Содержание
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель программы коррекционной работы
1.3 Задачи программы
1.4 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью
1.5 Особые образовательные потребности
1.6 Принципы программы
1.7 Направления коррекционной работы
II. Организационный раздел
2.1 Условия реализации программы
2.2 Механизм реализации
2.3 Основные методы обучения
2.4 Структура коррекционно-развивающих занятий
2.5 Виды контроля
2.6 Форма работы
III. Содержательный раздел
3.1 Программа коррекционного курса «Логопедические занятия»
3.2 Планируемые результаты
3.4 Характеристика содержания
3.4.1 План реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
ограниченными возможностями здоровья
3.5 Материально-техническое обеспечение
3.6 Тематическое планирование логопедических занятий
3.6.1 Тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 5-х классов с ОВЗ (УО)
3.6.2 Тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 6-х классов с ОВЗ (УО)
3.6.3 Тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 7-х классов с ОВЗ (УО)
3.6.4 Тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 8-9-х классов с ОВЗ (УО)
3.7 Методическое обеспечение
детей
с
с. 3
с. 3
с. 4
с. 4
с. 5
с. 6
с. 6
с. 7
с. 9
с. 9
с. 10
с. 11
с. 12
с. 12
с. 13
с. 14
с. 14
с. 23
с. 24
с. 25
с. 26
с. 28
с. 28
с. 31
с. 33
с. 36
с. 41
2
I.
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Без хорошо развитой речи нет успешного обучения, нет настоящего общения. Формирование полноценной учебной деятельности
возможно при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка,
навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.
При обследовании речи обучающихся с легкой степенью умственной отсталости наблюдается системное недоразвитие всех
компонентов речи, что мешает полноценному усвоению школьной программы.
При
составлении
программы
использованы
коррекционно-развивающие
материалы,
диагностический
инструментарий,
рекомендуемый Министерством образования и науки РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Разработанная программа базируется на основе программного материала по русскому языку, новых разработках в области
коррекционной педагогики А.Г.Зикеева, Е.Н.Российской с учётом функционально-семантического подхода к языковому материалу на
основе технологии «Формирование и расширение семантических полей слов, развитие валентностей слов и функции словоизменения».
Данная технология основана на системном подходе к коррекции речи ребёнка, предполагающем формирование лексики в единстве с
другими компонентами языковой системы. Речевой материал занятия подбирается по типу семантического поля – комплекса ассоциаций,
возникающих вокруг слова.
Программа предназначена для проведения логопедических коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5-9 классов,
имеющих нарушение устной и письменной речи у учащихся с легкой умственной отсталостью, взаимосвязана с учебной программой по
русскому языку, поэтому занятия по коррекции речи обеспечивают:
уточняем и расширяем словарь через составление цепочек родственных слов к определённому понятию, подбираем к ним подходящие
слова-действия, признаки при составлении словосочетаний, подборе синонимов и антонимов, объяснении значений многозначных слов;
обогащаем, активизируем словарь через знакомство с различными способами словообразования; уточняем оттенки значения
образованных слов; включаем новые слова в словосочетания и предложения;
3
формируем грамматический строй речи через развитие функции словоизменения, практическое овладение категориями числа, рода,
падежа, связь слов при составлении словосочетаний, предложений;
развиваем умения и навыки связного письменно-речевого высказывания; умение логически связывать отдельные фразы, передающие
последовательность действий, причинно-следственные связи; умение составлять короткие рассказы;
формируем психологическую базу речи.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы получения образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
1.2 Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями, способствующей успешной
адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.
- определение особых образовательных потребностей детей с недостатками устной и письменной речи;
- определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой речевого дефекта и степенью его выраженности;
- осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с речевым недоразвитием с учетом особенностей психического и
физического развития, индивидуальных возможностей детей, коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевой патологией.
1.3 Задачи:
- своевременное выявление детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
- определение особых образовательных потребностей детей с недостатками устной и письменной речи;
- определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой речевого дефекта и степенью его выраженности;
- осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с речевым недоразвитием с учетом особенностей психического и
физического развития, индивидуальных возможностей детей, коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевой патологией.
4
1.4 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся подросткового возраста с легкой степенью умственной
отсталости.
Умственная деятельность обучающихся с интеллектуальной недостаточностью связана с нарушениями развития, которое приводит к
затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. При умственной отсталости страдают не только
высшие психичсеские функции, но и эмоции, воля, поведение. Физиологической основой недостатков речевой деятельности является
нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что влияет на развитие всех сторон речи:
- фонетической;
- лексической;
-грамматической;
-синтаксической.
Недостатки речевой деятельности напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления.
1.5 Особые образовательные потребности
Школьники с легкой умственной отсталостью нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей:
- в обеспечении доступности содержания учебного материала;
- в адаптации содержания обучения с учетом индивидуальных возможностей;
- в создании психологически комфортной среды;
- в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и
закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия,
памяти и пр.);
- в формировании мелкой и крупной моторики;
- в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной
деятельности;
5
- в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой
регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных
контактов;
- в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью
выполняемых действий;
- в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении
истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
1.6 Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с
максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе
всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного
решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные
недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав
родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
защищать законные права и интересы детей.
6
Принцип обходного пути. Предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на
сохранные анализаторы.
Комплексность. Преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать
совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, классный руководитель, педагог-психолог, медицинские работники,
социальный педагог и др.).
