1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка .......................................................................................................................3
Общая характеристика программы ....................................................................................................4
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов освоения
программы……………………………………………………………………………………………….9
Личностные и предметные результаты освоения программы ...........................................................9
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков. Система оценки: .......................................19
Календарно-тематическое планирование......................................................................................... 25
Список литературы ........................................................................................................................... 37
2
Пояснительная записка
Рабочая программа курса коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» разработана на основании
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
(в ред. от 08.11.2022 № 955), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026
«Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1).
ФАООП УО (вариант 1) предполагает работу с обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Известно, что у обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который
включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений,
нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных
навыков поведения учащихся с умственной отсталостью.
Целью программы является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и
сенсорных функций, обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания учащимся каждого
объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности,
способствующее оптимизации психического развития учащегося и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи программы:
способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков
познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета,
формы, величины, пространственного расположения предметов;
выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному
обучению;
развивать и корректировать психические функции учащихся;
3
развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической
деятельности, умения сравнивать, классифицировать;
развивать целостную психолого-педагогическую культуру
научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности;
снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;
корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики
совершенствовать их зрительно- двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается
исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них
относительно сложных видов психической деятельности. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна
дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных групп учащихся. Работа на занятиях
проводится по подгруппам в 5-6 человек, а также индивидуально, чтобы у каждого обучающегося была возможность успешно выполнить
несколько игровых заданий. Занятия должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными
предметами, готовить обучающихся к жизни в обществе.
Отличительные особенности программы. Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического
стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся.
Общая характеристика программы
Учащихся с умственной отсталостью отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:
низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с
трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего
детям трудно подчиняться требованиям учителя);
речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается
бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием);
интерес к учебной деятельности не выражен;
познавательная активность очень слабая и нестойкая;
4
запоминание механическое.
Эти дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой,
преобладанием игровой мотивации. Школьники данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением,
понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы
детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с
учителями. Все это создаёт необходимость создания данной программы.
Принципы психокоррекционной работы с учащимися:
принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы;
принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических
процессов;
соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание
положительного эмоционального фона.
Пути реализации программы:
сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность); результатом данного этапа является оценка
контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики;
планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность); результатом работы является
особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального
сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации
рассматриваемой категории детей;
диагностика
коррекционно-развивающей
образовательной
среды
(контрольно-диагностическая
деятельность); результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ
особым потребностям ребёнка;
регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность); результатом является внесение необходимых
условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
программы
психокоррекционных
занятий
используются следующие технологии обучения:
технология обследования;
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
5
технология проблемного обучения;
технология адаптивного обучения;
игровая технология;
технология моделирования;
информационно-коммуникативная технология;
здоровьесберегающая технология. Формы организации обучения:
индивидуальная;
групповая.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития
обучающегося, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей
функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы
индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса
полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе. Коррекционная группа для каждого подростка
выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
1)
когнитивный блок (осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);
2)
эмоциональный блок (формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе, переживание в группе
и осознание подростком прошлого эмоционального опыта, получение новых эмоциональных переживании);
3)
поведенческий блок (преодоление неадекватных форм поведения, развитие и закрепления новых форм поведения).
Групповая форма работы позволяет построить занятия в форме игры и включить методики, стимулирующие развитие детей, как в
сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и
через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих
возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в
самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако
самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим,
получать обратную связь, поэтому в программу включены: составление логического рассказа по картинкам, постановка известных сказок
и придумывание своих с последующим их проигрыванием, разыгрывание сценок из жизни семьи.
Психокоррекция обучающихся осуществляется различными методами:
практическими – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
6
наглядными – визуализация, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
словесными – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных приёмов:
психотехнические упражнения;
игровые тренинги (психо-игры, предметные игры);
APT – терапия;
сказкотерапия;
тренинги;
корректурные пробы;
психорегулирующие тренировки;
действия по образцу и правилам;
психогимнастика;
релаксация;
рефлексия;
музыкотерапия;
медитация;
интеллектуально - развивающие игры и упражнения;
дыхательно-координационные упражнения;
симметричные рисунки, графические диктанты;
пальчиковая гимнастика;
упражнения
для
профилактики
нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления;
упражнения и задания на развитие словарного запаса, речи.
Коррекционно-развивающие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию положительных навыков
и привычек и включают в себя.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие. Интеллектуально развивающие игры и упражнения направлены на развитие и коррекции произвольности психических процессов, памяти, внимания,
мышления, мыслительных операций, воображения, речи, восприятия. Дыхательно-координационные упражнения активизируют работу
столовых отделов мозга, снимают мышечное напряжение. Симметричные рисунки, графические диктанты обеспечивают развитие
7
координации движений и графических навыков, мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика способствует развитию психических
функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. Упражнения для профилактики
нарушений
зрения
и предупреждения зрительного переутомления способствуют снятию рефлекса периферического зрения,
активизирую и обеспечивают межполушарное взаимодействие.
Модель занятия:
1.
Мобилизация внимания (1-2 мин.). Основной задачей данного этапа является не только создание у обучающихся
определенного эмоционального фона, но и подготовка школьника к активной познавательной деятельности.
2.
Мозговая гимнастика (2-3 мин.). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности - важная часть занятий, в
результате чего улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности:
увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач,
убыстряются психомоторные процессы, улучшается зрение.
3.
