1. Пояснительная записка
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №12 обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями от 18.06.2022 Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 569);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями от 18.06.2022 Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 568);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413».
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования.
Нормативно-правовая и документальная основа программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями от 18.06.2022 Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 568);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858 г.
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021№ 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2021 №032161 «О направлении методических рекомендаций»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационнометодическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования»);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20);
Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской
Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования» от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(СанПиН 1.2.3685-21).
Внеурочная (внеучебная) деятельность соответствует требованиям ФГОС:
деятельность учащихся организуется в целях формирования единого
образовательного пространства общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ
№12 для повышения качества образования и реализации процесса становления
личности в разнообразных развивающих средах;
внеурочная
деятельность
является
равноправным,
взаимодополняющим
компонентом основного образования;
план внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности для каждого обучающегося по его
выбору;
внеурочная деятельность предназначена для педагогически целесообразной
занятости детей в их свободное (внеурочное) время, часы, отводимые на
внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, с согласия
родителей (законных представителей);
внеклассная работа в МАОУ СОШ №12 ведется с помощью единой системы
воспитания, управления и развития, построенной на демократических принципах,
использующей различные формы и виды детского и молодежного общения, в том
числе такие как, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
дискуссии, школьные образовательные лагеря, олимпиады, конкурсы,
соревнования, естественно-научные исследования, общественно полезные
практики, классные часы и т.д.
Структура внеурочной деятельности определяется целями и задачами
дополнительного образования детей в МАОУ СОШ №12, количеством и направленностью
реализуемых дополнительных образовательных программ.
Цель и задачи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности:
1. Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации
личности ученика - личности психически и физически здоровой, духовной и
свободной, социально мобильной, формирование «полного человека» (по В.И.
Слободчикову) в современном обществе.
2. Создание условий для глубокого освоения образовательных программ.
Обеспечение динамики индивидуального развития каждого ученика.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей в 2024 2025
учебном году в МАОУ СОШ №12 являются:
Обеспечить знание и понимание культурных и духовно-нравственных традиций
русского народа, сформировать духовно-нравственные ориентиры на основе
традиционных христианских ценностей, воспитать чувство патриотизма,
сопричастности к героической истории Российского государства, сформировать
активную гражданскую позицию.
Сделать ценностный аспект важнейшей составляющей деятельности каждого
педагога во внеурочной работе.
Увеличить долю школьных мероприятий с разновозрастными коллективами,
диалоговой общностью и личностными задачами.
Создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности.
Повысить интерес учеников к изучению предметов естественно - научного цикла
через углубление содержания программ.
Создать условия для воспитания здоровой, счастливой, свободной,
ориентированной на труд личности. Приобщать к труду - генеральные субботники,
уборка территории школы.
Воспитывать у детей уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям через внеклассные мероприятия, экскурсии на производства.
Развивать у детей и их родителей экологическую культуру, бережное отношение к
родной земле, природным богатствам России и мира.
Воспитывать в детях умение совершать правильный выбор в условиях возможного
негативного воздействия информационных ресурсов - через классные часы,
дискуссии, круглые столы.
Формировать внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей
социальной действительности - через круглые столы, дебаты, проекты, акции.
Развивать сопереживание и формировать позитивное отношения к людям, в том
числе ветеранам ВОВ, труженикам тыла, пожилым людям. Взять под опеку
одиноких нуждающихся пенсионеров района Хромпик.
Формировать внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей
социальной действительности через мероприятия: дискуссии, круглые столы,
конференции, проектная работа, благотворительная акция.
А также задачи:
Обучающие
Развитие познавательного интереса, включение учащихся в разностороннюю
деятельность.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от
учёбы время.
Приобретение определенных знаний, умений по видам деятельности,
предусмотренных данной программой.
Развитие мотиваций к следующим видам деятельности: спортивной,
интеллектуальной, эстетической, патриотической, социальной.
Освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе
современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в
условиях решения жизненных задач.
