ВУД_РП - Я- гражданин

Актуальность и назначение программы
В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо
важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности
молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы
создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности
патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания,
которая выпала на долю старшего поколения.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания
приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ
развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического
воспитания в общей системе воспитания граждан России.
В связи с этим, данная программа направлена на формирование у подростков
нравственных, гражданственных и патриотических качеств.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 классов.
Программа курса рассчитана 1 год обучения с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация

программы

предусматривают

предполагает

активность

и

использование

самостоятельность

форм

работы,

обучающихся,

которые
сочетание

индивидуальной и групповой работы, практическую и исследовательскую деятельность.
Взаимосвязь с программой Воспитания
Реализация программы осуществляется параллельно с воспитательной работой,
которая представлена в Программе Воспитания в виде раздела «Календарный план
воспитательной работы». Данный раздел представляет собой базисный минимум
воспитательной

работы,

который

включает

в

себя

мероприятия,

являющиеся

обязательными для проведения с обучающимися объединения на всех уровнях и может
быть дополнен педагогом в зависимости от конкретных образовательных потребностей
детей.
Целью

воспитательной

работы

при

реализации

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы является формирование у детей
социального опыта, необходимого для жизни в обществе, а также системы ценностей,
принимаемой обществом для многогранного развития и социализации каждого
обучающегося.
В достижении цели воспитательной работы поможет решение ряда задач, а именно:

формирование

-

у

школьников

активной

жизненной

позиции,

гражданско-

патриотического сознания;
изучение истории и географии страны, в том числе военно-исторического наследия

-

и героического прошлого государства и общества, основ безопасности жизнедеятельности;
пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-

-

опасных явлений;
создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по

-

вопросам воспитания обучающихся.
Мероприятия воспитательного характера позволяют включить каждого ребенка в
практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям.
Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по
профилю, но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
Воспитательная работа необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Особенности работы педагогов по программе
Задача учителя состоит в реализации содержания курса через в вовлечение
обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных
результатов педагог может достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него
деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную и поддерживающую
атмосферу, насыщая занятие личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является многообразие, используемых педагогов форм
работы.
Содержание программы
№п/п

Название раздела

Количество часов

1

Место человека в социуме

7

2

Политическая культура

6

3

Будущий избиратель

4

4

Правовая культура

7

5

Экономическая культура

7

6

Профессионал будущего

2

Раздел I. Место человека в социуме Человек. Индивид. Личность. Темперамент и черты
характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной
среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и
противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии

личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека. Влияние общения на
развитие личности. Отношения между разными национальностями внутри одного
государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование
многонационального государства. Конфликты в обществе. Социально-психологический
процесс общения.
Раздел II. Политическая культура
Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти.
Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание,
правительство. Демократический и недемократический режимы. Участие граждан в
политической жизни. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент
как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Источники власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое
государство. Суверенитет.
Раздел III. Будущий избиратель
Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и
движения. Принципы участия в выборах право избирать и быть избранным в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в
референдуме. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков
избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных
участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация
кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление
результатов выборов.
Раздел IV. Правовая культура
Понятие «право» Нормы права. Отрасли права Право и закон. Конституция — Основной
закон

государства. Гражданское

общество

и

правовое

государство.

Правонарушения. Правоохранительные органы.
Раздел V. Экономическая культура
Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в
развитии экономики. Взаимосвязь обмена и рынка.

Формы и виды рынков.

Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на
производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен.
Олигополия и монополия. Экономическое содержание и функции предпринимательства.
Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи.
Основные статьи государственных расходов. Налоги как источник доходов федерального
правительства. Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и

исторические формы. Основные свойства денег. Сущность и виды труда. Труд и досуг.
Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о
рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы.
Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь
безработным.
Раздел VI. Профессионал будущего
Правила выбора профессии. Уровень развития своих профессиональных важных качеств.
Сферы трудовой деятельности (классификация профессий). Значение правильного
самоопределения для личности и общества.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:


осознание себя членом общества и государства самоопределение своей

российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре,


осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте

единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей,
религий России;


уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других

народов России;


уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на

основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;


способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных

моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности
и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:


способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную,

направленную на познание закономерностей социальной действительности;
Коммуникативные УУД:


освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и

сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения
культуры в городе, т.д.);


приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Познавательные УУД:



умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных

задач;


совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой

литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
В результате реализации программы ожидается:


осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за

сопричастность к деяниям предыдущих поколений;


способность к самореализации в пространстве российского государства,

формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
правового государства;


осознание

обучающимися

высших

ценностей,

идеалов,

ориентиров,

способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская
позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.

