МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПЕРВОУРАЛЬСК
МАОУ СОШ № 12
РАССМОТРЕНО
на ШМО начальных классов
_________________
А.Р. Гафурова
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УР
__________________
А.А. Павлова
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №12
______________________
Н.В. Щербакова
Приказ № 507-од
от «27» августа 2024 г.
Приказ № 507-од
от «27» августа 2024 г.
Приказ № 507-од
от «27» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
обучающегося 2 «В» класса
Ожегова Степана
на 2024/2025 учебный год
г. Первоуральск, 2024 г.
Пояснительная записка
I. Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Минобрнауки
России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» (вариант 1);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
- Учебной программы по предмету «Русский язык». Программы специальной
(коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-е издание/ под редакцией И. М.
Бгажноковой – Москва, 2013 год – допущенной Министерством образования РФ.
II. Цель предмета «Русский язык»: развитие устной и письменной речи, формирование
практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание
интереса к родному языку.
Элементарный курс русского языка направлен на коррекцию высших психических
функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и
речевого развития.
Основные задачи предмета «Русский язык»:
- формирование у обучающихся интереса к языку и первоначальные языковые
обобщения;
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и правильно излагать слои мысли в устной и письменной
форме;
- повысить уровень общего развития обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Характеристика предмета.
Программа по русскому языку имеет коммуникативную направленность. Она
обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В программе по русскому языку для
2 класса структурно выделяются четыре раздела: 1. Повторение. 2. Звуки и буквы. 3.
Слово. 4. Предложение. Письмо и чистописание (в течение всего учебного года).
Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми
должны овладеть учащиеся к концу года обучения.
Программный материал расположен концентрически: с постепенным наращиванием
сведений по каждой из названных тем. Обучение русскому языку во 2 классе носит
элементарно — практический характер. В процессе обучения у обучающихся
последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать,
систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся
продолжают приобретать сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных
и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и
безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких. В этот период у детей
формируется звукобуквенный анализ и синтез, как основа владения чтением и письмом.
Основными формами работы и методами обучения являются: выполнение упражнений,
работа с текстами, задания творческого характера, широко применяются наглядные
средства обучения. Для реализации программы используются различные педагогические
технологии: личностно-ориентированное обучение; дифференцированное обучение;
развивающие технологии; игровые технологии.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В процессе создания программы учтены индивидуальные особенности и
возможности обучающихся, установлен индивидуальный объём требований к усвоению
учебного материала. В программе определен минимальный и достаточный уровень
знаний. Достаточный уровень рассчитан на обучающихся, способных к освоению
основных разделов программы. Минимальный уровень предназначен для детей со
сниженными интеллектуальными возможностями.
К концу обучения, обучающиеся 2 класса должны уметь:
Минимальный уровень:
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- различать сходные по начертанию буквы;
- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий
- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
- делить слова на слоги;
- списывать с печатного и рукописного текста отдельные слоги и слова письменными
буквами.
Достаточный уровень:
- дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] - [л]. свистящие и
шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими
буквами на письме (в сильной позиции);
- определять значение слов, соотнося их с картинками;
- делить слова на слоги;
- группировать слова-названия предметов и названия действий;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста;
- списывать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова,
словосочетания и предложения;
- писать на слух отдельные буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с
произношением.
IV. Объём и сроки изучения учебного предмета: 170 часов в год, 5 часов в неделю.
V. Формы контроля: устный фронтальный опрос, индивидуальные и (или) групповые
практические задания, контрольная работа по четвертям, за год или др. Контрольные
работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта,
грамматического задания.
Для уроков русского языка предполагается ведение рабочей тетради в двух частях (Э. В.
Якубовская), тетради в узкую линейку и тетради для контрольных работ.
Раздел 2
«Слово»
Раздел 1
« Звуки и буквы»
Количество
часов
Раздел
Содержание разделов по предмету «Русский язык»
78
33
Планируемый результат образования
Академический компонент
Жизненная
компетенция
Личностные
результаты
БУД
Предметные результаты
Звуки и буквы. Гласные и согласные.
Ударение в слове. Гласные ударные и
безударные.
