1
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников с ЗПР
3. Особенности осуществления образовательного процесса
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда
4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты)
4.2. Промежуточные планируемые результаты
5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда
5.1 Общие положения
5.2 Содержание занятий
5.3Организация логопедической работы
5.4 Принципы проектирования и реализации рабочих программ
5.5 Определение эффективности логопедической работы
6. Программно-методическое обеспечение
7. Перечень нормативных и нормативно-методических источников
3
4
5-7
8-9
8
8-9
10-48
10
10-46
47
47
48
49
50
2
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана для обучающихся детей с ЗПР, вариант
7.2 в условиях общеобразовательной школы. Является обязательной частью
основной образовательной программы для обеспечения равных
возможностей получения качественного начального общего образования
детьми
с
ЗПР,
обучающимися
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе.
Программа коррекционной работы направлена на организацию
комплексной помощи школьникам с ЗПР, вариант 7.2. Предлагаемая
программа предполагает вариативность, что нашло отражение в задачах,
содержании и планируемых результатах работы.
Программа коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР
разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 от 29. 12. 2012,
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.
11.2014 № 1598;
- Приказа Минобрнауки России № 1015 от 30.08. 2013 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам» с учетом их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает
удовлетворение их особых образовательных потребностей, коррекцию и
развитие речевой деятельности, и социальную адаптацию через
формирование коммуникативных навыков и расширение представлений об
окружающей действительности.
При разработке программы использовались рекомендации ведущих
специалистов в области логопедии: Ястребовой А. В., Козыревой Л, М.,
Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Садовниковой И, П., Лалаевой Р. И.,
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Лопухиной И. С. и др.
Курс
«Коррекционно-развивающие
логопедические
занятия»
представляет особую важность для учащихся с задержкой психического
развития, поскольку у данной категории детей наблюдается большая
распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи,
проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов,
что приводит к трудностям освоения учебного материала.
3
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития, нарушениями в организации
деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются различные нарушения высших психических функций.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и
деятельности сформированы недостаточно. Достаточно часто отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, пространственной
ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для
этих детей характерны повышенная утомляемость и истощаемость
психических процессов, в разной степени выраженный дефицит
познавательных и социальных способностей.
У детей обнаруживаются различные нарушения чтения, устной и
письменной речи. У обучающихся 1-2 классов предпосылки для успешного
усвоения программы по русскому языку (фонематическое восприятие,
навыки звукобуквенного анализа, объём слухоречевой памяти) не
сформированы или находятся на очень низком уровне. Из-за
недостаточности общего запаса и уровня знаний, ограниченности
представлений об окружающем мире словарный запас крайне беден и
ограничен пределами обихода. Навыки словообразования находятся на
крайне низком уровне. Связная речь не сформирована или сформирована
недостаточно. Эти недостатки речевого развития наблюдаются у многих
вновь поступающих учащихся 3-4 классов.
Дополнительными факторами, осложняющими логопедическую
коррекционную работу с такими детьми, является зачастую отрицательное
отношение к школе и процессу обучения вообще и поздние сроки выявления
речевого дефекта.
Успешность освоения программы начального общего образования
ребёнком с ЗПР и логопедической коррекции зависит от характера и степени
выраженности
первичного
нарушения,
степени
педагогической
запущенности, эффективности систематической и комплексной (психологомедико-педагогической) коррекционной помощи.
4
3. Особенности осуществления образовательного процесса
Целью программы коррекционной работы учителя-логопеда с
учащимися по варианту 7.2 в соответствии с требованиями ФОП НОО
обучающихся с ЗПР является создание системы комплексной помощи
обучающимся в освоении АООП НОО, имеющим нарушения в устной и
письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении.
Задачи программы:
обеспечение психолого-педагогических условий обучения и
развития в соответствии с индивидуальными особенностями и
возможностями детей с ЗПР АООП НОО и их интеграции в
МАОУ СОШ №12;
оказание коррекционной помощи;
реализация мероприятий по адаптации детей;
организация
психолого-педагогического
консультирования
обучающихся и их родителей (законных представителей) и
педагогических работников.
Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» по
варианту 7.2 включает в первую очередь занятия, направленные на
формирование базовых операций для овладения письмом и чтением, а также
профилактику и коррекцию их нарушений. Она предполагает, что
обучающиеся с ЗПР получат образование сопоставимое обучающимся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Коррекционно-развивающая помощь детям с ЗПР может быть
представлена в виде:
Коррекции нарушений устной и письменной речи.
Развития речевой деятельности.
Формирования и развития коммуникативных навыков.
Восполнения пробелов предшествующих периодов развития и
обучения и предупреждения их возникновения.
Формирования и развития различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).
Обогащения и расширения словарного запаса, развитие
лексической системности, формирование семантических полей.
Коррекции отдельных сторон психической деятельности и
эмоционально-личностной сферы.
Формирования положительной учебной мотивации и механизмов
волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности.
Повышения уровня общего развития.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с
учётом следующих принципов:
принцип синхронного выравнивания речевого и психического
развития детей с нарушениями речи;
5
онтогенетический принцип, учитывающий закономерности
развития детской речи в норме;
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей
развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования
познавательных интересов каждого ребенка;
принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия
образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой
из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных
областях.
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
принцип обеспечения активной языковой практики.
Задачи по формированию УУД на логопедических занятиях.
1. Коммуникативные.
Развитие умения работать по словесной инструкции, слушать, вступать
в диалог, задавать вопросы.
Научить строить продуктивное высказывание в общении со
сверстниками и с взрослыми.
Развивать умение адекватно воспринимать и передавать информацию,
правильно и логично выражать свои мысли.
2. Регулятивные.
Развитие умения планировать свою деятельность при выполнении
учебной задачи.
Развитие навыков самопроверки, самоконтроля и волевой
саморегуляции.
3. Познавательные.
Развитие общеучебных логических действий.
Формирование умений работать с информацией в тексте и навыков
смыслового чтения.
4. Личностные.
Развитие ориентации в социальных ролях и межличностных
отношениях.
Формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая
учебные и познавательные мотивы.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность —
основная форма деятельности школьников. Все коррекционно-развивающие
(индивидуальные,
групповые,
подгрупповые),
в
соответствии
с
6
адаптированной программой носят игровой характер, насыщены
разнообразными играми и развивающими игровыми упражнения.
Таким образом, основной задачей курса «Коррекционно-развивающие
логопедические занятия» является овладение ребёнком самостоятельной,
связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками,
фонетической системой русского языка и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы общего образования.
7
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда
4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты)
Развитие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, письма),
обеспечивающих эффективное овладение различными учебными предметами
и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного общения.
К целевым ориентирам школьного образования следующие социальнонормативные характеристики возможных достижений ребенка:
• Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать
умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи,
составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной
картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового
анализа.
• Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
• Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и
умения в различных видах деятельности.
• Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности,
способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
• Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе,
окружающим, к различным видам деятельности.
• Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться
успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться,
старается разрешать конфликты.
• Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
• Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к
волевым усилиям.
• У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения,
умеет управлять ими.
4.2. Промежуточные планируемые результаты
Ребенок должен обладать следующими знаниями, умениями и
навыками в образовательной области ФОП:
• Нормализация фонетической стороны речи;
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
-способен
участвовать
в
коллективной
беседе
(самостоятельно
формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
-свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и
завершения разговора.
• Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя
речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных
формах и видах детской деятельности:
8
-использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением,
активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными
средствами языка;
-использует
разнообразные
способы
словообразования,
сложные
предложения разных видов, разные языковые средства для соединения
частей предложения;
-самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные
произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные
рассказы;
-называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в
словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
-воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи,
правильно использует в своей речи;
-способен делить предложения на слова и составлять из слов;
-способен членить слова на слоги и составлять из слогов;
-способен проводить звуковой анализ слов;
-понимает смыслоразличительную роль фонемы.
