Пояснительная записка
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие
требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна
формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить
каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов и
изобретательности при должной охране и укреплении здоровья.
Опыт показывает, что создание благоприятной образовательной среды
способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма
школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого
воздействия образовательной среды.
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными
нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в
интересах сохранения здоровья школьников.
Именно
поэтому
данная
подпрограмма
направлена
на
внедрение
здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. В
реализации программы задействованы все службы школы: администрация, педагоги,
медицинский работник.
Цель и задачи подпрограммы
Целью данной подпрограммы является поиск оптимальных средств сохранения и
укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для
формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из
главных путей в достижении успеха.
Задачи подпрограммы:
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и
целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся. Их полноценного
физического развития и формирования здорового образа жизни.
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора
школьников в области физической культуры и спорта.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья.
Пропаганда здорового образа жизни.
Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
Привитие обучающимся знаний, необходимых для принятия разумных решений по
сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и
здоровой среды обитания.
Принципы реализации программы по формированию здорового образа жизни
обучающихся
В основе успешной реализации программы лежат следующие основополагающие
принципы:
1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
3. Единство физического и психического развития.
4. Наглядность.
5. Принцип целостности человека, его психосоматического, социально-культурного
единства. При этом приоритетными компонентами деятельности выступают
самореализация, саморазвитие, и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной
активностью человека.
6. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех
этапах жизнедеятельности.
7. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию
физической культуры.
8. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
Педагогам общеобразовательного учреждения, реализующим программу
формирования здорового образа жизни необходимо точно знать, какие результаты
должны быть получены в ходе их деятельности, направленной на обеспечение
здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого необходимо создать прогнозируемую модель личности ученика. Это
физически, нравственно, духовно здоровый человек, образованный и адаптированный к
условиям нестабильного социума. Для него необходимы осознание здорового образа
жизни, стойкий интерес к познавательной и двигательной активности, устойчивое
стремление к регулярным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
самоконтроль и личностное саморазвитие.
Основные направления подпрограммы
1.Общегигиеническая работа.
обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации
образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы; использование на
уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
организация рациональной системы питания учащихся;
обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и
психологического здоровья обучающихся.
2. Физкультурно-оздоровительная работа.
организация работы спортивных кружков и секций школы;
физкультминутки, зарядка для глаз;
проведение дней здоровья;
проведение спортивно-массовых мероприятий.
3. Культурно-просветительская, профилактическая работа.
организация родительского всеобуча;
конференции, лектории, викторины для учащихся на валеологические темы;
разработка валеологической тематики классных часов.
4. Инструктивно-методическая работа.
организация семинаров для педагогов школы;
проведение
инструктажей
по
технике
безопасности,
охране
труда,
противопожарной безопасности и учебных тренировок.
o
o
o
o
o
o
o
Обучающиеся;
Классные руководители;
Учителя – предметники;
Родители;
Школьный врач;
Педагог-психолог;
Администрация школы.
Участники программы
Условия реализации подпрограммы по формированию здорового образа жизни
Для реализации базовых компонентов на всех ступенях реализации продпрограммы
в школе должна быть хорошая материально - техническая база для проведения
мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы.
Спортивный зал, оборудованная площадка, игровая площадка для детей, медицинский
кабинет.
В каждом учебном кабинете должны быть установлены фильтры для очистки воды и
соблюдения питьевого режима. В учебных кабинетах должно быть много зелени,
позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат.
Коридоры школы предназначены для отдыха детей. Их должны украшать картины,
комнатные растения, что создаёт положительный психоэмоциональный фон у учащихся и
сотрудников школы. Необходимо создание активных рекреаций.
Учебно-воспитательный процесс школы необходимо представлять двумя блоками:
учебно-педагогическим и оздоровительно-воспитательным.
Учебно-педагогический блок ставит перед собой цели:
создание условий для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его
полноценного развития, для сохранения его здоровья (I-IV классы);
создание условий для познания своих психических, физиологических,
психологических и умственных способностей, понимания сущности здоровья,
здорового образа жизни и использования этих знаний для решения проблем своего
здоровья и развития (V-IX классы);
оказание помощи в выработке способов здорового образа жизни и обучение
управлению состоянием своего психического, физического и нравственного
здоровья (X-XI классы).
