Рабочая программа НОО учителя-логопеда для обучающихся с ЗПР (7.1 и 7.2) 2024-2025

1

Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников с ЗПР…………………………………………………………………………………..4
3. Особенности осуществления образовательного процесс ……………………………………………………………………………………………5
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда…………………………………………………………………………………………7
4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты)……………………………………………………………………………………………………7
4.2. Промежуточные планируемые результаты………………………………………………………………………………………………………….8
5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда……………………………………………………………………………….9
5.1. Общие положения…………………………………………………………………………………………………………………………………….9
5.2. Содержание занятия…………………………………………………………………………………………………………………………………11
5.3.Организация логопедической работы……………………………………………………………………………………………………………….56
5.4. Принципы проектирования и реализации рабочих программ……………………………………………………………………………………56
5.5. Определение эффективности логопедической работы……………………………………………………………………………………………57
6. Программно-методическое обеспечение…………………………………………………………………………………………………………….57
7. Перечень нормативных и нормативно-методических источников………………………………………………………………………………..58

2

1. Пояснительная записка
Данная программа разработана для обучающихся детей с ЗПР по варианту 7.1 и 7.2 в условиях общеобразовательной школы. Является
обязательной частью основной образовательной программы для обеспечения равных возможностей получения качественного начального
общего образования детьми с ЗПР, обучающимися по адаптированной основной общеобразовательной программе. Программа коррекционной
работы направлена на организацию комплексной помощи школьникам варианта 7.1. и 7.2. Предлагаемая примерная программа предполагает
вариативность, что нашло отражение в задачах, содержании и планируемых результатах работы.
Программа коррекционной работы логопеда с детьми с ЗПР разработана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» №273
от 29. 12. 2012, ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19. 11 2014 № 1598, Приказа Минобрнауки России №
1015 от 30.08. 2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам…» с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает
удовлетворение их особых образовательных потребностей, коррекцию и развитие речевой деятельности, и социальную адаптацию через
формирование коммуникативных навыков и расширение представлений об окружающей действительности.
При разработке программы использовались рекомендации ведущих специалистов в области логопедии: Ястребовой А. В., Козыревой
Л, М., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Садовниковой И, П., Лалаевой Р. И., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Лопухиной И. С. и
др.
Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» представляет особую важность для учащихся с задержкой психического
развития, поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие
речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала.
Место курса
С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся индивидуальные занятия. Периодичность логопедических
занятий 2 раза в неделю. Продолжительность индивидуального занятия 20-30 мин. Сроки коррекционной работы определяются степенью
тяжести нарушения речи, комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным
критерием.

3

2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в
организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются различные нарушения высших психических
функций.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. Достаточно часто
отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы. Для этих детей характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, в разной степени
выраженный дефицит познавательных и социальных способностей.
У детей обнаруживаются различные нарушения чтения, устной и письменной речи. У обучающихся 1-2 классов предпосылки для
успешного усвоения программы по русскому языку (фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа, объём слухоречевой
памяти) не сформированы или находятся на очень низком уровне. Из-за недостаточности общего запаса и уровня знаний, ограниченности
представлений об окружающем мире словарный запас крайне беден и ограничен пределами обихода. Навыки словообразования находятся на
крайне низком уровне. Связная речь не сформирована или сформирована недостаточно. Эти недостатки речевого развития наблюдаются у
многих вновь поступающих учащихся 3-4 классов.
Дополнительными факторами, осложняющими логопедическую коррекционную работу с такими детьми, является зачастую
отрицательное отношение к школе и процессу обучения вообще и поздние сроки выявления речевого дефекта.
Успешность освоения программы начального общего образования ребёнком с ЗПР и логопедической коррекции зависит от характера и
степени выраженности первичного нарушения, степени педагогической запущенности, эффективности систематической и комплексной
(психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

4

3. Особенности осуществления образовательного процесса
Целью программы коррекционной работы учителя-логопеда с учащимися по варианту 7.1 и 7.2 в соответствии с требованиями ФОП
НОО обучающихся с ЗПР является создание системы комплексной помощи обучающимся в освоении АООП НОО, имеющим нарушения в
устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении.
Задачи программы:


обеспечение психолого-педагогических условий обучения и развития в соответствии с индивидуальными особенностями и
возможностями детей с ЗПР АООП НОО и их интеграции в МАОУ СОШ №12;
 оказание коррекционной помощи;
 реализация мероприятий по адаптации детей;
 организация психолого-педагогического консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей) и
педагогических работников.
Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» по варианту 7.1 и 7.2, составляет значительную часть содержания
программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития; на дальнейшее формирование операций для
овладения письмом и чтением.
Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование
базовых операций для овладения письмом и чтением, а также профилактику и коррекцию их нарушений. Она предполагает, что обучающиеся
с ЗПР получат образование сопоставимое обучающимся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Коррекционно-развивающая помощь детям с ЗПР может быть представлена в виде:








Коррекции нарушений устной и письменной речи.
Развития речевой деятельности.
Формирования и развития коммуникативных навыков.
Восполнения пробелов предшествующих периодов развития и обучения и предупреждения их возникновения.
Формирования и развития различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).
Обогащения и расширения словарного запаса, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Коррекции отдельных сторон психической деятельности и эмоционально-личностной сферы.
5



Формирования положительной учебной мотивации и механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности.
 Повышения уровня общего развития.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:







принцип синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования
индивидуальным и возрастным особенностям детей;
 принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
 принцип постепенности подачи учебного материала;
 принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти
образовательных областях.
 принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
 принцип обеспечения активной языковой практики.
Задачи по формированию УУД на логопедических занятиях.
1. Коммуникативные.
Развитие умения работать по словесной инструкции, слушать, вступать в диалог, задавать вопросы.
Научить строить продуктивное высказывание в общении со сверстниками и с взрослыми.
Развивать умение адекватно воспринимать и передавать информацию, правильно и логично выражать свои мысли.
2. Регулятивные.
Развитие умения планировать свою деятельность при выполнении учебной задачи.
Развитие навыков самопроверки, самоконтроля и волевой саморегуляции.
6

3. Познавательные.
Развитие общеучебных логических действий.
Формирование умений работать с информацией в тексте и навыков смыслового чтения.
4. Личностные.
Развитие ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности школьников. Все коррекционноразвивающие (индивидуальные, групповые, подгрупповые), в соответствии с адаптированной программой носят игровой характер, насыщены
разнообразными играми и развивающими игровыми упражнения.
Таким образом, основной задачей курса «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» является овладение ребёнком
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка и
обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда
4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты)
Развитие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение различными
учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
К целевым ориентирам школьного образования, следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
• Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы,
делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по
сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа.
7

• Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире.
• Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
• Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной
деятельности.
• Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому
себе, окружающим, к различным видам деятельности.
• Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться,
старается разрешать конфликты.
• Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
• Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
• У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения, умеет управлять ими.
4.2. Промежуточные планируемые результаты
Ребенок должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФОП:
• Нормализация фонетической стороны речи;
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
-способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
-свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

8

• Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в
различных формах и видах детской деятельности:
-использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и
выразительными средствами языка;
-использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения
частей предложения;
-самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и
сюжетные рассказы;
-называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
-воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
-способен делить предложения на слова и составлять из слов;
-способен членить слова на слоги и составлять из слогов;
-способен проводить звуковой анализ слов;
-понимает смыслоразличительную роль фонемы.

