Рабочая программа ДО Пресс-центр

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

вокальный

ансамбль «Звонкие голоса» (далее Программа) составлена в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в последней редакции);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в последней редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (вместе с СанПиН 1.2.3685-21) (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021
№62296);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного образования
детей в Свердловской области от 06.05.2022 № 434-Д;
- Концепция информационной безопасности в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023. № 1105-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих

программ

с

применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
06.05.2022 № 434-Д «Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного
образования детей в Свердловской области;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019

г.

№

70-Д

«Об

утверждении

методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.12.2021 г. № 1245-Д «СО от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций

по

подготовке

правил

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области»;
- Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

программ

для

включения

в

систему

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской
области в 2021 году» (вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»;
- Устав МАОУ СОШ №12.

Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Пресс-Центр».
Актуальность:

Воспитательный

потенциал

информационного

пространства

учреждения образования трудно переоценить: будучи наиболее доступной ребенку,
адаптированной к его возрастным особенностям, переданная авторитетными для ребенка
людьми, эмоционально окрашенная, сформированная при участии самого ребенка и его
друзей, информационная среда образовательного учреждения становится своего рода
«фильтром» тех необъятных информационных потоков, с которыми сталкивается ребенок в
современном социуме. Это означает, что информация, предоставляемая ребенку в
образовательном учреждении, может обуславливать ту или иную интерпретацию им событий
окружающей жизни; формировать его оценочную позицию исходя из приоритетных
ценностных установок воспитательного процесса; формировать способность ребенка к
самоопределению в современном информационном пространстве. В нашей школе работает
кружок «Пресс-центр», который помогает учащимся проявить свои способности в деле
журналистики. В школе выпускается ежемесячная детская независимая газета.
Отличительными особенностями и новизной программы «Пресс-центр» является
предоставление школьникам возможности быть сопричастным к управлению образованием в
школе через работу школьного пресс-центра. С помощью школьной газеты они смогут
изменять, развивать собственную инициативу. Педагогическая целесообразность данного
курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними
интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Возрастной период
семиклассников характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей
сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в формировании
дружеского, сплоченного коллектива. Творческое объединение развивает художественные
способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививает любовь к труду, интерес к
познанию нового в изучаемом предмете.
Воспитательная
дополнительной

работа.

Целью

общеобразовательной

воспитательной
общеразвивающей

работы

при

программы

реализации

«Пресс-Центр»

является формирование у детей социального опыта, необходимого для жизни в обществе, а
также системы ценностей, принимаемой обществом для многогранного развития и
социализации каждого обучающегося.
В достижении цели воспитательной работы поможет решение ряда задач, а именно:
-

развитие общей культуры обучающихся через традиционные объединения, выявление

одаренных детей и работа с ними;

-

формирование у детей гражданско-патриотического сознания;

-

развитие творческих способностей учащихся в процессе создания творческой

атмосферы в объединении через организацию совместной деятельности педагогов,
обучающихся и родителей;
-

формирование нравственной культуры, интеллектуального расширение кругозора для

улучшения образовательного процесса;
-

пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-

опасных явлений;
-

создание условий для активного и полезного взаимодействия МАОУ СОШ №12 и

семьи по вопросам воспитания обучающихся.
Мероприятия воспитательного характера позволяют включить каждого ребенка в
практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям.
Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по профилю,
но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
Воспитательная работа необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Цель: становление духовного мира человека, создание условий для формирования
внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и
развитии своих творческих возможностей.
Задачи:
 Научить обучающихся ориентироваться в большом количестве предлагаемой
информации;
 Сформировать умение работать с документами; проводить опросы; видеть речевые и
стилистические ошибки в газетных публикациях; определять жанры публицистики;
 Обучить приемам верстки газеты;
 Обучить навыкам ораторского искусства.
 Адрес программы: программа предназначена для обучающихся 9-10 классов, возраст
14-16 лет, увлекающихся пением и желающих попробовать себя на сцене, активные,
любящие творчество, имеющие фантазию.
 Количество обучающихся в группе: 10-20 человек
 Режим занятий и объем программы:
 - один раза в неделю по одному академическому часу итого 34 часа.
 Срок и объем реализации программы:

