РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дружина юных
пожарных (ДЮП)» (далее Программа) составлена в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в последней редакции);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в последней редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21) (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N
62296);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного образования
детей в Свердловской области от 06.05.2022 № 434-Д;
- Концепция информационной безопасности в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023. № 1105-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
06.05.2022 № 434-Д «Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного
образования детей в Свердловской области;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019
г.
№
70-Д
«Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.12.2021 г. № 1245-Д «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
молодежной политики СО от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
по
подготовке
правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
- Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской
области в 2021 году» (вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»;
- Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №12».
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Дружина юных пожарных (ДЮП)» физкультурно-спортивная.
Актуальность: В современном обществе отмечается постоянный рост количества и
масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и
техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество
погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс.
пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние
пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с
материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85
детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил
установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного
обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных
звеньев образовательных учреждений и сами обучающиеся небрежно относятся к своей
безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Новизна программы: Программа кружка ориентирована на создание у обучающих
правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение
практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации.
В содержание курса входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного
цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности,
полученные учащимися в процессе обучения в образовательной организации, и способствует
у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Отличительные особенности: отличительной особенностью программы является ее
вариативность, возможность свободно планировать и связывать изучение отдельных тем с
особенностями местных условий. Образовательные темы предусматривают не только
изучение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Практические задания способствуют развитию творческих способностей, приобретению
социального опыта и повышению статуса профессии пожарного, вырабатыванию стойкой
гражданской позиции.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в формировании
дружеского, сплоченного коллектива. Данное дополнительное объединение развивает
спортивные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививает любовь к труду,
интерес к познанию нового в изучаемом предмете.
Воспитательная работа. Реализация программы осуществляется параллельно с
воспитательной работой, которая представлена в Программе Воспитания в виде раздела
«Календарный план воспитательной работы». Данный раздел представляет собой базисный
минимум воспитательной работы, который включает в себя мероприятия, являющиеся
обязательными для проведения с обучающимися объединения на всех уровнях и может быть
дополнен педагогом в зависимости от конкретных образовательных потребностей детей.
Целью воспитательной работы при реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Дружина юных пожарных» является формирование у детей
социального опыта, необходимого для жизни в обществе, а также системы ценностей,
принимаемой
обществом
для
многогранного
развития
и
социализации
каждого
обучающегося.
В достижении цели воспитательной работы поможет решение ряда задач, а именно:
-
формирование
у
школьников
активной
жизненной
позиции,
гражданско-
патриотического сознания;
-
развитие творческих способностей учащихся в процессе создания творческой
атмосферы в объединении через организацию совместной деятельности педагогов,
обучающихся и родителей;
-
пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-
опасных явлений;
-
создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по
вопросам воспитания обучающихся.
Для повышения результативности обучения и более эффективного достижения цели и
реализации задач данной программы целесообразно проводить мероприятия воспитательной
работы при участии приглашённых специалистов, привлекающих детей к участию в
организационно-массовых мероприятиях в свободное время от освоения обучающимися
основной дополнительной общеобразовательной программы.
Мероприятия воспитательного характера позволяют включить каждого ребенка в
практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям.
Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по профилю,
но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
Воспитательная работа необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
2.
Цель и задачи программы
Целью программы: является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам
пожарной безопасности путем организации деятельности дружины юных пожарных (ДЮП)
во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению
вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Дружина юных пожарных создаётся в целях совершенствования обучения детей мерам
пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарнотехнических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости –
их использование при пожаре.
Задачи программы:
Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской
ответственности, общественного долга, уважения к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к
преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
Образовательные:
- дать обучающимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения.
Развивающие:
- развитие детского технического творчества; - развитие инициативы и эрудиции детей
в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес обучающихся в процессе организации встреч с
работниками пожарной охраны.
Адрес программы: программа предназначена для обучающихся 5-7 классов, возраст 1115 лет.
Количество обучающихся в группе: 10-15 человек
Режим занятий и объем программы:
- один раза в неделю по одному академическому часу итого 34 часа.
Срок и объем реализации программы:
Уровень
Год
обучения
Дата
начала
занятий
Базовый
1 год
Дата
окончан
ия
занятий
Количест
во
учебных
Количество
учебных
дней
Количество
Режим
учебных
часов
занятий
недель
раз в
неделю
по 1
часу (1
час в
неделю)
01
мая
сентября
ИТОГО:
Уровень
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Дружина юных пожарных» – базовый, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
Условия набора:
Основной набор проходит в начале учебного года. В группы принимаются дети, на
добровольной основе. На обучение принимаются мальчики и девочки, достигшие 11 –летнего
возраста. Возможен дополнительный набор обучающихся взамен выбывших по болезни,
другим причинам.
