Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………………3
2.Общая характеристика учебного предмета ……………………………………………………………………………………………………...4
3. Содержание учебной программы ………………………………………………………………………………………………………………..5
4.1. Календарно-тематический план с учащимися 1 класса с логопедическим заключением «ОНР»…………………………………............7
4.2. Календарно-тематический план работы с учащихся 2-3 классов с логопедическим заключением «ОНР»……………………………...14
4.3. Календарно-тематический план работы с учащихся 4 классов с логопедическим заключением «ОНР»……………………………….19
5. Требования к уровню подготовленности учащихся……………………………………………………………………………………………21
6. Программно-методическое обеспечение программы …………………………………………………………………………………………22
7. Список литературы учителя-логопеда…………………………………………………………………………………………………………..23
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная программа разработана для обучающихся детей с ТНР по варианту 5.1 и 5.2 в условиях общеобразовательной школы.
Является обязательной частью основной образовательной программы для обеспечения равных возможностей получения качественного
начального общего образования детьми с ТНР, обучающимися по адаптированной основной общеобразовательной программе. Программа
коррекционной работы направлена на организацию комплексной помощи школьникам варианта 5.1 и 5.2.Предлагаемая примерная
программа предполагает вариативность, что нашло отражение в задачах, содержании и планируемых результатах работы.
Программа коррекционной работы логопеда с детьми с ТНР разработана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ»
№273 от 29. 12. 2012, ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19. 11. 2014 №1598, Приказа Минобрнауки
России № 1015 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам…» с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает
удовлетворение их особых образовательных потребностей, коррекцию и развитие речевой деятельности, и социальную адаптацию через
формирование коммуникативных навыков и расширение представлений об окружающей действительности.
На занятиях данной программы уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств,
определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических
предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано
с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять
ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для
организации деятельности учащихся на много ориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения грамотой, чтением
и письмом.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и
степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как
правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма;
Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные
вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в
каждой группе.
Обследование учащихся проводится по методикам Фотековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На
основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте.
Место курса
С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся индивидуальные занятия. Периодичность логопедических
занятий 2 раза в неделю. Продолжительность индивидуального занятия 20-30 мин. Сроки коррекционной работы определяются степенью
тяжести нарушения речи, комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным
критерием.
1.
2.
3.
4.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Цель – коррекция дефектов устой и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических,
психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.
В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны
речи.
Задачи:
Сформировать полноценные фонематические процессы.
Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.
Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Корригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционноразвивающего обучения.
На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:
Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов,
являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися
словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:
Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
Программирование смысловой структуры высказывания.
Установление связности и последовательности его.
Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Для выявления эффективности данной программы нами в течении года, а именно в середине и конце учебного года будет
проводиться повторная диагностика детей для выявления динамики развития речи и речевых компонентов. Для этого нами будет
использоваться методики Фотековой Т.А, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И.
Раздел 3.Содержание учебной программы
Программа включает в себя следующие разделы (этапы):
I этап
Основным содержанием I этапа является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. I этап коррекционноразвивающего обучения детей с ОНР продолжается с 16 сентября по 8 мая, что составляет, примерно 60 занятий. Основными задачами
которых являются: развитие фонематических представлений; постановка и закрепление поставленных звуков; формирование
полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности. На последующих занятиях I этапа проводится
автоматизация поставленных звуков в процессе занятий.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а именно:
одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа
избирательно включаются элементы материала второго и третьего этапов.
Коррекционная часть занятий складывается из следующих видов работы:
– развитие фонематических процессов;
– формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и
отработанные слова-термины;
– формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных
представлениях о звуковом составе слова;
– закрепление звукобуквенных связей;
– автоматизация поставленных звуков.
В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием
и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях
центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении,
слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, согласном. На первых занятиях термины используются только учителем-логопедом. За это
время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду
определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронтальной
работой.
II этап
Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у
детей с ОНР. Целью – формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о
парадигматических и синтагматических связях слов, о контекстуальных значениях слов.
Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему
обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения
активно пользоваться различными способами словообразования; по уточнению значений используемых синтаксических конструкций; по
дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися
словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на коррекционных занятиях. Поскольку в течение I
этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного
усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных
представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка.