Оздоровительно-воспитательный блок должен стремиться:
привлекать учащихся к занятиям физической культурой и спортом,
пропагандировать здоровый образ жизни,
создавать условия для нормального физического развития учащихся,
развивать органы ученического самоуправления.
Реализуя подпрограмму, необходимо организовать деятельность по двум
направлениям.
Первое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного
процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию
ребёнка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья.
На уроках и во внеурочной работе применяются здоровьесберегающие технологии, в
основе которых общеклассное взаимодействие и микрогрупповая работа.
Второе направление включает в себя комплекс оздоровительно-воспитательной
работы со всеми учащимися. С целью повышения их двигательной активности:
прогулки на свежем воздухе после окончания уроков,
спортивные часы, занятия хореографией,
посещение детьми спортивных секций,
динамические паузы, физкультминутки на уроках во всех классах,
игры, на развитие координации движений, на мгновенную реакцию, развивающие
глазомер, на развитие внимания, на развитие памяти, развивающие
наблюдательность, артистические игры на воображение просто веселые игры и
забавы, игры-шутки, игры-минутки.
Ожидаемые результаты
o Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
o Повышение уровня профилактической работы;
o Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к
основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
o Введение оптимального режима труда и отдыха детей.
Показатели эффективности реализации подпрограммы
1. Повышение показателей индекса здоровья учащихся (мониторинг);
2. Повышение показателей осознанного отношения к собственному здоровью у
учащихся (анкетирование).
3. Повышение уровня владения обучающимися общеучебными и социальными
компетенциями (экспертная педагогическая оценка).
4. Удовлетворенность родителей учащихся работой ОУ по формированию здорового
образа жизни : (анкетирование).
5. Удовлетворенность педагогов результатами работы по формированию ЗОЖ
(анкетирование).
План мероприятий по реализации подпрограммы по формированию здорового
образа жизни на 2020-2021 учебный год
№
Содержание работы
сроки
ответственные
п/п
1.Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
1.
Составление социологических карт по Сентябрь
Социальный педагог,
классам, составление списков:
классные руководители
- учащихся группы риска;
- социально-опасных;
- многодетных семей;
- малообеспеченных семей;
- неполных семей;
- детей с заболеваниями
2.
Проведение планового медицинского
По плану
Школьный врач,
осмотра обучающихся, педагогов
классные руководители
3.
Проведение вакцинации обучающихся в течение года Школьный врач,
и
педагогов согласно приказам
родители, классные
Минздрава
руководители
4.
Анализ посещаемости и пропусков
В течение года Классные руководители
занятий по болезни
5.
Контроль состояния здоровья
Апрель
Школьный врач
школьников по итогам
диспансеризации
6.
Анализ случаев травматизма в школе
В течение года Зам. директор по ВР
7.
Издание приказов:
Сентябрь
Директор
- об охране жизни и здоровья
школьников;
- о назначении лиц, ответственных за
соблюдение правил техники
безопасности, противопожарной
безопасности и охраны труда
8.
Оформление медицинских карт,
Сентябрь
Классные руководители,
листков здоровья в классных
школьный врач, учитель
журналах. Комплектация на их основе
физкультуры
физкультурных групп.
Поддержание санитарно –
гигиенического режима в школе
(световой и тепловой режим,
проветривание, состояние мебели,
окон); организация дежурства.
Эстетическое оформление интерьера
класса, школы (разведение цветов)
В течение года
Директор школы, зам.
директор по ВР
Постоянно
11.
Рациональное расписание уроков, не
допускающее перегрузок
12.
Смотр кабинетов на соответствие
требованиям
Ежегодно
сентябрь январь
Ежегодно
Директор школы,
ответственные за
кабинеты
Зам. директора по УР
9.
10.
Директор школы,
ответственные за
кабинеты
Классные руководители,
дежурные учителя,
библиотекарь
Администрация школы
Организация активного отдыха на
Постоянно
переменах (подвижные игры, работа
библиотеки)
14.
Введение учебных предметов,
непосредственно формирующих
здоровый образ жизни (ОБЖ,
«Окружающий мир», «Экология»)
15.
Проведение мероприятий по охране
Повседневно
Учителя - предметники
зрения учащихся
2. Контроль за соблюдением санитарно- гигиенического режима в школьном
учреждении
1.
Соблюдение воздушного и светового
Постоянно
Директор
режима в школе
2.
