МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРВОУРАЛЬСК
МАОУ СОШ №12
РАССМОТРЕНО
на ШМО основной школы
______________
А.П. Трофимович
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УР
___________________
А.А. Павловой
УВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №12
____________________
Н.В. Щербаковой
Приказ № 507-од
от «27» августа 2024 г.
Приказ № 507-од
от «27» августа 2024 г.
Приказ № 507-од
от «27» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Экология»
для обучающихся 5–9 классов
-
Рабочая программа по
элективному курсу «Экология» 5 – 9 классы
Аннотация к программе: рабочая программа учебного курса «Экология» составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ № 12 и на основе авторской программы И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: ВентанаГраф, 2012. – 176 с.).
Основная цель курса - формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и
способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Задачи курса:
• создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями общей экологии;
• овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о
современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Предметные результаты освоения учебного курса «Экология» на уровне основного общего образования:
Выпускник научится:
раскрывать смысл основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные,
неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
характеризовать типы взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы,
паразита и хозяина;
раскрывать смысл законов конкурентных отношений в природе; правила конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава
природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
определять отношения организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности
популяции и ее регуляция в природе);
объяснять строение и функционирование экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и
потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
раскрывать смысл законов биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее
лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
характеризовать биологическое разнообразие как важнейшее условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
раскрывать смысл понятия: биосфера как глобальная экосистема (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
определять место человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи
человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
анализировать динамику отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы,
совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
раскрывать социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления
демографическими процессами, планирование семьи;
- характеризовать современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- понимать современное состояние и охрану атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением,
очистные сооружения, безотходная технология); - понимать рациональное использование и охрану водных ресурсов (бережное расходование воды,
борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод); - раскрывать использование и охрану недр
(проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование
малометаллоемких производств, поиск заменителей);
- раскрывать рациональное использование и охрану почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и
межзональные меры борьбы с эрозией);
- иметь представление о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по
сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их
значение в охране редких и исчезающих видов растений);
- иметь представление о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия,
причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение
Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).
- решать простейшие экологические задачи;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;
- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии.
Выпускник получит возможность научиться
- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и
общества; - объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;
- прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;
- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;
- проявлять активность в организации и проведении экологических акций;
- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности
устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.
Метапредметные результаты освоения учебного курса «Экология» на уровне основного общего образования
-
Регулятивные универсальные учебные действия
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои
действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
составлять план выполнения учебной задачи, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные универсальные учебные действия
- использование основных интеллектуальных операций (формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление
причинно-следственных связей, поиск аналогов);
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно информационный анализ, знаковое моделирование, аналоговое моделирование, физическое моделирование, наблюдение, эксперимент);
- самостоятельно использовать приобретенные знания в практической деятельности: практические умения по экологическому мониторингу, овладение
навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат
собственной деятельности;
- использование различных источников для получения экологической информации: делать пометки, выписки, цитирование текста, составлять тезисы,
конспект и аннотацию текста; самостоятельно оформлять отчет, включающий описание наблюдения и эксперимента, его результатов, выводов;
составлять на основе текста графики, таблицы и схемы, в том числе с применением средств ИКТ; с помощью учителя отбирать для решения учебных
задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- применение экологических знаний и метапредметных умений для самостоятельной и коллективной деятельности при решении личностных и
социально-значимых задач в соответствии с идеями устойчивого развития.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной, быть
контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата.
Личностные результаты освоения учебного курса «Экология» на уровне основного общего образования:
- формирование способности познавать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностного осмысления природы, бережного отношение к
культурно-историческому и природному наследию
России,
- осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира;
- овладение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;
- приобретение навыков заботы о здоровье, здоровом образе жизни;
- формирование внутренней экологической культуры.
Планируемый результат освоения обучающимися 6 класса по курсу «Основы экологии» (раздел «Экология растений»)
1. Называть основные экологические факторы, имеющие важное значение в жизни любого организма.
2. Описывать различные условия существования, среды жизни, компоненты среды обитания разнообразных живых организмов.
3. Приводить примеры разнообразного взаимного влияния живых организмов и экологических факторов среды.
4.
Описывать и объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на
жизнедеятельность различных организмов.
5. Давать характеристику основным экологическим факторам и средам жизни.
6. Определять экологические группы организмов по отношению к различным экологическим факторам.
7. Понимать и объяснять значение основных экологических факторов для жизнедеятельности организмов разных периодов жизни и возрастных
состояний.
1.
2.
3.
4.
5.
8. Понимать и объяснять значение ритмов в жизни различных организмов. Понимать роль человека в сохранении биоразнообразия через охрану
сред обитания.
Планируемый результат освоения обучающимися 7 класса по курсу «Основы экологии» (раздел «Экология животных»)
1. Называть и приводить примеры разнообразия биотических связей.
2. Описывать характеристики популяций (изменение численности; возрастную, половую, пространственную структуры), сообществ (ярусность,
трофическую структуру).
3. Приводить примеры экологического неблагополучия в жизни некоторых популяций и сообществ.
4. Понимать и объяснять разнообразие экологических взаимодействий.
5. Давать характеристику различным сообществам и их изменениям.
6. Понимать роль и значение различных организмов в круговороте веществ и непрерывности жизни.
7. Понимать и объяснять значение биомногообразия для устойчивого развития экосистем.
8. Понимать роль человека как в объединении видового и экосистемного разнообразия, так и в его восстановлении и сохранении.
