Рабочая программа корекционно развивающих занятий педагога-психолога с детьми УО начальная школа

1

Содержание
Пояснительная записка .............................................................................................................................. 3
Результаты освоения программы ............................................................................................................... 6
Содержание программы.............................................................................................................................. 8
Календарно-тематическое планирование ................................................................................................ 12
Список литературы ................................................................................................................................... 15

2

Пояснительная записка
Рабочая программа курса коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» разработана на основании
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (в
ред. от 08.11.2022 № 955), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026
«Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1).
ФАООП УО (вариант 1) предполагает работу с обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Известно, что у обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в
себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких
познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.
Коррекционно-развивающая психолого – педагогическая программа для детей с умственной отсталостью посвящена проблеме
личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития
детей с умственной отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения
Цель: создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
1. формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть
успешно социализироваться;
2. формирование образа «Я», навыков самопознания;
3. развитие эмоционально – волевой сферы;
4. освоение навыков работы в коллективе;
5. развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
При составление развивающей психолого – педагогической программы учитывались следующие позиции:
1. Соотношение факторов (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).
2. Соотношение деятельности психолога и педагога.
3. Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).
4. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведение, манера общения и т.д.).
Детям с умственной отсталостью легкой степени присущи ряд особенностей коммуникативного развития:
 низкий уровень активности в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;
3



затрудненность формирования отношений вследствие эгоцентризма и неспособности вступать в совместную деятельность с другими;



сравнительно элементарная мотивация отношений;



недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;



нарушение избирательности отношений, как проявление неспособности учитывать индивидуальные особенности других людей, так и
свои собственные.

Несформированность умственной деятельности у детей с умственной отсталостью легкой степени соответствует особенностям их
эмоциональной сферы:
 недостаточность дифференцированность чувств. Детям с умственной отсталостью легкой степени чаще присущи крайние, полярные
чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчены, плачут, сердятся. У них редко проявляются разнообразные оттенки
чувств;


неадекватность, непропорциональность чувств воздействиям внешнего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и
поверхность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходя от одного настроения к другому. У других наблюдается
чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по незначительным поводам

Принципы психолого-педагогического сопровождения


Принцип субъективности - отношения к детям не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий, но как к
личностям с индивидуальным набором потребностей, установок, взглядов и т.д.



Принцип активности – всемерное вовлечение участников в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы
и ответственности



Партнерство – уважение позиции ребенка, стимулирование его к выражению чувств и мыслей.



Обратная связь – ответ участников занятий о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от работы и взаимодействия друг с другом и
ведущим.



Интегративность – активизация и развитие в ходе занятия эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности, в
пределах, обусловленных ограниченными возможностями здоровья.

4



Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях,
возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются
равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного
развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в
проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на
основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой
команде.



Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении,
развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Характерные особенности психического развития ребенка с УО
Характерные особенности психического развития детей с умственной отсталостью (УО) включают сниженный уровень интеллекта,
отставание в формировании речи и мышления (анализ, синтез, обобщение), слабую память и внимание, неустойчивый интерес к
познавательной деятельности, трудности в социальной адаптации и неразвитость элементарных бытовых навыков. Также наблюдаются
проблемы с координацией движений, эмоциональная нестабильность и импульсивность поведения, что требует комплексной коррекционной
работы. Умственное недоразвитие приводит к недостаткам в развитии всех мыслительных процессов, включая анализ, синтез и
обобщение. Дети испытывают трудности с пониманием причинно-следственных связей, а их действия часто неосознанны. Снижена
способность к запоминанию информации и длительному сосредоточению на задачах. Наблюдается низкий интерес к новым видам
деятельности и слабые познавательные мотивации. Часты дефекты речи, связанные с нарушениями фонематического слуха и
произношения. Ограниченный словарный запас и преобладание пассивного словаря. Трудности с формулировкой предложений и
использованием речи для организации и регулирования своих действий. Часто нарушена координация движений, что затрудняет освоение
элементарных бытовых навыков. Движения могут быть неловкими и медленными. Дети испытывают трудности в социальной адаптации и
взаимодействии с другими людьми. Характерны эмоциональная нестабильность, вспышки гнева, сменяющиеся депрессивным
настроением. Отмечается склонность к импульсивному поведению и непослушанию. Интерес к игрушкам часто кратковременный, а
действия с ними не всегда соответствуют своему назначению. Низкая обучаемость, трудности в применении полученных знаний на
практике.
сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Нормативно-правовая документация:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;

Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных
символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
5


Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства
от 29.05.2015 № 996-р;

СП 2.4.3648-20;

СанПиН 1.2.3685-21;

основной образовательной программы ООО
В качестве контрольно-измерительных материалов используются:
1) Тест Люшера
2) Методика «Кактус»
3) Несуществующее животное
Место программы в учебном плане: занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ. Курс
программы рассчитан на 1 год: 2-3 класса – 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 40 минут.
Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной
адаптации к школьной жизни и социализации.
Результаты освоения программы
Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с УО в
различных средах.
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых
решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не
понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно
сформулировать возникшую проблему.овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
6

- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении
брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей
наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвоватьв подготовке и проведении праздников дома и в школе.овладение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых
обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,
невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и
вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки,
городских и загородных достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту
ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому
порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
7

- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в
школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в
контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание,
отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу,
опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации
общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с
интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми
образовательными потребностями.
Содержание программы
2-3 класса
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции
недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования. Основными направлениями коррекционно-развивающей
работы психолога с детьми с УО, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
 коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
 развитие и коррекция пространственно-временных представлений;
 развитие учебно-познавательной мотивации;
 помощь в адаптации к условиям школьной среды.
8

Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Для значительной части детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) типичен дефицит социальных
способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит
сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;
- профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям ( в том числе снятие
тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций;
- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих
формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о
невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в
эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и
навыков.
Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением
методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного
эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного
самочувствия, и отношений со сверстниками в классе.
Работа психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по формированию уверенности в себе и
снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения,
положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также
укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности.
Ребенок с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его
общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной
сферы. В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:
- воспитание у детей интереса к окружающим людям;
- выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
9

- обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов.
Важно «показать ребенку с нарушениями в развитии, что наряду с внешним миром, который он может увидеть, почувствовать,
потрогать, есть и другой, скрытый, трудно доступный, внутренний мир человека- мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого
человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим
собой и будет понят и принят другими людьми».
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций.
Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в школе. Оно предполагает
- стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
- развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.);
- развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа,
сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и
гибкости мыслительных процессов.
Занятия проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с программой индивидуального развития ребенка. Важным
условием планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, вместе с
тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) познавательной деятельности и ее саморегуляции.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение. Развитие возможности управлять своим
поведением – один из существенных моментов, определяющих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Характерная для
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста недостаточная сформированность
осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из
основных причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности.
Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений:
- ставить и удерживать цель деятельности;
- планировать действия; определять и сохранять способ действий;
- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
10

- оценивать процесс и результат деятельности.
Для детей, характеризующихся различным уровнем сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности,
определена конкретная область психолого-педагогического воздействия, а также разработаны направления и содержание групповых и
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в рамках психологического сопровождения.
Каждое психологическое занятие характеризуется наличием вводной части, цель которой расспросить о состоянии и достигнутых
успехах, настроить школьника на предстоящую работу: создать положительное эмоциональное состояние и личную заинтересованность в
выполнении каждого занятия, а также заключительная часть, основу которой составляет рефлексивная практика. С помощью рефлексии можно
проанализировать итог занятия, с какими эмоциями ребенок уходит с него (положительными – удовлетворение от работы, нейтральными –
работа не вызвала никаких эмоций, отрицательными – неудовлетворенность проделанной работой). В практике работы специалиста-психолога
имеется ряд эффективных рефлексий: «Солнышко настроения», «Термометр чувств», «Эмоциональные модальности» и другие игровые
упражнения.
Следующая закономерность в построении программы заключается в том, что первично предлагаются занятия по развитию высших
психических функций: формирование эталонных представлений, развитие сенсорно-перцептивной деятельности, восприятия и умственных
способностей ребенка.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― занятия индивидуальные и групповые,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики и технологии,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Обязательным считается ведение занятия в игровой форме, возможно, в виде сюжетно-игрового занятия и занятия по сказочному сюжету.
Это способствует созданию доброжелательной атмосферы в группе «специалист-ребенок», эмоциональной сплоченности всех участвующих в
коррекционно-воспитательном процессе, что способствует более эффективной результативности программы.

11

Календарно-тематическое планирование 2-3 класса
№ п/п

Наименование раздела, темы

Раздел 1

Диагностика

Количество
часов
2

Раздел 2

Развитие предметно- практической деятельности.

4

1-2

2

7-8

Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических
фигур разной сложности.
Вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка,
прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.
Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации,
переключения.
Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант»,
«Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных
признаков предметов; «Какое время года?» и т.п.
Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами и словами.

Раздел 3

Развитие памяти с использованием различных анализаторов.

8

3-4

5-6

9-10
11-12
13-14
15-16
Раздел 4
17-18
19-20

2
4
2

2

Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветиксемицветик».
Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или
вербальных сигналов.
Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного
мышления.
Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять
описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой.
Развитие памяти, применение качеств внимания

2

Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки.
«Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки».
Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения,
распределения): «Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару»,
«Запретное движение» и т.д.

2

12

2
2
2
4

2

Дата

Раздел 5

Развитие элементов логического мышления.

4

21-22

Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие.
Пересечение». «Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр.
«Лабиринт»

2

23-24

Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или
вербальных сигналов.
Развитие эмоционально - волевой сферы и компонентов личности.

2

Раздел 6
25-26
27-28

29

30

Раздел 7
31
32
33

34

6

Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера.
Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций.
Игры на развитие имитационно- подражательных выразительных движений и
действий, отражающих разные эмоциональные состояния и характерные черты
личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии
движений и действий.
Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Обучение
нормам социально-правильного поведения, формирование представления о добре
и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях.
Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера;
игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие
умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков
общения.
Развитие произвольного внимания и поведения

2

Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница»,
«Корректурная проба» и т.п.
Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди»,
«Бессмысленные слова», «Имена» и т.д.
Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного
мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд»,
«Закономерности» и пр.
Диагностика

1

13

2

1

1

1

1
1

2

14

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение,1987.
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б.
Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - К: Вища школа, 1985.
Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью
/С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007.
Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М.: Издательский центр "Академия",2002.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика,
2005.
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Издательский центр
"Академия", 2003.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.:
Издательский центр "Академия", 2000.
Олигофренопедагогика. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: ДРОФА, 2009.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: "Флинта": Московский психолого-социальный
институт, 1998.
Петрова В.Г. Умственно отсталые дети. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
Психолого-педагогическая диагностикa /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.;/Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.
Забрамной. - М.: Издательский центр"Академия", 2003.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение,1996.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001..
Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – АСТ., М., 2007
Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».