Рабочая программа НОО учителя-логопеда для обучающихся с УО 9.1 2024-2025

1

Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………….3
2. Цели и задачи программы…………………………………………………………………………………………………………………………3
3. Организация работы по программе ………………………………………………………………………………………………………………4
4.Личностные и предметные результаты логопедических занятий ………………………………………………………………………………5
5. Содержание курса логопедических занятий …………………………………………………………………………………………………….5
6. Учебно - методическое, материально – техническое и информационное обеспечение ………………………………………………….…8
7. Контроль уровня обученности ………………………………………………………………………………………………………………..…9

2

1.Пояснительная записка
Данная программа разработана для обучающихся детей с умственной отсталостью по варианту 9.1.(интеллектуальными
нарушениями). Рабочая программа коррекционного обучения учащихся 1 класса разработана с учетом диагностических данных учащихся
группы и на основе адаптированных основных программ для детей с умственной отсталостью.
Программа коррекционной работы логопеда с детьми с умственной отсталостью разработана на основе Федерального закона «Об
образовании в РФ» №273 от 29. 12. 2012, ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19. 11. 2014 №1598,
Приказа Минобрнауки России № 1015 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам…» с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
обеспечивает удовлетворение их особых образовательных потребностей, коррекцию и развитие речевой деятельности, и социальную
адаптацию через формирование коммуникативных навыков и расширение представлений об окружающей действительности.
В основу адаптации положены рекомендации, данные в «Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой, т.к. содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой
обучения грамоте, изучения родного языка.
Характеристика учащихся 1 класса.
Речевые нарушения у учащихся с нарушением интеллекта носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная
функциональная система. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У
умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у
учащихся начальных классов с нарушением интеллекта наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
У данной категории детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются
слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание
внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью,
сличение полученного результата с предварительным замыслом.
2. Цели и задачи программы
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной
деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из
индивидуальных особенностей учащихся.

3

2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и
письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего
речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных
навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой
моторики.
3. Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся с умственной отсталостью требует организации специальной логопедической работы, поэтому
в учебном плане школы предусмотрены часы логопедических занятий. Зачисление воспитанников на логопедические занятия
осуществляется согласно протокола решения ПМПк, имеющих нарушения устной и письменной речи. Выпуск воспитанников производится
после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие
всех компонентов речи. Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции делятся: на индивидуальные,
подгрупповые и фронтальные.
Индивидуальные занятия проводятся:
при постановке и автоматизации звуков;
при коррекции процесса чтения (дислексии);
при коррекции процесса письма (дисграфии);
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня.
Основной формой являются индивидуальные занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20-40 минут. На каждого
обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту. Занятия проводятся 3 раза в неделю.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и особенностей речевого
дефекта обучающихся.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более
высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза. Речевые нарушения у детей чаще всего
сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков.
Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи в условиях
внедрения ФГОС должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на:
-формирование и развитие у детей универсальных учебных действий, благодаря которым у них формируется системный подход к
восприятию окружающего нас мира, а не разрозненные сведения из какой-нибудь области;

4

-обучение детей умению работать с информацией, способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение учебных
задач, которые ставятся в процессе образования.
4. Личностные и предметные результаты логопедических занятий
В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных и предметных
результатов.
Личностными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:
- готовность ученика к саморазвитию, целенаправленному использованию знаний в учении и в повседневной жизни для исследования
языковой системы (явления, события, факты);
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы,
- устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;
- наличие познавательного интереса к обучению;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- возникновение интереса к учебному материалу;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- наличие знаний об основах моральных норм и приобретение опыта положительного реагирования на чувства, поступки других
людей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
Предметными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:
- Владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза (умение выделять первый, последний звук, определять место звука в слове).
-Сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия (определять наличие звука в слове,
дифференцировать звуки в слогах, в словах).
- Достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата.
- Овладение основными лексико-грамматическими конструкциями.
-Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
-Расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям
речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Расширение представлений об окружающем мире.
5. Содержание курса логопедических занятий