9
5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда
5.1. Общие положения
Основными направлениями курса «Коррекционно-развивающие
логопедические занятия» являются следующие направления:
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
консультативное;
информационно-просветительское.
Диагностическая работа: комплексное обследование учеников с ЗПР,
изучение социальной ситуации их развития и условий семейного воспитания,
контроль динамики развития обучающихся, анализ успешности
коррекционнойработы.
Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа: выбор
специальных методик и программ коррекционно-развивающих курсов,
методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными
потребностями школьников с ЗПР; проведение индивидуальных и групповых
коррекционное–развивающих занятий.
Коррекционно-развивающая работа (вариант 7.2) состоит из
следующих форм работы:
1. Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики.
2. Развитие речевого слуха.
3. Формирование звукового анализа и синтеза.
4. Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
5. Ознакомление с предложением и словом в предложении.
6. Развитие инициативной речи и мышления.
7. Развитие грамматических навыков.
8. Совершенствование связной речи.
9. Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом
педагогов по вопросам выбора индивидуально-ориентированных методов и
приёмов работы с обучающимися; консультативную помощь семье.
Информационно-просветительская работа: различные формы
просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды,
печатные материалы), направленные на разъяснение участникам
образовательных отношений вопросов, связанных с сопровождением
обучения школьников с ЗПР.
5.2. Содержание занятий
Коррекционная работа в 1-4-х классах ведется в трех основных
направлениях:
на фонетическом уровне (коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений на базе
развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых
обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе,
развитие слогоритмической структуры слова);
10
на лексико-грамматическом уровне (уточнение значений слов,
имеющихся в словарном запасе обучающихся; дальнейшее обогащение
словарного запаса путем накопления новых слов,относящихся к
различным
частям
речи;
формирования
представлений
о
морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и
синтеза);
на синтаксическом уровне (уточнение, развитие, совершенствование
грамматического оформления речи путем овладения моделями
различных
синтаксических
конструкций,
развитие
навыков
самостоятельного
высказывания,
путем
установления
последовательности высказывания, отбора языковых средств,
совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по
заданным образцам).
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения,
исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это
необходимо, количество часов для повторения.
Постановка, автоматизация и дифференциациязвуков являются
сквозными темами и отрабатываются в зависимости от диагноза ребенка.
Темы коррекционной работы на фонетическом уровне:
Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
Звукобуквенный анализ и синтез.
Слоговой анализ и синтез.
Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой
мягкий знак.
Разделительный мягкий ь.
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторнокустическим и графическим признакам.
Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторноакустическим и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей
последовательности: каждый из звуков отрабатывается изолированно,
уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое
изображение, проводится фонематический анализ и синтез слов с заданным
звуком. Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции,
фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове,
формируется навык правильного письма. Работа на уровне слога, слова,
словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на
основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
Темы коррекционной работы на лексико-грамматическом уровне:
Понятия: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы,
антонимы, многозначность слов.
Состав слова.
11
Корень слова и однокоренные слова.
Безударные гласные в словах. Фонетическая и смыслоразличительная
роль ударения.
Приставка, суффикс. Словообразование.
Обобщение знаний учащихся о составе слова.
Предлоги.
Приставки и предлоги. Дифференциация и правописании.
Темы коррекционной работы на синтаксическом уровне:
Составление предложений. Выделение их из текста.
Связь слов в предложении.
Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
Развитие навыков самостоятельного высказывания.
При работе над предложением следует учить: выделять предложения из
сплошного текста; учить умению писать предложение с заглавной буквы и
ставить знакипрепинания в конце, отличать главные и второстепенные
члены; формировать умение устанавливать связь слов в предложении,
разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
Коррекционная индивидуальная работа строится по следующим
направлениям:
совершенствование статической и динамической организации
движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
развитие артикуляционного и голосового аппарата;
развитие просодической стороны речи;
формирование звукопроизносительных навыков, фонематических
процессов;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе
нормализации звуковой стороны речи;
формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие диалогической и монологической речи;
формирование функционального базиса письменной речи.
12
13
№
1
1.1
1.2
Поурочно-тематическое планирование
1 класс (66 часов)
Название
Содержание
Характеристика
раздела, темы
основных видов
логопедическ
деятельности
ого занятия
обучающихся
Раздел 1. Обследование речевого развития
Изучение
Фотекова Т.А. «Диагностика речевых нарушений».
Выполнять задания на
медицинских
повторение слогов,
карт, сведения
слов, предложений
о семье
Уметь называть
ребенка,
предметные, сюжетные
данных о
картинки
речевом
Выполнять инструкцию
развитии.
учителя
Чтение букв, слогов,
Обследование
слов, предложений,
звукопроизнос
текстов;
ительной
Письмо букв, слогов,
стороны речи,
слов, предложений,
слоговой
текстов;
структуры
слова,
словарного
запаса,
импрессивной
речи,
экспрессивной
речи,
грамматическо
го строя речи
Контрол
ь
Дата
вводный
14
2
2.1
Обследование
чтения.
Обследование
письма.
Раздел 2. Добукварный период
Правила при
Познакомить детей с правильным хватом карандаша
письме.
пальцами рук, правильная посадка, положение листа.
Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную
активность гибкость пальцев, кистей рук, умение
понимать словесные установки.
2.2
Вертикальные
линии.
2.3
Вертикальные
линии.
2.4
Вертикальные
линии.
1.3
1.4
Знать правила при
письме;
Уметь ориентироваться
на листе;
Уметь проводить
прямые линии
Формировать пространственную ориентацию на листе
Знать правила при
бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить
письме;
вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от
Уметь ориентироваться
листа бумаги.
на листе;
Уметь проводить
вертикальные линии
Учить детей «строить» забор из палочек слева направо,
Знать правила при
беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на
письме;
полоску на расстоянии друг отдруга, рисовать забор также
Уметь ориентироваться
слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от в пространстве;
верхней полоски к низшей, не заходя за них
Уметь проводить линии
по точкам;
Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя
Знать правила при
нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в
письме;
ограниченном пространстве. Развивать моторные движения Уметь ориентироваться
и действияправой и левой руки.
в пространстве и на
листе;
Уметь проводить
вертикальные линии с
текущий
текущий
текущий
текущий
15
Развивать зрительно-моторную координацию, чувство
пространства, умение соблюдать на листе бумаги
направление линий (вертикальные, горизонтальные,
наклонные) рисуя по образцу
2.5
Горизонтальн
ые линии.
2.6
Учимся
штриховать.
2.7
Волнистые
линии.
2.8
Ориентация на Развивать у детей мелкую моторику рук, умение
пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение
листе.
ориентироваться на листе бумаги
Познакомить детей с правилами штриховки: проводить
линии только в заданном направление, не выходя за
контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать
параллельность линий. Продолжать активизировать
моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики
Учить рисовать волнистую линию, слева на право.
Закрепить умение регулировать нажим на карандаш,
продолжать формировать зрительно-моторную
координацию.
разным нажимом на
карандаш;
Знать правила при
письме;
Уметь ориентироваться
в пространстве и на
листе;
Уметь проводить
различные линии
Знать правила
штриховки;
Уметь выполнять
правила штриховки;
Знать, что такое
параллельность линий
Знать правила при
письме;
Уметь ориентироваться
в пространстве и на
листе;
Уметь проводить
волнистые линии;
Уметь пользоваться
ножницами;
Знать меры
предосторожности при
работе с ножницами;
Уметь резать строго по
линии;
текущий
текущий
текущий
текущий
16
2.9
Сложные
линии.
Учить детей вырезать по сложной линии контура
собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную
активность пальцев рук
2.10 Рисуем по
точкам.
Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в
направление стрелок, формироватьвосприятия форм
предмета, зрительно-двигательную координацию.
Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний
угол, верх,низ.
2.11 Рисуем узор.
Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из
полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не
заходя за контур. Формировать умение анализировать
ивоспроизводить образец.
