РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературная
гостиная» (далее Программа) составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в последней редакции);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в последней редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (вместе с СанПиН 1.2.3685-21) (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N
62296);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного образования
детей в Свердловской области от 06.05.2022 № 434-Д;
- Концепция информационной безопасности в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023. № 1105-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
06.05.2022 № 434-Д «Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного
образования детей в Свердловской области;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019
г.
№
70-Д
«Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.12.2021 г. № 1245-Д «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
молодежной политики СО от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
по
подготовке
правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
- Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской
области в 2021 году» (вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»;
- Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №12»
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
программы «Литературная гостиная»» художественно-эстетическая.
общеразвивающей
Актуальность: Внеклассная работа является важнейшей составной частью работы по
приобщению обучающихся к литературе как искусству слова, пробуждению у них интереса к
словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники
чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая им лучше усваивать программный
материал, повышать их общую коммуникативную культуру. Осуществление этих задач ведет
к выполнению основной цели – развитию у обучающихся интереса к чтению как учебному
предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию
любви и уважения к художественной литературе. Руководство литературным творчеством
играет огромную роль для нравственного и идейного воспитания обучающихся. Именно в
литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней.
Литературное творчество – всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается
коллективизм и гражданственность, ответственность. Организация литературного кружка, как
правило, преследует цель не только помочь обучающимся глубже усвоить школьную
программу, но и расширить круг чтения детей, их знания по литературе, искусству. Обучение
учащихся осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает
индивидуальный темп и объём усвоения материала сообразно способностям и наклонностям
каждого школьника.
Новизна программы: состоит в том, что она дает возможность обучающемуся
взглянуть на занятие литературы другими глазами – это занятие – игра, праздник; занятие –
представление. Цель работы литературно-творческого кружка – расширение жизненного
опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду,
развитие
общего
творческого
потенциала
и
специальных
литературно-творческих
способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие
склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит
подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и
творческая среда способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной
литературно-творческой одаренностью. В программе систематизированы средства и методы
театрально – игровой деятельности, обоснованно использование разных видов детской
творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Использование ролевых,
двигательных и импровизационных игр форм обучения делает учебно-воспитательный
процесс более содержательным и качественным, так как игра втягивает в активную
познавательную деятельность каждого обучающегося в отдельности и всех вместе и, тем
самым, является эффективным средством управления учебным процессом.
Отличительные особенности данной программы заключается в том, что она имеет
интегративный характер, так как предусматривает связь театрального искусства с другими
образовательными областями:
-
литература – изучение художественных произведений;
-
история – изучение истории театра разных народов;
-
география – изучение географических особенностей территориального расположения и
зарождения театрального искусства;
-
художественное творчество – развитие детского творчества, приобщение к различным
видам искусства: музыке, хореографии, рисованию.
Педагог вносит изменения в содержание тем, изменяет и дополняет теоретические и
практические занятия по своему усмотрению с учётом психолого- педагогических
характеристик обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы также является применение
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при принятии решения
руководящих органов о переходе на дистанционное обучение в целях профилактики и
предупреждения инфекционных заболеваний. Возможно проведение индивидуальных
занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий для детей, отсутствующих на занятии по уважительной причине.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в формировании
дружеского, сплоченного коллектива. Театральное творческое объединение развивает
художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививает любовь к
труду, интерес к познанию нового в изучаемом предмете.
Воспитательная
работа.
Реализация
программы
«Литературная
гостиная»
осуществляется параллельно с воспитательной работой, которая представлена в Программе
воспитания, раздел «Календарный план воспитательной работы». Данный раздел представляет
собой базисный минимум воспитательной работы, который включает в себя мероприятия,
являющиеся обязательными для проведения с обучающимися объединения «Литературная
гостиная» и может быть дополнен педагогом в зависимости от конкретных образовательных
потребностей детей.