5

Структура занятия.
При изучении каждой темы целесообразно придерживаться определѐнной последовательности:
I. Введение в тему. Активизация знаний по теме: отгадывание и загадывание загадок, чтение стихотворений по теме, проведение игр по
теме. Определение содержательного компонента по данной лексической теме.
II.Речевая гимнастика.
III. Основная часть. Лексико-грамматический анализ темы. Знакомство с понятиями, названиями предметов, их свойствами и действиями с
ними. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, синонимов, антонимов по теме. Составление связного
монологического высказывания по теме.
IV. Физминутка.
V. Закрепление знаний по теме.
VI. Подведение итогов занятия.
Лексическая тематика :
«Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Осень. Изменения в природе», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Дикие
животные готовятся к зиме», «Признаки зимы», «Зимующие птицы»,
«Новый год», «Зимние забавы», «Человек. Части тела», «Профессии», « Транспорт», «Твои Защитники», «Семья», «Весна. Признаки
весны», «Прилет птиц», «Первоцветы», «Насекомые», «Рыбы», «Продукты питания»
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Принципы проведения занятий:
1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.
2. Деятельностный принцип.
Задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.
3. Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.
4. Поиск обходных путей и опора на сохранные функции.

6

5. Комплексность и логика: от простого к сложному.
Программа предполагает использование следующих технологий:
Образовательные технологии-показ, рассказ, беседа.
Здоровьесберегающие технологии, среди которых:
дыхательная гимнастика,
артикуляционная гимнастика,
пальчиковая гимнастика,
гимнастика для глаз,
элементы массажа и самомассажа,
физкультминутки;
Применение психологических средств и методов, включающих в себя:
психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
устранение отрицательных эмоций,
релаксационные упражнения,
подвижные и сюжетно-ролевые игры,
создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.
Использование в работе компьютерных презентаций и программ (информационные технологии).
Содержание логопедической работы.
В 1классе идёт работа по формированию общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию
произношения и пространственной ориентировке, а также развитию мелкой моторики.
Задачи коррекционной работы.
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно – пространственного анализа и синтеза.
Развитие общей, артикуляционной и ручной моторики.
Коррекция дефектов произношения.
Развитие фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого – звукового состава слова.
Обогащение словарного запаса.
Развитие грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями. Связью слов в предложении.
Формирование полноценных психических процессов: внимания, восприятия, памяти.
Этапы коррекционной работы.
Занятия проводятся 3 раза в неделю. Последовательность и содержание коррекционной работы может варьироваться в зависимости от
структуры и степени тяжести речевого дефекта детей, зачисленных в группу, и включает в себя:

7

этап. Обследование устной речи (4 - 8 ч).
этап. Формирование психических процессов, пространственных представлений (4 ч).
Знакомство с огранам и и развитие речевого аппарата. Развитие ручной моторики. Уточнение пространственно – временных представлений.
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
этап. Формирование представлений о звуках речи. Развитие элементарного фонематического анализа (86 ч).
(Звук и буква А. Звук и буква У. Звук и буква О. Звуки А,О, У. Звук и буква Ы. звуки М, МЬ, буква М. Звуки Н, НЬ, буква Н. Звуки В, В,
буква В. Звуки К, КЬ, буква К. Звуки П, ПЬ, буква П. Звуки С, СЬ, буква С. Звук и буква И. Звуки Л, ЛЬ, буква Л. Звуки Т, Ть, буква Т. Звуки
Р, РЬ, буква Р. Звуки Г, ГЬ, буква Г. Звуки К-Г. Звуки Д-ДЬ, буква Д. Звуки Д-Т. Звуки Б, Бь, буква Б. Звуки П-Б. Звуки З, ЗЬ, буква З. Звуки
С-З. Звуки Ф, ФЬ ,буква Ф. Звуки Ф-В. Звуки и буква Ш. Звуки и буква Ж. Звуки Ж-Ш. Звук и буква Ц. Звуки и буква Ч. Звуки Ч-Ц. Звук и
буква Щ. Звуки Ш-Щ. Звуки Щ-Ч. Звуки и буква Й. Звуки Л-Р. Звуки буква Э. Звук и буква Е. Звуки и буква Ё. Звуки и буква Ю. Звуки
буква Я. Буква Ь. Буква Ъ.
Грамматические представления формируются пропедевтически(не называя): включаются упражнения на словоизменение (число, род,
падеж), на словообразование (уменьшительные суффиксы, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные).
этап. Обследование речи (4- 8 ч).
К концу года учащиеся должны уметь:
- определять наличие звука, выделять первый, последний звук, определять место звука в слове.
- по возможности различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу типа: кот, сом, дом;
- составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки.
6. Учебно- методическое, материально – техническое и информационное обеспечение:
Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.- 77 с.
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронкой, И.М. Бгажноковой.
М., 2007.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Книга для логопеда . – М. : Владос, 1998
Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995
Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник:-тетрадь для индивидуальных и групповых
коррекционных занятий: в тетр. – Смоленск: изд-во « Ассоциация 21 век»,1998 . тетрадь 1, Тетрадь 2,Тетрадь 3
Теремкова Н.Э. логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР - Издательство ГНОМ», 2011. в трех альбомах