Уровень

Год

Дата
начала

обучения

занятий

Дата
окончан
ия
занятий

Количест
во
учебных

Количество
учебных
дней

Количество

Режим

учебных
часов

занятий

недель

раз в
неделю
мая
сентября
по 1
часу (1
ИТОГО:
час в
неделю)
Уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пресс-

Базовый

1 год

1

центр» – базовый, предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Условия набора:
Основной набор проходит в начале учебного года. В группы принимаются дети, на
добровольной основе. На обучение принимаются мальчики и девочки, достигшие 14 –летнего
возраста. Возможен дополнительный набор обучающихся взамен выбывших по болезни,
другим причинам. Состав группы разновозрастной, разнополый, сменный.
Возрастные особенности.
Главная особенность детей в возрасте 13-17 лет: они начинают считать себя взрослыми,
постоянно пытаются доказать это окружающим, иногда даже зациклены на этом. Активно
проявляется интерес к противоположному полу. Достаточно общительны, начинают
отстаивать свою точку зрения. Порой любят больше говорить, чем делать. У человека в таком
возрасте обо всем есть свое мнение, поэтому дети хотят, чтобы их пожелания, мнения, доводы
учитывались в течение учебного года.
Режим занятий:
- занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу с перерывом 15 минут. Академический
час 45 минут.
Формы и методы проведения занятий:
Программа реализуется в работе с обучающимися 9-10-х классов.
Программа курса рассчитана на 1 год обучения с проведением занятий 1 раз в неделю.
Основными формами проведения занятий являются теоретические занятия, творческий
практикум, работа с прессой, работа со справочной литературой, анкетирование,
социологический опрос, экскурсии, встречи с интересными людьми, участие в конкурсах,
выпуск школьной газеты.
Особенности организации образовательного процесса.

В «Пресс-центр» принимаются обучающиеся 9-10 классов. Обучение происходит по
нескольким направлениям. Сбор материала происходит в любых местах: это могут быть
различные школьные мероприятия, турниры, экскурсии, походы и т.д. Итогом работы
является выпуск информационно-познавательной газеты о школьной жизни. С помощью
внеурочных занятий ребята вовлекаются во всю деятельность школы. Их вниманием
охватываются все мероприятия, события. Это способствует объединению школьного
коллектива, воспитывает непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему
происходящему.

Газета

освещает

события

школьной

жизни, а

также

выполняет

воспитательно-просветительскую функцию.
Тематические блоки занятий предполагают обучение по направлениям:
♦ журналистика (различные стили формы и способы сбора, изложения информации);
♦ искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного
дизайна;
♦ отбор и редактирование материалов;
♦ фотокорреспонденция;
♦ изучение общественного мнения (социология).
Формы подведения результатов:
интервью;
выпуск школьной газеты.
Календарный

учебный

график

разработан

в

соответствии

с

санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.3648-20).
Содержание учебного плана
Работа пресс-службы
Теория:PR-деятельность, информационное сопровождение.
Практическая работа: составление плана информационного сопровождения проектов
школы.
Способы поиска информации
Теория: Основные методы: наблюдение, работа с документами, интервьюирование,
опрос.
Практическая работа: подготовка и проведение опросов по различным темам,
подготовка к интервью. Переписка. Обработка корреспонденции. Информационная
заметка.