Слог. Деление слов на слоги. Перенос слогам.
Гласные в образовании слогов. Парные
звонкие и глухие согласных в конце и середине
слов, их различение. Шипящие и свистящие
согласные. Гласные буквы е, ё, ю, я в начале
слова и слога. Твердые и мягкие согласные.
Мягкий знак на конце слова.
Знать:
- понятия «звук», «буква»,
«слово», «родственные
слова», «ударная»,
«ударение», «безударная»;
- алфавит;
- условные обозначения
гласных/согласных
звуков.
Уметь:
- находить ударные и
безударные слоги, ставить в
слове ударение.
- выполнять звукобуквенный
анализ слов;
- дифференцировать на слух
и в произношении звонкие и
глухие, свистящие и
шипящие, твёрдые и мягкие
согласные.
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга;
Называние предметов и различение их по
вопросам кто? что? называние одного предмета
и нескольких одинаковых предметов,
различение основных частей хорошо знакомых
предметов. Сравнение двух предметов и
определение признаков различия и сходства.
Умение различать слова по их отношению к
родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и
др.). Большая буква в именах, фамилиях людей,
в кличках животных.
Называние действий предметов по вопросам
что делает? что делают? Группировка действий
по признаку их однородности. Предлог.
Правописание предлогов со словами.
Знать:
- понятие «слово»;
- понятие «схема слова»;
- «предлог».
- правила написания имен
людей, кличек животных;
- правило написание
предлогов со словами.
Иметь представление: о
звуко-буквенном составе
слова.
Уметь:
- делить слова на слоги;
- группировать слованазвания предметов и
названия действий;
- писать предлоги раздельно
со словами;
Записать слово на слух, под
диктовку; списать слово
печатными и письменными
буквами; выполнить звукобуквенный анализ слова.
Прививать желание
находиться на уроке,
выполнять задания
учителя.
Программное содержание
Воспитывать уважение
к родному языку, уметь
работать в паре, малой
группе.
Раздел 3
«Предложение»
26
Раздел 4
«Повторение »
33
Практическое знакомство с построением
простого предложения. Выделение
предложения из текстов. Порядок слов в
предложении.
Составление предложений по картинке.
Деление предложений на слова. Работа с
дифференцированным предложением.
Написание прописной буквы в начале
предложения и точки в конце предложения.
Знать:
- понятие «предложение»;
- правила написания
предложения (первое
слово с большой буквы, в
конце предложения
точка).
Иметь представление: о
делении предложения на
слова.
Повторение пройденного за год. Звуки и буквы.
Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие
согласные. Слово. Предложение.
Письмо под диктовку и списывание.
Коллективное составление и запись рассказа
после предварительного анализа.
Знать:
- изученные понятия по
предмету в течение года
- изученные правила и
орфограммы в программе
во 2 классе.
Уметь:
- читать и списывать
предложения, делить их на
слова;
- выделять предложение из
текста;
- подбирать картинку, схему
к предложению;
- списывать
деформированный текст с его
параллельной
корректировкой;
- правильно оформлять
начало и конец предложение
на письме.
Уметь:
- определять место звука в
слове, подбирать слова на
заданный звук, определять
гласный/согласный звук,
охарактеризовать его.
-делить текст на
предложения;
- списывать по слогам с
рукописного и печатного
текстов;
- писать на слух отдельные
буквы, слоги, слова,
написание которых не
расходится с
произношением. (8-10 слов)
Воспитывать умение
выстраивать
предложения для
поддержания диалога.
Приобретать и
накапливать знания о
родном языке.
Приобретать и
накапливать знания о
родном языке.
Владеть основными
речевыми формами и
правилами их
применения.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
в четв.
№ п/п
Тема урока
Домашнее задание
ПОВТОРЕНИЕ
Рабочая тетрадь № 1.
1
Повторение. Звуки и буквы.
2
Повторение. Звуки и буквы
Составить 2-3 предложения по
картинке.
Учебник 1 часть с.5 упр. 4.
3
Повторение. Слово.
Учебник с.7 упр. 3.
4
Повторение. Предложение.
Учебник, с.10, упр.2.
5
Повторение. Составление предложений с данным словом.
