РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриот» (далее
Программа) составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в последней редакции);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в последней редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21) (зарегистрировано в Минюсте
России 29.01.2021 N 62296);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного образования
детей в Свердловской области от 06.05.2022 № 434-Д;
- Концепция информационной безопасности в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023. № 1105-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
2
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
06.05.2022
№
434-Д
«Об
утверждении
концептуальных
подходов
к
развитию
дополнительного образования детей в Свердловской области;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019
г.
№
70-Д
персонифицированного
«Об
утверждении
финансирования
методических
дополнительного
рекомендаций
«Правила
образования
детей
в
Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.12.2021 г. № 1245-Д «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
молодежной политики СО от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
по
подготовке
правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
- Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской
области
в
2021
году»
(вместе
с
методическими
рекомендациями
«Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
- Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №12».
3
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «ПутеВед» физкультурно-спортивная.
Актуальность
и
новизна
программы:
Программа
является
одним
из
звеньев
образовательно-воспитательной системы МАОУ СОШ №12 и рассчитана, прежде всего, на
создание условий для формирования устойчивого желания обучающихся этого объединения
вести здоровый образ жизни, стремления к саморазвитию и самореализации.
Ведущую роль играют отношения творческого содружества обучающихся и педагога,
то есть образование идет через воспитание. Такая система позволяет преодолевать
регрессивный тип воспитательных отношений, повышая тем самым личностный потенциал
обучающегося.
Во главе единого пространства образовательного пространства, прежде всего,
формирование качеств личности, учитывается желание обучающегося, его базовая
подготовленность, мотивационная устойчивость, особенности психофизического развития.
Таким образом, программа не только значима и актуальна, она еще перспективна и
востребована в условиях нашего города. Она позволяет, с одной стороны, через смену рода
деятельности оградить детей от замкнутости круга общения, уйти от неблагоприятной среды,
с другой стороны, повышает возможность сформировать коммуникативно-личностные
качества, необходимые для адаптации в социуме, укрепить здоровье, прививает стремление
вести здоровый образ жизни. Участие в городских туристических слетах дает возможность
учащимся почувствовать себя частью большого коллектива, осознать свою значимость в
команде, стремиться к победе.
Отличительные особенности: включают комплексный подход к воспитанию и
обучению
обучающихся,
краеведческую
направленность,
систематичность
занятий,
использование разнообразных методов. Эти особенности проявляются в разных аспектах: в
целях программы, задачах, в содержании и методах проведения занятий.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в формировании
дружеского, сплоченного коллектива. Данное дополнительное объединение развивает
спортивно-туристические способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививает
любовь к труду, родине, интерес к познанию нового в изучаемом предмете.
Воспитательная работа. Реализация программы осуществляется параллельно с
воспитательной работой, которая представлена в Программе Воспитания в виде раздела
«Календарный план воспитательной работы». Данный раздел представляет собой базисный
минимум воспитательной работы, который включает в себя мероприятия, являющиеся
4
обязательными для проведения с обучающимися объединения на всех уровнях и может быть
дополнен педагогом в зависимости от конкретных образовательных потребностей детей.
Целью воспитательной работы при реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы является формирование у детей социального опыта,
необходимого для жизни в обществе, а также системы ценностей, принимаемой обществом
для многогранного развития и социализации каждого обучающегося.
В достижении цели воспитательной работы поможет решение ряда задач, а именно:
-
формирование
у
школьников
активной
жизненной
позиции,
гражданско-
патриотического сознания;
-
изучение истории и географии страны, в том числе военно-исторического наследия и
героического прошлого государства и общества, основ безопасности жизнедеятельности;
-
пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-
опасных явлений;
-
создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по
вопросам воспитания обучающихся.
Для повышения результативности обучения и более эффективного достижения цели и
реализации задач данной программы целесообразно проводить мероприятия воспитательной
работы при участии приглашённых специалистов, привлекающих детей к участию в
организационно-массовых мероприятиях в свободное время от освоения обучающимися
основной дополнительной общеобразовательной программы.
Мероприятия воспитательного характера позволяют включить каждого ребенка в
практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям.
Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по
профилю, но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
Воспитательная работа необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
2.
Цель и задачи программы
Целью программы: сформирование всесторонне развитой личности средствами
туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования н местности. Создание
условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления подрастающего
поколения, сплочения коллектива.
Задачи:
Воспитательные:
5
Воспитание нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному,
историческому наследию родного края.
Развивающие:
развитие творческих, организаторских способностей, инициативы, самостоятельности,
познавательной активности.