Теория: заметка как один из основных газетных жанров; виды заметок, принцип
построения информационных материалов.
Практическая работа: поиск различных видов заметок в газетах, работа с языковым
материалом заметок.
Интервью.
Теория: Особенности жанра, его виды, особенности подготовки, виды вопросов.
Практическая работа: обучение проведению интервью, подготовка для публикации
интервью на выбранную тему.
Особенности подготовки репортажа
Теория: отличие репортажа от других информационных жанров; особенности
репортажа:
оперативность, динамичность, наглядность происходящего, «эффект присутствия»,
деятельность корреспондентов при подготовке репортажа.
Практическая работа: посещение событий в школе и подготовка репортажа. Культура
речи и речевые ошибки
Теория: Требования к языку в СМИ. Штампы. Выразительные средства языка.
Практическая работа: Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию
выразительной письменной речи. Типы текстов: определение основных отличительных
особенностей. Подготовка статей для газеты.
Вѐрстка газеты
Теория: компьютерная вѐрстка.
Практическая работа: Распределение материалов по полосам, подбор шрифта,
оформление заголовков, размещение статей и фотоматериалов на макете газеты.
Цветовое решение проекта. Оформление названия газеты.
Подведение итогов работы
Теория: Подведение итогов за год.
Практическая работа: Создание презентации «Наши творческие успехи». Награждение
участников пресс-центра.
№

Тематическое планирование занятий кружка «Пресс- центр»
Тема занятия
Кол-во
Цель занятия
часов

1

Стили и типы речи.

1

Знать стили речи.

2

Общая характеристика : сфера применения
стилевые особенности.
Основные жанры публицистического стиля в
письменной и устной форме.

1

Знать сферу применения
стилей
Знать жанры
публицистического стиля

3

1

4

Оформление буклетов. Сходство и различие
художественного и публицистического
стиля.

1

5

«Моя любимая газета». Создание школьной
газеты, название.
Виды газетных и журнальных публикаций.
Хроника.
Школьная газета-это интересно!

1

в письменной и устной
форме.
Знать жанры
публицистического стиля
в письменной и устной
форме
Уметь строить свою речь.

1

Знать публикаций.

1
1

12

Обсуждение особенностей газеты.
Обсуждение и сбор материалов для будущей
газеты.
Расширенная информация.. Подготовка
информации об учителях для газеты к Дню
Учителя
Практическая работа. Сочинения о любимом
учителе. Написание расширенной
информации.
Заметка информационного характера.
(заметка к газете по концерту, посвященному
Дню Учителя)
Страницы школьной газеты.

Знать функцию
корреспондента.
Знать заметку типа
делового описания.

13

Основные рубрики школьной газеты.

1

14

Понятие о некоторых правилах составления
кроссвордов и ребусов. Составление и
обсуждение кроссворда.
Сравнительная характеристика. Рассказ с
необычным построением. Юмористический
рассказ. Фельетон.
Юмористическая рубрика в газете.
Основные жанры журналистики.
Знакомство с основными жанрами
журналистики.
Что такое интервью? Специфика жанра.
Виды и формы интервью. Правила
подготовки и ведения интервью. Вопросы
прямые и косвенные. Правильно и
неправильно заданные вопросы. Подготовка
личностного интервью с интересным
человеком.
Пресс-конференция. Встреча и интервью
группы детей с педагогами и учениками
школы. Обработка добытой путем интервью
информации и подготовка материала для
печати.

1

6
7
8

9

10

11

15

16

17

18

1

Знать виды газетных и
журнальных публикаций

1

Уметь излагать
письменно свои речи.

1

Знать виды газетных и
журнальных публикаций

1
Знать заметку типа
делового описания.
Знать тип составления
кроссворда.

1

Знать заметку на темы ,
связанные с оценкой
поступков

1

Знать заметку на
дискуссионную тему

1

Знать заметку –интервью.

1

Практикум.

22

Обсуждение особенностей прошедшей
«пресс-конференции». Выпуск новогодней
газеты.
Экологическая страница.
Подбор и переработка информации на
экологическую тему.
Что такое газетная заметка и статья?
Понятие о газетной заметке и статье.
Обсуждение и составление газетной заметки.
Структура текста: заголовок, смысловые
части, иллюстрации. Обсуждение созданного
материала.
Как назовете заметку?
Написание заметки. Значение заголовка и его
виды. Поиск оригинальных заголовков в
периодических изданиях. Объяснение их
соответствия тексту. Поиск неудачных
заголовков.
Беседа. «Роль газеты в жизни семьи».

23

Путевые заметки.

1

24

Репортаж. Событийный репортаж.

1

Уметь писать репортаж.