2.12 Рисуем узор.
Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных
размеров украшая ими вырезанный силуэт платья.
Уметь пользоваться
ножницами;
Знать меры
предосторожности при
работе с ножницами;
Уметь вырезать по
сложной линии контура;
Уметь ориентироваться
в пространстве и на
листе;
Знатьпонятияправый,
левый, верхний угол,
нижний угол, верх,низ.
Уметь ориентироваться
в пространстве и на
листе;
Уметь проводить
полукруглые линии;
Уметь ориентироваться
в пространстве и на
листе;
Уметьрисовать колечки,
кружки разных
размеров;
Уметь пользоваться
ножницами;
Знать меры
предосторожности при
работе с ножницами;
Уметь вырезать по
текущий
текущий
текущий
текущий
17
сложной линии контура;
3.1
3.2
3.3
Раздел 3. Буквенный период 1 этап
Звук и буква Учить четкому произношению звука; соотнесению звука с
А.
буквой и символом; печатанию буквы А, написанию
элементов заглавной и строчной рукописной и печатной
буквы А; выделению звука А среди сочетаний гласных,
слогов и слов; развивать простые формы звукового
анализа и синтеза; зрительное восприятие, мышление,
память, оптические представления; формировать навыки
употребления существительных в косвенных падежах.
Звук и буква Познакомить с буквой У, учить соотносить звук с буквой
У.
и символом, отрабатывать четкое произношение звука У;
учить детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов;
определять основные признаки ягод и грибов, обогащать
словарь детей словами со звуком У; развивать у детей
навык письма; тренировать детей в понимании смысла
пословиц и поговорок; развивать у детей зрительное
восприятие, память, внимание, связную речь.
Звук и буква Закрепить знания о гласных звуках и буквах; познакомить
О.
детей с характеристикой и нормой произношения звука О;
учить соотносить звук с буквой и символом; развивать
навыки звукового анализа и синтеза; припомнить вместе с
детьми произведения К.И. Чуковского; формировать знания о
структуре предложений (учить подбирать предложения к
предложенным схемам); учить составлять предложения по
картинкам; закреплять навыки орфографически правильного
письма и знания языковых норм языка; развивать
зрительную память, внимание, восприятие, логическое
мышление.
Понимать положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу.
Понимать положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу
текущий
текущий
18
3.4
Звук и буква
Э.
3.5
Звук и буква
Ы.
3.6
Звук и буква
И.
3.7
Буква Я.
Познакомить со звуком и буквой Э; учить соотнесению
звука с буквой и символом; познакомить с нормой
артикуляции звука Э; развивать навыки фонематического
восприятия, звукового анализа и синтеза; обогащать
словарь детей словами со звуком Э; формировать знания
норм
орфографии;
тренировать
в
составлении
предложений с использованием глаголов совершенного
вида.
Познакомить со звуком Ы; закрепить знания о гласных
звуках;
научить
давать
характеристику
звука,
познакомить с артикуляцией звука Ы; учить соотноси ь
звук с буквой и символом; закреплять навыки подбор-I и
правописания
качественных
прилагательных,
образования и дифференциации существительных
множественного числа; развивать слуховое и зрительное
внимание, фонематическое восприятие.
Познакомить со звуком и буквой И;учить соотнесению
звука с буквой и символом; познакомить с артикуляцией
и характеристикой звука И; обогащать словарь детей
словами со звуком И; развивать навыки звукового анализа
и
синтеза;
отрабатывать
навык
употребления
существительных в косвенных падежах; развивать
логическое мышление, слуховое внимание и зрительное
восприятие.
Познакомить с буквой Я; закрепить знания о мягкости
согласных, о смягчении согласных перед гласными II ряда;
развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
учить соотнесению слов со звуковыми схемами; закреплять
знания норм орфографии: тренировать в согласовании слов
в предложении;
текущий
19
Познакомить с буквой Ю; закрепить знания о правописании
слогов ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, ЖИ -ШИ; закрепить навык
употребления глаголов настоящего времени; развивать навыки
словообразования, звукового анализа и синтеза, согласования
слов в словосочетаниях; развивать логическое мышление.
3.9
Буква Ё.
Познакомить с гласной Ё; развиватьфонематическое
восприятие, слуховое внимание, логическое мышление;
развивать навыки звукового и слоговогоанализа и синтеза.
Буква Е
Познакомить с гласной Е; развиватьфонематическое
восприятие, слуховое внимание, логическое мышление;
развивать навыки звукового и слоговогоанализа и синтеза.
3.10
Итоговое
Выявить степень усвоения детьми знаний и умений,
занятие по
полученных на предыдущих занятиях.
теме «Гласные Выработать дифференцированные движения органов
буквы и
артикуляционного аппарата
звуки»
3.8
4
4.1
4.2
4.3
4.4
Буква Ю.
Раздел 4. Буквенный период 2 этап
Звуки [м, м’] и Познакомить с согласными буквами; закрепить знания о
буква М.
твёрдости и мягкости согласных, о смягчении согласных
Звуки [н, н’] и перед гласными II ряда; развивать навыки звукобуквенного
анализа и синтеза; учить соотнесению слов со звуковыми
буква Н.
закреплять
знания
норм
орфографии:
Звуки [к, к’] и схемами;
тренировать в согласовании слов в предложении.
буква К.
Звуки [т, т’] и Формировать умение различать на слух и в собственном
произношении твердые и мягкие согласные звуки.
буква Т.
текущий
текущий
текущий
Понимать положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу.
Понимать положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу
текущий
Понимать положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу.
Понимать положение
артикуляционного
аппарата.
текущий
текущий
текущий
текущий
20
Звуки [б, б’] и Развивать фонематический слух.
буква Б.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
4.6 Звуки [г, г’] и Развивать память, воображение.
Развивать временные и пространственные представления.
буква Г.
4.7 Звуки [л, л’] и Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.
буква Л.
4.8 Звуки [с, с’] и
буква С.
4.9 Звуки [ф, ф’] и
буква Ф.
4.10 Звуки [х, х’] и
буква Х.
4.11 Итоговое
занятие по
твёрдые и
мягкие
согласные
5
Раздел 5. Буквенный период 3 этап
5.1 Звуки [р, р’] и Познакомить с согласными буквами; закрепить знания о
буква Р.
твёрдости и мягкости согласных, о смягчении согласных
5.2 Звуки [п, п’] и перед гласными II ряда; развивать навыки звукобуквенного
анализа и синтеза; учить соотнесению слов со звуковыми
буква П.
закреплять
знания
норм
орфографии:
5.3 Звуки [з, з’] и схемами;
тренировать в согласовании слов в предложении.
буква З.
5.4 Звуки [в, в’] и Формировать умение различать на слух и в собственном
произношении твердые и мягкие согласные звуки.
буква В.
Развивать фонематический слух.
5.5 Звук и буква
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Ж.
5.6 Звуки [д, д’] и Развивать память, воображение.
Развивать временные и пространственные представления.
буква Д.
4.5
Выполнять упражнения
и пробы по образцу
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
Понимать положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу.
Понимать положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
21
5.7
5.8
5.9
Звуки [р, р’] и
буква Р.
Звук и буква
Й.
Буква Ъ.
Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.
5.10 Слова с
разделительны
м Ь.
6
Раздел 6. Буквенный период 4 этап
6.1 Звук и буква
Познакомить детей с буквами занятия; научить детей
Щ.
сравнивать буквы ш – щ – ц по начертанию,
дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах,
6.2 Звук и буква
словах; научить детей образовывать существительные при
Ц.
помощи суффикса -ИЩ- ; развивать у детей зрительное
6.3 Звук и буква
внимание, восприятие, умение образовывать
Ш.
существительные от глаголов, кинестетические ощущения;
способствовать преодолению кинетических нарушений у
6.4 Итоговое
детей.
занятие
7
7.1
7.2
Раздел 7. Дифференциация звонких и глухих парных согласных.
