1
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………….3
2. Цели и задачи программы…………………………………………………………………………………………………………………………4
3. Основные направления логопедической работы…………………………………………………………………………………………….…..5
4. Описание места коррекционного курса в учебном плане ………………………………………………………………………………………6
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ………………………………………………………………………….6
2
1.Пояснительная записка
Данная программа разработана для обучающихся детей с умственной отсталостью по варианту 9.1. Рабочая программа
коррекционного обучения учащихся 1 класса разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе адаптированных
основных программ для детей с умственной отсталостью.
Программа коррекционной работы логопеда с детьми с умственной отсталостью разработана на основе Федерального закона «Об
образовании в РФ» №273 от 29. 12. 2012, ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19. 11. 2014 №1598,
Приказа Минобрнауки России № 1015 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам…» с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
обеспечивает удовлетворение их особых образовательных потребностей, коррекцию и развитие речевой деятельности, и социальную
адаптацию через формирование коммуникативных навыков и расширение представлений об окружающей действительности.
В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и
навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты
речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Логопедические занятия направлены на реализацию
системы логопедической помощи детям с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении основной
общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Речевое развитие детей характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой
структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное
употребление прилагательных, наличие фразовой речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического
анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев,
нарушение передачи последовательности событий. Нарушения речи у умственно отсталых детей отрицательно влияют на всю психическую
деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается
формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности, социальной адаптации
детей с нарушением интеллекта. У этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты
ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти факторы лежат в основе
развития смысловой стороны речи и ее грамматического строя. Кроме того, у умственно отсталых детей нет потребности в общении и не
развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный
аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Речь у детей с нарушением интеллекта настолько слабо развита, что не
может осуществлять функцию общения.
Главными и ведущими неблагоприятными факторами при нарушении умственного развития оказывается слабая
любознательность и замедленная обучаемость ребенка, его плохая восприимчивость к новому. Дети с нарушением умственного развития
3
имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют
себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, не различают свойства предметов (цвет, форму,
величину), недостаточно ориентируются в пространстве.
Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев рук и недостаточной сформированности
зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, восприятия речи, зрительной памяти.
Программа учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, особые образовательные
потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
2.Цели и задачи программы
Цель программы: создание системы комплексной логопедической помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования. Логопедическая работа с обучающимися с ОВЗ, имеющих
речевые нарушения, направлена на достижение следующих задач:
Образовательные. Посредством формирования и развития грамматико–аналитических орфографических и пунктуационных навыков
систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.
Развивающие. Развивать познавательную активность учащихся. Развивать интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения,
обобщения, навыки группировки и классификации. Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся,
формировать и развивать умения в построении связного текста. Развивать учебные умения: работа с книгой, со справочной литературой,
совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
Коррекционные. Всестороннее развитие личности логопата; добиваться того, чтобы обучение носило воспитывающий характер;
учитывать возрастные особенности учащихся и уровень развития и в соответствии с этим подбирать дидактический материал; осуществлять
индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; добиваться прочности приобретенных знаний и навыков; использовать
наглядность; строить занятия с учетом программы соответствующего класса; стремиться к тому, чтобы на каждом логопедическом занятии
было слушание, говорение, письмо и чтение.
4
3. Основные направления логопедической работы:
1. Речевое - овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; коррекция выявленных нарушений чтения и письма.
2. Общеинтеллектуальное – помощь детям с ОВЗ в освоении разнообразных доступных им способов познания окружающего мира;
развитие познавательной активности, любознательности; формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности,
создание основы для всестороннего гармоничного и психического развития личности ребенка, формирование у детей основ теоретического
мышления, важнейших умений и навыков, необходимых для включения в различные сферы общества.
3. Социальное – освоение разнообразных видов деятельности: трудовых, игровых, художественных, двигательных умений;
формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, стремления к самостоятельности и
творчеству; формирование ценностного отношения к учебе как к виду творческой деятельности и первоначальных представлений о базовых
национальных российских ценностях, воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учет возраста, учет типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния
ребёнка с ОВЗ.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3.Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает
обучающемуся с ОВЗ их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором
реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих формированию, развитию и коррекции способностей детей
младшего школьного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление
психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.7. Принцип учета типологических и
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
8. Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
9. Онтогенетический принцип.
