ВУД_РП- Звонкие голоса

Актуальность и назначение программы
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку
общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий

голосовой

аппарат

–

необыкновенный

инструмент,

таящий

в

себе

исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом
человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С
раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу
к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их
творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий
потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию
певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. В певческой деятельности
творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном
пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки,
народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении
опыта

вокальной

импровизации.

По

всей

целевой

направленности

программа

предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков
в области хорового искусства.
Цели и задачи
Главная цель программы «Звонкие голоса»: развитие музыкальной культуры
обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую
деятельность.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области
«Искусство» в целом и музыкального искусства в частности:
1)

становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и

познавательной сферы;
2)

осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения,

интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
3)

реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении

с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.
Достижению

поставленных

целей

способствует

решение

круга

задач,

конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся
наиболее важные направления, а именно:

—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного
переживания

музыкальных

образов,

развитие

и

совершенствование

эмоционально-

ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей
обучающихся;
—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира,
приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое
освоение интонационно-об- разного содержания произведений отечественной музыкальной
культуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре
других стран и народов;
—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального
языка, направления, стили и т. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу,
ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на
окружающий мир;
—улучшение

физического

и

психического

самочувствия,

укрепление

здоровья

обучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной
социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города,
республики, страны.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 5-8 классов.
Программа курса рассчитана 4 года обучения с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают
активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой
работы, практическую и исследовательскую деятельность.
Взаимосвязь с программой Воспитания
Программа составлена на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного

развития,

воспитания

и

социализации

обучающихся,

представленной в программе воспитания. Программа разработана с учётом актуальных

целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых
для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении
предметной

области

образовательных

«Искусство»

организаций,

(«Музыка»),

учитывает

осуществлявших

практический

исследовательскую

опыт
и

экспериментальную работу по данному направлению эстетического воспитания.

Особенности работы педагогов по программе
Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности
детского голоса. Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских
голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем
возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному
мастерству. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода.
Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20
лет.
По

способу

организации

педагогического

процесса

программа

является

интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими.
Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь
ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию,
воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности,
важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы
определяют связь между предметами эстетического цикла.
При разучивании песенного репертуара сочетать знания и умения детей, полученным
на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно
произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в
сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию
при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной
литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать
образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках
изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах
и жанрах.
При составлении учебной и концертной программы необходимо заботиться о
художественном и жанровом разнообразии. Овладение певческим искусством - большой
труд, который требует волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучаемого. Работа
педагога, направленная на создание этих установок – один из главных моментов в
организации всего учебного процесса.

Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и
воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительное пение свидетельствует о
вокальной культуре исполнителя. Ребенок проявляет свое субъективное отношение к
окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи программы:


создание интереса к музыке, хоровому пению;



обучение основным вокально-хоровым навыкам;



обучению детей основам голосообразования, т.е. работа над постановкой голоса ребенка;



обучение основам музыкальной грамоты и развитие музыкальной памяти учащихся.

Ожидаемый результат:
За учебный год должно быть пройдено 10-15 музыкальных произведений. По окончании 1
года обучения каждый ребенок должен: иметь элементарное представление о голосовом
аппарате, о резонаторах, о вокально-хоровых навыках; знать, что такое правильная установка
корпуса при пении сидя и стоя; уметь правильно пользоваться певческим дыханием; знать
правила орфоэпии при пении; чисто интонировать мелодию в унисон; иметь представление
пения двухголосия; научиться выразительно и эмоционально исполнять музыкальные
произведения.
Содержание программы (1 год обучения)
1. Введение в мир хорового искусства. Знакомство с коллективом. Техника безопасности:
знакомство с детьми; краткие сведения из истории вокально-хорового искусства; техника
безопасности – правила поведения детей на улице, дома, в школе, в общественном
транспорте (правила дорожного движения) и т.д.
2. Основные вокально-хоровые навыки: Певческая установка и дыхание: посадк хорового
певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении; навыки пения сидя и стоя;
дыхание перед началом пения; одновременный вдох и начало пения; различный характер
дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения
(медленное, быстрое); смена дыхания в процессе пения, различные его приемы (короткое и
активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без
крика и напряжени (форсировки); преимущественно мягкая атака звука; округление гласных
и способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