Целью воспитательной работы при реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Литературная гостиная» является формирование у детей
социального опыта, необходимого для жизни в обществе, а также системы ценностей,
принимаемой
обучающегося.
обществом
для
многогранного
развития
и
социализации
каждого
В достижении цели воспитательной работы поможет решение ряда задач, а именно:
-
развитие общей культуры обучающихся через традиционные объединения, выявление
одаренных детей и работа с ними;
-
формирование у детей гражданско-патриотического сознания;
-
развитие творческих способностей учащихся в процессе создания творческой
атмосферы в объединении через организацию совместной деятельности педагогов,
обучающихся и родителей;
-
формирование нравственной культуры, интеллектуального расширение кругозора для
улучшения образовательного процесса;
-
пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-
опасных явлений;
-
создание условий для активного и полезного взаимодействия МАОУ СОШ №12 и
семьи по вопросам воспитания обучающихся.
Для повышения результативности обучения и более эффективного достижения цели и
реализации задач данной программы целесообразно проводить мероприятия воспитательной
работы при участии приглашённых специалистов, привлекающих детей к участию в
организационно-массовых мероприятиях в свободное время от освоения обучающимися
основной дополнительной общеобразовательной программы.
Мероприятия воспитательного характера позволяют включить каждого ребенка в
практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям.
Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по профилю,
но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
Воспитательная работа необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
2.
Цель и задачи программы
Цель программы: воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия
путем знакомства с лучшими образцами словесного искусства, углубление знаний по
литературе, привитие любви к чтению, активизация творческих способностей.
Задачи программы:
Задачи программы – выработать у учащихся интерес к жизни и творчеству изучаемых в
школе произведений.
Образовательные:
изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;
обучить учащихся грамотному составлению сценария планируемого мероприятия.
Развивающие:
развивать интерес учащихся к изучению биографии писателей;
развивать коммуникативные навыки учащихся;
развивать сценические навыки учащихся.
Воспитательные:
воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений;
воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам.
Адрес программы: программа предназначена для обучающихся 5-8 классов, возраст 11
- 15 лет, желающих попробовать себя на сцене в актерском мастерстве, активные, любящие
творчество, имеющие фантазию.
Количество обучающихся в группе: 10-15 человек
Режим занятий и объем программы:
- одному разу в неделю по два академических часа итого 68 часа.
Срок и объем реализации программы:
Уровень
Год
обучения
Дата
начала
занятий
Базовый
1 год
Дата
окончан
ия
занятий
Количест
во
учебных
Количество
учебных
дней
Количество
Режим
учебных
часов
занятий
недель
раза в
неделю
по 2
часа
неделю)
01
сентября
мая
ИТОГО:
Уровень
«Литературная
дополнительной
гостиная»
–
общеобразовательной
базовый,
предполагает
общеразвивающей
программы
использование
реализацию
и
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
Условия набора:
Основной набор проходит в начале учебного года. В группы принимаются дети, на
добровольной основе. На обучение принимаются мальчики и девочки, достигшие 11 –летнего
возраста. Возможен дополнительный набор обучающихся взамен выбывших по болезни,
другим причинам.
Состав группы разновозрастной, разнополый, сменный.
Возрастные особенности. 11- 15 лет в психологии и физиологии этот период
соответствует
подростковому
возрасту,
который
является
важнейшим
этапом
психофизиологического развития и становления личности ребенка.
Он характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, что
влияет на неустойчивость нервной системы и колебание эмоциональных состояний. В психике
подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью
психического и физического созревания. Кроме того, обучающиеся попадают в незнакомую
иноязычную среду, что также связано со стрессом.
Основываясь на вопросе формирования и развития всех видов речевой деятельности
можно сделать вывод: изучение иностранных языков является не только важным в
современном мире, но и является важным этапом развития совокупности анализаторов в их
сложном взаимодействии.
Типичной формой реакции подростка на чрезмерные требования со стороны родителей
является протестное состояние и стремление освободиться от их опеки и контроля. Зачастую
в этот период возрастает авторитет педагогов, мнение и суждение которых для детей
становятся непререкаемым, их поведение служит эталоном для подражания.