Рациональное расписание уроков, не
В течение года Завуч
допускающее перегрузок
(соблюдение требований Сан ПиНа)
3.
Смотр кабинетов, их соответствие
постоянно
Зам. директора по АХЧ
гигиеническим требованиям:
- проветривание;
- освещение;
- отопление;
- уборка
4.
Обеспечение соблюдения правил
Постоянно
Директор
пожарной безопасности в школе
5.
Содержание в исправности всех
Постоянно
Зам. директора по АХЧ
средств пожаротушения
6.
Обеспечение хранения спортивного
Постоянно
Учитель физкультуры
инвентаря
7.
Организация ремонта учебных
Летний период Директор,
кабинетов
ответственные за
кабинеты
8.
Подготовка актов по приемке школы к Июль-август
Директор
новому учебному году
9.
Приемка школы к новому учебному
Август
Директор школы
году
10.
Рейды:
По отдельному Социальный педагог,
- по проверке внешнего вида
плану
библиотекарь, совет
обучающихся;
старшеклассников, зам.
13.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
- по сохранности библиотечных
учебников;
- по выполнению школьниками режима
дня
Проведение тренировочных эвакуаций
Обеспечение медицинскими аптечками
учебных кабинетов
Организация занятий для будущих
первоклассников с целью адаптации их
к условиям школьной образовательной
среды
Проверка состояния охраны труда в
школе и документации по технике
безопасности в учебных кабинетах
Обеспечение требований техники
безопасности во время ремонта школы
Разработка плана мероприятий по
охране труда и технике безопасности в
школе
Контроль за качеством питания и
питьевым режимом
директора по ВР.
По графику
Августсентябрь
октябрь-май
Директор, учитель ОБЖ
Директор школы
По отдельному
плану
Администрация школы,
ответственный за ОТ
В летний
период
Сентябрь
Директор
постоянно
Зам. директора по ВР,
школьный врач, зав.
производством
Зам. директора по УР
Учителя начальных
классов
Администрация школы,
ответственный за ОТ
Диагностика загруженности учащихся В течение года
домашними заданиями
19.
Поддержание в школе надлежащих
Постоянно
Директор
санитарно-гигиенических условий
20.
Организация дежурства по школе
Постоянно
Зам. директора по ВР
3. Уровень здоровья учащихся,
мероприятия по сохранности и укреплению здоровья детей
1.
Состояние здоровья учащихся (анализ
В течение года Администрация школы
на основе углубленного осмотра)
2.
Психологический мониторинг здоровья СентябрьПедагог-психолог
учащихся:
январь
- тест на адаптацию в начальной
школе;
- тест на адаптацию в средней школе
пятиклассников
3.
Организация горячего питания
постоянно
Администрация школы
4.
Оздоровительная программа с детьми в Июнь
Администрация школы
летний период (организация и работа
Начальник ЛОЛ
школьного оздоровительного лагеря)
4. Гигиеническое, санитарно – просветительное воспитание учащихся
1.
Проведение бесед, классных часов,
В течение года Классные руководители
круглых столов, диспутов
2.
Пропаганда специальной литературы
Библиотекарь, классные
по здоровому образу жизни
руководители
5. Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)
1.
Результаты тестирования учащихся по Ежегодно
Зам. директора по ВР,
выявлению склонностей учащихся к
классные руководители
вредным привычкам. Определение
дальнейшей деятельности школы
18.
Участие в проведении
1.12
Международного дня борьбы со
СПИДом,
Международного дня борьбы с
21.11
курением,
Областного дня Трезвости
07.09
(Беседы со специалистами, книжные
выставки в библиотеке, конкурсы
рисунков, тестирование)
3.
Месячник профилактики наркомании,
По плану
табакокурения (обновление уголков
Здоровья 1-4 классы, классные часы,
лекции, беседы, тематические диспуты,
ролевые игры, тренинги, конкурсы
плакатов, обзорные книжные выставки
и материалы СМИ)
4.
Тематические классные часы
В течение года
5.
Тематические родительские собрания
В течение года
6.
Встречи с сотрудниками
По плану
наркологического диспансера, врачами
кожно-венерологического диспансера,
инспектором ОДН и т.д.
7.
Проведение бесед о вреде курения,
По плану
употребления спиртосодержащей
зам.директора
продукции, наркотических и
по ВР
психотропных средств (5-11-е классы)
8.
Конкурсы, викторины
По плану
9.
