ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной
частью коррекционно-развивающей области АООП ООО для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи. Курс обеспечивается логопедическим
сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление
нарушений/недостатков речевого развития у обучающихся 5 классов.
Общая характеристика курса «Логопедические занятия»
Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на
формирование речевой компетенции обучающихся с ТНР, развитие и
совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического
запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление
нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю
собственной речи.
Цель и задачи курса
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» – коррекция и
преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и
письменной речи обучающихся с ТНР, развитие и совершенствование
коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю
собственной речи.
Задачи курса:
Коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
Совершенствование зрительно-пространственных и
пространственно- временных представлений;
совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
формирование фонематических, морфологических и синтаксических
обобщений;
коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
формирование
алгоритма
орфографических
действий,
орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
развитие связной речи и формирование коммуникативной
компетенции.
В
процессе
проведения
курса
«Логопедические
занятия»
осуществляются формирование языковых обобщений, коррекция и развитие
навыков правильного использования языковых средств в процессе общения и
в учебной деятельности. Происходят обогащение лексического строя речи,
развитие лексической системности, совершенствование грамматического
оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и
словообразования изучаемых частей речи, моделями различных
2
синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи,
соответствующей законам логики, грамматики, композиции речевого
высказывания, выполняющей коммуникативную функцию.
Особенности построения курса
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия»
построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание
одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых
для преодоления речевого нарушения при ТНР. Модульное построение
программы курса позволяет осуществлять дифференцированный подход с
учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей
школьников с ТНР. Учитель-логопед может структурировать содержание
программного материала по курсу, исходя из потребностей учащегося с ТНР
илигруппы,увеличиваяколичествочасовнаизучениеодногоилинескольких
модулей либо равномерно распределяя время на изучение каждого модуля.
Проведение
коррекционно-развивающих
занятий
учителя-логопеда
предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы.
При тематическом планировании логопедических занятий учительлогопедпослеизученияконкретнойтемымодуляинтегрируетеематериалдля
закрепления в структуру последующих занятий. Кроме того, возможно
совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных модулей.
Содержание модулей включает:
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны
речи. Фонетика, орфоэпия, графика» направлена на коррекцию и развитие
произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова,
дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма
(перестановки, пропуски, замены).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса.
Формирование навыков словообразования. Морфемика» направлена на
пополнение словарного запаса, использование различных способов
словообразования разных частей речи, преодоление специфических и
дизорфографических ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны
речи. Морфология» направлена на формирование синтаксических и
семантических представлений,
расширение
языковых средств и
формирование умения активно использовать их на уровне словосочетания и
предложения, преодоление специфических, дизорфографических и
пунктуационных ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация
(говорение, аудирование, чтение, письмо)» направлена на развитие умения
работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков,
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
3
потребности
к
речевому
самосовершенствованию,
преодоление
специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.
Место курса в учебном плане
Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят во
второй половине дня во внеурочное время в специально оборудованном
кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и
в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией
школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционноразвивающих логопедических занятий предусматриваются индивидуальные,
подгрупповые и групповые формы работы.
Продолжительность
и
интенсивность
занятий
определяется
индивидуально, но не реже 2-х раз в неделю. В зависимости от выраженности
речевого нарушения на основании рекомендаций ППк количество
еженедельных занятий может изменено.
Ориентировочная
продолжительность
логопедических
занятий
определяется
в
соответствии
с
санитарно-эпидемиологическими
требованиями и может составлять:
групповое занятие – 40 минут;
подгрупповое занятие – 30 - 40 минут;
индивидуальное занятие – 20 - 40минут.
Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими
специалистами сопровождения (педагогом - психологом), что обеспечивает
комплексный подход в решении трудностей обучающегося с ТНР.
4
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны
речи. Фонетика, орфоэпия, графика»
Звуки и буквы. Различение звуков в речи и букв на письме (по
фонетическому сходству). Различение букв (по оптическому и
кинетическому сходству). Слогообразующая роль гласных. Типы слогов.
Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения.
Практикум по развитию произношения и навыков чтения.
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса.
Формирование навыков словообразования. Морфемика»
Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, онк-. Словообразование прилагательных при помощи суффиксов: -ов- (-ев-), лив-, -к-, -ск-, -ева-, -н-. Словообразование глаголов при помощи приставок:
без -бес, пре -при. Словообразование глаголов с помощью приставок и
суффиксов. Различение букв о–а в корнях -лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-).