5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда
5.1. Общие положения.
Основными направлениями курса «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» являются следующие направления:
9

 диагностическое;
 коррекционно-развивающее;
 консультативное;
 информационно-просветительское.
Диагностическая работа: комплексное обследование учеников с ЗПР, изучение социальной ситуации их развития и условий
семейного воспитания, контроль динамики развития обучающихся, анализ успешности коррекционнойработы.
Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа: выбор специальных методик и программ коррекционно-развивающих
курсов, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями школьников с ЗПР; проведение
индивидуальных и групповых коррекционное–развивающих занятий.
Коррекционно-развивающая работа (вариант 7.1) состоит из следующих форм:
1. Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики.
2. Формирование речевого дыхания.
3. Развитие фонетико-фонематических процессов.
4. Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп.
5. Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания.
6. Формирование действия изменения слов.
7. Обогащение словарного запаса.
8. Развитие грамматических навыков.
9. Совершенствование связной речи.
10. Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
Коррекционно-развивающая работа (вариант 7.2) состоит из следующих форм работы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики.
Развитие речевого слуха.
Формирование звукового анализа и синтеза.
Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
Ознакомление с предложением и словом в предложении.
Развитие инициативной речи и мышления.
10

7. Развитие грамматических навыков.
8. Совершенствование связной речи.
9. Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом педагогов по вопросам выбора индивидуально-ориентированных
методов и приёмов работы с обучающимися; консультативную помощь семье.
Информационно-просветительская работа: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с
сопровождением обучения школьников с ЗПР.
5.2. Содержание занятий.
Коррекционная работа в 1-4-х классах ведется в трех основных направлениях:


на фонетическом уровне (коррекция дефектов произношения; формирование полноценных фонетических представлений на базе
развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и
синтезе, развитие слогоритмической структуры слова);
 на лексико-грамматическом уровне (уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе обучающихся; дальнейшее обогащение
словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; формирования представлений о
морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза);
 на синтаксическом уровне (уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями
различных синтаксических конструкций, развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности
высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам).
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это
необходимо, количество часов для повторения.
Постановка, автоматизация и дифференциация звуков являются сквозными темами и отрабатываются в зависимости от диагноза
ребенка.
Темы коррекционной работы на фонетическом уровне:


Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
11









Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
Звукобуквенный анализ и синтез.
Слоговой анализ и синтез.
Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой мягкий знак.
Разделительный мягкий ь.
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-кустическим и графическим признакам.
Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности: каждый из звуков отрабатывается изолированно,
уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, проводится фонематический анализ и синтез слов с
заданным звуком. Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в
слове, формируется навык правильного письма. Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах
проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
Темы коррекционной работы на лексико-грамматическом уровне:










Понятия: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, многозначность слов.
Состав слова.
Корень слова и однокоренные слова.
Безударные гласные в словах. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
Приставка, суффикс. Словообразование.
Обобщение знаний учащихся о составе слова.
Предлоги.
Приставки и предлоги. Дифференциация и правописании.
Темы коррекционной работы на синтаксическом уровне:






Составление предложений. Выделение их из текста.
Связь слов в предложении.
Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
Развитие навыков самостоятельного высказывания.
12

При работе над предложением следует учить: выделять предложения из сплошного текста; учить умению писать предложение с
заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены; формировать умение устанавливать связь
слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
Коррекционная индивидуальная работа строится по следующим направлениям:









совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
развитие артикуляционного и голосового аппарата;
развитие просодической стороны речи;
формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие диалогической и монологической речи;
формирование функционального базиса письменной речи.

13

Тематическое планирование занятий с учащимися с ЗПР
1 класс (66 часов)
№

Название
Содержание
раздела, темы
логопедическог
о занятия

1

Раздел 1. Обследование речевого развития

1.1

Изучение
медицинских
карт, сведения о
семье ребенка,
данных о
речевом
развитии.

1.2

Обследование
звукопроизноси
тельной
стороны речи,
слоговой
структуры
слова,
словарного
запаса,
импрессивной
речи,

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического
обследования».

Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся

Контроль

Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
предложений

вводный

Дата

Уметь называть
предметные, сюжетные
картинки
Выполнять инструкцию
учителя
Чтение букв, слогов, слов,
предложений, текстов;
Письмо букв, слогов, слов,
предложений, текстов;

14

экспрессивной
речи,
грамматическог
о строя речи
1.3

Обследование
чтения.

1.4

Обследование
письма.

2

Раздел 2. Добукварный период

2.1

Правила при
письме.

Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами
рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание,
слуховое восприятие, двигательную активность гибкость
пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.

Знать правила при письме;

текущий

Уметь ориентироваться на
листе;
Уметь проводить прямые
линии

2.2

Вертикальные
линии.

Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги,
умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные
линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

Знать правила при письме;

текущий

Уметь ориентироваться на
листе;
Уметь проводить
вертикальные линии

2.3

Вертикальные
линии.

Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по
одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на
расстоянии друг отдруга, рисовать забор также слева направо,

Знать правила при письме;

текущий

Уметь ориентироваться в
15

2.4

Вертикальные
линии.

проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к
низшей, не заходя за них

пространстве;

Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим
на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном
пространстве. Развивать моторные движения и действияправой и
левой руки.

Знать правила при письме;

Уметь проводить линии по
точкам;
текущий

Уметь ориентироваться в
пространстве и на листе;
Уметь проводить
вертикальные линии с
разным нажимом на
карандаш;

2.5

Горизонтальные
линии.

Развивать зрительно-моторную координацию, чувство
пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление
линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по
образцу

Знать правила при письме;

текущий

Уметь ориентироваться в
пространстве и на листе;
Уметь проводить
различные линии

2.6

Учимся
штриховать.

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии
только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры
(квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий.
Продолжать активизировать моторику рук при помощи
пальчиковой гимнастики

Знать правила штриховки;

текущий

Уметь выполнять правила
штриховки;
Знать, что такое
параллельность линий

16

2.7

Волнистые
линии.

Учить рисовать волнистую линию, слева на право.

Знать правила при письме;

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать
формировать зрительно-моторную координацию.

Уметь ориентироваться в
пространстве и на листе;

текущий

Уметь проводить
волнистые линии;
2.8

Ориентация на
листе.

Развивать у детей мелкую моторику рук, умение пользоваться
ножницами, резать строго по линии, умение ориентироваться на
листе бумаги

Уметь пользоваться
ножницами;

текущий

Знать меры
предосторожности при
работе с ножницами;
Уметь резать строго по
линии;

2.9

Сложные
линии.

Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной
ладони. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев
рук

Уметь пользоваться
ножницами;

текущий

Знать меры
предосторожности при
работе с ножницами;
Уметь вырезать по
сложной линии контура;

2.10

Рисуем по
точкам.

Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в
направление стрелок, формироватьвосприятия форм предмета,
зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие

Уметь ориентироваться в
пространстве и на листе;

текущий

17

2.11

Рисуем узор.

правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх,низ.

Знатьпонятияправый,
левый, верхний угол,
нижний угол, верх,низ.

Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов
по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур.
Формировать умение анализировать ивоспроизводить образец.

Уметь ориентироваться в
пространстве и на листе;

текущий

Уметь проводить
полукруглые линии;
2.12

Рисуем узор.

Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных
размеров украшая ими вырезанный силуэт платья.

Уметь ориентироваться в
пространстве и на листе;

текущий

Уметь рисовать колечки,
кружки разных размеров;
Уметь пользоваться
ножницами;
Знать меры
предосторожности при
работе с ножницами;
Уметь вырезать по
сложной линии контура;
Раздел 3. Буквенный период 1 этап
3.1

Звук и буква А.

Учить четкому произношению звука; соотнесению звука с буквой Понимать положение
и символом; печатанию буквы А, написанию элементов заглавной артикуляционного
и строчной рукописной и печатной буквы А; выделению звука А

текущий

18

среди сочетаний гласных, слогов и слов; развивать простые аппарата.
формы звукового анализа и синтеза; зрительное восприятие,
мышление, память, оптические представления; формировать Выполнять упражнения и
пробы по образцу.
навыки употребления существительных в косвенных падежах.
Понимать положение
Познакомить с буквой У, учить соотносить звук с буквой и артикуляционного
символом, отрабатывать четкое произношение звука У; учить аппарата.
детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов; определять
Выполнять упражнения и
основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей
пробы по образцу
словами со звуком У; развивать у детей навык письма;
тренировать детей в понимании смысла пословиц и поговорок;
развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание,
связную речь.