Таким образом, в процессе реализации содержания II этапа логопедических занятий у детей с ОНР формируются умения и навыки
полноценной речевой деятельности, в частности построения и свободного продуцирования связного учебного высказывания (типа доказательства, рассуждения).
Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОНР является развитие полноценной речевой деятельности, в ходе
выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы,
грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в
процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над
развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап
III этап
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
– программирование смысловой структуры высказывания;
– установление связности и последовательности его;
– отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Эти цели реализуются в определенной последовательности через следующие задачи:
1. Формирование практических представлений о тексте.
2. Развитие умений и навыков анализировать текст.
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связно высказывания
Раздел 4.1. Календарно-тематический план с учащимися 1 класса с логопедическим заключением «ОНР»
Дата
№ занятия
Тема коррекционного занятия
1
Развитие и уточнение временных
представлений
2
Развитие и уточнение временных
представлений
3
Уточнение пространственных
представлений (дифференциация
правых и левых частей тела;
ориентировка в схеме
собственного тела, схеме тела
стоящего напротив)
4
Уточнение
пространств.представлений
(правого и левого направлений в
пространстве; пространственных
взаимоотношений объектов);
графическое воспроизведение
Пропедевтика русского языка
Речевой материал
Согласование имен
существительных с
числительными в роде и числе
Час, минута, сутки, день,
ночь, вчера, сегодня, завтра,
дни недели
Год, календарь, времена
года, месяцы
Практическое ознакомление с
предлогами, формирование
умения правильно
употреблять их в речи
Тема: «Части тела»
(названия частей тела)
+
левый - правый, назад вперед, вверх - вниз, над под, на, центр-угол, около,
напротив.
Восполнение пробелов в
разв. предпосылок к
полноцен. овладению чт.
и письмом
Развитие слухового
внимания, всех видов
памяти, словеснологического и образного
мышления
Развитие мелкой
моторики, координации
движений; развитие
внимания, слуховой,
зрительной и
двигательной памяти,
мыслительных операций
направлений
6
7-8
Гласные звуки (а,о,у,э,ы, и), их
артикуляция
Гласные звуки
Гласные звуки. Выделение
гласных звуков из слогов и слов:
Образование слов с помощью
суффиксов (умен.-ласк.):
дождь – дождик, ветер –
ветерок
- под ударением
Развитие
фонематического
восприятия,
концентрации слухового
внимания,
наблюдательности,
способности к
воссозданию мысленных
образов
- в начале и конце слова
- в безударной позиции
9
Согласные звуки. Выделение
согласных:
Образование относительных
прилагательных
- из слогов
(сок из моркови – морковный)
Тема «Сбор урожая»:
огород, теплица, грядка,
семена, плоды, овощи.
- в начале слова
10
11
Согласные звуки.
Мягкие и твердые согласные;
Дифференциация согласных по
твердости – мягкости
образование существительных
множественного числа («один- лес, бор, чаща, сад, названия
много»)
деревьев (тополь, дуб, клен,
липа, береза, рябина,
черемуха), названия частей
дерева (крона, ветка, кора,
Звонкие и глухие согласные;
листья, иголки, хвоя,
согласование прилагательного цветки), названия плодов
с существительным в роде
Согласные звуки.
Дифференциация согласных по
Тема «Растительный мир»
(травы, кусты, деревья):
Развитие
фонематического
восприятия, зрительной
памяти, мелкой
моторики.
Развитие мыслительных
операций (анализ,
обобщение - «4-й
лишний»), развитие
слухового внимания,
памяти
Упражнения на
увеличение объема
внимания, развитие
зрительной, слуховой
12
13-14
15
звонкости – глухости
(сосновый – шишка, кресло,
бор)
(шишка, сережка, желудь)
памяти
Дифференциация гласных и
согласных звуков
Гласные и согласные звуки;
Животный мир морей и
океанов. Речные и
аквариумные рыбки
(аквариум, озеро, река,
окунь, акула, карась, щука,
плотва, судак, меченосец,
сом)
Развитие слухового
внимания, логического
мышления («Кто
лишний?»)
Фонематический анализ и синтез
слов
Связь слов по типу
управления (войти в класс –
выйти из класса)
Тема «Школа, школьные
принадлежности»
Развитие
фонематических
процессов, мелкой
моторики
Слоговой состав слова.