Учебник с 11 упр 3.
6
Повторение. Предложение. Распространение предложений.
Учебник, с.12, упр.2.
7
Самостоятельная работа «Списывание предложений с доски. Деление
предложения на слова».
ЗВУКИ И БУКВЫ
Учебник с. 15 упр2.
8
Гласные звуки и буквы.
Рабочая тетрадь, с.5, упр. 4.
9
Гласные звуки и буквы.
Учебник, с.17 упр.2
10
Согласные звуки и буквы.
Рабочая тетрадь, с 7 упр.4.
11
Гласные и согласные звуки и буквы .
Учебник, с.19 упр. 3
12
Слова, которые различаются одним звуком.
Рабочая тетрадь, с. 9, упр.4-5
13
Слова, которые различаются одним звуком.
Учебник, с.22, упр.2.
14
Слова, которые различаются количеством звуков.
Рабочая тетрадь, с.11, упр.3-4.
15
Слова, которые различаются количеством звуков.
Индивидуальные задания в тетради.
16
Слова, которые различаются последовательностью звуков.
Учебник, с. 25, упр.4.
17
Гласные и согласные звуки и буквы. Диктант.
Рабочая тетрадь, с. 13, упр.2-4.
18
Ударение в словах
Учебник, с. 27, упр.4.
19
Ударение в словах.
Рабочая тетрадь, с.15, упр. 3-5.
20
Выделение ударного гласного в слове.
Учебник, с. 29, упр.3.
21
Выделение ударного гласного в слове.
Рабочая тетрадь, с.17, упр. 3-4.
22
Слог. Деление слов на слоги.
Рабочая тетрадь, с. 19, упр. 3-4.
23
Слог. Деление слов на слоги.
Учебник, с.31, упр.3.
24
Гласные в образовании слогов.
Рабочая тетрадь, с. 21, упр. 3-5.
25
Гласные в образовании слогов.
Учебник, с. 32, упр.2.
26
Перенос слов по слогам.
Рабочая тетрадь, с. 22, упр. 3-4.
27
Перенос слов по слогам.
Учебник, с. 33, упр. 3.
28
Деление слов со звуками и-й на слоги.
Рабочая тетрадь, с. 25, упр. 3-4.
29
Деление слов со звуками и-й на слоги.
Учебник, с. 35, упр. 3.
30
Различай Л-Р.
Рабочая тетрадь, с. 27, упр. 3-5.
31
Различай Л-Р.
Работа по карточкам № 1.
32
Парные звонкие и глухие согласные. Различай Б-П.
Рабочая тетрадь, с. 29, упр. 3-5.
33
Парные звонкие и глухие согласные. Различай Б-П.
Учебник, с. 39, упр. 3.
34
Парные звонкие и глухие согласные. Различай В-Ф.
Рабочая тетрадь, с. 31, упр. 3-5.
35
Парные звонкие и глухие согласные. Различай В-Ф.
Учебник, с. 41, упр. 3.
36
Парные звонкие и глухие согласные. Различай Г-К.
Рабочая тетрадь, с. 33, упр. 3-4.
37
Парные звонкие и глухие согласные. Различай Г-К.
Учебник, с. 42 упр. 2.
38
Парные звонкие и глухие согласные. Различай Д-Т.
Рабочая тетрадь, с. 35, упр. 3-5.
39
Парные звонкие и глухие согласные. Различай Д-Т.
Учебник, с. 45, упр. 3.
40
Парные звонкие и глухие согласные. Различай Ж-Ш.
Рабочая тетрадь, с. 37, упр. 3-5.
41
Парные звонкие и глухие согласные. Различай Ж-Ш.
Учебник, с. 46, упр. 2.
42
Парные звонкие и глухие согласные. Различай З-С.
Рабочая тетрадь, с. 39, упр. 3.
43
Парные звонкие и глухие согласные. Различай З-С.
Учебник, с. 49, упр. 3.
44
Различай звонкие и глухие согласные.
Самостоятельная работа «Парные согласные».
Рабочая тетрадь, с. 41, упр. 3-4.
45
Шипящие согласные.
Учебник, с. 53, упр. 3.
46
Шипящие согласные.