3. Дирижерский жест: "внимание”, “дыхание”, “начало”, “окончание” пения: воспитание
навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера “внимание”, “дыхание”,
“начало”, “окончание” пения).
4. Основные приемы звуковедения: legato, non legato, staccato: объяснение понятий в пении –
legato, non legato и staccato; отработка данных приемов во время исполнения произведений и
упражнений.
5. Навык “цепног дыхания”. Цезура в пении: понятие “цезура”; знакомство с навыками
“цепного” дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения, исполнение
продолжительных музыкальных фраз на “цепном” дыхании).
6. Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении: развитие дикционных навыков;
основные правила произношения слов в пении; гласные и согласные, их роль в пении;
взаимоотношение гласных и согласных в пении; отнесение внутри слова согласных к
последующему слогу.
7. Ритм, метр, темп: простые ритмические рисунки, состоящие из восьмых, четвертных,
половинных длительностей; пунктирный ритм; простые размеры -2/4, 3/4; темп – медленный,
умеренный, быстрый.
8. Музыкально-выразительные средства в музыке: темп (медленный, средний, быстрый),
динамика – нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте); агогика (фермата), тембр,
штрихи (легато, нон легато, стаккато), фразировка.
9. Динамика и агогика: взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего
произведения – динамического и агогического; различные виды динамики; многообразие
агогических возможностей исполнения произведений (пение в строго размеренном темпе;
сопоставление двух темпов – быстрого и медленного).
10.Ансамбль и строй. Унисон в хоре: выработка активного унисона (чистое и выразительное
интонирование диатонических ступеней лада); ритмической устойчивости в умеренных
темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная);
соблюдение динамической ровности при произнесении текста;
11.Вокально-хоровой жанр: песня, романс: знакомство детей с основными вокальнохоровыми жанрами (песня, романс)
12.Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать
музыку, беседовать о ней. Для этого на занятии дети часто слушают музыкальные
произведения в исполнении различных детских и взрослых хоровых коллективов, а также
посещают различные концерты хоровой музыки, фестивали, участвуют в концертных
программах школы.

13.Анализ

музыкального

произведения.

Музыкальная

форма:

период,

куплетна

и

одночастная форма: анализ словесного текста и его содержания; чтение текст по партиям и
партитурам; определение музыкально формы (куплетная, одночастная), членение на мотивы,
периоды, предложения, фразы.
14.Одноголосие:

устойчивое

интонирование

одноголосного

пения

с

простым

аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию; пение без сопровождения простых
попевок, прибауток, русских народных песен (a capella).
15.Двухголосие:

навыки

пения

двухголосия

с

аккомпанементом;

пение

простых

двухголосных произведений без сопровождения.
16.Постановка голоса ребенка (певческого и речевого): распевание (попевки, скороговорки, и
т.д), различные виды вокализации (упражнения на легато и стаккато); пение гамм,
упражнений на различные интервалы; работа над развитием слуха и голоса.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи программы:


дальнейшее закрепление уже приобретенных вокально-хоровых навыков: певческой
установок и дыхания, овладение



всеми приемами звуковедения (нон легато, легато, стаккато), работа над улучшением
дикции, достижением чистоты



интонации; интонирование произведений в различных видах мажора и минора;



обучению детей основам голосообразования, т.е. работе над постановкой голоса ребенка;



продолжение обучению музыкальной грамоты;



развитие музыкальной памяти учащихся;



подготовка концертных и конкурсных программ.