Образовательные:
Обучение основам туристической подготовки, элементам техники и тактики
пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах.
Адрес программы: программа предназначена для обучающихся 9-12 лет – младшая
группа, возраст 13-17 лет – старшая группа.
Количество обучающихся в группе: 10-15 человек
Режим занятий и объем программы:
- младшая группа по 2 академического часа два раза в неделю, старшая по 2 часа один
раз в неделю итого 204 часов в год.
Срок и объем реализации программы:
Уровень
Год
обучения
Базовый
1 год
Дата
начала
занятий
Дата
окончан
ия
занятий
01
25
сентября
мая
ИТОГО:
Уровень
дополнительной
Количест
во
Количество
учебных
дней
Количество
Режим
учебных
часов
занятий
34
102
204
34
102
204
учебных
недель
общеобразовательной
общеразвивающей
Младша
я группа
по 2
академи
ческого
часа два
раза в
неделю,
старшая
по 2
часа
один раз
в
неделю
программы
«Патриот» – базовый, предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
6
Условия набора:
Основной набор проходит в начале учебного года. В группы принимаются дети, на
добровольной основе. На обучение в младшую группу принимаются мальчики и девочки,
достигшие 11 –летнего возраста, в старшую группу принимаются девочки и мальчики,
достигшие 13- летнего возраста. Возможен дополнительный набор обучающихся взамен
выбывших по болезни, другим причинам.
Состав группы разновозрастной, разнополый, сменный.
Возрастные особенности. 9 – 12 лет происходят существенные изменения в психике
ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает
сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует
развитию теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого
возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка
всех остальных психических процессов, то есть “память становится мыслящей, а восприятие
думающим”. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть
сформированы такие новообразования, как произвольность, способность к саморегуляции,
рефлексия (обращенность на себя). Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий
мир, заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом
виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения.
В подростковом возрасте возникает новый тип взаимоотношений между детьми и
взрослыми. Подросток претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Меняется в
этот период и отношение детей к дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении
со сверстниками. Это явление объясняется тем, что у подростка формируются новые
ценности, которые понятны и ближе сверстнику, нежели взрослому. Существенно меняется
характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных
самооценок. Недовольство собой у детей распространяется не только на общение с
одноклассниками, но и на учебу.
Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков
потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего
взрослыми.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном
отношении. Подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения,
постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия,
ранимость, неадекватность реакций.
7
Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к
каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при
работе с ним, увлечь и заинтересовать его.
В этот период большое значение приобретает ценностно-ориентированная активность.
Главная особенность детей в возрасте 13-17 лет: они начинают считать себя взрослыми,
постоянно пытаются доказать это окружающим, иногда даже зациклены на этом. Активно
проявляется интерес к противоположному полу. Достаточно общительны, начинают
отстаивать свою точку зрения. Порой любят больше говорить, чем делать. У человека в
таком возрасте обо всем есть свое мнение, поэтому дети хотят, чтобы их пожелания, мнения,
доводы учитывались в течение лагерной смены. Руководитель ДО является самым отличным
авторитетом для своих воспитанников.
Режим занятий:
- занятия проводятся в младшей группе два раза в неделю (по 2 академического часа) с
перерывами 10 минут, в старшей группе один раз в неделю (по 2 академического часа).
Академический час 45 минут.
Формы и методы проведения занятий:
При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы.
Проводятся теоретические и практические занятия, практическое занятие (дискуссии,
творческие встречи, экскурсии, показательные выступления).
Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение
занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной,
физической
и
других
видов
деятельности.
Каждое
занятие
сопровождается
физкультминутками и перерывами, где используются элементы здоровьесберегающих
технологий. Кроме того, на каждом занятии особое внимание уделяется формированию
здорового образа жизни обучающихся.
Фронтальная (со всеми обучающимися одновременно) – теоретические занятия по
технике безопасности, теоретические занятия, лекции и беседы по разделам программы,
просмотр и обсуждение кинофильмов.
Групповая (в малых группах, в парах)- диспуты, дискуссии, разбор ситуационной
задачи, походов.
Индивидуальная (отдельно с каждым обучающимся) – отработка навыков и умений при
вязке узлов, разведении костра и т.п.
8
Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные
методы, практические, метод учебных ситуаций, объяснительно-иллюстрированный,
поисковый, проектный.
Для детей с различным уровнем когнитивных способностей, интересов варьируются
задания, упражнения, используемые материалы.
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы
дистанционных образовательных технологий:
- видео-занятия, лекции, мастер-классы;
- сайты по данному направлению;
- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
- показательные выступления;
- спортивно-туристические соревнования.
