Рабочая программа корекционно развивающих занятий педагога-психолога с детьми ТНР

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………….3
Принципы и подходы к формированию программы………………………………………………………………6
Нормативно-правовая документация………………...………………………… ...............................………….7
Планируемые результаты программы ......................................................................................................... 8
Содержание программы ........................................................................................................................... 11
Календарно - тематическое планирование................................................................................................. 17
Список литературы .................................................................................................................................. 24

2

Пояснительная записка
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи характеризуется более поздним, по
сравнению с нормой, развитием речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном
понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко
снижается. Развивающаяся речь этих детей аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков,
малопонятна окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности учащихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в
сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания,
ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена
вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность
заданий. У части обучающихся с ТНР низкая активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной
деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности
мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети
отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом,
сравнением и обобщением.
Вариант 5.1,5.2 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи
(дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней
речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии), у которых имеются
нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтенияи письма.
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования
произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность
процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико- артикуляторными признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как
правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы
родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков,
обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе
(что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением
формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и
звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством
ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
3

Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития
лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается
выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах
искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность,
выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о
низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося
процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный
словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела.
Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова.
Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности
передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются
с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя
слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных
вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования
непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных
слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому
языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении
фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске,
замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться
незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного
выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной
речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической
последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при
составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни,
составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные
предложения.
4

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в
стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен
недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Программа выстроена, основываясь не только на возрастных особенностях подростков, но и на особенностях, а также интересах,
присущих учащимся разного возраста.
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение
психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит
находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы
дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает
ресурсыпсихологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности
ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих
исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием
формирования психологического здоровья ребёнкаявляется его успешная адаптация к социуму.
Место программы в учебном плане: занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ.
Курс программы рассчитан на 4 года: 5-9 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 40 минут.
В качестве контрольно-измерительных материалов используются:
1) Анкета для оценки школьной тревожности Филлипса;
2) Методика САН;
3) Самооценка эмоционального состояния А. Уэссман и Д.Рикс
4) Тест Люшера
5) Методика «Кактус»

Цель программы: заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление
или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений,
коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.
Задачи программы:
1) формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной
организации собственной деятельности;
2) совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных
нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
3) стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию
имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
4) освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в
формировании личности;
5) компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
5

6) освоение и отработка средств коммуникации преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и
метапредметных результатов образования, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
7) содействие становлению сферы жизненной компетенции; развивать познавательную активность обучающихся.
Данная программа направлена на достижение планируемых результатов ФГОС.
В программе прослеживается преемственность урочной и внеурочной деятельности. Показателем эффективности освоения
программы является положительная динамика развития познавательных процессов, состояния эмоционально-волевой и мотивационной
сферы обучающихся, что способствует достижению планируемых результатов и в урочной деятельности.
Программа коррекционно-развивающей работы обеспечивает:

выявление особых образовательных потребностей;

индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь;

возможность освоения обучающимися основной образовательной программы.
Принципы и подходы к формированию программы
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны
оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу
особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний
многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с
учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом
их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения
обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов
коррекционной работы.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов
психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно- воспитательной
работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы,
6

оказывающего существенное влияние напроцесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных
законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы
получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное
согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями
здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Нормативно-правовая документация

Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации".

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26).

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования" (в ред. от 17 июля 2015 г.).

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.

Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".

Указ Президента Российской Федерации "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. N 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода,
обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по
образовательным программам соответствующих уровня и направленности".

Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г.
7

N 1082).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам
(утвержден приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 г. N 1008).

Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)".

Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка
его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного
общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам".

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального

общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ".

Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. N 1035 "О признании не действующим на территории Российской
Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. N 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения
больных детей на дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 "Об
индивидуальном обучении больных детей на дому" (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г.
N 07-1317 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому").

Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Планируемые результаты программы
Личностные результаты:

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципахсохранения и укрепления личного и
общественного здоровья;

проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями вразличных ситуациях;

формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и слюдьми разного социального
статуса;

овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитиесоциально значимых мотивов
учебной деятельности;
8


способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
является формированиеуниверсальных учебных действий
(УУД).
5-6 класс
Регулятивные УУД:

учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя иодноклассников;

учиться прогнозировать последствия своих поступков;

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее
осуществления;

осознавать свои личные качества, способности и возможности;

осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;

овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями.

строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД

находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок.фото);

делать выводы в результате совместной работы в группе;

учиться графически оформлять изучаемый материал;

моделировать различные ситуации;

усваивать разные способы запоминания информации.

учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;

планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиляучебнойдеятельности;

адекватно воспринимать оценки учителей.
Коммуникативные УУД:



учиться позитивно проявлять себя в общении;
учиться договариваться и приходить к общему решению;
9


строить взаимоотношения с окружающими;

конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

учиться понимать эмоции и поступки других людей;
7 класс
Регулятивные УУД:

осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

определять и формулировать цель в совместной работе;

учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;

обогатить представление о собственных возможностях и способностях;

учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учиться контролировать свою речь и поступки;

учиться толерантному отношению к другому мнению;

учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
формулировать своё собственное мнение и позицию; учиться грамотно задаватьвопросы и участвовать в диалоге.
10

8-9 класс
Регулятивные УУД:

осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

определять и формулировать цель в совместной работе;

учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;

обогатить представление о собственных возможностях и способностях;

учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:

конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

учиться понимать эмоции и поступки других людей;

овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учиться контролировать свою речь и поступки;

учиться толерантному отношению к другому мнению;

формулировать своё собственное мнение и позицию.
К результатам обучения относятся:

психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии,способы психической
деятельности),

психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он
11

приобретает в процессе обучения),

навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии спсихологической культурой),

опыт творческой самодеятельности,

овладение культурой психической деятельности,

формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности в целом.
Содержание программы
Формы организации и виды деятельности: занятия проводятся индивидуально или подгруппами. Продолжительность занятия –
40 минут.
Программа включает в себя два основных блока: диагностический и коррекционно- развивающий. Коррекционно-развивающий
блок, в свою очередь, состоит из четырех разделов:

развитие познавательных процессов;

развитие эмоционально-личностной сферы;

развитие мотивационной сферы;

развитие коммуникативной сферы.
Содержание программы
Количество часов
Раздел
5 класс
34
Диагностический
8
Развитие познавательных процессов
8
Развитие коммуникативной сферы
6
Развитие мотивационной сферы
6
Развитие эмоционально-волевой сферы
6
6 класс
34
Диагностический
8
Развитие познавательных процессов
8
Развитие коммуникативной сферы
6
Развитие мотивационной сферы
6
Развитие эмоционально-волевой сферы
6
7 класс
34
Диагностический
8
Развитие познавательных процессов
6
Развитие коммуникативной сферы
7
Развитие мотивационной сферы
5
Развитие эмоционально-волевой сферы
8
12

8 класс
Диагностический
Развитие познавательных процессов
Развитие коммуникативной сферы
Развитие мотивационной сферы
Развитие эмоционально-личностной сферы
9 класс
Диагностический
Развитие познавательных процессов
Развитие коммуникативной сферы
Развитие мотивационной сферы
Развитие эмоционально-личностной сферы

34
6
6
7
7
8
34
6
6
7
7
8

Цель диагностического блока на всех этапах реализации программы – отслеживание уровня развития познавательных
процессов, состояния эмоционально-волевой и мотивационной сферы обучающихся, уровня сформированности коммуникативных
навыков.
Проводится входная диагностика (первые занятия), промежуточная (Январь) и итоговая диагностика (последние занятия).
5 класс
Диагностический блок
1)Анкета для оценки школьной тревожности Филлипса;
2) Тест Люшера
2) Методика «Кактус»

Развитие познавательных процессов
Игры «Летает - не летает», «Нос, пол, потолок», «Капелька». Графический диктант. Упражнения «Расшифруй слова», «Составь
фигуру», «Сложи фигуры», «Найди закономерность», «Анаграммы», «Фигуры», «Объясни слово». Упражнения, направленные на
увеличение объема внимания. Игры «На что это похоже?», «Дополни до…», «Кубики». Упражнение «Пропавшие слова». Рассказы по
картинкам. Игры «Веселые человечки», «Мяч бросай, животных называй». Упражнения «Восстанови пропущенное слово», «Вспомни
пару», «Новые словечки». Игры «Что там лежит?», «Что изменилось?», «Продолжи слово», «Я знаю три названия», «Кто где живет?»,
«Скажи ласково». Упражнения «Анаграммы», «Антонимы», «Я вижу, я слышу, я чувствую», «Муха».
Развитие коммуникативной сферы
Игры «Кто я?» Упражнения «Чем я отличаюсь от других?», «Я и другие». Игра «Части тела»; Рассказ на одну букву. Мимика,
пантомимика. Рассказы по ролям. Упражнение «Опиши, не называя слова», «Назови 10»,«Совместныйрисунок», «Рисование по
инструкции», «Достраивание композиции». Ролевые игры. Групповой коллаж.
Развитие мотивационной сферы
13