№

1

2

3

4

5

6

7

Тема урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (33 ЧАСА)
Основное содержание
Основные виды
Формы
деятельности
проведения
занятий

Количе
-ство
часов
Место человека в 7
социуме
часов
Человек
- 1
Понятие об обществе как
существо
форме жизнедеятельности
социальное.
людей.
Взаимодействие
Отличия человека
общества
и
природы.
от животных
Основные
сферы
общественной жизни и их
Потребности
1
взаимосвязь. Общественные
человека.
отношения и их виды.
Структура
Социальные изменения и
потребностей
его формы. Эволюция и
Деятельность
1
революция.
Развитие
человека
.Виды
общества. Движущие силы
деятельности.
общественного
развития.
Традиционное,
Общение.
1
индустриальное,
Коммуникативные
информационное общества.
навыки
Человек и его ближайшее
Мораль.
1
окружение. Человек в малой
Нравственные
группе. Общение.
Роли
нормы.
человека в малой группе.
Лидер. Свобода личности и
Ценностные
1
коллектив. Межличностные
ориентации.
отношения.
Золотое правило
Межличностные
нравственности
конфликты,
их
Малые
группы. 1
конструктивное
Межличностные

Образовательные ресурсы,
включая электронные
https://soc-oge.sdamgia.ru/ - Решу ОГЭ

Осуществление
поиска
необходимой информации
для выполнения учебных
заданий с использованием
учебной
литературы;
использование
знаковосимволических средств, в
том числе моделей и схем
для решения задач;
Принимать и сохранять
учебную
задачу;
планировать свое действие в
соответствии
с
поставленной
задачей;
адекватно
воспринимать
оценку учителя; различать
способ и результат действия;
уметь
оценивать
правильность выполнения
действий
на
уровне
адекватной ретроспективной
оценки.

Практическая
работа «Общество
и
человек,
групповая
работа
Практическая
работа в группах
«Общество
и

https://www.examen.ru/tests/oge/obshhe
stvoznanie/ - Экзамен.ру

человек»

https://www.consultant.ru/
Консультант Плюс, законодательные
акты

Беседа,
индивидуальная
и
групповая
работа, тесты
Групповая
и
индивидуальная
работа. Зачет
Практическая
работа в группах
«Моральные
нормы»

http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ Законы и кодексы РФ. Полные
тексты документов в последней
редакции

http://www.fipi.ru/content/otkrytyybank-zadaniy-oge - Открытый банк
заданий ФИПИ
https://socionet.ru/
Научнообразовательная социальная сеть
https://yandex.ru/tutor/ - Онлайн тесты

Беседа,
индивидуальная http://gia.edu.ru/ru/ - Официальный
и
групповая информационный портал ОГЭ
работа, тесты
Уметь
формулировать Групповая
и https://foxford.ru/ - Школа Фоксфорд
собственное
мнение
и индивидуальная

отношения.
Конфликты.

8

9

Политическая
6
культура
часов
Гражданство.
1
Гражданин
РФ.
Пути получения
гражданства

Россия.
Основы 1
конституционного
строя.
Символы
государства.

разрешение.
достижения
взаимопонимания.

Пути позицию;
уметь работа. Зачет
договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности, в
том числе в ситуации
столкновения
интересов;
уметь
в
коммуникации
строить
понятные
для
партнера
высказывания,
учитывающие, что он знает
и видит, а что нет; уметь
задавать вопросы; уметь
контролировать
действия
партнера.

Что
такое
политика?
Политическая власть. Роль
политики
в
жизни
общества.
Политическая
жизнь и средства массовой
информации.

Понятие
правового
государства.
Соединение
силы и справедливости.
Власть
в
правовом
государстве.
Принципы
(признаки)
правового
государства.