3.2

Звук и буква У.

3.3

Звук и буква О.

Закрепить знания о гласных звуках и буквах; познакомить детей с
характеристикой и нормой произношения звука О; учить соотносить
звук с буквой и символом; развивать навыки звукового анализа и
синтеза; припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чуковского; формировать знания о структуре предложений (учить
подбирать предложения к предложенным схемам); учить составлять
предложения по картинкам; закреплять навыки орфографически
правильного письма и знания языковых норм языка; развивать
зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление.

3.4

Звук и буква Э.

Познакомить со звуком и буквой Э; учить соотнесению звука с
буквой и символом; познакомить с нормой артикуляции звука Э;
развивать навыки фонематического восприятия, звукового
анализа и синтеза; обогащать словарь детей словами со звуком Э;
формировать знания норм орфографии; тренировать в

текущий

19

составлении
предложений
совершенного вида.

с

использованием

глаголов

3.5

Звук и буква Ы.

Познакомить со звуком Ы; закрепить знания о гласных звуках;
научить давать характеристику звука, познакомить с
артикуляцией звука Ы; учить соотноси ь звук с буквой и
символом; закреплять навыки подбор-I и правописания
качественных прилагательных, образования и дифференциации
существительных множественного числа; развивать слуховое и
зрительное внимание, фонематическое восприятие.

3.6

Звук и буква И.

Познакомить со звуком и буквой И; учить соотнесению звука
с буквой и символом; познакомить с артикуляцией и
характеристикой звука И; обогащать словарь детей словами со
звуком И; развивать навыки звукового анализа и синтеза;
отрабатывать навык употребления существительных в
косвенных падежах; развивать логическое мышление,
слуховое внимание и зрительное восприятие.

3.7

Буква Я.

Познакомить с буквой Я; закрепить знания о мягкости согласных,
о смягчении согласных перед гласными II ряда; развивать навыки
звуко-буквенного анализа и синтеза; учить соотнесению слов со
звуковыми схемами; закреплять знания норм орфографии:
тренировать в согласовании слов в предложении;

текущий

3.8

Буква Ю.

Познакомить с буквой Ю; закрепить знания о правописании слогов
ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, ЖИ -ШИ; закрепить навык употребления
глаголов настоящего времени; развивать навыки словообразования,
звукового анализа и синтеза, согласования слов в словосочетаниях;

текущий

20

развивать логическое мышление.
3.9

3.10

Буква Ё.

Познакомить с гласной Ё; развивать фонематическое восприятие,
слуховое внимание, логическое мышление; развивать навыки
звукового и слогового анализа и синтеза.

текущий

Буква Е

Познакомить с гласной Е; развивать фонематическое восприятие,
слуховое внимание, логическое мышление; развивать навыки
звукового и слогового анализа и синтеза.

текущий

Итоговое
Выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных
занятие по теме на предыдущих занятиях.
«Гласные буквы
Выработать
дифференцированные
движения
органов
и звуки»
артикуляционного аппарата

Понимать положение
артикуляционного
аппарата.

текущий

Выполнять упражнения и
пробы по образцу.
Понимать положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения и
пробы по образцу

4

Раздел 4. Буквенный период 2 этап

4.1

Звуки [м, м’] и
буква М.

4.2

Звуки [н, н’] и
буква Н.

Познакомить с согласными буквами; закрепить знания о твёрдости Понимать положение
и мягкости согласных, о смягчении согласных перед гласными II артикуляционного
ряда; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; учить аппарата.
соотнесению слов со звуковыми схемами; закреплять знания норм
Выполнять упражнения и

текущий
текущий

21

4.3

Звуки [к, к’] и
буква К.

4.4

Звуки [т, т’] и
буква Т.

4.5

Звуки [б, б’] и
буква Б.

4.6

Звуки [г, г’] и
буква Г.

орфографии: тренировать в согласовании слов в предложении.

пробы по образцу.
Понимать положение
Формировать умение различать на слух и в собственном артикуляционного
произношении твердые и мягкие согласные звуки.
аппарата.
Развивать фонематический слух.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Развивать память, воображение.

Выполнять упражнения и
пробы по образцу

текущий
текущий
текущий
текущий

Развивать временные и пространственные представления.

4.7

Звуки [л, л’] и
буква Л.

4.8

Звуки [с, с’] и
буква С.

текущий

4.9

Звуки [ф, ф’] и
буква Ф.

текущий

4.10

Звуки [х, х’] и
буква Х.

текущий

4.11

Итоговое
занятие по
твёрдые и
мягкие
согласные

текущий

Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.

текущий

22

5

Раздел 5. Буквенный период 3 этап

5.1

Звуки [р, р’] и
буква Р.

5.2

Звуки [п, п’] и
буква П.

Познакомить с согласными буквами; закрепить знания о твёрдости
и мягкости согласных, о смягчении согласных перед гласными II
ряда; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; учить
соотнесению слов со звуковыми схемами; закреплять знания норм
орфографии: тренировать в согласовании слов в предложении.

Понимать положение
артикуляционного
аппарата.

Выполнять упражнения и
пробы по образцу.
Формировать умение различать на слух и в собственном Понимать положение
произношении твердые и мягкие согласные звуки.
артикуляционного
аппарата.
Развивать фонематический слух.
Выполнять упражнения и
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
пробы по образцу

текущий
текущий

5.3

Звуки [з, з’] и
буква З.

текущий

5.4

Звуки [в, в’] и
буква В.

5.5

Звук и буква Ж.

5.6

Звуки [д, д’] и
буква Д.

5.7

Звуки [р, р’] и
буква Р.

5.8

Звук и буква Й.

текущий

5.9

Буква Ъ.

текущий

5.10

Слова с
разделительным
Ь.

текущий

текущий
текущий

Развивать память, воображение.
Развивать временные и пространственные представления.
Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.

текущий
текущий

23

6

Раздел 6. Буквенный период 4 этап

6.1

Звук и буква Щ.

6.2

Звук и буква Ц.

Познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать
буквы ш – щ – ц по начертанию, дифференцировать буквы
занятия изолированно, в слогах, словах; научить детей
образовывать существительные при помощи суффикса -ИЩ- ;
развивать у детей зрительное внимание, восприятие, умение
образовывать существительные от глаголов, кинестетические
ощущения; способствовать преодолению кинетических
нарушений у детей.

Знать и различать
оптически похожие буквы
на письме
Уметь образовывать
существительные

текущий
текущий

6.3

Звук и буква Ш.

6.4

Итоговое
занятие

7

Раздел 7. Дифференциация звонких и глухих парных согласных.

7.1

Дифференциаци Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное
яБ–П
сходство на слух, в собственном произношении и на письме.
изолированно, в
слогах, слове.

Понимать сравнение
звуков по
артикуляционным и
акустическим признакам.

текущий

7.2

Дифференциаци
яВ-Ф
изолированно, в
слогах, в слове.

Выполнять задания на
развитие фонематического
восприятия.

текущий

7.3

Дифференциаци
яГ-К
изолированно, в
слогах, в слове.

текущий
текущий

Научиться произношению
звуков изолированно,
слогах, словах и
предложении

текущий

24

7.4

Дифференциаци
яД–Т
изолированно, в
слогах, в слове.

текущий

7.5

Дифференциаци
яЖ-Ш
изолированно, в
слогах, в слове.

текущий

7.6

Дифференциаци
яЗ–С
изолированно, в
слогах, в слове.