Принцип дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности
каждого ребенка).
1.7 Направления работы:
Программа коррекционной работы с детьми с речевой патологией на уровне основного общего образования включает в себя
взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями устной и письменной речи, проведение их
комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной помощи в освоении содержания образования и коррекции
недостатков речевого развития и психических процессов, лежащих в основе устной и письменной речи, в условиях школьного логопункта;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речевого развития и их
семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, коррекции, развития и социализации
обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностику отклонений в развитии речи и выявление этиологии дефектов речи,
трудностей адаптации;
7
- комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля (медицинский
анамнез физического и речевого развития ребенка, собеседование с родителями, наблюдения учителя);
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с нарушениями речи, выявление его резервных
возможностей;
- изучение (совместно с педагогом-психологом) развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение (совместно с классным руководителем) социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с речевой патологией;
- системный контроль педагога-психолога, учителя-логопеда и классного руководителя за уровнем и динамикой развития ребенка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор методик, методов и приемов обучения и разработка оптимальной для развития ребенка с нарушениями речи коррекционной
программы в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение учителем-логопедом индивидуальных и групповых и/или подгрупповых коррекционно-развивающих
занятий, необходимых для преодоления нарушений устной и письменной речи;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике коррекционно-образовательного процесса,
направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии речи;
- коррекцию и развитие высших психических функций, лежащих в основе устной и письменной речи;
- развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с речевой патологией,
единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование учителем-логопедом педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с
обучающимся с речевой патологией;
8
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с речевой
патологией.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, тематические
выступления), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим
недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
II.Организационный раздел
2.1 Условия реализации:
1. Обеспечение оптимальных условий получения специализированной помощи в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии.
2. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
3. Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей.
4. Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности
образовательного процесса.
5. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач коррекционной работы, использование
специальных методов, приемов, средств обучения, коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности
детей, учет специфики речевого нарушения ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
подгрупповых коррекционных занятиях);
6. Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при проведении занятия – благоприятные,
естественные условия для понимания и усвоения детьми изучаемого материала.
7. Необходимым условием является создание на уроке атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.
8. Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
9
9. Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение
санитарно-гигиенических норм и правил).
Количество учеников в группе 2-4 человек, что позволяет максимально индивидуализировать работу. Для занятий используется время
как урочное (кроме русского языка, математики и др. основных предметов) – по согласованию с учителями и администрацией школы, так и
внеурочное (прогулки, тихий час, самоподготовка).
2.2 Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов
образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с речевой патологией. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребенка, представлении ему квалифицированной помощи специалистов разного
профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
- составление программ (индивидуальных маршрутов) по коррекции речевых нарушений обучающихся.
Консолидация усилий разных специалистов позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка с речевыми нарушениями.
В качестве еще одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнерство, которое
предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами. Социальное партнерство включает:
- сотрудничество с учреждения образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации,
социализации, здоровьесбережения детей с особыми образовательными потребностями;
- сотрудничество с родителями (лицами их заменяющих).
2.3 Основные методы обучения
Практические методы
1. Упражнения: подражательно-исполнительские (рядоговорение, голосовые, артикуляторные), речевые и игровые (повторение
речевого материала, имитация действий), которые снимают напряжение, создают эмоционально-положительный настрой, устные и
письменные, которые закрепляют знания, умения и навыки;
10
2. Игровой метод – использование различных компонентов игры в сочетании с показом, пояснением, указаниями, вопросами;
3. Метод моделирования – создание моделей и их использование в целях формирования требуемых представлений (схема структуры
предложения, морфемного, слогового и звукового состава слова);
Наглядные методы
Форма усвоения знаний, умений, навыков в зависимости от применяемых наглядных пособий и технических средств обучения:
1. Наблюдение – связано с применением плакатов, рисунков, макетов, графических схем;
2. Пояснение и объяснение, особенно необходимые на начальных этапах работы, при актуализации и закреплении знаний, умений и
навыков.
3. Моделирование – составление звуковых и графических схем слова; «зашифровка» слова в виде установочных знаков; алгоритм
выполнения действия и т.д.
Словесные методы
Рассказ, беседа, рассуждение, педагогическая оценка – это воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, которые
побуждают к речевому общению, обмену впечатлениями.
2.4. Структура коррекционно-развивающих занятий:
1.
Приветствие (речевая разминка).
2.
Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
3.
Работа по теме занятия:
- повторение предыдущего материала;
- подготовка к восприятию нового материала;
- изучение нового материала;
- закрепление изученного материала.
4.
Итог занятия.
11
Поскольку дети с УО быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям
держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации
деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А так же важна частая смена видов деятельности.
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
2.5. В работе используются следующие виды контроля: ежегодное обследование обучающихся с последующим заполнением
результатов в речевой карте, проведение диктантов и творческих работ (написание рассказа по теме, по впечатлению, по представлению),
тестовые задания, а также списывание печатного и рукописного текста.
В процессе реализации программы учитель-логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые
консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
2.6 Форма организации деятельности обучающихся:
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Занятия по коррекции письменной речи проводятся: 1 раз в неделю, в кабинете учителя-логопеда.
