Актуальность и назначение программы
Курс внеурочной деятельности «Разнообразие животного мира» разработан в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО), на основе примерной основной
образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Настоящая
программа
курса
«Многообразие
животного
мира»
является
углубляющим к курсу биологии в 8 классе, изучается по выбору участников
образовательного процесса.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 8 классов.
Программа курса рассчитана 1 год обучения с проведением занятий 1 раз в неделю.
Содержание курса «Многообразие животного мира» в основной школе является
базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей
школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе (в том числе в 8
классе) представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического
образования
и
является
основой
для
последующей
уровневой
и
профильной
дифференциации.
Взаимосвязь с программой Воспитания
Одним из направлений программы Воспитания является «ценности научного
познания – воспитание к стремлению познания себя и других людей, природы и общества,
получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и
общественных потребностей». Эти ценности находят свое отражение в содержании
занятий,
которые
самоконтроля,
позволяют
волевой
обучению
саморегуляции,
учащихся
развития
навыкам
внимания,
самоорганизации
памяти,
и
мышления,
воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа
жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.
Особенности работы педагогов по программе
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и
практических работ с учащимися, составляет основу программы. Деятельность учителя
сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее
проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе
обучения
педагогической
технологии
личностно-ориентированного
образования
«ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности).
В подготовке и проведения данного курса используется технология здоровье
сберегающего обучения и воспитания: создание психологического комфорта, санитарногигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют
на успешность в обучении.
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей основе
компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней
обученности: репродуктивного, прикладного и творческого. Такое сочетание форм
позволяет качественно сформировать предметные навыки, поддерживать на высоком
уровне познавательный интерес обучающихся, готовность к творческой деятельности.
Содержание курса
Принципы отбора основного и дополнительного содержания курса «Многообразие
животного мира» в 8 классе основной школы связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных
связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Содержание тем курса «Разнообразие животного мира» рабочей программы
представлено следующим модулями:
1. Подцарство. Простейшие, или Одноклеточные животные (2 ч);
2. Подцарство. Многоклеточные животные (2 ч);
3. Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви (6 ч);
4. Тип Моллюски (2 ч);
5. Тип Членистоногие (6 ч);
6. Тип Хордовые (2 ч);
7. Класс Земноводные или Амфибии (2ч.);
8. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Rephtilia) (2 ч.);
9. Класс Птицы (Aves) (2 ч.);
10. Класс Млекопитающие, или Звери (Mammalia) (6 ч.);
11. Повторение и систематизация изученного материала за курс «Многообразие
животного мира». Выравнивание образовательных результатов (2 ч).
Модуль 1.
Подцарство. Простейшие, или Одноклеточные животные.
Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Модуль 2. Подцарство. Многоклеточные животные
Морские кишечнополостные.
Модуль 3. Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Разнообразие круглых червей.
Разнообразие кольчатых червей. Разнообразие представителей типа моллюски.
Модуль 4. Тип Моллюски (Mollusca).
Разнообразие представителей типа моллюски.
Модуль 5. Тип Членистоногие (Arthropoda)
Многообразие представителей класса Ракообразные. Ракообразные АО. Многообразие
представителей
класса
Паукообразные.
Паукообразные
АО.
Многообразие
представителей класс Насекомые. Насекомые АО.
Модуль 6 Тип Хордовые
Многообразие представителей класса Рыб. Рыбы АО.
Модуль 7. Класс Земноводные или Амфибии
Многообразие земноводных. Земноводные АО.
Модуль 8. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
Многообразие пресмыкающихся. Пресмыкающие АО.
Модуль 9. Класс Птицы
Многообразие птиц. Птицы АО.
Модуль 10. Класс Млекопитающие, или Звери.
Многообразие млекопитающих. Млекопитающие АО. Многообразие млекопитающих.
Хищные.
Ластоногие
и
Китообразные,
Парнокопытные
и
Непарнокопытные.
Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Модуль 11. Повторение и систематизация изученного материала. Выравнивание
образовательных результатов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение в 8 классе курса «Многообразие животного мира» основной школы даёт
возможность достичь следующих личностных результатов:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
•
знание
основных
принципов
и
правил
отношения
к
живой
природе,
сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы;
•
эстетического отношения к живым объектам;
•
освоение социальных норм и правил поведения;
•
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора;
•
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
•
формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде.
Метапредметными результатами освоения курса «Многообразие животного мира»
в 8 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
•
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать;
•
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•
умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую
информацию
в
различных
источниках
(тексте
учебника
научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
•
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения;
•
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования,
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД:
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения в 8 классе курса «Многообразие животного
мира» основной школы являются (ученик получает возможность):
•
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её
развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине
мира;
•
формирование
биологических
первоначальных
объектах,
процессах,
систематизированных
явлениях,
представлений
закономерностях,
об
о
основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
•
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
•
формирование
основ
экологической
грамотности:
способности
оценивать
последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний,
видов животных;
•
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в
природе, родства общности происхождения растений и животных;
•
формирование представлений о значении биологических наук в решении
локальных и глобальных экологических проблем;
•
ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных,
ухода за ними.
№
12
34
5-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА» 8 КЛАСС (34 ЧАСА)
Тема урока
Количест
Основное содержание
Основные виды деятельности
Формы
Образовательные
во часов
проведения
ресурсы, включая
занятий
электронные
Подцарство
Одноклеточные 2 часа
https://tepka.ru/biologia
животные
/index.html
Электронная версия
Многообразие
простейших. 2 часа
Болезнетворные
Перечислять
меры, Фронтальны
учебника «Биология»
Паразитические простейшие.
простейшие: дизентерийная предупреждающие
й,
Таблицы: «Тип
амеба
Болезнетворные заболевание амебной.
индивидуал
Хордовые Класс
простейшие: малярийный Давать определение терминам: ьныйопрос.
Птицы. Отряды»,
паразит.
Районы дизентерия,
малярия, Тестовая
«Тип Хордовые.
распространения малярии. споровики.
работа
Отряды
Борьба
с
малярией.
Пресмыкающиеся»,
Значение простейших в
«Тип Хордовые.
природе и жизни человека.
Класс Земноводные.
Подцарство Многоклеточные 2 часа
Годовой цикл»,
животные (Metazoa)
Морские кишечнополостные
2 часа
Многообразие и значение Называть
значение
Фронтальный, «Надкласс рыбы.
морских
кишечнополостных в природе
индивидуальн Систематические
группы», «Тип
кишечнополостных.
и жизничеловека.
ыйопрос,
Членистоногие. Класс
Коралловые
полипы и Распознавать на рисунках и тестовая
Насекомые», «Тип
описывать
представителей
медузы.
Значение
работа
кишечнополостных.
Членистоногие. Класс
кишечнополостных
в типа
Паукообразные»,
природе и жизни человека. Давать определение терминам:
гидроидные,
личинка,
«Тип Членистоногие.
коралловые
полипы,
Класс Ракообразные»,
сцифоидные медузы, нервные
«Тип Моллюски.
узлы.
Класс Брюхоногие»,
Типы:
Плоские
черви 6 часа
«Тип Кольчатые
(Plathelminthes), Круглые черви
черви. Класс
(Nemathelminthes), Кольчатые
многощетинковые»,
черви (Annelida).
«Тип Круглые черви.
Разнообразие плоских червей:
Печёночный сосальщик, Называть меры защиты от
Фронтальный,
6
сосальщики ицепни.
свиной (либо
бычий)
цепень как представитель
паразитических плоских
червей.
Особенности
строения
и
приспособления
к
паразитизму.
Цикл
развития и смена хозяев.
78
Разнообразие круглых червей.
910
Разнообразие
червей.
Аскариды, острицы как
представители
типа
круглых
червей.
Их
строение,
жизнедеятельность
и
значение для человека и
животных.
Предохранение от
заражения
паразитическими червями
человека и
сельскохозяйственных
животных.
Многощетинковые черви.
