РП Орлята России 3 кл.

Пояснительная записка
Нормативную правовую основу Программы внеурочной деятельности «Орлята
России» для 3 классов составляют следующие документы.
1.Конвенция ООН о правах ребенка.
2.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации».
3.Федеральный проект «Успех каждого ребенка».
4.Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
5.Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
6.Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304- ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитании обучающихся».
7.Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.09.2020 № 28.
8.Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006
№06-1844 – в части структуры программы).
9.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242).
10.Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)
11.Требования основной образовательной программы МАОУ СОШ №12.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России.
2.Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3.Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре.
6.Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
7.Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
8.Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
Направленность дополнительной образовательной программы: патриотическая.

Главное в программе системный подход к формированию гражданской и патриотической
позиции обучающегося, создание условий для самопознания и самовоспитания, оптимальное
использование педагогического потенциала социального окружения, т.е. через освоение
обучающимися общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, а
также выработку индивидуального опыта жизнедеятельностью.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике,
связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ №
273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социальнозначимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего
образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается,
что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве
«основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению
богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему
развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Ценностные основания Программы «Орлята России»
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью
удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена
на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на
формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых
ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям,
желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным
своей стране; формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов
России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности,
поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных
традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в
соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно
приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному
наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание
зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение,
как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и
делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное
приключение!
Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой
деятельности, автор которой доктор педагогических наук, профессор, академик Российской
академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что самый педагогически
эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная

воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками,
вовлечёнными в процесс жизнетворчества.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
Основные отличия образовательной программы «Орлята России» от аналогичных программ
патриотической направленности заключаются:
в комплексном подходе к содержанию и объединению нескольких разделов патриотического
воспитания; использование технологии дифференцированного обучения; приобщение
воспитанников к проектно-исследовательской деятельности.
Место курса внеурочной деятельности «Орлята России» в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Орлята России» в 3 классе, согласно
учебному плану, отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
В процессе занятий используются различные формы:


репродуктивно-поисковые - с элементами нестандартных приемов;



дифференцированно-групповая (организация групп обучающихся с различными
учебными возможностями);



индивидуализированная (обучающиеся выполняют задания, соответствующие их
учебным возможностям).



Для более эффективной реализации программы «Орлята России» предлагается
использовать различные формы занятий: беседы, экскурсии, игры, викторины,
встречи со старожилами, праздники, работа в музее.
Формы представления результатов.

Для
оценки
результативности
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей)
программы
«Орлята»
применяются
входящий,
текущий,
промежуточный и итоговый виды контроля. Входящая диагностика осуществляется при
комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень
знаний обучающихся, определить формы и методы работы с обучающимися. Формы оценки
– анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела
программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством
выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению
работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и
отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний
осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины);
взаимоконтроль, самоконтроль.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы
оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и
презентация мини - проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое задание «Я в этом
городе живу, я это город знаю».
Оценочные материалы
В период реализации программы предусмотрены творческие отчеты о проделанной
работе: конкурсные программы, викторины, открытые занятия. Учащиеся проходят
аттестацию в форме тестирования в устной форме по выявлению уровня знаний, умений и
навыков по завершении изучения каждого раздела программы

Прогнозируемые результаты освоения содержания курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
Планируемые результаты
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в
соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший
школьник:
● понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность
к истории родного края, своей Родины - России, Российского государства; осознаёт
принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа;
понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и
принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с
учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в
жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от
природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
● применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах
внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной
организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать
поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за
свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям;
участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности;
проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
знаний);
● демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников
Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный
вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью,
соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет
уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда;
придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные
интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в
деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных
учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
 готовность к саморазвитию и к самообразованию;
 потребность в самовыражении;
 формирование ответственного отношения к порученному делу;

 развития опыта участия в социально значимом труде;
 уважительное отношение к иному мнению;
 оптимизм в восприятии мира;
 позитивная моральная самооценка.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 целеполагание, включая постановку новых целей;
 умение определять проблемные ситуации;
 умение определять пути решения проблемы, прогнозировать результат;
 умение составлять план работы;
 умение планировать пути достижения целей, поиска информации;
 адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить
необходимые коррективы;
 умение распределять время и контролировать его, умение осуществлять контроль.
Познавательные универсальные учебные действия:
 умение устанавливать причинно-следственные связи;
 умение строить логическое рассуждение;
 умение определять необходимые ресурсы для решения поставленной задачи;
 умение осуществлять сравнение, выбирать основания и критерии;
 умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 умение создавать и преобразовывать информацию для решения задач;
 умение представлять, информацию для других.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения;
 умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции
воспитанников;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 высказывать собственное мнение, координировать его с позициями всех участников
при выработке общего решения;
 умение адекватно использовать речь в ходе своей деятельности;
 вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
 умение сравнивать разные точки зрения;
 овладение устной и письменной речью, специфической для данной образовательной
программы;
 умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
 понимать важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную
культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность
родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом
возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи,
общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду);
 применять в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных
видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности;
умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт

ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности, искусстве;владеет основными навыками личной
и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к
природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым
существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
 демонстрировать социально-значимую активность в социуме (демонстрирует
уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания
героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен,
проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает
старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду,
людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда;
придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные
интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании,
демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к
научным знаниям, науке).

