ВУД_РП - Секреты вашего здоровья

Актуальность и назначение программы
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом
образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной
тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп
населения России. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему
здоровью и укреплению его с детских лет. Исследованиями отечественных и зарубежных
учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов
здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к
здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех
болезней человека заложено в детские годы. Здоровье – мера реализации генетических
потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в
единстве его телесных, психических и духовно – нравственных характеристик. По
определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье — это состояние
полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие
болезни и физических дефектов». Исходя из определения здоровья, можно сделать вывод,
что личностный уровень здоровья строится в соответствии с основными целями и
ценностями жизни и определяется индивидуальным стилем жизни, т.е. здоровым образом
жизни. В свою очередь, здоровый образ жизни включает в себя такие компоненты, как:
 физическая активность;
 рациональное питание;
 личная гигиена;
 здоровый психологический климат в семье;
 отсутствие вредных привычек;
 внимательное отношение к своему здоровью;
 положительные эмоции.
Следовательно, здоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий
человека,

способного

индивидуальных
формирования

активно

особенностей
здоровья,

регулировать
своего

культура

собственное

организма.
знаний

Для

своего

состояние

этого

нужны

организма

и

с

учетом

мотивация
способов

совершенствования здоровья. Причем освоение основных компонентов здорового образа
жизни возможно на основе принципа активности личности учащегося, позволяющего
сочетать осознание ценности здоровья с формированием знаний и освоением
практических навыков сохранения и укрепления здоровья и организации ЗОЖ.

Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 классов.
Программа курса рассчитана 1 год обучения с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация

программы

предусматривают

предполагает

активность

и

использование

форм

самостоятельность

работы,

обучающихся,

которые
сочетание

индивидуальной и групповой работы, практическую и исследовательскую деятельность.
В результате изучения программы будут созданы условия для становления базовых
компетенций

личности,

ознакомление

обучающихся

с

возможностями

выбора

собственного жизненного пути, не зависимого от употребления ПАВ; формирование
ценностно-смысловых установок учащихся, отражающих их индивидуально-личностные
позиции, профилактику асоциального поведения, формирование стремления к здоровому
образу жизни.
Взаимосвязь с программой Воспитания
Одним из направлений программы Воспитания является «ценности научного
познания – воспитание к стремлению познания себя и других людей, природы и общества,
получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и
общественных потребностей». Эти ценности находят свое отражение в содержании
занятий,

которые

самоконтроля,

позволяют

волевой

обучению

саморегуляции,

учащихся
развития

навыкам
внимания,

самоорганизации
памяти,

и

мышления,

воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа
жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.
Особенности работы педагогов по программе
Программа имеет модульную структуру. Каждый модуль предусматривает свою
цель и постепенное усложнение, и углубление основных понятий психологической науки.
Программа состоит из следующих модулей «Здоровье и загрязнение окружающей среды»,
«Экология и цивилизация», «Образ жизни и здоровье». В модуле «Здоровье и загрязнение
окружающей среды» посвящен загрязнению окружающей среды и здоровью человека,
которые тесно связаны между собой. Основной источник загрязнения биосферы –
хозяйственная деятельность людей. Модуль «Экология и цивилизация» посвящен одной
из острейших проблем современного мира - защите природы и экологии цивилизации.
Модуль «Образ жизни и здоровье», призван сформировать представление о вреде

курения, алкоголизма, наркомании на организм человека, а также сквернословия, как
асоциальном поведении, как личную ответственность за свое поведение.
Содержание курса
Вводный урок.
Здоровье человека – общественное и личное достояние. Средняя продолжительность
жизни – показатель здоровья человека. Рождаемость - причины ее сокращения. Влияние
измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья.
Модуль 1. Здоровье человека и окружающая среда.
Отношения «человек – природа» в современных условиях. Место и роль человека в
биосфере.

Причины

обострения

противоречий

между

обществом

и

природой.

Современное состояние биосферы. Экологические катастрофы. Влияние изменения
окружающей среды на здоровье человека. Роль государственных и общественных
организаций в охране окружающей среды.
Шум

и

здоровье

человека.

Уровень

шума.

Шумовое

загрязнение.

Слуховая

чувствительность человека. Влияние положительных и отрицательных звуков на организм
человека. Шумовая болезнь.
Продукты и их влияние на здоровье человека. Значение кулинарной обработки. Режим
питания. Биологические и химические загрязнители продуктов питания. Количества
нитратов в овощах и фруктах. Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь.
Ритмы в жизни человека. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы.
Устойчивость

биоритмов.