Дождевой червь. Пиявки.
Значение
и
место
дождевых
червей
в
биогеоценозах.
Кольчатых
паразитическихчервей.
Узнавать по таблицам и
рисункам стадии развития
печеночного сосальщика и
бычьего цепня.
Выявлять приспособления к
паразитизму.
Объяснять
роль плоских
червей. Давать определение
терминам:
сосальщики,
окончательный
хозяин,
промежуточный
хозяин.
Кутикула,
чередование
поколений, ленточные черви,
присоски, крючья, финна.
Распознавать на рисунках и
описывать
представителей
типа
Круглые
черви.
.Объяснять
меры
профилактики
заражения.
Давать определение терминам:
круглые черви, первичная
полость, нематоды, анальное
отверстие.
индивидуальн
ыйопрос,
тестовая
работа
Учащиеся
должны:
Распознавать на рисунках и
описывать
представителей
типа
Кольчатые
черви.
Описывать приспособления
Фронтальный,
индивидуальн
ыйопрос,
Тестовая
работа
Фронтальный,
индивидуальн
ыйопрос,
тестовая
работа
Человеческая
аскарида», «Тип
Плоские черви.
Сосальщики. Цепни»,
«Тип Кишечнополост
ные. Коралловые
полипы. Сцифоидные
медузы».
для жизни в почве. Объяснять
роль
почвообразовании.
Давать
определение
терминам: кольчатые черви,
многощетинковые,
малощетинковые,
пиявки,
гирудин.
11
12
13
14
Тип Моллюски (Mollusca).
2 часа
Разнообразие представителей
типа моллюски.
Тип
Членистоногие 6 часов
(Arthropoda)
Многообразие представителей
класса
Ракообразные.
Ракообразные АО.
Класс
Брюхоногие
моллюски.
Большой
прудовик (либо
виноградная
улитка) и
голый слизень. Роль в
природе и практическое
значение.
Класс
Двустворчатые
моллюски. Беззубка и
мидия. Роль в биоценозах
и практическое значение.
Осьминоги, кальмары и
каракатицы.
Роль
в
биоценозе и практическое
значение.
Класс
Ракообразные.
Речной рак. Многообразие
ракообразных. Значение
ракообразных в природе и
жизничеловека.
Распознавать на рисунках и Терминологиче
описывать
представителей ский диктант,
типа моллюски. Выявлять фронтальный и
особенности
строения индивидуальн
представителей
классов ый опрос,
моллюск,
приспособления тестовая
двустворчатых моллюсков к работа
среде обитания. Определять
принадлежность моллюсков к
классам.
Определять
Представителей
типа,
обитающих в АО. Объяснять
значение в природе и жизни
человека.
Сравнивать
двустворчатых, брюхоногих и
головоногих моллюсков.
Распознавать на рисунках и
описывать
представителей
типа Членистоногие.
Распознавать и описывать
строение и многообразие
членистоногих.
Выявлять
особенности
строения
и
Терминологи
ческий
диктант,
фронтальный
индивидуаль
ный опрос,
тестовая
15
16
Многообразие представителей
класса
Паукообразные.
Паукообразные.
17
18
Многообразие представителей
класс. Насекомые. Насекомые
АО.
19
Тип Хордовые.
2 часа
Многообразие представителей
Многообразие
паукообразных.
Пауккрестовик
(или любой
другой паук). Значение
пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания,
паразитический
образ
жизни.
Особенности
внешнего
строения
и
поведения.
Перенос
клещами
возбудителей
болезней.
Клещевой
энцефалит. Меры защиты
от клещей на территории
Ростовской области. Роль
паукообразных в природе и
их значение для человека.
Многообразие насекомых.
Особенности
строения
насекомого (на примере
майского
жука
или
комнатной мухи, саранчи
или
другого крупного
насекомого, обитающих на
Астраханской области).
Хрящевые рыбы: акулы и
приспособления
к среде
обитания
ракообразных.
Давать
определение
терминам:
членистоногие,
ракообразные.