Состав группы разновозрастной, разнополый, сменный.
Возрастные особенности. 11- 15 лет в психологии и физиологии этот период
соответствует
подростковому
возрасту,
который
является
важнейшим
этапом
психофизиологического развития и становления личности ребенка.
Он характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, что
влияет на неустойчивость нервной системы и колебание эмоциональных состояний. В психике
подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью
психического и физического созревания. Кроме того, обучающиеся попадают в незнакомую
среду, что также связано со стрессом.
Типичной формой реакции подростка на чрезмерные требования со стороны родителей
является протестное состояние и стремление освободиться от их опеки и контроля. Зачастую
в этот период возрастает авторитет педагогов, мнение и суждение которых для детей
становятся непререкаемым, их поведение служит эталоном для подражания.
Ребенок в возрасте 11-15 лет умеет аргументировать, доказывать свою точку зрения, у
него активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее, подростки часто живут
сегодняшним днем. Они не всегда думают о последствиях своих поступков, особенно это
касается личной безопасности и безопасности их окружения. Особенно в таком возрасте
нужно привить ребенку ответственность за пожарную безопасность, так как это касается
напрямую жизни и здоровья самого обучающегося, так и близких его людей.
Педагог обязан помочь обучающемуся подростку оценить свои силы и возможности,
расширить границы понимания своих потребностей, посредством вовлечения в процесс
обучения.
Режим занятий:
- занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу без перерыва.
Академический час 45 минут.
Формы и методы проведения занятий:
При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы.
Проводятся теоретические и практические занятия, практическое занятие (дискуссии,
творческие встречи, экскурсии, показательные выступления).
Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение
занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной,
физической
и
других
видов
деятельности.
Каждое
занятие
сопровождается
физкультминутками и перерывами, где используются элементы здоровье-сберегающих
технологий. Кроме того, на каждом занятии особое внимание уделяется формированию
здорового образа жизни обучающихся.
Фронтальная (со всеми обучающимися одновременно) – теоретические занятия по
технике безопасности, теоретические занятия, лекции и беседы по разделам программы,
просмотр и обсуждение кинофильмов.
Групповая (в малых группах, в парах)- диспуты, дискуссии, разбор ситуационной задачи.
Индивидуальная (отдельно с каждым обучающимся) – отработка навыков и умений при
работе огнетушителем, пожарными рукавами и стволами.
Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные
методы, практические, метод учебных ситуаций, объяснительно-иллюстрированный,
поисковый, проектный.
Для детей с различным уровнем когнитивных способностей, интересов варьируются
задания, упражнения, используемые материалы.
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы
дистанционных образовательных технологий:
- видео-занятия, лекции, мастер-классы;
- открытые электронные библиотеки;
- сайты по данному направлению;
- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
- адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие
платформы и сервисы ИКОП «Сферум», Яндекс Телемост.
Виды занятий: беседы, разбор ситуационных задач, дискуссии, показательные
выступления.
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа является модифицированной. Особенность ее в том, что она
дополнена разделами «Доврачебная медицинская помощь», «Агитационно-пропагандистская
работа».
Также приоритетным является выделение ценностных ориентиров:
- ценность гражданской позиции, как умение противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах
своих возможностей;
- ценность доброжелательности, как доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- ценность семьи, как основополагающей в нравственном содержании и смысле поступков, как
собственных, так и окружающих людей;
- ценность личности, как самосовершенствование, самообразование и самовоспитание,
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов
познания и творчества.
В отличии от других программ эта программа дает возможность свободно планировать
и изменять порядок изучения тем, связывать изучение отдельных тем с особенностями
местных условий. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Формы подведения результатов:
- открытые уроки;
- тесты, викторины;
- показательные выступления;
- спортивно-пожарные эстафеты.
3.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Базовый уровень. 1 год обучения
№
Раздел
Количество часов
Всего
Вводное занятие.
Цели
и
задачи
пожарной охраны.
Причины пожаров в
жилом доме.
Спички - детям не
игрушка.
Действия
при
возникновении
пожара.
Противопожарная
безопасность
в
школе.
Эвакуация
при
пожаре из здания
школы.
Первичные средства
пожаротушения.
Правила
пользования
первичными
средствами
пожаротушения.
Виды и назначение
огнетушителей.
Пожарная
безопасность
в
местах
массового
скопления людей.
Травмы, полученные
при
пожаре.
Оказание
первой
Теория
Форма
Практика
контроля
Устный зачет
1
1
1
Устный зачет
2
2
Устный зачет
1
1
Выступление
агитбригада
Устный зачет
1
1
2
1
1
Показ
спектакля
2
2
Показательная
эвакуация
1
1
Практический
зачет
Показательные
2
2
1
2
выступления
1
Устный зачет
Устный зачет
1
1
4
2
2
Практический
зачет
медицинской
помощи.