5 класс – 2 раза в неделю;
6 класс – 2 раза в неделю;
7 класс – 2 раза в неделю;
8-9 классы – 2 раз в неделю;
Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП растет постепенно: с 25- минут в сентябреоктябре, до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия, индивидуальные занятия по коррекции речевых
нарушений составляют 25-35 минут.
Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития
детей.
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять
количество часов для повторения в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.
12
III.
Содержательный раздел
Разработанная программа базируется на основе программного материала по русскому языку, новых разработках в области
коррекционной педагогики А.Г.Зикеева, Е.Н.Российской с учётом функционально-семантического подхода к языковому материалу на
основе технологии «Формирование и расширение семантических полей слов, развитие валентностей слов и функции словоизменения».
Данная технология основана на системном подходе к коррекции речи ребёнка, предполагающем формирование лексики в единстве с
другими компонентами языковой системы. Речевой материал занятия подбирается по типу семантического поля – комплекса ассоциаций,
возникающих вокруг слова. Формируя его, мы одновременно решаем целый ряд задач по развитию лексико-грамматического строя речи, а
именно:
уточняем и расширяем словарь через составление цепочек родственных слов к определённому понятию, подбираем к ним подходящие
слова-действия, признаки при составлении словосочетаний, подборе синонимов и антонимов, объяснении значений многозначных слов;
обогащаем, активизируем словарь через знакомство с различными способами словообразования; уточняем оттенки значения
образованных слов; включаем новые слова в словосочетания и предложения;
формируем грамматический строй речи через развитие функции словоизменения, практическое овладение категориями числа, рода,
падежа, связь слов при составлении словосочетаний, предложений;
развиваем умения и навыки связного письменно-речевого высказывания; умение логически связывать отдельные фразы, передающие
последовательность действий, причинно-следственные связи; умение составлять короткие рассказы;
формируем психологическую базу речи.
3.1. Программа коррекционного курса «Логопедические занятия»
5 класс
Обследование речевого развития. Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Уровень сформированности
фонематических процессов. Произношение слов сложной слоговой структуры. Уровень развития лексического запаса, проверка
понимания смысловых оттенков слов, осознания семантических отношений и точности словоупотребления. Уровень сформированности
13
грамматического строя речи. Умение строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые
средства. Состояние письменной речи.
Фонетика. Звуки речи, гласные / согласные; звонкие / глухие; твёрдые / мягкие. Обозначение звонких и глухих согласных на письме,
а также твёрдых и мягких. Двойная роль букв: е, ё, ю, я. Слог. Ударные и безударные гласные.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Предложение, его основа, отграничение речевых единиц.
Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения, их признаки, знаки препинания между ними.
Предложения с обращениями, знаки препинания. Простые и сложные предложения, их основные признаки. Союзы: и, а и их значение.
Прямая речь, обособление. Развитие самостоятельного высказывания с использованием различных форм речи (диалог, монолог).
Лексика. Установление лексического значения слова. Группировка слов по их общему значению с привлечением толкового словаря.
Нахождение слов близких по своим лексическим значениям. Однозначные и многозначные слова. Подбор синонимов и составление
словосочетаний с ними. Подбор антонимов.
Морфемика. Однокоренные слова и формы одного и того же слова; осуществление морфемного и словообразовательного анализа
слов. Разбор слов по составу. Группировка слов по общему значению структурных компонентов: корень, приставка, суффикс.
Образование слов нужного значения с помощью знакомых суффиксов, приставок и окончаний. Чередование звуков в конце слова.
Словообразовательная роль суффиксов.
Морфология. Дифференцировка известных частей речи на знаменательные и служебные. Уточнение их роли в русском языке.
Имя существительное. Группировка слов по основным семантическим признакам со значением предметности. Дифференцирование от
других частей речи. Различение существительных по вопросу и общему значению по признакам: «одушевлённость - неодушевлённость»,
конкретное и отвлечённое значение.
Определение значения существительных на основе смыслового словообразовательного анализа
слов. Составление синонимичных и антонимичных рядов слов существительных.
Различение падежей имени существительного
и употребление их в речи.
14
Имя прилагательное. Выделение общих семантических групп при обозначении признаков предметов. Дифференцирование от других
частей речи. Различение прилагательных по вопросам и значению как часть речи по основным грамматическим категориям.
Использование кратких форм прилагательных и степеней сравнения в речи. Согласование имен прилагательных со словом лексически
и грамматически, определение падёжных и родовых окончаний. Обогащение речи изобразительными средствами при описании
предметов, явлений, природных обществ, человека.
Глагол. Характеристика глаголов как части речи по их вопросам и значению и основным грамматическим категориям,
дифференцирование отдельных частей речи. Установление и использование лексических и грамматических связей глагола с
управляемыми словами. Использование побудительных форм глагола. Употребление глаголов в настоящем, будущем и прошедшем
времени. Овладение глагольной синонимией и антонимией в различных значениях слов-глаголов.
Местоимение. Выделение личных местоимений и определение их замещающей роли в высказывании. Дифференцирование местоимений
различных разрядов и использование их в соответствующих речевых ситуациях.
Служебные части речи
Предлог. Выделение предлогов и определение их значений в предложении. Различение предлогов и приставок на письме.
Группирование предлогов по семантическим признакам: пространства и времени.
Союз. Выделение союзов и определение их роли
предложении.
в предложении. Различение грамматического значения союзов в простом и сложном
Повторная диагностика. Отслеживание динамики речевой реабилитации. Проведение мониторинговых мероприятий.