Дифференциа Учить различать звуки, имеющие акустикоция Б – П
артикуляционное сходство на слух, в собственном
изолированно, произношении и на письме.
в слогах,
слове.
Дифференциа
ция В - Ф
изолированно,
в слогах, в
слове.
текущий
текущий
текущий
текущий
Знать и различать
оптически похожие
буквы на письме
Уметь образовывать
существительные
текущий
текущий
текущий
текущий
Понимать сравнение
звуков по
артикуляционным и
акустическим
признакам.
Выполнять задания на
развитие
фонематического
восприятия.
Научиться
текущий
текущий
22
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
8.
8.1
Дифференциа
ция Г - К
изолированно,
в слогах, в
слове.
Дифференциа
ция Д – Т
изолированно,
в слогах, в
слове.
Дифференциа
ция Ж - Ш
изолированно,
в слогах, в
слове.
Дифференциа
ция З – С
изолированно,
в слогах, в
слове.
Итоговое
Проверить уровень знаний учащихся
занятие по
теме «Звонкие
и глухие
согласные».
Раздел 8. Предложение
Обозначение
Формировать умение правильно оформлять границы
границ
предложения в устной и письменной речи, выделять
предложения. законченные предложения из сплошного текста.
произношению звуков
изолированно, слогах,
словах и предложении
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
Иметь представление о
предложении.
Уметь отличать
текущий
23
8.2
8.3
8.4
9
9.1
9.2
Выделение
Формировать умение распространять простое
предложений двусоставное предложение.
из текста.
Дополнение
предложений с
помощью
вопросов и
слов для
справок.
Упражнения в
чтении и
письме слов
по
пройденному
материалу.
Раздел 9. Обследование
Фронтальное
Фотекова Т.А. «Диагностика речевых нарушений».
обследование
Фронтальное
обследование
2 класс (68 ч.)
Содержание
№
Название раздела, темы
логопедического занятия
1
Раздел 1. Обследование речевого развития
предложение от набора
слов.
Уметь определять
границы предложения.
Уметь письменно
оформлять текст.
текущий
текущий
текущий
Выполнять задания на
повторение слогов,
слов, предложений
Уметь называть
предметные, сюжетные
картинки
Выполнять инструкцию
учителя
Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
итоговое
итоговое
Контро
ль
Дата
24
2.1
4 ч.
Изучение медицинских карт, сведения
о семье ребенка, данных о речевом
развитии.
Обследование звукопроизносительной
стороны речи, слоговой структуры
слова, словарного запаса,
импрессивной речи, экспрессивной
речи, грамматического строя речи
Обследование чтения.
Обследование письма.
Раздел 2. Звуковой анализ
5 ч.
Образование звуков речи.
2.2
Узнавание гласного звука на слух.
2.3
Согласные звуки.
1.1
1.2
1.3
1.4
2
Фотекова Т.А. «Диагностика
речевых нарушений».
Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
предложений
Уметь называть предметные,
сюжетные картинки
Выполнять инструкцию
учителя
вводный
Познакомить учащихся со
строением речевого аппарата.
Наблюдение за
формированием звуков речи.
Понимать положение
артикуляционного аппарата.
Выполнять упражнения и
пробы по образцу. Понимать
положение артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения и
пробы по образцу
текущий
Познакомить учеников с
образованием гласных 1-го
ряда.
Развивать фонематический
слух.
Формировать понятие о
фонеме как
смыслоразличительной
единице языка.
текущий
Иметь представление о
звуковом составе слова на базе
развития фонематических
процессов и навыков анализа и
25
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Слова, отличающиеся одним
согласным звуком.
Показать различие в
образовании гласных и
согласных звуков.
Упражнять в определении
количества и
последовательности звуков в
слове.
синтеза слого–звукового
состава слова
Иметь представление о
звуковом составе слова на базе
развития фонематических
процессов и навыков анализа и
синтеза слого–звукового
состава слова
Звуковой анализ слов с опорой на
Развивать фонематические
Иметь представление о
цифровой ряд.
процессы.
звуковом составе слова на базе
развития фонематических
процессов и навыков анализа и
синтеза слого–звукового
состава слова
Раздел 3. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласным
7 ч.
Дифференциация твёрдых и мягких
Тренировать в различении
Понимать сравнение звуков по
согласных перед гласными И – Ы в
твёрдых и мягких согласных артикуляционным и
слогах, в словах.
звуков на слух и в
акустическим признакам.
произношении.
Выполнять задания на
Дифференциация твёрдых и мягких
Упражнять в передаче на
развитие фонематического
согласных перед гласными А – Я в
письме мягкости согласных с восприятия.
слогах, словах
помощью гласных 2-го ряда
Научиться произношению
Дифференциация твёрдых и мягких
звуков изолированно, слогах,
согласных перед гласными У – Ю в
словах и предложении
слогах, словах
Дифференциация твёрдых и мягких
согласных перед гласными О – Ё в
слогах, в словах.
Обозначение мягкости согласных при
помощи буквы «Е» в слогах, словах
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
26
3.6
Обозначение мягкости согласных при
помощи буквы «Ь» в словах.
3.7
Итоговое занятие по теме «Твёрдые и
мягкие согласные».
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5
Наглядно показать
количественную разницу
между звуковым и
буквенным составом слова.
Закрепить умение
дифференцировать твёрдые и
мягкие согласные.
текущий
Развивать умение
анализировать слоговую
Анализ двусложных слов.
структуру слова.
Учить преобразовывать
Анализ трёхсложных слов.
двусложные слова в
трёхсложные. Закрепить
понятие о слоге как части
слова.
Деление на слоги слов со стечением
Упражнять в нахождении
согласных.
слогов со стечением
согласных в слове.
Определение ударного слога в словах. Учить определять ударный
слог.
Закрепление пройденного материала
Закрепить умение
распознавать ударную и
безударную гласную в слове
и обосновывать своё мнение.
Закрепить умение определять
ударный слог.
Раздел 5. Дифференциация звонких и глухих парных согласных
7 ч.
Иметь представление о
текущий
звуковом составе слова на базе
текущий
развития фонематических
процессов и навыков анализа и
текущий
синтеза слого–звукового
состава слова
Раздел 4. Слоговая структура слова
6 ч.
Анализ односложных слов.
текущий
текущий
текущий
текущий
27
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
7
Дифференциация Б – П в слогах,
словах.
Дифференциация В - Ф в слогах, в
словах.
Дифференциация Г - К в слогах, в
словах.
Дифференциация Д – Т в слогах, в
словах.
Дифференциация Ж - Ш в слогах, в
словах.
Дифференциация З – С в слогах, в
словах.
Итоговое занятие по теме «Звонкие и
глухие согласные».
Раздел 6. Дифференциация согласных
6 ч.
Дифференциация С – Ц в слогах,
словах.
Дифференциация Ч – Ц в слогах,
словах.
Дифференциация Ч – Щ в слогах,
словах.
Дифференциация Ш – Щ в слогах,
словах.
Дифференциация И – Й изолированно
и в словах.
Закрепление пройденного материала
Учить различать звуки,
имеющие акустикоартикуляционное сходство на
слух, в собственном
произношении и на письме.
Понимать сравнение звуков по
артикуляционным и
акустическим признакам.
Выполнять задания на
развитие фонематического
восприятия.
Научиться произношению
звуков изолированно, слогах,
словах и предложении
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
Проверить уровень знаний
учащихся.
Учить различать данные
звуки, сопоставляя их по
акустическим и
артикуляционным признакам,
на слух и в произношении.
текущий
Понимать сравнение звуков по
артикуляционным и
акустическим признакам.
Выполнять задания на
развитие фонематического
восприятия.
Научиться произношению
звуков изолированно, слогах,
словах и предложении
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
Раздел 7. Дифференциация сонорных согласные
2 ч.
28
7.1
Дифференциация согласных Р – Л в
слогах, словах.
7.2
Дифференциация согласных Р – Л в
предложении.
8
Раздел 8. Дифференциация свистящих и шипящих согласных
4 ч.