Коррекция и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательной деятельности: памяти, восприятия,
воображения, мышления (10 мин.). Используемые задания способствуют развитию не только необходимых качеств, но и позволяют,
неся дидактическую нагрузку, формировать и углублять знания обучающихся, выполнять логическо-поисковые и творческие задания,
формировать мыслительную деятельность.
4. Веселая переменка (3 мин.). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу, но и
способствует развитию умения выполнять задания по команде и одновременно.
5. Практическая и творческая деятельность. Реализация познавательных задач через разные виды деятельности: дидактические
игры, изобразительную и предметную деятельности, практические упражнения.
Программа имеет концентрическую структуру. Программа представлена разделами, повторяющимися в каждом последующем
классе. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.
Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует
формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых
заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей
деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной
программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в
ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и
развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои
действия вместе с другими.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов освоения программы.
8
Формы контроля: диагностика, визуализация, анализ изменений процессов, отчеты родителей, педагогов.
Средства контроля: тесты (альтернативные, множественного выбора, перекрестного выбора), анкеты, авторские методики,
корректурные пробы, алгоритмы, пиктограммы, эксперименты, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный),
кратковременные письменные самостоятельные работы, беседа.
Место программы в учебном плане: программа рассчитана на учащихся 5-9 классов. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз
в неделю, время занятия составляет 40 минут.
Личностные и предметные результаты освоения программы
Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам
упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и
уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические кавыки и зрительномоторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Наблюдается устойчивая
положительная динамика по наблюдаемым параметрам.
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальных ролей, проявление социально значимых мотивов;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
9
Предметными результатами освоения коррекционного курса являются формирование следующих умений:
5
класс
Минимальный уровень:
Проговаривать последовательность действий.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Обобщать, делать несложные выводы.
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок.
Различать «наложенные» изображения предметов.
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания Формирование самостоятельности в выполнении заданий
уметь обобщать тематический материал.
Формирование приемов запоминания. Достаточный уровень:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Выявлять функциональные отношения между понятиями.
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать
полученную информацию: делать
выводы
в результате совместной работы всего класса.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Увеличение объема вербальной и зрительной памяти.
Повышение уровня развития смысловой памяти.
Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости.
Находить разные решения нестандартных задач.
Формирование
умения логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации,
10
систематизации.
Обоснованно делать выводы, доказывать.
6
класс
Минимальный уровень:
Проговаривать последовательность действий.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Обобщать, делать несложные выводы.
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок.
Различать «наложенные» изображения предметов.
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания.
Формирование самостоятельности в выполнении заданий уметь обобщать тематический материал.
Формирование приемов запоминания. Достаточный уровень:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы
врезультате совместной работы всего класса.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Увеличение объема вербальной и зрительной памяти.
Повышение уровня развития смысловой памяти.
Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости.
Находить разные решения нестандартных задач.
Формирование
умения логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации,
11
систематизации.
Обоснованно делать выводы, доказывать.
Личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
7
класс
Минимальный уровень:
Уметь с точностью совершать указанные движения.
Осуществлять согласованные движения на разные группы мышц по инструкции.
Проявлять скоординированность движений.
Выполнять совместно с педагогом упражнения пальчиковой гимнастики.
Уметь обводить по трафарету; выполнять штриховку в разных направлениях.
Выполнять графические задания (бордюры, узоры) по образцу.
Выполнять работу в технике «объемной» и «рваной» аппликации.
Вырезать ножницами с соблюдением контура предметного изображения.
Выполнять графические диктанты по показу учителя.
Работать с пластилином (разминание, раскатывание, выполнение простых форм).
Выкладывать из мозаики узоры по наглядному образцу.
Копировать движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).
Знать названия объемных геометрических фигур.
Дифференцировать цвета и оттенки.
Группировать предметы по форме, цвету и величине.
Сравнивать, словесно обозначать 3-4 предмета по форме, по величине.
Составлять сериационные ряды по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.
Комбинировать разные формы из геометрического конструктора по инструкции.
Выделять части целого.
Сравнивать 2-3 предмета, отличающихся незначительно друг от друга.
Различать зашумленные изображения предметов (4-5 изображений).
Знать словесные обозначения барических ощущений.
Определять вкусовые качества продукта.
12
Определять запах (приятный-неприятный, сладкий).
Определять тяжесть от разных предметов.
Ориентироваться в пространстве (в помещение и на улице).
Двигаться в заданном направлении, давать словесный отчет о направлении движения, пространственных заданий.
Ориентироваться в школьном помещении.
Ориентироваться на листе бумаги, расположенном вертикально и горизонтально.
Располагать предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.
Знать разные временные интервалы (минута-час).
Знать названия временных понятий. Достаточный уровень:
С точностью совершать указанные движения.
Осуществлять согласованные движения на разные группы мышц по инструкции, проявлять скоординированность движений.
Выполнять графические задания (бордюры, узоры) по образцу.
Выполнять работу в технике «объемной» и «рваной» аппликации.
Вырезать ножницами с соблюдением контура предметного изображения.
Определять предметы на ощупь (форма, материал); выделять разные свойства и качества предметов.
Словесно обозначать качество предмета (гладкий, шершавый, колючий, пушистый, холодный, тяжелый и т.д.).
Копировать движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).
Вербализировать собственные ощущения по наводящему вопросу педагога.
Выразительно выполнять движения по инструкции педагога.
Знать названия объемных геометрических фигур.
Группировать предметы по форме, цвету и величине по инструкции педагога.
