Актуальность и назначение программы
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для
развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению,
умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так
как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают.
Программа позволит решить проблемы мотивации к обучению.
Разработанная программа внеурочной деятельности «Математика в задачах» для
учеников 8 класса основана на получении знаний по разным разделам математики, при
выборе тем определяющим фактором стало содержание программы курса математики за 8
класс. Включенный материал программы тесно связан с различными сторонами нашей
жизни, а также с другими учебными предметами. Отбор заданий подразумевает
доступность
предлагаемого
материала,
сложность
задач
нарастает
постепенно.
Познавательный материал курса будет способствовать формированию функциональной
грамотности – умению воспринимать и анализировать информацию. В программу
включены викторины, игры, проблемные задания, задачи-шутки, задачи на смекалку,
ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Занятия
дают возможность шире и глубже изучать программный материал, больше рассматривать
практических задач, а также работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся,
внедрять принцип опережения.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 8 классов.
Программа курса рассчитана 1 год обучения с проведением занятий 3 раза в неделю.
При проведении занятий по курсу на первое место выходят следующие формы организации работы:
- групповая
- парная
- индивидуальная.
Методы работы:
- частично - поисковые
- эвристические
- исследовательские
- тренинги.
Взаимосвязь с программой Воспитания
Одним из направлений программы Воспитания является «ценности научного
познания – воспитание к стремлению познания себя и других людей, природы и общества,
получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и
общественных потребностей». Эти ценности находят свое отражение в содержании
занятий,
которые
позволяют
обучению
учащихся
навыкам
самоорганизации
и
самоконтроля, волевой саморегуляции, развития внимания, памяти, мышления, воспитание
ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни,
эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной
социализации.
Особенности работы педагогов по программе
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и
практических работ с учащимися, составляет основу программы. Деятельность учителя
сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее
проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе
обучения
педагогической
технологии
личностно-ориентированного
образования
«ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности).
В подготовке и проведения данного курса используется технология здоровье
сберегающего обучения и воспитания: создание психологического комфорта, санитарногигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют
на успешность в обучении.
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей основе
компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней
обученности: репродуктивного, прикладного и творческого. Такое сочетание форм
позволяет качественно сформировать предметные навыки, поддерживать на высоком
уровне познавательный интерес обучающихся, готовность к творческой деятельности.
Планируемые результаты
Уровни
воспитательных
результатов
внеурочной
деятельности
по
курсу
«Математика в задачах»
Первый уровень результатов —овладение основными методами решения нестандартных
задач, знание необходимой теоретической базы, умение решать по образцу.
Второй уровень результатов— умение определять тип задания по условию и их решать,
наличие опыта участия в выполнении проектов по предмету.
Третий
уровень
результатов
—понимание
значения
развития
олимпиадного
математического движения, желание и участие в олимпиадах, конкурсах различных
уровней.
Результативность работы можно проследить по итогам выполнения проектных работ,
участие в выставках, конкурсах, олимпиадах, акциях, портфолио обучающихся.
Личностные и метапредметные результаты
В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие
метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности ее решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает
на:
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;
развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,
графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих
статистических
характеристик,
использовать
понимание
вероятностных
свойств
окружающих явлений при принятии решений;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных.
Содержание курса
Курс по математике рассчитан на 102 занятия.
В программу включенный материал предполагает повторение и углубление следующих
разделов математики:
•
- Выражения и их преобразования.
•
-Уравнения и системы уравнений.
•
-Функции.
•
-Текстовые задачи.
•
-Квадратный трехчлен и его приложения.
•
Практико-ориентированные задачи.
•
Четырехугольники.
•
Площади фигур.
Занятия включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию
методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с
постановки задачи.Теоретический материал излагается в форме лекции. После изучения
теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их темпа восприятия
и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные контрольные,
самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и
скорости выполнения заданий.
Самостоятельные, контрольные работы обеспечивают эффективную обратную связь,
позволяют учащимся корректировать свою деятельность.
Систематическое
повторение
способствует
более
целостному
осмыслению
изученного материала.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Календарно-тематическое планирование
Тема
Число
Дата
Цель
уроков
Преобразование числовых
1
Подготовить
выражений.
обучающихся к сдаче
экзамена в новой форме
Действия с обыкновенными
1
в соответствии с
дробями(сложение ,вычитание)
требованиями,
Действия с обыкновенными
1
предъявляемыми
дробями(умножение ,деление)
новыми
Преобразование числовых
1
образовательными
выражений на все действия с
стандартами;
повторить
обыкновенными дробями.