25

Поиск тем. Творческий поиск тем для
журналистских произведений. Анализ
разнообразия тем любого выбранного
печатного издания и подбор тем для
школьной газеты.
Как ориентироваться в разнообразии тем
журналистских материалов. Выпуск газеты.
Зарисовка Написание зарисовки.

1

Уметь писать репортаж.

1

Написание зарисовки

Журналистский опрос. Понятие о
журналистском опросе и правилах его
проведения.
Составление и обсуждение вопросов для
предстоящего журналистского опроса «Наша
школа». Написание заметки.
Корреспонденция.

1

Смотр газет.

1

Что? Где? Когда? Методы сбора
информации. Собственные наблюдения,
документы, интервью. Источники
информации и ссылка на них в тексте. Сбор
информации для журналистской
публикации.
Создание журналистского текста.
Подготовка газеты к 8 Марта.
Актуальный репортаж. Самостоятельное
оформление своей статьи для школьной
газеты.

1

Знать, что такое
корреспонденция.
Методы сбора
информации.

19

20

21

26
27

28
29

30

1

Уметь создавать заметки.

1

Уметь писать заметку в
газете

1

Знать коллективное
интервью

1

Роль газеты в жизни
семьи».

1

Актуальный репортаж.

31

32
33

34
35

История моего города в школьной газете.
Понятие о рубриках в газете. Обсуждение
различных рубрик.
Составление рубрик школьной
малотиражной газеты «РИТМ». Обсуждение
созданного материала.
Рецензия.

Уметь собирать
информацию

1

Уметь рецензировать

Анализ заметок, репортажей, периодической
печати. Фоторепортаж, его особенности.
Составление своей заметки, репортажа.
Фоторепортаж на заданную тему.
Оформление полученных результатов для
газеты.
Рецензия на литературную тему.

1

1

Уметь рецензировать

Анализ работ. Экскурсия в городскую
типографию.

1

Экскурсия.

Планируемые результаты:
Личностные:
- стремление к саморазвитию, самообразованию, самоорганизации;
- формирование основных норм и понятий в восприятии, анализе и оценке событий
окружающей действительности;
- содействие в воспитании информационной культуры школьников;
- развитие творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей;
- ориентация на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности и уметь
организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
- развитие умения работать в команде, умения оперативно решать вопросы;
- развитие навыков письменного владения речью, развитие навыков работы с информацией;
Метапредметные:
- умение собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские
произведения разных жанров (интервью, репортажи, заметки);
- освоение первоначальных навыков обращения с доступным техническим оснащением;
- владение основами компьютерной грамотности, навыками набора текста на компьютере,
работы с офисными приложениями;
- планирование, редактирование, корректировка, верстка номера газет;
- понимание особенностей профессии журналиста, этики поведения, о правах и обязанностей;
- понимание понятий: виды информации, методы сбора информации (наблюдение, работа с
документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);

- умение составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования; написать газетную заметку,
репортаж; составлять фоторепортаж.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1. Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Пресс-Центр»
Начало учебных занятий – 01 сентября.
Продолжительность учебного года – 34 учебных недель.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Окончание учебного года – 25 мая.
Каникулы – новогодние.
Промежуточная аттестация: 19-24 декабря, 15-20 мая.
2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация
кружковой работы требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место педагога;
• доска маркерная;
Технические средства обучения: ПК с доступом в сеть Интернет, мультимедиа проектор.
Программное обеспечение: пакет прикладных программ Microsoft Office 2010 (2013)
·программа Adobe Photoshop (ознакомительная версия).
Кадровое обеспечение реализации программы:
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с
уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту.
Программу

реализует

педагог

дополнительного

образования

Ахтямова

Гульчачак

Хасаньяновна. Форма участия других лиц в реализации программы: участие и помощь
родителей на репетициях, и мероприятиях воспитательного характера.
Методические материалы:
Дидактическое обеспечение реализации программы разработано в соответствии с
темами учебного плана программы.
Используемые для реализации программы:
1. Технологии развивающего обучения