Влияние

погодных

условий

на

самочувствие

и

работоспособность человека.
Экология населенного пункта. Среда обитания человека. Особенность населенного пункта
сельского типа. Экологические проблемы современного населенного пункта. Защита от
загрязнения воды, воздуха, почвы. Переработка отходов. Проблема автомобилей.
Озеленение поселка.
Среда жилого помещения. Школьное помещение. Планировка, эмоциональная оценка.
Тепловой режим, влажность, вентиляционный режим. Освещенность. Аллергены,
«синдром нездорового помещения»
Модуль 2. Экология и цивилизация.
Загрязнение атмосферы. Источники загрязнения воздушного бассейна. Качественные и
количественные

изменения

атмосферы

в

процессе

жизнедеятельности

человека.

Глобальные последствия загрязнения атмосферы: «парниковый эффект»; разрушение
озонового

слоя;

увеличение

кислотности

биосферы.

Воздействие

атмосферных

загрязнений на здоровье человека. Проблема контролирования выброса в атмосферу
загрязняющих веществ промышленными предприятиями (ПДК).
Загрязнение почвы. Значение почв в биосфере и жизнедеятельности человека. Причины
загрязнения почв: рост урбанизации, развитие промышленности, открытый способ добычи
полезных ископаемых, транспортная коммуникация, мощная техника, увеличение объемов
удобрений и ядохимикатов. Влияние измененного почвенного покрова на природу
отдельных территорий и планеты в целом. Циркуляция загрязнений в почвенной среде и
пути их поступления в организм человека. Рациональное использование и сохранение
почвенных ресурсов.
Загрязнение водной среды. Источники загрязнения природных вод. Хозяйственная
деятельность человека – основной источник загрязнения. Состояние поверхностных вод в
черте поселка. Загрязнение подземных и грунтовых вод. Влияние снегосвалок на водные
объекты. Воздействие загрязненных водных ресурсов на здоровье человека. Обсуждение
мер по охране природных вод от загрязнения.
Охрана здоровья и экология. Экологический фактор в ухудшении общего состояния
здоровья

человечества.

Появление

новых

болезней,

связанных

с

загрязнением

окружающей среды. Экологическая обусловленность мутаций в биосфере. Производство
лекарственных препаратов и экология. Понятие о здоровом образе жизни человека.
Экология и научно- технический прогресс (НТП). Совместимы ли экология и НТП?
Экологический бумеранг. Экономические барьеры на пути решения экологических
проблем. Принципы рационального природопользования: комплексность, региональность
предельно допустимой нагрузки; экологический мониторинг, профилактика и прогноз.
Модуль 3. «Образ жизни и здоровье».
СПИД – чума ХХ века. СПИД - что это такое? История открытия и изучения болезни.
Строение и жизненный цикл вируса иммунодефицита. Симптомы СПИДа. Передача
вируса СПИДа. Профилактика заболевания. Возможности разработки вакцины.
Курение - вредная привычка. Вредные вещества табачного дыма. Влияние курения на
работоспособность человека. Осложнения курения.
«Золотые сны», от которых не просыпаются. О наркотиках и наркомании. Наркомания –
это болезнь. Наркотики, их действие на организм. Биологический механизм формирования
зависимости. Наркотики и здоровье будущих поколений. Наркоманы и закон.
Поговорим об алкоголе. Наркотические вещества, их вред. Развитие алкоголизма.
Алкоголь – путь в никуда. Влияние алкоголя на потомство.

Культура питания. Культура движения. Образ жизни – фактор здоровья. Болезни сытости.
Здоровая диета. Творческая активность, здоровье и долголетие Долгожители. Биобилдинг
и пропорции тела.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию
индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения курса
внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым». Они включают в себя основы
гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере
здорового образа жизни, умения использовать ценности здоровьесбережения для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно
значимых результатов в сохранении здоровья. Личностные результаты должны отражать:
 формирование ценностного отношения к своему здоровью;
 формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты,
 формирование целеустремленности и настойчивости в достижении поставленных
целей;
 формирование активной жизненной позиции и мотивации в отношении ведения
здорового образа жизни.
Метапредметные