текущий

7.7

Итоговое
занятие по теме
«Звонкие и
глухие
согласные».

8.

Раздел 8. Предложение

8.1

Обозначение
границ
предложения.

8.2

Выделение
предложений из

Проверить уровень знаний учащихся

Формировать умение правильно оформлять границы
Иметь представление о
предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложении.
предложения из сплошного текста.
Уметь отличать
Формировать умение распространять простое двусоставное
предложение от набора

текущий

текущий

текущий

25

текста.

предложение.

слов.

Дополнение
предложений с
помощью
вопросов и слов
для справок.

Уметь определять границы текущий
предложения.

8.4

Упражнения в
чтении и письме
слов по
пройденному
материалу.

текущий

9

Раздел 9. Обследование

9.1

Фронтальное
обследование

9.2

Фронтальное
обследование

8.3

Уметь письменно
оформлять текст.

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического
обследования».

Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
предложений

итоговое

Уметь называть
предметные, сюжетные
картинки

итоговое

Выполнять инструкцию
учителя

26

2 класс (68 ч.)
№

Название раздела, темы
логопедического занятия

1

Раздел 1. Обследование речевого развития

1.1

Изучение медицинских карт, сведения о
Грибова, О.Е. «Технология
семье ребенка, данных о речевом развитии. организации логопедического
обследования».
Обследование звукопроизносительной
стороны речи, слоговой структуры слова,
словарного запаса, импрессивной речи,
экспрессивной речи, грамматического
строя речи

1.2

1.3

Обследование чтения.

1.4

Обследование письма.

2

Раздел 2. Звуковой анализ

2.1

Образование звуков речи.

Содержание

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся

Контрол
ь

Дата

4 ч.
Выполнять задания на повторение
слогов, слов, предложений

вводный

Уметь называть предметные,
сюжетные картинки
Выполнять инструкцию учителя

5 ч.
Познакомить учащихся со
строением речевого аппарата.
Наблюдение за формированием
звуков речи.

Понимать положение
артикуляционного аппарата.

текущий

Выполнять упражнения и пробы

27

2.2

Узнавание гласного звука на слух.

2.3

Согласные звуки.

2.4

Слова, отличающиеся одним согласным
звуком.

Познакомить учеников с
образованием гласных 1-го ряда.

по образцу. Понимать положение
артикуляционного аппарата.

Развивать фонематический слух.

Выполнять упражнения и пробы
по образцу

Формировать понятие о фонеме
как смыслоразличительной
единице языка.

Иметь представление о звуковом
составе слова на базе развития
фонематических процессов и
навыков анализа и синтеза слого–
звукового состава слова

Показать различие в
образовании гласных и
согласных звуков.
Упражнять в определении
количества и
последовательности звуков в
слове.

2.5

Звуковой анализ слов с опорой на
цифровой ряд.

Развивать фонематические
процессы.

3

Раздел 3. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласным

3.1

Дифференциация твёрдых и мягких
согласных перед гласными И – Ы в слогах,
в словах.

Тренировать в различении
твёрдых и мягких согласных
звуков на слух и в

текущий

Иметь представление о звуковом
составе слова на базе развития
фонематических процессов и
навыков анализа и синтеза слого–
звукового состава слова
Иметь представление о звуковом
составе слова на базе развития
фонематических процессов и
навыков анализа и синтеза слого–
звукового состава слова
7 ч.
Понимать сравнение звуков по
артикуляционным и акустическим
признакам.

текущий

28

3.2

Дифференциация твёрдых и мягких
согласных перед гласными А – Я в слогах,
словах

произношении.
Упражнять в передаче на письме
мягкости согласных с помощью
гласных 2-го ряда

Выполнять задания на развитие
фонематического восприятия.
Научиться произношению звуков
изолированно, слогах, словах и
предложении

текущий

3.3

Дифференциация твёрдых и мягких
согласных перед гласными У – Ю в слогах,
словах

текущий

3.4

Дифференциация твёрдых и мягких
согласных перед гласными О – Ё в слогах,
в словах.

текущий

3.5

Обозначение мягкости согласных при
помощи буквы «Е» в слогах, словах

текущий

3.6

Обозначение мягкости согласных при
помощи буквы «Ь» в словах.

Наглядно показать
количественную разницу между
звуковым и буквенным составом
слова.

текущий

3.7

Итоговое занятие по теме «Твёрдые и
мягкие согласные».

Закрепить умение
дифференцировать твёрдые и
мягкие согласные.

текущий

Раздел 4. Слоговая структура слова
4.1

Анализ односложных слов.

4.2

Анализ двусложных слов.

6 ч.
Развивать умение анализировать
слоговую структуру слова.

Иметь представление о звуковом
составе слова на базе развития
фонематических процессов и

текущий
текущий

29

4.3

Анализ трёхсложных слов.

Учить преобразовывать
навыков анализа и синтеза слого–
двусложные слова в
звукового состава слова
трёхсложные. Закрепить понятие
о слоге как части слова.

текущий

4.4

Деление на слоги слов со стечением
согласных.

Упражнять в нахождении слогов
со стечением согласных в слове.

текущий

4.5

Определение ударного слога в словах.

Учить определять ударный слог.

текущий

4.6

Закрепление пройденного материала

Закрепить умение распознавать
ударную и безударную гласную
в слове и обосновывать своё
мнение. Закрепить умение
определять ударный слог.

текущий

5

Раздел 5. Дифференциация звонких и глухих парных согласных

5.1

Дифференциация Б – П в слогах, словах.

5.2

Дифференциация В - Ф в слогах, в словах.

5.3

Дифференциация Г - К в слогах, в словах.

5.4

Дифференциация Д – Т в слогах, в словах.

5.5

Дифференциация Ж - Ш в слогах, в словах.

5.6

Дифференциация З – С в слогах, в словах.

Учить различать звуки,
имеющие акустикоартикуляционное сходство на
слух, в собственном
произношении и на письме.

7 ч.
Понимать сравнение звуков по
артикуляционным и акустическим
признакам.

текущий

Выполнять задания на развитие
фонематического восприятия.

текущий

Научиться произношению звуков
изолированно, слогах, словах и
предложении

текущий

текущий
текущий
текущий

30

5.7

Итоговое занятие по теме «Звонкие и
глухие согласные».

Проверить уровень знаний
учащихся.

6

Раздел 6. Дифференциация согласных

6.1

Дифференциация С – Ц в слогах, словах.

6.2

Дифференциация Ч – Ц в слогах, словах.

6.3

Дифференциация Ч – Щ в слогах, словах.

6.4

Дифференциация Ш – Щ в слогах, словах.

6.5

Дифференциация И – Й изолированно и в
словах.

6.6

Закрепление пройденного материала

7

Раздел 7. Дифференциация сонорных согласные

7.1

Дифференциация согласных Р – Л в
слогах, словах.

7.2

Дифференциация согласных Р – Л в
предложении.

текущий
6 ч.

Учить различать данные звуки,
сопоставляя их по акустическим
и артикуляционным признакам,
на слух и в произношении.

Понимать сравнение звуков по
артикуляционным и акустическим
признакам.

текущий

Выполнять задания на развитие
фонематического восприятия.

текущий

Научиться произношению звуков
изолированно, слогах, словах и
предложении

текущий

текущий
текущий
текущий

Уточнить артикуляцию данных
звуков. Учить различать на слух
и в произношении.

2 ч.
Понимать сравнение звуков по
артикуляционным и акустическим
признакам.

текущий

Выполнять задания на развитие
фонематического восприятия.
Научиться произношению звуков
изолированно, слогах, словах и
предложении

31

8

Раздел 8. Дифференциация свистящих и шипящих согласных

8.1

Дифференциация С – Ш в слогах, словах.

8.2

Дифференциация З – Ж в слогах, словах.