Научатся объяснять новые
понятия.
Характеризовать
власть и политику как
социальные
явления.
Определять,
что
такое
политика, какую роль играет
политика в жизни общества.
Называть
главные
особенности политической
власти.
Научатся объяснять новые
понятия.
Определять
принципы
правового
государства.
Характеризовать
ветви
власти. Осуществлять поиск
социальной информации.

Практическая
работа в группах
«Я-гражданин»

Беседа,
индивидуальная
и
групповая
работа, тесты

https://www.un.org/ru/sections/general/
documents/ - Документы ООН
https://www.coe.int/en/web/portal/home
- Права человека (и не только)
https://examer.ru/oge_po_obshestvozna
niu/2020/ Тесты онлайн
https://www.youtube.com/channel/UC7
MLjBIxLzLo1JvEfYxaftw - Школа
обществознания (видео с YouTube)

10

Государственное
1
устройство.
Форма
государства.
Формы правления.
Политические
режимы

Тоталитарный
режим.
Авторитарный
режим.
Демократия. Тоталитаризм,
авторитаризм, демократия,
выборы, референдум.

11

Власть в России. 1
Три
ветви
власти .Структура
органов
государственной
власти.

Что такое гражданское
общество?
Местное
самоуправление.
Общественная палата. Пути
формирования
гражданского общества в
РФ.

12- Правовое
13 государство.
Признаки
правового
государства

2

Происхождение
государства.
Признаки
государства.
Формы
государства. Гражданство.

Научатся объяснять новые
понятия.
Сравнивать
тоталитарный
и
авторитарный
режимы.
Характеризовать развитие
демократии в современном
обществе.
Сопоставлять
различные
типы
политических
режимов.
Называть
и
раскрывать
основные
принципы демократического
устройства.
Научатся объяснять новые
понятия.
Раскрывать
сущность
гражданского
общества. Характеризовать
местное
самоуправление.
Определять
основные
признаки
гражданского
общества.
Объяснять
различия
между
государственным
управлением и местным
самоуправлением.
Научатся объяснять новые
понятия.
Раскрывать
признаки
суверенитета.
Различать формы правления
и
государственного
устройства.
Определять
признаки
и
формы

Групповая
и
индивидуальная
работа. Зачет

Практическая
работа в группах
«Три ветви»

Практическая
работа в группах
«Государство»,
беседа,
индивидуальная
и
групповая
работа, тест.

государства.
Называть
различные точки зрения
причин
появления
государства.

14

Будущий
4 часа
избиратель
Что значит быть 1
избирателем

15

Избирательное
право в РФ

16

Виды
1
избирательных
систем
Избирательный
1
процесс,
его
основные стадии.

17

1

Выборы,
референдумы.
Право на равный доступ к
государственной
службе.
Обращения
в
органы
власти. Другие пути участия
граждан в политической
жизни. Значение свободы
слова.
Опасность
политического экстремизма.
Политика – дело каждого?
Избирательное право и его
происхождение.
Голосование
выборы,
референдум.
Партии
и
движения.
Принципы
участия в выборах право
избирать и быть избранным
в органы государственной
власти и органы местного
самоуправления, а также
участвовать в референдуме.
Пропорциональная система.
Мажоритарная система.
Составление
списков
избирателей, образование и
утверждение избирательных

Научатся объяснять новые
понятия.
Описывать
различные формы участия
гражданина в политической
жизни.
Обосновывать
ценность
и
значимость
гражданской
активности.
Приводить
примеры
гражданственности.
Определять условия, при
которых человек может
сознательно участвовать в
политической
жизни;
оценивать
значение
принципов
конституционного строя.

Групповая
работа

Практическая
работа
«Избирательное
право», зачет

Практическая
работа в группах

округов и избирательных
участников, формирование
избирательных комиссий,
выдвижение и регистрация
кандидатов, предвыборная
агитация,
голосование,
подсчёт
голосов
и
установление результатов
выборов.

18

Правовая
7
культура
часов
Право в системе 1
социальных норм.

19

Основной закон 1
государства.

Что такое конституционный
строй
РФ.
Основы
государственного
устройства.
Основы
отношений
человека
и
гражданина с государством.
Основы
устройства
общества и его отношений с
государством.

20

Права
обязанности.

Что такое права человека.
От идеи к юридическим
нормам.
Международные
правовые документы. Идеал
современного права или
юридический
документ?