Различение букв ё–о после шипящих в корне слова. Различение букв ы–и
после ц в словах.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны
речи. Морфология»
Словосочетание и предложение. Согласование слов. Связь слов в
словосочетании и в предложении. Различение глаголов совершенного и
несовершенного вида. Практическое использование глаголов в устной и
письменной речи. Словоизменение глаголов. Однозначные и многозначные
слова. Антонимы. Синонимы. Дифференциация существительных в
различных падежных формах. Составление сложных предложений по
образцу с союзами а, и, но.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация
(говорение, аудирование, чтение, письмо)»
Составление связного высказывания (в виде словесного отчета по
совершаемому действию с опорой на ключевые слова). Составление связного
рассказа повествовательного характера на заданную тему (по опорному
плану и ключевым словам). Пересказ повествовательного текста (объемом не
менее 90слов). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и
на основе полученных знаний, объемом не менее 2 реплик). Работа с
письменным текстом. Работа с деформированным текстом. Деловое письмо
(текст поздравительной открытки и письма).
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ПОГОДАМОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны
речи» (фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится и будет (сможет):
Преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи
и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звукослоговой структуры или минимизируя их (в рамках изученного
программного материала 5 класса);
Устранять или минимизировать недостатки звукопроизношения;
Различать и характеризовать звуки речи с опорой на образец;
совершенствовать оптико-пространственные представления и мелкую
моторику, различать буквы по оптическому и кинетическому сходству,
исключая специфические ошибки (по типу замены);
различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова с
опорой на алгоритм действий, соотносить звуковой облик слова с его
графическим изображением;
ориентироваться в понятиях: звук, буква, слог, гласные, йотированные
гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие,
непроизносимые, фонема, фонетический разбор;
выделять ударный слог в начале, в середине и в конце слова, различать
ударные и безударные слоги и приводить примеры;
использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике
произношения и правописания (в том числе правописание
разделительных ъ и ь; ы – и после ц; правописание сочетаний жи - ши,
ча - ща, чу - щу; -чк-, -чн-, -нч-, -рщ-);
читать с соблюдением орфоэпическим норм, исключая или
минимизируя специфические ошибки (перестановки, антиципации,
пропуски, замены).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса.
Формирование навыков словообразования. Морфемика»
Обучающийся научится и будет (сможет):
правильно произносить и писать слова без специфических ошибок
словообразования или минимизируя их (в рамках изученного
программного материала 5 класса);
ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка,
суффикс, окончание;
образовывать существительные при помощи суффиксов: – ышк-, оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, иц-, -ок-, -онк-;
6
образовывать существительных при помощи суффиксов и
приставок;
образовывать прилагательные при помощи суффиксов: -ов- (-ев),лив-, -к, -ск-, -ева- ,-н-;
образовывать глаголы при помощи приставок: без-бес, пре-при;
образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;
соблюдать на письме орфографические правила: правописание
приставок приставок на з (с); правописание корней с буквами о–ав
корнях -лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-);с буквами ё – о после
шипящих в корне слова; с буквами ы, и после ц.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны
речи. Морфология»
Обучающийся научится и будет (сможет):
правильно произносить и писать словосочетания и предложения без
специфических ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя
количество лексико-грамматических ошибок (в рамках изученного
программного материала 5 класса);
использовать различные части речи, в том числе существительные,
прилагательные, местоимения, глаголы и наречия;
различать существительные, уметь записывать словосочетания и
предложения ,соблюдая правило слитного и раздельного написания нес
именами существительными, правописание собственных имен
существительных;
различать прилагательные полной и краткой формы; уметь записывать
словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и
раздельного написания не с именами прилагательными;
различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и
невозвратные, переходные и непереходные, грамматические свойства
инфинитива (неопределенной формы) глагола;
спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов,
постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного),
правописания глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь
какпоказателяграмматическойформывинфинитиве,вформе2-голица
единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных
окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах
прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с
глаголами);
различать однозначные и многозначные слова, понимать переносное
значение изученных слов, подбирать и употреблять антонимы и
синонимы,
согласовывать подлежащее со сказуемым, выраженным глаголом
прошедшего времени;
7
согласовывать прилагательные с существительными;
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
Обучающийся научится и будет (сможет):
формулировать собственное связное высказывание в процессе учебной
дискуссии, отстаивая свои убеждения;
самостоятельно строить собственное рассуждение, аргументировать
собственную позицию, доказывать её, убеждать;
выделять микротемы текста и подбирать к ним ключевые слова (по
аудированию);
уметь самостоятельно определять и формулировать тему и микротемы
текста, подбирать к ним тезис из текста (по аудированию)
пересказывать разные типы прочитанных или прослушанных текстов
объемом не менее 140 слов с опорой на составленный план, сохраняя
значимые микротемы исходного текста;
излагать
основное
содержание
прослушанного
текста,
с
использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все
значимые микротемы;
поддерживать диалог на заданную ему в рамках изученного материала
и на основе полученных знаний объемом не менее 6 реплик;
выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с
соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с соблюдением
интонации и пунктуационного оформления текста.