8

Успенская Л.П., Успенский М.Б. учитесь правильно говорить. Книга для учащихся .В 2 ч. – М.: просвещение, 1991
Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. ( звуки Л, ЛЬ,Р,
РЬ,Ц, Ш, Ж,З,С, Ч, Щ
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения Ч-Щ, Л.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках : пособие для логопеда, воспитателя логопедических групп и родителей. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 64 с.
Настольные игры для закрепления звуков в речи
Тексты для чтения и пересказа по звукам
7. Контроль уровня обученности
Основным средством оценки эффективности работы является диагностика уровня речевого развития обучающихся в начале и в конце года
по качественным и количественным показателям по тестовой методике.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М.: Айрис-пресс, 2007. — 96 с.
Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. Пособие. Ч.1/ авт.-сост.О. И. Азова. Под ред.Т. В. Волосовец, Е.Н.
Кутеповой. –М.: РУДН,2007.-53 с.

Календарно- тематическое планирование 1 класс.

9

№

1,2

3

Тема

Кол
-во.
Час

Неречевые
процессы,
Звуковой
анализ

Лексика

Грамматический
строй

Связная речь

Развитие коммуникативных
навыков

Образование слов
с
уменьшительным
значением, игра»
« один- много».
Образование Р.п
имен
существительныхигра «Чего не
стало»
Образование
относительных
прилагательных.
Согласование
прилагательного,
наречия с
существительным.
Множественное
число
существительных.
Образование
существительного
с уменьшительноласкательным

Загадки –
описания. Если
бы я был
карандашом…(
составление
предложений)

1.Приветствие-Игра «Скажем:
«здравствуйте!»
«2.Постановка вопросов и
ответы на них
3..Игра – ситуация: «Разговор
школьных принадлежностей»
4.Выразить с помощью
мимики свое отношение к
занятию.

Загадки –
описания.
Опиши дерево
(по вопросам).
Игра
«Паутина»(Пут
ешествие
листика…(сост
авление
предложений, а
в целом и
рассказа).

1.Приветствие.
2. Физминутка-игра
«Ладошки».
3.Игра – ситуация: «Прогулка
в парк».
3.выразить с помощью
мимики свое отношение к
занятию.
4.Закончи предложение:
Сегодня у меня получилось…
и др.

Обследован
ие речи.
Знакомство
с огранами
речевого
аппарата и
развитие
речевого
аппарата.

4
2

Развитие
слухового
внимания

Школа.
Школьные
принадлежност
и.

Развитие
ручной
моторики.

1

Дифференциац
ия неречевых
звуков.

Ранняя осень.
Деревья.

Дата

10

4

Уточнение
пространств
енно –
временных
представлен
ий.

1

Ориентировка
в пространстве.
Различение
высоты, силы и
тембра голоса.

Грибы.

5,6

Звук и буква
А

2

Выделение
звука из слова,
обозначение
красной
фишкой.

Фрукты

значением игра: «
Назови ласково»
Предложнопадежное
управление
(откуда упал лист,
лист упал на..
под…)
Образование
множественного
числа
существительных,
предложнопадежное
управление (по
грибы, в корзину,
под, на пне…)

Игра « одинмного»
согласование сущ
с прилаг в роде ,
числе и
падеже.(душисты
й апельсин,
душистое яблоко)

Описание
гриба по
вопросам, по
схеме.
Сравнение
грибов.
Игра
«Паутина» Если бы я был
грибом(составл
ение
предложений,
совместного
рассказа).
Опиши по
вопросам.
Составление
простых
предложений
по вопросам с
опорой на
картинку.

