Рабочая программа Мир природы и человека 2 А

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПЕРВОУРАЛЬСК
МАОУ СОШ № 12
РАССМОТРЕНО
на ШМО начальных классов
_________________
А.Р. Гафурова

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УР
__________________
А.А. Павлова

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №12
______________________
Н.В. Щербакова

Приказ № 507-од
от «27» августа 2024 г.

Приказ № 507-од
от «27» августа 2024 г.

Приказ № 507-од
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Мир природы и человека»
обучающегося 2 «В» класса
Ожегова Степана
на 2024/2025 учебный год

г. Первоуральск, 2024 г.

Пояснительная записка
I. Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказа
Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» (вариант 1);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
1);
Учебной программы по предмету «Мир природы и человека». Программы
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-е издание/ под
редакцией И. М. Бгажноковой – Москва, 2013 год – допущенной Министерством
образования РФ.
II. Цель предмета «Мир природы и человека»: углубление сведений, раскрывающих
причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и
состояниями природы. Основной задачей второго года обучения по программе «Мир
природы и человека» является пропедевтика обучения предметам естествоведческого
цикла.
Основные задачи предмета «Мир природы и человека»:
- уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые
знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к
условиям внешней среду;
- выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
- формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края;
- формировать знания обучающихся о природе своего края;
- формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности
человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.
Для организации уроков «Мир природы и человека» важно предусмотреть:
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий
особенности развития каждого ребенка;
психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и
двигательной активности);
- комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует
стимулировать все действующие сенсорные системы);
- связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребенка и окружающих его
людей.
Характеристика предмета: основным методом обучения является беседа. Главным
компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо
использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры
на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др. На

экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной
обстановке. Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний
и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная
основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной
школы. Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых
детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно
углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие
связи между объектами, явлениями и состоянием природы
На уроках происходит обучение способности видеть, сравнивать, обобщать,
конкретизировать, делать элементарные выводы.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В процессе создания программы учтены индивидуальные особенности и
возможности обучающихся, установлен индивидуальный объём требований к усвоению
учебного материала.
К концу обучения, обучающиеся 2 класса должны иметь представления:
- о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;
- о растениях сада и огорода, их отличии;
- о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних
животных;
- о роли питания в жизни человека;
- о гигиенических правилах;
- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека
- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Мир природы и человека»
на конец обучения во 2 классе обучающиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
- называть изученные объекты и явления природы;
- различать 2-3 комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними;
- различать наиболее распространенные фрукты и овощи;
- различать домашних и диких животных, рыб;
- различать признаки времен года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления природы;
- различать 3-4 комнатных растения, называть их части, осуществлять уход за
комнатными растениями;
- различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как
используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки и образ жизни;
- различать элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни
живой и неживой природы.
IV. Объём и сроки изучения учебного предмета: 68 часов в год, 2 часа в неделю, 34 уч.
недели.
V. Формы контроля: устный фронтальный опрос, индивидуальные и (или) групповые
практические задания, письменные и практические работы, контрольные работы за
четверть и год.

Раздел «Сезонные
изменения в живой
и неживой
природе».

Количество
часов

Раздел

Содержание разделов

12

Раздел
«Растения и
животные в
разное время
года».

17

Раздел «Труд
человека в
разное время
года».

12

Программное содержание

Планируемый результат образования
Академический компонент
Жизненная
компетенция
Базовые учебные
Предметные
Личностные
действия
результаты
результаты

Формирование представлений о смене времен года в
связи с изменением положения солнца. Долгота дня
и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен
года, названия месяцев. Наблюдения за изменением
положения солнца в течение суток: утро, день,
вечер, ночь. Формирование представлений о
явлениях и состояниях неживой природы.
Наблюдения за погодой, словесное описание.
Наблюдения за растениями в разное время года.
Увядание трав, появление травы, цветов.
Наблюдения за птицами в разное время года.
Животные и рыбы в разное время года (питание,
сон, поведение, внешний вид).

Знать: названия
времен года,
признаки, названия
частей суток.