8.3

Дифференциация С – Щ в слогах, словах.

8.4

Закрепление пройденного материала

9

Раздел 9. Слова, обозначающие предметы

9.1

Различение одушевлённых и
неодушевлённых предметов.

Учить различать предметы по
вопросам «Кто это?», «Что это?»

9.2

Определение предмета по названию его
составных частей.

9.3

Различение слов, обозначающих
обобщённые понятия.

Учить определять предмет по его Уметь находить существительное
по вопросу, на который оно
составным частям.
отвечает.
Закрепить умение различать
Уметь задавать правильный
слова по их отношению к
вопрос к предметам.
родовым категориям.

9.4

Закрепление пройденного материала

10

Раздел 10. Слова, обозначающие действие предмета

Учить различать звуки,
имеющие акустикоартикуляционное сходство на
слух и в соответственном
произношении.
Закрепить умение
дифференцировать свистящие и
шипящие согласные.

4 ч.
Понимать сравнение звуков по
артикуляционным и акустическим
признакам.

текущий

Выполнять задания на развитие
фонематического восприятия.
Научиться произношению звуков
изолированно, слогах, словах и
предложении
4 ч.

Иметь представление о словах,
обозначающих предмет

Иметь представление о том, что
такое «существительное»

текущий

Уметь обобщать предметы по
схожему признаку

4 ч.
32

10.1

Различение животных по их действиям.

Учить различать предметы по их
действиям и группировать
действия по признаку их
однородности (кто как
передвигается, кто как голос
подаёт).

10.2

Различение профессии людей по их
действиям.

Учить различать профессии
людей по действиям, которые
они выполняют.

10.3

Упражнение в подборе слов,
обозначающих предметы, к словам,
обозначающим действия.

Учить подбирать слова –
действия к словам – предметам.

10.4

Закрепление пройденного материала

Уметь различать слова,
обозначающие действие

11

Раздел 11. Работа с предлогами

11.1

Применение предлогов в речи.

11.2

Предложения с предлогами на, в.

11.3

Предложения с предлогом с, из.

11.4

Предложения с предлогом от, к.

11.5

Предложения с предлогом над, под.

Иметь представление о словахдействиях.

текущий

Уметь задавать вопросы к словадействиям.
Уметь графически изображать
слова-действия

6 ч.
Предупредить использование
ошибочных словосочетаний в
речи.

Иметь представление о предлогах.

текущий

Уметь правильно употреблять
предлоги в речи.

текущий

Познакомить детей с предлогами
Уметь определять предлоги в
на практическом уровне.
тексте.
Уточнить конкретно –
Уметь подбирать предлоги по
пространственное значение

33

11.6

Закрепление понятия о предлогах.

12

Раздел 12. Предложение

12.1

Обозначение границ предложения.

предлогов. Учить выделять
предлоги в предложении,
используя схему предложения.

смыслу.
Знать конкретнопространственные свойства
предлогов.
6 ч.

Формировать умение правильно
оформлять границы
предложения в устной и
письменной речи.

12.2

Составление предложений из слов, данных
в нужной форме вразбивку.

Учить составлять грамматически
верное предложение.

12.3

Сложное предложение.

Познакомить детей со
сложносочинённым
предложением( с союзом «а»).

12.4

Интонационная законченность
предложения.

12.5

Интонационная законченность
предложения.

Формировать представление об
интонации. Упражнять детей в
правильном интонационном
оформлении различных видов
предложений.

12.6

Закрепление пройденного материала

Закрепить знания о предложении

13

Раздел 13. Текст

Иметь представление о
предложении.

текущий

Уметь отличать предложение от
набора слов.
Уметь определять границы
предложения.
Уметь письменно оформлять
текст.

3 ч.

34

13.1

Ознакомление с признаками текста.

Формировать умение отличать
текст от группы предложений.
Формировать умение
устанавливать
последовательность
предложений в тексте.

Иметь представление о тексте.

текущий

Уметь правильно и
последовательно излагать текст.
Уметь устанавливать связь между
частями текста.

13.2

Пересказ текста по вопросам.

Формировать умение составлять
ответ на вопрос, учитывая связь
предложений в тексте

13.3

Составление рассказа по серии картинок.

Учить выделять части в рассказе,
последовательно излагать текст.

14

Раздел 14. Обследование

14.1

Фронтальное обследование

14.2

Фронтальное обследование

14.3

Фронтальное обследование

Уметь называть предметные,
сюжетные картинки

14.4

Фронтальное обследование

Выполнять инструкцию учителя

4 ч.
Грибова, О.Е. «Технология
организации логопедического
обследования».

Выполнять задания на повторение
слогов, слов, предложений

итоговый

35

3 класс (68 часов)
№

Название раздела, темы
логопедического занятия

1

Раздел 1. Обследование речевого развития

1.1

Изучение медицинских карт, сведения Грибова, О.Е. «Технология
о семье ребенка, данных о речевом
организации логопедического
развитии.
обследования».

Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
предложений

1.2

Обследование
звукопроизносительной стороны
речи, слоговой структуры слова,
словарного запаса, импрессивной
речи, экспрессивной речи,
грамматического строя речи

Уметь называть
предметные, сюжетные
картинки

1.3

Обследование чтения.

1.4

Обследование письма.

2

Раздел 2. Звуки речи

Содержание

Характеристика основных Контроль
видов деятельности
обучающихся

Дата

4 ч.
вводный

Выполнять инструкцию
учителя
Чтение букв, слогов, слов,
предложений, текстов;
Письмо букв, слогов, слов,
предложений, текстов;
3 ч.

36

2.1

Звуки и буквы. Алфавит.

Развивать фонематический слух.

2.2

Гласные звуки и буквы.

Формировать понятие о фонеме как
смыслоразличительной единице языка.

2.3

Согласные звуки и буквы.

Показать различие в образовании
гласных и согласных звуков.
Упражнять в определении количества
и последовательности звуков в слове.

Знать различие в понятиях
«звук» и «буква».

текущий

Знать способ образования
гласных звуков.

текущий

Знать различие в
образовании гласных и
согласных звуков.

текущий

Развивать фонематический слух
3

Раздел 3. Слоговая структура слова

3.1

Анализ двухсложных слов.

3.2

Анализ трёхсложных слов.

3.3

Слогообразующая роль гласных.

3 ч.
Развивать умение анализировать
слоговую структуру слова.
Учить преобразовывать двусложные
слова в трёхсложные. Закрепить
понятие о слоге как части слова.
Упражнять в нахождении слогов со
стечением согласных в слове.

4.

Раздел 4. Ударение

4.1

Ударение.
Ударные и безударные гласные.

Иметь представление о
текущий
звуковом составе слова на
базе развития
текущий
фонематических процессов
и навыков анализа и синтеза текущий
слого–звукового состава
слова

2 ч.
Развивать умение анализировать
слоговую структуру слова.
Учить преобразовывать двусложные
слова в трёхсложные. Закрепить

Иметь представление о
звуковом составе слова на
базе развития
фонематических процессов

текущий

37

понятие о слоге как части слова.
Упражнять в нахождении слогов со
стечением согласных в слове.

и навыков анализа и синтеза
слого–звукового состава
слова

Учить определять ударный слог.
4.2

Закрепление пройденного материала

5.

Раздел 5. Предложение

5.1

Предложение. Слово.

Закрепить знания учеников об
ударении в слове, слоговой структуре
слова, звуках речи и предложении

текущий

8 ч.
Формировать умение правильно
оформлять границы предложения в
устной и письменной речи, выделять
законченные предложения из
сплошного текста.

Знать различие в понятиях
«предложение» и «слово».

текущий

Знать, что такое «слово»,
«словосочетание»,
«предложение», «текст».

текущий

Формировать умение распространять
простое двусоставное предложение.
5.2

Дифференциация понятий «слово»,
«словосочетание», «предложение»,
«текст».