Содержание курса внеурочной деятельности «Орлята России»
Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер»
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения
и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
Трек «Орлёнок - Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека - конверт-копилка
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – Шкатулка мастера
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «ОрлёнокМастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят
новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела.
Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека - Круг Добра
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок - Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека - ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни)
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая
и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – Рюкзачок эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина
Символ трека – альбом «Мы - хранители»
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Подведение итогов

Материально – техническое обеспечение курса


Компьютерная техника.



Аудиотехника.

Мультимедийная система.
Цифровые образовательные ресурсы:
Цифровые образовательные ресурсы:
Институт стратегии развития образования
https://orlyatarussia.ru/
Библиотека ЦОК
http://lession.academy-content.myschool.edu.ru
1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования
http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных
образовательных ресурсов для общего образования
http://www.ndce.edu.ru
6. Школьный портал
http://www.portalschool.ru
7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании»
http://www.ict.edu.ru
8. Российский портал открытого образования
http://www.opennet.edu.ru
9. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы,
история математики
http://www.math.ru
10. Образовательный портал «Инфоурок»
https://infourok.ru/
11. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру»
https://my-uchi.ru/
12.Образовательный портал «Знанио»
https://znanio.ru/
13. Образовательная онлайн-платформа «Videouroki.net»
https://videouroki.net/
14. Образовательный портал «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru/
15. Образовательный портал «Продлёнка»
https://www.prodlenka.org/
16. Образовательная социальная сеть nsportal.ru
https://nsportal.ru
 Интернет-ресурсы:
 http://prozagadki.ru/




 https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241
 https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass-3293930.html
 https://znanio.ru/media/prezentatsiya_intellektualnyj_klub_myslitel_dlya_zanyatij_po_
vneurochnoj_deyatelnosti_2_4_klassy-141072
 http://ddtcentr.edusite.ru/p34aa1.html
 http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=489
 Энциклопедии.

№
п/п

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Орлята России»
(34 часа, 1 ч. в неделю) 3 класс
Тема занятия
Количество
Формы
Дата
часов
проведения
проведения
по
по
плану факту
Раздел I. Старт Программы ( 1ч.)

1

1.Вводный «Орлятский урок»

1

анкетирование

Раздел II. «Орлёнок – Лидер» ( 5ч.)
2

2.«Лидер – это…»

1

игра

3

3.«В команде рождается лидер»

1

тренинг

4

4.«КЛАССный выходной»

1

игра

5

5. КТД «Вместе мы сможем всё»

1

КТД

6

6.«Мы дружный класс!»

1

подведение итогов

Раздел III. «Орлёнок – Эрудит» ( 6 ч. )
7

7.«Кто такой эрудит?»

1

игра

8

8. «Игра – это полезно и интересно»

1

игра

9

9. «Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

10

10. КТД «Играй, учись и узнавай»

1

КТД

11

11. Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»

1

диалог

12

12. Итоги трека «На старте новых открытий»

1

подведение итогов

14. «Россия мастеровая»

1
1

беседа
презентация

15

15. «В гости к мастерам»

1

мастер-класс

16

16. КТД «Мастер своего дела»

1

КТД

13
14

Раздел IV. «Орлёнок – Мастер» ( 5 ч.)
13.«Мастер – это…»

Причина
корректировки

17

17.«Путь в мастерство» – подводим итоги

1

подведение итогов

18

Раздел V. «Орлёнок – Доброволец» ( 5ч.)
18.«От слова к делу»

1
1
1
1
1

просмотр
мультфильма
решение кейса
КТД
КТД
КТД

19
20
21
22

19.«Спешить на помощь безвозмездно!»
20.КТД «Создай хорошее настроение»
21.«С заботой о старших»
22. КТД «Подари улыбку миру!»
Раздел VI. «Орлёнок – Спортсмен» ( 3ч.)

23

23. «Движение – жизнь!»

1

работа по группам

24

24. «Мы гордимся нашими спортсменами»

1

презентация

25

25. Спортивная игра «Книга рекордов»

1

игра

1

беседа

1
1
1

КТД
квест
игра

1

презентация

1
1
1

КТД
КТД
встреча с
интересными
людьми

1

анкетирование

Раздел VII. «Орлёнок – Эколог» ( 4ч.)
26
27
28
29

26.«Страна экологии»
27.КТД «Знаю, умею, действую»
28.Экологический квест «Ключи природы»
29.Игра по станциям «Путешествие в природу»
Раздел VIII. «Орлёнок – Хранитель исторической
памяти» (4 ч.)

30
31
32
33

30.«Традиции моей страны»
31.КТД «История становится ближе»
32.КТД «Мы – хранители памяти»
33.«Расскажи мне о России»

34

Раздел IX. Подведение итогов (1ч.)
34.Подведение итогов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».