результаты

характеризуют

уровень

сформированности

качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном
применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Приобретенные на базе освоения содержания курса «Здорово быть здоровым», в единстве
с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной
повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты должны отражать:
 бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные
возможности и нарушения в состоянии здоровья;
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план
деятельности;
 понимание физической культуры как явления культуры, способствующего
развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических
и нравственных качеств;

 понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека,

расширяющего

свободу

выбора

профессиональной

деятельности

и

обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
 понимание физической активности как средства организации здорового образа
жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения;
 понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных
двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической
привлекательностью;
 поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики
психического и физического утомления;
 владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм
занятий физической культурой;
 умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинноследственных связей);
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности;
 умение применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих
явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
 умение с достаточной четкостью выражать свои мысли; проводить опросы;
проводить самооценку и взаимооценку; осуществлять презентацию результатов и
публичные выступления.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса внеурочной
деятельности «Здорово быть здоровым». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и
способах двигательной, интеллектуальной и социальной деятельности, умениях творчески
их применять при решении ежедневных задач, связанных с организацией и проведением
занятий, направленных на формирование культуры здоровьесбережения.
Предметные результаты должны отражать:
 воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью
окружающих;
 формирование культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической и
генетической грамотности;

 овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа
жизни;
 формирование умения оценивать последствия своей деятельности по отношению
к здоровью других людей и собственному организму;
 знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте ведения физически активного образа
жизни в организации здорового образа жизни;
 способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических
упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физического развития;
 способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и
осанки,

объективно

оценивать

их,

соотнося

с

общепринятыми

нормами

и

представлениями;
В результате изучения программы элективного курса «Секреты вашего здоровья»
учащиеся получают возможность:
Знать: основные экологические понятия, законы функционирования и развития
природных систем;
- задачи экологии, принципы рационального природопользования;
- экологические проблемы своего региона, местности;
- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
- простые приемы оказания доврачебной помощи при отравлении;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- факторы, разрушающие здоровье человека;
- правила поведения в природной и социальной среде;
- о «зеленом» движении и Международном сотрудничестве в области охраны окружающей
среды от загрязнения.
Уметь: объяснять характер возникновения экологических проблем, причины их
обострения на современном этапе развития;
- характеризовать взаимосвязи человека с окружающей средой и раскрывать их характер;
- раскрывать сущность глобальных экологических проблем, причины их породившие;
- прогнозировать возможные отрицательные последствия для всего человечества в случае
их неразрешенности, пути выхода из кризиса;
- анализировать разнообразные экологические ситуации;

- прогнозировать функционирование природных систем в условиях антропогенного
влияния;
-выбирать конструктивные решения (на локальном, региональном и глобальном уровнях);
- оценивать влияние природы на духовную сферу человека;
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- проводить самонаблюдения;
- пользоваться микроскопом и другими несложными приборами;
- ставить простейшие опыты;
- работать с учебником усвоения знаний учащихся в процессе реализации курса:
- творческие работы (по выбору учащихся): рефераты, научно- исследовательские
проекты;
- мини – лекции для учащихся среднего и начального звена;
- отчеты о практической деятельности учащихся по защите природных объектов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО ХИМИИ 9 КЛАСС (33 ЧАСА)
№
Тема урока
Количест
Основное содержание
Основные виды деятельности
Формы
Образовательные
во часов
проведения
ресурсы, включая
занятий
электронные
1
Вводный урок
1 час
Цели и задачи курса Понимать цели и задачи курса. Фронтальная Материалы
средств
«Секреты
вашего Иметь
представление
о работа.
массовой
здоровья».
причинах
сокращения Беседа
информации;
Здоровье
человека
– рождаемости.
Видеофильм
общественное и личное
«Атмосфера»;
достояние.
Средняя
видеофильм
продолжительность жизни
«Загрязненная среда»
–
показатель
здоровья
таблица
«Модель
человека. Рождаемость вируса
СПИДа»;
причины ее сокращения.
компьютер;
Влияние
измененной
«Репетитор»
природной
среды
на
(биология);
А.В.
здоровье
человека.
Яблокова «Биология и
Обострение
проблемы
современность»
здоровья.
В.И.
Коростелов.
Здоровье
и
загрязнение 12 часов
«Человек
и
его
окружающей среды
М.:
2- Отношения
«человек
–
Место и роль человека в Иметь
представление
о Фронтальная здоровье»,3
природа»
в
современных
биосфере.
Причины современном
состоянии работа, беседа Медицина, 1986. Д.
Колесов
условиях.
обострения противоречий природной среды. Объяснять,
«Предупреждение
между
обществом
и что
такое
«экологически
вредных привычек у
природой.
Современное чистые
продукты».
школьников».М.:
состояние
биосферы. Характеризовать природную
Педагогика,
Экологические катастрофы. среду
своей
местности.
1984.А.Г.Хрипкова,
Влияние
изменения Объяснять
значение
Д.В.
Колесов
окружающей среды на природной
среды
как
«Гигиена и здоровье»,
здоровье человека. Роль неотъемлемого условия жизни
М.:
Просвещение,
государственных
и человека.