Уметь описать время
года, назвать время
года, месяц на
конкретный момент
времени.

Воспитывать
бережное
отношение к
природе.

Знать: времена года,
явления природы.
Иметь представление:
о сезонных
изменениях в жизни
растений, животных.

Уметь: вести
наблюдения за
птицами, травами,
животными в разное
время года,
описывать

Воспитывать
наблюдательность
за явлениями в
природе,
происходящим
вокруг.

Работа в саду и огороде. Поведение человека во
время грозы, дождя. Детские игры в природе,
предупреждение травм.

Знать: понятия «Сад»,
«Огород», несколько
детских игр на
природе.

Уметь: выполнять
правила безопасного
поведения при грозе,
во время дождя, во
время игр.

Воспитывать
умение
организовывать
совместный отдых,
игры на природе.

Вода. Простейшие свойства воды. Первичные
представления о температуре, о термометре как
приборе для измерения температуры. Вода горячая
и холодная. Значение воды для животных, растений,
человека. Вода в природе :дождь, снег, лёд; река,
озеро (пруд), болото.

Знать: простейшие
свойства воды, где
она есть.
Иметь представление:
о значение воды для
жизни растений,
животных, человека.

Уметь: различать
холодную и горячую
воду, переливать
воду из одной
емкости в другую.

Воспитывать
бережное
отношение к
питьевой воде, к
воде в водоемах
родного края.

20

Комнатные растения. Части растений. Уход за
комнатными растениями. Сад. Фрукты. Огород.
Овощи. Уход за садом и огородом.
Сравнение домашних и диких животных. Питание,
внешний вид, обитание, повадки. Отношение
человека к животным.
Рыбы. Среда обитания, корм, внешний вид. Польза
рыболовства и охрана рыбных угодий.
Человек. Гигиена тела человека, закаливание.
Органы пищеварения. Значение овощей и фруктов
для правильного питания человека. Пища, режим
питания.

Знать: комнатные
растения, домашних и
диких животных, рыб,
овощи и фрукты.(3-4
названия)

Уметь: ухаживать за
домашними
животными (кошка,
собака), ухаживать
за комнатными
растениями,
выполнять режим
питания;
заботиться о своем
здоровье (гигиена
тела, осанка).

Воспитывать
гуманное
отношение к
природе, к
животным и
птицам, растениям.
Формировать
умения сохранять и
укреплять свое
здоровье.

Раздел «Живая природа.
Растения. Животные.
Человек».

Раздел «Неживая
природа».

7

Иметь представление:
о роли питания в
жизни человека;
о гигиенических
правилах;

№
п/п

№ урока в
четверти

Календарно-тематическое планирование
Тема

Домашнее задание

Дата

1

1

1 четверть
Долгота дня. Влияние солнца на смену времен года.

Рабочая тетрадь С. 3 ответить на вопросы .

2

2

Сутки: утро, день, вечер, ночь.

Рабочая тетрадь С. 4, ответить на вопросы.

3

3

Долгота дня летом.

Учебник С. 9, ответить на вопросы.

4

4

Долгота дня зимой.

Рабочая тетрадь. С 5 , выполнить задания.

5

5

Времена года. Осень. Признаки сезона.

Рабочая тетрадь с 6, ответить на вопросы

6

6

Занятия людей осенью.

Рабочая тетрадь с 11, Ответить на вопросы.

7

7

Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Записать в тетради осенние месяцы.

8

8

Растения осенью. Листопад.

Приготовить чай из трав или сушеных ягод.

9

9

Животные осенью.

Рабочая тетрадь с.9 ответить на вопросы.

10

10

Неживая природа. Вода

Рабочая тетрадь с. 28 ответить на вопросы.

11

11

Учебник, часть 1, с. 63 ответить на вопросы

12

12

Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для
измерения температуры.
Температура воды. Вода горячая и холодная.

13

13

Вода в природе: дождь, снег, лёд.

Учебник, часть 1, с. 66ответить на вопросы.

14

14

Вода в природе: река, озеро (пруд), болото.

Учебник, часть 1, с. 68 выполнить опыт.