9. Понимать роль и значение охраняемых природных территорий в поддержании биоразнообразия.
Планируемый результат освоения обучающимися 8 класса «Основы экологии» (раздел «Экология человека. Культура здоровья»)
формирование знаний:
• О взаимосвязи здоровья и образа жизни;
• О воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
• О влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
• Об основных условиях сохранения здоровья;
• О факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;
• О необходимости участия в охране окружающей среды.
В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:
• Оценивать состояние здоровья;
• Находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
• Соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
• Применять способы закаливания и ухода за кожей;
• Уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
• Проводить наблюдения и самонаблюдения.
Планируемый результат освоения обучающимися 9 классов «Основы экологии» («Биосфера и человечество»)
Учащиеся должны знать:
определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие фактор экологический оптимум, благоприятные,
неблагоприятные и экстремальные условия, адаптации организмов и др.);
о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и
хозяина;
законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, е значение в регулировании видового состава природных
сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности
популяции и ее регуляция в природе);
о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и
потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие;
экологические пирамиды; биологическая продукция естественных природных и агроэкосистемах);
7.
о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоем неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
8.
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
9.
о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); о месте человека в экосистеме Земли
(общеэкологические и социальные особенное популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные
взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
10.
о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость
человеческой цивилизации с законами биосферы);
11.
социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможное; влияния и перспективы управления
демографическими процессами, планирование семьи;
12.
современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
13.
о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение источники загрязнения, борьба с загрязнением,
очистные сооружения, безотходная технология);
14.
о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование вод) борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их
эффективность, использование оборотных вод);
15.
об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья энергетических
ресурсов,
бережное
использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);
16.
о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и
межзональные меры борьбы с эрозией);
17.
о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры но сохранению и
восстановлению лесных ресурсов, охрана редких исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение охране
редких и исчезающих видов растений);
18.
о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека па животных и их последствия, причины
вымирания видов животных, охрана охотничьих промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной
книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).
Учащиеся должны уметь:
1.
решать простейшие экологические задачи;
2.
использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографически вопросов;
3.
объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости популяциях и биоценозах;
4.
строить графики простейших экологических зависимостей;
5.
применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственно деятельности;
6.
использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлении демографических проблем и взаимоотношений
природы и общества;
7.
определять уровень загрязнения воздуха и воды;
8.
устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
9.
объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;
10.
прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества; -проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению
региональных и глобальны
11.
экологических проблем;
6.
12.
13.
проявлять активность в организации и проведении экологических акций;
уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной и противоборствующих сторон, а с позиции
возможности устойчивого развития биосферы сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.
Содержание курса
По программе Н.И. Сонина и других авторов в 6 классе школьники всесторонне изучают живой организм, а в 7 классе знакомятся с многообразием
живых организмов. В связи с этим содержание предлагаемой программы «Основы экологии» выстроено следующим образом. В 6 классе основное
внимание сосредоточено на вопросах аутэкологии, а в 7 классе - на вопросах синэкологии. В курсе биологии 6 класса обучающиеся изучают строение
и функционирование растительного и животного организмов, поэтому в курсе экологии предлагается рассмотреть влияние экологических факторов
на растительные и животные организмы. В курсе биологии 7 класса изучаются многообразие живых организмов и различные типы взаимодействия
между ними, поэтому в данной программе предлагается в это время обратиться к экологии популяций и сообществ. От общих представлений о среде
обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими
факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам.
Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий жизни. Учебный курс завершается изучением растительных
сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений (6 класс). Рассматривается влияние условий окружающей среды
на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека сохранении
экологического равновесия в природе (7 класс). Курс «Экология человека. Культура здоровья» продолжает единую экологическую линию, начатую в
предыдущих учебных курсах: «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс) в предлагаемой программе сохраняется логика
построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов
на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и воздействие
на системы органов. В 8 классе выбор лабораторных и практических занятий основан на важности получаемой информации для учащихся как
участников учебно-воспитательного процесса (определение запыленности воздуха, шумового и радиационного фона) и как членов своей семьи
(определение влияния сигаретного дыма на легкие курящего человека или выявление индивидуальных биоритмов). Таким образом, в 8 классе
отрабатываются в большей степени практические умения по использованию полученной теоретической информации для практических целей
различных социальных групп.
В 9 классе практические и лабораторные занятия организуются с целью выявления культурной значимости изучаемого экологического содержания.
Для этого предложены практические работы в виде имитационных и ролевых игр, дискуссий и дебатов. Лабораторные и практические работы
позволяют отслеживать формирование следующих компетентностных сфер: коммуникативной (от умения видеть и слышать в 6 классе до ведения
дискуссий и дебатов в 9 классе), гражданственной (от понимания целей различных социальных групп до выработки согласованности между ними в 9
классе) и культурно-досуговой (выявление культурного контекста в любой информации).
Реализация предлагаемых программ возможна за счет регионального и школьного компонентов.
Тематический план 5 класс
№
Раздел 1:.
Раздел 2:
Раздел 3:
Раздел 4:
Раздел 5:
Название темы
Введение. Что изучает экология
Общие сведения о биосфере
Среды жизни и приспособления к ним живых организмов
Взаимоотношения живых организмов
Естественные и искусственные экосистемы
Человек как часть природы
Итого:
Кол-во часов
2ч
4ч
8ч
5ч
7ч
8ч
34 ч
Тематический план 6 класс
№
Тема 1.