Оформление и обновление
В течение года
информации на общешкольном стенде
«Сделай правильный выбор»
6. Физкультурно – массовая оздоровительная работа
1.
Анализ занятости учащихся
В течение года
спортивных секциях
2.
Школьные программы спортивно –
Учебный год
массовой оздоровительной работы
(спортивных секций: «Волейбол»,
«Футбол», «Баскетбол»; внеурочной
деятельности в 1-4 классах:
«Подвижные игры на свежем воздухе»)
3.
Летняя оздоровительная программа
Июнь
(Школьный оздоровительный лагерь.
Витаминные столы)
4.
Организация летней оздоровительной
Июнь
площадки при школе
5.
Озеленение учебных кабинетов и
Май-сентябрь
территории школы
6.
Проведение месячника по очистке
Май
школьной территории
7.
Проведение дней здоровья
По плану
2.
Зам. директора по ВР,
классные руководители,
учитель ОБЖ
Зам. директора по ВР,
социальный педагог,
учитель ИЗО,
библиотекарь
Классные руководители
Классные руководители
Зам. директора по ВР,
социальный педагог
Социальный педагог,
классные руководители,
зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР
Социальный педагог
Зам. директора по ВР
Директор школы,
учитель физической
культуры, классные
руководители
Начальник ЛОЛ
Начальник ЛОЛ
Классные руководители,
директор
Зам. директора по АХЧ
Учитель физической
культуры, классные
руководители, зам.
директора по ВР
Проведение недели пропаганды
здорового образа жизни:
- выставка поделок;
- классные часы по ЗОЖ;
- оформление тематического стенда;
- викторина
Проведение подвижных школьных
перемен, динамических пауз
Туристический слет «Туристическая
тропа»
По плану
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Постоянно
Классные руководители
Сентябрь
11.
12.
Походы выходного дня
День здоровья. День сдачи ГТО
Сентябрь
Сентябрь
13.
По плану
17.
Проведение недели ГТО:
- конкурс рисунков;
- соревнования по пулевой стрельбе;
- классные часы «История ГТО»
Спортивно-развлекательное
мероприятие «Веселые старты»
Спортивные соревнования в рамках
«Малой школьной спартакиады»
Товарищеские встречи по футболу,
волейболу, пионерболу, лапте,
баскетболу
Школьный шахматный турнир
Учитель географии,
учитель физической
культуры, зам.
директора по ВР
Классные руководители
Учитель физической
культуры, классные
руководители
Учитель физической
культуры, классные
руководители
18.
Городские спортивные соревнования
По плану
8.
9.
10.
14.
15.
16.
7. Профилактика травматизма
1.
Занятия по правилам дорожного
движения (выступления сотрудников
ГИБДД, тематические классные часы,
инструктажи, викторины, конкурсы
рисунков)
2.
Занятия по ПБ (выступления
сотрудников пожарной части,
тематические классные часы,
инструктажи, викторины, конкурсы
рисунков, экскурсии в пожарную
часть)
3.
Тематические уроки по профилактике
травматизма в рамках урока ОБЖ
4.
Инструктаж сотрудников школы и
учащихся по правилам техники
безопасности
5.
Статистика и анализ случаев
травматизма в школы
6.
«Школа безопасности» в рамках Дня
защиты детей в ЧС
По плану
По плану
По плану
Декабрь
Учитель физической
культуры
Учитель физической
культуры
Учитель физической
культуры
Учитель физической
культуры
Учитель физической
культуры
В течение года
Зам. директора по ВР,
классные руководители
В течение года
Зам. директора по ВР,
классные руководители
По программе
Преподаватель ОБЖ
Сентябрь
Директор школы,
ответственный за ОТ
В течение года
Зам. директора по ВР
Май
Зам. директора по ВР,
классные руководители,
Общешкольные тренировки по
эвакуации личного состава при угрозе
и возникновении ЧС
8. Методическая работа с педагогами
1.
Повышение
профессиональной
компетентности учителей, в вопросах
организации
здоровьесберегающей
среды
в
ОО
через
курсовую
переподготовку
2.
Составление
методических
рекомендаций
и
разработок
по
проблеме здоровьесбережения.
3.
Включение в структуру уроков
различных видов физкультурных и
оздоровительных упражнений
9. Работа с родителями
1.
Общешкольное
родительское
собрание: «Адаптация. Что должны
знать
и
уметь
родители
первоклассников»
2.