Беседа «Для чего нужно хорошо учиться». Упражнения «Клубочек», «Прочитай письмо». Коллективная сказка. Работа со сказкой
«Про Колю». Рисунок «Школа зверей».
Развитие эмоционально-волевой сферы
Занятия с использованием музыкальных, изобразительных (художественных), литературных материалов для выделения и анализа
эмоциональных состояний и переживаний человека. Групповые диспуты (суждения) о правильности выводов
Сравнение эмоциональных проявлений на примере известных героев из книг, фильмов. Методика «Стаканчик гнева». Игра
«Снежинки». Упражнения «Рисуем настроение», «Времена года», «Клякса», «Чудо-рисунок». Коллективный рисунок. Релаксация
«Место покоя». Игры «Тень», «Сова», «Коровы, собаки, кошки». Разыгрывание ситуаций.
6 класс
Диагностический
1)Анкета для оценки школьной тревожности Филлипса;
2) Тест Люшера
2) Методика «Кактус»

Развитие познавательных процессов
Графический диктант.Упражнения «Что
лишнее?», «Аналогии», «Найди обобщающее слово», «Анаграммы», «Фигуры»,
«Объясни слово». Упражнения на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. Упражнения «Назови причину»,
«Инициалы», «Забавные предложения». «Составление рассказа по серии картинок». Игры «Что бывает круглым?», «Один-много»,
«Гости», «Птица, рыба, зверь, насекомое», «Круглое, твердое, кислое».
Развитие коммуникативной сферы
Составление коллективных сказок, устных рассказов. Конфликты в общении, как из них выходить. Мимика, пантомимика.
Рассказы по ролям. Упражнения «Крокодил»,
«Футболка», «Назови 12», Одинаковые? Противоположные? Разные? Придумайте предметы, «Царевна Несмеяна», «Достраивание
композиции». Ролевые игры. Групповой коллаж. Что я могу сказать о себе хорошего?
Развитие мотивационной сферы
Игры «Мои достоинства», «Гомеостат», «Волшебный стул».Упражнения
«Коллективная сказка», «Комплименты», «Подарок другу», «Глина и скульптор». Игра «А кроме того…» Беседа «Мои представления о
будущей профессии». Самопрезентация – учимся рассказывать о себе. Сказка «Домашнее задание». Методика «Волшебная лесенка
предметов».
Развитие эмоционально-волевой сферы
Упражнения «Мысленные образы и эмоции», «Самоцветы», «Волшебный мир». Методики «Апельсины», «Рисуем открытку». Замени
символы цифрами; Я – ромашка. Понятие «воля», волевые качества, тест на развитие воли. Беседа на тему «Злость». Разыгрывание
ситуаций. Упражнения «Слепой и поводырь», «Ассоциации». Игры «На кого я похож», «Высвобождение гнева». Рисунок «Страна
клякс». Упражнения «Расскажи стихи без слов», «Угадай-ка», «Через стекло».
14

7 класс
Диагностический
1)Анкета для оценки школьной тревожности Филлипса;
2) Тест Люшера
2) Методика «Кактус»