10. Принцип преемственности, предполагающий ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
11. Принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
4. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Для коррекционно - развивающих логопедических занятий в 5 классе программой предусмотрено 70 часов (3 часа в неделю)
Реализация программы осуществляется во внеурочное время продолжительностью 35-40 минут. Объем и содержание определяются
учебным планом школы и образовательными потребностями обучающихся.
5.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
.
6
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих
элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к
природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства красоты, гармонии ,совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений;
приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного
отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности,
ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства;
чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуру, ее жизни и ее народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
6.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
7
Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с
возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Одним из
самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении
учащимися универсальных учебных действий. Ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного
набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.
Личностные
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни.
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли
«хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров
в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь и обеспечение благополучия.
8
Познавательные
Учащийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по
заданному основанию;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
9
учитывать правило в планировании и способе решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
Учащийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
применять полученные знания в новых ситуациях;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
10
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
Ученик научится:
соблюдать темп и ритм речи, паузы, интонацию, логическое ударение;
различать слова-термины: звук, буква, гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий слог, слово, предложение, текст;
делать анализ и синтез звуко-слогового состава слова;
дифференцировать парные согласные и фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
давать характеристику звука, слова, предложения;
составлять схему предложения, звуковую схему слова;
применять основные правила о предложении, правила переноса,
находить смысловую взаимосвязь родственных слов;
находить главные члены предложения; устанавливать связь слов в предложении; распространять предложение с помощью вопросов.
формировать разные по цели высказывания и интонации предложения;
создавать предложения по схеме, опорным словам; описательные рассказы;
дифференцировать части речи, развивать умение распознавать слова по вопросам; образовывать однокоренные слова;
изменять имя существительное по числам и падежам;
11
развивать умение устанавливать связь слов в предложении, находить его границы; выделять главную мысль текста, делить его на
части;
дифференцировать предложения по цели высказывания;
находить смысловую взаимосвязь родственных слов;
составлять план пересказа, выполнять пересказ по составленному плану;
устно и письменно пересказывать по заданию логопеда.
Календарно-тематический план с учащимися 5 класс (70 часов)
№
п/п
Тема занятия
1-4
Обследование речевого развития
Фонетика, графика, орфография
5-6
Звук как единица языка. Соотношение звука и буквы
7-8
Система гласных звуков. Гласные звуки и буквы гласных звуков
9-10
Система согласных звуков. Фонетический разбор слова
Морфемика, словообразование, орфография
11-12
Корень слова. Родственные слова. Однокоренные слова
13-14
Основа слова. Окончание как формообразующая морфема
15-16
Приставочно-суффиксальное словообразование
Лексикология
17-18
Лексическое и грамматическое значение слова
19-20
Однозначные и многозначные слова
21-22
Синонимы и антонимы
Морфология
Имя существительное
Количество часов
4
6
2
2
2
6
2
2
2
6
2
2
2
6
12
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное как часть речи
25-26
Падеж, число , род имени существительного
27-28
Морфологический разбор имени существительного
Имя прилагательное
29-30
Имя прилагательное как часть речи
31-32
Правописание окончаний имён прилагательных
33-34
Морфологический разбор имени прилагательного
Имя числительное
35-36
Имя числительное как часть речи
37-38
Порядковые и количественные числительные
39-40
Морфологический разбор имени числительного
Местоимение
41-42
Местоимение как часть речи
43-44
Морфологический разбор местоимения
Глагол
45-46
Глагол как часть речи
47-48
Спряжение глаголов
49-50
Правописание окончаний глаголов
51-52
Морфологический разбор глагола
Наречие
53-54
Наречие как часть речи
55-56
Буквы О-Е после шипящих в суффиксах наречий
57-58
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Синтаксис
59-60
Словосочетание. Разбор словосочетания
61-62
Предложение – основная единица речевого общения.
23-24
2
2
2
6
2
2
2
6
2
2
2
4
2
2
8
2
2
2
2
6
2
2
2
8
2
2
13
63-64
65-66
67-70
Грамматическая основа предложения
Второстепенные члены предложения, их роль в предложении
Простое и сложное предложение
Повторная диагностика
2
2
4
14