Тема 2.
Тема 3.
Тема 4.
Тема 5.
Тема 6.
Тема 7.
Тема 8.
Тема 9.
Название темы
Введение. Что изучает экология растений
Свет в жизни растений
Тепло в жизни растений
Вода в жизни растений
Воздух в жизни растений
Сезонные явления в жизни растений
Основные среды обитания и приспособленность
организмов к жизни в них
Средообразующая деятельность живых организмов
Обобщение
Итого:
Кол-во часов
1ч
5ч
4ч
4ч
4ч
5ч
8ч
2ч
1ч
34 ч
Тематический план 7 класс
№
Тема 1.
Тема 2.
Тема 3.
Тема 4.
Тема 5.
Тема 6.
Тема 7.
Тема 8.
Тема 9.
Название темы
Введение в экологию
Вид и популяция как биологическая и экологическая
категория
Характеристики популяций
Структура популяций
Типы экологических взаимодействий организмов
Сообщество и экосистема как экологические категории
Структуры и характеристики сообществ
Изменения в сообществах
Антропогенное воздействие на многообразие организмов и
сообществ
Итого:
Кол-во часов
1ч
3ч
3ч
Зч
8ч
Зч
Зч
4ч
6ч
34 ч
Тематический план 8 класс
Название темы
I. Окружающая среда и здоровье человека
Количество
часов
7
II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов
1. Опорно-двигательная система
2. Кровь и кровообращение
3. Дыхательная система
2
5
1
4. Пищеварительная система
4
5. Кожа
6. Нервная система. Высшая нервная деятельность
3
5
7. Анализаторы
2
III. Репродуктивное здоровье
Половая система. Развитие организма
5
Итого
34
Тематический план 9 класс
№
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Раздел 6.
Раздел 7.
Раздел 8.
Название темы
Введение в курс экологии
Влияние экологических факторов на развитие
человечества» - 2 ч.
Воздействие человечества на биосферу
Взаимосвязи между людьми
Договор как фактор развития человечества
Устойчивое развитие общества и природы
Человечество и информация о мире
Познание мира и экологическое образование
Итого:
Кол-во часов
1ч
2ч
7ч
8ч
4ч
2ч
4ч
6ч
34 ч
Тематическое планирование по экологии
в 5 классе
Наименование
разделов
Введение
экологию (2ч)
№
в1
2
Тема урока
Содержание тем учебного курса
Предмет и задачи экологии
Предмет и задачи экологии.
Экологические знания как основа
взаимодействия человека с
окружающей средой, рационального
использования природных ресурсов.
Демонстрация карт, атласов,
справочников, энциклопедий и других
материалов по экологии.
Экологические знания как основа
взаимодействия человека с
окружающей средой.
Наглядные пособия, Календарные
технические средства сроки
4сен
Вид
занят
ия
УОНМ
11 сен
Раздел 1: Общие сведения о биосфере 4 часа
1. Общие сведения 3
о биосфере 4 часа
4
5
6
Сферы Земли: литосфера,
гидросфера, атмосфера
Сферы Земли: литосфера, гидросфера,
атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые
организмы Земли и их распределение по
сферам.
Живые организмы Земли и их
Границы распространения живых организмов в
сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер,
распределение по сферам.
населенных живыми организмами.
Многообразие и высокая численность живых
Биосфера как совокупность сфер, организмов на границах контактирующих сфер.
населенных живыми организмами. Горизонтальное и вертикальное (зональность)
распределение живых организмов на Земле в
зависимости от температуры и других
Многообразие и высокая
численность живых организмов на климатических условий.
Демонстрация таблиц по геосферам Земли, по
границах контактирующих сфер.
биосфере, справочников.
18 сен
УОНМ
25 сен
УОНМ
2 окт
КУ
9 окт
КУ
16 окт
УПЗ
У
Раздел 2: Среды жизни и приспособления к ним живых организмов 8 часов
2. Среды жизни и 7
приспособления к
ним
живых
организмов 8 часов 8
9
Основные среды жизни: водная,
наземно-воздушная и почвенная.
Наземно-воздушная среда
обитания и ее характеристика.
Живые организмы и их
приспособленность к жизни в
наземно-воздушной среде.
Основные среды жизни: водная, наземновоздушная и почвенная. Наземно-воздушная
среда обитания и ее характеристика. Воздух, его
газовый состав, основные свойства воздуха
(прозрачность, низкая теплопроводность,
плотность воздуха и ее зависимость от
температуры, давление воздуха). Перемещение
воздушных потоков. Наличие воды как условие
жизни организмов наземно-воздушной среды.
Осадки и их значение. Свет и температура как
факторы наземно-воздушной среды.
Работа в группах
Таблица
воздушная
обитания»
«Наземно- 23 окт
среда
6 нояб
УОНМ
КУ
10
Вода как среда жизни.
11
Почвенная среда жизни и ее
характеристика
12
Способность почвы удерживать
воздух и влагу.
13
Живые организмы почвы,
способные перерабатывать
органические остатки в
минеральные
вещества.
Живые организмы
как среда
обитания других живых
организмов и их
приспособительные особенности.
14
Живые организмы и их приспособленность к
жизни в наземно-воздушной среде.
Вода как среда жизни: вода пресная и соленая,
проточная и стоячая, различная степень
нагретости воды, отсутствие резких колебаний
температуры, плотность и особенности
теплового расширения воды, превращение воды
в лед, давление воды и его увеличение с
возрастанием глубины водоема, уменьшение
освещенности воды с увеличением глубины
водоема. Живые организмы водной среды и их
приспособленность к условиям жизни в воде.