Реализация Программы психологопедагогического
просвещения
родителей «Школа для родителей»
7.
3.
4.
5.
По плану
учитель ОБЖ
Учитель ОБЖ
ежегодно
Администрация школы,
руководитель МО
Ежегодно
Зам. директора по ВР,
руководители МО
В течение года
Учителя - предметники
Октябрь
Педагоги, педагог психолог
В
течении Социальный педагог,
учебного года
педагог - психолог, зам.
директора по ВР,
классные руководители
Беседа родителей с медработником Январь
Школьный врач
школы по итогам расширенного
централизованного
планового
медосмотра детей специалистами.
Классные
родительские
собрания Март
Зам. директора по ВР,
(темы представлены ниже)
классные руководители
Проведение совместных физкультурно- В течение года Классные руководители,
оздоровительных мероприятий:
учитель физической
- дни здоровья;
культуры, зам.
- туристические походы;
директора по ВР
- посещение бассейна;
ежемесячные
внеклассные
мероприятия
физкультурнооздоровительной направленности;
- прогулки, на природе.
Тематика классных часов по пропаганде здорового образа жизни
Класс
1 -2
3
4
5.
6
7
8
9
Тема классного часа
Чистые руки – чистое тело смело берись за любое дело
Режим дня
Подвижные игры во время перемен
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься
Укусы насекомых
Что, значит, быть здоровым человеком
Безопасное поведение в школе во время уроков и во время
перемен
Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы.
Говорим мы вам без смеха - чистота залог успеха
Питание – основа жизни
Шалости и травмы
Режим дня школьника
Безопасное поведение в школе во время уроков и во время
перемен.
Сам себе я помогу и здоровье сберегу
Как защититься от простуды и гриппа
О вреде табачного дыма
Правильное питание – залог здоровья
Безопасность поведения в школе
Вредные привычки
Поведение в экстремальной ситуации
Предупреждение заболеваний
Гигиена тела
Личная безопасность поведение в экстремальной ситуации
Здоровый образ жизни
Как сохранить здоровье
Курильщик - сам себе могильщик
Правила личной гигиены подростка
Предупреждение заболеваний
Влияние наркотиков на жизненный стиль
Что значит: быть здоровым человеком?
Как не стать наркоманом
Рецепты народной медицины при простудных заболеваниях
Инфекционные заболевания и иммунитет подростка
Употребление психоактивных веществ как слабость воли,
болезнь
Бытовой и уличный травматизм
Выход есть: живи без вредных привычек
Гигиена тела – основа здорового образа жизни
Поведение в экстремальных ситуациях
Нравственное здоровье
Режим дня и оптимальные условия функционирования
организма человека
Дата
проведения
Октябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Октябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Октябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Октябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Октябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Октябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Октябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Октябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме
формирования здорового образа жизни
1. «Здоровье ребенка в руках взрослых»,
2. «Здоровая семья: нравственные аспекты»,
3. «На контроле здоровье детей»,
4. «Режим труда и учебы»,
5. «Физическое воспитание детей в семье»,
6. «Алкоголизм, семья, дети»,
7. «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека»,
8. «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности»,
9. «Вредные привычки у детей»,
10. «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»,
11. «Вопросы, которые нас волнуют»,
12. «Эти трудные подростки»,
13. «Взрослые проблемы наших детей»,
14. «Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования»,
15. «Курение и статистика»,
16. «Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - реальность или миф»,
17. «Наркотики в зеркале статистики»,
18. «Социальный вред алкоголизма»,
19. «Психология курения»,
20. «Нецензурная брань - это тоже болезнь»,
21. «Наблюдения родителями режимных моментов в школе, содержащих в себе
оздоровительный эффект»,
22. «Обучение родителей оздоровительным технологиям»,
23. «Трудности адаптации первоклассников к школе»,
24. «Адаптация пятикласснников»,
25. «Итоги медицинского осмотра учащихся школы».
Тематика семинаров по здоровьесберегающим технологиям
для педагогов ОО
1. Современные педагогические технологии по сбережению здоровья детей в процессе
обучения. Создание комфортной обстановки на уроке.
2. Сохранение зрения у детей.
3. Предупреждение утомляемости детей в процессе обучения.
5. Создание санитарно-гигиенических условий для учащихся.
6. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
7. Предупреждение нарушения осанки школьников.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)