1.Игра «Ласковое
приветствие»
2. Игра- ситуация
«Грибники».
3.Игра «Поводырь»
4. Игра-завершение «Мне
понравилось, как Сережа…»

1.Игра «Ласковое
приветствие»
2. Игра « Угощайся» (Оля,
угощайся – съешь апельсин и
др.)
3.Совместное раскрашивание
кртинки.
4. Ритуал завершения.
11

7,8

Звук и буква
У.

2

Выделение
звука из слова

фрукты

9,10

Звук и буква
О.

2

Выделение
звука из слова

Овощи.

11,12

Звуки А, О,
У.
закрепление

2

Выделение
звука из слова.
Звуковой

Овощи

Назови ласково.
Предлоги на, в,
под.
Образование слов
с
уменьшительным
значением,
образование
относительных
прилагательных.

« Один- много»,
« Назови
ласково»
Образование слов.
Подбор словдействий к сущ(
накопаем,
соберем, сорвем,
срежем),
образование
относительных
прилагательных.
Предлоги на, в,
под, из (огурцов)
подбор прилагат .

Опиши по
схеме (
мнемотаблицы)
, как
приготовить
компот.

1.Игра «Ласковое
приветствие»
2. Игра «Догадайся, что
хочу».
3.Ситуация « В магазине, на
рынке» (использование
речевых шаблонов: сколько
стоит,взвесте мне ,
пожалуйста)
4. Игра-завершение «Мне
понравилось, как Сережа…»

Опиши по
вопросам.

1.Игра «Ласковое
приветствие»
2.Ситуация «Сбор урожая»
3. Раскрась рисунок (работа в
парах).
4.Игра «Догадайся, что хочу»
5.Ситуация « В магазине, на
рынке» (использование
речевых шаблонов: сколько
6. Игра-завершение «Мне
понравилось, как Сережа…»

Отгадывание
загадок об
овощах.

1.Игра «Ласковое
приветствие»
2.Игра «Догадайся, что хочу»
12

артикуляци
и.

анализ слов
типа АУ.
различение на
слух коротких
и длинных
слов( лук –
репка)

13,14

Звук и буква
Ы.

2

Выделение из
слова.

Сад.
Огород.Ягоды.

15,16

Звуки М,
М*. Буква
М.

2

Выделение
звука из
слова.твердый
согласный
звук. Анализ

Осень.
Перелетные
птицы.

к сущ( помидор
спелый, красный,
морковь
спелая…),
образование
относительных
прилаг)
согласование сущ
и числит( три
килограмма..),
согласование с
местоимен.( мой,
моя, мое)
Образование слов
с
уменьшительным
значением,
относительных
прилагательных,
подбор
прилагательных к
существительном
у.
Предлоги на, в,
под
Согласование
сущ. и
прилагательного в
роде, числе и
падеже.

Составление
предложения
по картинке.
Описательные
рассказы.

3Игра «Интервью»
(расспросить про урожай
овощей)
4. Игра-завершение «Мне
понравилось, как Сережа…»

Загадки –
описания.
Составление
предложения
по картинке.
Рассказ по
картинке.

1.Игра «Скажем:
«здравствуйте!»
2.Ситуация « Сбор урожая»
3. Игра «Интервью» расскажи о своем урожае.
4. Игра-завершение «Мне
понравилось, как Сережа…»

Описание
птицы по
вопросам.

1.Игра «Скажем:
«здравствуйте!»
2. Игра «Угадай по
движениям птицу»
3. Игра «Интервью у ласточки
13

слогов типа
МА, АМ, МУ,
УМ, МО, ОМ.
Выделение
Осень.
звука, звуковой Перелетные
анализ ОН, НА, птицы.
НУ.

17,18

Звуки Н, Н*.
буква Н.

2

19,20

Звуки В, В*,
буква В.

2

Выделение из
слова.

Перелетные
птицы

21,22

Звуки К, К*,
буква К.