15

15

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Учебник, с. 69-70, читать.

16

16

Лабораторная работа №1 «Температура воды».

Рабочая тетрадь с 29.ответиь на вопросы.

17

1

Живая природа. Растения. Строение растений.

Подписать части растений.

18

2

Части растений.

Учебник, часть 2,с 7 ответить на вопросы.

19

3

Жизнь растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

Нарисовать листья березы, тополя, дуба.

Учебник, часть 1, с. 64 прочитать стих -е

2 четверть

20

4

Растения светолюбивые и теневыносливые.

Выполнить рисунок «Любимые цветы».

21

5

Комнатные растения.

С. 14 ответить на вопросы.

22
23

6
7

Лабораторная работа №2 «Уход за комнатными растениями».
Огород. Овощи.

Выполнить рисунок «Кактус».
Выполнить задание в рабочей тетради, с.21.

24

8

Сад. Фрукты.

Выполнить рисунок «Фрукты».

25

9

Овощи и фрукты питании человека.

Сравнить сад и огород с помощью таблицы.

26

10

Уход за растениями сада и огорода.

с. 31 ответить на вопросы

27

11

Животные. Животные дикие и домашние.

28

12

Кошка и рысь.

Рабочая тетрадь, с. 44. С 33 ответить на
вопросы.
Рабочая тетрадь, с. 45. записать отгадку.

29

13

Породы кошек.

Рабочая тетрадь с 47 записать отгадку

30

14

Собака и волк.

С. 42 ответить на вопросы.

31

15

Породы собак

С.46 ответить на вопросы.

32

1

Отношение человека к животным.

Заполнить таблицу.

33

2

Рыбы. Внешний вид, среда обитания.

С.49 ответить на вопросы.

34

3

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий

С. 50 ответить на вопросы

35

4

Зима. Признаки сезона. Экскурсия.

Заполнить таблицу, рабочая тетрадь, с. 12.

36

5

Растения зимой.

37

6

Животные зимой.

Выполнить рисунок, С 32 ответить на
вопросы.
Отгадать загадки рабочая тетрадь, с. 15.

38

7

Занятия людей зимой, забавы детей зимой.

Раскрасить рис. «Зимние забавы детей»,с 36.

39

8

Птицы зимой. Забота о животных и птицах зимой.

40

9

Человек.

Выполнить кормушку с родителями,
принести крупу для птиц.
Рабочая тетрадь с 50 выполнить задание 1,2.

41

10

Гигиена тела человека.

Повторить правила гигиены. С 54.

42

11

Органы пищеварения.

Повторить названия органов пищеварения. С
55.

3 четверть

43

12

Питание человека.

Раскрасить рисунок «Продукты питания».

44

13

Продукты питания человека.

С. 59 ответить на вопросы.

45

14

С. 61 ответить на вопросы.

46

15

Приготовление еды.
Польза овощей и фруктов. Правила употребления в пищу.

47

16

Правила питания.

С. 63 прочитать стихотворение и ответить на
вопросы.
С. 67 прочитать правила питания.

48

17

Профилактика пищевых отравлений.

Рабочая тетрадь с 54,ответить на вопросы.

49

18

Здоровье человека, закаливание.

Заполнить таблицу.

50

19

Весна. Признаки сезона.

Рабочая тетрадь с .17, ответить на вопросы.
4 четверть

51

1

Наблюдение за растениями весной. Экскурсия.

Выполнить рисунок «Береза».

52

2

Деревья весной: тополь, береза, дуб, сирень

Рабочая тетрадь с. 18 выполнить задания 1,3

53

3

Животные весной.

54

4

Занятия людей весной Одежда людей весной.

Рабочая тетрадь с. 19 заполнить таблицу. С 47
ответить на вопросы.
Ответить на вопросы.

55

5

Посадка и пересадка комнатных цветов весной.

С. 62-63, прочитать.

56

6

Раскрасить рисунок «Птица».

57

7

58

8

59

9

Насекомые и птицы весной. Прилет птиц.
Рыбы наших водоёмов. Карась. Щука. Внешний вид, среда обитания, питание,
образ жизни.
Лето.
Признаки сезона.
Летние месяцы.