6 класс
Обследование речевого развития. Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Уровень сформированности
фонематических процессов. Произношение слов сложной слоговой структуры. Уровень развития лексического запаса, проверка
понимания смысловых оттенков слов, осознания семантических отношений и точности словоупотребления. Уровень сформированности
15
грамматического строя речи. Умение строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые
средства. Состояние письменной речи.
Фонетика. Звуки речи: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие
согласные. Звук и буква: обозначение на письме. Дифференциация свистящих звуков внутри группы. Дифференциация шипящих звуков
внутри группы. Дифференциация групп свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков внутри группы.
Лексика. Фразеология. Слово и его лексическое значение. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Многозначные и
однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Составление синонимических рядов. Антонимы. Составление
антонимических рядов. Фразеологизмы. Понимание и использование в устной и письменной речи.
Словообразование. Морфологический состав слова. Основные способы словообразования. Пути и средства пополнения словарного
состава языка. Механизм создания производных слов. Сложны слова. Образование. Понимание и использование в речи.
Сложносокращённые слова.
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании. Простое и сложное предложение. Знаки
препинания.
Морфология. Самостоятельные части речи:
Имя существительное. Склонение имён существительных, изменение по числам и падежам. Способы образования имён
существительных.
Имя прилагательное. Словообразование и словоизменение имён прилагательных. Определение значений имён прилагательных на основе
словообразовательного анализа. Разряды имён прилагательных по значению. Степени сравнения имён прилагательных.
Имя числительное как часть речи. Морфолого-синтаксические особенности имён числительных. Дифференциация имён числительных по
значению и структуре. Разряды имён числительных. Различие и согласование имён числительных с другими частями речи.
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Умение правильно использовать местоимение как
средство связи предложений и частей текста.
Глагол. Наклонение глаголов. Значение, образование, изменение глаголов различных наклонений. Значение, образование глаголов
совершенного и несовершенного вида. Времена глаголов. Значение глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени.
16
Использование глаголов в разном времени в текстах.
Служебные части речи.
Предлог. Овладение предложно-падежными конструкциями при овладении предлогами в словосочетании, предложении. Различение
предлога и приставки.
Повторная диагностика. Отслеживание динамики речевой реабилитации. Проведение мониторинговых мероприятий.
7класс
Обследование речевого развития. Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Уровень сформированности
фонематических процессов. Произношение слов сложной слоговой структуры. Уровень развития лексического запаса, проверка
понимания смысловых оттенков слов, осознания семантических отношений и точности ловоупотребления. Уровень
сформированности грамматического строя речи. Умение строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать
необходимые языковые средства. Состояние письменной речи.
Морфология:
Причастие. Понимание значений причастий исходя из образующих их глагольных основ, определение их роли в построении
предложений, дифференцировка с глаголами и именами прилагательными как наиболее сходными с ними частями речи. Выделение
действительных причастий настоящего и прошедшего времени их дифференциация, сопоставление причастий совершенного
/ несовершенного вида, а также возвратных форм. Образование страдательных причастий, дифференциация всех форм
действительных и страдательных причастий. Особенности употребления кратких причастий, сопоставление с полными
формами, с краткими формами имён прилагательных, возможные синонимические
преобразования
в
структуре
предложения. Выделение определяемого и зависимого слова в причастны х оборотах. Трансформация
причастных
оборотов
на возможные замены их другими синонимическими конструкциями. Распознавание в тексте причастных фор м.
Определение глагольной основы для обеспечения понимания текста. Формирование умения использовать причастия при
описании. Сопоставление переходных форм причастий и образованных от них имён существительных и прилагательных.
Предупреждение возможных ошибок в употреблении причастий, формирование элементарных умений редактирования текста,
содержащего причастные обороты.
Деепричастие. Распознавание, выделение в тексте, усвоение
функционально-семантической направленности деепричастий (т.е.
17
время, причина, способ действия). Выделение в деепричастных оборотах зависимых слов, определение отношений слов по
вопросам. Уточнение умений различать, образовывать и употреблять деепричастия. Дифференциация деепричастий со сходными
с ними по функционально-семантическим признакам частями речи.
Служебные части речи
Предлог. Структурное выделение предлогов в предложениях, определение их роли как грамматического средства соединения
имён существительных и местоимений сдругими словами. Уточнение умений согласовать употребление предлогов с
глагольной приставкой, с определёнными лексическими группами глаголов. Различение производных / непроизводных
предлогов, связанных с именами существительными, наречиями, с глаголами, а также простых (состоящих из 1 слова) и
составных (из 2-3 слов). Согласованное использование предложных форм, в особенности с предлогами, требующими 2 -3
падежных окончаний, что влияет на смысл высказанного.
Союз. Различение сочинительных и подчинительных конструкций.
Выделение главной и придаточной части в сложном
предложении, умение ставить логический вопрос от главного к придаточному предложению и на этой основе уяснение значения
подчинительного
союза. Самостоятельное составление сложноподчинённых предложений с опорой на данный фрагмент, на
данную
речевую
ситуацию.
Преобразование конструкций с заменой союзов, перестановкой частей, с нахождением параллельных синонимических
конструкций.
Устранение (предотвращение) возможных ошибок в употреблении союзов, в соотношении предикативных основ
частей сложных предложений.
