ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее —
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся
и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности.Задачей педагога, работающего по программе, является
развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
в создании и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования». 7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9 и
10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю,
34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения
нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В
течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и
тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им.
При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные,
национальные,
этнокультурные особенности
территории, где
функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса
семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие
задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача
педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно
ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо
обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная,
вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на протяжении всей
жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Почему знания влияют на
всю жизнь человека? Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный
язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации.
Современный языковой ландшафт характеризуется изменениями в устной и письменной
речи под влиянием цифровой среды. Понимание уместности употребления тех или иных
слов и форм. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и
залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль
распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффективных
источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого
человека. Возможности реализации творческого потенциала взрослых и детей. Русская
культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка как вид искусства.
Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание достоинств
личности. Уважение к окружающим и чужому труду как основа гармоничного развития
общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка ко взрослой
жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Традиции празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизникаждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Обмен опытом между поколениями и бережное отношение
друг к другу как путь к позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории
Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших
предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц
истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в
развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении,
дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать
другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине,
промышленности и т.д. Мировое признание достижений отечественной научной школы.
Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для
подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные
усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения
конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным риском.
Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях.
Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный
день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и
заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности
— неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев
Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за
самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека
как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных
ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого
гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние
традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование
нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не
только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах,
чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов
России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. Отечественная школа
мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских
мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные
мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение
исторического и культурного наследия как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея —
крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшения
жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная
работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей
стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и
развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия —
важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и
российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами
как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник
научной педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия.
Театр — целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы
широко используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно?
Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека
перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и
всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества
мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это
друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и
помогает добиться общего успеха. Как стать частью команды? Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной
работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих
событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне
последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания
создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных
поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и
уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес
к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о
научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять
недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и
подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в
предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать
достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью
взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования
разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие
публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту выступления;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной
деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого
этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение
элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение
опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие
умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и
семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе;
формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
формирование первоначальных представлений о природных и социальных объектах как
компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира
живой и неживой природы; формирование основ рационального поведения и
обоснованного принятия решений; формирование первоначальных представлений о
традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного
края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых
объектах Всемирного культурного и природного наследия в России, важнейших для
страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и
обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать
и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинноследственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре
родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией
(текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного
использования электронных ресурсов образовательной организации и сети Интернет,
получения информации из источников в современной информационной среде
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения
правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности
разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети
Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных
финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к
природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий
человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам,
отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности,
веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного
развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми
разного вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть
нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой
жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание»,
«прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить примеры проявления любви к
ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,
современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;
осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в
российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием
различных материалов и средств художественной выразительности изобразительного
искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной
культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре
и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных
прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности,
соблюдая правила честной игры.
№
п/п
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-4 КЛАССЫ
Наименование разделов и тем Количество
Основное
Основные виды Цифровые ресурсы
программы
часов
содержание
деятельности
1
Зачем человеку учиться?
1
2
Русский язык в эпоху цифровых
технологий
1
Приобретение знаний
на протяжении всей
жизни. Роль знаний в
развитии личности и
общества. Влияние
цифровых
технологий
на
приобретение
знаний.
Необходимость
управления
человеком
цифровыми
технологиями.
Развитие
навыков
работы в команде,
уважения
разных
мнений, разрешения
конфликтов
и
эмпатии
в
ходе
школьного
образования.
Формирующиеся
ценности:
жизнь,
созидательный труд,
патриотизм
Русский язык —
государственный
язык, объединяющий
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
3
Цифровой суверенитет страны
1
многонациональную
семью
народов
Российской
Федерации.
Современное
разнообразие
русского
языка,
изменения в устной и
письменной речи под
влиянием цифровой
среды.
Правила
использования
стилей
речи
в
современной
коммуникации.
Грамотная, логичная
и понятная речь —
признак
образованного
человека и залог
успеха в будущем.
Формирующиеся
ценности:
высокие
нравственные
идеалы, патриотизм
Что такое цифровой
суверенитет?
Как
обеспечивается
цифровая
безопасность
государства
и
каждого
человека?