Воспитательные
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, старшими, родителями в решении общих проблем.
Воспитание
трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования
здорового образа жизни.
Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально ценностного
позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению.
Развивающие
Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности.
Развитие личности школьника, его творческих способностей.
Формирование потребности в самопознании.
Организационные
Создание условий для эффективной реализации основных целевых
образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся
совместно с общественными организациями, ЦДТ, спортивной школой, школой
искусств, библиотеками, семьями учащихся.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы
в школе.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
2. Содержание внеурочной деятельности
Принципы организации внеурочной деятельности
Принцип гуманистической направленности. В максимальной степени учитываются
интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и
проявления индивидуальности и субъектности школьников.
Принцип вариативности. Культивируется широкий спектр видов (направлений),
форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для
детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней,
осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности,
поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают
развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и
коллективным жизнетворчеством.
Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной
деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении
успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно
значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников,
членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального
окружения учебного заведения.
Принцип социального заказа.
Принцип целостности.
Принцип личностно - деятельностного подхода.
Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).
Основные направления и ценностные основы внеурочной деятельности
Программа организации внеклассной деятельности состоит из программ курсов
внеурочной деятельности, в рамках которых реализуются следующие направления
деятельности:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно-нравственное
- Социальное
- Общеинтеллектуальное
- Общекультурное
- Проектно-исследовательское.
Рабочие программы по всем направлениям созданы на основе примерных
программ. Авторы рабочих программ классные руководители и учителя – предметники.
Спортивно-оздоровительное направление
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на
ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования.
Основные задачи:
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
• использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных
психологических и иных особенностей;
• развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Данное направление в 2024-2025 учебном году реализуется посредством
соревнований, Дней здоровья, конкурсов.
Духовно-нравственное и социальное направления
Цель направлений - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов
общества; активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному
освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в
формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для
эффективного взаимодействия в социуме.
В основу работы по данным направлениям положены ключевые воспитательные задачи,
базовые национальные ценности российского общества.
Основными задачами являются:
• формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся
гражданской идентичности;
• воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России;
• приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или
социокультурной группы;
• сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
• последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности;
• формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
• формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать
отношения в социуме;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование основы культуры межэтнического общения;
• формирование отношения к семье как к основе российского общества.
Данные направления реализуются посредством программ внеурочной
деятельности: «Разговоры о важном», «В мире профессий», «Я – гражданин». По итогам
внеурочной деятельности проводятся конкурсы, выставки, ролевые игры, тестирование,
социальные проекты, научно-практическая конференция.
Общеинтеллектуальное направление
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основными задачами являются:
• формирование навыков научно-интеллектуального труда;
• развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
• формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной
деятельности;
• овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени
основного общего образования.
Направление реализуется программами: «Функциональная грамотность»,
«Готовимся к ОГЭ по химии», «Готовимся к ЕГЭ по биологии», «Готовимся к ЕГЭ по
химии», «Готовимся к ЕГЭ по обществознанию».
По итогам работы в данном направлении проводятся олимпиады, конкурсы,
выставки, защита проектов и их демонстрация.
Общекультурное направление
Воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей
культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными
ценностями
отечественной
культуры,
нравственно-этическими
ценностями
многонационального народа России и народов других стран – цель общекультурного
направления.
Основными задачами являются:
•
формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
•
становление активной жизненной позиции;
•
воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности: «Секреты
вашего здоровья».
Результатами работы становятся концерты, конкурсы, выставки, защита проектов и
их демонстрация.
Проектно-исследовательское направление
Данное направление обеспечивает требования Стандарта к организации системнодеятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы
обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в
процессе достижения личностно значимой цели. Программы направлены на развитие
творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры
исследовательской и проектной деятельности.
Основными задачами являются:
• формирование позитивной самооценки, самоуважения;
• формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;
• формирование способности к организации деятельности и управление ею;
• формирование умения решать творческие задачи;
• формирование умения работать с информацией.
Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности «Проектная
деятельность».
Результатами работы становятся защита проектов и их демонстрация на научнопрактических конференциях.
План внеурочной деятельности предусматривает распределение обучающихся по
возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ
внеурочной деятельности, реализует индивидуальный подход в реализации внеурочной
деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Таким образом, план внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества
образования,
обеспечивает
развитие
личности
обучающихся,
способствует
самоопределению обучающихся в выборе дальнейшего профиля обучения с учетом
возможностей педагогического коллектива.
Направления
Название модуля, спецкурсов
5а класс
СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ «Разговоры о важном»
СОЦИАЛЬНОЕ
«В мире профессий»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ «Функциональная грамотность»
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
Итого:
«Культура речи»
Количество
часов в неделю
1
1
1
1
4
5б класс
СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
Итого:
«Разговоры о важном»
«В мире профессий»
«Функциональная грамотность»
«Культура речи»
1
1
1
1
4
6а класс
СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ
«Разговоры о важном»
«В мире профессий»
1
1
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ «Функциональная грамотность»
1
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
Итого:
3
7а класс
СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ «Разговоры о важном»
СОЦИАЛЬНОЕ
«В мире профессий»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ «Функциональная грамотность»
1
1
1
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
Итого:
3
8а класс
СПОРТИВНО-
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ «Разговоры о важном»
СОЦИАЛЬНОЕ
«В мире профессий»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ «Функциональная грамотность»
1
1
1
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
Итого:
3
8б класс
СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ «Разговоры о важном»
СОЦИАЛЬНОЕ
«В мире профессий»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ «Функциональная грамотность»
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
Итого:
9а класс
СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ «Разговоры о важном»
СОЦИАЛЬНОЕ
«Я - гражданин»
«В мире профессий»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ «Готовимся к ОГЭ по химии»
«Функциональная грамотность»
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
«Секреты вашего здоровья»
ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
Итого:
Проектная деятельность
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
7
9б класс
СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ
«Разговоры о важном»
«Я - гражданин»
«В мире профессий»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ «Готовимся к ОГЭ по химии»
«Функциональная грамотность»
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
«Секреты вашего здоровья»
ПРОЕКТНОПроектная деятельность
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
Итого:
10 класс
СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ «Разговоры о важном»
СОЦИАЛЬНОЕ
«В мире профессий»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
Итого:
Проектная деятельность
1
3
11 класс
СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ «Разговоры о важном»
СОЦИАЛЬНОЕ
«В мире профессий»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ «Готовимся к ЕГЭ по химии»
«Готовимся к ЕГЭ по биологии»
«Готовимся
к
ЕГЭ
обществознанию»
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
ПРОЕКТНОПроектная деятельность
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
Итого:
по
1
1
1
1
1
1
6
Условия для самореализации обучающихся
№
п/п
Виды деятельности
1.
Игровая
2.
Гражданско-патриотическое
направление
3.
Духовно – нравственное
направление
4.
Художественно-эстетическое
творчество
5.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Формы работы
КВН, игровые паузы, игры в зале
и на свежем воздухе, деловые
игры, ролевые игры и т.д.
Музейные
уроки,
акции
«Милосердия», классные часы,
встречи с ветеранами ВОВ,
тружениками тыла, участие в
митингах.
Экскурсии, конкурсы, социальные
проекты.
Библиотечные уроки, выставки
детских рисунков, работ по
батику, поделок и творческих
работ учащихся, беседы по
культуре поведения и речи,
театрализованные праздники в
классе,
школе,
участие
в
конкурсах, выставках детского
творчества эстетического цикла на
уровне школы, района, области,
спектакли, работа над групповым
проектом.
Походы, выездные экскурсии, Дни
здоровья,
подвижные
игры,
внутришкольные
спортивные
соревнования; беседы по охране
здоровья; применение на уроках
игровых моментов, лекторские
беседы по пропаганде здорового
Охват
обучающихся
(в т.ч. от
общего кол-ва)
5-11 классы
5-11 классы
5-11 класс
5-11 классы
5-11 классы
образа жизни.