5.3

Работа с деформированным
предложением

5.4

Наблюдение за изменением смысла
предложения в зависимости от

Научить соблюдать заданный порядок
слов при записи предложения;

отличать связный текст от набора слов,
словосочетаний, предложений и т.д.;
Уметь работа с
деформированным
составлять предложения из заданного
предложением, строить
набора слов без пропуска членов
предложения;

текущий
текущий

38

перестановки слов.

предложения и повторов;
составлять тексты из 2—3
предложений, связывая их между
собой по смыслу и используя для этого
лексические повторы, личные
местоимения, наречия.

устанавливать причинноследственных связей.

5.5

Построение предложений с заданным
словом с использованием разных
частей речи.

текущий

5.6

Установление в предложении
причинно-следственных связей.

5.7

Построение сложноподчинённых
предложений.

текущий

5.8

Закрепление пройденного материала

текущий

6

Раздел 6. Предлоги

6.1

Предлоги в предложении.

6.2

Дифференциация предлогов в-на.

6.3

Дифференциация предлогов на-над.

6.4

Дифференциация предлогов к-от.

7.5

Дифференциация предлогов в-из.

6.6

Итоговое занятие по теме:
«Предлоги».

текущий

6 ч.
Закрепить знания о предлоге как о
целом слове.

Иметь представление о
предлогах.

Учить различать предлоги в устной и
письменной речи.

Уметь правильно
употреблять предлоги в
речи.

Учить пользоваться предлогами в
устной и письменной речи. Развивать
временно-пространственные
представления.

Уметь определять предлоги
в тексте.
Уметь подбирать предлоги
по смыслу.

текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий

Знать конкретнопространственные свойства
39

предлогов.
7.

Раздел 7. Словообразование

7.1

Родственные слова

7.2

Подбор родственных слов.

7.3

Однокоренные слова.

12 ч.
Познакомить учащихся c
родственными словами.

Знать об однокоренных и
родственных словах;

Развитие грамматического строя.
Обогащение и активизация словаря.

Уметь различать
однокоренные и
родственные слова;

Закрепить умение выделять корень
слова, подбирать однокоренные слова.

Уметь подбирать
однокоренные слова.

текущий
текущий

текущий

Закреплять навык словообразования.
7.4

Дифференциация однокоренных и
родственных слов.

Научить различать однокоренные и
родственные слова.

текущий

Развитие звукобуквенного анализа.
7.5

Выделение единого корня и
правописание родственных и
однокоренных слов

Закрепить знания об однокоренных
словах и родственных

7.6

Закрепление знаний о приставках.

Познакомить с приставками.

7.7

Тренировка в нахождении приставки
в словах.

Развивать умение в нахождении
приставки в словах.

текущий

Уметь образовывать новые
слова с помощью
приставок; выделять
приставку в слове;

текущий
текущий

40

7.8

Образование новых слов при помощи
приставок. Работа с антонимами.

Развивать временные и
пространственные представления.
Развивать зрительное и слуховое внимание.

7.9

Закрепление знаний о суффиксах.

7.10

Обогащение словаря по теме
«Профессии».

7.11

Образование существительных с
уменьшительно-ласкательным
значением.

Познакомить с суффиксами.
Объяснить значений различных
суффиксов. Обогащать словарь по
темам: профессии, существительные с
уменьшительно-ласкательным
значением.

7.12

Закрепление знаний о корне,
приставке, суффиксе и окончании.
Формирование навыка разбора слов
по составу.

8.

Раздел 8. Слова, обозначающие предметы

8.1

Слова-предметы

8.2

Слова, обозначающие один и много
предметов.

текущий

Знать, что такое суффикс;
Уметь образовывать новые
слова при помощи
суффиксов; выделять
суффикс в слове;

текущий
текущий
текущий

текущий

Закрепить знания о словах-предметах.
Обозначать изучаемые слова при
помощи схемы. Обогащение
номинативного словаря
Закрепить знания о понятии числа.
Развивать навык словоизменения.
Устранятьаграмматизма в устной речи.
Тренировка в словоизменении

7 ч.
Иметь представление о том,
что такое
«существительное»
Уметь находить
существительное по
вопросу, на который оно
отвечает.

текущий

текущий

41

существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового).

Уметь задавать правильный
вопрос к предметам.
Уметь обобщать предметы
по схожему признаку

8.3

Закрепление знаний об одушевлённых Учить различать предметы по
и неодушевлённых именах
вопросам «кто это?», «что это?»
существительных
Развивать навык
словоизменения.Развивать внимания
(слуховое, зрительное).

текущий

8.4

Практическоеупотребление
существительных разного рода

Учить определять род имени
существительного, заменяя словапредметы подходящими по смыслу
местоимением (она). Учить определять
род имени существительного, заменяя
слова-предметы подходящими по
смыслу местоимением (оно).

текущий

8.5

Употребление существительных в
косвенных падежах

Закрепить знания о падежах
существительных.

текущий

Учить различать существительные в
форме именительного и винительного,
родительного и винительного падежей.
8.6

Существительные в родительном
падеже единственного и
множественного числа.

Учить образовывать множественное
число имени существительного в
родительном падеже

текущий

8.7

Итоговое занятие по теме «Слова,

Закрепить полученные знания

текущий

42

обозначающие предметы»
9

Раздел 9. Слова, обозначающие действие предмета

9.1

Слова, обозначающие действие
предмета.

9 ч.

Закрепить знания о действиях
предметов.

Иметь представление о
словах-действиях.

Обогащать словарь действий.

Уметь задавать вопросы к
слова-действиям.

текущий

Сопоставление форм одного и того же Развивать навык словоизменения.
Развивать умения в подборе действия к Уметь графически
глагола.
предмету.
изображать слова-действия
Употребление глаголов с различными
Научить согласовывать глагол с
приставками (-в; -вы, -у).
существительным в числе, роде и во
Изменение слов, обозначающих
времени.
действия, по числам.
Развитие навыка словоизменения.
Изменение слов, обозначающих
Научить соотносить слов-действий с
действия, по родам
графической схемой.

текущий

9.6

Упражнения в подборе слов,
обозначающих действия, к словам,
обозначающим предметы

текущий

9.7

Согласование глагола с
существительным в числе.

текущий

9.8

Согласование глагола с
существительным в роде.

текущий

9.2

9.3

9.4

9.5

текущий
текущий
текущий

43

9.9

Согласование глагола с
существительным во времени

текущий

10

Раздел 10. Слова, обозначающие признак предмета

10.1

Слова, обозначающие признак
предмета

Развивать словарь признаков.
Развивать навык подбора признаков к
предмету.

6
Иметь представление о том,
что такое «прилагательное»

Развивать навыки словоизменения и
словообразования.

Уметь находить
существительное по
вопросу, на который оно
отвечает.

Развивать умение постановки вопроса
к словам-признакам.

Уметь задавать правильный
вопрос к предметам.

Развивать умение соотносить слов,
обозначающих признаки предметов со
схемой.

Уметь обобщать предметы
по схожему признаку

текущий

10.2

Образование относительных
прилагательных.

Учить образовывать имена
прилагательные от существительных с
помощью суффиксов.

текущий

10.3

Образование прилагательных с
уменьшительным ласкательным
значением.

Учить образовывать прилагательные,
используя уменьшительноласкательные суффиксы.

текущий

10.4

Подбор прилагательных с
противоположным значением.

Учить подбирать прилагательные,
обозначающие противоположные

текущий

44

признаки (антонимы).
10.5

Подбор прилагательных, близких по
значению.

Учить подбирать слова-признаки,
близкие по значению (синонимы)

текущий

10.6

Итоговое занятие по теме: «Слова,
обозначающие признак предмета»

Закрепить полученные знания.