Ожидаемый результат:
За учебный год должно быть пройдено не менее 10 музыкальных произведений. По
окончанию 2 года обучения каждый ребенок должен владеть основами музыкальной
грамоты; иметь представление о вокально -хоровых навыках, уметь применять их на
практике; чисто интонировать мелодию произведения в унисон с сопровождением и a
capella; выработать навык пения двухголосия; выразительно и эмоционально исполнять
музыкальные произведения.
Содержание программы (2 год обучения)
1. Певческое искусство. История искусства. Техника безопасности: краткие сведения из
истории вокально-хорового искусства; техника безопасности – правила поведения детей на
улице, дома, в школе, в общественном транспорте (правила дорожного движения) и т.д.

2.

Вокально-хоровые навыки: обучение в среднем ансамбле направлено на дальнейшее

закрепление уже приобретенных вокально-хоровых навыков: певческой установки и
дыхания, овладение всеми приемами звуковедения (нон легато, легато, стаккато), работа над
улучшением дикции, достижением чистоты интонации; интонирование произведений в
различных видах мажора и минора.
3. Дирижерский жест: фермата; работа над закреплением понимания учащимися навыков
дирижерского жеста, сознательным отношением ко всем указаниям дирижера, касающимся
художественно-исполнительского плана произведения.
4. Сложный ритмический рисунок в музыкальном произведении: сложные ритмические
рисунки (пунктирный ритм, триоль); ритмическая устойчивость в более быстрых и
медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный
ритм).
5. Ансамбль и строй. Унисон в хоре: выработка активного унисона (чистое и выразительное
интонирование диатонических ступеней лада); ритмической устойчивости в умеренных
темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная);
соблюдение динамической ровности при произнесении текста;
6. Музыкально-выразительные средства в музыке. Контраст в музыке: темп (медленный,
средний, быстрый); знакомство с обозначениями темпа (andante, moderato, т.д.) динамика –
нюансы (forte, piano, crescendo, diminuendo); агогика (фермата), тембр, штрихи: закрепление
ранее изученных приемов звуковедения при пении; фразировка.
7. Вокально-хоровой жанр: баллада: продолжение знакомства детей с основными вокальнохоровыми жанрами.
8. Анализ музыкального произведения. Музыкальная форма: двух и трехчастная форма:
более углубленный анализ словесного текста и его содержания; гармонический анализ
музыкального произведения; чтение текста по партиям и партитурам; определение ранее
изученных музыкальных форм на слух (куплетная, одночастная); знакомство со сложными
музыкальными формами (2-х и 3-х частными).
9. Чтение с листа хоровых партитур: разучивание произведений по партитурам, чтение с
листа несложных попевок, вокальных упражнений и т.д.
10.Одноголосие:
аккомпанементом,

устойчивое

интонирование

дублирующим

мелодическую

одноголосного
линию;

пение

пения
без

с

простым

сопровождения

несложных произведений (русских народных песен) (a capella).
11.Двухголосие: освоение навыка пения двухголосия с аккомпанементом; пение не сложных
двухголосных произведений без сопровождения.

12.Развитие сольного голоса. Работа с солистами пение хоровых произведений с солистами;
работа над развитием сольного голоса в условиях коллективного пения.
13.Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать
музыку, беседовать о ней.
14.Постановка голоса ребенка: распевание, различные виды вокализации; пение гамм,
упражнений и т.д.; работ над расширением звуковысотного и динамического диапазона;
развитие слуха и голоса ребенка.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи:


совершенствование вокально-хоровых знаний, умений и навыков, полученных в младшем
и среднем вокально -хоровом



ансамбле (дыхание, звуковедение, дикция, ансамбль, строй), что позволяет выводить на
первый план исполнительскую



сторону вокально-хоровой работы;



обучение пению a capella (двухголосие, трехголосие);



продолжать обучение детей основам голосообразования, т.е. работать над постановкой
голоса ребенка;



подготовка концертных и конкурсных программ.