Сравнивать, словесно обозначать 3-4 предмета по форме, по величине.
Составлять сериационные ряды по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.
Комбинировать разные формы из геометрического конструктора по инструкции.
Выделять части целого.
Собирать картинку из 5-6 деталей.
Знать упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Выполнять задания на основе зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 4-5 деталей (по инструкции педагога).
Находить отличительные и общие признаки на наглядном материале (сравнение двух картинок); сравнивать 2-3 предмета,
13
отличающихся незначительно друг от друга.
На основе зрительной памяти запоминать (5-6 предметов).
Различать зашумленные изображения предметов (4-5 изображений).
Знать словесные обозначения барических ощущений.
Знать способы определения тактильных ощущений.
Определять вкусовые качества продукта.
Определять запах (приятный-неприятный, сладкий).
Определять тяжесть от разных предметов.
Понимать различия между речевыми и музыкальными звуками по высоте тона.
Различать мелодии по темпу.
Выполнять простые движения, соблюдая ритм.
Уметь ориентироваться в пространстве (в помещение и на улице).
Двигаться в заданном направлении, давать словесный отчет о направлении движения, пространственных заданий.
Ориентироваться в школьном помещении.
Ориентироваться на листе бумаги, расположенном вертикально и горизонтально.
Располагать предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.
С
помощью
учителя
осуществлять моделирование пространственного расположения мебели в комнате.
Знать разные временные интервалы (минута-час).
Знать названия временных понятий.
Определять с помощью учителя время по часам.
Определять порядок частей суток, дней недели, месяцев.
8
класс
Минимальный уровень:
Признавать собственные ошибки.
Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
Уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
14
Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя. Достаточный уровень:
Признавать собственные ошибки.
Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией.
Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
Уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Ориентироваться в спектре профессий.
Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
15
отношению к материальным и духовным ценностям.
Выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией.
Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
9
класс
Минимальный уровень:
Признавать собственные ошибки.
Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
Уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
Устанавливать видо -родовые отношения предметов.
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя. Достаточный уровень:
Признавать собственные ошибки.
Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией.
Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
Уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
16
Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Ориентироваться в спектре профессий.
Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией.
Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. У учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:
эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
чувство единства, умение действовать согласованно;
готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
целостная психолого-педагогическая культура;
учебные мотивы;
устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и
закономерности);
адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
17
нравственно-моральные качества. У учащихся должен повысится:
уровень работоспособности;
уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
уровень развития памяти;
уровень развития внимания;
уровень развития мышления;
уровень развития восприятия;
уровень развития произвольной сферы;
интеллектуального развития;
уровень развития воображения.
речевой активности;
познавательной активности.
уровень навыков общения со взрослыми и сверстниками. Учащиеся должны уметь:
контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
работать самостоятельно в парах, в группах.
уметь владеть операциями анализа, сравнения, синтеза.
уметь выделять существенные элементы, части.
уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия, тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по
существенным признакам, выделять четвертый лишний предмет и др.
уметь устанавливать положительный эмоциональный контакт;
использовать навыки невербального и вербального общения;
уметь ориентироваться во времени и в пространственных представлениях.
уметь выделять основное в содержании части или рассказа в целом, определить с помощью учителя смысл
прочитанного;
уметь передать свое отношение к поступкам или событиям;
уметь применять средства выразительности;
понимать чувства и переживания окружающих людей.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков. Система оценки:
0
баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
18
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1
балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию
учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2
балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3
балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые
исправляет по прямому указанию учителя;
4
балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию
учителя;
5
баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Бальная система оценки позволяет объективно оценить
промежуточные итоговые достижения каждого учащегося во владении конкретными учебными действиями, получить общую картину
сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на
протяжении всего времени обучения. Мониторинг заполняется в декабре и мае.
Содержание программы
Содержание программы психокоррекционной работы определяют следующие принципы:
соблюдение интересов учащегося - принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему
ребёнка с максимальной пользой и в интересах учащегося;
системность - принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу
особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый
подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем учащегося; участие в
данном процессе всех участников образовательного процесса.
непрерывность - принцип гарантирует ребёнку непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению;
вариативность - принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими
различные недостатки в физическом и психическом развитии.
Программа позволяет решать три аспекта цели: познавательного, коррекционно- развивающего, воспитывающего.
Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, восприятия и воображения. Восприятие
окружающего мира. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
19
Коррекционно-развивающий аспект: коррекция и развитие мышления в ходе таких приемов мыслительной деятельности, как
умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать.
Воспитывающий аспект: воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Направления и задачи по их реализации:
1.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
2.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности и общей осведомлённости:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3.
Развитие и коррекция эмоциональной сферы:
знакомство детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
обогащение эмоциональной сферы ребенка;
обогащение словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
обучение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации и
пр.);
формирование понятий о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
обучение распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки);
обучение открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными,
физическими, творческими и т. д.);
учить детей реагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному
личностному развитию;
формирование умения устанавливать контакты;
20
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;
развитие умения слушать и понимать других;
формирование позитивного отношения к другим людям.
формирование
положительного
эмоционального
фона,
учебно- познавательной мотивации обучения.
4.
Формирование различных видов деятельности:
обучение навыкам правильной игровой деятельности;
развитие навыков учебной деятельности (умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения
планировать свою деятельность; умение выполнять задания по образцу, овладения навыками самостоятельной работы, умение оценивать
результат своей деятельности);
подготовка обучающихся к изучению сложной темы.