Образование
существительных с помощью
суффиксов (улочка, мостик)
Тема «Наш город»
Развитие
фонематического
восприятия, зрительной
памяти
Развитие слогового анализа и
синтеза.
образование существительных
множ. числа в родительном
падеже «Один-много»
(адрес, улица, дом, мост,
вокзал, завод, фабрика,
почта, школа, цирк)
16
Слоговой состав слова.
Слогообразующая роль гласных.
Образование прилагательных
в сравнительной степени (этот
мост широкий, а тот шире)
Тема«Достопримечательност
и города» (театр, музей,
площадь, памятник, парк)
Развитие
наблюдательности,
зрительного внимания,
фонематического
восприятия
17
Слоговой состав слова. Порядок
слогов в слове.
Образование имен
прилагательных от
Тема «Почта»
Развитие мыслительных
операций (загадки),
воображения, слухового
существительных с помощью
(письмо, конверт, бланк,
посылка, адрес, газета,
18
Слоговой состав слова. Ударение.
суффиксов (почтовый,
газетный)
журнал, перевод,
телеграмма)
внимания и памяти
Образование имен
прилагательных от
Тема «Магазин»
Развитие нагляднообразного мышления,
зрительной восприятия и
памяти
существительных с помощью
суффиксов (овощной,
книжный)
19
20-21
Слоговой состав слова. Ударение,
ударный слог, ударная гласная.
Звукобуквенный и слоговой
анализ и синтез слов.
Связь слов в предложении
(составление предложений по
опорным словам и картинкам)
Подбор однокоренных
(родственных) слов
(зима - зимний, зимушка,
зимовать)
22
Дифференциация звуков,
имеющих акустикоартикуляторное сходство.
Дифференциация в-ф
23
Дифференциация б-п
Образование
существительных с помощью
суффиксов (воспитатель воспитательница)
Правильное употребление
форм имен существительных
единственного числа в
(товар, продавец,
покупатель, чек, касса)
Тема «Зима, зимние месяцы,
зимние забавы»
(санки, лыжи, коньки,
снеговик, снежки)
Тема «Погода зимой»
(снег, лед, гололедица,
узоры, снежинки, холод,
мороз, стужа, метель,
снегопад)
Тема «Профессии людей»
(название разных профессий
+ назначение)
(врач, водитель, воспитатель,
фотограф, фигурист,
футболист, библиотекарь,
банкир, балерина, плотник,
Развитие временных
представлений,
зрительной и
двигательной памяти
Развитие
фонематических
процессов,
наблюдательности
Развитие
фонематического слуха,
слуховой памяти и
внимания,
мыслительных операций
(«Кому что надо для
работы?», «Путаница»)
24
Дифференциация т-д
родительном падеже
(ножницы портного)
парикмахер, повар, портной,
пекарь, писатель, певец)
Подбор однокоренных
(родственных) слов (хлеб –
хлебушек, хлебница)
Тема «Продукты питания»
Образование относительных
прилагательных (каша из риса
– рисовая)
25
Дифференциация к-г
26
Дифференциация с-з
27
Дифференциация ж-ш
28
Дифференциация с-ш
(творог, тесто, торт, дрожжи,
дары моря, говядина, диета,
повидло, леденец, пудинг,
батон, котлета, селедка,
холодец)
Развитие
фонематического слуха,
слухового и зрительного
внимания, памяти
Формирование
Тема «Домашние животные
словообразования с помощью и птицы»
суффиксов («Назови ласково»)
(г-к: гусь, гусыня, курица,
гребешок, крылья, клюв,
крошки, курятник, с-з:
Образование
существительных множ. числа селезень, насест, семечки,
зерно и т.д.)
(«Один-много»)
Развитие
фонематического слуха,
слухового и зрительного
восприятия, зрительной
памяти
Образование глаголов с
помощью приставок (шить –
пришить, зашить, перешить)
Развитие
фонематического слуха,
Образование относительных
прилагательных, обозначение
материал (шерсть-шерстяной)
Тема «Одежда»
(названия предметов и
деталей одежды: шарф,
шапка, шуба, шорты,
рубашка, жилет, джинсы,
пижама), материал (шелк,
шерсть, сатин, ситец)
координации движений
Развитие
фонематического слуха,
логического мышления,
слухового восприятия и
зрительной памяти
29
Дифференциация з-ж
Формирование
словообразования с помощью
суффиксов
Тема «Зоопарк»
(животные, звери, зоопарк,
зебра, заяц, жираф)
Развитие воображения,
зрительной памяти
(заяц-зайчик, зайчонок)
30
31-32
Дифференциация с-щ
Образование
существительных с помощью
суффиксов (умен.-ласк.)