Ожидаемый результат:
За учебный год должно быть пройдено не менее 10-15 музыкальных произведений. По
окончании 3 года обучения каждый ребенок должен: уметь применять приобретенные
вокально-хоровые знания, умения и навыки в пении; чисто исполнят произведения в
одноголосном и двухголосном изложении, с сопровождением и a capella; творчески
подходить к исполнению музыкальных произведений.
Содержание программы (3 год обучения)
1. История хорового искусства. Музыкальная викторина. Техника безопасности: проведение
инструктажа по технике безопасности (правила поведения детей на улице, дома, в школе, в
общественном транспорте (правила дорожного движения) и т.д.; проведение музыкальной
викторины по хоровым произведениям (из репертуара младшего и среднего ансамбля);
2. Вокально-хоровые навыки. Совершенствование и исполнительских навыков: задержка
дыхания перед началом пения; исполнение пауз между звуками без смены дыхания
(стаккато);

работа

над

дыханием

как

фактором

выразительного

исполнения;

совершенствование навыков “цепного” дыхания (на длинных фразах, не имеющих пауз; на
длинных звуках или аккордах в нескольких тактах; пение произведений целиком на
“цепном” дыхании); развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет

активизации работы губ, языка; выработка навыка активного и четкого произношения
согласных; развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах; сохранение
дикционной активности при нюансах риано и пианиссимо.
3. Музыкально-выразительные средства в музыке. Фразировка. Нюансировка: многообразие
агогических и динамических возможностей исполнения произведения (сопоставление
нескольких темпов и замедление в конце произведения; ускорение и замедление
музыкального произведения);
4. Ансамбль и строй: совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного
склада изложения и с различными средствами музыкального языка; выработка чистой
интонации при двух-, трехголосном пении; владение навыками пения без сопровождения.
5.

Вокально-хоровой жанр: знакомство детей с вокально-хоровыми жанрами (оратория,

кантата, и др.)
6. Развитие сольного голоса. Работа с солистами: пение хоровых произведений (2-х и 3-х
голосных) с солистами; работа над развитием музыкального слуха и голоса при условии
сочетания коллективного пения с сольной партией.
7.

Чтение с листа хоровых партитур: свободно чтение хоровой партитуры с листа (с

предварительным анализом произведения)
8. Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать
музыку, беседовать о ней. Для этого на занятии дети часто слушают музыкальные
произведения в исполнении различных детских и взрослых хоровых коллективов, а также
посещают различные концерты хоровой музыки, фестивали, участвую в концертных
программах.
9.

Одноголосие:

устойчивое

интонирование

одноголосного

пения

со

сложным

аккомпанементом, не дублирующим мелодическую линию; владение навыками пения без
сопровождения (a capella).
10. Двухголосие: навыки пения двухголосия с аккомпанементом; пение более сложных
двухголосных произведений без сопровождения. В старшем ансамбле продолжается
воспитание навыков многоголосного пения, а также происходит их усложнение. В
программу включаются трехголосные сочинения a capella, и с сопровождением.
11.Анализ музыкального произведения. Музыкальная форма: сложная (рондо): более
глубокий анализ музыкального произведения; разбор тонального плана, ладовой структуры,
гармонической канвы произведения;
12.Постановка голоса ребенка: распевание, различные виды вокализации; пение гамм,
упражнений на различные интервалы; работа над развитием певческого голоса и слуха
ребенка.