текущий

11

Раздел 11. Текст

11.1

Работа над текстом

4 ч.
Закрепление навыка установления
смысловых связей между
предложениями в составе текста.
Знакомство с понятием текст, его
признаками: целостностью,
законченностью. Выделение логикосмысловых связей текста.

Иметь представление о
тексте.

текущий

Уметь правильно и
последовательно излагать
текст.
Уметь устанавливать связь
между частями текста.

11.2

Восстановление деформированного
текста.

Закреплять умение устанавливать
последовательность предложений в
тексте.

текущий

11.3

Восстановление текста с
пропущенными словами.

Формировать умение точно
употреблять слова в тексте.

текущий

11.4

Пересказ текста по вопросам.

Формировать умение устанавливать
связь предложений в тексте.

текущий

12

Раздел 12. Обследование.

4 ч.

45

12.1

Фронтальное обследование.

12.2

Фронтальное обследование.

12.3

Фронтальное обследование.

12.4

Фронтальное обследование.

Грибова, О.Е. «Технология
организации логопедического
обследования».

Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
предложений

итоговый

Уметь называть
предметные, сюжетные
картинки
Выполнять инструкцию
учителя

4 класс (68 часов)
№

Название раздела, темы
логопедического занятия

Содержание

1

Раздел 1. Обследование речевого развития

1.1

Изучение медицинских карт, сведения
о семье ребенка, данных о речевом
развитии.

1.2

Обследование звукопроизносительной
стороны речи, слоговой структуры
слова, словарного запаса,
импрессивной речи, экспрессивной

Грибова, О.Е. «Технология
организации логопедического
обследования».

Характеристика основных Контроль
видов деятельности
обучающихся

Дата

4 ч.
Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
предложений

вводный

Уметь называть
предметные, сюжетные
картинки

46

речи, грамматического строя речи
1.3

Обследование чтения.

1.4

Обследование письма.

Выполнять инструкцию
учителя
Чтение букв, слогов, слов,
предложений, текстов;
Письмо букв, слогов, слов,
предложений, текстов;

2

Раздел 2. Звуки речи

2.1

Звуки и буквы. Алфавит.

2.2

Гласные звуки и буквы в простом
предложении.

2.3

Согласные звуки и буквы в сложном
предложении.

3

Раздел 3. Слоговая структура слова

3.1

Анализ двухсложных устаревших слов. Развивать умение анализировать
слоговую структуру слова.
Анализ трёхсложных многозначных
Учить преобразовывать двусложные
слов.
слова в трёхсложные. Закрепить
Слогообразующая роль гласных
понятие о слоге как части слова.
заимствованных слов.

3.2

3.3

3 ч.
Формировать понятие о фонеме как
смыслоразличительной единице языка.

Знать различие в понятиях
«звук» и «буква».

Показать различие в образовании
гласных и согласных звуков.

Знать способ образования
гласных звуков.

Упражнять в определении количества
и последовательности звуков в слове
на уровне простого и сложного
предложения..

Знать различие в
образовании гласных и
согласных звуков.

текущий
текущий
текущий

3 ч.
Иметь представление о
текущий
звуковом составе слова на
текущий
базе развития
фонематических процессов
и навыков анализа и синтеза
текущий
слого–звукового состава

47

Упражнять в нахождении слогов со
стечением согласных в слове.
4.

Раздел 4. Словообразование

4.1

Родственные слова

4.2

Подбор родственных слов.

4.3

Однокоренные слова.

слова
12 ч.

Познакомить учащихся c
родственными словами.

Знать об однокоренных и
родственных словах;

Развитие грамматического строя.
Обогащение и активизация словаря.

Уметь различать
однокоренные и
родственные слова;

Закрепить умение выделять корень
слова, подбирать однокоренные слова.

Уметь подбирать
однокоренные слова.

Закреплять навык словообразования.
4.4

Дифференциация однокоренных и
родственных слов.

Научить различать однокоренные и
родственные слова.

текущий

Развитие звукобуквенного анализа.
4.5

Выделение единого корня и
правописание родственных и
однокоренных слов

Закрепить знания об однокоренных
словах и родственных

текущий

4.6

Закрепление знаний о приставках.

Познакомить с приставками.

текущий

4.7

Тренировка в нахождении приставки в
словах.

Развивать умение в нахождении
приставки в словах.

текущий

48

4.8

Образование новых слов при помощи
приставок. Работа с антонимами.

Развивать временные и
пространственные представления.
Развивать зрительное и слуховое
внимание.

текущий

4.9

Закрепление знаний о суффиксах.

Познакомить с приставками.

текущий

4.10

Обогащение словаря по теме
«Профессии».

Развивать умение в нахождении
приставки в словах.

текущий

4.11

Образование существительных с
уменьшительно-ласкательным
значением.

Развивать временные и
пространственные представления.
Развивать зрительное и слуховое внимание.

текущий

4.12

Закрепление знаний о корне,
приставке, суффиксе и окончании.
Формирование навыка разбора слов по
составу.

5.

Раздел 5. Слова, обозначающие предметы

5.1

Имя существительное.

5.2

Закрепление знаний об одушевлённых
и неодушевлённых именах
существительных

текущий

Закрепить знания о словах-предметах.
Обозначать изучаемые слова при
помощи схемы. Обогащение
номинативного словаря
Учить различать предметы по
вопросам «кто это?», «что это?»
Развивать навык словоизменения.
Развивать внимания (слуховое,

9 ч.
Иметь представление о том,
что такое
«существительное»
Уметь находить
существительное по
вопросу, на который оно
отвечает.

текущий

текущий

49

зрительное).

Уметь задавать правильный
вопрос к предметам.

5.3

Имя существительное в единственном
и множественном числе

Закрепить знания о понятии числа.
Развивать навык словоизменения.
Устранятьаграмматизмы в устной
речи. Тренировка в словоизменении
существительных. Развитие
восприятия (зрительного, слухового).

5.4

Практическое употребление
существительных разного рода

Учить определять род имени
существительного, заменяя словапредметы подходящими по смыслу
местоимением (она). Учить определять
род имени существительного, заменяя
слова-предметы подходящими по
смыслу местоимением (оно).

текущий

5.5

Употребление существительных в
косвенных падежах

Закрепить знания о падежах
существительных.

текущий

5.6

Употребление существительных в
косвенных падежах

текущий

5.7

Употребление существительных в
косвенных падежах

Учить различать существительные в
форме именительного и винительного,
родительного и винительного падежей.

5.8

Употребление существительных в
косвенных падежах

Уметь обобщать предметы
по схожему признаку

текущий

текущий
текущий

50

5.9

Итоговое занятие по теме «Слова,
обозначающие предметы»

6

Раздел 6. Слова, обозначающие признак предмета

6.1

Слова, обозначающие признак
предмета

6.2

Согласование имен прилагательных с
именами существительными в роде,
числе и падеже

6.3

Согласование имен прилагательных с
именами существительными в роде,
числе и падеже

6.4

Согласование имен прилагательных с
именами существительными в роде,

Закрепить полученные знания

Развивать словарь признаков.
Развивать навык подбора признаков к
предмету.

текущий
9 ч.
Иметь представление о том,
что такое «прилагательное»

Развивать навыки словоизменения и
словообразования.

Уметь находить
существительное по
вопросу, на который оно
отвечает.

Развивать умение постановки вопроса
к словам-признакам.

Уметь задавать правильный
вопрос к предметам.

Развивать умение соотносить слов,
обозначающих признаки предметов со
схемой.

Уметь обобщать предметы
по схожему признаку

Совершенствовать навыки
согласования имен прилагательных с
именем существительными в роде,
числе и падеже. Способствовать
формированию представления о связи
согласования прилагательных с
существительными

текущий

текущий

текущий

текущий

51

числе и падеже
6.5

Образование относительных
прилагательных.

Учить образовывать имена
прилагательные от существительных с
помощью суффиксов.

