Актуальность и назначение программы
В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо
важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности
молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы
создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности
патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания,
которая выпала на долю старшего поколения.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания
приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ
развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического
воспитания в общей системе воспитания граждан России.
В связи с этим, данная программа направлена на формирование у подростков
нравственных, гражданственных и патриотических качеств.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 классов.
Программа курса рассчитана 1 год обучения с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация
программы
предусматривают
предполагает
активность
и
использование
самостоятельность
форм
работы,
обучающихся,
которые
сочетание
индивидуальной и групповой работы, практическую и исследовательскую деятельность.
Взаимосвязь с программой Воспитания
Реализация программы осуществляется параллельно с воспитательной работой,
которая представлена в Программе Воспитания в виде раздела «Календарный план
воспитательной работы». Данный раздел представляет собой базисный минимум
воспитательной
работы,
который
включает
в
себя
мероприятия,
являющиеся
обязательными для проведения с обучающимися объединения на всех уровнях и может
быть дополнен педагогом в зависимости от конкретных образовательных потребностей
детей.
Целью
воспитательной
работы
при
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы является формирование у детей
социального опыта, необходимого для жизни в обществе, а также системы ценностей,
принимаемой обществом для многогранного развития и социализации каждого
обучающегося.
В достижении цели воспитательной работы поможет решение ряда задач, а именно:
формирование
-
у
школьников
активной
жизненной
позиции,
гражданско-
патриотического сознания;
изучение истории и географии страны, в том числе военно-исторического наследия
и
героического
прошлого
государства
и
общества,
основ
безопасности
жизнедеятельности;
пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-
-
опасных явлений;
создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по
-
вопросам воспитания обучающихся.
Мероприятия воспитательного характера позволяют включить каждого ребенка в
практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям.
Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по
профилю, но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
Воспитательная работа необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Особенности работы педагогов по программе
Задача учителя состоит в реализации содержания курса через в вовлечение
обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных
результатов педагог может достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него
деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную и поддерживающую
атмосферу, насыщая занятие личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является многообразие, используемых педагогов форм
работы.
Содержание программы
№п/п
Название раздела
Количество часов
1
Место человека в социуме
7
2
Политическая культура
6
3
Будущий избиратель
4
4
Правовая культура
7
5
Экономическая культура
7
6
Профессионал будущего
2
Раздел I. Место человека в социуме Человек. Индивид. Личность. Темперамент и черты
характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной
среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и
противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии
личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека. Влияние общения на
развитие личности. Отношения между разными национальностями внутри одного
государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование
многонационального государства. Конфликты в обществе. Социально-психологический
процесс общения.
Раздел II. Политическая культура
Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти.
Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание,
правительство. Демократический и недемократический режимы. Участие граждан в
политической жизни. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент
как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура
парламента. Источники власти. Классификация форм правления Гражданское общество и
правовое государство. Суверенитет.
Раздел III. Будущий избиратель
Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и
движения. Принципы участия в выборах право избирать и быть избранным в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в
референдуме. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков
избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных
участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация
кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление
результатов выборов.
Раздел IV. Правовая культура
Понятие «право» Нормы права. Отрасли права Право и закон. Конституция — Основной
закон
государства. Гражданское
общество
и
правовое
государство.
Правонарушения. Правоохранительные органы.
Раздел V. Экономическая культура
Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в
развитии экономики. Взаимосвязь обмена и рынка.
Формы и виды рынков.
Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на
производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен.
Олигополия и монополия. Экономическое содержание и функции предпринимательства.
Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи.
Основные статьи государственных расходов. Налоги как источник доходов федерального
правительства. Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и
исторические формы. Основные свойства денег. Сущность и виды труда. Труд и досуг.
Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о
рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы.
Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь
безработным.
Раздел VI. Профессионал будущего
Правила выбора профессии. Уровень развития своих профессиональных важных качеств.
Сферы трудовой деятельности (классификация профессий). Значение правильного
самоопределения для личности и общества.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской
гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в
интересе к ее истории и культуре,
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и
целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий
России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
России;
уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе
понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных
норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную,
направленную на познание закономерностей социальной действительности;
Коммуникативные УУД:
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения
культуры в городе, т.д.);
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Познавательные УУД:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы,
историко-художественной и историко-популярной литературы.
В результате реализации программы ожидается:
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность
к
самореализации
в
пространстве
российского
государства,
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность
руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская
позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.
№
1
2
Тема урока
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (33 ЧАСА)
Количест
Основное содержание
Основные виды деятельности
во часов
Место человека в социуме
7 часов
Человек
существо 1
социальное. Отличия человека
от животных
Потребности
человека. 1
Структура потребностей
Строение атома. Строение
электронных
оболочек
атомов
первых
20
элементов Периодической
системы Д.И. Менделеева.
Периодический закон и
Периодическая
система
химических элементов Д.И.
Менделеева. Группы и
периоды
Периодической
системы.