Дифференциация С – Ш в слогах,
Учить различать звуки,
словах.
имеющие акустикоартикуляционное сходство на
Дифференциация З – Ж в слогах,
слух и в соответственном
словах.
произношении.
Дифференциация С – Щ в слогах,
словах.
Закрепление пройденного материала
Закрепить умение
дифференцировать
свистящие и шипящие
согласные.
Раздел 9. Слова, обозначающие предметы
4 ч.
Различение одушевлённых и
Учить различать предметы по
неодушевлённых предметов.
вопросам «Кто это?», «Что
это?»
Определение предмета по названию
Учить определять предмет по
его составных частей.
его составным частям.
Различение слов, обозначающих
Закрепить умение различать
обобщённые понятия.
слова по их отношению к
8.1
8.2
8.3
8.4
9
9.1
9.2
9.3
Уточнить артикуляцию
данных звуков. Учить
различать на слух и в
произношении.
Понимать сравнение звуков по
артикуляционным и
акустическим признакам.
Выполнять задания на
развитие фонематического
восприятия.
Научиться произношению
звуков изолированно, слогах,
словах и предложении
текущий
Понимать сравнение звуков по
артикуляционным и
акустическим признакам.
Выполнять задания на
развитие фонематического
восприятия.
Научиться произношению
звуков изолированно, слогах,
словах и предложении
текущий
Иметь представление о том,
что такое «существительное»
Уметь находить
существительное по вопросу,
на который оно отвечает.
Уметь задавать правильный
вопрос к предметам.
текущий
29
родовым категориям.
9.4
10
10.1
10.2
10.3
10.4
11
11.1
11.2
11.3
11.4
Закрепление пройденного материала
Иметь представление о
словах, обозначающих
предмет
Раздел 10. Слова, обозначающие действие предмета
4 ч.
Различение животных по их
Учить различать предметы по
действиям.
их действиям и группировать
действия по признаку их
однородности (кто как
передвигается, кто как голос
подаёт).
Различение профессии людей по их
Учить различать профессии
действиям.
людей по действиям, которые
они выполняют.
Упражнение в подборе слов,
Учить подбирать слова –
обозначающих предметы, к словам,
действия к словам –
обозначающим действия.
предметам.
Закрепление пройденного материала
Уметь различать слова,
обозначающие действие
Раздел 11. Работа с предлогами
6 ч.
Применение предлогов в речи.
Предупредить использование
ошибочных словосочетаний в
Предложения с предлогами на, в.
речи.
Познакомить детей с
Предложения с предлогом с, из.
предлогами на практическом
уровне.
Предложения с предлогом от, к.
Уточнить конкретно –
Уметь обобщать предметы по
схожему признаку
Иметь представление о словах- текущий
действиях.
Уметь задавать вопросы к
слова-действиям.
Уметь графически изображать
слова-действия
Иметь представление о
предлогах.
Уметь правильно употреблять
предлоги в речи.
Уметь определять предлоги в
тексте.
Уметь подбирать предлоги по
текущий
текущий
30
11.5 Предложения с предлогом над, под.
11.6 Закрепление понятия о предлогах.
Раздел 12. Предложение
6 ч.
12.1 Обозначение границ предложения.
пространственное значение
предлогов. Учить выделять
предлоги в предложении,
используя схему
предложения.
смыслу.
Знать конкретнопространственные свойства
предлогов.
Формировать умение
правильно оформлять
границы предложения в
устной и письменной речи.
Учить составлять
грамматически верное
предложение.
Познакомить детей со
сложносочинённым
предложением( с союзом
«а»).
Формировать представление
об интонации. Упражнять
детей в правильном
интонационном оформлении
различных видов
предложений.
Закрепить знания о
предложении
Иметь представление о
предложении.
Уметь отличать предложение
от набора слов.
Уметь определять границы
предложения.
Уметь письменно оформлять
текст.
текущий
Формировать умение
отличать текст от группы
Иметь представление о тексте.
Уметь правильно и
текущий
12
12.2 Составление предложений из слов,
данных в нужной форме вразбивку.
12.3 Сложное предложение.
12.4 Интонационная законченность
предложения.
12.5 Интонационная законченность
предложения.
12.6 Закрепление пройденного материала
Раздел 13. Текст
3 ч.
13.1 Ознакомление с признаками текста.
13
31
13.2 Пересказ текста по вопросам.
13.3 Составление рассказа по серии
картинок.
14
Раздел 14. Обследование
14.1 Фронтальное обследование
14.2 Фронтальное обследование
предложений.
Формировать умение
устанавливать
последовательность
предложений в тексте.
Формировать умение
составлять ответ на вопрос,
учитывая связь предложений
в тексте
Учить выделять части в
рассказе, последовательно
излагать текст.
последовательно излагать
текст.
Уметь устанавливать связь
между частями текста.
4 ч.
Фотекова Т.А. «Диагностика
речевых нарушений».
14.3 Фронтальное обследование
14.4 Фронтальное обследование
3 класс (68 часов)
Содержание
№
Название раздела, темы
логопедического занятия
1
1.1
Раздел 1. Обследование речевого развития
Изучение медицинских карт,
Фотекова Т.А. «Диагностика
сведения о семье ребенка, данных речевых нарушений».
Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
предложений
Уметь называть предметные,
сюжетные картинки
Выполнять инструкцию
учителя
Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
итоговы
й
Контроль Дата
4 ч.
Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
вводный
32
о речевом развитии.
1.3
Обследование
звукопроизносительной стороны
речи, слоговой структуры слова,
словарного запаса, импрессивной
речи, экспрессивной речи,
грамматического строя речи
Обследование чтения.
1.4
Обследование письма.
2
2.1
Раздел 2. Звуки речи
Звуки и буквы. Алфавит.
1.2
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
Развивать фонематический слух.
Формировать понятие о фонеме
как смыслоразличительной
Гласные звуки и буквы.
единице языка.
Показать различие в образовании
Согласные звуки и буквы.
гласных и согласных звуков.
Упражнять в определении
количества и последовательности
звуков в слове.
Развивать фонематический слух
Раздел 3. Слоговая структура слова
Анализ двухсложных слов.
Развивать умение анализировать
слоговую структуру слова.
Анализ трёхсложных слов.
Учить преобразовывать
двусложные слова в трёхсложные.
Закрепить понятие о слоге как
Слогообразующая роль гласных.
части слова.
предложений
Уметь называть
предметные, сюжетные
картинки
Выполнять инструкцию
учителя
Чтение букв, слогов,
слов, предложений,
текстов;
Письмо букв, слогов,
слов, предложений,
текстов;
3 ч.
Знать различие в
понятиях «звук» и
«буква».
Знать способ
образования гласных
звуков.
Знать различие в
образовании гласных и
согласных звуков.
текущий
текущий
текущий
3 ч.
Иметь представление о
звуковом составе слова
на базе развития
фонематических
процессов и навыков
анализа и синтеза слого–
текущий
текущий
текущий
33
Упражнять в нахождении слогов со звукового состава слова
стечением согласных в слове.
4.
4.1
Раздел 4. Ударение
Ударение.
Ударные и безударные гласные.
4.2
Закрепление пройденного
материала
5.
5.1
Раздел 5. Предложение
Предложение. Слово.
5.2
Дифференциация понятий
«слово», «словосочетание»,
«предложение», «текст».
Работа с деформированным
предложением
5.3
2 ч.
Развивать умение анализировать
слоговую структуру слова.
Учить преобразовывать
двусложные слова в трёхсложные.
Закрепить понятие о слоге как
части слова.
Упражнять в нахождении слогов со
стечением согласных в слове.
Учить определять ударный слог.
Закрепить знания учеников об
ударении в слове, слоговой
структуре слова, звуках речи и
предложении
Иметь представление о
звуковом составе слова
на базе развития
фонематических
процессов и навыков
анализа и синтеза слого–
звукового состава слова
текущий
текущий
8 ч.