и обобщить знания за
Действия с десятичными
1
курс основной
дробями(сложение ,вычитание)
образовательной школы
Действия с десятичными
(5-7 кл); расширить
дробями(умножение ,деление)
знания по отдельным
Преобразование числовых
1
темам
курса математики
выражений на все действия с
(5-7кл.);выработать
десятичными дробями.
умение пользоваться
Преобразование числовых
1
КИМ.
выражений на все действия с
обыкновенными и десятичными
дробями.
Неравенства
1
Свойства числовых неравенств
1
Неравенства с переменными
1
Решение неравенств с одной
1
переменной
Решение неравенств с одной
1
переменной с раскрытием скобок.
Решение неравенств с одной
1
переменной с дробями
Системы линейных неравенств.
1
Решение системы линейных
1
неравенств.
Решение системы линейных
1
неравенств со скобками.
Решение системы линейных
1
неравенств с дробями.
Параллелограмм
1
Прямоугольник
1
Квадрат
1
Ромб
1
Трапеция.
1
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Метод удвоения медианы
треугольника.
Квадратные корни.
Свойства квадратных корней
Преобразование выражений,
содержащих квадратные корни
Иррациональные числа.
Действительные числа.
Квадратные уравнения.
Формула корней квадратного
уравнения.
Вторая формула корней квадратного
уравнения.
«Быстрая» формула корней
квадратного уравнения.
Выбор формулы корней квадратного
уравнения для рационального
решения уравнения.
Теорема Виета.
Решение уравнений по обратной
теореме Виета.
Решение уравнений, используя
обратную теорему Виета.
Биквадратное уравнение.
Решение уравнений, сводящихся к
квадратным
Дробно-рациональные уравнения.
Решение текстовых зада на
движение с помощью квадратных
уравнений
Решение текстовых задач на
движение по реке с помощью
квадратных уравнений
Решение текстовых задач на работу
с помощью квадратных уравнений
Решение текстовых задач на смеси и
сплавы с помощью квадратных
уравнений
Подобные треугольники.
Признаки подобия треугольников.
Теорема Фалеса.
Средняя линия треугольника.
Средняя линия трапеции.
Центр масс в треугольнике.
Построение подобных
треугольников.
Применение подобия при решении
практических задач.
Алгебраическая дробь
Нахождение значений выражений,
содержащих алгебраические дроби.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
Сокращение алгебраических дробей.
Сложение алгебраических дробей.
Вычитание алгебраических дробей.
Умножение алгебраических дробей.
Деление алгебраических дробей.
Действия с алгебраическими
дробями.
Упрощение выражений с
алгебраическими дробями
Преобразование выражений,
содержащих алгебраические дроби.
Уравнения с алгебраическими
дробями
Решение уравнений с десятичными
дробями
Решение уравнений ,используя
свойства дробей.
Степень с целым показателем
Свойства степени с целым
показателем
Задачи на степень с целым
показателем
Площадь параллелограмма.
Площадь прямоугольника.
Площадь квадрата.
Площадь треугольника.
Площадь ромба.
Площадь трапеции.
Теорема Пифагора.
Формула Герона.
Задачи на окружность.
Вписанная окружность.
Описанная окружность.
Системы уравнений.
Решение систем уравнений
способом сложения.
Решение систем уравнений
способом подстановки.
Решение систем уравнений
графическим способом.
Заполнение бланков КИМ.
Решение варианта КИМ.
Решение практикоориентированных задач(план
квартира)
Решение практикоориентированных задач(план
местности)
Решение практикоориентированных
задач(приусадебный участок)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Решение практикоориентированных задач(зонтик)
Решение практикоориентированных задач(шины)
Решение практикоориентированных задач(теплица)
Решение практикоориентированных задач(террасы)
Решение практикоориентированных задач(баня и печь)
Решение практикоориентированных задач(тарифы)
Решение практикоориентированных задач(бумага)
Решение практикоориентированных задач(ОСАГО)
Решение задач на клетчатой
бумаге(элементы геометрических
фигур)
Решение задач на клетчатой
бумаге(площадь фигур)
Решение задач на определение
функций
Решение задач на вероятность
Решение задач на выбор верного
ответа
Обобщающее повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Литература для учащихся
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Пешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра 8 класс: учебник
для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014.