися 4-х классов.
Программа курса рассчитана на 1 год обучения с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают
активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой
работы, практическую и исследовательскую деятельность.
Особенности организации образовательного процесса.
Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности
детского голоса. Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских
голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем
возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному
мастерству. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода.
Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20
лет.
По
способу
организации
педагогического
процесса
программа
является
интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими.
Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь
ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию,
воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности,
важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы
определяют связь между предметами эстетического цикла.
При разучивании песенного репертуара сочетать знания и умения детей, полученным
на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно
произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в
сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию
при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной
литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать
образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках
изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах
и жанрах.
При составлении учебной и концертной программы необходимо заботиться о
художественном и жанровом разнообразии. Овладение певческим искусством - большой
труд, который требует волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучаемого. Работа
педагога, направленная на создание этих установок – один из главных моментов в
организации всего учебного процесса.
Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и
воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительное пение свидетельствует о
вокальной культуре исполнителя. Ребенок проявляет свое субъективное отношение к
окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа.
Формы подведения результатов:
Концерты, фестивали;
проведение праздников и мероприятий с привлечением родителей;
выполнение заданий на определённую тему и в определённой технике;
демонстрация тех или иных приемов работы по разным творческим направлениям.
Календарный
учебный
график
разработан
в
соответствии
с
санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.3648-20).
3. Содержание учебного плана
Базовый уровень. 1 год обучения
Задачи программы:
создание интереса к музыке, хоровому пению;
обучение основным вокально-хоровым навыкам;
обучению детей основам голосообразования, т.е. работа над постановкой голоса ребенка;
обучение основам музыкальной грамоты и развитие музыкальной памяти учащихся.
Ожидаемый результат:
За учебный год должно быть пройдено 10-15 музыкальных произведений. По окончании 1
года обучения каждый ребенок должен: иметь элементарное представление о голосовом
аппарате, о резонаторах, о вокально-хоровых навыках; знать, что такое правильная установка
корпуса при пении сидя и стоя; уметь правильно пользоваться певческим дыханием; знать
правила орфоэпии при пении; чисто интонировать мелодию в унисон; иметь представление
пения двухголосия; научиться выразительно и эмоционально исполнять музыкальные
произведения.
Содержание программы
1. Введение в мир хорового искусства. Знакомство с коллективом. Техника безопасности:
знакомство с детьми; краткие сведения из истории вокально-хорового искусства; техника
безопасности – правила поведения детей на улице, дома, в школе, в общественном
транспорте (правила дорожного движения) и т.д.
2. Основные вокально-хоровые навыки: Певческая установка и дыхание: посадк хорового
певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении; навыки пения сидя и стоя;
дыхание перед началом пения; одновременный вдох и начало пения; различный характер
дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения
(медленное, быстрое); смена дыхания в процессе пения, различные его приемы (короткое и
активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без
крика и напряжени (форсировки); преимущественно мягкая атака звука; округление гласных
и способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
3. Дирижерский жест: "внимание”, “дыхание”, “начало”, “окончание” пения: воспитание
навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера “внимание”, “дыхание”,
“начало”, “окончание” пения).
4. Основные приемы звуковедения: legato, non legato, staccato: объяснение понятий в пении –
legato, non legato и staccato; отработка данных приемов во время исполнения произведений и
упражнений.
5. Навык “цепног дыхания”. Цезура в пении: понятие “цезура”; знакомство с навыками
“цепного” дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения, исполнение
продолжительных музыкальных фраз на “цепном” дыхании).
6. Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении: развитие дикционных навыков;
основные правила произношения слов в пении; гласные и согласные, их роль в пении;
взаимоотношение гласных и согласных в пении; отнесение внутри слова согласных к
последующему слогу.
7. Ритм, метр, темп: простые ритмические рисунки, состоящие из восьмых, четвертных,
половинных длительностей; пунктирный ритм; простые размеры -2/4, 3/4; темп – медленный,
умеренный, быстрый.
8. Музыкально-выразительные средства в музыке: темп (медленный, средний, быстрый),
динамика – нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте); агогика (фермата), тембр,
штрихи (легато, нон легато, стаккато), фразировка.
9. Динамика и агогика: взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего
произведения – динамического и агогического; различные виды динамики; многообразие
агогических возможностей исполнения произведений (пение в строго размеренном темпе;
сопоставление двух темпов – быстрого и медленного).
10.Ансамбль и строй. Унисон в хоре: выработка активного унисона (чистое и выразительное
интонирование диатонических ступеней лада); ритмической устойчивости в умеренных
темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная);
соблюдение динамической ровности при произнесении текста;
11.Вокально-хоровой жанр: песня, романс: знакомство детей с основными вокальнохоровыми жанрами (песня, романс)
12.Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать
музыку, беседовать о ней. Для этого на занятии дети часто слушают музыкальные
произведения в исполнении различных детских и взрослых хоровых коллективов, а также
посещают различные концерты хоровой музыки, фестивали, участвуют в концертных
программах школы.