Возможности
цифрового мира: как
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
4
Мирный атом. День работника
атомной промышленности
1
современные
технологии помогают
учиться, работать и
осваивать
новые
горизонты.
Мир
цифровых
профессий:
как
создаются
новые
технологии? Правила
безопасного
поведения в сети и
угрозы
цифрового
мира.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, права и
свободы человека
Мирный атом — это
использование
атомной энергии в
мирных целях на
благо человечества.
Уникальные атомные
технологии
и
достижения
отечественной
научной
школы.
Контроль
распространения
атомной
энергии.
Влияние
экологически чистых
и
эффективных
источников энергии
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
5
О творчестве. Ко Дню музыки
1
6
Что такое уважение? Ко Дню
учителя
1
на
будущее
человечества.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
созидательный труд
Творчество
—
неотъемлемая часть
жизни
каждого
человека.
Возможности
реализации
творческого
потенциала взрослых
и детей. Русская
культура
—
признанное мировое
достояние
человечества.
Музыка
как
вид
искусства. Состояние
развития
современной
отечественной
музыки: жанры и
направления.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного
над
материальным,
служение Отечеству
Уважение
—
признание
достоинств личности.
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
7
Как понять друг друга разным
поколениям?
1
Уважение
к
окружающим
и
чужому труду как
основа гармоничного
развития общества.
Правила
общения
внутри семьи, школы
и
коллектива.
Подготовка
к
взрослой жизни и
формирование
ответственности. О
роли
педагога
в
воспитании
личности. Традиции
празднования
Дня
учителя.
Формирующиеся
ценности:
взаимоуважение,
служение Отечеству
и ответственность за
его судьбу
Семья как ценность в
жизни
каждого
человека,
основа
любого
общества.
Формирование
общих
семейных
ценностей — залог
взаимопонимания в
семье. Обмен опытом
между поколениями
и
бережное
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
8
О городах России.
народного единства
Ко
Дню
1
отношение друг к
другу как путь к
позитивным
изменениям
и
взрослению.
Формирующиеся
ценности:
крепкая
семья
Города
России:
разнообразие
культур, языков и
вековых
традиций.
Единство
народов,
проживающих
на
территории
Российской
Федерации.
Древнейшие города
России как хранители
информации о наших
предках
и
культурного
кода
страны.
Изучение
российских городов
— изучение страниц
истории Отечества.
Роль государства в
развитии
малых
городов.
Возможности
граждан в развитии
своей малой родины.
Формирующиеся
ценности: единство
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
9
Общество
возможностей
безграничных
1
10
Селекция и генетика. К 170летию И. В. Мичурина
1
народов
России,
гражданственность
Общество
—
совокупность разных
людей,
отличных
друг от друга, но
имеющих
единые
потребности в любви,
уважении,
дружбе,
принятии
и
самореализации.
Роль
цифровых
технологий
в
расширении
возможностей
участия
в
общественных
процессах.
Готовность
уважительно
воспринимать
другого человека —
основа гармоничных
отношений
в
обществе.
Формирующиеся
ценности:
жизнь,
взаимоуважение
Состояние науки в
современной России.
Роль генетики
и
селекции в сельском
хозяйстве, медицине,
промышленности и
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
11
Как
решать
конфликты
и
справляться с трудностями. Ко
Дню психолога
1
т.д.
Мировое
признание
достижений
отечественной
научной
школы.
Открытия
И.
В.
Мичурина
и
их
влияние на развитие
страны. Возможности
для подрастающего
поколения
в
познании мира и
личном
развитии.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, высокие
нравственные идеалы
Конфликты
и
трудности
—
естественный
элемент
развития
общества и каждого
отдельного человека.
Поиск
причины
конфликтов как ключ
к их разрешению.
Совместные усилия и
внимание друг к
другу
как
залог
преодоления
трудностей. Правила
разрешения
конфликтных
ситуаций.
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
12
Профессия — жизнь спасать
1
13
Домашние питомцы. Всемирный
день питомца
1
Формирующиеся
ценности:
взаимопомощь,
взаимоуважение,
коллективизм
Спасатели
—
специалисты,
которые
помогают
людям в опасных
ситуациях.
Профессия спасателя
связана
с
повышенным риском.
Профессиональные
качества и навыки
спасателей.
Поведение
в
экстремальных
ситуациях.
Ответственное
отношение к своей и
чужой
жизни,
правила
безопасности.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
служение Отечеству
и ответственность за
его судьбу
Роль
домашних
питомцев в жизни
человека.