Тема «Тело человека»
(ступня, спина, щиколотка,
щека, волосы, нос, пояс)
Развитие
пространственных
представлений,
логического мышления
(«4-й лишний»)
Дифференциация свистящих и
шипящих звуков
Образование притяжательных
прилагательных («Чей
хвост?»)
Тема «Дикие животные и их
детеныши»
Развитие слухового
внимания,
наблюдательности
(слон, заяц, морж, лиса, еж,
зебра)
33
Дифференциация ч-щ
Образование формы
множественного числа
существительных
(«Посчитай»)
Тема «Предметы быта»
(щетка, часы, мочалка, ящик,
очки, ключ)
Развитие
пространственной
ориентировки,
зрительной памяти
34
Дифференциация ч-т
Образование формы ед.числа
творительного падежа имени
существительного
Тема «Инструменты»
Развитие слухового
внимания и памяти,
фонематического слуха
Формирование умения
правильно употреблять
предлоги (у, в, на, над, под, за)
Тема «Мебель»
35
Дифференциация с-ц
Образование глаголов с
(топор, ключ, тиски,
молоток)
(стол, стул, спинка, сиденье,
кресло, дверцы)
Развитие
пространственных
представлений
помощью приставок (двигать- + глагольный словарь
передвигать, задвигать)
36-37
38
Дифференциация аффрикат между
собой и звуков, входящих в их
состав
Согласование
прилагательного с
существительным в роде,
числе
Тема «Посуда»
Дифференциация сонорных
звуков:
Формирование навыков
предложного и
беспредложного управления
(гладит утюгом, смотрит по
телевизору)
Тема «Домашние
электроприборы»
Образование глаголов с пом.
приставок (пере-, вы-, за-, об-,
на-)
Тема «Транспорт»
л-р, л’ -р’
39
Дифференциация л’-й
40
Звукобуквенный анализ и синтез
слов
Образование формы ед.числа
творительного падежа имени
существительного («Кто чем
управляет?»)
41
Работа над словом. Слова,
обозначающие предметы.
Дифференциация
одушевленных и
неодушевленных предметов;
образование сущ-х с пом.
умен.-ласк. суффиксов
(название видов посуды;
предметов: стакан, блюдце,
чайник; частей посуды)
(радио, лампа, телевизор,
пылесос и т.д.)
(виды: троллейбус,
автомобиль, самолет,
корабль, лодка, трамвай;
признаки: легковой,
пассажирский, городской,
воздушный, водный)
Тема «Семья, состав семьи»
(название членов семьи и
ближайших родственников)
Развитие
пространственных
представлений,
логического мышления
Развитие
наблюдательности,
пространственных
представлений
Развитие зрительной и
слуховой памяти,
пространственной
ориентировки
Развитие мыслительных
операций («Назови
лишнее»),
фонематических
процессов
Развитие логического
мышления, памяти,
развитие мелкой
моторики
42
Слова, обозначающие действие
Формирование умения
подбирать антонимы к словам
Тема «Обязанности членов
семьи»
Развитие внимания,
наблюдательности
43
Дифференциация слов,
обозначающих предмет и
действие. Постановка вопросов к
словам
Развитие умения подбирать
несколько глаголов к одному
существительному
Тема «Весна, весенние
месяцы, погода весной»
Развитие временных
представлений
44
Простое двусоставное
предложение. Подбор словдействий к словам-предметам.
Дифференциация понятий «слово»
- «предложение»
Согласование глагола с
именем существительным в
роде, числе
Тема «Весенняя погода»
Развитие временных
представлений,
зрительной памяти
Простое двусоставное
предложение. Развитие навыка
смыслового и интонационного
оформления предложений.
Формирование умения
подбирать антонимы к
глаголам;
Тема «Животный и
растительный мир весной»
(глагольный словарь:
просыпаются, прилетают,
щебечут, пробиваются,
журчит, распускаются)
Развитие логического
мышления («Подскажи
словечко»)
Слова, обозначающие признак
предмета.
Развитие умения подбирать
глаголы к существительным
(«Кто как кричит?»).