Развитие познавательных процессов
Графический диктант. Упражнения «Что лишнее?», «Аналогии», «Найди обобщающее слово», «Анаграммы», «Фигуры», «Объясни
слово». Упражнения на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. Упражнения «Называйте и считайте»; «Три
слова»; «Составьте слова»; «Замените цифры символами»; «Природные стихии». Способы применения предмета; Выберите синонимы и
антонимы; Переворот фигур; Найдите фигуры; Измените форму, не меняя содержания.
Развитие коммуникативной сферы
Игра «Как мы общаемся», карточки настроения. Упражнения «Я рад общаться с тобой», «Вот какие мы друзья», игра «Ласковое
имя»; «Такие разные лица»; «Какие слова легче?»; «Замени символы цифрами»; «Я – ромашка». Коммуникативные игры: Что я
могу сказать о себе хорошее? Делаем вместе.
Развитие мотивационной сферы
Упражнение «Я-?; Ты-?; Он-?; Она-?…». Упражнение с разбором жизненных ситуаций «Сила слова согласия или отказа». Я для
себя, я для других. Закончи предложение «Я обижаюсь, когда…». Игры «Мои достоинства», «Гомеостат»,
«Волшебный стул». Упражнения «Коллективная сказка».
Развитие эмоционально-волевой сферы
Упражнение «Небо». Разыгрывание ситуаций. Упражнения «Слепой и поводырь»,
«Ассоциации». Игры «На кого я похож», «Высвобождение гнева». Рисунок «Страна клякс». Упражнения «Расскажи стихи без слов»,
«Угадай-ка», «Через стекло». Беседа Определите вид суждения; Что я могу сказать о себе хорошего?
8 класс
Диагностический блок
1)Анкета для оценки школьной тревожности Филлипса;
2) Методика САН;
3) Самооценка эмоционального состояния А. Уэссман и Д.Рикс.
Развитие познавательных процессов
Упражнения «Эстафетная палочка», «Карусель», «Объявление», «Формальное общение», «Путаница», «Рукопожатия»,
«Установление дистанции», Лесенка «Общительность - Замкнутость». «Что лишнее?», «Аналогии», «Найди обобщающее слово»,
«Анаграммы», «Фигуры», «Объясни слово». Упражнения на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. Способы
применения предмета; Выберите синонимы и антонимы; Переворот фигур; Найдите фигуры; Измените форму, неменяя содержания.
15

Развитие коммуникативной сферы
Введение понятия «Коммуникативный барьер». Виды барьеров общения (барьер отрицательных эмоций, барьер понимания, барьер
социально-культурного различия, барьер отношения). Основные принципы взаимопонимания в общении (владение профессиональным
языком, полнота информации, соответствие уровней интеллектуального развития, логичность изложения, сконцентрированность
внимания). Приемы понимающего слушания: нерефлексивное слушание, выяснение, перефразирование, резюмирование, отражение
чувств). Привила эффективного слушания. Практические упражнения: «Как рождаются слухи», «Зеркало», «Слепое слушание»,
«Умение слушать».
Развитие мотивационной сферы
Упражнение «Список качеств», «Чемодан», «Контракт», «Я-?; Ты-?; Он-?; Она- ?…». Упражнение с разбором жизненных ситуаций
«Сила слова согласия или отказа». Я для себя, я для других. Закончи предложение «Я обижаюсь, когда…». Игры «Мои достоинства».
Упражнения «Коллективная сказка».
Развитие эмоционально-личностной сферы
Формирование навыка регуляции стрессовых, аффективных и фрустрирующих состояний. Техника саморегуляции эмоционального
состояния. Практические упражнения: «Какими чувствами вы живете?», «Самая сильная эмоция», анализ факторов, сопутствующих
негативным эмоциональным состояниям, «Передай маску», «На что похоже мое настроение», «Фантом», «Живые руки»
9 класс
Диагностический блок
1)Анкета для оценки школьной тревожности Филлипса;
2) Методика САН;
3) Самооценка эмоционального состояния А. Уэссман и Д.Рикс.

Развитие познавательных процессов
Практические упражнения, направленные на диагностику
и развитиепознавательных процессов.Упражнения «Эстафетная
палочка»,«Карусель», «Объявление», «Формальное общение», «Путаница»,
«Рукопожатия»,
«Установление
дистанции»,
Лесенка «Общительность - Замкнутость». «Что лишнее?», «Аналогии», «Найди обобщающее слово», «Анаграммы», «Фигуры»,
«Объясни слово». Упражнения на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. Способы применения предмета;
Выберите синонимы и антонимы; Переворот фигур; Найдите фигуры; Измените форму, не меняя содержания.
Развитие коммуникативной сферы
Коммуникативные игры: Что я могу сказать о себе хорошее? Делаем вместе. Приемы понимающего слушания: нерефлексивное
слушание, выяснение, перефразирование, резюмирование, отражение чувств). Привила эффективного слушания. Практические
упражнения: «Как рождаются слухи», «Зеркало», «Слепое слушание», «Умение слушать».
Развитие мотивационной сферы
Упражнение «Список качеств», «Чемодан», «Контракт», «Я-?; Ты-?; Он-?; Она- ?…». Упражнение с разбором жизненных ситуаций
16