Учебник, с. 54 , упр. 2.
47
Свистящие согласные.
Учебник, с.55, упр. 4.
48
Различай шипящие и свистящие согласные.
Рабочая тетрадь, с. 57, упр. 3-4.
49
Различай шипящие и свистящие согласные.
Рабочая тетрадь, с. 49, упр. 3-4.
50
Гласные буква Е в начале слова.
Учебник , с. 58, упр. 2.
51
Буква Ё в начале слога или слова.
Учебник , с. 60 , упр. 3-4.
52
Буква Ю в начале слова или слога.
Рабочая тетрадь, с. 55, упр. 3.
53
Буква Я в начале слова или слога.
Учебник, с. 64, упр. 2.
54
Буква Я в начале слова или слога.
Учебник, с. 65, упр. 3.
55
Буквы Е, Ё,Ю, Я в начале слова или слога.
Контрольное списывание.
Твердые и мягкие согласные.
Гласные ы-и после твердых и мягких согласных.
Учебник, с. 67, упр. 3.
56
57
Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных.
Рабочая тетрадь, с. 59, упр. 3-4.
Учебник, с. 69 упр. 3
Рабочая тетрадь, с. 63, упр. 3-4.
58
Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных.
59
Гласные А-Я после твердых и мягких согласных.
Учебник, с. 73, упр. 3.
Рабочая тетрадь, с. 65, упр. 3-4.
Рабочая тетрадь, с. 67, упр. 3-4.
60
Гласная Е после мягких согласных.
Учебник, с. 77, упр. 3.
61
Различай твердые и мягкие согласные.
Учебник, с.79, упр. 3.
62
Мягкий знак на конце слова.
Учебник, с. 81, упр. 3.
63
Учебник, с. 85, упр. 3.
65
Письмо слов с мягким согласным на конце. Различай слова с твердыми и
мягкими согласными на конце.
Письмо слов с мягким согласным на конце. Различай слова с твердыми и
мягкими согласными на конце.
СЛОВО
Рабочая тетрадь № 2.
Предмет и его название. Названия предметов, отвечающие на вопрос: что?
66
Названия предметов, отвечающие на вопрос: кто?
Учебник часть 2, с.5 упр. 3.
Рабочая тетрадь, с. 11, упр. 3.
Учебник часть 2 , с.7 упр. 3
67
Названия частей предмета.
Учебник, с.9 упр. 3
68
Различай слова, отвечающие на вопросы: кто? что?
Рабочая тетрадь, с. 25, упр. 3-4.
69
Различай сходные предметы и их названия.
70
Обобщающее слово к группе однородных предметов.
Рабочая тетрадь, с. 27, упр. 3.
Учебник, с. 11, упр. 3.
Учебник, с.13 , упр. 3.
71
Слова обозначающие один или несколько предметов .
Учебник, с. 21 , упр. 3-4
72
Большая буква в именах и фамилиях людей.
73
Большая буква в именах людей и фамилиях людей.
Рабочая тетрадь, с. 31, упр. 3.
Учебник, с. 23 , упр. 3.
Учебник, с. 25 , упр. 3
74
75
Большая буква в кличках животных.
Большая буква в именах людей и фамилиях людей и кличках животных.
Рабочая тетрадь, с. 35, упр. 3-4.
Рабочая тетрадь, с. 37, упр. 3-5.
Действие и его название.
Названия действий, отвечающие на вопрос: что делают? что делает?
Подбор названий действий к названиям предметов.
Учебник, с. 31 , упр. 3
64
76-80
81-86
Рабочая тетрадь, с. 7, упр. 4-5.
Учебник, с. 36, упр. 2.
87-91
Различай названия действий по вопросам.
Учебник, с. 38, упр. 2.
92-100
Слова - предметы, отвечающие на вопрос «Кто?».
Слова - предметы, отвечающие на вопрос «Что?».
Рабочая тетрадь, с. 45, упр. 3
с. 47, упр. 4
100106
107112
Различай названия предметов и названия действий по вопросам.
Рабочая тетрадь, с. 49, упр. 2-3.
Предлоги. Предлог как отдельное слово.
Употребление предлогов в предложении.