и 1

Научатся объяснять новые
понятия.
Характеризовать
Конституцию РФ как закон
высшей юридической силы.
Называть главные задачи
Конституции.
Характеризовать принципы
федерального
устройства
РФ.
Проводить различия между
статусом
человека
и
статусом гражданина.
Научатся объяснять новые
понятия.
Определять
особенности юридических
норм
(прав
человека).
Характеризовать значимость
права;
анализировать

Практическая
работа в группах
«Право
в
системе».
Самостоятельная
работа
с
последующим
обсуждением
ответов

Практическая
работа в парах
«Права
и
обязанности»

Права и свободы человека и правовые и
гражданина
РФ. документы.
Юридические гарантии и
система
защиты
прав
человека. Права ребенка.
21

22

Гражданские
права
обязанности.
Обязанность
защиты
Отечества.

1

Сущность
гражданского
права.
Право
собственности.
Особенности гражданских
правоотношений.
Виды
договоров.
Гражданская
дееспособность
несовершеннолетних.
Зашита прав потребителя.
Способы
защиты
гражданских прав.

Гражданское
1
право. Трудовое
право.

Трудовой кодекс РФ. Право
на труд. Права, обязанности
и взаимная ответственность
работника и работодателя.
Особенности
положения
несовершеннолетних
в
трудовых правоотношениях

и

юридические

Научатся объяснять новые
понятия. Называть виды и
приводить
примеры
гражданских
договоров.
Раскрывать
особенности
гражданской
дееспособности
несовершеннолетних.
Находить
и
извлекать
информацию
о
правах
потребителя,
предусмотренных законом
РФ.
Научатся объяснять новые
понятия.
Характеризовать
особенности
трудовых
правоотношений. Объяснять
роль трудового договора в
отношениях
между
работниками
и
работодателями. Раскрывать
особенности
положения
несовершеннолетних
в
трудовых правоотношениях.
Называть
основные
юридические гарантии права
на свободный труд.

Беседа,
индивидуальная
и
групповая
работа, тесты

Групповая
и
индивидуальная
работа. Зачет

23

Административно
е право.

1

Административное право.
Понятия
и
черты
административного
правоотношения.
Административное
правонарушение.
Кодекс
РФ об административных
правонарушениях.

24

Уголовное право. 1
Ответственность
несовершеннолетн
их

Особенности
уголовного
права и уголовно-правовых
отношений.
Понятие
преступления.
Пределы
допустимой самообороны.
Уголовное наказание и
ответственность
несовершеннолетних.

25

Экономическая
7
культура
часов
Экономическая
1
культура.
Экономические
системы.
Экономическая
свобода
и
социальная
ответственность

Научатся объяснять новые
понятия. Определять сферу
общественных отношений,
регулируемых
административным правом.
Характеризовать субъектов
административных
правоотношений. Указывать
основные
признаки
административного
правонарушения.
Научатся объяснять новые
понятия.
Характеризовать
особенности
уголовного
права и уголовно-правовых
отношений.
Характеризовать специфику
уголовной ответственности
несовершеннолетних.
Определять
особенности
уголовного
права
и
уголовно-правовых
отношений.

Практическая
работа в группах

Практическая
работа в группах
«Моя
ответственность
».
Решение
правовых задач

Формирование
и
Научиться
раскрывать Групповая
представления
об понятие экономики, блага индивидуальная
экономике, о связях науки с бесплатные
и работа. Зачет
жизнью людей
экономические, объяснять,
что
значит
быть
экономически грамотным,
раскрывать
основные

26

Закон спроса
закон
предложения.
Виды налогов.

и 1

Формирование
понятие
товара, правила продажи
товара.
Определение
и
формирование цены на
товар.

27

Государственные
1
доходы и расходы.

Формирование
понятия
общества, бюджет, дефицит
бюджета.
Расширение
представления о том, какие
услуги
нужны
всему
обществу, кто за них
платит. Изучение структуры
государственного бюджета.

28

Налоги
налоговая
политика

и 1

Формирование
понятия
налога.
Установление
причин, почему налоги
нужно платить всем и куда
они идут. Определение
сущности
налоговой
политики.