Виды занятий: беседы, разбор ситуационных задач, дискуссии, показательные
выступления.
Особенности организации образовательного процесса.
Деятельность объединения осуществляется на базе МАОУ СОШ №12 г. Первоуральска.
К деятельности объединения привлекаются социальные и медицинские работники, учителя
школы, краеведы, тренеры и другие специалисты в области туризма.
Также приоритетным является выделение ценностных ориентиров:
- ценность гражданской позиции, как умение противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах
своих возможностей;
- ценность доброжелательности, как доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- ценность семьи, как основополагающей в нравственном содержании и смысле поступков,
как собственных, так и окружающих людей;
- ценность личности, как самосовершенствование, самообразование и самовоспитание,
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов
познания и творчества.
В отличии от других программ в этой программе все образовательные блоки
предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование
деятельностно-практического опыта.
Формы подведения результатов:
- показательные выступления;
9
- спортивно-туристические соревнования.
3.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Базовый уровень. 1 год обучения
№
1.
2.
Раздел
Раздел
1.
Летопись родного
края
Раздел 2 «Школа
выживания»
Количество часов
Количество часов
Форма
9-12 лет
13-17 лет
контроля
Всего
Теория
Практика
Всего
Теория
Практика
22
22
-
10
0
10
Устный
зачет
Соревнова
ния
114
36
78
58
12
46
«Школа
безопасно
сти»
Календарный
учебный
график
разработан
в
соответствии
с
санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.3648-20).
Содержание учебного плана
Базовый уровень. 1 год обучения
Раздел 1. Летопись родного края
Теория: Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества. Изучение военной и
государственной символики. Изучение культурного наследия и творчества жителей родного
края. Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти
земляков. Д.М. Карбышев, генерал-лейтенанта инженерных войск, герой Советского Союза.
Практика: Восстановление музея Д.М. Карбышеву. Формирование банков краеведческих
данных; ведение специальных летописей и хроник; пополнение фондов школьного музея;
поисковая работа.
Раздел 2 «Школа выживания»
10
Теория: Вводное занятие. Инструктаж.
2.1 Автономное существование
Теория: Понятие об автономном существовании человека. План действия. Сигналы бедствия.
Жилище. Лечение заболеваний.
Практика: Добывание огня. Добывание пищи и воды. Оказание первой помощи.
Лекарственные растения.
2.2 Пожарная безопасность.
Теория: Пожар. Природные пожары.
Практика: Средства пожаротушения.
2.3 Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона
Теория: Действия при ЧС природного характера.
2.4 Психология поведения людей в экстремальных ситуациях
Теория: Психика человека в экстремальных ситуациях
2.5 Топография
Теория: Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и военном деле.
Топографические условные знаки. Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы
для ориентирования на местности. Топографические карты.
Практика: Определение расстояний на местности и на карте. Азимут. Определение азимута
на местности и на карте. Движение на местности по азимуту. Ориентирование на местности.
Изготовление картосхем маршрута.
2.6 Медицинская подготовка
Теория: Виды ран. Остановка кровотечения. Виды повязок и правила их наложения.
Аптечка медицинская. Медицинские средства защиты.
Практика: Первая медицинская помощь при ДТП. Оказание первой медицинской помощи
при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. Оказание первой
медицинской помощи при обморожениях.
4.
Планируемый результат
Личностные результаты:
- формирование
доброжелательному
навыков
и
отношению
потребности
со
к
сотрудничеству
сверстниками,
со
бесконфликтному
сверстниками,
поведению,
стремлению прислушиваться к мнению одногруппников;
- соблюдение норм и правил, принятых в сообществе;
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- уважительное отношение к иному мнению;
11
- оказание бескорыстной помощи окружающим;
- способность принимать активное участие в организации и проведении совместных
культурно массовых мероприятиях.
Метапредметные результаты:
- умение понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
- умение формулировать свои затруднения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- умение планировать свои действия на отдельных этапах работы;
- умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- умение анализировать причины успеха/ неуспеха, осваивать с помощью педагога
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;
- умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей.
Планируемые результаты, критерии и механизм оценивания результатов.
знать:
правила выживания в условиях автономии;
правила выживания при ЧС.
уметь:
действовать при возникновении ЧС;
действовать в условиях автономии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
для избегания попадания в стрессовые ситуации;
правильных действий при попадании в ЧС.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРЫЙ УЧЕНЫЙ ГРАФИК К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ПУТЕВЕД»
12
Начало учебных занятий – 01 сентября.