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
формирование навыков трудовой деятельности.
формирование продуктивной деятельности.
5.
Развитие различных видов мышления и речи;
навыков соотносительного анализа и синтеза;
навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами,
явлениями и событиями);
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица,
драматизация, чтение по ролям и так далее);
формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей;
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, слова;
обобщать;
классифицировать предметы, слова, числа;
устанавливать логические закономерности;
определять последовательность событий;
21
судить о противоположных явлениях;
давать определения понятиям и явлениям;
определять отношения между предметами типа «род – вид»;
определять отношения между предметами типа «часть – целое»;
определять функциональные отношения между предметами;
объяснять и подбирать значения слов (омонимы);
развитие речи, овладение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Тематика развивающих занятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья включает 5 основных разделов:
1.
Коррекция, развитие восприятия.
2.
Коррекция, развитие внимания.
3.
Коррекция, развитие памяти.
4.
Коррекция, развитие мышления.
5.
Развитие речевой деятельности.
Коррекция, развитие восприятия. Восприятие пространства. Ориентировка в помещении и на улице; вербализация
пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление
словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве.
Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций; предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов
комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально,
вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек. Восприятие
времени. Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного
года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Коррекция, развитие внимания. Развитие устойчивости, концентрации внимания, расширение объёма, переключения; развития
наблюдательности и произвольного внимания; развитие умения распределять внимание, развитие навыков волевой регуляции,
способности контролировать внимание на определенном сигнале, развитие умения переключать внимание и чувств восприятия. Развитие
речевого внимания.
Коррекция, развитие памяти. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Характеристика неречевых, речевых и
музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на
заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу
ребёнка и взрослого. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Совершенствование зрительно-двигательной координации
22
руки и глаза. Рисование по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры. Составление картинки из
разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Сравнение предметов, отличающихся
незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Коррекция, развитие мышления. Развитие различных видов мышления и речи, навыков соотносительного анализа и синтеза;
навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями). Развитие наглядно-образного, словеснологического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) мышления.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация,
чтение по ролям и так далее). Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности,
научить детей описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, слова; обобщать; классифицировать предметы, слова, числа; устанавливать логические
закономерности; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях. Давать определения понятиям и
явлениям; определять отношения между предметами типа «род – вид», между предметами типа «часть – целое»; определять
функциональные отношения между предметами; объяснять и подбирать значения слов (омонимы).
Развитие речевой деятельности. Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой
культуры высказывания; установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе
подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или
иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины); приобретение знаний об
окружающей действительности, способствующих улучшению
социальных навыков; формирование развернутой монологической и диалогической речи, умения правильно и последовательно
излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения; становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения и обобщения; расширение словарного запаса. Способность к ведению диалога: умение слушать партнера и
адекватно понимать смысл его высказывания; находить тему и планировать ход предстоящего общения; умение проектировать
адекватные средства общения и реализовывать их; умение избегать конфликтов в общении и умение снимать напряжение после них.
Названия тем коррекционных занятий являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных
процессов и речи в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не
одного какого-то процесса. Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития обучающихся и выявления
индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года.
23
Раздел
Темы
Календарно-тематическое планирование
5 класс
занятий
Диагностика
"Учимся видеть друг друга
Развитие эмоционально
личностной сферы ребенка Учимся видеть характер и понимать других людей через игру «разгадай характер» с
использованием фотографии друзей, людей других рас, животных.
Разгадываем характер через игру «Игрушки моим друзьям». Обсуждение кому какую
игрушку я бы подарил и почему. Рисуем игрушку себе и другу.
Формируем понятие о том, что все люди разные и имеют свой характер. Развитие
адекватного отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых норм
поведения через стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо?»
Этот странный взрослый мир"
Формирование умения видеть и понимать взрослых, которые окружают ребенка через
понимание семьи. Упражнение с использованием элементов арт-терапии «Портрет моей
семьи» (коллаж)
Формирование понимания правил поведения в обществе через игру «В магазине, «В
автобусе», «Интервью»
"Фантазия характеров "
Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на
передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», «Так будет
справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»)
Игры на сопоставление различных черт характера «Два друга», «Три характера»,
«Чертенок», «Мальчик - наоборот»)
Сочинения фантазии характеров с опорой на строки литературных произведений
(«Сочини сказку». «Кем и чем я могу быть») Игры-импровизации на передачу
характеров персонажей («Игра в другого человека», «Мой двойник», «разговор по
телефону»)
"Умение владеть собой "
Упражнения направленные на снятие напряжения и вхождение в состояние
расслабленности: «Пружинки, Солнышко и тучка», «Кулачки». «Поющие коты»
24
Дата
Упражнение на дыхание
Упражнения, направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение
и расслаблением: «Жарко - холодно», «Мячик», «Запретное движение». «Крюки
Дениса» «Дыхательные упражнения»
Упражнения, направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение:
«нос-пол-потолок», «4 стихии». «Великаны-карлики», «Что слышно?» «Платочек
смеха»
Упражнения, направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение:
«Дыхательная техника», «4 стихии», «мешочек гнева», «Что слышно?» «Запретное
движение»
«Культура общения»
Упражнения, направленные на поведения в различных бытовых ситуациях.
«Поздороваемся разными способами. Использование волшебных слов (приветствия,
благодарности. Извинения), Правила хорошего тона. Моделирование ситуаций. «За
столом», «Я жду гостей» (использование игрушек)
Как себя вести в кругу друзей, классе. Моделирование ситуаций. Учимся вежливо
говорить (умение начать, поддержать и вести разговор)
Моделирование ситуаций общения разговора по телефону, правила общения по
телефону. Игра «Телефон» Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Я
вам пишу...», «Письмо другу».