Педагог обязан помочь обучающемуся подростку оценить свои силы и возможности,
расширить границы понимания своих потребностей, посредством вовлечения в процесс
иноязычного общения и использования невербальных средств общения, присущих
представителям культуры изучаемого языка.
Иностранный язык, которым ребенок овладевает даже при отсутствии языковой среды,
что само по себе представляет серьезную проблему, является не системной знаков, правил или
речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему удовлетворять свои интеллектуальные
и эмоциональные потребности, достигать практического результата.
Режим занятий:
- занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа с перерывом 10 минут.
Академический час 40 минут.
При дистанционном обучении - занятия проводятся в зависимости от учебного плана.
Продолжительность занятия 30 минут с перерывами 10 минут (Первые 30 минут из которых
отводится на работу в онлайн режиме, вторые – в офлайн режиме (в индивидуальной работе
и онлайн консультировании).
В рамках онлайн занятий посредством платформ: ИКОП «Сферум», Яндекс Телемост
педагог представляет теоретический материал по теме.
В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся
передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастерклассы и другое.
Формы и методы проведения занятий:
При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы.
Проводятся теоретические и практические занятия. практическое занятие (репетиция,
тренинг, игра), творческое занятие (создание творческого продукта, сводная постановка),
выступление.
Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение
занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной,
литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
Каждое занятие сопровождается физкультминутками и перерывами, где используются
элементы фольклора (т.е. используются здоровье-сберегающие технологии). Кроме того, на
каждом занятии особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни
обучающихся.
Фронтальная (со всеми обучающимися одновременно) – теоретические занятия по
технике безопасности, теоретические занятия, лекции и беседы по разделам программы,
выбор репертуара, репетиции спектаклей/ театральных, композиций/этюдов, итоговый показ
произведений.
Групповая (в малых группах, в парах)- репетиции диалогов, репетиции отдельных сцен
спектакля, выполнение пластических этюдов по заданиям.
Индивидуальная (отдельно с каждым обучающимся) – работа над ролью (образом),
подборка костюма, подборка грима, коррекция речевых ошибок, коррекция сценических
движений, психологическая подготовка к выступлению на сцене и работе в коллективе.
Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные
методы, практические, метод учебных ситуаций, объяснительно-иллюстрированный,
поисковый, проектный:
Для детей с различным уровнем когнитивных способностей, интересов варьируются
задания, упражнения, используемые материалы.
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы
дистанционных образовательных технологий:
- видео-занятия, лекции, мастер-классы;
- открытые электронные библиотеки;
- сайты по данному направлению;
- тесты, викторины;
- адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие
платформы и сервисы ИКОП «Сферум», Яндекс Телемост.
В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно
происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся получают теоретическую
информацию.
Получение обратной связи организовывается в формате присылаемых в
электронном виде фотографий и промежуточных результатов работы.
Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные ресурсы для
самостоятельной работы обучающихся (ссылки на мастер-классы, шаблоны, теоретический
материал).
В рамках онлайн занятий посредством платформ: ИКОП «Сферум», Яндекс Телемост,
педагог представляет теоретический материал по теме.
В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся
передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастерклассы и другое.
Виды занятий: игра, занятие – репетиция, пластические этюды, актёрский тренинг,
показ спектакля (выступление).
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия по программе «Литературная гостиная» проводятся в творческих группах.
Группам предоставляется возможность осуществить реальный творческий проект –
постановка спектаклей в течение учебного года. Постановочные произведения выбираются
обучающимися из ряда предложенных педагогом или создаются совместно творческими
группами. В список предлагаемых преподавателем пьес и сказок входят подходящие по
сложности произведения. Предпочтение отдаётся народным сказкам. Сказки очень
самобытны и поучительны. В них отражается душа народа, его мудрость, мысли и чаяния.