Учебник, с. 43, упр. 2,3.
113115
116120
Слова с непроверяемыми гласными..
Учебник, с. 46, упр. 2.
Выделение «трудной» гласной в словах. Написание гласных в словахродственниках
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Рабочая тетрадь, с. 55, упр. 3,5.
121129
Выделение предложения из текста.
Правила записи предложения.
Учебник, с. 51 упр. 4.
130135
136140
141146
147150
151156
157159
159
Предложение и его схема.
Учебник, с. 55 упр. 4.
Различай набор слов и предложение.
Учебник, с. 57 упр. 4.
Порядок слов в предложении.
Учебник, с.59 упр. 4.
Завершение начатого предложения.
Учебник, с. 61 упр. 3.
Составление предложений по предметной картинке.
Учебник, с. 64 упр. 2.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Учебник, с. 63 упр. 4.
Предложения – вопросы и предложения – ответы.
Учебник, с. 66, упр. 2.
160
Контрольная работа «Предложение».
Учебник, с. 67 упр. 4.
ПОВТОРЕНИЕ
161
162
Звонкие и глухие согласные.
Звонкие и глухие согласные.
Учебник, с. 68 упр. 2.
Учебник, с. 69 упр. 2.
163
Твердые и мягкие согласные.
Учебник, с. 70 упр. 2.
164
Мягкий знак на конце слова.
Учебник, с. 72 упр. 2.
165
Названия предметов.
Учебник, с. 74упр. 2.
166
Контрольная работа за год.
167
168
Название действий.
Предложение.
Учебник, с. 77 упр. 3.
Учебник, с. 72 упр. 2.
169
Картинный диктант.
Учебник, с. 78 упр. 3
170
Предложение. Письмо по памяти.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя
1. А.К.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 1991.
2.А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Москва «Просвещение», 2004г.
3.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Дидактический материал к урокам чистописания: 2 класс. Пособие для учащихся
четырехлетней начальной школы. М., Просвещение, 1990г.
4. Журнал «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития», №1, с.13. М., 2009г.
5. Тренажер по чтению. Учимся читать по слогам и словами. г.Москва, «Издательство АСТ», 2014 г.
6. Брызгалова С.О, СеменоваЕ.В. Комплект рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным
курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 1-2 класс. г. Екатеринбург,
2017г. – 314 с.
7. Федорова Т.Л. Все виды диктантов для 1-4 классов с правилами и объяснениями. М., 2006г.
8. ФГОС ДО: практика реализации «Логопедические занятия с детьми 4-5 лет». Волгоград, 2015г.
Литература для обучающихся
1. Сборник загадок.
2. Ребусы.
3. Пальчиковые гимнастики.
Учебники
№
1
Класс
2
2
2
Авторы
Э.В.Якубовская,
Н.В.Павлова
Э.В.Якубовская
3
2
Э.В.Якубовская
Название
Учебник «Русский язык» часть I
Выходные данные
М., «Просвещение», 2024г.
Рабочая тетрадь «Читай, думай, пиши»,
частьI
Рабочая тетрадь «Читай, думай, пиши»,
частьII
М., «Просвещение», 2024г.
М., «Просвещение», 2024г.
Учебно-методическое обеспечение
1
2
Плакаты
Прописные буквы
3 Буквы и звуки русского языка
Посадка при письме
4 Лента букв
Дидактические карточки
Парные согласные
3 Индивидуальные упражнения
Звуки и буквы
4 Пальчиковые гимнастики
Настольные игры
Игра – бродилка «зоологический алфавит»
2 Деревянные кубики с буквами
Демонстрационный материал
Карточки с картинками - предметами
3 Карточки – словарные слова
Карточки синего, красного и зеленого цвета, для
4 Сюжетные картинки (по сериям на различную тематику)
обозначения звука
Техническое обеспечение
Компьютер
2
Презентации
Вставь пропущенную букву
4 Какого фрагмента не хватает
Догадайся, что за слово.
5 Слова предметы, признаки, действия.
3
«В гости у Буковки», «Веселая грамматика».
1
2
1
2
1
1
2
1
6
« Путешествие в страну Грамматики», «Ударение»