Частица. Распознавание и выделение словообразующих, формообразующих и модальных частиц. Различение и понимание
частиц, выражающих побуждение, вопрос, указание, уточнение или утверждение, ограничение, усиление. Различение и понимание
частиц, значение слов с частицами не-, ни- (в качестве приставки), -нибудь, -то, кое-. Нахождение частиц и дифференцированное
определение их значения.
Междометие. Понимание тех чувств или побуждений (запрещений), которые выражаются междометиями в определённом
контексте – как содержательном, таки интонационном. Формирование умений употреблять междометия в разговорной речи. исходя из
той или иной ситуации общения.
Повторная диагностика. Отслеживание динамики речевой реабилитации. Проведение мониторинговых мероприятий.
8 класс
18
Обследование речевого развития.
Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Уровень сформированности
фонематических процессов. Произношение слов сложной слоговой структуры. Уровень развития лексического запаса, проверка
понимания смысловых оттенков слов, осознания семантических отношений и точности словоупотребления. Уровень сформированности
грамматического строя речи. Умение строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые
средства. Состояние письменной речи.
Синтаксис и пунктуация
Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы (простое, глагольное, составное
глагольное, составное именное). Согласование глагольного сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Различение дополнений, обстоятельств, определений по вопросам. Выделение словосочетаний
из предложений. Основные виды обстоятельств по значению. Выделение запятыми деепричастных и сравнительных оборотов, а также
обстоятельств с предлогом «несмотря на».
Односоставные предложения. Понятие о роли односоставных предложений в литературном тексте. Основные виды односоставных
предложений по строению и значению (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные).
Полные и неполные предложения. Использование неполных предложений в устной речи. Тире в неполном предложении.
Осложнённые предложения. Виды однородных членов предложения по грамматическому значению. Союзы при однородных
членах предложения. Запятая между однородными членами предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие
слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Предложения с обобщающими, вводными словами и вводными предложениями. Обращения, его роль в речи, знаки препинания в
обращении. Вводные слова как средство выражения обращения, говорящего к своему сообщению и как средство связи между
предложениями в тексте. Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения, знаки препинания в предложении с
вводными словами. Выделение на письме вводных предложений. Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в
речи. Пунктуационное оформление слов-предложений.
Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Понятия об обособленных членах предложения, их роль в
речи. Общие условия обособления определения. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми
от них словами. Выделение запятыми обособленных согласованных определений. Обособление приложения. Выделение запятыми
обособленных приложений. Обособленные дополнения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, а
19
также существительными с предлогом «несмотря на» и др. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделение запятыми
обособленных уточняющих членов предложения.
Повторная диагностика. Отслеживание динамики речевой реабилитации. Проведение мониторинговых мероприятий.
9класс
Обследование речевого развития. Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Уровень сформированности
фонематических процессов. Произношение слов сложной слоговой структуры. Уровень развития лексического запаса, проверка
понимания смысловых оттенков слов, осознание семантических отношений и точности словоупотребления. Уровень сформированности
грамматического строя речи. Умение строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые
средства. Состояние письменной речи.
Фонетика. Основные понятия фонетики. Фонетический разбор слов, его значение. Орфограммы, построенные на фонетическом
принципе.
Лексика. Основные понятия лексики. Однозначные и многозначные слова.
Переносные значения слов. Синонимы. Синонимические ряды слов. Антонимы. Антонимические ряды слов. Фразеология.
Фразеологические обороты.
Словообразование. Основные способы словообразования, словообразовательные модели.
Морфология.
Классификация частей речи. Основные понятия.
Глагол. Основные грамматические категории глагола (вид, число, лицо, род, время). Реализация лексических и грамматических связей
глагола с управляемыми словами.
Причастие. Распознавание причастных форм, определение по глагольной основе лексического значения причастия. Отличие
причастия от глаголов и прилагательных. Использование причастий по их основным лексико-грамматическим значениям. Исправление
ошибок при использовании причастий в тексте.
20
Деепричастие. Распознавание деепричастий, определение их роли в предложении. Отличие деепричастий от других частей речи по
значению и форме. Исправление ошибок в употреблении деепричастий в тексте.
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетания, способы связи, синтаксис простого предложения. Использование предложно-падежных
конструкций при образовании словосочетаний и предложений. Правильное интонационное оформление простых предложений в
зависимости от цели их высказывания. Сложное предложение. Признаки сложного предложения, сравнение с простым предложением.
Основные виды сложных предложений. Строение сложных предложений, знаки препинания в них. Интонационное оформление сложных
предложений, основанное на умении находить в них смысловые отрезки.
Сложносочинённое предложение, его особенности, основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам.
Синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений, их соответствие содержанию и стилю текста. Взаимопреобразование
простых и сложных предложений. Смысловые отношения, выраженные сочинительными союзами. Устранение ошибок в употреблении
соединительных союзов.
Сложноподчинённое предложение, его особенности. Строение сложноподчинённого предложения, Главное и придаточное предложение.
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении.
Использование в речи и понимании сложноподчинённых предложений и простых с обособленными второстепенными членами, как
синтаксическими, Интонационное оформление сложноподчинённых предложений. Устранение ошибок в употреблении подчинительных
союзов.
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые связи между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное оформление
бессоюзного сложного предложения. Синонимические союзные и бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с
различными видами союзной и бессоюзной связи, пунктуация в них. Использование в речи, понимания, интонационное оформление
сложных предложений с различными видами связи.
