Программа социализации детей мигрантов

Пояснительная записка
Исторически сложилось, что РФ является многонациональным
государством, в настоящее время активно происходят миграционные
процессы. Для приезжающих людей происходит резкое изменение
привычных условий жизни, знакомство с иными традициями, языком,
культурой, что вызывает дискомфорт и трудности не только у взрослых, но и
у детей любого возраста.
Исходя из данных условий обозначается проблема социализации
детей мигрантов к новым для них условиям жизни и социуму, а также
выработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих
оптимальное развитие детей из семей мигрантов и их адаптации.
На основании статистических данных следует, что количество детей
мигрантов в МАОУ СОШ №12 с каждым годом увеличивается. В школе
обучается ежегодно до 20 и более детей из семей мигрантов (это выходцы из
Таджикистана, Узбекистана и др. государств). Дети данной категории при
поступлении в школу имеют языковой барьер, т.к. в семьях часто
разговаривают на родном (не на русском языке) языке, это вызывает
трудности в общении и коммуникации.
Такие обстоятельства обусловили педагогический коллектив
выстаивать работу по двум основным направлениям:
1. Работа с основной численность учащихся по принятию детей
указанной категории, выстраивании уважительных отношений.
2. Работа с учащимися мигрантами (не гражданами РФ) по их
социализации, адаптации, формированию правовой культуры.
Цель программы: социализация и адаптация учащихся мигрантов,
формирование
законопослушного поведения, толерантных установок,
принятия общечеловеческих ценностей, как фундаментальной основы
профилактики правонарушений, различных отклонений в поведении через
создание благополучной окружающей школьной среды, необходимых
условий, оказания помощи во включении в общий образовательный и
воспитательный процесс, в социум.
Задачи:
1. Создание условий для включения детей мигрантов в учебновоспитательную деятельность класса, учреждения.
2. Развитие у детей мигрантов навыков взаимодействия с учащимися и
педагогами, интеграции в общественную жизнь социума.
3. Освоение мигрантами основной образовательной программы.
4. Принятие другими учащимися детей данной категории, выстраивание
взаимных доброжелательных отношений.

Механизм реализации программы включает 5 основных блоков работы
1.
Правовой блок - информирование учащихся и их родителей о нормах
законодательства в отношении несовершеннолетних, о правовом статусе
гражданина (совокупность прав, обязанностей, ответственности и др.), об
ответственности родителей за воспитание детей и др.
2.
Психолого-педагогический блок - проведение мероприятий,
направленных на формирование стрессоустойчивости, сплочение коллектива,
выявление интересов, потребностей учащихся, формирование правильных
жизненных ценностей, эмоционального самоконтроля, толерантных
установок, доброжелательного отношения к окружающим, оказания помощи
и поддержки и т.д.)
3.
Социальной блок - проведение различных социальных и
патриотических акций, совместно значимой деятельности, мероприятий,
исторических экскурсов, оказание различных видов помощи.
4.
Блок безопасности - проведение мероприятий, направленных на
формирование готовности правильно действовать в сложных ситуациях,
предвидеть последствия своих действий, уважительного отношения к своему
здоровью и жизни и окружающих, работа по обеспечению формирования у
учащихся безопасного поведения в сети Интернет и др.
5. Учебный блок - оказание помощи учащимся мигрантам в освоении
основной образовательной программы, изучении русского языка,
организация занятий.
Основные мероприятия
№ Направление
/
деятельности
№
1. Нормативноправовое

Содержание деятельности

Ответственный
Срок выполнения

1.1 Ведение и коррекция банка Социальный
данных об учащихся, не имеющих педагог, классные
гражданство РФ, мигрантов
руководители
Срок-постоянно
1.2. Разработка и утверждение Администрация
локальных актов, издание приказов. Срок:
по
мере
необходимости
1.3.
Обмен
информацией
с
учреждениями и органами системы
профилактики,
Федеральной
миграционной службой и др.

Администрация
Социальный
педагог
Срок:
по
мере
необходимости

2.

1.
Информирование учащихся Социальный
об уголовной и административной педагог, классные
ответственности, о недопустимости руководители
ционное и
в
митингах,
организационно участия
несанкционированных
о
безопасности
содержательное мероприятиях,
работы в интернете и др. через
классные часы, индивидуальные
беседы, (приглашение работников
полиции, использование интернет
ресурсов).
Информа-

2.
Информирование родителей
по
вопросам
родительской
ответственности и обязанностях,
проведение родительских собраний
по
вопросам
профилактики,
формирования у учащихся навыков
безопасного
поведения,
ответственности,
советы
по
выстраиванию детско-родительских
отношений и др.