2

Анализ слов
КОМ, МАК,
КУМ,ЛУК

Домашние
животные.

Игра « Один –
много»
Образование
притяжательных
прилагательных
(ласточкино
гнездо),
образование
названий
детенышей.
образование
притяжательныхп
рилаг.

Образование
формы мн.ч., сущ.
С уменьшительноласкательным
значением,
названия
детенышей
животных,
образование
притяжательных
прилагательных.

и др.»
4. Игра-завершение.
Загадка –
описание.
Путешествие
птиц
(составление
предложений).

1. Игра «Скажем:
«здравствуйте!»
2. Игра «Паутина»
3. Игра «Интервью у ласточки
и др.»
4. Игра-завершение.

Описание по
вопросам, по
схеме.
Если бы я был
журавлем,
цаплей…
(составление
предложений).
Загадки –
описания.
Беседа по
картинке.

1.Игра «Скажем:
«здравствуйте!»
2. Игра «Живая картина»
3. Игра –импровизация
«Журавль»
5. Игра-завершение

1. Игра «Скажем:
«здравствуйте!»
2. Игра «Живая картина»
3. Игра –импровизация « Я –
котенок»
5. Игра-завершение

14

23,24

Звуки П,П*,
буква П.

2

Анализ ПУК,
КАП, ПУМ,

Домашние
животные и
птицы.

25, 26

Звуки С, С*,
буква С.

2

Анализ слов
ОСА, СОН,
НОС.

Дикие
животные

27,28

Звук и буква
И.

2

Анализ слов
типа ЛИСА,

Дикие
животные

Образование
глаголов с
разными
приставками
Образование
названий
детёнышей.,
образование
формы мн.ч,
образование
существительных
с ласкательным
значеснием,
образование
притяжательных
прилагательных,
Согласование сущ
с числительным
Образование
названий
детёнышей.
Образование сущ.
Р.п. мн. ч, в.п.(
игра: Кто что
любит есть),
образование
притяжательных
прил.
Ед. и мн. число
сущ и глаголов.

Описание
птицы.
«Если бы я был
гусем..»

1.Игра «Скажемздравствуйте»
2 Игра – ситуация «Птичий
двор»
3. Игра - завершение

Составление
предложений
по картинке.
Отгадывание
загадок о
животных.
Составление
описания
животного

1.Игра – приветствие.
2.Ситуация « Встреча с
белкой (зайцем) в лесу
(интервью)»
3. Игра- завершение.

Составление
предложения

1.Игра – приветствие.
2. Игра «Комплимент
15

СИЛА.

готовятся к
зиме.

Анализ слов
типа липа,
обозначение
мягкости
согласных
Анализ слов
типа сани

Дикие
животные
готовятся к
зиме.

Пространственны
е предлоги над,
за, под.

Составление
предложения
по картинке.

Зимующие
птицы.

Ед. и мн. Число
сущ и глаголов.,
образование слов
с ласкательным
значением,
Согласование
сущ. С
числительными.
Предлоги ( в, на,
под, у, над)
Согласование
существительных
и
прилагательных,
местоимений.
Подбор
прилагательных к
сущ( воробей
юркий)
Согласование
сущ. и

Описание
птицы по
вопросам.

29,30

Звуки Л, Ль,
буква Л.

2

31, 32

Звуки Т,Т*.
буква Т.

2

33, 34

Звуки Р,р*,
буква Р.

2

Выделение из
слов, анализ
типа паук,
утка.

Зимующие
птицы

35,36

Звуки Г, Г*.
Буква Г.

2

Анализ слов
типа Утка.

Зима.
Признаки

по картинке.

животному»
3. Игра «Интервью»
4. Игра «Хоровод»
5. Игра- завершение
1.Игра – приветствие.
2. Игра «Комплимент
животному»
3. Игра «Подарок »
4. Игра- завершение
1.Игра – приветствие.
2. Игра «Подарок»
3. Ситуация « Я увидел
птичку с больной лапкой»
4. Игра- завершение

Отгадывание
птиц по
описанию.
Составление
предложений.
Если бы я был
воробьем…

1.Игра – приветствие.
2. Игра «Встреча с Воробьем,
снегирем…»
3. Игра «Живая картина – У
кормушки»
4. Игра – завершение.