Диагностика
25
Раздел
Развитие
эмоционально
личностной
сферы ребенка
Темы
Календарно-тематическое планирование
6 класс
занятий
Диагностика
"Палитра характеров "
Формируем понятие о том, что все люди разные и имеют свой характер. Развитие адекватного
отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых норм поведения через
обсуждение рассказов. Формируем умение определить личностные черты других людей.
Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой»,
«Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»).
Сочинения фантазии характеровс опорой на строки литературных произведений («Сочини
сказку». «Кем и чем я могу быть»)
Игры на сопоставление различных черт характера «Два друга», «Три характера», «Чертенок»,
«Мальчик - наоборот»). Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений.
Игра на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность («Что там
происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»)
Формируем адекватную самооценку через упражнение «как я выгляжу в глазах моих
близких». Определяем кто входит в круг близких людей и почему. Игра «ассоциации». Игрыимпровизации на передачу характеров персонажей («Игра в другого человека», «Мой
двойник», «разговор по телефону»).
"Что такое воля"
Формируем понятие о том, что такое воля какое значение имеет в жизни человека.
Упражнения на волевую само регуляцию «Платочек смеха» «Поддержи друга» «Я прошу у вас
прощения» «Гляделки».
"Умение владеть собой
Упражнения направленные на снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности:
«Пружиню!, Солнышко и тучка», «Кулачки». «Поющие коты» Упражнение на дыхание.
Упражнения, направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и
расслаблением: «Жарко - холодно», «Мячик», «Запретное движение». «Крюки Дениса»
«Дыхательныеупражнения»
26
Дата
Упражнения, направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «носпол-потолок», «4 стихии», «светофор» «Платочек смеха», Кнопки мозга»
Упражнения, направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение:
«Дыхательная техника», «мешочек гнева», «Что слышно?» «Запретное движение»
«Энергетическая зевота»
«Что такое общение. Культура общения.»
Формирование понятий общение и его видов. Упражнения, направленные на формирование
коммуникативных навыков и поведения в различных бытовых ситуациях. «Как здороваются
люди разных профессий» «Угадай кто» «Молекулы» Использование волшебных слов
(приветствия, благодарности.
Извинения) «Игра снежный ком»
Как себя вести в кругу друзей, классе. М оделирование ситуаций. Учимся вежливо говорить
(умение начать, поддержать и вести разговор. Упражнения «Репортер» «Интервью со
взрослым» «Пойми меня»
Моделирование ситуаций общения разговора по телефону, правила общения по телефону.
Игра «Телефон» моделирование ситуаций общения с незнакомым человеком «Как пройти в
библиотеку» «говорим жестами»
«Умение сотрудничать»
Формирование понятий сотрудничества. Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди
путь» «Проводник» «Угадай настроение. Этюды по изучению поз, походки и других
выразительных движений. Игра на развитие умения выражать интерес, внимание,
сосредоточенность («Что там
происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»)
Игры на развитие умения выражать эмоциональные чувства радости, удовольствия.
Обсуждение какие бывают эмоции: положительные и отрицательные, как они влияют на
общение и сотрудничество. Выбираем цвета для полярных эмоций.
Тренируем навыки сотрудничества и эффективного общения. Упражнения «Контакт» «Поиск
общего» «Иностранец и переводчик» «Доверяющее падение».
Диагностика
27
Раздел
Темы
Календарно-тематическое планирование
7 класс
занятий
Диагностика
"Релаксация - напряжение"
Развитие
эмоционально "Я учусь владеть собой". Обучение навыкам саморегуляции Дыхательные упражнения,
личностной
упражнения на релаксацию «Крюки Денисона» «Пластилин», «Скульптура уверенного человека»
сферы ребенка техника «Храм тишины»
Упражнения, направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и
расслаблением: «Жарко - холодно», «Мячик», «Запретное движение» «Сад моей мечты»
"Развитиерефлексивных навыков"
Развитие произвольности «Соедини слово». Развитие внимания и рефлексивных навыков
«Корректор». Развитие сформированности действий анализа и осознанность способа решения
(выполнения) - «Расставь знаки препинания», «Дорисуй узор».
Развитие произвольности «Найди слова», «Хлопок на цифру». Формирование внутреннего плана
действий «Перепутанный рассказ». Формирование владения разными формами выполнения
задания «Составь схему предложений».
Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на передачу
внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», «Так будет справедливо»,
«Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»),
Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать
эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и
собери»), упражнения на распознавание выразительности жеста
Осознание самого себя через игру «Что такое Я» - формирование целостного образа я.
Определение своего внутреннего мира через игру «Свет мой зеркальце, скажи!». Как мы
выглядим в глазах других людей. Нравится нам этот образ? Что хотели бы в нем изменить.
Коррекция и
Используем методику «Мой автопортрет» (можно в
развитие
коллажной технике)
социальных и
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие
коммуникатив
ных умений
Дата
Учимся видеть характер и понимать других людей через игру «разгадай характер» с
использованием фотографии друзей, людей других рас, животных. Упражнение на развитие
мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по
мимике, с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери». Упражнения на
распознавание выразительности жеста
Развитие коммуникативных навыков посредством упражнений: «Абориген» (по принципу игры
испорченный телефон), «Приглашение и отказ» «Путаница». Игры на развитие умения выражать
интерес, внимание, сосредоточенность («Что там происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»)
Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю "
Формирование навыков активного слушания упражнение «10 признаков того, что вас
внимательно слушают». Формирование умения в беседе использовать «Я - высказывания».