Учебно-тематический план
Первый год обучения
№
1

I
1.1
1.2
1.3
1.4

II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

Содержание
Виды деятельности
Название разделов и
Количество
обучающихся
тематика занятий
часов
Певческое
Вводное
занятие.
1
искусство. История
Ознакомление учащихся с
искусства. Техника
правилами пения и охраны
безопасности
голоса.
Ноты
певческого Сольмизация, хоровое
Хоровое сольфеджио
диапазона,
сольфеджио:
Музыкальная грамота
2
длительности
и проговаривание,
Вокальные упражнения
1
паузы,
основные пропевание по нотам
Работа над многоголосием
2
музыкальные
попевок,
мелодий
Чтение нот
1
размеры,
штрихи, изучаемых
динамика,
произведений. Анализ
дополнительные
мелодического
и
обозначения в нотах ритмического рисунка
(реприза,
вольта, песни
(направление
фермата и др.).
движения,
Знаки альтерации. поступенное
Лад,
тональность, движение,
скачки,
тоника. Интонация, повторы,
остановки
мотив,
фраза. кульминации).
Одноголосие,
Пение с ручными
многоголосие.
знаками,
Мелодия,
тактированием.
аккомпанемент.
ИнтонационноИнтервалы,
слуховые упражнения
аккорды.
с
применением
Музыкальная форма наглядных
моделей
(двухчастная,
(рука — нотный стан,
трёхчастная,
столбица и др.).
куплетная, рондо).
Составление
исполнительского
плана песни с опорой
на нотный текст
Вокально-хоровой
Разучивание
Вокально-хоровая работа
жанр:
песня,
произведение
по
Работа над репертуаром
1
романс: знакомство партитурам, чтение с
Народная песня
4
детей с основными листа
несложных
Современные произведения
4
вокально-хоровыми попевок, вокальных
Классика
4
жанрами
(песня, упражнений и т.д.
Пение
учебно4
романс).
Анализ Пение
без
музыкального
сопровождения
тренировочного материала
произведения.
простых
попевок,
Распевания
4
Музыкальная
прибауток,
русских
Импровизация
3
форма:
период, народных песен (a
куплетная
и capella).
одночастная форма: Пение
простых
анализ словесного двухголосных

текста
и
его
содержания; чтение
текста по партиям и
партитурам;
определение
музыкальной
формы, членение на
мотивы, периоды,
предложения,
фразы.
Одноголосие,
многоголосие.
III

Концертная деятельность
Итого

2
34
Учебно-тематический план
Второй год обучения
Содержание
Количество
часов

№

Название разделов и
тематика занятий

1

Вводное
занятие.
Ознакомление учащихся с
правилами пения и охраны
голоса.
Хоровое сольфеджио
Музыкальная грамота
Вокальные упражнения
Работа над многоголосием
Чтение нот

I
1.1
1.2
1.3
1.4

произведений
без
сопровождения.
Распевание (попевки,
скороговорки, и т.д),
различные
виды
вокализации
(упражнения на легато
и стаккато); пение
гамм, упражнений на
различные интервалы;
работа над развитием
слуха и голоса.

1

2
2
1
1

Виды деятельности
обучающихся

Певческое искусство.
История искусства.
Техника
безопасности
Дирижерский жест:
фермата
сложные
ритмические
рисунки; ритмическая
устойчивость в более
быстрых
и
медленных темпах с
более
сложным
ритмическим
рисунком
(шестнадцатые,
пунктирный
ритм).
Унисон
в
хоре:
выработка активного
унисона;
ритмической
устойчивости
в
умеренных
темпах
при
соотношении
простейших
длительностей;
соблюдение
динамической
ровности
при
произнесении текста;
Контраст в музыке:

Сольмизация, хоровое
сольфеджио:
проговаривание,
пропевание по нотам
попевок,
мелодий
изучаемых
произведений. Анализ
мелодического
и
ритмического рисунка
песни
(направление
движения,
поступенное
движение,
скачки,
повторы,
остановки
кульминации).
Пение с ручными
знаками,
тактированием.
Интонационнослуховые упражнения
с
применением
наглядных
моделей
(рука — нотный стан,
столбица и др.).
Составление
исполнительского

II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

III

№
1

I
1.1
1.2
1.3
1.4

Вокально-хоровая работа
Работа над репертуаром
Народная песня
Современные
произведения
Классика
Пение
учебнотренировочного материала
Распевания
Импровизация

темп
(медленный,
средний, быстрый);
знакомство
с
обозначениями темпа
динамика – нюансы;
агогика
(фермата),
тембр,
штрихи:
закрепление
ранее
изученных приемов
звуковедения
при
пении; фразировка.
Дирижерский жест:
фермата.
Анализ музыкального
произведения.
Музыкальная форма:
двух и трехчастная
форма. Одноголосие,
двухголосие.