Почвенная среда жизни и ее характеристика.
Состав почвы. Твердость частиц почвы.
Сглаженность температурных колебаний в
почве с увеличением глубины. Способность
почвы удерживать воздух и влагу. Структурная
и бесструктурная почвы. Живые организмы
почвы, способные перерабатывать органические
остатки в минеральные вещества, необходимые
для жизни растений. Другие живые организмы
— обитатели почвы и их приспособительные
особенности.
Живые организмы как среда обитания других
живых организмов и их приспособительные
особенности.
Демонстрация разнообразия объектов живой
природы (гербарий, коллекции).
Таблица «Водная среда 13 нояб
обитания»
КУ
Таблица
«Почвенная 20 нояб
среда обитания»
УПЗ
У
27 нояб
Заполнение таблицы
4 дек
Заполнение таблицы
11 дек
Раздел 3: Взаимоотношения живых организмов 5 часов
3.
15
Взаимоотношения
живых организмов
16
5 часов
Основные типы взаимоотношений Основные типы взаимоотношений живых
организмов. Взаимовыгодные отношения между
живых организмов
Взаимовыгодные отношения
между организмами.
17 Взаимоотношения живых
организмов типа «хищник—
жертва», «паразит—хозяин».
18 Отношения
живых организмов,
при которых одни вытесняются
19 Сложность
другими. отношений живых
организмов и их использование
Раздел 4: Естественные и искусственные экосистемы 7 часов
человеком.
организмами. Отношения, выгодные одним и
безразличные другим организмам.
Взаимоотношения живых организмов типа
«хищник—жертва», «паразит—хозяин».
Отношения живых организмов, при которых
одни вытесняются другими. Сложность
отношений живых организмов и их
использование человеком.
Демонстрация примеров биотических
отношений в природе на таблицах, слайдах.
Работа в группах
18 дек
УОНМ
25 дек
КУ
9-14 янв
КУ
16-21 янв
23-28 янв
4. Естественные и 20
искусственные
экосистемы 7 часов
21
22
23
24
Совместное обитание живых
организмов в природе.
Сообщества живых организмов.
Основные группы живых
организмов в природных
сообществах; организмыпроизводители,
Цепи
питания и организмысети питания в
потребители иживых
организмысообществах
организмов.
разрушители органических
Потери
веществ.органических веществ на
каждом звене цепи питания.
25
Природные и искусственные
сообщества.
26
Луг как сообщество живых
организмов
Совместное обитание живых организмов в
природе. Сообщества живых организмов, или
биоценозы. Основные группы живых
организмов в природных сообществах;
организмы-производители, организмыпотребители и организмы-разрушители
органических веществ. Цепи питания и сети
питания в сообществах живых организмов.
Потери органических веществ на каждом звене
цепи питания.
Природные и искусственные сообщества. Пруд
или озеро как природные сообщества. Аквариум
как искусственный пресноводный водоем.
Луг как сообщество живых организмов. Поле и
плодово-ягодный сад как искусственные
сообщества живых организмов. Болото как
природный биоценоз.
Широколиственный лес и сосновый бор как
природные биоценозы. Лесопарк как
искусственный биоценоз.
Сезонные изменения в биоценозах. Смена
биоценозов. Влияние человека на смену
биоценозов. Город как искусственный биоценоз.
Демонстрация таблиц по биоценозу смешанного
леса, пруда, смены биоценозов.
30-4 февр
УОНМ
6-11 февр
13-18 февр
КУ
20-25 февр
УПЗУ
27февр-4 март
ЛР
6-11 март
13-18 март
Раздел 5: Человек как часть природы 8 часов
5. Человек как 27
часть природы 8
часов
28
29
30
31
Природа как источник жизни
человека.
Природа как источник жизни человека.
Использование природной среды человекомохотником и человеком-землепашцем и
пастухом, его влияние на окружающую среду.
Изменения в природе в связи с развитием
Изменения в природе в связи с
сельского хозяйства и ростом народонаселения.
развитием сельского хозяйства и Загрязнение окружающей среды в связи с
ростом народонаселения.
развитием промышленности, ростом городов.
Загрязнение окружающей среды в Город как среда жизни и как загрязнитель
природы. Загрязнение воздушной среды
связи с развитием
современным человеком (парниковый эффект,
промышленности, ростом городов. разрушение озонового экрана, кислотные
дожди). Охрана воздушной среды от
Загрязнение воздушной среды
дальнейшего загрязнения.
современным человеком.
Загрязнение и охрана водных богатств Земли.
Влияние окружающей среды на здоровье
Охрана воздушной среды от
человека.
дальнейшего загрязнения.
Потери почвы и ее охрана. Влияние человека на
3-8 апр
УОНМ
10-15 апр
КУ
17-22 апр
КУ
24-29 апр
УОНМ
1-6 мая
ПР
32
33
34
Загрязнение и охрана водных
богатств Земли.
8-13 мая
растительный мир. Охрана растений. Лесные
пожары и борьба с ними. Воздействия человека
на животный мир и его охрана. Значение
заповедных территорий в сохранении природы.
Влияние человека на растительный Сохранение природы и самого человека в
мир.
условиях увеличения народонаселения.
Демонстрация таблиц по экологии и охране
природы, слайдов, видеофильмов, журналов и
Сохранение природы и самого
книг по экологии и охране окружающей
человека в условиях увеличения
природной среды.