Формировать умение правильно
оформлять границы предложения в
устной и письменной речи,
выделять законченные
предложения из сплошного текста.
Формировать умение
распространять простое
двусоставное предложение.
Научить соблюдать заданный
порядок слов при записи
предложения;
отличать связный текст от набора
слов, словосочетаний,
Знать различие в
текущий
понятиях «предложение»
и «слово».
Знать, что такое «слово», текущий
«словосочетание»,
«предложение», «текст».
Уметь работа с
текущий
деформированным
34
6
6.1
Наблюдение за изменением
смысла предложения в
зависимости от перестановки
слов.
Построение предложений с
заданным словом с
использованием разных частей
речи.
Установление в предложении
причинно-следственных связей.
Построение сложноподчинённых
предложений.
Закрепление пройденного
материала
Раздел 6. Предлоги
Предлоги в предложении.
6.2
Дифференциация предлогов в-на.
6.3
6.4
Дифференциация предлогов нанад.
Дифференциация предлогов к-от.
7.5
Дифференциация предлогов в-из.
6.6
Итоговое занятие по теме:
«Предлоги».
Раздел 7. Словообразование
Родственные слова
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
7.
7.1
предложений и т.д.;
составлять предложения из
заданного набора слов без
пропуска членов предложения и
повторов;
составлять тексты из 2—3
предложений, связывая их между
собой по смыслу и используя для
этого лексические повторы,
личные местоимения, наречия.
предложением, строить
текущий
предложения;
устанавливать причинноследственных связей.
текущий
текущий
текущий
текущий
6 ч.
Закрепить знания о предлоге как о
целом слове.
Учить различать предлоги в устной
и письменной речи.
Учить пользоваться предлогами в
устной и письменной речи.
Развивать временнопространственные представления.
Иметь представление о
предлогах.
Уметь правильно
употреблять предлоги в
речи.
Уметь определять
предлоги в тексте.
Уметь подбирать
предлоги по смыслу.
Знать конкретнопространственные
свойства предлогов.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
12 ч.
Познакомить учащихся c
Знать об однокоренных и текущий
35
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
Подбор родственных слов.
родственными словами.
Развитие грамматического строя.
Обогащение и активизация
словаря.
Однокоренные слова.
Закрепить умение выделять корень
слова, подбирать однокоренные
слова.
Закреплять навык
словообразования.
Дифференциация однокоренных и Научить различать однокоренные и
родственных слов.
родственные слова.
Развитие звукобуквенного анализа.
Выделение единого корня и
Закрепить знания об однокоренных
правописание родственных и
словах и родственных
однокоренных слов
Закрепление знаний о приставках. Познакомить с приставками.
Развивать умение в нахождении
Тренировка в нахождении
приставки в словах.
приставки в словах.
Развивать временные и
пространственные представления.
Образование новых слов при
Развивать зрительное и слуховое
помощи приставок. Работа с
внимание.
антонимами.
Закрепление знаний о суффиксах. Познакомить с суффиксами.
Объяснить значений различных
суффиксов. Обогащать словарь по
Обогащение словаря по теме
темам: профессии,
«Профессии».
существительные с
Образование существительных с
уменьшительно-ласкательным
уменьшительно-ласкательным
значением.
значением.
родственных словах;
Уметь различать
однокоренные и
родственные слова;
Уметь подбирать
однокоренные слова.
текущий
текущий
текущий
текущий
Уметь образовывать
новые слова с помощью
приставок; выделять
приставку в слове;
текущий
текущий
текущий
Знать, что такое
суффикс;
Уметь образовывать
новые слова при помощи
суффиксов; выделять
суффикс в слове;
текущий
текущий
текущий
36
7.12
8.
8.1
8.2
8.3
8.4
Закрепление знаний о корне,
приставке, суффиксе и окончании.
Формирование навыка разбора
слов по составу.
Раздел 8. Слова, обозначающие предметы
Слова-предметы
Закрепить знания о словахпредметах. Обозначать изучаемые
слова при помощи схемы.
Обогащение номинативного
словаря
Слова, обозначающие один и
Закрепить знания о понятии числа.
много предметов.
Развивать навык словоизменения.
Устранятьаграмматизма в устной
речи. Тренировка в словоизменении существительных. Развитие
восприятия (зрительного,
слухового).
Закрепление знаний об
Учить различать предметы по
одушевлённых и неодушевлённых вопросам «кто это?», «что это?»
именах существительных
Развивать навык
словоизменения.Развивать
внимания (слуховое, зрительное).
Практическоеупотребление
Учить определять род имени
существительных разного рода
существительного, заменяя словапредметы подходящими по смыслу
местоимением (она). Учить
определять род имени
существительного, заменяя словапредметы подходящими по смыслу
местоимением (оно).
текущий
7 ч.
Иметь представление о
том, что такое
«существительное»
Уметь находить
существительное по
вопросу, на который оно
отвечает.
Уметь задавать
правильный вопрос к
предметам.
Уметь обобщать
предметы по схожему
признаку
текущий
текущий
текущий
текущий
37
8.5
Употребление существительных в
косвенных падежах
8.6
Существительные в родительном
падеже единственного и
множественного числа.
8.7
Итоговое занятие по теме «Слова,
обозначающие предметы»
Раздел 9. Слова, обозначающие действие предмета
Слова, обозначающие действие
Закрепить знания о действиях
предмета.
предметов.
Обогащать словарь действий.
Развивать навык словоизменения.
Сопоставление форм одного и
Развивать умения в подборе
того же глагола.
действия к предмету.
Употребление глаголов с
различными приставками (-в; -вы, Научить согласовывать глагол с
существительным в числе, роде и
-у).
во времени.
Изменение слов, обозначающих
Развитие навыка словоизменения.
действия, по числам.
Научить соотносить слов-действий
Изменение слов, обозначающих
с графической схемой.
действия, по родам
Упражнения в подборе слов,
обозначающих действия, к
словам, обозначающим предметы
Согласование глагола с
существительным в числе.
9
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7
Закрепить знания о падежах
существительных.
Учить различать существительные
в форме именительного и
винительного, родительного и
винительного падежей.
Учить образовывать
множественное число имени
существительного в родительном
падеже
Закрепить полученные знания
текущий
текущий
текущий
9 ч.
Иметь представление о
словах-действиях.
Уметь задавать вопросы
к слова-действиям.
Уметь графически
изображать словадействия
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
38
9.8
9.9
10
10.1
10.2
10.3
10.4
10.5
10.6
Согласование глагола с
существительным в роде.
Согласование глагола с
существительным во времени
Раздел 10. Слова, обозначающие признак предмета
Слова, обозначающие признак
Развивать словарь признаков.
предмета
Развивать навык подбора
признаков к предмету.
Развивать навыки словоизменения
и словообразования.
Развивать умение постановки
вопроса к словам-признакам.
Развивать умение соотносить слов,
обозначающих признаки
предметов со схемой.
Образование относительных
Учить образовывать имена
прилагательных.
прилагательные от
существительных с помощью
суффиксов.
Образование прилагательных с
Учить образовывать
уменьшительным ласкательным
прилагательные, используя
значением.
уменьшительно-ласкательные
суффиксы.
Подбор прилагательных с
Учить подбирать прилагательные,
противоположным значением.
обозначающие противоположные
признаки (антонимы).
Подбор прилагательных, близких Учить подбирать слова-признаки,
по значению.
близкие по значению (синонимы)
Итоговое занятие по теме: «Слова, Закрепить полученные знания.
обозначающие признак предмета»
текущий
текущий
6
Иметь представление о
том, что такое
«прилагательное»
Уметь находить
существительное по
вопросу, на который оно
отвечает.
Уметь задавать
правильный вопрос к
предметам.
Уметь обобщать
предметы по схожему
признаку
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
39
11
11.1
Раздел 11. Текст
Работа над текстом
11.2
Восстановление
деформированного текста.
11.3
11.4
Восстановление текста с
пропущенными словами.