Упражнение «Интервью»
Расширение представлений о способах самоанализа "Какое решение верно
Понятие самоанализа. Развитие умений анализировать свои поступки через обсуждение сказки на
новый лад «М альчик-с пальчик. Анализируем многообразие мира вокруг подростка
многообразие людей, многообразие животного мира, многообразие мира вещей). Упражнение
«Если бы я б ы л ...., то я».
Развитие умения на основе самоанализа принять верное решение. Упражнение «Щелчок», игра
«Последствия». Пожелание себе - упражнение через арт- терапию (делаем ладошку в технике
квиллинга)
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моёмнение"
Развитие умений высказывать свое мнение. Упражнение «Корреспондент», «Зеркало»
«Переманивание»
Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Упражнение «Защита» Упражнение
«Неоконченные предложения». Игра «Таможня»
Устранение барьеров общения "Я + Ты"
Что такое барьеры общения. Работа с таблицей барьеры общения. Упражнения, направленные на
преодоление барьеров общения. «Все, Некоторые, только я», «Круг уверенности», «Зеркало».
Работа с таблицей «Какой я в общении». Упражнения, направленные на преодоление барьеров
общения «Скульптор-глина» «Мусорное ведро» «Слепец и поводырь»
"Стили общения"
Представление о стилях общения, Заполнение таблицы разные стили общения. Разыгрывание
этюдов беседы «С другом», «Ш кольное сообщение» «беседа на торжественном приеме»
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".
Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".
"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.
Что такое конфликт. Какие бывают конфликты. Отработка навыков
неконфликтного поведения упражнения «Восковая палочка», «Коллективная сказка» «Рисуем
молча»
Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать
эмоциональное состояние других людей по мимике с помощью разрезных эмоциональных
профилей «Угадай и собери»). Упражнение, направленные на отработку навыков неконфликтного
поведения. «Доброе слово» «Я тебя понимаю» Как укреплять свою коммуникабельность
(выработка
правил).
Диагностика
Раздел
Темы
Календарно-тематическое планирование
8 класс
занятий
Диагностика
Диагностика
Развитие
эмоционально
"Я - это я! Знаю ли я себя "
личностной сферы Формирование и развитие способностей к самопознанию, осознание своей личной
ребенка
уникальности. Упражнения «Листок», «Профиль» «10 ответов на вопрос кто я?»
Развитие способностей к самопознанию, формирование понятий чувства, возможности
Упражнения «Комплимент» «Мой автопортрет» «Описание чувств» (метод незаконченных
предложений)
"Я тебя понимаю ". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?
Развитие навыков эмпатии. Актуализация знаний об эмоциональной сфере. Упражнения
«Здравствуй друг» «Сказочные герои», «Зеркало», работа с таблицей «Чувства и эмоции».
Развитие навыков эмпатии. Упражнения «Корзина дружеских качеств» «Кривляка» «Фотограф и
модель». Этюды «Встреча друзей» «Обиженный ребенок» «Ура Каникулы» «Шпион»
Я и Ты. Чем мы похожи"
Занятие развитие навыков самоанализа и наблюдательности. Работа с таблицей «Я и мой друг...
Что общего и чем мы отличаемся». Упражнения: «Отгадай эмоцию» «Зеркало» «Иностранец и
переводчик»
"Кто твой настоящий друг"
Развитие умения ценить и уважать друзей. Находить положительные стороны личности в
окружающих. Упражнения «Приятные слова», обсуждение положительных и отрицательных
качеств героев рассказа «Друзья» сочинение- объявление «Ищу друга»
" Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции
"Я учусь владеть собой". Обучение навыкам саморегуляции Дыхательные упражнения,
упражнения на релаксацию «Крюки Денисона» «Пластилин», «Скульптура уверенного
человека» техника «Храм тишины»
Упражнения, направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и
расслаблением: «Жарко - холодно», «Мячик», «Запретное движение» «Сад моей мечты»
"Поведение и культура
Развитие навыков культурного поведения. Моделирование ситуаций. Учимся вежливо говорить
Дата
Коррекция и
развитие
социальных и
коммуникативных
умений
(умение начать, поддержать и вести разговор. Упражнения «Репортер» «Интервью со взрослым»
«Пойми меня». Моделирование ситуаций
общения разговора по телефону, правил а общения по телефону. Игра «Телефон»
моделирование ситуаций общения с незнакомым человеком «Как пройти в библиотеку»
«Говорим жестами»
Развитие навыков культурного поведения Упражнение на развитие навыков письменного
общения: «Я вам пишу», «Письмо другу». Правила хорошего тона. Моделирование ситуаций.
«За столом», «Я иду в гости», «Я принимаю гостей» «В театре»
Освоение приёмов активного общения "Я и другие"
Осознание самого себя через игру «Что такое Я» - формирование целостного образа я.
Определение своего внутреннего мира через игру «Светмой зеркальце, скажи!». Как мы
выглядим в глазах других людей. Нравится нам этот образ? Что хотели бы в нем изменить.
Используем методику «Мой автопортрет» (можно в
коллажной технике). Формируем умение определить личностные черты других людей
Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой»,
«Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»).