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является частью
программы коррекционной работы и обязателен для изучения. Содержание
коррекционного курса «Логопедические занятия», представленное в
федеральнойрабочейпрограммеадаптированнойобразовательнойпрограммы
основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи, соответствует ФГОС. В соответствии с учебным на изучение курса
«Логопедические занятия» отводится 2 часа в неделю (68 часов в учебном
году).
Продолжительность и интенсивность логопедических занятий для
обучающихся с ТНР определяется индивидуально, но не реже 1-2 раз в
неделю, в зависимости от выраженности речевого нарушения, рекомендаций
ПМПК и школьного ППк образовательной организации. При этом
Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение
учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения
модулей и количество часов на освоение каждой темы, определение
организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений
определяется
индивидуальными
психофизическими
особенностями
конкретных обучающихся с ТНР, степенью усвоенности ими учебных тем,
рекомендациями ППк.
Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём
указано рекомендуемое количество часов, отводимое на изучение модулей.
Основные виды деятельности обучающихся с ТНР перечислены при
изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных).
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема коррекционного занятия
Обследование состояния произносительной, лексикограмматической сторон речи, связной речи.
Письменная работа, включающая в себя диктант
Письменная работа включающая в себя списывание текста
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки и буквы
Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в
корне слова.
Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в
корне слова.
Гласные после шипящих и Ц.
Гласные после шипящих и Ц.
Согласные звуки и буквы
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях(на
конце и в середине слова)
9
Дата
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на
конце и в середине слова)
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных
двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных
двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твёрдый знак. Дифференциация
разделительного мягкого и твёрдого знаков.
Разделительный твёрдый знак. Дифференциация
разделительного мягкого и твёрдого знаков.
Непроизносимые согласные.
Непроизносимые согласные.
Удвоенные согласные.
Удвоенные согласные.
Проверочная работа
Морфемика и словообразование
Основа слова и окончание.
Корень слова. Однокоренные слова.
Корень слова. Однокоренные слова.
Приставка.
Роль приставки в изменении значения слова.
Слова с приставками, противоположными и близкими по
значению.
Суффикс. Образование качественных прилагательных с
помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-)
Образование качественных прилагательных (-оват-,-еват-).
Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-,-н-).
Образование относительных прилагательных (-ян-,-ск-)
Образование притяжательных прилагательных(-инн-,енн-)
Проверочная работа
Словоизменение
Имя существительное
Изменение существительных по числам.
Изменение существительных по падежам (В.п., Р.п., Т.п.)
Изменение существительных по падежам (В.п., Р.п., Т.п.)
Изменение существительных по падежам (Д.п., П.п.)
Изменение существительных по падежам (Д.п., П.п.)
Закрепление пройденного
Имя прилагательное
Род имён прилагательных.
Род имён прилагательных.
Изменение прилагательных по числам.
Согласование прилагательных с существительными в роде.
Согласование прилагательных с существительными в роде.
Согласование прилагательных с существительными в числе.
Согласование прилагательных с существительными в числе.
Изменение по падежам прилагательных с основой на шипящие
Изменение по падежам прилагательных сосновой на шипящие
Закрепление пройденного материала.
10
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Глагол
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
Согласование глаголов с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем
существительным.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем
существительным.
Закрепление пройденного материала.
Проверочная работа
Развитие анализа структуры предложения
Предложение. Грамматическая основа.
Второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Обращение.
Обращение.
Прямая и косвенная речь.
Прямая и косвенная речь.
Проверочная работа.
Работа над ошибками.
Диагностика устной речи. Обобщающее занятие.
Всего:
11
68 часов