13.Анализ
музыкального
произведения.
Музыкальная
форма:
период,
куплетна
и
одночастная форма: анализ словесного текста и его содержания; чтение текст по партиям и
партитурам; определение музыкально формы (куплетная, одночастная), членение на мотивы,
периоды, предложения, фразы.
14.Одноголосие:
устойчивое
интонирование
одноголосного
пения
с
простым
аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию; пение без сопровождения простых
попевок, прибауток, русских народных песен (a capella).
15.Двухголосие:
навыки
пения
двухголосия
с
аккомпанементом;
пение
простых
двухголосных произведений без сопровождения.
16.Постановка голоса ребенка (певческого и речевого): распевание (попевки, скороговорки, и
т.д), различные виды вокализации (упражнения на легато и стаккато); пение гамм,
упражнений на различные интервалы; работа над развитием слуха и голоса.
Учебно-тематический план
№
1
I
1.1
1.2
1.3
1.4
II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Содержание
Виды деятельности
Название разделов и
Количество
обучающихся
тематика занятий
часов
Певческое
Вводное
занятие.
2
искусство. История
Ознакомление учащихся с
искусства. Техника
правилами пения и охраны
безопасности
голоса.
Ноты
певческого Сольмизация, хоровое
Хоровое сольфеджио
диапазона,
сольфеджио:
Музыкальная грамота
4
длительности
и проговаривание,
Вокальные упражнения
2
паузы,
основные пропевание по нотам
Работа над многоголосием
4
музыкальные
попевок,
мелодий
Чтение нот
2
размеры,
штрихи, изучаемых
динамика,
произведений. Анализ
дополнительные
мелодического
и
обозначения в нотах ритмического рисунка
(реприза,
вольта, песни
(направление
фермата и др.).
движения,
Знаки альтерации. поступенное
Лад,
тональность, движение,
скачки,
тоника. Интонация, повторы,
остановки
мотив,
фраза. кульминации).
Одноголосие,
Пение с ручными
многоголосие.
знаками,
Мелодия,
тактированием.
аккомпанемент.
ИнтонационноИнтервалы,
слуховые упражнения
аккорды.
с
применением
Музыкальная форма наглядных
моделей
(двухчастная,
(рука — нотный стан,
трёхчастная,
столбица и др.).
куплетная, рондо).
Составление
исполнительского
плана песни с опорой
на нотный текст
Вокально-хоровой
Разучивание
Вокально-хоровая работа
жанр:
песня, произведение
по
Работа над репертуаром
2
романс:
знакомство
партитурам,
чтение
с
Народная песня
8
детей с основными листа
несложных
Современные произведения
8
вокально-хоровыми попевок, вокальных
Классика
8
жанрами
(песня, упражнений и т.д.
Пение
учебно8
романс).
Анализ Пение
без
музыкального
сопровождения
тренировочного материала
2.6
2.7
Распевания
Импровизация
8
6
III
Концертная деятельность
Итого
Планируемые результаты
4
68
произведения.
Музыкальная
форма:
период,
куплетная
и
одночастная форма:
анализ словесного
текста
и
его
содержания; чтение
текста по партиям и
партитурам;
определение
музыкальной
формы, членение на
мотивы, периоды,
предложения,
фразы.
Одноголосие,
многоголосие.
простых
попевок,
прибауток,
русских
народных песен (a
capella).
Пение
простых
двухголосных
произведений
без
сопровождения.
Распевание (попевки,
скороговорки, и т.д),
различные
виды
вокализации
(упражнения на легато
и стаккато); пение
гамм, упражнений на
различные интервалы;
работа над развитием
слуха и голоса.
Обучение программе «Звонкие голоса» направлено на достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
1) чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора,
шедевров
музыкального
наследия
русских
композиторов,
различных
направлений современного музыкального искусства России;
2) умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, их понимание и
оценка;
3) умение ориентироваться в культурном мн6огообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы и города;
4) уважительное отношение к культуре других народов; сформированность этетических
потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие мотивов учебной деятельности и личного смысла участия; овладение навыками
сотрудничества с учителями и сверстниками;
6) реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)
музицирования при воплощении музыкальных образов.
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы «Звонкие
голоса» являются:
1) овладение способностями принимать или сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов, определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;
4) продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальнотворческих задач на занятиях;
5) освоение форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
6)
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений.
