РП ВД Введение в химию

Актуальность и назначение программы
Курс внеурочной деятельности «Введение в химию» разработан в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО), на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными
дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а поэтому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученных на уроках окружающий мир, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей
роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 7 класса.
Программа курса рассчитана 1 год обучения с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, практическую и исследовательскую деятельность. Благодаря тому, что ребёнок будет хорошо подготовлен к
специфике заданий, он сможет показать свой реальный уровень знаний.
Взаимосвязь с программой Воспитания
Одним из направлений программы Воспитания является «ценности научного познания – воспитание к стремлению познания себя и других людей, природы и общества, получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей». Эти ценности
находят свое отражение в содержании занятий, которые позволяют обучению учащихся навыкам самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развития внимания, памяти, мышления, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Особенности работы педагогов по программе
В планировании, организации и проведении занятий участвует учитель химии. Для успешной
подготовки обучающихся к сдаче ГИА педагог должен правильно оценивать в течение всего учебного
периода знания, умения и навыки обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями
1

и возможностями.
Задача учителя состоит в реализации содержания курса через в вовлечение обучающихся в
многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая
ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную и поддерживающую атмосферу, насыщая занятие личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является многообразие, используемых педагогов форм работы.
Содержание учебного предмета
(1 ч в неделю; всего 34 ч.)
Тема 1. Ведение в химию (11 ч)
Предмет химии. Естествознание — комплекс наук о природе. Науки о природе: физика, химия, биология и
география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ
как основа их применения.
Методы изучения. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.
Моделирование. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и
установок) и знаковые (химические символы, химические формулы и уравнения).
Химическая символика. Химические символы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы. Их написание, произношение и информация, которую они несут.
Индексы и коэффициенты.
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия
«атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ.
Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Физические и химические
явления.
Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при
работе в химическом кабинете (лаборатории).
Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с
нагревательными приборами.
Тема 2.
Математические расчеты в химии (9 ч)
Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и молекулярной
массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества относительной молекулярной массы
2

как суммы относительных атомных масс составляющих вещество химических элементов.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле -(w) химического
элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его.
Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси, синтетические моющие средства).
Смеси гомогенные и гетерогенные.
Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой смеси.
Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе. Растворитель и
растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.
Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля (w) примеси в
образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих
понятий.
Домашний эксперимент. 1. Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных смесей
по этикеткам. 2 Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам.
Практическая работа 3- Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного
вещества.
Тема 3.
Явления, происходящие с веществами (10 ч)
Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие
способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей магнитом, отстаивание, декантация,
центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.
Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший
адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.
Дистилляция, кристаллизация и выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества
из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории
(кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.
Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних
веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.
Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка,
3

выделение газа.
Демонстрации. 1. Просеивание смеси муки и сахарного песка. 2. Разделение смеси порошков серы и железа. 3. Разделение смеси порошков серы и песка. 4. Разделение смеси воды и
растительного масла с помощью делительной воронки. 5. Фильтрование. 6. Респираторные маски и
марлевые повязки. 7. Адсорбционные свойства активированного угля. 8. Противогаз и его устройство. 9. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки
жидкостей. 10. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 11. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. 12. Каталитическое
разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца). 13. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи кислотой. 14. Получение осадка гидроксида
меди (П) или гидроксида железа(Ш) реакцией обмена. 15. Растворение полученных осадков
гидроксидов металлов в кислоте. 16. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.
Практическая работа 4 (домашний эксперимент). Выращивание кристаллов соли.
Практическая работа 5. Очистка поваренной соли.
Тема 4.
Рассказы по химии 4 ч
Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». Жизнь и деятельность
М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое вещество». Открытие, получение и значение
выбранных учащимися веществ.
Конкурс ученических проектов. Исследования в области химических реакций: фотосинтез,
горение и медленное окисление, коррозия металлов и способы защиты от нее, другие реакции, выбранные учащимися.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
В ценностно-ориентационной сфере


чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;



формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей.

В трудовой сфере


готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.

В познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере
4



умение управлять своей познавательной деятельностью.

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;



умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;



умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;



умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение

определять

понятия,

создавать

обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;



умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;



умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие
компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;



формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные
В познавательной сфере:


давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса»,
«относительная молекулярная

масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая
5

решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность»,
«химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;


описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;



описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества,
химические реакции;



классифицировать изученные объекты и явления;



делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать
изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; моделировать
строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул.

В ценностно – ориентационной сфере:


анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

В трудовой сфере:


проводить химический эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности:


оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В том числе

контрольных работ

Количество
часов

практических работ

Тема

По рабочей программе

№

1.