Закончи
предложение.

1.Игра – приветствие.
2. Игра «Я снежинка»
16

зимы.

прилагательного.
Подбор
прилагательного к
сущ.
Образование слов
с ласкательным
значением)
Образование
относительных
прилагательных,
образование мн.ч.,
образование сущ.
с ласкательным
значением,
согласование
числительного и
существительного
.
Образование
относительных
прилагательных.
Предлоги :из
кожи, без каблука,
с меховым
воротником.
Подбор
антонимов.
Множественное
число

37, 38

Звуки К-Г.

2

Дифференциац
ия, анализ слов
кукла, шапка

Зима. Зимняя
одежда.

39, 40

Звуки Д,Д*.

2

Анализ слов
типа слон,
волк.
Постановка
ударения.

Зима. Зимняя
одежда.

41, 42

Звуки Д,Д*Т,Т*.

2

Различение
звуков в

Зима. Новый
год.

Беседа по
картинке « В
зимнем парке»
Постановка
вопросов и
ответы на них(
за что ты
любишь зиму).
Составление
предложений
по заданным
словам.
Составление
рассказа по
картинкам

3. Игра «Вьюга»
4.Игра –завершение.

Загадкиописания.

1.Игра – приветствие.
2. «Укрась шапку и шарфик,
валенки»
3.Игра « В обувном магазине»
4.Игра- завершение.

Составление
предложений

1.Игра – приветствие.
2.Игра – ситуация «Наряжаем

1.Игра – приветствие.
2.Ситуация « В обувной
мастерской»
3.Совместная игра «Укрась
шубку, варежки»
4.Игра – завершение.

17

словах.

43, 44

Звуки Б,Б*.
Буква Б.

2

Определение
места звука в
слове.

Зимние забавы.

45, 46

Звуки П-Б.

2

Дифференциац
ия звуков,
выделение
ударного
гласного.
Выделение
звуков Б-П из
ряда звуков и
слогов

Человек. Части
тела.

47, 48

Звуки З, З*.

2

Определение

Человек.

существительных.
Пространственны
е предлоги.подбор
прилагательного,
согласование
существительного
и прилагательного
Образование
относительныхпр
илагат.
Образование
существительных
с
уменьшительным
значением.
Родственные
слова ( снегснежки)

по картинке.
Загадки –
описания.

елку»
3.Игра «Хоровод»
4.Игра- завершение.

Составление
предложения
по картинке,
рассказа по
серии
картинок.

1.Игра – приветствие.
2.Игра «Повтори движение»
3. Игра – «Ситуация « На
горке»
4. Игра –завершение.

Множественное
число
существительных(
губа – губы).
Игра:Что лишнее :
зубы, спина, губы,
рукава?»Сложные
прилагательные(
голубоглазый,
светловолосый).
Согласование

Отгадывание
загадок.
Заканчиваниеп
редложения.
Составление
рассказаописания
человека по
плану.
.
Составление

1.Игра – приветствие.
2. Игра «Радио»
3.Игра «Комплимент»
4.Игра – завершение.

1.Игра – приветствие.
18

Буква З.

места звука.

Части тела.

прилагательного и
существительного
, местоимения и
существительного
Образование
прилагательных
от
существительных(
зубная паста,
зубной врач,
глазная мазь)
Согласование
прилаг, числит.,
наречия и сущ.,
множественно
число.

49, 50

Звуки С-З

2

Определение
места звука в
слове.
Дифференциац
ия звуков.

Транспорт.

51,52

Звуки Ф,Ф*.
Буква Ф.

2

Определение
места звука в
слове.

Транспорт.
Правила
дорожного
движения.

Форма Р.п. ( без
чего), П.п. (
поедем на )

53,54

Звуки
В,В*,Ф,Ф*.

2

Дифференциац
ия в словах.

Профессии.

Образование
названий

рассказа по
картинке (У
врача)

2. Ситуация «У врача
(использование шаблоновзапишите меня к врачу, на
какое время вы меня записали,
у меня болит…)
3. Игра «Повтори движение»
4.Игра- завершение.

Отгадывание
загадок.
Беседа по
картинке.
Постановка
вопросов и
ответы на них(
сравнение двух
видов
транспорта)
Составление
предложений
из заданных
слов.
Как я ездил к
бабушке.