60

10

Изменения в природе летом. (тучи, гроза, гром, молния, тёплые дожди, ливень).

Рабочая тетрадь с. 21отгадать загадку

61

11

Поведение человека во время грозы, дождя.

Выучить правила поведения.

62

12

Растения летом.

С. 54 ответить на воросы.

63

13

Занятия людей летом. Одежда людей летом.

С. 57 задание 1,2

64

14

Животные летом.

С. 56 ответить на вопросы

65

15

Годовая контрольная работа .

Раскрасить рисунок « Рыба».
Рабочая тетрадь с. 21задание 1.
Записать в тетради летние месяцы.

66
67

16
17

Летние цветы.

68

18

Повторение пройденного за год.

Наблюдение за погодой. Экскурсия в парк

Выполнить аппликацию «Полевые цветы».
Заполнить таблицу .

Методическое обеспечение образовательного процесса

Класс
2 класс

2 класс

2 класс

Название учебника
« Мир природы и человека»
Учебник для
общеобразовательных
организаций, реализующих
адаптированные основные
общеобразовательные программы.
2 класс. ФГОС ОВЗ 1 часть.
« Мир природы и человека»
Учебник для
общеобразовательных
организаций, реализующих
адаптированные основные
общеобразовательные программы.
2 класс. ФГОС ОВЗ 2 часть.
« Мир природы и человека»
Рабочая тетрадь
Учебное пособие для
общеобразовательных
организаций, реализующих
адаптированные основные
общеобразовательные программы

Авторы
Н. Б. Матвеева.

Год издания
2024г

Н. Б. Матвеева.

2024г

Н. Б. Матвеева.

2024 г

Литература для учителя
1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
Санкт - Петербург, 2011 год, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой.
2. Аксенова З.Ф «Войди в природу другом» тц «СФЕРА» Москва 2008г.
3. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии» «Академия развития» Ярославль
4. Брыкина Н.Т. Нестандартные интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва «ВАКО» 2004г.
5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет тц .«Учитель» Воронеж 2004 г.
6. Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает природу 2-3 классы изд. «Учитель» Волгоград 2004г.
7. Лоболина Н.В Экологическое воспитание в начальной школе изд. «Учитель» Волгоград 2006г.
8. Маханева М.Д Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста Москва, изд. «Аркти» 2004
9. Мирилова Т.Л. Экология. Нестандартные занятия для подготовительной группы д/с. изд. Корифей Волгоград.
10. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода».
11. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима».

Литература для обучающихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Потешки и скороговорки.
Сборник загадок.
Русские народные сказки.
Сборник стихов «Времена года».
Как появляется птица.
Как появляется цветок.
Журнал «Свирелька» № 7-11 2008г.
Голоса весеннего леса.

Учебно-методическое обеспечение

1
2
3
4

Дидактические карточки, плакаты
Времена года
7 Дикие животные и их детеныши
Домашние животные и их детеныши
8 Птицы
Режим дня школьника
9 Комнатные растения
Человек. Строение тела человека
10 Растения сада и огорода.
Дикие животные
3 Домашние животные
Птицы
4 Рыбы
Настольные игры
Лото «Кожа, питание, сон»
3 Лото «Дикие животные»
Лото «Животные и птицы»
4
Демонстрационный материал
Муляжи овощи и фрукты
3 Семена растений
Игрушки диких и домашних животных
4 Сюжетные картинки (по сериям на различную тематику)
Техническое обеспечение
Компьютер
2
Презентации
Дикие животные
8 Труд человека в разное время года
Домашние животные
9 Перелетные и зимующие птицы
Подготовка животных к зиме
10 Времена года
Фрукты и овощи
11 Питание человека

5
6
7

« Кто спрятался .Животные»
«Явления природы»
«Органы пищеварения»

1
2
3
4
5
6
1
2
1
2
1

12 « Цветные загадки» Овощи, фрукты.
13 «Лето красное»
14 «Наш огород»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».