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие
Учимся видеть характер и понимать других людей через игру «разгадай характер» с
использованием фотографии друзей, людей других рас, животных. Упражнение на развитие
мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по
мимике с помощью разрезных
эмоциональных профилей «Угадай и собери»).
Упражнения на распознавание выразительности жеста. Развитие
коммуникативных навыков посредством упражнений: «Абориген» (по принципу игры
испорченный телефон), «Приглашение и отказ» «Путаница». Игры на развитие умения
выражать интерес, внимание, сосредоточенность («Что там происходит?», «Кузнечик»,
«Раздумье»)
Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю "
Формирование навыков активного слушания упражнение «10 признаков того, что вас
внимательно слушают». Формирование умения в беседе использовать Я- высказывания.
Упражнение «Интервью»
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моёмнение
Развитие умений высказывать свое мнение. Упражнение «Корреспондент», «Зеркало»
«Переманивание» Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Упражнение «Защита»
Упражнение «Неоконченные предложения». Игра «Таможня»
Устранение барьеров общения "Я + Ты
Что такое барьеры общения. Работа с таблицей барьеры общения. Упражнения, направленные
на преодоление барьеров общения. «Все, Некоторые, только я», «Круг уверенности», «Зеркало»,
Работа с таблицей «Какой я в общении». Упражнения, направленные на преодоление барьеров
общения «Скульпторглина» «Слепец и поводырь»
"Стили общения "
Представление о стилях общения. Заполнение таблицы разные стили общения. Разыгрывание
этюдов беседы «С другом» «Школьное сообщение» «беседа на торжественном приеме»
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешественники»
Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".
"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного
поведения.
Что такое конфликт. Какие бывают конфликты. Отработка навыков неконфликтного поведения
упражнения «Восковая палочка», «Коллективная сказка» «Рисуем молча»
Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать
эмоциональное состояние других людей по мимике с помощью разрезных эмоциональных
профилей «Угадай и собери»).
Упражнение, направленные на отработку навыков неконфликтного поведения. «Доброе слово»
«Я тебя понимаю» Как укреплять свою коммуникабельность (выработка правил.)
Диагностика
Раздел
Темы
Календарно-тематическое планирование
9 класс
занятий
Диагностика
Диагностика
Коррекция и
развитие
Структура общения и его виды
социальных и
Мини лекция «Понятие «общение» значение и структура общения. Упражнения: «Знакомство
коммуникативны иностранцев» «интервью в парах», «Поиск общего». Заполнение таблицы «общение его виды
х умений
и структура», упражнение «пожелание»
Мини лекция «Восприятие людьми друг друга. Особенности восприятия. Ошибки
восприятия.» Заполнение таблицы «Окно иогари» Упражнения, направленные на тренировку
правильности восприятия собеседника «Ассоциации» «Любопытный». «Подарок»
Вербальное и невербальное общение
Мини лекция «Речевые и неречевые средства общения. Язык жестов. Открытые и закрытые
жесты.». Упражнения «Зеркало» «Самонаблюдение» «Разговор без слов»
Мини лекция «Зоны общения, их характеристики» упражнения «Пожелания здоровья»
«Иностранец и переводчик» «Пойми меня» «Самонаблюдение»
Освоение приёмов активного общения "Яи другие"
Осознание самого себя через игру «Что такое Я» - формирование целостного образа я.
Определение своего внутреннего мирачерез игру «Свет мой зеркальце, скажи!» Как мы
выглядим в глазах других людей. Нравится нам этот образ? Что хотели бы в нем изменить.
Используем методику «Мой автопортрет» (можно в
коллажной технике).
Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на передачу
внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», «Так будет справедливо»,
«Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»).
Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать
эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных эмоциональных профиле.
Упражнения на распознавание выразительности жеста.
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение
Дата
Коррекция и
развитие
эмоциональноличностной
сферы
’’Профессиональ
ное
самоопределение
»
Развитие умений высказывать свое мнение. Упражнение «Корреспондент», «Зеркало»
«Переманивание» Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Упражнение
«Защита» Упражнение «Неоконченные предложения». Игра «Таможня»
Развитие навыков общения, умения убеждать. Мини лекция «умение вести разговор - талант»
упражнения «Общение - это....» «Гость» (карточная игра), «Я хочу, я могу, я буду», тест
«Общительный ли ты человек».
Конфликты в общении и пути их разрешения.
Развитие навыков разрешения конфликтов и саморегуляции Мини лекция «Конфликт и его
динамика». Работа с таблицей «Стратегии выхода из конфликтной ситуации». Упражнения
«Доброе слово», «Мешочек гнева», «Шарик»
Формирование навыка конструктивного разрешения конфликта. Мини лекция «Какими
бывают конфликты и как их разрешить». Работа с таблицей «Ступени разрешения
конфликта» упражнения «Два барашка» «Встань на мое место», «Здравствуй друг».
Разыгрывание этюдов «Ссора друзей», «Разговор с родителями».
Волшебный мир профессий. Классификация профессий
Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию. Мини лекция «Профессии
и их классификации» техника «Знакомство» заполнение таблицы «Классификация профессий
по Климову». Упражнения «Покажи профессию», «Разделение по признаку»
Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию Мини лекция
«Профессиональное и жизненное самоопределение. Что это такое». Составление
Информационной карты оценки мира профессий. У пражнения «Интервью» «Я буду как....»,
«Оценка профессии» «Угадай профессию по описанию»
Ошибки в выборе профессий
Актуализация знаний о профессиональном самоопределении. Мини лекция «Ошибки в
выборе профессий». Работа с «Картой ошибок при выборе профессий», техника «Плюс,
минус. Интересно. Упражнение «Ассоциации», «Я знаю», «Выбери меня»
Актуализация знаний о профессиональном самоопределении. Выработка алгоритма принятия
решения о профессиональном самоопределении» техники: «Плюс, минус. Интересно»,
упражнения «Организатор», «Поддержка» «Скажи нет!»