Культура речи. Исправление ошибок, вызванных неполнотой предложения или наличием лишних слов. Предупреждение и
исправление ошибок в предложении с деепричастными оборотами. Предупреждение и исправление ошибок в связи подлежащего и
сказуемого. Предупреждение и исправление ошибок в именной части речи составного сказуемого. Предупреждение и исправление
ошибок в употреблении предлогов. Предупреждение и устранение ошибок в употреблении сочинительных и подчинительных союзов.
Повторная диагностика. Отслеживание динамики речевой реабилитации. Проведение мониторинговых мероприятий.
3.3.
Планируемые результаты
21
Данный курс обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Личностные результаты:
1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
3. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
4. Формирование уважительного отношения к иному мнению.
Предметные результаты:
- Усвоение правильного артикуляционного уклада звуков речи.
- Овладение фонетическими и словообразовательными особенностями русского языка.
- Систематизация изученных частей речи, знание их определений, значений, вопросов, на которые они отвечают.
- Осознание синтаксических особенностей построения конструкций простого и сложного предложения.
- Знание лексических особенностей однозначных и многозначных слов, а также синонимов и антонимов. Аргументированное
доказательство принадлежности слова к определенной части речи.
- Распознавание, обособление предложений с однородными членами, а также простых и сложных предложений, выделением
определяемого и зависимого слова в них.
- Преобразовывание синтаксических структур простых и сложных предложений изучаемых видов с использованием смысловых
эквивалентов.
- Подробное и сжатое изложение и понимание повествовательных текстов, в том числе с элементами описания, исправление
(упреждение) ошибок в использовании этих форм, совершенствование (редактировать) текстов.
3.4 Характеристика содержания
Коррекционно-развивающая работа проводится в 4 этапа.
22
Первый (диагностический) этап
На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояние
языкового анализа и синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем), проверяется состояние лексикограмматического строя, состояние связной речи, выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление,
внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
Второй (подготовительный) этап
На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения
орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных
операций , как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию психических процессов.
Третий (коррекционный) этап
В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дисграфических нарушений. Работа проводится по направлениям,
соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Комплексный подход
данной методики по коррекции дисграфии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений
звукопроизношения, чтения и письма.
Четвертый (оценочный) этап
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы, проводится повторная проверка навыков письма,
анализируются различные виды письменных работ детей.
3.4.1
План
реализации
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья
Задачи (направления)
деятельности
Планируемые
результаты
Выявить детей с речевой
патологией,
используя
различные
определить
структуру
речевого
дефекта
и
уровень
речевой
Виды и формы
деятельности
мероприятий
беседа, диагностика
Сроки
(периодичность в
течение года)
1-15 сентября
Ответственные
Классный
руководитель,
учитель-логопед
23
диагностические
методики
готовности пятиклассника
к школе
Развитие
мелкой
моторики кисти руки
каллиграфически
правильный почерк
штриховка,
обводка трафаретов,
статистические и
динамические
упражнения для пальцев и
кистей рук, письмо слов и
предложений,
текстов,
списывание, письмо под
диктовку
на каждом занятии
Учитель русского языка
Сенсорно-перцептивное
развитие
развить
зрительное
восприятие, сформировать
пространственную
ориентировку, научиться
анализировать, сравнивать
и обобщать предметы
ближайшего окружения
сравнение и обобщение
предметов,
схема
собственного
тела,
числовой и предметный
ряд
в течение учебного года
Классный руководитель
, учитель-логопед, педагогпсихолог
Совершенствование
звукопроизношения
правильное произношение
звуков
речи
(без
искажения
и
замены
звуков)
постановка
звуков,
автоматизация
звука,
дифференциация звука
в течение учебного года
Учитель русского языка
, учитель-логопед
Совершенствование
фонетикофонематической стороны
речи
развитие фонематического
восприятия, формирование
фонематического анализа и
синтеза, фонематических
представлений
графические
диктанты,
уточнение
артикуляции
звука
по плану коррекционной работы
Учитель
русского
учитель-логопед
языка,
24
Формирование
лексических
и
грамматических
компонентов языковой
системы
обогащение словаря и
расширение представлений
об
окружающей
действительности
путем
накопления новых слов
словообразование
слов,
подбор
слов,
сочетающихся с новым,
четвертый
лишний,
дидактические игры
по плану коррекционной работы
Учитель русского
учитель-логопед
языка
Развитие
коммуникативных
навыков
активизировать
словарь
учащихся,
создание
благоприятной
среды,
побуждающей ребенка к
речевой активности, учить
детей
дать
полный,
развернутый
ответ,
научить составлять рассказ
по серии картинок
работа
с
деформированным
текстом,
произношение
скороговорок, участие в
праздниках
ежедневно
(на занятиях и на переменах)
Классный руководитель,
педагог-психолог,
учитель-логопед
3.5 Материально-техническое обеспечение:
- Автоматизированное рабочее место учителя;
- Касса букв и слогов;
- Разрезные азбуки, таблицы слогов;
- Тетради, ручки, карандаши, краски, пластилин;
- Трафареты;
- Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки и т.п.);
- Разноцветные фишки, полоски для составления схем;
- Разнообразный демонстрационный материал;
- Серии сюжетных картин;
- Настенное зеркало;
- Зеркало для индивидуальной работы;
25
и
- Логопедические зонды, вата, бинт, зондо-заменители для постановки звуков;
- Доска с набором магнитов, компьютерное обеспечение.
- Методическая и учебная литература.