Русские народные сказки отличаются большим разнообразием. Задача преподавателя –
уловить интерес обучающихся к той или иной сказке, помочь детям снять трудности при
освоении лексического и грамматического материала для данной постановки. В процессе
работы над постановкой в рамках творческих групп происходит специализация каждого
участника.
Приступая к подготовке спектакля, педагог должен точно продумать тему, идею и жанр
спектакля; продумать оформление сценического пространства, декорации, реквизит,
возможные костюмы персонажей и т.д.
Для большинства обучающихся театр – это продолжение их ролевых детских игр. Такое
понимание драматизации как игры требует от педагога не вторгаться в нее с исправлением
ошибок обучающихся, а подобрать материал, способный вдохновить их, помочь понять его,
научить импровизировать, распределить роли в соответствии с интересами детей,
организовать подготовку необходимых атрибутов драматизации.
Последние имеют немаловажное значение в создании благополучной сценической и
игровой атмосферы, т.к. будят воображение ребенка, подсказывают ему верное поведение,
придают особую привлекательность коммуникативной деятельности. В распределении ролей
необходимо учитывать актерские возможности обучающихся: одни произносят реплики на
английском языке, другие – пантомимические роли, третьи становятся суфлерами и работают
со зрительной опорой на текст. Могут назначаться дублеры, оформители, режиссеры
постановок. Такая организация работы стимулирует активность всех ее участников.
Формы подведения результатов:
- открытые занятия;
- тесты, викторины, эссе;
- творческие выступления, спектакли.
3.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Базовый уровень. 1 год обучения
№
Раздел
Всего
Знакомство с работой
кружка «Литературная
гостиная».
Техника
безопасности
Понятия
фольклора,
виды и классификация.
Сказки как жанр, виды
сказок.
Количество часов
Форма
Теория
контроля
Практика
Устный зачет
12
10
Устный зачет
15
Спектакль
Знакомство с русской
классической
литературой.
Литературная
гостиная «Я
10
встретил Вас…»
Знакомство
с
творчеством зарубежных
писателей.
Литературномузыкальная
9
композиция
День
славянской
письменности
и
культуры.
Поэзия: рифмы,
рифмовки.
Информационное
2
мероприятие
виды
сочинение
собственного
4
двустишия,
четверостишия
Читательская
конференция.
Конференция
6
ИТОГО:
Календарный
учебный
график
разработан
в
соответствии
с
санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.3648-20).
Содержание учебного плана
Базовый уровень. 1 год обучения
1. Знакомство с работой кружка «Литературная гостиная». Техника безопасности
Теория: Правила поведения в кабинете. Правила пользования техническими средствами.
Показ презентаций литературных кружков. Герой-ровесник в жизни и на сцене. Основы
сценического искусства. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.). Театральное
мастерство. Этюд.
Практика: устный зачет по всем правилам. Слушание чтения мастеров сценического
искусства. Литературный ринг «Путешествие по страницам любимых книг». Инсценирование
полюбившихся рассказов. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование
устной народной поэзии). Экскурсия в театр «Вариант».
2. Понятие фольклора, виды и классификация.
Теория: Мастерство актеров в театре. Работа над мимикой и жестами. Что такое актерский
этюд. «Велесова книга». Знакомство с Мифологическим словарём. Особенности детского
фольклора. Изобразительность детского фольклора. От народной песни - к стихам поэтов.
Актуальность фольклорных произведений. Мотивы народных песен, обработанных поэтами и
прозаиками, для создания художественного образа.
Практика: Круглый стол «Творческая мастерская»
3. Сказки как жанр, виды сказок.
Теория: Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Путешествие как важный элемент
сюжета волшебной сказки. Сказки-отражение духа народа.
Практика: Написание сказки, эссе, стихотворения. Беседа с элементами анализа, создание
собственных иллюстраций, декораций, инсценирование сказок.
4. Знакомство с русской классической литературой.