«Сила слова согласия или отказа». Я для себя, я для других. Закончи предложение «Я обижаюсь, когда…». Игры «Мои достоинства».
Упражнения «Коллективная сказка».
Развитие эмоционально-личностной сферы
Формирование навыка регуляции стрессовых, аффективных и фрустрирующих состояний. Техника саморегуляции эмоционального
состояния. Практические упражнения: «Какими чувствами вы живете?», «Самая сильная эмоция», анализ факторов,
сопутствующих негативным эмоциональным состояниям,
«Передай маску», «На что похоже мое настроение», «Фантом», «Живые руки». Виды эмоционального «поглаживания»: поддакивание,
комплимент, похвала, содружество и т.д.
Календарно - тематическое планирование
5 класс
Номер
Тема занятий
1. Диагностический
1-2
Диагностика познавательной сферы
3-4
Диагностика эмоциональной сферы
2. Коррекция когнитивных процессов
5
Развитие логического мышления
6
Развитие абстрактного мышления
Развитие памяти, пространственнойориентации,
7
гибкости мышления
8
Развитие
слуховой
памяти,
Пространственной ориентации,гибкости мышления

Количество часов

Дата
2
2
1
1
1
1

9

Развитие наблюдательности,творческого воображения

1

10

Развитие устойчивости, концентрации,распределения
внимания
Развитие наблюдательности,творческого воображения

1

11

12
Развитие интуитивного мышления
3. Коррекция социальных и коммуникативных умений
13-14
Конфликт. Способы выхода из него.
Нахождение компромисса.
Умение
15
договариваться в группе.
16
Коммуникация чувств
Отработка
навыков уверенногоповедения в
17-18
конфликтной ситуации

1
1
2
1
1
2

17

4. Коррекция поведения
Индивидуальные особенностиличности
19

1

20
Мои мечты
21
Мои цели
22
Способ достижения целей
23
Что такое поведение
24
Агрессивное, неагрессивное поведение.
5. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
25-27
Я и другие
28
Знакомство с эмоциями
29
Разные чувства
30
У страха глаза велики
31-32
Диагностика познавательной сферы
33-34
Диагностика эмоциональной сферы
Итого
Номер
1. Диагностический
1-2
3
2. Коррекция когнитивных процессов
4-5

1
1
1
1
1
3
1
1
1
2
2
34

Календарно - тематическое планирование - 6 класс
Тема занятий
Количес
тв часов
Диагностика познавательной сферы
Диагностика эмоциональной сферы

Развитие мышления и мыслительных
операций.
6
Развитие абстрактного мышления
7-8
Развитие логического мышления
9-10
Развитие внимания
11
Развитие памяти
12-13
Развитие рефлексивных навыков
Раздел 3. Коррекция социальных и коммуникативных умений
14-15
Развитие коммуникации.
16
Диагностика познавательной сферы
17
Диагностика эмоциональной сферы
Формирование коммуникативных
18-19
действий и операций.
20
Обучение
умению
согласованности
18

2
1
2
1
2
2
1
2
2
1
1
2
1

Дата

21
4. Коррекция поведения
22-23

Коммуникативных действий
партнёрами.
Обучение
адекватным
способам разрешения конфликтных
ситуаций.

с
1

Индивидуальные
особенности личности

2

Мои цели
Агрессивное, неагрессивное
поведение.
Анализ агрессивного поведения
5. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
27
Я и другие
28-29
Знакомство с эмоциями
30
Разные чувства
31
У страха глаза велики
32-33
Диагностика познавательной сферы
34
Диагностика эмоциональной сферы
Итого
24
25-26

1
2

1
2
1
1
2
1
34

Календарно - тематическое планирование - 7 класс
Тема занятий
Количество часов

Номер
1. Диагностический
1-2
Диагностика познавательной сферы
3
Диагностика эмоциональной сферы
2. Коррекция когнитивных процессов
Развитие мышления и мыслительных
4-5
операций.

2
1
2

6
Развитие абстрактного мышления
7-8
Развитие логического мышления
9
Развитие внимания
10
Развитие памяти
11
Развитие рефлексивных навыков
3. Коррекция социальных и коммуникативных умений
12-13
Развитие коммуникации.

1
2
1
1
1
2
19

Дата

14

Формирование коммуникативных действий
и операций.

1

15
16

Диагностика познавательной сферы
Диагностика эмоциональной сферы
Обучение умению согласованности
коммуникативных действий с
партнёрами.

1
1
2

Обучение
адекватным способам
разрешения конфликтных ситуаций.