Распознавать на рисунках и
описывать
представителей
паукообразных,
паукообразных
АО.
Описывать внешнее строение
паука крестовика и клеща
Характеризовать
практическое
значение
паукообразных.
Давать
определение
терминам:
паукообразные.
работа.
Приводить
примеры
насекомых с различным типом
ротового аппарата. Выявлять
особенности
строения
и
приспособления
к
среде
обитания
АО.
Описывать
поведение насекомых. Давать
определение
терминам:
насекомые.
Фронтальн
ый,
индивидуа
льный
опрос,
тестовая
работа
Называть
Фронтальн
представителей
Фронтальн
ый,
индивидуа
льный
опрос,
тестовая
работа
20
класса Рыб. Рыбы АО.
скаты.
Многообразие
костистых
рыб.
Осетровые
рыбы.
Практическое значение
осетровых
рыб.
Современное состояние
промысла
осетровых.
3апасы осетровых рыб и
меры
по
их
восстановлению.
Приспособления рыб к
разным
условиям
обитания. Промысловое
значение рыб. Основные
группы
промысловых
рыб:
сельдеобразные,
карпообразные и др. (в
зависимости от местных
условий). Рациональное
использование, охрана и
воспроизводство рыбных
ресурсов. Рыборазводное
производство
и
его
значение.
Прудовое
хозяйство. Сазан и его
одомашненная форма карп. Другие виды рыб,
Используемые
в
прудовых
хозяйствах.
Акклиматизация
рыб.
Биологическое
и
хозяйственное
обоснование
класса хрящевых и костных
рыб,
представителей
промысловых
рыб,
рыб,
разводимых в прудах, и
описывать их практическое
значение.
Распознавать
и
описывать
наиболее
распространенные виды рыб,
обитающие
в
водах
Астраханской
области.
Сравнивать различные отряды
костистых
рыб.
Давать
определение
терминам:
хрящевые
рыбы,
костные
рыбы,
лучеперые
рыбы,
лопастеперые
рыбы,
Характеризовать
роль
промысловых рыб в жизни
человека.
Доказывать
практическую
значимость
прудоводства.
Давать определение терминам:
рыболовство,
прудовое
хозяйство, акклиматизация.
ый,
индивидуа
льный
опрос
Тестовая
работа Работа
со схемой
«Основные
систематич
еские
группы
рыб»
акклиматизации.
Аквариумное
рыбоводство.
21
22
23
24
25
26
Класс
Земноводные
или 2 часа
Амфибии.
Многообразие земноводных.
Земноводные АО.
Класс Пресмыкающиеся, или 2 часа
Рептилии (Rephtilia)
Многообразие
пресмыкающихся.
Пресмыкающие АО
Класс Птицы (Aves)
2 часа
Многообразие птиц. Птицы
АО.
Многообразие
земноводных.
Хвостатые
(тритоны, саламандры) и
бесхвостые
(лягушки,
жабы, квакши, жерлянки)
земноводные.
Значение земноводных в
природе
и
в
жизни
человека.
Называть места обитания
земноводных и основных
отряды, роль земноводных.
Давать определение терминам:
регенерация
Фронтальный,
индивидуальн
ыйопрос,
тестовая
работа
Змеи,
ужи,
гадюки.
Сходство и различие змей
и ящериц.
Ядовитый аппарат змеи.
Действие змеиного яда.
Предохранение от укусов
змеи и первая помощь при
укусе ядовитой змеи.
Называть известные вам виды
пресмыкающихся различных
отрядов Приводить примеры
ящеров и их среды обитания.
Давать определение терминам:
чешуйчатые,
крокодилы,
черепахи, ящерицы, змеи,
костный панцирь.
Фронтальный,
индивидуальн
ыйопрос
Многообразие
птиц.
Распространение.
Особенности строения и
приспособления к условиям
обитания. Образ жизни.
Экологические
группы
птиц.
Птицы
лесов,
водоемов и их побережий,
Называть
экологические
группы птиц и приводить
примеры.
