МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования городского округа
Первоуральск
МАОУ СОШ No12
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на ШМО начальной
школы
зам.директора по УР
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ
________________________ №12
А.А. Павлова ________________________
А.Р. Гафурова Приказ №507-од
Н.В. Щербакова
от «27» августа 2024 г.
Приказ №507-од
Приказ №507-од
от «27» августа 2024 г.
от «27» августа 2024 г.
________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5799999)
Орлята России
для обучающихся 2 классов
составила: Бородина С.Е.
г. Первоуральск, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования, с учетом Программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский
детский центр «Орлёнок». Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и
внеурочной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской
Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной
политики в сфере образования
– сохранение
и развитие единого
образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим
контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением
роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социальнозначимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС
начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе
воспитания, в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции
воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим
поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного
мира.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста
социально-ценностных
преобразования
знаний,
социального
отношений
мира
на
и
основе
опыта
позитивного
российских
базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу,
малой Родине, общности граждан нашей страны, России;
воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей
семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной,
религиозной принадлежности;
формировать лидерские качества и умение работать в команде.
Развивать творческие способности и эстетический вкус;
воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре;
воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать
значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;
содействовать
воспитанию
экологической
культуры
и
ответственного отношения к окружающему миру;
формировать
ценностное
отношение
к
знаниям
через
интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном
плане школы
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в
неделю в 1- 4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1
класс - 33 недели; 2-4 класс - 34 учебных недели в год).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест,
пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные
творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся
дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут
проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое
значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах
программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с федеральной образовательной программой начального общего
образования.
Это позволяет
на практике
соединить обучающую
и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в
программе воспитания;
в
интерактивных
формах
занятий
для
обучающихся,
обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками
деятельность.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
2 класс
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба,
команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного
трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования
творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа –
значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в
команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель
объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно
такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при
выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу»
(мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека:
познание Символ трека – Конверт- копилка Трек «Орлёнок – Эрудит»
занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием
различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в
этот период дети знакомятся с разными способами получения информации,
что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной.
Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и
интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека:
познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети
знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «ОрлёнокМастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть
трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне
региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека:
милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного
трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период
можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст
и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости
не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель
может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время
учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека:
здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого
трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей,
так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные
физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека:
природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в
момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности,
значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы –
хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла
Программы.
В рамках
трека
происходит
ценностно-ориентированная
деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к
своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы
(класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны
Планируемые результаты освоения учебного кура
внеурочнойдеятельности
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края;
уважение
к
своему
и
другим
народам;
первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности
гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
понимание связи человека с окружающим миром;
бережное отношение к среде обитания;
проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих
ей вред.
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
выполнение нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений.
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
проявление желания обогащать свои знания, способность к
поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
способность к демонстрации своих знаний и умений из личного
жизненного опыта;
способность к применению своих знаний и умений, способность
выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие
правила поведения;
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством
педагога);
умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (под руководством педагога);
умение понимать нравственные ценности общества: добро,
человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для
зарядки;
понимать, что информация может быть представлена в разной
форме – книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
умение
проявлять
инициативность,
активность,
самостоятельность;
умение проявлять готовность выступить в роли организатора,
инициатора, руководителя, исполнителя;
умение
сравнивать
свои
качества
с
качествами
лидера,
комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику
общения;
участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения
в ходе поиска ответа;
умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками, работая в группе;
умение высказывать и отстаивать свое мнение;
умение
рассуждать,
вести
повествование,
строить
своё
высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
умение работать в группе, общаться со сверстниками на
принципах взаимоуважения и помощи;
признание возможности существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
умение
высказывать свою точку
зрения
и
пытаться её
обосновывать, приводя аргументы;
умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли
ясно, корректно по отношению к окружающим;
умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствовать
проявлению
самостоятельности,
инициативности,
организованности;
умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность
действий,
объективно
оценивать
их;
проявлять
готовность изменять себя;
умение
принимать
и
сохранять
поставленную
задачу,
осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать
цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей;
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности;
формирование умения применять свои знания в практической
деятельности.
Предметные результаты:
2 класс
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие
первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков
поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со
значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи
языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации
общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в
наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с
простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные
движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтёр»,
«добровольчество»,
умение
определять
главную
мысль
мультфильм;
осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение
осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее
сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы
в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе
и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение
различными приёмами слушания научно-познавательных текстов об истории
родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей
и
чувств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тема
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в
Программе
Кол-во
часов
1
«Орленок-лидер» -4 часов
«Лидер – это …» «Мы дружный класс!»
1
«Я могу быть лидером!» «Как стать лидером?»
1
«С командой действовать готов!» «Верёвочный курс»
1
«КЛАССный выходной» «Встреча с тем, кто умеет»
1
«Орлёнок – Эрудит» – 4 часа
«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»
1
«Развиваемся я, играя!» «Воображари УМ»
1
«Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?»
1
Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать» Итоги
1
трека «На старте новых открытий
«Орлёнок – Мастер» - 5 часов
«Мастер – это…»
1
Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу»
1
«Город Мастеров» «В гости к мастерам»
1
КТД «Классный театр» «Мастер – это звучит гордо!»
1
«Путь в мастерство» – подводим итоги
1
«Орленок – доброволец» – 4 часа
«От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!»
1
КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших»
1
«Добровольцем будь всегда!»
1
«Портрет добровольца»
1
«Орлёнок – спортсмен» – 4 часа
ЦОР ЭОР
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
–
конвертом
копилкой
«Эрудита»
https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw
https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit
https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/682575/?
ysclid=llokep8qay493518882
https://m.vk.com/orlyata_rus
легенда об Орлятском круге –
https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q
https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-podrugomu/korobka-hrabrosti
19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29
30
31
32
33
34
м/ф «Нехочуха»
«Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»
1
https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A
«Должен быть режим у дня»
https://m.vk.com/orlyata_rus
«О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей»
1
«Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра «У
1
рекордов наши имена»
«Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья»
1
«Орлёнок – Эколог» - 6 часов
«ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?»
1
https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ
Мультфильм «Смешарики» по теме экологии
«Мой след на планете» «Что должен знать и уметь эколог?»
1
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
«Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике»
1
Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим
1
мишки «Мусор в лесу» Мультфильмы на
экологом»
экологическую тему мультфильм «Мальчик и Земля
«Шагая в будущее - помни о планете». Работа над проектом.
2
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 6 часов
видеоролик
«Мульти-Россия»
«Орлёнок– Хранитель исторической памяти»
1
http://www.multirussia.ru/
«Хранитель семейных традиций»
https://m.vk.com/orlyata_rus
«Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны»
1
Кодекс «Орлёнка – хранителя»
«Знать, чтобы хранить»
1
«Историческое чаепитие»
«Расскажи мне о России»
1
«Я – хранитель, мы – хранители»
1
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном
1
году
ИТОГО
34 часа