Физический
смысл
порядкового
номера
химического
элемента. Закономерности
изменения
свойств
элементов
и
их
Объяснять,
что
такое
«протон»,
«нейтрон»,
«электрон»,
«заряд
ядра
атома», «массовое число».
Описывать
строение
ядра
атома,
используя
Периодическую
систему
химических элементов Д.И.
Менделеева.
Объяснять,
что
такое
электронный
слой
или
энергетический уровень.
Составлять
схемы
распределения электронов по
электронным
слоям
в
электронной оболочке.
Раскрывать физический смысл
порядкового
номера
химического элемента, номера
периода и номера группы.
Объяснять
закономерности
изменения металлических и
неметаллических
свойств
химических элементов и их
соединений в периодах и
группах.
Формы
проведения
занятий
Образовательные
ресурсы, включая
электронные
Сдам ГИА: Решу
Практическая ОГЭ. Химия
https://chemработа
«Моделирова oge.sdamgia.ru/?ysclid
ние
атомов =ln7havp7wr86927838
9
химических
элементов»,
ФИПИ.
Открытый
групповая
банк заданий ОГЭ
работа
https://fipi.ru/oge/otkryt
yy-bank-zadaniyoge?ysclid=ln7hdh3anc
799105066
4ЕГЭ. Разделы ОГЭ
(демоверсии ОГЭ по
химии)
Практическая https://4ege.ru/gia-poработа
в himii/65750demoversija-oge-2023группах
po-himii.html
«Создание
периодическо
й
системы
химических
элементов»,
беседа
3
Деятельность человека .Виды 1
деятельности.
4
Общение.
навыки
Коммуникативные 1
соединений в связи с
положением
в
Периодической
системе
химических элементов Д.И.
Менделеева.
Химическая
связь:
ковалентная (полярная и
неполярная),
ионная,
металлическая.
Валентность
химических
элементов.
Степень
окисления
химических
элементов.
Объяснять,
что
такое
ковалентная полярная связь,
ковалентная неполярная связь,
ионная
связь,
электроотрицательность.
Составлять схемы образования
химических связей.
Определять тип химической
связи по формуле вещества.
Характеризовать механизмы
образования связей.
Приводить примеры веществ.
Устанавливать
причинноследственные связи между
составом вещества и видом
химической связи, между
химической
связью
и
кристаллическим
строением
вещества,
между
кристаллическим
строением
вещества и его физическими
свойствами.
Простые
и
сложные Объяснять,
что
такое
вещества. Основные классы несолеобразующие
оксиды,
неорганических
веществ. солеобразующие
оксиды,
Номенклатура
основные оксиды, кислотные
неорганических
оксиды, кислоты, основания,
соединений.
соли и амфотерные оксиды и
Беседа,
индивидуальн
ая
и
групповая
работа, тесты
Групповая и
индивидуальн
ая
работа.
Зачет
гидроксиды.
Знать их классификацию.
5
6
7
8
9
Мораль.
Нравственные
нормы.
Ценностные
ориентации.
Золотое
правило
нравственности
Малые
группы.
Межличностные отношения.
Конфликты.
Политическая культура
Гражданство. Гражданин РФ.
Пути получения гражданства
Россия.
Основы
конституционного
строя.
Символы государства.
1
1
1
6 часов
Химическая
реакция.
Условия
и
признаки
протекания
химических
реакций.
Химические
уравнения.
Сохранение
массы
веществ
при
химических
реакциях.
Классификация химических
реакций по различным
признакам: числу и составу
исходных и полученных
веществ,
изменению
степеней
окисления
химических
элементов,
поглощению и выделению
энергии.
Электролиты
и
неэлектролиты. Катионы и
анионы. Электролитическая
диссоциация
кислот,
щелочей и солей (средних).
Реакции ионного обмена и
Характеризовать химическую
реакцию и ее участников.
Описывать признаки и условия
течения химических реакций.
Различать экзотермические и
эндотермические реакции.
Соотносить реакции горения и
экзотермические реакции.
Наблюдать
и
описывать
химический эксперимент.
Понимать
материальное
единство веществ природы,
познаваемости
законов
природы на примере изучения
химических
явлений
(реакций).
Характеризовать
понятия
«степень
диссоциации»,
«сильные
электролиты»,
«слабые
электролиты»,
«катионы»,
«анионы»,
«кислоты»,
«основания»,
Практическая
работа
«Условия
и
признаки
протекания
химических
реакций»
Практическая
работа
«Реакции
ионного
обмена», тест
условия их осуществления.
10
Государственное устройство.
Форма государства. Формы
правления.
Политические
режимы
11
Власть в России. Три ветви
власти .Структура органов
государственной власти.
Правовое
государство.
12
Окислительновосстановительные
реакции. Окислитель
восстановитель.
«соли».
Составлять
уравнения
электролитической
диссоциации кислот, щелочей
и солей.
Иллюстрировать примерами
основные положения теории
электролитической
диссоциации.
Различать
компоненты
доказательств.
Объяснять,
что
такое
окислительнои восстановительные реакции,
окислитель, восстановитель,
окисление, восстановление.