Введение в химию

11

2

2.

Математические расчеты в химии

9

1

1

3.

Явления, происходящие с веществами

10

2

1

4.

Рассказы по химии

4

Итого

34

5

2
6

7

№
урока
1

планируемаядата
Сент

2

Сент.

3

Сент.

4

Сент.

5

Окт

6

Окт

7

Окт

8

Окт.

9

Нояб.

Тема урока

Тематическое планирование
Содержание

Эксперимент

Химия как часть естество- Комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и геогра- Д. Коллекция предметов из
знания. Предмет химии.
фии. Положительное и отрицательное воздействие человека на форфора, стекла
природу. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ
как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа
их применения.
Моделирование.
Модели в химии: материальные (модели атомов и молекул) и
знаковые (химические знаки и химические формулы).

Химические знаки и фор- Химический элемент, химические знаки. Их обозначение, про- Д. Шаростержневые модели
мулы.
изношение и информация которую они несут. Индексы и ко- воды, углекислого газа, метана
эффициенты. Простые и сложные вещества.
и т.п.
Химия и физика.
Понятие «атом», «молекула». Основные положения атомномолекулярного учения. Кристаллические состояние вещества.
Агрегатные
веществ.

состояния Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные,
жидкие и твердые вещества. Физические и химические явления.
Химические реакции.
Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций.

Д. Вода в 3 агрегатных состояниях.
Д. Реакции между растворами:
карбоната натрия и серной
кислоты; сульфата меди и
гидроксида натрия; хлорида
аммония и гидроксида натрия.

Относительная атомная и Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса.
молекулярная масса.
Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д.И. Менделеева.
Периодическая
система Структура Периодическая система химических элементов Д.И.
химических
элементов Менделеева. Малые и большие периоды. Главные и побочные
Д.И. Менделеева.
подгруппы.
Наблюдение и экспери- Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Д. Учебное оборудование, исмент как методы изучения Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположе- пользуемое на уроках химии.
18

естествознания и химии.
10

Нояб.

11

Нояб

12

Ноя

13

Дек

14

Дек

15

Дек

16

Дек

17

Янв

18

Янв.

19

Янв.

20

Февр.

ние, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория.
Практическая работа №1 Правила техники безопасности при работе в химическом каби«Знакомство с лаборатор- нете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение,
ным оборудованием. Пра- приемы обращения.
вила техники безопасности.»
Практическая работа №2
«Строение пламени»
Относительная
молеку- Относительная молекулярная масса. Определение относительлярная масса.
ной атомной массы химических элементов по таблице Д.И.
Менделеева.
Массовая доля элемента в Понятие о массовой доле химического элемента в сложном весложном веществе.
ществе и ее расчет по формуле.
Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси гомогенные и гете- Д. Коллекция мрамора, нефти.
рогенные.
Объемная доля газа в сме- Понятие об объемной доле компонента газовой смеси. Состав
си.
воздуха и природного газа.
Массовая доля вещества в Понятие о массовой доле вещества в растворе. Растворитель и
растворе.
растворенное вещество. Расчет массы растворимого вещества
по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.
Практическая работа №3
«Приготовление раствора
с заданной массовой долей растворенного вещества»
Массовая доля примесей.
Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля приме- Д. Коллекция минералы и
сей в образце исходного вещества. Расчеты массы основного горные породы.
вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.
Решение задач и упражнений по теме «Математика
в химии»
Разделение смесей. Спо- Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые
собы разделения смесей.
простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание и т.д.
19

21

Февр

Фильтрование.

22

Февр

Адсорбция.

23

Февр

24

Март

Выпаривание
сталлизация
Дистилляция

25

Март

26

Март

27
28

Март
Апр

29
30

Апр
Апр

31

Май

32

Май

33
34

Май

Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие
о фильтрате.
Понятие об адсорбции и адсорбентах.
ДЭ.
Фильтрование.(Разделение смеси воды и
речного песка)
или

кри-

Обсуждение результатов
практической работы №4
«Выращивание кристаллов соли»
Практическая работа №5
«Очистка поваренной соли»
Химические формулы.
Выполнение упражнений
на составление химических формул.
Химические уравнения.
Выполнение упражнений
по теме «Химические
уравнения»
Ученическая конференция
«Выдающиеся
русские
ученые-химики»
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество»
Конкурс ученических
проектов, посвященный
исследованиям в области
химических реакций.

Д. Коллекция
нефтепродукты»

«Нефть

и

Валентность. Индексы.

Коэффициенты

Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева,
А. М. Бутлерова.
Открытие, получение и значение выбранных учащимися веществ.
Исследования в области химических реакций.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».