1.Игра – приветствие.
2.Игра «Я -не я» (изобразить
человека ведущего какой-либо
транспорт)
3. Игра «Пассажиры в
автобусе»
4.Игра – завершение.

Отгадывание
загадок.

1.Игра – приветствие.
2.Игра «Я -не я» (изобразить
человека ведущего какой-либо
транспорт)
3. Игра –ситуация «
Экскурсия для иностранца»
4.Игра – завершение
1.Игра – приветствие.
2.Игра «Я -не я» (изобразить
19

Анализ слов
типа ВИШНИ,
ШКАФЫ.

профессий.

Загадки
описания
профессий.
Кем я хочу
быть?Беседа по
картинке.
Составление
предложений.

человека какой-либо
профессии»
3.Игра – завершение

55,56

Звук и буква
Ш.

2

Определение
места звука в
слове. Анализ
слов типа
Кукушка

Профессии.

Приставочные
глаголы.

Сравнение
профессий.
Составление
описания
профессии.

1.Игра – приветствие.
2.Игра «Парикмахер»
3.Игра «Модельеры»
4.Игра «Повара»
5.Игра-завершение»

57,58

Звук и буква
Ж.

2

Определение
места звука в
слове.

Профессии.

Приставочные
глаголы.

Кем я хочу
быть?

59,60

Звуки Ж-Ш.

2

Дифференциац
ия в слогах,
словах.

Защитники
Отечества.

Образование мн.ч.
сущ., образование
имен сущ. с
ласкательным
значением.
Образование
притяжательных
прилагательных
(солдатская каша,
офицерский
мундир)

Загадки –
описание.
Составление
предложений
из слов, по
картинке.

1.Игра – приветствие.
2.Игра «Строители»
3. Игра-«дирижеры»
4.Игра – завершение.
1.Игра – приветствие.
2.Игра «Угадай по
движениям, что делает
военный»
3. Игра «Интервью»
4.Игра – завершение.

20

61,62

Звук и буква
Ц.

2

Выделение
звука,
определение
места звука.

Защитники
Отечества.

Образование
приставочных
глаголов,
предложнопадежное
управление

Рассказ :
« На границе»

1.Игра – приветствие.
2.Ситуация « На границе»
3.Игра – завершение.

63,64

Звук и буква
Ч.

2

Выделение
звука.

Мамин день.
Семья.

Согласование
прилаг, числит.,
наречия и сущ.,
множественное
число.,
образование
притяжательныхп
рилаг.

Моя семья в
праздничный
день.
Загадки –
описания.

1.Игра – приветствие.
2. Игра «Подарок для мамы»
(работа в паре)
3.Ситуация « За праздничным
столом»
4. Игра- завершение.

сравнительная
степень
прилагательных,
подбор
прилагательного к
сущ.( весна
теплая, небо

Опиши свой
любимый день
в году.
Заклички.

1.Игра – приветствие.
2. Игра «Ручеек»
3.Игра – завершение.

.

65,66

Звуки Ч-Ц.

2

Дифференциац
ия в слогах,
словах

Времена года.
Календарь.
Масленица.
.

21

67,68

Звук и буква
Щ.

2

Анализ слов
типа ФАРТУК

Весна.
Признаки
весны

69,70

Звуки Ш-Щ.

2

Анализ слов
типа шнурки

Посуда.
.

голубое)
Образование
приставочных
глаголов,
предложнопадежное
управление
Согласование
прилаг, числит.,
наречия и сущ.,
образование сущ с
уменьшитласкательным
значением,
образование
множественного
числа сущ.
Образование
приставочных
глаголов,
предложнопадежное
управление
Множественное
число
существительных,
Согласование
прилаг, числит.,
наречия и сущ.,
множественно

Докажи, что на
картинке весна.
Составление
предложений
по картинке, по
заданным
словам.
«Если бы я был
ручейком…»

1.Игра – приветствие.
2. Игра «Ручеек»
3.Игра «Цветочек»
4.Игра – завершение

Описание
посуды.

1.Игра – приветствие.
2.Работа в паре «Мы
дизайнеры посуды»
3.Игра – завершение.