45

Шум и здоровье человека
Практическая
работа
№1:
«Влияние шума на здоровье
человека»

67

Продукты и их влияние на
здоровье человека
Практическая
работа№2:
«Обнаружение
нитратов
дифениламиновым методом»

89

Ритмы в жизни человека

10
11

Экология населенного пункта
Практическая работа № 3:
«Анализ
суммарной
запыленности воздуха»

общественных организаций
в
охране
окружающей
среды.
Уровень шума. Шумовое
загрязнение.
Слуховая
чувствительность человека.
Влияние положительных и
отрицательных звуков на
организм
человека.
Шумовая болезнь.
Значение
кулинарной
обработки. Режим питания.
Биологические
и
химические загрязнители
продуктов
питания.
Количества нитратов в
овощах
и
фруктах.
Пищевые
отравления,
предупреждение и первая
помощь.
Космические
факторы
здоровья.
Биологические
ритмы.
Устойчивость
биоритмов.
Влияние
погодных
условий
на
самочувствие
и
работоспособность
человека.
Среда обитания человека.
Особенность населенного
пункта сельского типа.
Экологические проблемы
современного населенного

1983.
Объяснять значение понятий Практическая
«шумовое
загрязнение», работа
в
«уровень шума», «шумовая группах
болезнь».
Производить замеры шума.
Объяснять,
что
такое Практическая
«экологически
чистые работа
в
продукты».
группах
Проводить
опыты,
подтверждающие
качественный состав нитратов
с
соблюдением
правил
техники безопасности.
Объяснять,
что
такое Групповая и
космические
факторы индивидуальн
здоровья,
биологические ая работа
ритмы,
устойчивость
биоритмов.
Дать
характеристику
природной
среды своей местности.
Объяснять
значение Практическая
природной
среды
как работа
неотъемлемого условия жизни
человека.
Владеть методикой расчета

12
13

Среда жилого помещения
Практическая
работа
№4
«Гигиеническая
оценка
микроклимата помещения»

14
15

Экология и цивилизация
10 часов
Загрязнение атмосферы
Практическая работа
№
5:
«Определение
загрязненности
воздуха
с
помощью лишайников»

пункта.
Защита
от
загрязнения воды, воздуха,
почвы.
Переработка
отходов.
Проблема
автомобилей.
Озеленение поселка.
Школьное
помещение.
Планировка,
эмоциональная
оценка.
Тепловой
режим,
влажность,
вентиляционный
режим.
Освещенность. Аллергены,
«синдром
нездорового
помещения»
Источники
загрязнения
воздушного
бассейна.
Качественные
и
количественные изменения
атмосферы
в
процессе
жизнедеятельности
человека.
Глобальные
последствия
загрязнения
атмосферы: «парниковый
эффект»;
разрушение
озонового слоя; увеличение
кислотности
биосферы.
Воздействие атмосферных
загрязнений на здоровье
человека.
Проблема
контролирования выброса в
атмосферу загрязняющих

запыленности
воздуха
населенном пункте.

в

Давать характеристику среды Практическая
жилого помещения.
работа
Производить
замеры
параметров
микроклимата
(шум, влажность, температура
воздуха и др.) в помещении.

Знать источники загрязнения Практическая
воздушного
бассейна. работа
Объяснять,
что
такое
«парниковый эффект»; ПДК.
Проводить
опыты
соблюдением правил техники
безопасности.