Пересказ текста по вопросам.
12
12.1
Раздел 12. Обследование.
Фронтальное обследование.
12.2
Фронтальное обследование.
12.3
Фронтальное обследование.
12.4
Фронтальное обследование.
№
Название раздела, темы
логопедического занятия
4 ч.
Закрепление навыка установления
смысловых связей между
предложениями в составе текста.
Знакомство с понятием текст, его
признаками: целостностью,
законченностью. Выделение
логико-смысловых связей текста.
Закреплять умение устанавливать
последовательность предложений в
тексте.
Формировать умение точно
употреблять слова в тексте.
Формировать умение
устанавливать связь предложений
в тексте.
Иметь представление о
тексте.
Уметь правильно и
последовательно
излагать текст.
Уметь устанавливать
связь между частями
текста.
текущий
текущий
текущий
текущий
4 ч.
Фотекова Т.А. «Диагностика
речевых нарушений».
4 класс (68 часов)
Содержание
Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
предложений
Уметь называть
предметные, сюжетные
картинки
Выполнять инструкцию
учителя
итоговый
Характеристика
основных видов
Контроль Дата
40
деятельности
обучающихся
1.3
Раздел 1. Обследование речевого развития
Изучение медицинских карт,
Фотекова Т.А. «Диагностика
сведения о семье ребенка, данных речевых нарушений».
о речевом развитии.
Обследование
звукопроизносительной стороны
речи, слоговой структуры слова,
словарного запаса, импрессивной
речи, экспрессивной речи,
грамматического строя речи
Обследование чтения.
1.4
Обследование письма.
2
2.1
Раздел 2. Звуки речи
Звуки и буквы. Алфавит.
1
1.1
1.2
2.2
2.3
3
3.1
Формировать понятие о фонеме
как смыслоразличительной
Гласные звуки и буквы в простом
единице языка.
предложении.
Показать различие в образовании
Согласные звуки и буквы в
гласных и согласных звуков.
сложном предложении.
Упражнять в определении
количества и последовательности
звуков в слове на уровне простого
и сложного предложения.
Раздел 3. Слоговая структура слова
Анализ двухсложных устаревших
Развивать умение анализировать
слов.
слоговую структуру слова.
4 ч.
Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
предложений
Уметь называть
предметные, сюжетные
картинки
Выполнять инструкцию
учителя
Чтение букв, слогов,
слов, предложений,
текстов;
Письмо букв, слогов,
слов, предложений,
текстов;
Знать различие в
понятиях «звук» и
«буква».
Знать способ
образования гласных
звуков.
Знать различие в
образовании гласных и
согласных звуков.
вводный
3 ч.
текущий
текущий
текущий
3 ч.
Иметь представление о
звуковом составе слова
текущий
41
3.2
3.3
Анализ трёхсложных
многозначных слов.
Слогообразующая роль гласных
заимствованных слов.
4.
4.1
4.2
Раздел 4. Словообразование
Родственные слова
Подбор родственных слов.
4.3
Однокоренные слова.
4.4
Дифференциация однокоренных и
родственных слов.
4.5
Выделение единого корня и
правописание родственных и
однокоренных слов
Закрепление знаний о приставках.
4.6
4.7
4.8
Тренировка в нахождении
приставки в словах.
Образование новых слов при
помощи приставок. Работа с
антонимами.
Учить преобразовывать
двусложные слова в трёхсложные.
Закрепить понятие о слоге как
части слова.
Упражнять в нахождении слогов со
стечением согласных в слове.
на базе развития
фонематических
процессов и навыков
анализа и синтеза слого–
звукового состава слова
текущий
текущий
12 ч.
Познакомить учащихся c
родственными словами.
Развитие грамматического строя.
Обогащение и активизация
словаря.
Закрепить умение выделять корень
слова, подбирать однокоренные
слова.
Закреплять навык
словообразования.
Научить различать однокоренные и
родственные слова.
Развитие звукобуквенного анализа.
Закрепить знания об однокоренных
словах и родственных
Познакомить с приставками.
Развивать умение в нахождении
приставки в словах.
Развивать временные и
пространственные представления.
Развивать зрительное и слуховое
внимание.
Знать об однокоренных и
родственных словах;
Уметь различать
однокоренные и
родственные слова;
Уметь подбирать
однокоренные слова.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
42
4.9
Закрепление знаний о суффиксах.
Познакомить с приставками.
Развивать умение в нахождении
приставки в словах.
Развивать временные и
пространственные представления.
Развивать зрительное и слуховое
внимание.
4.10 Обогащение словаря по теме
«Профессии».
4.11 Образование существительных с
уменьшительно-ласкательным
значением.
4.12 Закрепление знаний о корне,
приставке, суффиксе и окончании.
Формирование навыка разбора
слов по составу.
5.
Раздел 5. Слова, обозначающие предметы
5.1 Имя существительное.
Закрепить знания о словахпредметах. Обозначать изучаемые
слова при помощи схемы.
Обогащение номинативного
словаря
5.2 Закрепление знаний об
Учить различать предметы по
одушевлённых и неодушевлённых вопросам «кто это?», «что это?»
именах существительных
Развивать навык словоизменения.
Развивать внимания (слуховое,
зрительное).
5.3 Имя существительное в
Закрепить знания о понятии числа.
единственном и множественном
Развивать навык словоизменения.
числе
Устранятьаграмматизма в устной
речи. Тренировка в словоизменении существительных. Развитие
восприятия (зрительного,
слухового).
текущий
текущий
текущий
текущий
9 ч.
Иметь представление о
том, что такое
«существительное»
Уметь находить
существительное по
вопросу, на который оно
отвечает.
Уметь задавать
правильный вопрос к
предметам.
Уметь обобщать
предметы по схожему
признаку
текущий
текущий
текущий
43
5.4
Практическое употребление
существительных разного рода
5.5
Употребление существительных в
косвенных падежах
Употребление существительных в
косвенных падежах
Употребление существительных в
косвенных падежах
Употребление существительных в
косвенных падежах
Итоговое занятие по теме «Слова,
Закрепить полученные знания
обозначающие предметы»
Раздел 6. Слова, обозначающие признак предмета
Слова, обозначающие признак
Развивать словарь признаков.
предмета
Развивать навык подбора
признаков к предмету.
Развивать навыки словоизменения
и словообразования.
Развивать умение постановки
вопроса к словам-признакам.
Развивать умение соотносить слов,
обозначающих признаки
предметов со схемой.
5.6
5.7
5.8
5.9
6
6.1
Учить определять род имени
существительного, заменяя словапредметы подходящими по смыслу
местоимением (она). Учить
определять род имени
существительного, заменяя словапредметы подходящими по смыслу
местоимением (оно).
Закрепить знания о падежах
существительных.
Учить различать существительные
в форме именительного и
винительного, родительного и
винительного падежей.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
9 ч.
Иметь представление о
том, что такое
«прилагательное»
Уметь находить
существительное по
вопросу, на который оно
отвечает.
Уметь задавать
правильный вопрос к
предметам.
текущий
44
6.2
6.3
6.4
6.5
Согласование имен
прилагательных с именами
существительными в роде, числе и
падеже
Согласование имен
прилагательных с именами
существительными в роде, числе и
падеже
Согласование имен
прилагательных с именами
существительными в роде, числе и
падеже
Образование относительных
прилагательных.
Совершенствовать навыки
Уметь обобщать
согласования имен прилагательных предметы по схожему
с именем существительными в
признаку
роде, числе и падеже.
Способствовать
формированию представления о
связи согласования
прилагательных с
существительными
текущий
Учить образовывать имена
прилагательные от
существительных с помощью
суффиксов.
Учить образовывать
прилагательные, используя
уменьшительно-ласкательные
суффиксы.
Учить подбирать прилагательные,
обозначающие противоположные
признаки (антонимы).
Учить подбирать слова-признаки,
близкие по значению (синонимы)
Закрепить полученные знания.
текущий
6.6
Образование прилагательных с
уменьшительным ласкательным
значением.