народонаселения.
Экскурсия в природу (желательно в ближайший
заповедник).
Календарно-тематическое планирование 6 класс «Экология растений»
Наименование
№ Тема урока
Содержание тем учебного курса
разделов
15-20 мая
22-27 мая
Наглядные пособия, Календарные
технические средства сроки
Введение. Что изучает экология Среда обитания, экологические факторы
растений.
и их виды: абиотические, биотические,
антропогенные. Взаимосвязи
Раздел 1: основные экологические факторы и их влияние на организмы.
Введение
экологию (1ч)
7 сен
в1
1.
Солнечное 2
излучение как один
из
важнейших
экологических
3
факторов (5ч)
4
5
6
2. Тепловой режим 7
как экологический
фактор (4ч)
8
Вид
занят
ия
УОНМ
Значение света в жизни растений и Ультрафиолетовое излучение, видимый
животных.
свет, инфракрасное излучение, прямой
и рассеянный свет, растения длинного
дня,
растения
короткого
дня,
Солнечный спектр
нейтральные растения, экологическая
группа, светолюбивые, тенелюбивые и
Экологические группы растений по теневыносливые растения, растения летнезеленые,
летнеотношению к свету. Светолюбивые эфемероиды,
зимнезеленые: вечнозеленые растения.
растения.
Теневыносливые и тенелюбивые
растения.
Диск «Биология» - 9 14 сен
Абиотические факторы
УОНМ
Учебник.
21 сент
Солнечный
спектр.
Радуга
Учебник.
Таблица 28 сен
«строение листа на
поперечном срезе»
5 окт
Заполнение таблицы
УОНМ
Способы регулирования освещения.
Работа в группах
УПЗ
У
12 окт
Тепло - необходимое условие жизни. Тепло - необходимое условие жизни. Диск «Биология» - 9кл 19 окт
Основные источники тепла. Тепловые Абиотические факторы
пояса:
тропический,
умеренный, - тепло
Температурные
границы полярный, теплолюбивые растения.
26 окт
Приспособление
организмов
к
существования.
КУ
КУ
УОНМ
КУ
Экологические группы растений по изменяющему
тепловому
режиму: Заполнение таблицы
отношению к теплу.
биохимические и физиологические
перестройки. Экологические группы по
10 Экологические
группы
по отношению к теплу.
Заполнение таблицы
отношению к холоду.
9
3. Влажность среды 11 Значение воды в жизни растений и
как
один
из
животных.
экологических
12 Экологические группы растений по
факторов (4ч)
отношению к воде. Водные растения
13 Экологические группы растений по
отношению к воде.
14 Экологические
проблемы
вод.
Экскурсия: организация работы
очистных сооружений.
Влажность, вода - необходимое условие
жизни, внутренний запас воды, участие
воды
в
реакциях
фотосинтеза,
Экологические группы растений по
отношению
к
воде:
водные,
земноводные, влаголюбивые, растения
умеренного
увлажнения,
засухоустойчивые растения, значение
воды в жизни растений и животных.
Экологическая проблема вод, их
последствия
и
пути
решения,
загрязнение
Мирового
океана.
Проблема пресной воды.
4.
Воздух
как 15 Газовый состав воздуха в жизни Газовый состав атмосферы. Воздух в
экологический
растений.
жизни животных, движение воздушных
фактор (4ч)
масс - ветер, ветровалы, буреломы,
16 Ветер в жизни растений.
экологические проблемы атмосферы
(кислотные дожди, парниковый эффект,
разрушение
озонового
слоя),
17 Экологические проблемы
ветроустойчивые растения.
атмосферы.
КУ
16 нояб
УПЗ
У
Диск «Биология» - 9кл 23 нояб
Абиотические факторы
УОНМ
Заполнение таблицы
30 нояб
КУ
Заполнение таблицы
7 дек
КУ
Экскурсия
14 дек
КУ
Учебник– п.21
21 дек
УОНМ
П. 22
28 дек
КУ
Работа в группах
9-14 янв
УПЗУ
18 Лабораторная работа: изучение
Микроскопы.
чистоты воздуха по загрязнению
снег)
снежного покрова.
5.
Сезонные 19 Цикличность - фундаментальное Цикличность, ритм жизни, внутренние
явления в жизни
свойство живой природы.
циклы и внешние ритмы, наука
организмов (5ч)
фенология,
фенологические
фазы,
фенологический
спектр,
сезонные
изменения растений и животных.
20 Осень и зима в жизни растений.
21 Весна и лето в жизни растений.
9 нояб
Таблица
(Талый 16-21 янв
ЛР
23-28 янв
УОНМ
30-4 февр
КУ
6-11 февр
КУ
22 Наука фенология.
«Фенологические
13-18 февр
спектры
разных
20-25 февр
растений»
23 Практическая работа: составление
фенологического спектра растений.
УОНМ
ПР
Раздел 2. Взаимоотношения организмов и среды.
6. Основные среды 24 Водная среда обитания.
обитания
и
приспособленность
организмов к жизни 25 Приспособленность организмов к
в них (8ч)
жизни в воде.
26 Наземно- воздушная среда обитания
(практическая работа)
27 Приспособленность организмов к
жизни в наземно-воздушной среде.
28 Почва - среда обитания живых
организмов.
29 Приспособленность организмов к
жизни в почве.
30 Живые организмы как среда
обитания других организмов.
Среда обитания и ее характеристики:
водная, наземно-воздушная, почвенная,
живой организм.