3.6 Тематическое планирование логопедических занятий
3.6.1 Тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 5-х классов с ОВЗ (УО)
Тематическое планирование коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»
В течение учебного года на курс отводится: 5- 6 класс –70 часов (2 часа в неделю), 7-8 - класс - 35 ч. (1 час в неделю), 9 класс – 34 часа (1 час
в неделю).
5 класс (70 часов)
№
Тема занятия
п/п
1-4
Обследование речевого развития
Фонетика, графика, орфография
Количество
часов
4
6
5-6
Звук как единица языка. Соотношение звука и буквы
2
7-8
Система гласных звуков. Гласные звуки и буквы гласных звуков
2
9-10
Система согласных звуков. Фонетический разбор слова
2
Морфемика, словообразование, орфография
11-12
Корень слова. Родственные слова. Однокоренные слова
6
2
26
13-14
Основа слова. Окончание как формообразующая морфема
2
15-16
Приставочно-суффиксальное словообразование
2
Лексикология
6
17-18
Лексическое и грамматическое значение слова
2
19-20
Однозначные и многозначные слова
2
21-22
Синонимы и антонимы
2
Морфология
Имя существительное
6
2
25-26
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное как часть речи
Падеж, число , род имени существительного
27-28
Морфологический разбор имени существительного
2
23-24
Имя прилагательное
2
6
29-30
Имя прилагательное как часть речи
2
31-32
Правописание окончаний имён прилагательных
2
33-34
Морфологический разбор имени прилагательного
2
Имя числительное
6
35-36
Имя числительное как часть речи
2
37-38
Порядковые и количественные числительные
2
39-40
Морфологический разбор имени числительного
2
Местоимение
4
27
41-42
Местоимение как часть речи
2
43-44
Морфологический разбор местоимения
2
Глагол
8
45-46
Глагол как часть речи
2
47-48
Спряжение глаголов
2
49-50
Правописание окончаний глаголов
2
51-52
Морфологический разбор глагола
2
Наречие
6
53-54
Наречие как часть речи
2
55-56
Буквы О-Е после шипящих в суффиксах наречий
2
57-58
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
2
Синтаксис
8
59-60
Словосочетание. Разбор словосочетания
2
61-62
2
63-64
Предложение – основная единица речевого общения.
Грамматическая основа предложения
Второстепенные члены предложения, их роль в предложении
65-66
Простое и сложное предложение
2
67-70
Повторная диагностика
4
2
28
6 класс (70 часов)
№
Тема занятия
Количество
часов
Обследование речевого развития
4
п/п
1-4
Фонетика, графика, орфография
4
5-6
Система гласных звуков. Гласные звуки и буквы гласных звуков
2
7-8
Система согласных звуков. Фонетический разбор слова
2
Морфемика, словообразование, орфография
8
9-10
Состав слова
2
11-12
Основные способы образования слов в русском языке
2
13-14
Сложные и сложносокращенные слова
2
15-16
Морфемный и словообразовательный разбор
Лексикология, орфография, культура речи
21
10
17-18
Лексические выразительные средства
2
19-20
Общеупотребительные слова. Диалектизмы
2
21-22
Профессионализмы. Жаргонизмы
2
23-24
Фразеологизмы
2
25-26
Лексический анализ текста
2
Морфология
29
Имя существительное
6
2
29-30
Части речи в русском языке.
Имя существительное как часть речи
Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные
31-32
Имена существительные общего рода
2
27-28
Имя прилагательное
2
8
33-34
Имя прилагательное как часть речи
2
35-36
Степени сравнения имен прилагательных.
2
37-38
Разряды имен прилагательных по значению
2
Словообразование имен прилагательных.
Правописание сложных прилагательных
Имя числительное
39-40
2
6
41-42
Имя числительное как часть речи
2
43-44
Простые, сложные и составные числительные
2
45-46
Количественные и порядковые числительные
2
Местоимение
6
47-48
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений: личные местоимения
2
49-50
Разряды местоимений: возвратные, притяжательные, указательные
2
51-52
Разряды местоимений: определительные, неопределённые, отрицательные
1
Глагол
8
53-54
Глагол как часть речи. Инфинитив
2
55-56
Совершенный и несовершенный вид глагола
2
30
57-58
Переходные, непереходные, возвратные глаголы
1
59-60
Наклонение глагола
1
Синтаксис, пунктуация, культура речи
6
61-62
Простое предложение
2
63-64
Простое осложнённое предложение
2
65-66
Сложное предложение
2
67-70
Повторная диагностика
4
7 класс (35 часов)
№
Тема занятия
Количество
часов
Обследование речевого развития
2
п/п
1-2
Морфология
Причастие
5
4
Понятие о причастии.
Действительные и страдательные причастия
Причастный оборот.
5
Знаки препинания при причастном обороте
Полные и краткие формы причастий
3
1
1
1
31
6
Причастия настоящего и прошедшего времени
1
7
Морфологический разбор причастия
1
Деепричастие
5
8
Понятие о деепричастии
1
9
Деепричастный оборот.
1
Знаки препинания при деепричастном обороте
10
Деепричастия совершенного и несовершенного вида
1
11
Правописание НЕ с деепричастиями
1
12
Морфологический разбор деепричастия
1
Наречие
5
1
14
Наречие как часть речи.
Разряды наречий по значению
Степени сравнения наречий: формы сравнительной и превосходной степени
15
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е)
1
16
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных
числительных
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
1
13
17
Предлог
1
1
5
1
19
Предлог как часть речи.