текущий

6.6

Образование прилагательных с
уменьшительным ласкательным
значением.

Учить образовывать прилагательные,
используя уменьшительноласкательные суффиксы.

текущий

6.7

Подбор прилагательных с
противоположным значением.

Учить подбирать прилагательные,
обозначающие противоположные
признаки (антонимы).

текущий

6.8

Подбор прилагательных, близких по
значению.

Учить подбирать слова-признаки,
близкие по значению (синонимы)

текущий

6.9

Итоговое занятие по теме: «Слова,
обозначающие признак предмета»

Закрепить полученные знания.

текущий

7

7.1

7.2

7.3

Раздел 7. Слова, обозначающие действие предмета
Слова, обозначающие действие
предмета.

Сопоставление форм одного и того же
глагола.
Употребление глаголов с различными

9 ч.

Закрепить знания о действиях
предметов.

Иметь представление о
словах-действиях.

Обогащать словарь действий.

Уметь задавать вопросы к
слова-действиям.

Развивать навык словоизменения.
Развивать умения в подборе действия к
предмету.

Уметь графически
изображать слова-действия

текущий

текущий
текущий
52

приставками (-в; -вы, -у).

Научить согласовывать глагол с
существительным в числе, роде и во
времени.

7.4

Изменение слов, обозначающих
действия, по числам.

текущий

7.5

Изменение слов, обозначающих
действия, по родам

7.6

Упражнения в подборе слов,
обозначающих действия, к словам,
обозначающим предметы

текущий

7.7

Согласование глагола с
существительным в числе.

текущий

7.8

Согласование глагола с
существительным в роде.

текущий

7.9

Согласование глагола с
существительным во времени

текущий

6

Раздел 6. Предлоги

6.1

Предлоги в предложении.

6.2

Дифференциация предлогов в-на.

6.3
6.4

Развитие навыка словоизменения.
Научить соотносить слов-действий с
графической схемой.

текущий

6 ч.
Закрепить знания о предлоге как о
целом слове.

Иметь представление о
предлогах.

Дифференциация предлогов на-над.

Учить различать предлоги в устной и
письменной речи.

Дифференциация предлогов к-от.

Учить пользоваться предлогами в

Уметь правильно
употреблять предлоги в
речи.

53

6.5

Дифференциация предлогов в-из.

6.6

Итоговое занятие по теме:
«Предлоги».

устной и письменной речи. Развивать
временно-пространственные
представления.

Уметь определять предлоги
в тексте.
Уметь подбирать предлоги
по смыслу.
Знать конкретнопространственные свойства
предлогов.

7

Раздел 7. Текст

7.1

Работа над текстом

5 ч.
Закрепление навыка установления
смысловых связей между
предложениями в составе текста.
Знакомство с понятием текст, его
признаками: целостностью,
законченностью. Выделение логикосмысловых связей текста.

Иметь представление о
тексте.

текущий

Уметь правильно и
последовательно излагать
текст.
Уметь устанавливать связь
между частями текста.

7.2

Восстановление деформированного
текста.

Закреплять умение устанавливать
последовательность предложений в
тексте.

текущий

7.3

Восстановление текста с
пропущенными словами.

Формировать умение точно
употреблять слова в тексте.

текущий

7.4

Пересказ текста по вопросам.

Формировать умение устанавливать

текущий

54

связь предложений в тексте.
7.5

Закрепление пройденного материала

8

Раздел 8. Обследование.

8.1

Фронтальное обследование.

8.2

Фронтальное обследование.

8.3

Фронтальное обследование.

8.4

Фронтальное обследование.

Закрепить основных понятий и тексте.

текущий
4 ч.

Грибова, О.Е. «Технология организации Выполнять задания на
логопедического обследования».
повторение слогов, слов,
предложений
Уметь называть
предметные, сюжетные
картинки

итоговый
итоговый
итоговый
итоговый

Выполнять инструкцию
учителя

55

5.3. Организация логопедической работы.
Основной формой организации коррекционного логопедического воздействия являются индивидуальные занятия.
Логопедические занятия проводятся с учащимся по расписанию, составленному с учетом классных расписаний, во второй половине
дня. По согласованию с учителем, в исключительных случаях, логопед может брать на логопедические занятия с некоторых уроков (кроме
русского языка, математики).
Зачисление на логопедические занятия осуществляется по результатам обследования ПМПк.
Допускается объединение перспективного планирования работы с тематическим планированием логопедических занятий.
С учётом результатов обследования устной речи, письма и чтения составляется тематическое планирование занятий с указанием
этапа, раздела, темы занятий, их примерного количества.
5.4 Принципы проектирования и реализации рабочих программ:
- Соблюдение интересов ребенка. (Решение проблем ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.)
- Системность. (Обеспечение единства диагностики, коррекции и развития.)
- Комплексность. (Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их
действий.)
- Непрерывность и поэтапность воздействия. (Помощь ребенку оказывается до полного устранения проблемы.)
- Вариативность. (Создание вариативных программ в зависимости от особенностей речевого нарушения и индивидуальных
особенностей личности.)
- Обеспечение здоровье сберегающих условий. (Профилактика физических, умственных и психических перегрузок.)
- Социально-адаптивная и коррекционно-развивающая направленность воздействия.
56

5.5 Определение эффективности логопедической работы.
Требования к результатам освоения курса конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Эффективность логопедической работы определяется при сравнительном анализе результатов входящей и заключительной
диагностики, показывающей позитивные изменения, полученные на выходе.
Так же эффективность может определяться по результатам наблюдения за ребенком в процессе освоения программы (отслеживание
положительной динамики).
Кроме того, эффективность может быть установлена при анализе отзывов педагогов, воспитателей, классного руководителя,
свидетельствующих о восполнении пробелов в знаниях в процессе обучения, совершенствовании учебных навыков и уменьшении частоты
проявления поведенческих реакций.

6. Программно-методическое обеспечение.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется на основе «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда»
А. В. Ястребовой, Т. П.Бессоновой Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.
При составлении рабочих программ используются следующие методические источники: Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г.
«Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда», М: Просвещение, 1991г.,
Ястребова А. В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений», М.,
Аркти, 1999 г.,
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. «Организация логопедической работы в школе», М., Сфера, 2007 г.,
Садовникова И. Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма» М., Аркти, 2005 г.,
57

Ишимова О.А., Бондарчук О.А. «Логопедическая работа в школе» М., Просвещение, 2012 г.
7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
1.Закон «Об образовании в РФ» №273 от 29. 12 2012 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования. Утвержден Приказом Минобразования
и науки РФ от 6. 10. 2009 г. №373 (с изменениями на 31. 12. 2015 г.)
3. ФГОС ООО. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 17. 12. 2010 г. №1897
4. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобразования и науки РФ от 19. 12. 2014 г.
№1598.
Приказ Минобразования и науки России №1015 от 30.08.2013 (ред. от 17.07 2015) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего образования».
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4,
подготовительный класс. (Русский язык. Автор Р.Д. Тригер. Литературное чтение. Авторы: Ю. А. Костенкова, Н. А. Цыпина. Ознакомление
с окружающим миром и развитие речи. Автор: С. Г. Шевченко.) М. Парадигма. 2012. Допущено Минобразования РФ. М. Школьная Пресса,
2005.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч.1. (Русский язык, литературное чтение, окружающий мир). 5-е
изд., перераб. М, «Просвещение» 2011г. (Стандарты второго поколения).
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» Ястребова А. В., Бессонова Т. П.
М.: Когито-Центр, 1996(Издание подготовлено по заказу Министерства образования РФ)
«Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения» Бессонова Т. П. М.: АПК
и ППРО РФ, 2008.
58

Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12. 2000 г. «Об организации работы логопедического пункта
образовательного учреждения».
Постановление Правительства РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.28-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29. 12. 2010 г. №189.

59

60


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».