Приспособленность организмов к среде
обитания,
экологические
группы
растений. Паразиты и симбионты.
Таблица «водная среда 27февр-4 март
обитания»
УОНМ
Работа в парах
ПР
Таблица
воздушная
обитания»
6-11 март
«Наземно- 13-18 март
среда
КУ
Работа в парах
3-8 апр
Диск Биология – 6 кл.
приспособленность
Таблица
«Среда 10-15 апр
орг-в
обитания - почва»
Работа в парах
17-22 апр
УОНМ
П. 33 (7 кл)
24-29 апр
КУ
1-6 мая
КУ
7.
32 Влияние живых организмов на среду Влияние живых организмов на среду с 193 (6 кл)
Средообразующая
обитания.
обитания,
механическое,
физикодеятельность живых 33 Физико-химическое воздействие.
химическое воздействия.
организмов
8-13 мая
УОНМ
15-20 мая
УОНМ
8. Обобщение.
22-27 мая
КУ
31 Паразиты и симбионты.
34 Обобщение.
ПР
ПР
Календарно-тематическое планирование 7 класс «Экология животных»
Тема раздела
№ Тема урока
Содержание тем учебного курса
Введение
экологию (1ч)
в1
Введение в экологию.
Что изучает экология животных.
Наглядные пособия, Календарные
технические средства сроки
Вид
заняти
я
Биотическое окружение, биотические Тетрадь, учебник
отношения, классификация биотических
связей:
трофические,
тропические,
форические, фабрические.
2-7 сен
УОНМ
Среда обитания животных и
условия
существования.
Экскурсия.
Пища и её роль в жизни
животных. Способы добывания
пищи.
Убежища, укрытия и жилища
Вид, ареал вида. Изоляция и обособление
групп
особей,
популяция,
общая
численность,
индекс
численности,
методы измерения обилия.
9-14 сен
УОНМ
16-21 сент
УПЗУ
23-28 сен
ПР
Наземно-воздушная
среда
жизни. Животные тундры,
лесов
умеренной
зоны,
Животные
пустынь,
степей, саванн и прерий.
тропических лесов.
Изменение
численности
популяций: (п 44, 6 кл)
30-5 окт
циклические
колебания,
рост
численности, сокращение численности,
возрастной спектр популяций, периоды Таблица «Возрастные 7-12 окт
жизни и возрастные состояния растений. состояния растений»
Глава 1 Условия существования животных.
1. Вид и популяция 2
как биологическая и
экологическая
3
категория (Зч)
4
2. Характеристики 5
популяций (Зч)
6
7
3.
Структура 8
популяций (Зч)
9
10
Обитатели горных областей.
Работа в группах.
Таблица «Возрастные 14-19 окт
состояния животных»
Половая
структура
популяций, (п 35,6 кл) работа в 21-26 окт
экологические,
физиологические микрогруппах
различия самцов и самок, отношения
«самец-самка»,
пространственная
5-9 нояб
Животный мир почвы.
структура
популяций,
типы
распределения особей в пространстве.
Диск «Биология» - 9кл 11-16 нояб
Живой организм как среда
Эволюция
–
обитания.
приспособление орг-ов
Водная среда жизни.
УОНМ
ПР
КУ
УОНМ
КУ
УПЗУ
4.
Типы 11
экологических
взаимодействий
организмов (8ч)
12
13
Типы экологических взаимодействий, Работа в микрогруппах 18-23 нояб
конкурентные отношения, внутривидовая
конкуренция, межвидовая конкуренция,
Отношения животных с хищничество, паразитизм, «квартиранты» П. 35 (6 кл), с. 163 (6 20-30 нояб
«нахлебники»,
взаимодействия кл)
представителями
других и
растений и животных.
царств
живой
природы.
П. 36 (7 кл), п. 5 (7 кл) 2-7 дек
Растения
в жизни
животных.
14
Животные в жизни растений.
П. 31 (6 кл), п. 2 (7 кл)
9-14 дек
КУ
Пищевые отношения между
животными
различных
16 Непищевые
отношения
видов.
между
животными
различных видов.
17 Отношения
между
животными одного вида:
18 образование
Семья,
родственники пар,
и
размножение.
соседи.
Диск «Биология 6 кл»
Жизнедеятельность
организмов
16-21 дек
КУ
23-28 дек
КУ
30 дек, 9-11 янв
КУ
13-18 янв
ПР
Тестирование по теме.
15
Раздел 2. Сообщества организмов
5. Сообщество и 19 Тестирование по теме.
экосистема
как
экологические
20 Свет в жизни животных.
категории (Зч)
21
6. Структуры
характеристики
сообществ (Зч)
и 22
23
24
7. Изменения
сообществах (4ч)
в 25
Вода в жизни животных.
Сообщество, основные свойства и
показатели
сообществ,
понятие
«биогеоценоз» и «экосистема»,видовое
разнообразие
сообществ,
пространственная
организация
сообществ.
Учебник,
тетрадь. 20-25 янв
Таблица «Биогеоценоз»
П.48 (6 кл)
27-1 февр
П. 50 (6 кл)
3-8 февр
УОНМ
УОНМ
КУ
УОНМ
КУ
ПР
тетрадь, 10-15 февр
Температура
в
жизни Ярусность лесных сообществ, «этажи» Учебник,
водных сообществ, морфологическая таблица
«Ярусность
животных.
структура
сообществ,
жизненные
формы
лесных
сообществ».
17-22 февр
Кислород
в
жизни
организмов,
трофическая
структура Схема
животных.