Меры
пожарной
безопасности
при
проведении
новогодних
праздников.
Экскурсия
в
пожарную часть
Выступление
2
1
4
Катастрофические
пожары
на
территории
Свердловской
области.
Лесные
пожары.
Знаки
пожарной
безопасности.
Пожарноприкладной спорт.
1
агитбригады
4
Круглый стол.
Диспут
1
1
4
2
2
Устный зачет
Пожарно-
3
3
спортивная
эстафета
ИТОГО:
Календарный
34
учебный
график
14
разработан
20
в
соответствии
с
санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.3648-20), (см. Приложение 2).
Содержание учебного плана
Базовый уровень. 1 год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория: Правила поведения в кабинете. Правила пользования техническими средствами
Практика: устный зачет по всем правилам.
2. Цели и задачи пожарной охраны.
Теория: Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной
охраны в жизни страны и каждого гражданина.
3. Причины пожаров в жилом доме.
Теория: Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети.
Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с
пиротехническими средствами.
4. Спички - детям не игрушка.
Теория: Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения
спичек.
Практика: выступление агитбригады перед воспитанниками НСП и учениками начальной
школы.
5. Действия при возникновении пожара.
Теория: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.
Практика: устный зачет по всем правилам
6. Противопожарная безопасность в школе.
Теория: Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на
детских праздниках и утренниках.
Практика: показ мини спектакля.
7. Эвакуация при пожаре из здания школы.
Теория: План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути эвакуации
школьников при пожаре.
Практика: тренировочная эвакуация
8. Первичные средства пожаротушения.
Теория: Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и
назначение. Подсобные средства тушения пожара.
Практика: практический зачет
9.
Правила пользования первичными средствами пожаротушения.
Теория:
Пожарный
топор.
Пожарный
лом.
Пожарный
багор.
Пожарный
крюк.
Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.
Практика: показательные выступления перед учениками начальной школы.
10. Виды и назначение огнетушителей.
Теория: Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации
огнетушителей.
Практика: устный и практический зачеты
11. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.
Теория: Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных
сооружениях, в парках культуры и отдыха.
Практика: устный зачет
12. Травмы, полученные при пожарах.
Теория: Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.
Практика: практический зачет
13. Меры пожарной безопасности при проведении новогодних праздников.
Теория: Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов
и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.
Практика: выступление агитбригады
14. Экскурсия в пожарную часть.
Практика: Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.
15. Катастрофические пожары на территории Свердловской области. Хроника
чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в Свердловской области.
Практика: круглый стол - диспут
16. Знаки пожарной безопасности.
Теория: Знаки для использования на путях эвакуации.
Практика: устный зачет по знакам
17. Пожарно-прикладной спорт.
Практика: пожарно-спортивная эстафета
Планируемый результат
4.
Личностные результаты:
- формирование
навыков
и
потребности
к
сотрудничеству со
сверстниками,
доброжелательному отношению со сверстниками, бесконфликтному поведению, стремлению
прислушиваться к мнению одногруппников;
- соблюдение норм и правил, принятых в сообществе;
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- уважительное отношение к иному мнению;
- оказание бескорыстной помощи окружающим;
- способность принимать активное участие в организации и проведении совместных
культурно массовых мероприятиях.
Метапредметные результаты:
- умение понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- умение проявлять индивидуальные творческие способности при инсценировки;
- умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
- умение формулировать свои затруднения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- умение планировать свои действия на отдельных этапах работы;
- умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- умение анализировать причины успеха/ неуспеха, осваивать с помощью педагога
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
- умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.
Планируемые результаты, критерии и механизм оценивания результатов.
Обучающийся будет знать:
- основные термины (огнетушитель, пожарный шланг, пожарный топор, пожарный лом,
пожарный багор, пожарный крюк, противопожарные водопроводы, пожарный водоем);
- профессиональные качества пожарного;
- правила эксплуатации огнетушителей;
- правила поведения на пожаре;
- правила пожарной безопасности в общественных местах;
- виды травм, полученных при пожаре;
- знаки пожарной безопасности.
Обучающийся будет уметь:
Пользоваться спичками.
Эвакуироваться из здания школы.
Пользоваться всеми видами огнетушителей.
Уметь оказывать первую помощь при травмах, полученных во время пожара.
Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.
Выполнять команды по строевой подготовке.
Надевать комплект боевой одежды пожарного.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРЫЙ УЧЕНЫЙ ГРАФИК К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»
Начало учебных занятий – 01 сентября.
Продолжительность учебного года – 34 учебных недель.
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Окончание учебного года – 25 мая.
Каникулы – новогодние.