Классные
руководители
Педагог-психолог
Социальный
педагог

3.
Проведение социометрии в Педагог-психологклассах (опроса, анкетирования) с Срок: раз в год
целью
выявления
отвергнутых
учащихся, проведение психологопедагогической
работы
по
результатам
4.
Мониторинг
социальных
сетей учащихся с целью выявления
признаков
деструктивного
поведения, приятие мер.

Классные
руководители
Срок:
по
мере
выявления

на Педагог-психолог,
классные
руководители
6.Фестиваль «Мы разные, но мы Классные
вместе»,
уроки
толерантности, руководители,
акция «Мы вместе» и др.
заместитель
директора по ВР.
Срок: учебный год
5.Тематические
сплочение класса.

7.

Реализация

тренинги

мероприятий Срок: учебный год

3

школьной программы воспитания,
реализация планов воспитательной
работы классов
Кадровое
и 1.Проведение
Педсоветов,
контрольносовещаний
при
директоре.
диагностическо Рассмотрение
тематических
е
вопросов. Семинары, тренинги для
педагогов.
2.Тематическое
обучение,
повышение
квалификации,
прохождение курсовой подготовки
учителей русского языка, других
педагогов и специалистов.
3.Функционирование
Школьной
службы примирения.
4.Деятельность ППк учреждения.
5.Организация
заседаний
школьного Совета профилактики

Классные
руководители
Администрация
Срок: по
работы

плану

План мероприятий
с учащимися из семей мигрантов и их родителями
№
1

2
3

4

5

Мероприятие
Определение
подготовки для
классе

Срок
Ответственный
уровня При поступлении Классный
обучения в
руководитель,
учителяпредметники,
заместитель
директора по УР
Изучение медицинской карты При поступлении Медицинский
ребенка-мигранта
работник
Предварительная
оценка При
наличии Педагог-психолог
психического здоровья ребенка, согласии
диагностика
родителей
при
поступлении
Организация индивидуальных По запросу
Администрация,
тематических
консультаций
специалисты
для родителей
Усиленное
педагогическое Учебный год
Классные
наблюдение и контроль за
руководители,
учащимся данной категории,
педагог-психолог,

6

7

8

9

10

11

его положением и социальной
ролью в классе.
По результатам проведение
коррекционной
работы,
оказание
психологопедагогической
помощи
и
поддержки
Вовлечение в школьные и Учебный год
классные
мероприятия.
Определение
поручений
и
назначений в классе
Индивидуальные тематические Учебный год
беседы с детьми мигрантами,
развитие
коммуникативных
навыков
Проведение в классах, где
обучаются учащиеся такой
категории
дополнительных
тематических бесед. Групповые
занятия
по
адаптации
и
социализации детей мигрантов
в среду коллектива класса
Организация
занятий
по
русскому языку по специальной
подготовке. Дифференциация в
обучении,
проведение
дополнительных занятий в
области
предметной
подготовки.
Занятия по подготовке к ГИА,
ЕГЭ
Вовлечение
учащихся
в
дополнительное образование,
помощь в организации досуга
(мотивирование на посещение
кружков и секций и др.)

Учебный год

Учебный год
По плану

Учебный год

социальныйпедагог

Классные
руководители,
педагогорганизатор
Классные
руководители,
социальный
педагог, педагогпсихолог
Классный
руководитель,
педагог-психолог

Педагогипредметники

Классный
руководитель,
социальный
педагог, педагогпсихолог,
педагогорганизатор
Организация
психолого- По потребности Классный
педагогического
и запросу
руководитель,
сопровождения учащегося
социальный

12

13

14

15

16

педагог, педагогпсихолог
Организация
психолого- По потребности Классный
педагогического
и запросу
руководитель,
сопровождения семьи
педагог-психолог,
социальный
педагог
Информирование
о Май
Классный
возможностях
организации
руководитель
летнего досуга учащихся
Посещение
по
месту По факту
Классный
жительства
(по запросу)
руководитель
Социальный
педагог
Организация
работы
Педагог-психолог,
специалистов учреждения с по плану
тьютор, логопед,
учащимся.
(При
наличии
социальный
заключения ПМПК выполнение
педагог и др.
рекомендаций)
специалисты
Оказание
помощи
в Учебный год
Классный
выстраивании индивидуального
руководитель
маршрута, помощь в выборе
профессии
Ожидаемые результаты:
Успешная социализация и адаптация данной категории учащихся,
развитие осознанного отношения к своим поступкам, снижение фактов
противоправного поведения и социальной напряженности, включение в
общую жизнь класса, школы, общества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».