Тема «Перелетные птицы»
Формирование умения
правильно употреблять
предлоги (в, на, по, к, над, из)
Напр.: клюв – короткий,
прямой, узкий, длинный,
вытянутый и т.д.
Развитие
пространственной
ориентировки, слуховой
памяти и внимания
Согласование имени
прилагательного с именем
Тема «Фрукты»
45
46
Постановка вопросов к словам
47
Слова, обозначающие признак
предмета. Развитие умения
правила оформления
предложений (заглавная
буква, точка)
(оттепель, ручьи, ледоход,
половодье, капель)
(названия, внешний вид)
Развитие зрительных
представлений, мелкой
48
49-50
51
52
53
подбирать слова-признаки к
словам-предметам и наоборот
существительным в роде и
числе
Развитие умения составлять и
анализировать простые
распространенные предложения.
Выделение слов, обознач.
предметы, действия, признаки.
Выделение главных членов
предложения; количество слов
в предложении
Работа над распространением
предложения и его
грамматическим оформлением
Грамматическое оформление
предложений
моторики
(названия фруктов, их
свойства: форма, величина,
цвет, вкус, запах; что можно
приготовить из фруктов)
Тема «Овощи»
(названия, внешний вид,
запах, на ощупь; что можно
приготовить)
Развитие умений и навыков
Развитие умения
построения связного
грамматически правильно
высказывания – последовательный строить предложения
пересказ с опорой на картинки и
вопросы
Тема «Домашние птицы»
(повторение)
Развитие умений и навыков
составления повествовательного
рассказа
Развитие умения
грамматически правильно
строить предложения
Тема: «Дикие животные»
(повторение)
Развитие умений и навыков
построения связного
высказывания – пересказ текста
описательного характера с опорой
на картинки и план
Развитие умения
грамматически правильно
строить предложения
Тема «Лето, летняя погода»
Рассказ «На птицеферме»
Рассказ «Зоопарк»
(солнце, небо, деревья и
цветы и т.д.)
Развитие мыслительных
операций («Найди
ошибки»)
Развитие зрительной
памяти, мелкой
моторики
Развитие логического
мышления
(последовательность
событий)
Развитие логического и
образного мышления,
памяти
Развитие и уточнение
временных
представлений
54
Развитие умений и навыков
составления описательного
рассказа
Развитие умения
грамматически правильно
строить предложения
Рассказ о своем домашнем
животном (кличка, цвет,
шерсть, лапы, уши, хвост)
Развитие способности к
воссозданию мысленных
образов
4.2. Календарно-тематический план работы с учащихся 2-3 классов с логопедическим заключением «ОНР»
№ занятия
Тема коррекционной работы
Цели урока
1
Диагностика письменной речи
Выявить наличие специфических ошибок в письменных работах
2
Диагностика письменной речи
Исследовать состояние навыка чтения
3
Работа над словом
Усваивать понятие слово как части предложения, его лексическое
значение. Усваивать слова, обозначающие живые и неживые
предметы
4
Слова, обозначающие предмет
Закрепить понятие о словах, обозначающих предметы. Слова,
отвечающие на вопросы: кто? что?
Учить графически изображать слова, обозначающие предметы
5.
Слова, обозначающие действие
предмета
Учить различать слова, обозначающие действие предмета, слова,
отвечающие на вопрос: что делает?
6.
Дифференциация слов,
Учить различать слова, обозначающие предметы и действия
обозначающих предметы и действия предметов. Составлять предложения из двух слов: предмет —
предметов
действие, составление схем. Познакомить с частями речи: существительное и глагол
Дата
7.
Слова, обозначающие признаки
предметов
Учить различать слова, обозначающие
признаки предмета.
Учить правильно изменять слова по родам.
8.
Дифференциация слов,
Закрепить представления о словах, обозначающих предмет, действие
обозначающих предметы, действия и и признак предмета.
признаки предметов
Самостоятельная работа.
9.
Работа над слоговым составом слова Учить делить двух- и трехсложные слова на слоги.
Дать представления о слогообразующей роли гласного.
Учить выделять гласные из слов.
10.
Работа над слоговым составом слова Учить определять порядок слогов в слове. Выполнять анализ и
синтез слов, полученных путем перестановки слогов
Перенос слов
Упражнять в формировании умения делить слова на слоги для
переноса.
12.
Ударение, ударный слог
Сформировать навык определения ударного слога в словах.