Продолжительность учебного года – 34 учебных недель.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Окончание учебного года – 25 мая.
Каникулы – новогодние.
Промежуточная аттестация: 19-24 декабря, 15-20 мая.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Для организации обучения по программе необходимы следующие материальнотехнические средства:
- учебный кабинет, оборудованный столами и стульями, отвечающими требованиям
ГОСТа (по размеру);
- хорошая освещенность, возможность проветривания помещения;
- стол для педагога;
- демонстрационная магнитно-маркерная доска;
- мультимедийная техника (ноутбук, экран, телевизор, мультимедиа проектор);
- игровые средства обучения: мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы
цветных карандашей, фломастеров, красок;
- инструкции по технике безопасности;
- методическая литература;
- таблицы, схемы, раздаточный материал;
- туристическое снаряжение (каски, рюкзак, туристический коврик, топор, нож, котелок
и костровое оборудование, веревки, карабины, компасы, топографические карты);
- ручные огнетушители;
- аптечка медицинская;
- медицинские средства защиты.
Информационное обеспечение:
- Инструкции по технике безопасности на занятие.
- Диагностические методики.
- Видеоматериалы.
- Информационные
ресурсы,
необходимые
для
реализации
программы
в
дистанционном режиме.
Кадровое обеспечение реализации программы:
13
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с
уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту.
Программу реализует педагог дополнительного образования Воробьев Вадим Иванович.
Форма участия других лиц в реализации программы: участие других педагогов специалистов
при проведении постановок; участие и помощь родителей на репетициях, и мероприятиях
воспитательного характера.
Методические материалы:
Дидактическое обеспечение реализации программы разработано в соответствии с
темами учебного плана программы.
Используемые для реализации программы:
1. Игровые технологии
3. Информационно – коммуникативные технологии
4. Здоровье сберегающие технологии
5.
Электронные образовательные ресурсы: компьютерные презентации, разработанные
педагогом, по темам программы, банк видеоматериалов
6. Информационные материалы к темам программы (буклеты, листовки и.т.д.)
7. Проектная методика
Системы средств контроля и результативности обучения – представляет собой
различные виды анкетирования, самостоятельных работ и мониторинга.
1.
Анкета
для
родителей
«Степень
удовлетворенности
спектром
и
качеством
дополнительного образования в МАОУ СОШ №12.
2.
Темы устных опросов (зачетов) «Техника безопасности на занятиях».
3.
Темы индивидуальных заданий.
4.
Тесты.
2.3
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ (АТТЕСТАЦИЯ) И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Главным видом контроля является спектакль, который проводится в конце года.
Для осуществления правильной оценки результативности реализации дополнительной
14
Общеобразовательной общеразвивающей программы «Путевед» проводится:
Входная диагностика проводиться в сентябре с целью выявления первоначального
уровня знаний по пожарной безопасности.
Формы:
- педагогическое наблюдение
- собеседование
- тестирование
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течении всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала обучающимися, повышение уровня
мастерства у обучающихся
Формы:
- педагогическое наблюдение
- устный зачет
- выполнение индивидуальных заданий
Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь и май) с целью
выявления уровня освоения программы обучающихся.
Формы:
- мониторинг участия в соревнованиях, эстафетах;
- устный зачет;
- выполнение индивидуальных заданий;
- участие в показательных выступлениях, соревнованиях;
- участие в спортивно-туристических соревнованиях (в конце учебного года).
Итоговый контроль проводиться в конце обучения по программе.
Формы:
- участие в спортивно-туристических соревнованиях (в конце учебного года);
- мониторинг участия в показательных выступлениях.
Критерии оценивания
Высокий уровень освоения программы
Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и
творческой деятельности, составляющей содержание программы. На итоговом тестировании
показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний
воплощается в качественный продукт.
Средний уровень освоения программы
15
Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной
и
творческой
деятельности,
составляющей
содержание
программы.
На
итоговом
тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое
применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки.
Низкий уровень освоения программы
Учащиеся
демонстрируют
низкий
уровень
заинтересованности
в
учебной,
познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы. На
итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала,
практическая работа не соответствует требованиям.
Список используемой литературы
1. Ю.Я. Леонтьев, М.Б. Астапов. Региональная программа курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» для учащихся 9-11-х классов общеобразовательных учреждений
Краснодарского края. Краснодар. ООО «Кубаньпечать» 2000 г.;
2. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. Методические материалы и документы по курсу Основы
безопасности жизнедеятельности. Москва. «Просвещение» 2001 г.;
16