Теория: Поэтические страницы, посвященные родной природе. Из непрочитанного…
Высокая поэзия классиков XIX и XX веков. Светлые образы описаний родной природы в
различные времена года.
Практика: Литературная гостиная «Я встретил Вас…». Создание небольших заметок на темы
«Недавно я прочитал…».
5. Знакомство с творчеством зарубежных писателей.
Теория: Литературный калейдоскоп «О них мы знаем все».
Практика: литературно-музыкальная композиция. Просмотр учебного фильма по одному из
зарубежных произведений. Беседа по просмотренному фильму.
6. День славянской письменности и культуры.
Теория: День славянской письменности и культуры.
Практика: Информационное мероприятие ««Великое наследие Кирилла и Мефодия».
7. Поэзия рифмы, виды рифмовки.
Теория: Поэзия: рифма, виды рифмовки. Стихи и песни о войне 1941-1945г.г. Героизм
русского народа, защищавшего свою Родину. Лирические и героические песни в годы войны,
их призывно-воодушевляющий характер.
Практика: сочинение собственного двустишия, четверостишия.
8. Читательская конференция.
Практика: Мои любимые книги»- читательская конференция. Сообщения о прочитанных
книгах.
Планируемый результат
4.
Личностные результаты:
- формирование
навыков
и
потребности
к
сотрудничеству со
сверстниками,
доброжелательному отношению со сверстниками, бесконфликтному поведению, стремлению
прислушиваться к мнению одногруппников;
- формирование целостности взгляда на мир средствами литературных произведений;
- формирование этических чувств, эстетических потребностей, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- сознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;
- готовность к саморазвитию и дальнейшему самообразованию в сфере театрального
искусства;
- соблюдение норм и правил, принятых в сообществе;
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- уважительное отношение к иному мнению;
- оказание бескорыстной помощи окружающим;
- способность принимать активное участие в организации и проведении совместных
культурно массовых мероприятиях.
Метапредметные результаты:
- умение понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- умение проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировки;
- умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
- умение формулировать свои затруднения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- умение планировать свои действия на отдельных этапах работы над спектаклем;
- умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- умение анализировать причины успеха/ неуспеха, осваивать с помощью педагога
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
- умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.
Планируемые результаты, критерии и механизм оценивания результатов.
Обучающийся будет знать:
- основные театральные термины (театр, актер, театральное искусство, актерское
мастерство);
- профессиональные качества актера;
- правила основных игр на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности;
- правила хорошей аудитории и понимают значимость тишины и поддержки;
- литературные произведения, стихотворения, песни;
- театральные жанры;
- факты биографии некоторых известных русских и зарубежных писателей, поэтов.
Обучающийся будет уметь:
- выразительно и правильно произносить диалоги, стихи, предложения;
- работать в коллективе, взаимодействовать для создания собственных миниатюр,
сценок;
- выполнять музыкально-ритмические упражнения, танцевальные и образные движения,
этюды;
- высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- излагать мнение, собственное отношение, как к собственному, так и к чужому
выступлению на сцене на элементарном уровне;
- участвовать в конкурсах и фестивалях, связанных с театральной деятельностью;
- общаться, использовать различные каналы коммуникации;
- свободно держаться на сцене;
- самостоятельно использовать имеющиеся знания для постановки собственных
миниатюр, импровизаций на сцене;
- работать с биографиями знаменитых людей;
- работать с текстом и книгой;
- высказать свое мнение о прочитанном произведении;
- находить необходимую информацию в библиотеке.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРЫЙ УЧЕНЫЙ ГРАФИК К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»
Начало учебных занятий – 01 сентября.
Продолжительность учебного года – 34 учебных недель.
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Окончание учебного года – 25 мая.
Каникулы – новогодние.