Подчеркивать роль ударения в устной речи. Научить различать
значения слов
13.
Повторение пройденного материала. Проводить проверочную работу.
Диктант
Проводить контрольную проверку.
14.
Звуковой состав слова. Понятия звук, Познакомить со способами образования звуков речи. Сформировать
буква
понятие о букве, как о графическом образе звука
11.
15.
Гласные первого ряда. Выделение из Учить слышать и выделять гласные звуки первого ряда из звукового
слогов и слов
ряда, слога, слова
16.
Гласные второго ряда. Выделение их Познакомить с образованием гласных звуков второго ряда
из слогов и
слов
17.
Дифференциация звуков И—[я]
Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в слогах и словах
Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в предложениях и
текстах.
18.
Повторение пройденного материала
Проверочная работа
19.
Дифференциация гласных звуков
[о]—[ё]
Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в слогах и словах
20.
Повторение пройденного материала
Проверочная работа
21.
Дифференциация звуков
Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в слогах и словах
[у]-[ю]
Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в предложениях и
текстах
22.
Повторение пройденного материала
Проводить проверочную работу
23.
Дифференциация звуков [и]-[ы]
Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в слогах и словах
Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в предложениях и
текстах.
Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в предложениях и
текстах.
24.
Повторение пройденного
Проводить проверочную работу
материала
25.
Дифференциация звуков [э]-[е]
Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах
26.
Контрольное списывание
Проводить контрольную работу
27.
Дифференциация звуков [э]-[е]
Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах
28.
Согласные звуки, буквы. Способы
образования согласных звуков
Учить узнавать согласный звук на слух и по артикуляции.
29.
Твердые и мягкие согласные
Учить различать твердые и мягкие согласные
30.
Обозначение мягкости согласных
Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда
посредством гласных звуков второго
Проводить контрольные упражнения
ряда ([е])
31.
Обозначение мягкости согласных
Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда
посредством гласных звуков второго
Проводить контрольные упражнения
ряда ([ё])
32.
Обозначение мягкости согласных
Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго
посредством гласных звуков второго ряда
ряда ([и])
33.
Обозначение мягкости согласных
Проводить контрольные упражнения
посредством гласных звуков второго
ряда ([и])
Учить вычленять согласный звук из слова
34.
Обозначение, мягкости согласных
Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго
посредством гласных звуков второго ряда
ряда ([ю])
35.
Обозначение, мягкости согласных
Проводить контрольные упражнения
посредством гласных звуков второго
ряда ([ю])
36.
Диктант
Проводить контрольную проверку
37.
Обозначение мягкости согласных в
конце слова с помощью мягкого
знака
Учить обозначать мягкость согласных в конце слова с помощью
мягкого знака
38.
Обозначение мягкости согласных в
конце слова с помощью мягкого
знака
Проводить самостоятельные контрольные упражнения
39.
Обозначение мягкости согласных в
середине слова с помощью мягкого
знака
Учить обозначать мягкость согласных между двумя согласными с
помощью мягкого знака
40.
Обозначение мягкости согласных в
середине слова с помощью мягкого
знака
Проводить самостоятельные контрольные упражнения
41.
Повторение пройденного материала
Проводить проверочные работы
42.
Диктант
Проводить контрольную проверку
43.
Дифференциация понятий
предложение, слово
Уточнить понятия предложение, слово. Формировать навык
определения количества и последовательности слов в предложении
44.
Прописная буква в начале
предложения. Знаки препинания в
конце предложения
Учить определять границы предложения и интонационно их
оформлять
45.
Имена собственные
Обучать практическому усвоению написания имен собственных
46.
Предложение и его грамматическое
оформление
Учить согласованию глагола с именем существительным в роде и
числе
Учить согласованию имени прилагательного с именем
существительным в роде и числе
47.
Распространение предложения
Учить распространять предложения дополнением
48.
Распространение предложения
Учить распространять предложения дополнением
49.
Предлоги
Дать понятие о предлоге как самостоятельном слове.
Формировать навык раздельного написания предлога со словом
50.
Предлоги
Проводить самостоятельные контрольные упражнения
51.
Составление предложений по
опорным словам и схемам и
описательного рассказа
Закреплять умение согласовывать слова в предложении
52.
Составление и запись предложений
по серии сюжетных картинок
Обучать придумыванию части текста (начало, середина и
окончание)
53.