1

17-18

19

4. Коррекция поведения
Индивидуальные особенностиличности
20-21
22
23-24

2

Мои цели
Агрессивное, неагрессивное поведение.
Анализ агрессивного поведения

5. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
25
Я и другие
26-27
Основы саморегуляции
28
Разные эмоции
29
Разные чувства
30-31
Я учусь владеть собой
32-33
Диагностика познавательной сферы
34
Диагностика эмоциональной сферы
Итого

1
2

1
2
1
1
2
2
1
34 часа

Календарно - тематическое планирование - 8 класс
Номер
Тема занятий
Количество часов
1. Диагностический
1
Диагностика познавательной сферы
1
2
Диагностика эмоциональной сферы
1
2. Развитие познавательных процессов
Развитие мышления и мыслительных
3
1
операций.
4-5
Развитие внимания
2
6
Развитие памяти
1
7-8
Развитие рефлексивных навыков
2
3. Развитие коммуникативной сферы
20

Дата

Общение и его виды. Вербальное и
невербальное
общение
Обучение умению согласованности
10-11
коммуникативных
действий с партнёрами.
Общение и его виды. Вербальное и
12
невербальное
общение
13
Конфликты в общении
Обучение адекватным
способам
14
конфликтных ситуаций
Отработка навыков неконфликтного
15
поведения
4. Развитие мотивации
16-18
Индивидуальные особенности личности
Темперамент. Индивидуальные
19
врожденные свойства
психики
20
Воля. Волевая регуляция
21
Диагностика познавательной сферы
22
Диагностика эмоциональной сферы
23
Мои слабые и сильные стороны
24
Мои жизненные цели
5. Развитие эмоционально-личностной сферы
25
Я и другие
26
Язык жестов
27
Мои профессиональные интересы и
склонности
28-29
Мой характер
30-31
Мои ценности
32
Мои ближайшие цели
33
Диагностика познавательной сферы
34
Диагностика эмоциональной сферы
Итого
9

1

1

1

1
1
1

3
1

1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
34 часа

21

Календарно - тематическое планирование - 9 класс
Номер
Тема занятий
1. Диагностический
1
Диагностика познавательной сферы
2
Диагностика эмоциональной сферы
2. Развитие познавательных процессов
Коррекция мышления и мыслительных
3
операций.
4-5
Коррекция внимания
Коррекция мышления и мыслительных
6
операций.
7
Коррекция памяти
8-9
Развитие рефлексивных навыков
10
Коррекция памяти
3. Развитие коммуникативной сферы
11
Развитие коммуникации.
Обучение умению согласованности
12
коммуникативных
действий с партнёрами.
13
Развитие коммуникации.
Обучение умению согласованности
14-15
коммуникативных
действий с партнёрами.
Обучение адекватным способам
16
разрешения конфликтных ситуаций.
4. Развитие мотивации
17
Диагностика познавательной сферы
18
Диагностика эмоциональной сферы
19
Индивидуальные особенности личности
Темперамент. Индивидуальные
20
врожденные свойства
психики
21
Индивидуальные особенности личности
22
Характер
23
Воля. Волевая регуляция
24
Мои слабые и сильные стороны
Ценности и цели как основание личной
25
профессиональной стратегии

Количество часов
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1

1
2

1

1
1

1
1
1
1
1
22

Дата

5. Развитие эмоционально-личностной сферы
26
Я и другие
27
Мои ценности
Мои профессиональные интересы и
28
склонности
Мои профессиональные интересы и
29
склонности
30
Язык жестов
31
Волшебный мир профессий
32
Портрет подходящей профессии
33
Диагностика познавательной сферы
34
Диагностика эмоциональной сферы
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

23

Список литературы
1.
2.

Гунина Е. В. «Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников». – Чебоксары: КЛИО, 1997. – 12 с.
Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или учимся жить в современном мире: 6-

11 кл.: Клас. часы. Беседы. Тренинги. Круглые столы. Деловые игры / Н. И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2004. – 109 с.
3.

Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: [Учеб. -метод. пособие для учителей] / А. З. Зак. –

М.: Фирма «Интерпракс», 1994. – 279 с.
4.

Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». - Ярославль: «Академия развития», 2001. – 160 с.

5.

Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы. Москва: Ось-89. – 128 с.

6.

Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (при нормальном и нарушенном развитии) / В. И. Лубовский.

- 2-е изд., доп. – М.: Буки Веди, 2013. – 198 с.
7.

Микляева А. В. Я – подросток. Программа уроков по психологии. - Спб: «Речь». - 336 с.

8.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр

«ВЛАДОС», 1995. – 527 с.
9.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. - Ярославль: Акад.

развития: Акад. Холдинг, 2002. - 206 с.
10.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: ч. 1-4 / Клаус Фопель; [пер. с нем. Д.

Дмитриева, О. Ковалевской, Е. Патяевой]. – М.: Генезис, 2006. – 542 с.
11.

Чистякова М. И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М. И. — 2-е изд. — М., 1995. – 160 с.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».