сообществ,
пищевая
цепь,
сеть. биологического
24-29 февр
Спячка и оцепенение.
ПР
Миграции и кочёвки.
УОНМ
Трофические
уровни,
продуценты, круговорота веществ.
консументы, редуценты, биологический
круговорот
веществ
экосистеме,
сезонные изменения сообществ.
Изменения сообществ, необратимые Работа в микрогруппах 2-7 март
изменения сообществ, смена сообществ, (п55,с 186-189, бкл)
экологическая сукцессия, зарастание озер,
сообщества, созданные человеком.
УОНМ
КУ
26
Тестирование по теме.
27
Популяции животных.
28
Как и почему меняется
численность животных.
8.
Антропогенное 29
воздействие
на
многообразие
организмов
и 30
сообществ (6ч)
31
Обобщение
знаний.
систематизация Понятие о биомногообразии, обеднение
видового
разнообразия,
причины
исчезновения растений и животных,
Исчезнувшие и исчезающие Красная книга, организмы, нуждающиеся
в
охране,
охраняемые
природные
виды животных.
территории
(ОПТ),
виды
ОПТ:,
заповедники, заказники, национальные
Редкие
и
охраняемые парки, памятники природы, значение
ОПТ в сохранение биоразнообразия.
Таблица
«Зарастание 9-14 март
озер», (с. 189, б кл)
( п56, с 167, бкл)
30-4 апр
КУ
П. 95 (6 кл)
ПР
и
6-11 апр
КУ
13-18 апр
Таблица «редкие и 20-25 апр
охраняемые растения и
животные» (п 57, 6 кл,
и п 39, 7 кл)
п 45 (7 кл ) и п 57(6 кл) 27-2 мая
КУ
КУ
животные.
32
Животные
и
человек.
Домашние животные.
33
Животные
населённых
пунктов. Жильё человека
как
среда
обитания
животных.
Итоговая
контрольная
работа.
34
П. 46 (7 кл)
4-9 мая
11-16 мая
КУ
18-25 мая
КУ
Календарно-тематическое планирование 8 класс - Экология человека. Человек в экосистеме.
Тема
№
Тема урока
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Окружающая среда и здоровье человека
Окружающая среда 1
Введение. Экология человека как
и здоровье человека
научное направление.
2
Человек
как
существо.
биосоциальное
3
История развития представлений
о ЗОЖ
4
Характеристика
основных
адаптивных типов человека.
5
Климат и здоровье.
6
Вредные привычки,
пристрастия.
7
Лабораторная работа: оценка
состояния здоровья
пагубные
Наглядные
пособия,
технические
Биологическая, социальная и прикладная средства
составляющая экологии. Классификация
экологических факторов: абиотические,
биотические, антропогенные.
Связь природной и социальной среды со
здоровьем (физическим, психическим,
социальным). Образ жизни. Здоровье.
Здоровый образ жизни.
История развития представлений о ЗОЖ.
Этапы
развития
взаимоотношений
человека с природой.
Характеристика основных адаптивных
типов
человека.
Расы
человека:
негроидная,
европеоидная,
монголоидная. Этнография.
Климат и здоровье. Биометеорология.
Экстремальные факторы: перегрузки,
невесомость, электрические и магнитные
поля, ионизирующая радиация.
Вредные
привычки,
пагубные Видеофильм о вреде
пристрастия:
табакокурение, алкоголя
и
употребление алкоголя и наркотических наркомании.
веществ.
Оценка состояния здоровья
Раздел 2. Влиянии е факторов среды на функционирование систем органов (22 ч)
1.
Опорно- 8
Условия
правильного Условия правильного формирования
двигательная
формирования
опорно- опорно-двигательной
системы.
система
двигательной системы.
Двигательная активность. Гиподинамия.
Основные
категории
физических
упражнений.
Календарные сроки
Вид
занятия
2-7 сен
УОНМ
9-14 сен
УОНМ
16-21 сент
КУ
23-28 сен
КУ
30-5 окт
КУ
7-12 окт
КУ
14-19 окт
ЛР
21-26 окт
КУ
9
2.
Кровь
кровообращение
и 10
5. Кожа.
ЛР
Природные и антропогенные факторы,
влияющие на состав крови. Гипоксия.
Анемия
Изменение клеток иммунной системы.
Онкологические заболевания. Аллергия.
СПИД
Условия полноценного развития системы
кровообращения.
Юношеская
гипертония.
Профилактика нарушений деятельности
органов кровообращения.
Оценка состояния
противоинфекционного
иммунитета.
Определение
стрессоустойчивости
сердечной системы.
11-16 нояб
КУ
18-23 нояб
УОНМ
20-30 нояб
КУ
12
Условия полноценного развития
системы кровообращения.
13
Профилактика
нарушений
деятельности
органов
кровообращения.
Лабораторная
работа: 1) оценка
состояния противоинфекционного
иммунитета
2)Реакция
организма
на
физическую нагрузку
Дыхательная система
Правильное дыхание. Горная болезнь.
Влияние холода на частоту дыхательных
движений.
Состав и значение основных Состав и значение основных компонентов
компонентов пищи.
пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим.
2-7 дек
УПЗУ
9-14 дек
ЛР
16-21 дек
УОНМ
23-28 дек
КУ
17
Чужеродные примеси пищи.
Вредные примеси пищи, их воздействие
на организм.
30 дек, 9-11 янв
КУ
18
Рациональное питание.
Рациональное питание. Режим питания.
Диета.