Ответственность,
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
14
Россия — страна победителей.
Ко Дню Героев Отечества
1
забота и бережное
отношение
к
питомцам.
Всемирный
день
питомца объединяет
людей всей планеты
для
укрепления
ценностей дружбы и
заботы о животных.
Как
соблюдать
безопасность
при
общении
с
животными?
Формирующиеся
ценности:
милосердие
Герои
России
с
древнейших времен и
до
современности.
Традиции героизма,
мужества
и
решительности
—
неотъемлемая часть
российской
идентичности
и
культурного
кода.
День
Героев
Отечества
—
выражение
благодарности,
признательности
и
уважения
за
самоотверженность и
мужество.
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
15
Закон и справедливость. Ко Дню
Конституции
1
16
Совесть внутри нас
1
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
служение Отечеству
и ответственность за
его судьбу
Конституция
Российской
Федерации
—
основной
закон
страны. Конституция
закрепляет права и
свободы человека как
высшую
ценность.
Справедливость —
одна из важнейших
духовнонравственных
ценностей
российского
общества.
Знание
законов страны как
прямая обязанность
каждого гражданина
России. Какие права
и обязанности есть у
детей?
Формирующиеся
ценности:
справедливость,
жизнь, достоинство,
права и свободы
человека
Совесть
—
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
17
Календарь
полезных
Новогоднее занятие
дел.
1
внутренний
ориентир,
помогающий
отличить добро от
зла. Ключевая роль
совести
в
осуществлении
личного
выбора.
Влияние
традиционных
ценностей, культуры
и
исторического
опыта страны на
формирование
нравственных
ориентиров
личности.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
созидательный труд
Зимние каникулы —
это время не только
для семейного доcуга
и отдыха, но и
добрых дел. Чем
заняться
на
каникулах,
чтобы
провести время с
пользой: составление
календаря.
Новогодние
традиции
народов
России.
Подарки,
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
18
Как
создают
мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
19
Музейное
дело.
170
Третьяковской галерее
1
лет
создание атмосферы
новогодней
сказки
для своих родных и
близких.
Формирующиеся
ценности:
крепкая
семья,
единство
народов
России,
взаимопомощь
Отечественная школа
мультипликации и ее
достижения.
Мировое признание
советских
и
российских
мультипликационных
фильмов.
Каждый
фильм — это труд
большой
команды
профессионалов. От
идеи — до экрана:
как
появляются
современные
мультипликационные
фильмы?
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного
над
материальным,
гуманизм
Российские музеи —
хранители
богатейшего
материального
и
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
20
Как создавать свой бизнес?
1
нематериального
наследия
страны.
Сохранение
исторического
и
культурного
наследия
как
направление
государственной
политики. Изучение,
реставрация
и
интерпретация
памятников
искусства.
Третьяковская
галерея
—
крупнейший
музей
русского искусства и
объект
всемирного
достояния. Почему
важно
посещать
музеи? Профессии в
сфере
музейного
дела. Как создавать и
развивать школьный
музей?
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного
над
материальным,
служение Отечеству
Бизнес
—
ответственный выбор
человека,
возможность
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
21
Есть ли у знания границы? Ко
Дню науки
1
реализовать
свою
мечту и принести
пользу
обществу.
Современные
предприниматели и
их возможности в
развитии
отечественной
экономики
и
улучшении
жизни
людей. Бизнес — это
не только личный
успех,
но
и
ответственная
командная работа. С
чего начать свое
дело?
О
мерах
поддержки молодых
предпринимателей в
нашей
стране.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее наследие
российской науки и
ее
выдающихся
представителей.
Технологическое
лидерство
государства
и
развитие науки. Как
меняются
научные
подходы с развитием
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
22
Слушать,
слышать
договариваться.
Кто
дипломаты?
и
такие
1
цифровых
технологий?
Государственная
поддержка науки и
молодых ученых. Как
происходят
современные
открытия? Как стать
ученым?
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
созидательный труд
Дипломатия
—
важная
сфера
деятельности
государства,
обеспечивающая
защиту
интересов
государства
и
российских граждан.
Специфика
дипломатической
работы.
Диалог
между государствами
как
основа
международной
стабильности.
Навыки для жизни:
как
научиться
договариваться
с
окружающими
людьми
и
вести
конструктивный
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
23
Герой из соседнего двора.