Употребление предлогов в речи
Предлоги производные и непроизводные
20
Предлоги простые и составные
1
21
Правописание предлогов
1
18
1
32
22
Морфологический разбор предлога
1
Союз
5
23
Союз как часть речи. Разряды союзов
1
24
Простые и составные союзы
1
25
Сочинительные и подчинительные союзы
1
26
Правописание союзов в простых и сложных предложениях
1
27
Союзы и союзные слова
1
Частица
4
28
Частица как часть речи
1
29
Разряды частиц. Формообразующие и смысловые частицы
1
30
Правописание частицы НЕ с различными частями речи
1
31
Правописание частиц НЕ и НИ
1
Междометие
2
32
Междометия в художественной речи
1
33
Морфологический разбор междометия
1
Повторная диагностика
2
34-35
Итого:
35
8 класс (35 часов)
33
№
Тема занятия
Количество
часов
Обследование речевого развития
2
п/п
1-2
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание
4
3
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи
1
4
Словосочетание, его структура и виды
1
5
Типы связи слов в словосочетании
1
6
Синтаксический разбор словосочетаний
1
Предложение
17
7
Понятие о предложении. Двусоставное предложение
1
8
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения
1
9
Сказуемое и способы его выражения. Простое и составное глагольное сказуемое
1
10
Второстепенные члены и их роль в предложении
1
11
Определение и его виды
1
12
Дополнение и его виды
1
13
Обстоятельство и его виды
1
14
Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности
1
15
Определённо-личные и неопределённо-личные предложения
1
34
16
Безличные и назывные предложения
1
17
Понятие о простом осложненном предложении
1
18
Понятие об однородных членах предложения
1
19
Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними
1
20
Синтаксический разбор предложения с однородными членами
1
21
Предложения с обособленными членами
1
22
Предложения с обращениями
1
23
Предложения с вводными и вставными конструкциями
1
Прямая и косвенная речь
10
24-25
Способы передачи чужой речи
2
26-27
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи
2
28-29
Косвенная речь. Знаки препинания при косвенной речи
2
30-31
Диалог. Знаки препинания при диалоге
2
32-33
Цитаты. Знаки препинания при цитировании
2
34-35
Повторная диагностика
2
Итого:
35
9 класс (34 часа)
№
Тема занятия
Количество
35
п/п
1-2
часов
Обследование речевого развития
2
Система языка. Фонетика. Орфоэпия
3
3
Основные средства звуковой стороны речи: звук, слог, ударение, интонация
1
4
Связь фонетики с графикой и орфографией
1
5
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка
1
Лексика. Словообразование
4
6
Лексическое и грамматическое значение слова
1
7
Синонимы. Антонимы. Построение синонимических и антонимических рядов
1
8
Распознавание в тексте многозначных слов, слов с переносным значением, фразеологизмов;и их
употребление
Состав слова и словообразование
1
9
Морфология
10
Самостоятельные части
синтаксическая роль
11
Служебные части речи
1
2
речи,
их грамматическое
значение,
морфологические признаки,
1
1
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Сложное предложение
3
12
Союзные и бессоюзные сложные предложения
1
13
Разделительные и выделительные знаки между частями сложного предложения
1
14
Интонация сложного предложения
1
36
Сложносочинённое предложение
3
15
Сложносочинённое предложение и его особенности
1
16
Сложносочинённое предложение с соединительными и разделительными союзами
1
17
Сложносочинённое предложение с противительными союзами
1
Сложноподчинённое предложение
12
18
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного и главного предложения
1
19
Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с
придаточными определительными
1
20
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
1
21
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
1
22
Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени
1
23
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия и сравнительными придаточными
1
24
Сложноподчинённые предложения с придаточными условия
1
25
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели
1
26
Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки
1
27
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия
1
28
Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени
1
29
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
1
Бессоюзное сложное предложение
30
Смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения
2
1
37
31
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
Сложные предложения с различными видами связи
32
33-34
1
1
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
1
Повторная диагностика
2
Итого:
34
3.7 Методическое обеспечение программы
Литература, используемая учителем-логопедом в работе над программой:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической
стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.
2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.:
«Просвещение», 1987.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
4. Гаврикова М.Ю.. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
5. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус»,
2007.
6. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Организация логопедической работы в школе.
7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
38
8. Каше Г.А., Шуйфер Р.И., Никашина Н.А., Евлахова Э.А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М.,
1960.
9. Косинова Е. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.3.
11. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.
12. Логопедия/под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
13. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
14. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.5.
15. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.,
2007.
16. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
17. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
18. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005
19. Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
20. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
Учебные пособия для работы с детьми:
1.
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
2.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация
гласных. – М., 2004
3.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация
звонких и глухих согласных. – М., 2005.
4.
Ефименкова Л.Н., Садовникова Н.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
5.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003.
39
6.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для
логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
7.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для
логопедов, родителей и детей. – М., 2005.
8.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для
логопедов, родителей и детей. – М., 1998.
9.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для
логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
10.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов,
родителей и детей. – М., 2000.
11.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль. Пособие для логопедов,
родителей и детей. – М., 2003.
12.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов,
родителей и детей. – М., 2006.
13.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь. Пособие для логопедов,
родителей и детей. – М.,2002.
14.
Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
15.
Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.
16.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с
младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
40