13-18 янв
КУ
19
Практическая работа: о чем может О чем может
рассказать упаковка продукта.
продукта.
упаковка
20-25 янв
ПР
20
Воздействие на кожу солнечных Воздействие на кожу солнечных лучей.
лучей.
Солнечное
голодание.
Правила
пребывания на солнце.
Закаливание.
Закаливание.
Роль
кожи
в
терморегуляции.
27-1 февр
УОНМ
3-8 февр
КУ
16
21
иммунной
5-9 нояб
Изменение
системы.
3.
Дыхательная 15
система
клеток
Оценка подготовки организма к занятиям
физической культуры.
11
14
4.
Пищеварительная
система.
Лабораторная работа: оценка
подготовки организма к занятиям
физической культуры.
Факторы, влияющие на состав
крови.
рассказать
22
6. Нервная система. 23
Высшая
нервная
деятельность.
24
7. Анализаторы.
Практическая работа: реакция
организма
на
изменение
температуры окружающей среды.
Факторы, влияющие на развитие
нервной системы.
Утомление, переутомление.
Реакция
организма
на
изменение
температуры окружающей среды.
10-15 февр
ПР
Факторы, влияющие на развитие и Заполнение
функционирование нервной системы.
таблицы
Утомление,
переутомление,
стресс.
Стрессоустойчивость и типы высшей
нервной деятельности.
17-22 февр
УОНМ
24-29 февр
КУ
развитие Развитие утомляемости
2-7 март
ПР
9-14 март
КУ
30-4 апр
КУ
25
Практическая работа:
утомляемости
26
Темпераменты.
Темпераменты.
27
Биологические часы.
Биологические
часы.
Гигиенический режим сна.
28
Анализаторы.
Анализаторы.
6-11 апр
КУ
Острота слуха и шум.
13-18 апр
ЛР
Половые железы. Вторичные половые
признаки.
20-25 апр
УОНМ
27-2 мая
КУ
4-9 мая
КУ
11-16 мая
КУ
18-25 мая
УОСЗ
Лабораторная работа: острота
слуха и шум.
Раздел 3.Репродуктивное здоровье (5 ч)
Половая система.
30 Половые железы.
Развитие
организма.
31 Период полового созревания.
29
32
Беременность
33
Заболевания,
половым путем.
34. Заключение.
Биоритмы.
Период полового созревания. Половая
жизнь.
Беременность. Факторы риска, влияющие
на внутриутробное развитие.
передающиеся Заболевания, передающиеся половым
путем.
Значение
ответственного
поведения.
Подведение итогов по курсу «Экология
человека. Культура здоровья». Здоровье
как одна из главных ценностей. Влияние
биологических и социальных факторов на
организм человека.
Календарно-тематическое планирование 9 класс – Биосфера и человечество. 17 часов
№
п/п
Сроки
Тема урока
1
Тип урока
Практические
работы и контроль
4
5
1.«Введение» - 1 ч.
Урок –
актуализация
3
2-7 сен
Введение в курс экологии 9 кл.
2
9-14 сен
Показатели взаимодействия природы и
человечества
3
16-21 сен
Возможности человечества к адаптации
Комбинированный
урок
4
23-28 сен
Потребность человечества в питании и ее
влияние на биосферу
Урок изучения
нового материала
5
30-5 окт
Потребность человечества в дыхании и ее
влияние на биосферу
Комбинированный
урок
6
7-12 окт
Потребность человечества в размножении и
ее влияние на биосферу
Комбинированный
урок
7
14-19 окт.
Значение и информации для развития
человечества
Комбинированный
урок
8
21-26 окт
Урок-лекция
9
5-9 нояб
Влияние человечества на эволюцию
биосферы. История экологических кризисов
Современный масштаб деятельности
человечества
10
11-16 нояб
1. 1
Внутреннее разнообразие и устойчивость
человеческого общества
2. «Человечество в биосфере» - 8 ч.
Урок изучения
П/р 1«Человечество
нового материала
и лес»
Урок - практикум
ЭОР
Д/з
6
7
презентация
§1
видеоурок
§2
§3
ЦОР
§4
§5
Комп.тестирование
пробное
§6
ЦОР
Тест1»Человек и
биосфера
3. «Человечество в социосфере» - 5 ч.
Урок - практикум
П/р 3 «Социальное
разнообразиеусловие
устойчивости
ЦОР
§9
§10
человеческого
общества»
11
18-23 нояб
Потребности человека и взаимодействие
людей друг с другом
Урок-дискуссия
12
25-30 нояб
13
2-7 дек
Зарождение новых взаимоотношений в
человечестве. Биоэтика
Социальные факторы: их влияние на
человечество и биосферу
Урок изучения
нового материала
Урок изучения
нового материала
14
9-14 дек
Договор и договоренность в политике и
экологии.
Урок изучения
нового материала
15
16-21 дек
16
23-28
17
30 дек, 9- 11
янв
презентация
Работа по карточкам
§11
§12
ЦОР
§13
§14.1
3. «Человечество в ноосфере» - 5 ч.
Разум и сознание как факторы
Урок - практикум
преобразования человеком окружающего
мира
Развитие представлений человечества о мире Урок-лекция
§17.1
Научно-технический прогресс.
§18.1
Типы урока:
Урок ознакомления с новым материалом – УОНМ
Урок применения знаний и умений – УПЗУ
Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
Комбинированный урок – КУ
Урок-семинар – УС
Урок-лекция – Л
Практическая работа – ПР
Лабораторная работа – ЛР
Урок изучения
нового материала
§16