М ои профессиональные интересы и склонности. Учет медицинских противопоказаний при
выборе профессии.
Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию. Мини лекция «Личностные
особенности выбор профессии» Анкета «Готовность к выбору профессии» Упражнения «Мой
характер» «Я -Это я», игра «Шестое чувство» Актуализация знаний о профессиональном
самоопределении повышение
интереса к самопознанию. Техника «Мои способности» «Самоописание»
Развитие адекватной самооценки и интереса к самопознанию. Мини лекция «Медицинские
противопоказания при выборе профессии». Техника «Оценка видов деятельности» «Мои
возможности», упражнения «Снежный ком» «Попугай» «Путаница».
Пути получении профессии
Актуализация знаний о способах и путях получения профессии. Интернет- путешествие. «Где
я могу получить профессию»
Портрет подходящей профессии
Коррекция и
развитие
навыков
саморегуляции
«Я учусь владеть
собой»
Формирование и развитие навыков самопознания. Мини лекция «Роль жизненных ценностей
при выборе профессии». Работа с таблицей «Мои жизненные ценности», Игра «Отдел
кадров» проективный рисунок «Я через 10 лет»
Обобщение знаний о профессиональном самоопределении. Упражнения «Незаконченные
предложения», Составление карты Самоописание. «Я сейчас, я в будущем» Проективный
рисунок «каким я себя представляю в своей профессии»
Что такое стресс. Способы помощи в стрессовых ситуациях
Развитие навыков борьбы со стрессом. Мозговой штурм «Что такое стресс?» Работа с картой
«Стрессовые ситуации», упражнение «4 облака», «Маятник». Проективный рисунок «Я
борюсь со стрессом».
Развитие навыков борьбы со стрессом разработка памятки «Способы борьбы со стрессом»
Упражнение «Мне нужна помощь», «Стеклянный колпак», «Маятник», «Глубокое дыхание».
Отработка навыков саморегуляции и самоконтроля кинезиологическими методами.
Развитие навыка самоконтроля и релаксации. Мини лекция «Что такое кинезиология. Как она
поможет в овладении навыков самоконтроля и саморегуляции». Упражнения «Дерево», «Луч
солнца», «Водопад» «Орущие коты»
Развитие навыка самоконтроля и релаксации. Навыки аутотренинга «Храм тишины» «М
ешочек гнева» Упражнение «Энергетическая зевота» «Стакан воды» «Кнопки мозга»,
«Крюки Денисона»
Как подготовиться к итоговой контрольной работе или экзамену.
Советы по подготовке к итоговой контрольной работе или экзамену. Упражнения
«Ассоциации» Памятка «Как заучивать материал, как справиться с волнением». Игратренинг «Тяните билет» (погружение в ситуацию сдачи экзамена)
Отработка навыков неконфликтного поведения
Развитие навыка бесконфликтного общения. Мини лекция «Что такое конфликт. Какие
бывают конфликты». Отработка навыков неконфликтного поведения упражнения «Восковая
палочка», «Коллективная сказка» «Рисуем молча»
Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать
эмоциональное состояние других людей по мимике с помощью разрезных эмоциональных
профилей «Угадай и собери»). Упражнение, направленные на отработку навыков
неконфликтного поведения. «Доброе
слово» «Я тебя понимаю» Как укреплять свою коммуникабельность (выработка правил.)
Обобщающее занятие. «Карта моей будущей жизни»
Обобщение полученных знаний, развитие представлений о будущем. Проективная методика
«Карта моей будущей жизни» (создание коллажа).
Диагностика
Список литературы
1. Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1976. – 142 с.
2. Вагапова Д. X. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах». - М.: Цитадель, 1999. – 459 с.
3. Грецов А. Г. Психологические игры для старшеклассников и студентов / А. Грецов, Т. Бедарева. - Москва [и др.]: Питер,
2008. - 189 с.
4. Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А. А. Катаева, Е. А.Стребелева. – М.: Владос,
2001. – 219 с.
5. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии». – СПб.: «РЕЧЬ», 2003. –
2008 с.
6. Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». - Ростов-на-Дону «Феникс», 2013. –
349 с.
7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994. – 363 с.
8. Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». - М.:
«ACT», СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2011. – 317 с.
9. Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». - СПб.: «Союз», 1997. – 108 с.
10.
Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». - ПИЕТР, 2009. –
202 с.
11.
Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Ч. 2. Материалы к урокам
психологического развития: психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов: методическое пособие
для учителей и школьных психологов. / Н. П. Локалова. - 4-е изд., стер. – М.: Ось-89, 2008 (Подольск (Моск. обл.): Подольская
периодика). - 158 с.
12.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕТР, 2008. – 302 с.
13.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» (в ред. от 08.11.2022 № 955).
14.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
«Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы», Н. П. Локалова, - М., 2001.
15.
Психологическая диагностика отклонений в
развитии
детей. Методическое пособие./ Л. М. Шипицыной. –
СПб.: Речь, 2008. - 47 с.
16.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2111
«Дефектология»] / С. Я. Рубинштейн. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 190 с.
17.
Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практ. пособие / Н. П. Слободяник.
– М.: Айрис-пресс: Айрис дидактика, 2003. - 250 с.