29

Семейная
экономика.
Основы

1

Расширение представления
о том, как люди раньше
вели хозяйство, о причинах

элементы
экономической
культуры.
Научатся ориентироваться в
нравственном содержании
поступков,
развивать
этические чувства, развивать
способность к самооценке,
потребность
в
самоактуализации,
самовыражению
и
самоутверждению.
Научатся
сопоставлять
характеристики объектов по
одному или нескольким
признакам,
выявлять
сходство
объектов
и
различия, анализировать
ситуации,
подводить
анализируемые объекты под
понятие.
Овладеют
основными
экономическими понятиями
и терминами, изучаемыми в
данном курсе.
Научатся
пользоваться
изученными
экономическими понятиями,
законами, концепциями на
примерах и в конкретных
жизненных ситуациях.
Овладеют
основными
экономическими понятиями
и терминами, изучаемыми в

Практическая
работа в группах
«Налоги»

Практическая
работа в группах

Беседа,
индивидуальная
и
групповая
работа, тесты

Групповая
и
индивидуальная
работа. Зачет

предпринимательс
кой деятельности.

30

Деньги
и
функции.
Банковская
система.

их 1

возникновения обмена.
Формирование
понятия
рынок, спрос, предложение.
Рассмотрение
истории
возникновения
денег.
Формирование
понятия
денег
и
виды
денег.
Раскрыть взаимосвязь денег
и богатства.
Формирование
понятия
финансы, деньги, банк,
валюта
разных
стран.
Расширение представления
о том, как появились банки
Фомирование
представления о том, как
можно расплатиться за
товар.
Формирование
понятия,
покупательной
способности
денег.
Фомирование
понятия
ценной
бумаги,
виды
ценных бумаг, проценты,
дивиденды. Формирование
представления о том, как
можно увеличить доход с
помощью ценных бумаг.
Научить
определять
проценты от номинальной
стоимости.

данном курсе.
Научатся
пользоваться
изученными
экономическими понятиями,
законами, концепциями на
примерах и в конкретных
жизненных ситуациях.

Овладеют
основными Практическая
экономическими понятиями работа
в
и терминами, изучаемыми в группах. Эссе
данном курсе.
Научатся
пользоваться
изученными
экономическими понятиями,
законами, концепциями на
примерах и в конкретных
жизненных ситуациях.

31

32

33

Экономические
1
системы.
Экономическая
свобода
и
социальная
ответственность

Профессионал
2 часа
будущего
Понятие
о 1
профессии,
специальности,
должности.

Классификация
профессий.
Востребованные

1

Формирование
понятия
понятия
экологии.
Определение взаимосвязи
экологии и экономики,
проблем экологии нашего
города.

Овладеют
основными Практическая
экономическими понятиями работа в группах
и терминами, изучаемыми в
данном курсе.
Научатся
пользоваться
изученными
экономическими понятиями,
законами, концепциями на
примерах и в конкретных
жизненных ситуациях.

Труд в жизни человека и
общества.
Разнообразие
профессий.
Развитие
личности
и
профессиональное
самоопределение.
Профессиональная
деятельность как способ
самореализации
и
самоутверждения личности.
Составление
словаря
профессий. Планирование
профессионального
пути.
Возможность «заглянуть в
будущее»
с
учетом
полученных
знаний.
Личные
жизненные
и
профессиональные планы.
Предмет труда. Цели труда,
Средства труда. Трудовые
ситуации. Коллективность

Научатся
составлять
личностный
профессиональный план;
соотносить
свои
индивидуальные
особенности с требованиями
конкретной профессии;
использовать
приемы
самосовершенствования
в
учебной
трудовой
деятельности; анализировать
профессиограммы,
информацию о профессиях
по
общим
признакам
профессиональной
деятельности, а также о
современных
формах
и
методах хозяйствования в
условиях
рынка;
пользоваться сведениями о
путях
получения

Групповая
и
индивидуальная
работа. Зачет

Практическая
работа в группах

профессии
будущего

процесса
труда. профессионального
Ответственность в труде. образования.
Условия труда. Формула
профессии.
Понятие
о
профессиограмме.
Классификация профессий.
Способы
классификации
профессий. Профессии типа
«Человек
–
Человек»,
«Человек
–
Техника»,
«Человек
–
Природа»
«Человек
–
Знаковая
система»,
«Человек
–
Художественный
образ».
Характеристика профессий
по
общим
признакам
профессиональной
деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.