Предметными результатами освоения обучающимися программы «Звонкие голоса»
являются:
1) формирование общего представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
2) формирование общего представления о музыкальной картине мира;
3) знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
4) формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкальнотворческой деятельности;
5) умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений;
понимать содержан6ие произведений разных жанров и стилей.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1. Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе вокальный ансамбль «Звонкие голоса»
Начало учебных занятий – 01 сентября.
Продолжительность учебного года – 34 учебных недель.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Окончание учебного года – 25 мая.
Каникулы – новогодние.
Промежуточная аттестация: 19-24 декабря, 15-20 мая.
2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для организации обучения по программе необходимы следующие материальнотехнические средства:
- учебный кабинет, оборудованный столами и стульями, отвечающими требованиям
ГОСТа (по размеру);
- хорошая освещенность, возможность проветривания помещения;
- стол для педагога;
- демонстрационная магнитно-маркерная доска;
- мультимедийная техника (ноутбук, экран, телевизор, мультимедиа проектор);
- синтезатор;
- инструкции по технике безопасности;
- методическая и детская художественная литература;
- раздаточный материал.
Информационное обеспечение:
- Инструкции по технике безопасности на занятие.
- Диагностические методики.
- Видеоматериалы, аудиоматериалы.
- Информационные
ресурсы,
необходимые
для
реализации
программы
в
дистанционном режиме.
Кадровое обеспечение реализации программы:
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с
уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту.
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования
Борисенко
Алевтина
Алексеевна. Форма участия других лиц в реализации программы: участие и помощь
родителей на репетициях, и мероприятиях воспитательного характера.
Методические материалы:
Дидактическое обеспечение реализации программы разработано в соответствии с
темами учебного плана программы.
Используемые для реализации программы:
1. Игровые технологии
2. Технологии развивающего обучения
3. Информационно – коммуникативные технологии
4. Здоровье сберегающие технологии
5.
Электронные образовательные ресурсы: компьютерные презентации, разработанные
педагогом, по темам программы, банк видеоматериалов и аудиоматериалов
6. Информационные материалы к темам программы (афиши, программки, билеты и.т.д.)
7. Методики обучения вокальному мастерству
8. Методики обучения развития сценического движения
9. Методики технологии изготовления плакатов, афиш, программок
10. Методики оценки актерских способностей
11. Проектная методика
Системы средств контроля и результативности обучения – представляет собой
различные виды анкетирования, самостоятельных работ и мониторинга.
1.
Анкета
для
родителей
«Степень
удовлетворенности
спектром
и
качеством
дополнительного образования в МАОУ СОШ №12».
2.
Темы устных опросов (зачетов) «Техника безопасности на занятиях».
3.
Темы индивидуальных творческих заданий.
3
Формы подведения итогов и оценочные материалы
Главным видом контроля является концерт, который проводится в конце года.
Для осуществления правильной оценки результативности реализации дополнительной
Общеобразовательной общеразвивающей программы вокальный ансамбль «Звонкие голоса»
проводится:
Входная диагностика проводиться в сентябре с целью выявления первоначального
уровня развития речевого аппарата, музыкальных данных.
Формы:
- педагогическое наблюдение
- собеседование
- прослушивание.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течении всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала обучающимися, повышение уровня
актерского мастерства у обучающихся
Формы:
- педагогическое наблюдение
- устный зачет
- выполнение индивидуальных творческих заданий
Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь и май) с целью
выявления уровня освоения программы обучающихся.
Формы:
- мониторинг участия на фестивалях и концертах
- выполнение индивидуальных творческих заданий
- участие в итоговом концерте (в конце учебного года)
Итоговый контроль проводиться в конце обучения по программе.
Формы:
- участие в итоговом концерте
- мониторинг участия в творческих конкурсах и фестивалях
Критерии и способы определения результативности
На всех этапах обучения отслеживается личностный рост обучающегося по следующим
параметрам: усвоение знаний по базовым темам; овладение навыками, предусмотренными
программой; развитии творческих навыков; формирование коммуникативных качеств,
трудолюбия.
К способам определения результативности программы относятся педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов,
участия в концертных программах, конкурсах и фестивалях.
Критерии оценки результатов обучения распределены по степени выраженности
знаний и приобретенных умений обучающегося по уровням:
низкий уровень — обучающийся имеет неясные, расплывчатые представления о
предмете, в практических действиях допускает много ошибок, нуждается в постоянной
опеке;
средний уровень — запас знаний обучающегося близок к содержанию программы,
допускаются незначительные ошибки в практической деятельности;
высокий уровень — обучающийся имеет полное четкое представление о предмете,
безошибочно выполняет практические действия, самостоятелен;
очень высокий уровень — знания гибко переносятся и применяются в новых
условиях.
Итоговая аттестация проводится в форме отчетного концерта с целью установления
соответствия знаний, умений, навыков учащихся с планируемыми результатами обучения по
конкретному модулю.