Классифицировать химические
реакции
по
признаку
«изменение
степеней
окисления элементов».
Определять
окислитель
и
восстановитель,
процессы
окисления и восстановления.
Понимать
значение
окислительновосстановительных реакций,
протекающих
в
природе,
используемых в повседневной
жизни человека.
Практическая
работа
«Окислительн
овосстановител
ьные
реакции»,
зачет
14
Признаки
правового
государства
Гражданское общество
Будущий избиратель
4 часа
Что значит быть избирателем
1
15
Избирательное право в РФ
13
1
Химические
свойства
простых
веществ.
Химические
свойства
простых веществ-металлов:
щелочных
и
щелочноземельных
металлов,
алюминия,
железа.
Химические
свойства простых веществнеметаллов:
водорода,
кислорода, галогенов, серы,
азота, фосфора, углерода,
кремния.
Химические
свойства
оксидов:
оснόвных,
амфотерных,
кислотных.
Химические
свойства
оснований.
Составлять
молекулярные Групповая
уравнения реакций с участием работа
простых веществ.
Аргументировать возможность
протекания
реакций
с
участием простых веществ.
Проводить
опыты,
подтверждающие химические
свойства простых веществ с
соблюдением правил техники
безопасности.
Составлять
молекулярные,
полные
и
сокращенные
ионные уравнения реакций с
участием
оксидов
и
оснований.
Аргументировать возможность
протекания
реакций
с
участием оснований на основе
правила Бертолле.
Проводить
опыты,
подтверждающие химические
свойства оксидов и оснований,
с
соблюдением
правил
техники безопасности.
Наблюдать
и
описывать
реакции с участием оксидов и
Практическая
работа
«Химические
свойства
оксидов
и
оснований»,
зачет
16
Виды избирательных систем
1
Химические
свойства
кислот.
Химические
свойства солей (средних).
Взаимосвязь
различных
классов
неорганических
веществ.
17
Избирательный процесс, его 1
основные стадии.
Первоначальные сведения
об органических веществах.
Углеводороды предельные
и непредельные: метан,
этан, этилен, ацетилен.
оснований.
Характеризовать
общие
химические свойства кислот,
солей
с
позиции
электролитической
диссоциации.
Составлять
молекулярные,
полные
и
сокращенные
ионные уравнения реакций с
участием кислот и солей.
Аргументировать возможность
протекания
реакций
с
участием кислот и солей на
основе правила Бертолле и
ряда активности металлов.
Проводить
опыты,
подтверждающие химические
свойства кислот и солей, с
соблюдением правил техники
безопасности.
Наблюдать
и
описывать
реакции с участием кислот и
солей.
Характеризовать особенности
состава
и
свойств
органических соединений.
Различать
предельные
и
непредельные углеводороды.
Называть
и
записывать
формулы
важнейших
представителей
углеводородов.
Предлагать эксперимент по
Практическая
работа
«Химические
свойства
кислот
и
солей», зачет
Беседа
распознаванию
соединений
непредельного строения.
Наблюдать
за
ходом
химического
эксперимента,
описывать его и делать
выводы
на
основе
наблюдений.
Фиксировать
результаты
эксперимента.
18
Правовая культура
7 часов
Право в системе социальных 1
норм.
19
Основной закон государства.
20
21
Права и обязанности.
1
Гражданские
права
и 1
обязанности.
Обязанность
1
Определение
характера
среды раствора кислот и
щелочей
с
помощью
индикаторов. Качественные
реакции на ионы в растворе
(хлорид-,
сульфат-,
карбонат-ионы,
ион
аммония).
Получение
газообразных
веществ.
Качественные реакции на
газообразные
вещества
(кислород,
водород,
углекислый газ, аммиак).
Вычисления массовой доли
химического элемента в
веществе.
Проводить,
наблюдать
и
описывать
химический
эксперимент с соблюдением
правил техники безопасности.
Распознавать
карбонат-ион,
сульфат-ион, хлорид-ион и др.
Практическая
работа
«Качественны
е реакции»
Находить
относительную
молекулярную массу вещества
и массовую долю химического
элемента в соединении.
Транслировать информацию,
которую несут химические
формулы.
Самостоятель
ная работа с
последующим
обсуждением
ответов
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
защиты Отечества.
Гражданское право. Трудовое
право.
Административное право.
Уголовное
право.
Ответственность
несовершеннолетних
Экономическая культура
Экономическая
культура.
Экономические
системы.
Экономическая свобода и
социальная ответственность
Закон
спроса
и
закон
предложения. Виды налогов.
Государственные доходы и
расходы.
Понятие
безработицы,
ее
причины и экономические
последствия.
Семейная экономика. Основы
предпринимательской
деятельности.
Деньги
и
их
функции.
Банковская система.
Экономические
системы.
Экономическая свобода и
социальная ответственность
Профессионал будущего
Понятие
о
профессии,
специальности, должности.
Классификация
профессий.
Востребованные
профессии
будущего
1
1
1
7 часов
1
1
1
1
2 часа