Составление и запись предложений
по серии сюжетных картинок
Обучать придумыванию части текста (начало, середина и
окончание)
Контрольное списывание с
рукописного текста
54.
Проводить итоговые проверочные работы.
Оценивать динамику работы с учащимися.
Выполнять количественный и качественный анализ ошибок
Контрольный слуховой диктант
1.
Проводить контрольную проверку
4.3. Календарно-тематический план работы с учащихся 4 классов с логопедическим заключением «ОНР»
Номер
занятия
Тема занятия
Количество занятий
1
2
3
4
5
Обследование устной речи
Обследования письма и чтения
Буквы и звуки русского языка
Согласные и гласные
Единицы языка: текст, предложение, словосочетание, слово и звук
1
1
2
1
1
6
7
Употребление относительных прилагательных
Согласование количественных числительных с существительными в роде, числе
и падеже
Работа над техникой чтения
Усвоение родительного падежа существительных
Словообразование
Практическое усвоение сложноподчиненных предложений с союзом «чтобы»
Изменение формы глагола (я катаюсь, он катается)
Практическое усвоение приставочных глаголов
Префиксальное словообразование
Диктант
Работа над ошибками
1
3
8
9
10
11-12
13
14
15
16
17
1
1
3
2
2
2
2
1
1
Дата проведения
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Чтение и пересказ
Состав слова
Согласование существительных с прилагательными в роде и числе
Образование слов-паронимов
Слогообразующая роль гласных
Образование прилагательных
Правописание имен собственных и образование существительных с помощью
уменьшительно-ласкательного суффикса
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака
Обобщающее занятие по теме «Обозначение мягкости согласных на письме
гласными II ряда и мягким знаком»
Чтение и пересказ
Ударение.Ударные и безударные гласные
Проверка написания безударных гласных
Словообразование и употребление относительных прилагательных
Согласование слов, обозначающих предметы и действия
Образование сложных слов
Работа над техникой чтения
Предлоги до, без, под, из-под, над, около, перед
Дифференциация предлогов и приставок
Образование притяжательных прилагательных
Работа с деформированным текстом
Составление рассказ по сюжетной картинке
Изложение с опорой на картинку
Работа над ошибками
Междометия
Корень слова. Однокоренные слова
Образование существительных единственного и множественного числа
именительного падежа
Образование существительных единственного и множественного числа
винительного падежа
Образование существительных единственного и множественного числа
творительного падежа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Образование существительных единственного и множественного числа
дательного падежа
Образование существительных единственного и множественного числа
родительного падежа
Образование существительных единственного и множественного числа
предложного
Образование глаголов
Образование существительных от глаголов
Времена глаголов
Работа с деформированными предложениями
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Работа над техникой чтения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 5. Требования к уровню подготовленности учащихся
При завершении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания
этапа. К этому времени у учащихся должны быть:
данного
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
поставлены и от дифференцированы все звуки;
уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим
распространением);
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные,
твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.
По истечении 2 этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны уметь:
ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. определять посредством каких частей слова, состоящих перед или после общей части
родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;
активно пользоваться различными способами словообразования;
правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и
значением);
передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
К концу 3 этапа у учащихся должны быть:
сформированы практические представления о тексте;
развиты умения и навыки анализирования текста;
развиты умения и навыки построения самостоятельного высказывания.
Дети должны иметь представление:
- о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;
- о признаках предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный
знак);
- о различии предложений по цели высказывания, по интонации;
- о признаках текста и его оформлении; отличать текст от предложения, предложение от слова;
Раздел 6. Программно-методическое обеспечение программы
Программа составлена согласно:
1. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2005.
3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.
4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2206.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.
6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.-Пб, 2006.
Раздел 7. Список литературы учителя-логопеда
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика:
пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.—
(Коррекционная педагогика).
2. Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. - М., 1995.
3. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. –
232с.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT:
Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Издательство «Наука», 1981. – 140с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. – 472 с.
7. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351, [1]с. – (Высшая школа).
8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим ре¬чевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с.
(Биб-ка практи¬кующего логопеда).
9. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова,
Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия «Учимся играя»)
10. Логопедия. Учебник для студентов дефектол.фак.педвузов. /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., "Владос”, 1999.– с.584-586.
11. Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: НМЦентр, 2000.
12. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на- Дону, "Феникс”, 2001.– с.226-227.
13. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
14. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.