2. Информационно – коммуникативные технологии
3. Здоровье сберегающие технологии
4. Электронные образовательные ресурсы: компьютерные презентации, разработанные
педагогом, по темам программы, банк видеоматериалов и аудиоматериалов
5. Информационные материалы к темам программы (афиши, программки, билеты и т.д.).
Системы средств контроля и результативности обучения – представляет собой
различные виды анкетирования, самостоятельных работ и мониторинга.
1. Анкета

для

родителей

«Степень

удовлетворенности

спектром

и

качеством

дополнительного образования в МАОУ СОШ №12».
2. Темы индивидуальных творческих заданий.
Формы подведения итогов и оценочные материалы
Главным видом контроля является моделирование газеты, написание заметки
информационного, дискуссионного характера, редактировать заметки, составление и
проведение опросов, овладение основами публичной речи.
Для осуществления правильной оценки результативности реализации дополнительной
Общеобразовательной общеразвивающей программы вокальный ансамбль «Звонкие голоса»
проводится:
Входная диагностика проводиться в сентябре с целью выявления первоначального
уровня развития речевого аппарата, музыкальных данных.
Формы:
- педагогическое наблюдение
- собеседование
- прослушивание.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течении всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала обучающимися, повышение уровня
актерского мастерства у обучающихся
Формы:
- педагогическое наблюдение
- устный зачет
- выполнение индивидуальных творческих заданий
Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь и май) с целью
выявления уровня освоения программы обучающихся.
Формы:

- мониторинг участия на фестивалях и концертах
- выполнение индивидуальных творческих заданий
- участие в итоговом концерте (в конце учебного года)
Итоговый контроль проводиться в конце обучения по программе.
Формы:
- участие в итоговом концерте
- мониторинг участия в творческих конкурсах и фестивалях
Критерии и способы определения результативности
На всех этапах обучения отслеживается личностный рост обучающегося по следующим
параметрам: усвоение знаний по базовым темам; овладение навыками, предусмотренными
программой; развитии творческих навыков; формирование коммуникативных качеств,
трудолюбия.
К способам определения результативности программы относятся педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов,
участия в концертных программах, конкурсах и фестивалях.
Критерии оценки результатов обучения распределены по степени выраженности знаний
и приобретенных умений обучающегося по уровням:


низкий уровень — обучающийся имеет неясные, расплывчатые представления о

предмете, в практических действиях допускает много ошибок, нуждается в постоянной опеке;


средний уровень — запас знаний обучающегося близок к содержанию программы,

допускаются незначительные ошибки в практической деятельности;


высокий уровень — обучающийся имеет полное четкое представление о предмете,

безошибочно выполняет практические действия, самостоятелен;


очень высокий уровень — знания гибко переносятся и применяются в новых условиях.
Итоговая аттестация проводится в форме отчетного концерта с целью установления

соответствия знаний, умений, навыков учащихся с планируемыми результатами обучения по
конкретному модулю.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Литература.
Для педагога:
Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
Кволс-Ридер К. и Б. Пойми себя и других. С-Пб, 1993.
Краткий словарь по логике. М., 1992.
Кузин Е. Твой друг – газета. М., 1990.
Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.

9. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
10. Пельт В.Д. Теория и практика советской периодической печати. М., 1980.
11. Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000.
12. Розенталь Д. Русский язык. М., 1990.
13. Словарь диктора. Иркутск, 1999
14. Солганик Г.Я. Русский язык. М., 1995.
15. Стрельцов Б.В. Из серии «Теория и практика периодической печати» – «Основы
публицистики. Жанры», Минск, 1990.
16. Стюфляет М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
17. Хольцман Б. Из серии «Библиотека редактора» – «Из дневника редактора районной
газеты», М., 1936.
18. Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
Для учащихся:
1. Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
2. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
3. Краткий словарь по логике. М., 1992.
4. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
5. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М., 1990.
6. Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000.
7. Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
8. Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е., Горюнова И.А. Азбука журналистики:
учебное пособие для учащихся 10–11 классов ОУ. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 272 с.:
ил. – (Библиотека элективных курсов).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».