6.
7
8.
9.
Досугово - развлекательная Праздники, конкурсы, викторины,
деятельность
фестивали
Трудовые
десанты,
сбор
макулатуры, субботники, работа
Трудовая деятельность
на
пришкольном
участке,
разведение комнатных растений,
проведение социальных акций.
Благотворительные
акции,
социально значимая волонтерская
Социальное направление
деятельность,
ярмарка
кружководов,
социальные
проекты, экскурсии.
Олимпиады,
интеллектуальные
Общеинтеллектуальное
игры, конкурсы, лабораторные
направление
работы.
5-11 классы
5-11 классы
5-11 классы
5-11 классы
Содержание воспитательной деятельности
В основе содержания воспитательной работы внеурочной деятельности лежит
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Образовательным
учреждением
гарантируется
использование воспитательного
потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение
обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным
особенностям деятельность, направленную на:
1. формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности
к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе
развития программ патриотического воспитания детей;
2. ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах,
происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной
позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
3. развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
4. развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
5. формирование трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии,
стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
6. формирование экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к
природе, людям, собственному здоровью;
7. эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том
числе литературного, музыкального, художественного, театрального и
кинематографического;
8. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и
культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию
российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
9. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
10. создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве
мира и общества;
11. формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему
здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
12. воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
13. формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности
трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным
видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей;
14. развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
15. развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к
родной земле, природным богатствам России и мира;
16. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии;
17. развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных
духовно-нравственных ценностей;
18. развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую,
трудовую, общественно полезную, художественно - эстетическую, физкультурноспортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования
потенциала системы дополнительного образования детей;
19. создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком,
иностранными языками, навыками коммуникации;
20. знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры;
21. воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного
негативного воздействия информационных ресурсов;
22. поддержку ученического самоуправления и повышение роли обучающихся в
управлении образовательным процессом;
23. создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях российского общества;
24. формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок
личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
3. Планируемые результаты внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности, согласно Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, опирается на систему духовнонравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких
как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в
добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей
и своим Отечеством.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде
деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние
(последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития
личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени основного общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Первый уровень
Второй уровень
Третий уровень
Школьник знает и понимает Школьник
ценит Школьник самостоятельно
общественную жизнь
общественную жизнь
действует в общественной
жизни
Приобретение школьником Формирование позитивных Получение
школьником
социальных знаний (об отношений школьников к опыта
самостоятельного
общественных нормах, об базовым
ценностям социального действия.
устройстве общества, о общества (человек, семья,
социально одобряемых и Отечество, природа, мир,
неодобряемых
формах знание, труд, культура).
поведения в обществе и
т.п.), понимание социальной
реальности и повседневной
жизни.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о
технике безопасности при занятии спортом, о способах и средствах самозащиты; о
принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о
российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о русских народных
играх; о народных танцах, о правилах конструктивной групповой работы; об основах
разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о
способах организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска,
нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его
людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к
труду, к другим людям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивнооздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и
организации их досуга; опыта волонтёрской деятельности; опыта самообслуживания,
самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта
управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет
свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.
Идеальная модель выпускника - высоконравственный человек, воспитанный на
традициях отечественной культуры, способный стать автором своей жизни, собственных
побед и достижений.
Стать автором — это значит:
иметь собственное мировоззрение, постоянно стремиться к нравственному
совершенству;
уметь ставить перед собой цели и достигать их;
быть свободным в своем выборе и нести ответственность за принятое решение;
уметь вести диалог с другим человеком, Миром и собственным «Я».
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между
общественными и политическими событиями;
сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание
основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять
им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
исследовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Коммуникативные результаты
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения
и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми.