Промежуточная аттестация: 19-24 декабря, 15-20 мая.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Для организации обучения по программе необходимы следующие материальнотехнические средства:
- учебный кабинет, оборудованный столами и стульями, отвечающими требованиям
ГОСТа (по размеру);
- хорошая освещенность, возможность проветривания помещения;
- стол для педагога;
- демонстрационная магнитно-маркерная доска;
- мультимедийная техника (ноутбук, экран, телевизор, мультимедиа проектор);
- игровые средства обучения: мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы
цветных карандашей, фломастеров, красок, сценическая ширма;
- инструкции по технике безопасности;
- методическая и детская художественная литература;
- таблицы, схемы, раздаточный материал.
Информационное обеспечение:
- Инструкции по технике безопасности на занятие.
- Диагностические методики.
- Видеоматериалы.
- Информационные ресурсы, необходимые для реализации программы в дистанционном
режиме.
Кадровое обеспечение реализации программы:
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с
уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту.
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования
Ахтямова
Гульчачак
Хасаньяновна. Форма участия других лиц в реализации программы: участие других педагогов
специалистов при проведении постановок; участие и помощь родителей на репетициях, и
мероприятиях воспитательного характера.
Методические материалы:
Дидактическое обеспечение реализации программы разработано в соответствии с
темами учебного плана программы.
Используемые для реализации программы:
1. Игровые технологии
2. Технологии развивающего обучения
3. Информационно – коммуникативные технологии
4. Здоровье сберегающие технологии
5.
Электронные образовательные ресурсы: компьютерные презентации, разработанные
педагогом, по темам программы, банк видеоматериалов
6. Информационные материалы к темам программы (афиши, программки, билеты и.т.д.)
7. Методики обучения актерскому мастерству
8. Методики обучения развития сценического движения
9. Методики обучения развития пластики и жеста тела
10. Методики обучения развития ораторского искусства
11. Методики разбора произведений по ролям
12. Методики технологии изготовления бутафории
13. Методики технологии изготовления декораций
14. Методики технологии изготовления плакатов, афиш, программок
15. Методики оценки актерских способностей
18. Проектная методика
Системы средств контроля и результативности обучения – представляет собой
различные виды анкетирования, самостоятельных работ и мониторинга.
Анкета
1.
для
родителей
«Степень
удовлетворенности
спектром
и
качеством
дополнительного образования в МАОУ СОШ №12.
2.
Темы устных опросов (зачетов) «Техника безопасности на занятиях».
3.
Темы самостоятельных работ «Мое любимое произведение».
4.
Темы индивидуальных творческих заданий: этюды по использованию элементов
актерского мастерства, по сценическому движению, по теме «Моя любимая сказка», «Моё
любимое стихотворение».
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ (АТТЕСТАЦИЯ) И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Главным видом контроля является спектакль, который проводится в конце года.
Для осуществления правильной оценки результативности реализации дополнительной
Общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Литературная
гостиная»
проводится:
Входная диагностика проводиться в сентябре с целью выявления первоначального
уровня развития речевого аппарата, начитанности.
Формы:
педагогическое наблюдение
собеседование
тестирование в игровой форме
Театральные игры (этюд, пантомима, спич на заданную тему, интонационные и
артикуляционные игры, игры на чувство партнера, на пластику и сценическое движение и
речь).
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течении всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала обучающимися, повышение уровня
актерского мастерства у обучающихся
Формы:
- педагогическое наблюдение
- устный зачет
- выполнение индивидуальных творческих заданий
Творческие задания (этюды, написание сценария, моноспектакль, самостоятельная работа
над ролью).
Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь и май) с целью
выявления уровня освоения программы обучающихся.
Формы:
- мониторинг участия в творческих конкурсах и фестивалях
- устный зачет
- выполнение индивидуальных творческих заданий
- участие в итоговом спектакле (в конце учебного года)
Итоговый контроль проводиться в конце обучения по программе.
Формы:
- участие в итоговом спектакле
- мониторинг участия в творческих конкурсах и фестивалях
Планируемый
репертуар:
1
этюд
(индивидуальный
зачет);
1
моноспектакль
(стихотворение по собственному выбору, индивидуальный зачет); спектакль (коллективная
работа).