6.7
Подбор прилагательных с
противоположным значением.
6.8
Подбор прилагательных, близких
по значению.
Итоговое занятие по теме: «Слова,
обозначающие признак предмета»
Раздел 7. Слова, обозначающие действие предмета
Слова, обозначающие действие
Закрепить знания о действиях
предмета.
предметов.
6.9
7
7.1
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
9 ч.
Иметь представление о
словах-действиях.
текущий
45
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
Сопоставление форм одного и
того же глагола.
Употребление глаголов с
различными приставками (-в; -вы,
-у).
Изменение слов, обозначающих
действия, по числам.
Изменение слов, обозначающих
действия, по родам
Упражнения в подборе слов,
обозначающих действия, к словам,
обозначающим предметы
Согласование глагола с
существительным в числе.
Согласование глагола с
существительным в роде.
Согласование глагола с
существительным во времени
Раздел 6. Предлоги
Предлоги в предложении.
Дифференциация предлогов в-на.
Дифференциация предлогов нанад.
Дифференциация предлогов к-от.
Дифференциация предлогов в-из.
Итоговое занятие по теме:
«Предлоги».
Обогащать словарь действий.
Развивать навык словоизменения.
Развивать умения в подборе
действия к предмету.
Научить согласовывать глагол с
существительным в числе, роде и
во времени.
Развитие навыка словоизменения.
Научить соотносить слов-действий
с графической схемой.
Уметь задавать вопросы
к слова-действиям.
Уметь графически
изображать словадействия
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
6 ч.
Закрепить знания о предлоге как о
целом слове.
Учить различать предлоги в устной
и письменной речи.
Учить пользоваться предлогами в
устной и письменной речи.
Развивать временнопространственные представления.
Иметь представление о
предлогах.
Уметь правильно
употреблять предлоги в
речи.
Уметь определять
предлоги в тексте.
Уметь подбирать
предлоги по смыслу.
Знать конкретно46
пространственные
свойства предлогов.
7
7.1
Раздел 7. Текст
Работа над текстом
7.2
Восстановление
деформированного текста.
7.3
Восстановление текста с
пропущенными словами.
Пересказ текста по вопросам.
7.4
7.5
8
8.1
8.2
8.3
8.4
Закрепление пройденного
материала
Раздел 8. Обследование.
Фронтальное обследование.
Фронтальное обследование.
Фронтальное обследование.
Фронтальное обследование.
5 ч.
Закрепление навыка установления
смысловых связей между
предложениями в составе текста.
Знакомство с понятием текст, его
признаками: целостностью,
законченностью. Выделение
логико-смысловых связей текста.
Иметь представление о
тексте.
Уметь правильно и
последовательно
излагать текст.
Уметь устанавливать
связь между частями
текста.
Закреплять умение устанавливать
последовательность предложений в
тексте.
Формировать умение точно
употреблять слова в тексте.
Формировать умение устанавливать
связь предложений в тексте.
Закрепить основных понятий и
тексте.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
4 ч.
Фотекова Т.А. «Диагностика
речевых нарушений».
Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
предложений
Уметь называть
предметные, сюжетные
картинки
Выполнять инструкцию
учителя
итоговый
итоговый
итоговый
итоговый
47
5.3. Организация логопедической работы
Основной формой организации коррекционного логопедического
воздействия являются логопедические занятия: групповые, подгрупповые,
индивидуальные.
Один учитель-логопед работает с 6-12 детьми с ЗПР, имеющими
речевые нарушения.
Логопедические занятия проводятся с учащимся по расписанию,
составленному с учетом классных расписаний, во второй половине дня. По
согласованию с учителем, в исключительных случаях, логопед может брать
на логопедические занятия с некоторых уроков (кроме русского языка,
математики).
На индивидуальные занятия отводится 20 минут на одного учащегося
не реже двух раз в неделю.
Зачисление на логопедические занятия осуществляется по результатам
обследования и утверждается на ПМПК учреждения.
Допускается объединение перспективного планирования работы с
тематическим планированием логопедических занятий.
С учётом результатов обследования устной речи, письма и чтения
составляется тематическое планирование занятий с указанием этапа, раздела,
темы занятий, их примерного количества.
5.4 Принципы проектирования и реализации рабочих программ:
- Соблюдение интересов ребенка (Решение проблем ребенка с
максимальной пользой и в интересах ребенка.)
- Системность (Обеспечение единства диагностики, коррекции и
развития.)
Комплексность
(Всесторонний
многоуровневый
подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их
действий.)
- Непрерывность и поэтапность воздействия (Помощь ребенку
оказывается до полного устранения проблемы.)
- Вариативность (Создание вариативных программ в зависимости от
особенностей речевого нарушения и индивидуальных особенностей
личности.)
- Обеспечение здоровье сберегающих условий (Профилактика
физических, умственных и психических перегрузок.)
- Социально-адаптивная и коррекционно-развивающая направленность
воздействия.
48
5.5 Определение эффективности логопедической работы
Требования к результатам освоения курса конкретизируются
применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными
возможностями
и
особыми
образовательными
потребностями.
Эффективность
логопедической
работы
определяется
при
сравнительном анализе результатов входящей и заключительной
диагностики, показывающей позитивные изменения, полученные на выходе.
Так же эффективность может определяться по результатам наблюдения
за ребенком в процессе освоения программы (отслеживание положительной
динамики).
Кроме того, эффективность может быть установлена при анализе
отзывов
педагогов,
воспитателей,
классного
руководителя,
свидетельствующих о восполнении пробелов в знаниях в процессе обучения,
совершенствовании учебных навыков и уменьшении частоты проявления
поведенческих реакций.
49
6. Программно-методическое обеспечение
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется на основе
«Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда» А. В.
Ястребовой, Т. П.Бессоновой Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.
При составлении рабочих программ используются следующие
методические источники:
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. «Организация и методы
коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для
логопеда», М: Просвещение, 1991г.,
Ястребова А. В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся
начальных классов общеобразовательных учреждений», М., Аркти, 1999 г.,
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. «Организация логопедической
работы в школе», М., Сфера, 2007 г.,
Садовникова И. Н. «Коррекционное обучение школьников с
нарушениями чтения и письма» М., Аркти, 2005 г.,
Лебедева П.Д. «Коррекционно-логопедическая работа со школьниками
с ЗПР», СПб, 2004 г.,
Ишимова О.А., Бондарчук О.А. «Логопедическая работа в школе» М.,
Просвещение, 2012 г.
50
7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
1.Закон «Об образовании в РФ» №273 от 29. 12 2012 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общегообразования. Утвержден Приказом Минобразования и
науки РФ от 6. 10. 2009 г. №373 (с изменениями на 31. 12. 2015 г.)
3. ФГОС ООО. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от
17. 12. 2010 г. №1897
4. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Приказ Минобразования и науки РФ от 19. 12. 2014 г. №1598.
Приказ Минобразования и науки России №1015 от 30.08.2013 (ред. от
17.07 2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего образования».
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных
школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4, подготовительный класс.
(Русский язык. Автор Р.Д. Тригер. Литературное чтение. Авторы: Ю. А.
Костенкова, Н. А. Цыпина. Ознакомление с окружающим миром и развитие
речи. Автор: С. Г. Шевченко.) М. Парадигма. 2012. Допущено
Минобразования РФ. М. Школьная Пресса, 2005.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч.1.
(Русский язык, литературное чтение, окружающий мир). 5-е изд., перераб.
М, «Просвещение» 2011г. (Стандарты второго поколения).
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе» Ястребова А. В., Бессонова Т. П. М.: КогитоЦентр, 1996(Издание подготовлено по заказу Министерства образования РФ)
«Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда
общеобразовательного учреждения» Бессонова Т. П. М.: АПК и ППРО РФ,
2008.
Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12. 2000 г.
«Об организации работы логопедического пункта образовательного
учреждения».
Постановление Правительства РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2810 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29. 12. 2010 г. №189.
51