16
17

Загрязнение
почв
Практическая работа № 6:
«Определение
кислотности
почвы»

18
19

Загрязнение водной среды
Практическая работа № 7:
«Очистка воды из природных
источников»

веществ промышленными
предприятиями (ПДК).
Значение почв в биосфере и
жизнедеятельности
человека.
Причины
загрязнения почв: рост
урбанизации,
развитие
промышленности,
открытый способ добычи
полезных
ископаемых,
транспортная
коммуникация,
мощная
техника,
увеличение
объемов
удобрений
и
ядохимикатов.
Влияние
измененного
почвенного
покрова
на
природу
отдельных территорий и
планеты
в
целом.
Циркуляция загрязнений в
почвенной среде и пути их
поступления в организм
человека.
Рациональное
использование
и
сохранение
почвенных
ресурсов.
Источники
загрязнения
природных
вод.
Хозяйственная
деятельность человека –
основной
источник
загрязнения.
Состояние
поверхностных вод в черте

Объяснять,
что
такое Практическая
«круговорот веществ в почве», работа
взаимосвязь
хозяйственной
деятельности
человека
с
загрязнением почвенной среды
и ее влиянием на здоровье
человека.
Проводить химические опыты
соблюдением правил техники
безопасности.

Знать основные источники Практическая
загрязнения водной среды, их работа
воздействием на здоровье
человека; способы разделения
однородных и неоднородных
смесей.
Проводить химические опыты

20
21

Охрана здоровья и экология

22
23

Экология
и
научно
–
технический прогресс (НТП)

поселка.
Загрязнение
подземных и грунтовых
вод. Влияние снегосвалок
на водные объекты.
Воздействие загрязненных
водных
ресурсов
на
здоровье
человека.
Обсуждение мер по охране
природных
вод
от
загрязнения.
Экологический фактор в
ухудшении
общего
состояния
здоровья
человечества.
Появление
новых болезней, связанных
с
загрязнением
окружающей
среды.
Экологическая
обусловленность мутаций в
биосфере.
Производство
лекарственных препаратов
и экология. Понятие о
здоровом образе жизни
человека.
Совместимы ли экология и
НТП?
Экологический
бумеранг. Экономические
барьеры на пути решения
экологических
проблем.
Принципы рационального
природопользования:
комплексность,
региональность предельно

соблюдением правил техники
безопасности.

Знать
наиболее
важные Фронтальная
экологические
проблемы. работа, беседа
Приводить примеры вредного
влияния загрязнения биосферы
на организм человека.

Объяснять
важность Фронтальная
постоянного
контроля
за работа, беседа
состоянием
окружающей
среды
и
проведения
мероприятий по улучшению
экологических
условий
обитания человека.

допустимой
нагрузки;
экологический мониторинг,
профилактика и прогноз.
24
25

Образ жизни и здоровье
«СПИД- чума ХХ века»

26
27

Практическая работа «Вред
курения»

28
29
30
31

Практическая работа №8:
«Влияние никотина на
ферменты слюны»
«Золотые сны», от которых не
просыпаются

10 часов
СПИД - что это такое?
История
открытия
и
изучения
болезни.
Строение и жизненный
цикл
вируса
иммунодефицита.
Симптомы
СПИДа.
Передача вируса СПИДа.
Профилактика заболевания.
Возможности
разработки
вакцины.
Курение
вредная
привычка.
Вредные
вещества табачного дыма.
Влияние
курения
на
работоспособность
человека.
Осложнения
курения.

Наркомания – это болезнь.
Наркотики, их действие на
организм. Биологический
механизм
формирования
зависимости. Наркотики и
здоровье
будущих
поколений. Наркоманы и

Показывать
взаимосвязь Круглый стол
между такими качествами, как
образ жизни, нравственность и
здоровье человека.
Понимать
строение
и
жизненного цикла вируса
иммунодефицита.
Знать
симптомы, способы передачи
вируса СПИДа и меры по
профилактике заболевания.
Объяснять,
что
такое
сигареты,
электронные
сигареты, их действие на
организм.
Понимать
биологический
механизм
формирования зависимости и
влияние на здоровье будущих
поколений.
Проводить химические опыты
соблюдением правил техники
безопасности.
Объяснять,
что
такое
наркомания, наркотики, их
действие
на
организм.
Понимать
биологический
механизм
формирования
зависимости и влияние на
здоровье будущих поколений.

Практическая
работа

Практическая
работа
Беседа

32
33

«Поговорим об алкоголе»

закон.
Развитие
алкоголизма.
Алкоголь – путь в никуда.
Влияние
алкоголя
на
потомство.

Объяснять,
что
такое Беседа
алкоголизм,
спиртные
напитки, их действие на
организм.
Понимать
биологический
механизм
формирования зависимости и
влияние на здоровье будущих
поколений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».