Региональный урок ко Дню
защитника Отечества
1
24
День наставника
1
диалог.
Формирующиеся
ценности:
историческая память
и
преемственность
поколений,
многонациональное
единство
Герой — реальный
человек,
живущий
рядом с нами, чья
жизнь
является
примером
для
окружающих.
В
каждом
регионе
России
живут
выдающиеся герои,
отважные,
мужественные
и
трудолюбивые. Что
такое героизм? Какие
качества
отличают
героя?
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, единство
народов России
День наставника —
важный
государственный
праздник,
который
позволяет закрепить
статус наставников,
подчеркнуть
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
25
Большой. За кулисами. 250 лет
Большому театру и 150 лет
Союзу театральных деятелей
России
1
значимость
этой
деятельности
и
повысить ее престиж.
Роль наставника в
формировании
и
профессиональном
развитии личности.
Знаменитые россияне
и их наставники. К.
Д. Ушинский как
основоположник
научной педагогики в
России. Как найти
наставника?
Формирующиеся
ценности: служение
Отечеству,
созидательный труд
Российская
драматургия, опера и
балет
—
часть
мирового наследия.
Театр — целая семья
разных профессий:
декораторы,
костюмеры,
режиссеры,
музыканты,
дирижеры, гримеры и
многие
другие.
Почему достижения
русской театральной
школы
широко
используются
во
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
26
Как справляться с волнением?
1
27
65 лет триумфа.
космонавтики
1
Ко
Дню
многих
странах
мира? Как
стать
актером и что для
этого
нужно?
Развитие школьных
театров в России.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного
над
материальным,
созидательный труд
Волнение
как
естественное
состояние человека
перед
важным
событием в жизни.
Контроль
эмоционального
состояния, забота о
своем физическом и
психологическом
здоровье.
Какие
полезные привычки
положительно
влияют
на
эмоциональное
состояние? Как их
сформировать
и
придерживаться?
Формирующиеся
ценности: жизнь
Россия — одна из
ведущих
космических держав.
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
28
Как мусор получает «вторую
жизнь»? Технологии переработки
1
Развитие
космической отрасли
—
приоритетное
направление
национальных
проектов.
Достижения
прошлого
как
предмет
национальной
гордости
и
мотивация
для
будущих свершений
отечественной
космонавтики.
Как
устроен современный
космодром?
Труд
конструкторов,
инженеров, летчиков
и
других
специалистов
открывает
для
страны
и
всего
человечества новые
горизонты.
Формирующиеся
ценности: служение
Отечеству,
историческая память
Состояние планеты
—
личная
ответственность
каждого
человека.
Почему об экологии
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
29
Что значит работать в команде?
Сила команды. Ко Дню труда
1
должен
заботиться
каждый
человек
Неосознанное
потребление
как
причина
роста
количества мусора.
Климатические
изменения,
загрязнение
окружающей среды.
Развитие
системы
переработки отходов
и роль государства в
этом процессе. Какие
полезные привычки
необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
Команда
—
это
друзья
и
единомышленники,
где каждый вносит
свой значимый вклад
в общее дело и
помогает
добиться
успеха.
Умение
слышать и трудиться
сообща,
разделять
успех
и
вместе
переживать неудачу.
Примеры
коллективной работы
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
30
Песни о войне. Ко Дню Победы
1
31
Ценности,
объединяют
1
которые
нас
в истории страны.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный труд
Песни
были
свидетелями многих
великих событий. В
них
отразилась
история
нашей
великой
страны.
Влияние песни на
чувство
сопричастности
истории
народа,
сохранение памяти о
Великой
Отечественной войне
последующими
поколениями.
Как
песни
передают
чувства, эмоции и
переживания
создателей?
Формирующиеся
ценности: единство
народов
России,
историческая память
и
преемственность
поколений
Занятие проходит по
итогам всех занятий
года. Ценности —
это
ориентир,
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
который
помогает
нам
поступать
правильно
и
ответственно.
Традиционные
ценности помогают
чувствовать
себя
частью
единого
народа,
способствуют
укреплению
общества и развитию
страны. Следование
ценностям помогает
человеку развиваться
и достигать успеха.
Уникальность
каждого человека и
опыт
разных
поколений
обогащают общество,
но
только
в
сочетании
с
единством,
взаимопомощью
и
уважением друг к
другу
существует
сильный
и
сплоченный народ.
Формирующиеся
ценности:
традиционные
российские духовнонравственные
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
31