22

71,72

Звуки Щ-Ч.

2

73
Звуки Х,Хь
буква Х.

74

Звук Й,
буква Й.

1

75,76

Звуки Л,Р.

2

Дифференциац
ия в слогах,
словах.

Первоцветы.

Определение
места звука в
слове. Анализ
слов чайка,
майка

Космос

число.,
образование
относительных
прил.
Множественное
число
существительных,
глаголы с
разными
приставками.

Множественное
число
существительных,
глаголы с
разными
приставками.

Космос.

Определение
места звука в
слове.
Дифференциац
ия звуков в
слогах, словах

Труд людей
весной.
Инструменты

Рассказ по
картинке.
Если бы я был
подснежник.

1.Игра –приветствие.
2.Игра «Цветок»
3.Игра –драматизация
«Подснежник»
4.Игра – завершение.

1.Игра – приветствие.
2.Игра «Космический
корабль»
3.Игра «Интервью»
4.Игра «Инопланетянин и мы»
5.Игра – завершение.

Если бы я был
космонавт.

Согласование
прилаг, числит.,
наречия и сущ.,
множественно
число,
образование сущ.

Составление
предложений
из слов, по
картинке.

1. Игра –приветствие.
2. Игра «Я-не я»( изобразить
работу инструментом»
3.Ситуация « Весенняя уборка
во дворе»
4.Игра – завершение.
23

77,78

Звук Э.
Буква Э.

2

Определение
места звука в
слове.

Продукты
питания.

79,80

Звук и буква
Е.

2

Определение
места звука в
слове. Анализ
слов меч

Электроприбор
ы.

81,82

Звук и
букваЁ

2

Определение
места звука в
слове. Анализ
орёл

Игрушки.

83,84

Звук и буква
Ю.

2

Определение
места звука в

Прилет птиц.

с ласкательным
значением.
Согласование сущ
и прилагательных,
образование
относительных
прилагательных(
мясной суп,
сырный
бутерброд,
рыбный пирог)
Согласование
прилаг, числит.,
наречия и сущ.,
множественно
число., сложные
слова (
электрочайник,
пылесос,
кофеварка)
Согласование
прилаг, числит.,
наречия и сущ.,
множественно
число, слова с
ласкательным
значением.
Образование
мн.ч., слов с

Загадки –
описания.
Составление
предложений.

1. Игра- приветствие.
2. Игра «Повара»
3. Игра – завершение.

Загадкиописания.

1. Игра- приветствие.
2. Игра «В магазин за
покупкой техники»
4. Игра – завершение.

Составление
предложений.

Узнай по
описанию.
Если бы я был
медвежонком,
куклой…

1.Игра – приветствие.
2. Игра «Я -не я»
3.Игра «Сотворение чуда»
4.Игра- завершение.

Рассказ по
картинке

1.Игра – приветствие.
2 Игра «Я – не я»
24

слове. Анализ
слов люк

ласкательным
значением,
образование
сложных слов,
Р.п., образование
глаголов с
разными
приставками.

85,86

Звук и буква
Я.

2

Определение
места звука
Анализ слов
мята

Насекомые.

87

Буква Ь.

1

Анализ слов
типа ГУСЬ,
Письмо

Зоопарк

88

Буква Ъ

1

Анализ слов
типа съел

Зоопарк.

89, 90

Обобщающе
е занятие.
«Путешеств
ие в страну
Красивой
речи»

1

3.Игра –драматизация
«Ласточки и воробей»
4.Игра – завершение.

Согласование
прилаг, числит.,
наречия и сущ.,
множеств число.
Глаголы с
разными
приставками.
Глаголы с
разными
приставками.

Описание
насекомого.
Сравнение.

Согласование
прилаг, числит.,
наречия и сущ.,
мн. число.

Детки в клетке.

1.Игра – приветствие.
2.Игра- «Жук попал в банку»
3.Игра « Бабочки на лугу»
4.Игра – завершение.

1.Игра – приветствие.
2. Игра «Детки в клетке»
3.Игра «Живая картина»
4.Игра – завершение.
1.Игра – приветствие.
2.Игра «Живая картина»
3.Игра –завершение.

25

Обследован
ие устной и
письменной
речи

4

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».