Определять
особенности
строения
различных
экологических
групп. Давать определение
терминам: типичные птицы,
хищные птицы, птицы леса,
Фронтальный,
индивидуальн
ый
опрос,
тестовая
работа.
Класс Млекопитающие, или 6 часа
Звери (Mammalia)
27 Многообразие
млекопитающих.
28 МлекопитающиеАО.
29 Многообразие
млекопитающих.
Хищные.
30 Ластоногие и Китообразные,
Парнокопытные
и
Непарнокопытные.
31 Экологические
группы
млекопитающих.
Значение
32 млекопитающих для человека.
Экскурсия №4 «Разнообразие
млекопитающих»
открытых
пространств.
Растительноядные,
насекомоядные, хищные и
всеядныептицы АО.
насекомоядные
птицы,
растительноядные
птицы,
птицы открытых пространств,
водоплавающие птицы, птицы
побережий, водоемов, болот.
Многообразие
млекопитающих:
Насекомоядные
и
Рукокрылые, Грызуны и
Зайцеобразные
Особенности
биологии.
Районы распространения и
разнообразие.
Важнейшие
отряды
плацентарных, особенности
их биологии.
Хищные
(Псовые,
Кошачьи,
Куньи,
Медвежьи).
Важнейшие
отряды
плацентарных,
особенности их биологии.
Отряды:
Ластоногие
Китообразные,
Парнокопытные,
Непарнокопытные.
Учащиеся
должны:
Приводить
примеры
различных млекопитающих.
Сравнивать
отряды
млекопитающих
Давать
определение
терминам:
насекомоядные, рукокрылые,
грызуны, зайцеобразные.
Учащиеся
должны:
Приводить
примеры
различных млекопитающих.
Сравнивать
отряды
млекопитающих
Давать
определение
терминам:
хищные,
хищный
зуб,
ластоногие,
ласты.
китообразные,
цедильный
аппарат,
китовый
ус,
парнокопытные,
копыта,
жвачка, рубец, сетка, книжка,
сычуг, непарнокопытные,
Перечислять
экологические
группы
млекопитающих
Приводить
примеры
хозяйственных групп и пород
млекопитающих. Распознавать
Основные экологические
группы млекопитающих:
лесные,
открытых
пространств, водоемов и
их
побережий,
Фронтальн
ый,
индивидуа
льный
опрос,
тестовая
работа
Фронтальн
ый,
индивидуа
льный
опрос,
тестовая
работа
Фронтальн
ый,
индивидуа
льный
опрос,
Повторение
и
обобщение 2 часа
материала
33 Повторение и систематизация
изученного
материала.
34 Выравнивание
образовательных результатов.
почвенные.
Домашние
звери.
Разнообразие
пород и их использование
человеком. Дикие предки
домашних
животных.
Значение
млекопитающих.
Регулирование
их
численности в природе и
в
антропогенных
ландшафтах
Астраханской
области.
Промысел и промысловые
звери, акклиматизация и
реакклиматизация зверей.
Экологическая
и
экономическая
целесообразность
акклиматизации.
Рациональное
использование и охрана
млекопитающих.
и описывать домашних зверей.
Давать определение терминам:
типично
наземные
млекопитающие, прыгающие
млекопитающие,
наземнодревесные
млекопитающие,
почвенные млекопитающие,
летающие
млекопитающие,
водные
и
околоводные
млекопитающие,
крупный
рогатый скот, порода, мелкий
рогатый скот, овцеводство,
свиноводство,
коневодство,
кролиководство,
клеточное
звероводство,
охотничьепромысловые
звери,
акклиматизация,
реакклиматизация.
тестовая
работа,
экскурсия
Основные типы
царства животных.
Учащиеся
должны:
Приводить
примеры
представителей
основных
систематических
групп
животных Распознавать и
описывать
основные
систематические группы и
процессы жизнедеятельности
животных. Называть основные
Фронтальн
ый,
индивидуа
льный
опрос
способы
питания,
размножения.
Выделить
различия между различными
систематическими группами.
Объяснять роль животных в
природе и жизни человека.
Давать
определение
основным
биологическим
терминам.