Промежуточная аттестация: 19-24 декабря, 15-20 мая.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Для организации обучения по программе необходимы следующие материальнотехнические средства:
- учебный кабинет, оборудованный столами и стульями, отвечающими требованиям
ГОСТа (по размеру);
- хорошая освещенность, возможность проветривания помещения;
- стол для педагога;
- демонстрационная магнитно-маркерная доска;
- мультимедийная техника (ноутбук, экран, телевизор, мультимедиа проектор);
- игровые средства обучения: мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы
цветных карандашей, фломастеров, красок, сценическая ширма;
- инструкции по технике безопасности;
- методическая литература;
- таблицы, схемы, раздаточный материал;
- туристическое снаряжение (каски, рюкзак, туристический коврик, топор, нож, котелок
и костровое оборудование, веревки, карабины, аптечка, компасы, топографические карты);
- ручные огнетушители.
Информационное обеспечение:
- Инструкции по технике безопасности на занятие.
- Диагностические методики.
- Видеоматериалы.
- Информационные ресурсы, необходимые для реализации программы в дистанционном
режиме.
Кадровое обеспечение реализации программы:
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с
уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту.
Программу реализует педагог дополнительного образования Черепанова Евгения Эдуардовна.
Форма участия других лиц в реализации программы: участие других педагогов специалистов
при проведении постановок; участие и помощь родителей на репетициях, и мероприятиях
воспитательного характера.
Методические материалы:
Дидактическое обеспечение реализации программы разработано в соответствии с
темами учебного плана программы.
Используемые для реализации программы:
1. Игровые технологии
3. Информационно – коммуникативные технологии
4. Здоровье сберегающие технологии
5.
Электронные образовательные ресурсы: компьютерные презентации, разработанные
педагогом, по темам программы, банк видеоматериалов
6. Информационные материалы к темам программы (буклеты, листовки и.т.д.)
.
Проектная методика
Системы средств контроля и результативности обучения – представляет собой
различные виды анкетирования, самостоятельных работ и мониторинга.
1.
Анкета
для
родителей
«Степень
удовлетворенности
спектром
и
качеством
дополнительного образования в МАОУ СОШ №12.
2.
Темы устных опросов (зачетов) «Техника безопасности на занятиях».
3.
Темы индивидуальных заданий.
4.
Тесты.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ (АТТЕСТАЦИЯ) И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Главным видом контроля является спектакль, который проводится в конце года.
Для осуществления правильной оценки результативности реализации дополнительной
Общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр на английском языке»
проводится:
Входная диагностика проводиться в сентябре с целью выявления первоначального
уровня знаний по пожарной безопасности.
Формы:
педагогическое наблюдение
собеседование
тестирование
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течении всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала обучающимися, повышение уровня
мастерства у обучающихся
Формы:
- педагогическое наблюдение
- устный зачет
- выполнение индивидуальных заданий
Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь и май) с целью
выявления уровня освоения программы обучающихся.
Формы:
- мониторинг участия в творческих конкурсах и фестивалях
- устный зачет
- выполнение индивидуальных творческих заданий
участие в показательных выступлениях, агитбригаде;
- участие в пожарно-спортивных соревнованиях (в конце учебного года).
Итоговый контроль проводиться в конце обучения по программе.
Формы:
- участие в пожарно-спортивных соревнованиях (в конце учебного года);
мониторинг участия в показательных выступлениях.
Критерии оценивания
Высокий уровень освоения программы
Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и
творческой деятельности, составляющей содержание программы. На итоговом тестировании
показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний
воплощается в качественный продукт.
Средний уровень освоения программы
Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной
и
творческой
деятельности,
составляющей
содержание
программы.
На
итоговом
тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое
применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки.
Низкий уровень освоения программы
Учащиеся
демонстрируют
низкий
уровень
заинтересованности
в
учебной,
познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы. На
итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала,
практическая работа не соответствует требованиям.
Список используемой литературы
1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-03.
2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. М.2005 г.
3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г .Курцев П.А.
4. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,«Просвещение», 1988 г.
5. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал, №2,
2007 г.
6. Сундаков В.И. Жизнь без опасности. М. 2003 г.
7. Кутногороская А.Л. Пожарная безопасность. М. 2002 г.
8. Тагунов С. А. Азбука безопасности. Ж. « Практика административной работы в
школе».2005 г. № 2.
9. Паршиков Б.Б. Занятия клуба «Юный пожарный» М. 2002 год.
10. Завьялова Р.А.Правила пожарной безопасности. М. 2004 г.
11. Альшанина Е.И. Психологическое сопровождение воспитательного процесса. М. 2003
год.
12. Абросимова Е.И. Правила поведения при пожаре. М. 1999 год.