Познавательные результаты
владеть основами реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
владеть основами ознакомительного, творческого, усваивающего чтения.
Прогнозируемые результаты:
1. внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости
детей;
2. улучшение психологической и социальной комфортности в едином
воспитательном пространстве;
3. укрепление здоровья воспитанников;
4. развитие творческой активности каждого ребёнка;
5. укрепление связи между семьёй и школой.
4. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Эффективность внеурочной деятельности зависит от качества программы по её
модернизации и развитию и уровня управления этой программой.
Управление реализацией программы
Управление реализацией программы осуществляется через планирование, контроль и
корректировку действий.
Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:
организация работы с кадрами;
организация работы с ученическим коллективом;
организация работы с родителями, общественными организациями, социальными
партнёрами;
мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора,
обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации
внеурочной деятельности по следующим критериям:
рост социальной активности обучающихся;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как
сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей,
креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и
нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к
окружающему миру (уровень воспитанности);
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3. Анкетирование родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости
воспитательными мероприятиями;
4. Анкетирование родителей в рамках внутришкольного контроля;
5. Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность, как на
базе школы, так и вне ОУ;
6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных
отношений;
7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и
проектах различного уровня.
5. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
конкретное планирование деятельности;
кадровое обеспечение программы;
методическое обеспечение программы;
педагогические условия;
материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
учителя-предметники.
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
Задачи
Подготовка педагогических кадров к работе
с
обучающимися
во
внеурочной
деятельности
Повышение методического уровня всех
участников воспитательного процесса
Обеспечение комфортных
работы педагогов
условий
для
Активизировать вовлеченность педагогов
по внеурочной деятельности в систему
общешкольных мероприятий
Мероприятия
Индивидуальные
собеседования
преподавателями - предметниками
с
Семинары с психологами, специалистами
внешкольных учреждений.
Семинары-практикумы, мастер-классы с
целью
обмена
передовым
опытом,
накопленным в школе у педагогов.
Проведение семинаров, круглых столов по
реализуемым программам.
Изыскать
возможности
материального
поощрения руководителей объединений
внеурочных занятий.
Организация и проведение общешкольных
мероприятий.
Годовое планирование воспитательной
работы с учётом возможностей педагогов.
и экспертиза занятости учащихся во
Научно-методическое обеспечение
внеурочное время.
методические пособия,
интернет-ресурсы,
мультимедийный блок.
Создать банк методических разработок дел Систематизация
авторских
разработок
школы, мероприятий, событий
педагогов.
Организация обмена опытом педагогов в
рамках сетевого взаимодействия.
Разработать
систему
диагностической Диагностика
запросов
учащихся
на
работы
по
вопросам
досуговой организацию свободного времени.
деятельности учащихся.
Диагностика возможностей школы и
внешкольных учреждений по организации
свободного времени учащихся.
Информирование
педагогического
коллектива о результатах диагностики.
Разработать
систему
мероприятий, Курсы повышения квалификации по
обеспечивающую
воспитательной
и вопросам повышение методического уровня
внеурочной деятельности педагога.
педагогов.
Создать банк методической литературы по Приобретение методической литературы и
организации досуга учащихся.
ее постоянное обновление.
Систематизация методической литературы.
Информирование педагогов о наличии и их
знакомство с содержанием имеющейся
методической литературы.
Создание
материально-технической
базы
организации
внеурочной
деятельности учащихся:
Оснащение кабинетов звуковой и мультимедийной аппаратурой.
Оснащение видеопроекционной аппаратурой.
Оснащение спортивного зала инвентарем.
Оборудование рабочего места педагога.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной
дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной
связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию
ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию
детей;
обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и
педагогической компетентности родителей;
развитие у школьников опыта формального и неформального общения со
взрослыми;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с
детьми.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во
внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям
(содержание сотворчества):
непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной
внеурочной работы с детьми;
развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, проектно исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.