Критерии оценки
Отлично (5)
Ученик на занятиях активен, многое предлагает, опираясь на свое творческое
воображение, смело фантазирует и импровизирует на сценической площадке.
Наблюдателен.
Задействован в нескольких работах, во всех этюдах органичен и искренен, логично
размещает свое тело на сценической площадке.
Умеет выстраивать целесообразное, обоснованное, продуктивное действие для
выполнения задачи в этюде.
Имеет навык подлинного действия в предлагаемых обстоятельствах, удерживает
поведение в заданном образе до конца этюда.
Умеет сочинять, отрабатывать и выполнять этюды на все темы.
Развивает способность к фантазированию и переживанию жизненных обстоятельств,
исходя из характера музыкального фрагмента (в музыкальных этюдах).
Применяет навык анализа своей работы и работы партнёров в этюде. Умеет, в случаях
необходимости, помочь партнёру, удерживая при этом свою задачу.
Умеет вносить корректировки в своё исполнение.
Имеет навык домашней работы над этюдом.
Раскрепощен во время публичных выступлений.
Хорошо (4)
Ученик на занятиях активен, но больше как хороший исполнитель, фантазирует, но не
смел в импровизации. Наблюдателен.
Задействован в одной или нескольких работах, во всех этюдах органичен и искренен.
Применяет навыки в выполнении заданных действий в предлагаемых обстоятельствах.
Уметет сочинять, отрабатывать и выполнять этюды на все темы.
Развивает способность к фантазированию и переживанию жизненных обстоятельств,
исходя из характера музыкального фрагмента.
Не уверен в анализе своей работы и работы партнеров.
Отрабатывает поставленные задачи и действия в этюде дома.
Не достаточно раскрепощен во время публичных выступлений.
Удовлетворительно (3)
Ученик ведет работу на занятиях поверхностно, почти не проявляет инициативы.
Пропускает репетиции по болезни или другим причинам.
Задействован в одной работе.
Часто отсутствует органика поведения.
Навыки в выполнении заданных действий в предлагаемых обстоятельствах применяет
ограничено.
Теряет объект внимания. Не может держать линию поведения на протяжении всего
этюда.
Во время публичных выступлений скован.
Неудовлетворительно (2)
Ученик пассивен на занятиях, не проявляет инициативу. Часто пропускает репетиции
без уважительной причины.
Имеет разрозненные, бессистемные знания.
В этюде не способен организовать логичные действия в предлагаемых обстоятельствах.
Скован, не выдерживает «публичного одиночества».
Список литературы для педагога
1.
Акимов Н.П. Театральное наследие. Том 1. Об искусстве театра. Театральный
художник. Том 2. О режиссуре. Режиссерские экспликации и заметки. –Л., 2019. – 67 с
2.
Бруссер А., Оссовская М., Упражнения по дикции и орфоэпии. М., 2018. – 150 с.
3.
Герасина Е. В. Детская психология. – М.: Издательство Владос-пресс, 2010. – 120 с.
4.
Гиппиус С. Актерский тренинг. Гимнастика чувств - СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2009. –
58 с.
5.
Голубовский Б.Г. Между репетициями. Самостоятельная работа артиста. Труд актера.
– М., 2019. – 165 с.
6.
Драматерапия. Практические исследования Текст. /Сборник. –М., 2002. – 92 с.
7.
Каришнев – Лубоцкий М.А., Театрализованные представления для детей школьного
возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 278 с.
8.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М., Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная
пресса, 2000. – 95 с.
9.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: «Академия развития», 2000. – 160 с.
10.
Нахимовский А.М., Театральное действо от «А» до «Я»: Пособие для классных
руководителей. – М.: «Аркти», 2002. – 115 с.
11.
Чурилова Э.Г., Методика и организация театральной деятельности: Программа и
репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 19 с.
12.
Энциклопедический словарь юного зрителя под общ. ред. Минина Т.П., Татар Г.В. - М.:
«Педагогика», 1990. – 415 с.