1
3
3
6
7
3
3

плана песни с опорой
на нотный текст.
Чтение
с
листа
хоровых
партитур:
разучивание
произведений
по
партитурам, чтение с
листа
несложных
попевок, вокальных
упражнений и т.д.
Пение
без
сопровождения
несложных
произведений
(русских
народных
песен) (a capella).
Пение двухголосия с
аккомпанементом;
пение не сложных
двухголосных
произведений
без
сопровождения.
Работа с солистами
пение
хоровых
произведений
с
солистами; работа над
развитием сольного
голоса в условиях
коллективного пения.
Слушание
музыки.
Беседы
и
размышления о ней.

Концертная деятельность
Итого:

2
34
Учебно-тематический план
Третий год обучения
Содержание
Виды деятельности
Название
разделов
и Количество
обучающихся
тематика занятий
часов
История хорового Музыкальная
Вводное
занятие.
1
искусства. Техника викторина.
Ознакомление учащихся с
безопасности
правилами пения и охраны
голоса.
Хоровое сольфеджио
Музыкальная грамота
Вокальные упражнения
Работа над многоголосием
Чтение нот

2
1
2
1

Фразировка.
Нюансировка:
многообразие
агогических
динамических
возможностей
исполнения
произведения.

Работа с солистами:
пение
хоровых
произведений (2-х и 3и х
голосных)
с
солистами; чтение с
листа
хоровых
партитур:
свободно
чтение
хоровой

II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

Вокально-хоровая работа
Работа над репертуаром
Народная песня
Современные произведения
Классика
Пение
учебнотренировочного материала
Распевания
Импровизация

1
4
5
5
5
3
4

Анализ
музыкального
произведения.
Музыкальная
форма:
сложная
(рондо):
более
глубокий
анализ
музыкального
произведения;
разбор тонального
плана,
ладовой
структуры,
гармонической
канвы
произведения.

партитуры с листа;
слушание
музыки,
беседы
и
размышления о ней:
воспитание
умения
слушать и понимать
музыку, беседовать о
ней;
устойчивое
интонирование
одноголосного пения
со
сложным
аккомпанементом;
владение
навыками
пения
без
сопровождения;
навыки
пения
двухголосия
с
аккомпанементом;
пение более сложных
двухголосных
произведений
без
сопровождения;
распевание,
различные
виды
вокализации;
пение
гамм, упражнений на
различные интервалы;
работа над развитием
певческого голоса и
слуха.

Концертная деятельность
2
Итого:
34
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
III

Обучение программе «Звонкие голоса» направлено на достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
1) чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора,

шедевров

музыкального

наследия

русских

композиторов,

различных

направлений современного музыкального искусства России;
2) умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, их понимание и
оценка;
3) умение ориентироваться в культурном мн6огообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы и города;
4) уважительное отношение к культуре других народов; сформированность этетических
потребностей, ценностей и чувств;

5) развитие мотивов учебной деятельности и личного смысла участия; овладение навыками
сотрудничества с учителями и сверстниками;
6) реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)
музицирования при воплощении музыкальных образов.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
курсу «Звонкие голоса» являются:
1) овладение способностями принимать или сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов, определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;
4) продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальнотворческих задач на занятиях;
5) освоение форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
6)

овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по курсу
«Звонкие голоса» являются:
1) формирование общего представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
2) формирование общего представления о музыкальной картине мира;
3) знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
4) формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкальнотворческой деятельности;
5) умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений;
понимать содержан6ие произведений разных жанров и стилей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».